Владимирский собор в херсонесе

Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная (построенная в 1914 году А. Мелашко) и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря.

История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира в 1850 году было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви. Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года.

Иннокентий Архиепископ Херсонский и Таврический

Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: «Двух скитов наших — Херсонесского и Инкерманского — как не бывало… Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов».

После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений. Начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм, который 30 апреля 1857 года настоятель Балаклавского монастыря архимандрит Геронтий освятил в честь Семи херсонских епископов-мучеников. Однако строительные работы, которыми руководил купец первой гильдии Петр Телятников, были выполнены некачественно. От сильных ветров и бурь храм начал разрушаться. Поэтому спустя всего лишь три года после постройки его пришлось разобрать до основания и возвести новый каменный. Храм был освящен 2 апреля 1861 года епископом Таврическим Алексием. В нем находилась священная реликвия: часть мощей князя Владимира, хранившаяся в небольшом ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси». Святые мощи были переданы императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца.

В связи с приближением юбилея 900-летия крещения Руси была разработана программа празднования этого события, в котором Херсонесскому монастырю отводилась важная роль. По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А 10 февраля 1858 года было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Г. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М.П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе, на самом возвышенном месте.

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект (его выполнил в пятикупольном варианте К.А. Тон), но помешала война. 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, он производил раскопки и в 1827 году обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

Эта церковь, явно раннесредневекового облика, предхрамовый двор, обнесенный стеной, и главное — два придела по бокам главной алтарной апсиды. Один из них, левый, пристроенный позже, играл роль професиса — жертвенника, а другой, одновременный храму, как и он, покрытый арочными сводами, мог быть баптистерием с переносной купелью, которую и посчитали местом крещения князя Владимира (факт его крещения в Херсонесе ничуть не противоречит древним источникам, называющим и другие места этой церемонии (например, Киев). Князь, скорее всего, повторял обряд неоднократно в целях пропаганды новой религии, введение которой на Руси, как известно, прошло не безболезненно), памятуя единственный ориентир — известные слова автора «Повести временных лет»: «… стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». В наиболее древних, Лаврентьевском и Новгородском первом списках летописи она названа в честь св. Василия, а в более поздних, Ипатьевском — св. Софии, в Радзивилловском — Богородицы, в Новгородском четвертом, Софийском, Воскресенском, в Хронографе и других — св. Иакова. Возможно, такая путаница была порождена не только искажениями позднейших переписчиков, но и тем, что на большой агоре города рядом с крестообразным храмом находились и иные церкви, базилики, общим числом не менее пяти, о которых, разумеется, тоже знали на Руси. Во всяком случае, исходя из рассказа «Житий святых епископов Херсонских», источника, составленного к третьей четверти VI в. кем-то, хорошо знавшим город, вполне уместно полагать, что на главной площади находился каменный столп с крестом, поставленный херсонеситами на месте убиения их первого епископа Василия, и, следовательно, был храм, выстроенный во имя этого святого покровителя города. Крестообразный характер церкви как раз указывает на ее мемориальный характер.

Мнение, что именно эта церковь могла быть той, где крестился Владимир, впервые независимо друг от друга высказали в 1830-х годах швейцарский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере, осматривавший Херсонес, и авторитетный член Одесского общества любителей истории и древностей Н. Мурзакевич. Предположение это, подхваченное на веру как единственно истинное, со временем стало официальным. Вместе с тем, постройка храма св. Владимира должна была иметь значение только символическое. Кроме того, крещальная купель, которую здесь, якобы, нашли, в действительности не могла быть не только в предалтарной, но и в средней части храма. Да и вообще, ко времени Владимира купели имели вид овальных или круглых чаш и были переносными.

С поисками же летописной купели в центральной церкви агоры произошел курьез. В храме находились две могилы рядом. Составитель плана раскопок и строитель собора не показали на плане этих могил. Но рукой Евгения (Отмарштейна), тогдашнего игумена монастыря, тоже подписавшего план, на последнем был начертан квадратик и надписано только одно слово — «водоем». «Водоем» этот и оказался оформлен как «купель», в которой был крещен Владимир.

