Владимирский собор Ставрополь

Адрес: улица Рогожникова, 19/1

Настоятель: митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

Телефон: (8652) 41-33-48

Сайт храма: vladimir-knyaz.cerkov.ru

Святой равноапостольный великий князь Владимир – Креститель Руси

Празднование 28/15 июля

До крещения

Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава, который прославился своими военными походами. Мать Владимира, Малуша, была рабыней, которую Святослав взял в жены против воли матери. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы» с сыном — наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир.

В 972 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, разделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве начал княжить Ярополк, в Древлянской земле — Олег, в Новгороде — Владимир. Тотчас после смерти отца между братьями разгорелась междоусобная война. В борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал в Скандинавию. Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись на Русь с варяжской дружиной, Владимир отвоевал обратно Новгород и с новыми силами пошел на Киев. Город был взят, а Ярополк убит. В результате многочисленных военных походов Владимир подчинил себе крупнейшие города.

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Рядом с княжеским двором были установлены кумиры языческих богов, там же проводились жертвоприношения, в том числе человеческие. Подобные капища были установлены во многих городах Руси.

Крещение

Но Господь готовил князю иное поприще. Обращение Владимира в православную веру митрополит Иларион, младший современник святого, объясняет божественным откровением, подобно тому, которое по пути в Дамаск испытал гонитель христиан Савл: «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения».

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи из Хазарского каганата и византийские богословы. Князь расспрашивал каждого об их вере. Самое сильное впечатление произвел на него православный миссионер, который в заключение своей беседы показал ему икону Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе».

Между тем князь, склоняясь к принятию веры от Византии, не желал умолять своего достоинства перед лицом императора. В то время Византийскую империю сотрясали удары мятежного полководца Варды Фоки, который уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий II и Константин VIII, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Заключили договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое крещение и при этом условии получить руку царевны. Великий князь крестился и направил в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнять свою часть договора.

Возмущенный их лукавством, князь Владимир двинулся со своими войсками в древний Херсонес, византийский порт на Крымском полуострове, завоевал город и выдвинул ультиматум императорам. Его послы прибыли в Константинополь за царевной.

С Анной на Русь прибыли епископы и священники со многими иконами, мощами и богослужебными книгами, еще во времена Кирилла и Мефодия переведенными на славянский язык. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра.

После крещения

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в самом великом князе и во всем русском народе. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русского духа, рождение народа, призванного Богом к невиданным подвигам христианского служения человечеству.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их поставить церкви. Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище было устроено в Новгороде и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев», — говорит летописец.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры. «Больным и нищим доставлял князь бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и пировали, славя Бога».

Святой Владимир правил Русским государством 37 лет (978-1015), из них 28 лет прожил во святом крещении. 15 июля 1015 года Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове.

Его тело было погребено в выстроенной самим князем Десятинной церкви. Мощи положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе рядом с такой же ракой царицы Анны.

Народное почитание равноапостольного князя началось на Руси очень рано, практически сразу после его смерти. Церковное празднование святому было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими рыцарями.

Видео

В храме святого князя Владимира в Ставрополе прошла Божественная литургия

Свой Спецкор

30 июля 2018, 13:14

Поделиться:

Первое богослужение в новом храме приурочили к 1030-летию Крещения Руси. Дату отметили в субботу 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.
В Перспективном районе Ставрополя прихожан принял храм святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Здесь прошла первая Божественная литургия. Службу провёл Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Строительные работы и благоустройство нового храма взяла на себя группа компаний «ЮгСтройИнвест». Компания приобрела 1,5 гектара земли на улице Рогожникова, проложила коммуникации, возвела и благоустроила храм. На все работы ушло меньше трёх лет. Вместимость здания позволяет одновременно посещать службы более 1,5 тысяче прихожан. Храм построен в рамках епархиальной программы «20-20», согласно которой в Ставрополе к 2020 году должно появиться 20 новых храмов.

«Благодарен судьбе, что сотрудники группы компаний «ЮгСтройИнвест» причастны к этому доброму делу. С Божьей помощью православная вера на Ставрополье будет укрепляться и распространяться дальше. А мы со своей стороны сделаем все необходимое, чтобы это благостное место процветало ещё больше», — добавил генеральный директор группы компаний «ЮгСтройИнвест» Юрий Иванов.

Храм обрел законченный вид: на главках золотом сияют купола с крестами, установленные на звонницах колокола, самый большой из которых весит свыше 3,5 тонн. Снаружи стены облицованы белым камнем, их украшает цветная мозаика и искусно выполненная резьба. В ближайшее время начнутся работы над внутренним убранством – иконописцам предстоит расписать стены и свод храма. Украшением стал иконостас, выполненный из белого мрамора – единственный в епархии. За несколько дней до важного события Митрополитом Кириллом храму был присвоен статус собора. В последующем станет центром православного комплекса. Его строительство запланировано на ближайшие годы. Рядом с храмом постоят детский сад на 250 мест, духовно-просветительский комплекс и сквер для отдыха.

  • 1030-летие Крещения Руси
  • Храм святого князя Владимира
  • Югстройинвест
  • ЮСИ

Воинские святыни по-прежнему находятся в столице края.