В. Васнецов. Крещение князя Владимира

Составить проект херсонесского собора поручили известному архитектору, впоследствии ректору императорской Академии художеств, профессору Давиду Ивановичу Гримму (1823-1898), который великолепно справился с заданием, предложив план выдержанного в византийском стиле грандиозного двухэтажного здания в виде креста, увенчанного куполом на высоком барабане. Наружный фасад и план церкви были заимствованы с константинопольской церкви св. Сергия и Вакха, обращенной турками в мечеть.

1861 год стал особенным в истории Херсонесского монастыря. 18 марта Херсонесская Владимирская киновия была переведена в ранг первоклассных монастырей. Утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа 1861 года в честь принятия в 989 году князем Владимиром христианства состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места. Однако воистину «не скоро дело делается»: понадобилось еще 30 лет и более миллиона рублей — громадные по тем временам деньги, — чтобы довести начатое до конца.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Стройное здание собора имело 26 м высоты и представляло собой шедевр архитектурного искусства. Его цоколь сложен из твердого гаспринского мрамора. Кресты, которыми украсили фасад и фронтоны, были исполнены из различных цветных мраморов. Парные окна второго яруса окаймляли колонны с базами и капителями из желтоватого балаклавского полированного мрамора. Даже кровлю и купол храма вместо железных листов покрыли цинком в виде черепицы с прочной запайкой швов. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.

Над внутренней отделкой, поражавшей красотой, богатством убранства и величием, работал академик Ф.И. Чагин. Стены и иконостас нижнего храма в память Рождества Богородицы, где находился главный престол, украшали иконы и другие живописные работы известных русских художников — профессоров В.И. Неффа, И.А. Майкова. На сводах южной и северной сторон храма находились обширные изображения крещения князя Владимира и киевлян работы академика Риса. Над Горним местом в алтаре привлекало внимание изображение Господа Савоафа, исполненное талантливым художником-самоучкой, крестьянином И.Т. Молокиным. Пол, как в древних херсонесских храмах, переливался разноцветной мозаикой, а в центре располагалась самая главная святыня — руины искусственно утолщенной апсиды средневековой крестообразной церкви, прикрытые мрамором. У правого клироса на месте предполагаемой купели стояла мраморная плита с надписью в напоминание о великом князе Владимире, отринувшем идольскую прелесть, просвятившемся святым крещением и озарившем «светом познания Христова землю Русскую». Перед купелью находился аналогий — высокий столик с покатым верхом для возложения мощей св. князя Владимира, часть которых была перенесена в Херсонесский монастырь из дворцовой церкви по повелению императора Александра II. Все это было ограждено низкой и легкой беломраморной решеткой чудной ажурной работы.

Там же, в нижнем этаже, находился придел, освященный во имя св. Богородицы. Здесь главной святынью являлась копия чудотворной иконы Корсунской Божьей Матери, подлинник которой, по преданию, еще при жизни Девы Марии написал в малоазийском городе Эфесе св. апостол Лука, автор Евангелия и один из ближайших учеников Христа. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе. В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилась несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе. Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.

На второй этаж в верхний храм с обеих сторон вели две гранитные лестницы. Он имел три престола: главный — освященный года в честь Св. Владимира, северный — во имя апостола Андрея Первозванного и южный — во имя Св. князя Александра Невского. Верхний этаж храма отличался особым изяществом и был облицован разноцветным мрамором, добытым в Центральной Италии, в далекой солнечной Тоскане и на острове Карарра в Леванте. Из этого же дорогого мрамора были сделаны 54 колонны, на которые опирались арки окон с цветными витражами, а полы украшены мозаикой.

Алтарную апсиду здесь занимало огромное настенное панно «Тайная вечеря», где Христос был изображен во время своей прощальной трапезы с апостолами-учениками. Выполненная академиком живописи А.И. Корзухиным, роспись считалась лучшей работой того времени. Художник рисовал ее не на месте, а в своей студии в Санкт-Петербурге, по оригинальной технологии, на линолеуме, и уже законченной она была закреплена на стене собора, заняв занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Прочие картины, тонкая резьба иконостаса, позолота, мрамор, потоки света, льющегося из окон в основании высокого купола, усиливали впечатление и, по словам очевидцев, делали его незабываемым. Один из них, архиепископ Никанор, издавший в 1907 году описание Херсонесского монастыря, восторженно восклицал: «…поистине, стоящие среди верхнего соборного храма…могут сказать, подобно послам Св. Владимира, бывшим в храме Св. Софии в Царьграде: «Стояще в храме сем на небеси стояти мним». Талантливый художник-самоучка крестьянин И.Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского.

Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. И наконец 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас. Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. В обители строили и другие храмы, 12 апреля 1861 года была освящена каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем — двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник.

В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств для содержания возросшего числа монахов и послушников. Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и ремонт отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914-1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне это экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий.

В Херсонесском монастыре сложилась особая высокодуховная атмосфера, отношения между братией строились на принципах взаимопонимания и поддержки. Особым уважением пользовались архимандриты, их подбирали с особой тщательностью, учитывая высокий интеллектуальный уровень насельников обители.

Монастырь всегда был в центре духовной жизни, его часто посещали представители императорской семьи и царствующих домов Европы. В разное время здесь побывали принц Прусский Альберт, принц Карл Румынский, князь Сербский Милан Обренович, принц Великобритании Альфред герцог Эдинбургский. Щедрые пожертвования высокопоставленных особ стали еще одной статьей доходов монастыря.

Первая мировая война самым печальным образом повлияла на экономическое состояние монастыря. Братии и в более благополучные времена приходилось экономить, теперь же многие монахи и послушники вынуждены были покинуть монастырь. В грозные годы революции и гражданской войны жизнь в монастыре продолжалась. Как и большинство других, Херсонесская обитель оказала поддержку белой армии барона Врангеля, часть монахов покинули Крым вместе с белогвардейцами.

После установления Советской власти жизнь в монастыре продолжала теплиться, хотя ветер перемен старался загасить этот огонек. Из некогда большого числа братии осталось всего восемь человек, остальные разбрелись по большой стране искать лучшей доли. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Все мастерские передали службе социального обеспечения, а прекрасная молочная ферма погибла без должного ухода. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения.

В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще незанятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

В 1924 году по решению Крымского ЦИКа собор был закрыт, как и Херсонесский мужской монастырь, к которому он относился. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года провели кампанию по вскрытию святых мощей. Для этого создали специальную комиссию, в которую вошли священники протоиерей Иоанн Федоров, протоиерей Сухорученко, иеромонах Херсонесского монастыря Августин, врач А. Невский и прихожане Лазарь Ефимович Веревкин и Фома Игнатович Гончаров. Об итогах вскрытия составили официальный акт.

В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников.

В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой — теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало — единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.

Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Правда, в сентябре 1925 года внутрь собора пробрались грабители, они разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма. Он ветшал вместе с древним городом, чья история вызвала его к жизни. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

1942 год

Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма.

1999 год. Храм накануне реставрационных работ

Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. По окончанию первого этапа были проведены все внешние строительные работы: возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, в окнах снова красуются витражи. И 28 июля 2001 года, в день памяти святого равноапостольного Владимира, был освящен и установлен головной крест на куполе возрождающегося собора. К 2006 году были закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л.Д. Кучма.

3 апреля 2004 года освящен главный (верхний) храм собора, восстановленный в соответствии с проектными чертежами XIX века. Храм, как и прежде, впечатляет своим величием и красотой.

11 апреля 2004 года, на Пасху, Свято-Владимирский собор открыт для верующих.

Август 2009 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную литургию в Свято-Владимирском соборе Херсонеса. Авторы фото: С. Власов, В. Ходаков, К. Новотарский

В 2004 году вблизи храма установлен прекрасный памятник святому апостолу Андрею Первозванному, подаренный Киевом.

Есть и памятник равноапостольному князю Владимиру, открытый в 1994 году, однако установлен он почему-то не на территории Херсонеса, а за его пределами — на улице Древней. Автор памятника скульптор В. Клыков свое произведение подарил Севастополю.

Памятники святому апостолу Андрею Первозванному (слева), святому равноапостольному князю киевскому Владимиру (справа)

Внимание посетителей заповедника также привлекает большой сигнальный колокол, установленный между двумя пилонами. К древности никакого отношения не имеет, однако история у него любопытная. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в ноябре 1913 году не без помощи французского консула в Севастополе Л. Ге, французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа».

Сигнальный (туманный) колокол на старинном фото и фото наших дней

Колокол пережил гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола, началась новая жизнь.

При подготовке данного материала были использованы следующие источники:

Хапаев В.В. Памятники Херсонеса. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2005.

Съедин Н.А. Что в имени твоем? О значении крымских названий. — Симферополь: «Оригинал-М», 2008.

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель — Симферополь: «СОНАТ», 2004.

Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Херсонес — Херсон — Корсунь. Путешествия через века без экскурсовода. — К.: Стилос, 2003.

Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. — Москва: «ИСКУССТВО», 1986.

Крым: православные святыни: путеводитель. — Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: «РуБин», 2003.

Херсонес Таврiйський: Фотоальбом / Фото I.М. Радченка. — К.: Мистецтво, 1989.

Севастополь: путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2009.

Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ.

Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. № 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII — нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев.

В кон. 70-х — нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии. В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ (Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».

26 авг. 1785 г. имп. Екатерина II подписала указ, по которому старообрядцам разрешалось селиться между левым берегом Днепра и Перекопом. Согласно ордеру кн. Потёмкина 27 авг. того же года поселенцы получали материальные выгоды и в числе прочего — право на строительство каменных церквей, мон-рей, отправление богослужений по старопечатным книгам. Общину старообрядцев возглавил архим. Иоасаф (Там же. С. 1; Моисеенкова. 1996. С. 199; Бельский. 1999. С. 78). Он род. в 1743 г. в Стародубе Северском, в 1769 г. в Покровском старообрядческом монастыре Новгорода-Северского пострижен в монашество, подвизался на Афоне, в 1781 г. рукоположен во диакона и иерея, в 1782 г. в Иерусалиме патриархом Антиохийским Даниилом возведен в сан архимандрита и направлен в Россию для сбора пожертвований. Синод РПЦ признал Иоасафа в сане архимандрита, наделил его св. миром и Св. Дарами и разрешил к священнослужению для старообрядцев по старопечатным книгам (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5385).

Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г.
Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г.

В 1787 г. архим. Иоасаф прибыл в Екатеринославскую епархию, где представился новому архиерею, архиеп. Екатеринославскому и Славянскому Амвросию (Серебренникову). Поскольку земля под мон-рь уже была выделена близ с. Б. Знаменка, архиеп. Амвросий направил строителя в С.-Петербург для утверждения в настоятельской должности. По возвращении из столицы в том же году архим. Иоасаф подал архиеп. Амвросию прошение на строительство для мон-ря деревянной церкви и келий для братии, на что 31 дек. получил грамоту (Там же. С. 3; Бельский. 1999. С. 79). 18 окт. 1791 г. указом Екатеринославской духовной консистории в С.-Петербурге архим. Иоасаф был утвержден настоятелем в сане игумена, мон. Дорофей возведен в сан иерея, мон. Серапион — в сан диакона для служения в старообрядческом мон-ре.

Первоначально монашествующие обосновались в урочище Карай-Дубина (ныне с. Бережанка Верхнерогачикского р-на Херсонской обл.), но в 1788 г. выяснилось, что эти земли принадлежат кн. Вяземскому. Игум. Иоасаф обратился к большезнаменским поселянам, и те неохотно выделили под строительство мон-ря урочище Мамай-Сурка. В 1790 г. деревянный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен, но в 1792 г. он сгорел. В 1795 г. была возведена новая Корсунская ц. с приделом свт. Иоанна Златоуста, а монастырская часовня обращена в церковь и освящена во имя свт. Николая Чудотворца.

В ордере от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «…вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря… В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» (Мурзакевич. 1848. С. 310). Поскольку место для мон-ря не было удачным ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил катеринославского и таврического ген.-губернатора кн. П. А. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя. Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. самим никопольчанам леса не хватало, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест. Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово, лежащее между землями казенного с. Казачьи-Лагери и дачи полковника Д. М. Куликовского (Бельский. 1999. С. 79).

5 апр. 1796 г. на имя кн. Зубова последовал рескрипт имп. Екатерины II о разрешении перевести К. м. на более удобное место с выделением 3 тыс. дес. земли. 30 окт. в подтверждение правительственных распоряжений игум. Иоасаф получил от митр. Екатеринославского и Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) грамоту на перемещение обители на новое место и построение храма свт. Николая Чудотворца. 8 февр. 1797 г. уездный землемер В. Писемский отмежевал на участке Фроловой дачи 3 тыс. дес. удобной земли для хозяйствования и 2447 дес. и 775 саж. неудобной земли — прилегающих плавней, и 14 марта того же года эта земля вместе с планом и межевыми книгами была передана мон-рю по указу губернатора Таврической обл. ген.-майора С. С. Жегулина (Мурзакевич. 1848. С. 311).

Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца. 9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка, близ с. Б. Знаменка, все насельники К. м. переселились в урочище Фролово. Деревянный Никольский храм вскоре был сооружен, и братия в 1801 г. приступила к строительству каменной 5-купольной соборной ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященной 30 мая 1803 г. игум. Иоасафом по благословению архиеп. Херсонского и Таврического Афанасия (Иванова). Иконы писали старообрядческие иконописцы из Москвы и Суздаля. В 1802 г. была возведена и освящена небольшая теплая ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, к 1804 г. освящен храм во имя прп. Михаила, еп. Синадского. В 1799 г. открыто монастырское подворье в г. Херсоне на углу Богородицкой ул., 9, и Торгового пер., при ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1803). Впосл. подворье было преобразовано в приходский храм.

В 1803 г. К. м. приобрел статус единоверческого (в соответствии с указом имп. Павла I от 27 окт. 1800 г.), в 1804 г. по указу Синода игум. Иоасаф был возведен в сан архимандрита. В 1808 г. он отправился в Москву для сбора пожертвований, где 25 сент. скончался и похоронен на единоверческом кладбище (Бельский. 1999. С. 79).

При 2-м настоятеле К. м. игум. Кирилле, уроженце мест. Чернобыль, к обители были приписаны единоверцы, проживавшие в Севастополе, Перекопе, Алёшках, Кинбурнской крепости, в мест. Каховка, дер. Маячка, в селах Б. и М. Знаменка, Днепровка, Б. Копани, Збурьевка. Игум. Кирилл I исполнял также обязанности благочинного единоверческих церквей с центром в Б. Знаменке (Бельский. 1999. С. 80). С 1808 по 1818 г. в мон-ре подвизался иером. Иоанн (Малиновский; 1763-1849), впосл. иеросхимонах, подвижник Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.

Благосостояние К. м. первоначально складывалось благодаря многочисленным пожертвованиям. Уже в 90-х гг. XVIII в. мн. знатные особы, в т. ч. кн. Потёмкин, сделали значительные вклады (Моисеенкова. 1996). Доходы, кроме права К. м. на сбор пожертвований, приносили огороды, виноградники, сады, скотоводство, сдача земли в аренду, рыболовство. Ордером новороссийского военного губернатора И. И. Михельсона от 24 мая 1801 г. казакам Донского казачьего Грекова 5-го полка предписывалось не чинить братии препятствий в рыбной ловле. Но самый крупный источник доходов появился в 1808 г.: имп. указом К. м. предоставлялось 2 соляных озера, из которых мон-рь мог получать по 500 фур соли без платежей в казну, что составляло ок. 5 тыс. р. В 1811 г. К. м. отказался от владения озерами и передал их казне, но с тем, чтобы ежегодно получать доход от соляных озер, 500 фур соли по 70 пудов в каждой, т. е. 35 тыс. пудов. К. м. платил казне только за выволочку соли, а общий доход составил уже 14 тыс. р. в год. Впосл. солевые доходы К. м. возросли (Сухарев. 1998. С. 446-447).

В 1797 г. К. м. было выделено 5447 дес. 775 саж., из которых «неудобиями» (болота, пески, дороги и т. д.) считалась почти половина земель. В 1814 г. крестьяне соседнего с. Казачьи-Лагери переселялись из села по причине неудобства земли для земледелия, периодических песчаных бурь. 15 окт. 1815 г. К. м. получил право на 3675 дес. Магдалиновской дачи на соляной дороге в 10 верстах от с. Чаплинка. Т. о., с учетом Фроловой дачи, Магдалиновской дачи, участков на Кинбурнских соленых озерах в 1815 г. К. м. владел ок. 10 тыс. дес. земли.

После утверждения единоверчества в 1799 г. братия К. м. осознала неудобство «окраинного положения», удаленность от старообрядческих центров и обратилась через действительного тайного советника кн. Н. Б. Юсупова к имп. Николаю I с прошением о приобретении земель у Измайловского дворца близ Москвы для братии К. м. (Бельский. 1999. С. 80). После 1822 г. К. м. располагал большими средствами благодаря повышению цен на соль (до 95 к. за пуд), что давало свыше 33 тыс. р. ассигнациями годового дохода, и мог полностью оплатить приобретение дворца, новых земель и переселение монахов. Однако имп. Николай I не подписал прошение.

Днепровский и Мелитопольский уезды были населены не только старообрядцами-поповцами, но и беспоповцами различных толков, колонистами из католич. и протестант. стран, беглецами из крестьян, преступниками, что не могло не оказывать влияние на нравственное состояние населения края. В письме 1-го департамента Мин-ва госимуществ Синоду отмечалось, что многие клирики Мелитопольского и Днепровского уездов сами являлись причиной падения нравственности: пьянство, воровство, разврат были характерны для некоторых священнослужителей Сев. Таврии (Катунин. 1993). Не избежал упадка внутренней жизни и монастырь. В 1836 г. в К. м. проживали 23 монашествующих и 25 послушников, из них иеродиак. Варсонофий (Пономарёв) значился под запретом из-за «состояния худого, пьянственного, при том же и грубиян, двое послушников состояния посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 4, 9). Один из тех, кого в 1836 г. определяли «состояния хорошего, к послушанию способен», был иеродиак. Евфимий (Дурнавин), происходивший из крестьян и в 1824 г. поступивший в обитель. В 1837 г. он похитил из монастыря 44 тыс. р. ассигнациями и 2 антиминса. Разразился скандал, 79-летний архим. Тихон заболел и вскоре скончался, похоронен рядом с архим. Кириллом I, за алтарем Корсунского собора.

С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем. В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии (Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.).

В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

Важнейшим поводом к закрытию единоверческого мон-ря и последующему преобразованию в правосл. обитель послужило нравственное состояние братии. Синод назначил ревизию К. м., к-рую проводил настоятель Бизюкова мон-ря и ректор Екатеринославской ДС архим. Иона (Капустин). Материал, накопленный в ходе ревизии и уголовных дел, давал основания для смены насельников и преобразования мон-ря в православный. Одной из причин «охлаждения» братии в вере, по мнению иером. Ионы (Панкеева), явилось низведение особенностей старообрядчества к наличию старопечатных книг, особых напевов и формы камилавок (Бельский. 1999. С. 82). Временно управлявший К. м. архим. Иосиф неоднократно утверждал, что монастырь посещается почти только правосл. богомольцами и в обитель хотели бы поступить мн. достойные правосл. люди, а сама братия в прошении выражала желание, чтобы К. м. был приведен в «неразнственное» с правосл. монастырями положение. Все эти основания и были указаны в рапорте Синоду новоназначенного архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова). Свт. Иннокентий указывал, что для восстановления благоустройства на началах единоверия нет возможностей, т. к. отсутствует достойная братия, единоверцы мон-рь не посещают, а правосл. верующие могут «соблазниться» от различия в пении и обычаях (Корсунский 1-кл. муж. мон-рь. 1897. С. 965-966).

В 1846-1848 гг. К. м. возглавляли иером. Димитрий (Глазунов), архим. Иосиф и иером. Кирилл II (Кривоузов). Первый состоял под следствием по оговору Арсения Некрасова, архим. Иосиф был назначен Синодом в нач. 1847 г. временно управляющим обители и в кон. 1847 г. переведен настоятелем Климовского Покровского единоверческого мон-ря Черниговской епархии. Иером. Кирилл II происходил из духовного сословия, в 1810 г. рукоположен во диакона, в 1812 г.- во иерея. С 1822 г. исправлял должность благочинного, в 1837 г. по приглашению архиеп. Гавриила (Розанова) поступил в братию Бизюкова монастыря; в 1842 г. в одесском Успенском мон-ре пострижен в монашество, в 1846 г. назначен благочинным К. м., 14 дек. 1847 г.- управляющим обителью. Однако и многоопытный иером. Кирилл II допустил финансовые нарушения и в авг. 1848 г. отправлен свт. Иннокентием на покой в Бизюков мон-рь (Бельский. 1999. С. 83).

Благодаря значительным ежегодным доходам К. м. передавал крупные суммы на благотворительность: в 1842 г. пожертвовал 5 тыс. р. на строительство жен. мон-ря в Одессе, оплачивал ежегодно содержание в школах 5 мальчиков и 5 девочек духовного звания, содержал единоверческую церковь и причтовые дома в Херсоне.

В 1848 и 