Фото автора.

Ежедневно в собор Святого равноапостольного великого князя Владимира, где пребывают Главная икона Главного храма Вооружённых Сил России «Спас Нерукотворный» и мощи святых покровителей российского воинства, приходит большое количество ставропольчан и гостей края.

Построенный на частные пожертвования местного предпринимателя Юрия Иванова храм поражает величием и красотой. Облагорожена прилегающая территория, строится здание воскресной школы. Повсюду клумбы с цветами, растения. Тут же фонтан, скульптурные композиции. Для детворы – игровая площадка. Это немаловажно, ведь Владимирский собор находится в молодом, активно развивающемся микрорайоне Ставрополя. Поэтому так много молодёжи среди прихожан.
В широко распахнутые двери храма, сделав лишь небольшую остановку для крестного знамения, то и дело заходят молодые мамы с детишками. Одна из прихожанок – Татьяна Долгополова.
– Мы в этот микрорайон лишь недавно переехали. В храм ходила и будучи беременной. Теперь вот Полиночке уже три месяца, и мы по-прежнему здесь часто бываем, – говорит женщина. – Здесь очень хорошо.
Но сегодня Татьяна чувствует особую благодать. Она попала на богослужение, проведённое у иконы «Спас Нерукотворный». А ещё узнала о том, что в Ставрополе находятся уникальные воинские святыни, которые станут душой возводимого к 75-летию Великой Победы Главного военного храма.
– Прошло очень много времени, а мы помним о святом ратном подвиге наших предков. Я считаю, что это важно, ведь они подарили нам не только свободу, но и жизнь. У меня у самой прадедушка – Фёдор Коростов – воевал. Хоть и смутно, но помню его рассказы о войне. Хочу, чтобы и мои дети уважали своих героических предков, гордились ими.
Схожее мнение и у военнослужащих, которые каждый день посещают этот храм. Один из них – рядовой Владислав Романов, проходящий службу в Ставропольском гарнизоне. Это необычный солдат. В арсенале у парня три высших образования – историческое, юридическое и экономическое.

В Ставрополе находятся уникальные воинские святыни, которые станут душой возводимого к 75-летию Великой Победы Главного военного храма

– Очень важно помнить о войне, рассказывать о ней. В том числе и с религиозной точки зрения. Для того, чтобы ничего подобного не повторилось, чтобы знать историю Отечества и конечно же, чтобы чтить тех, кто участвовал в войне и победил вероломного врага, – говорит Владислав.
Военнослужащего беспокоит, что молодое поколение подчас мало знает о Великой Отечественной войне и не стремится устранить своё невежество.
– Это попросту недостойно наших великих предков, – итожит он беседу.
В храм приходит и личный состав других подразделений. В один из дней в собор Святого равноапостольного великого князя Владимира прибыли новобранцы спецназа ЮВО и бригады управления 49-й армии Южного военного округа. Новоиспечённые военнослужащие получили благословение перед иконой «Спас Нерукотворный». В торжественном богослужении участвовали более 1000 православных верующих, в том числе командование армейского объединения и члены семей защитников Отечества, а также воспитанники кадетских корпусов и терские казаки.
Обращаясь после завершения богослужения к пастве, священник иерей Андрей Чурсинов рассказал об этой святыни, подчеркнув, что лик Господа впервые в полной мере просиял на Куликовом поле. Пребывал Христос с русским воинством и во время других боевых действий.
– Русская православная церковь всегда молится за российское воинство, являющееся охранителем нашего Отечества, народа и веры, – отметил священнослужитель в разговоре с корреспондентом «Красной звезды». – Когда икона Главного военного храма была внесена в наш собор, мне пришла мысль, что сейчас рядом с Господом в едином строю стоит и его небесное воинство, и воинство земное.
Отец Андрей счастлив и просто по-человечески. Его радует мысль о том, что в нашей стране появится не просто ещё один храм, а военный храм, который станет духовным подспорьем военнослужащих Российской армии и местом особого моления за погибших и здравствующих защитников Отечества. А ещё – это символ памяти советских воинов, спасших мир от гитлеровского нацизма.
Среди предков священника немало тех, кто с оружием в руках защищал нашу Родину от порабощения, а веру – от поругания. У уроженца ставропольской станицы Новотроицкой в роду сплошь терские казаки. Память не сохранила имена отважных рубак, но на уцелевших фотографиях многие казаки с «Георгиями» на груди. Наверняка они на протяжении столетий оберегали южные границы России, участвовали в русско-турецких
войнах второй половины XVIII века, в других исторических сражениях. В числе родичей батюшки и те, кто преградил путь немецкой военщине в 1941–1945 годах. Так что, проводя богослужение, священник молится и непосредственно за своих предков.
Напомним, что воинские святыни останутся в Ставрополе до 4 июля. А после этого продолжат путь по Южному военному округу. Им предстоит побывать также в Краснодаре, Адлере, Владикавказе и Астрахани. В этих городах иконе «Спас Нерукотворный» и мощевику великих угодников Божьих также смогут поклониться военнослужащие, члены их семей, гражданский персонал Вооружённых Сил России и все желающие.

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»

Ставрополь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *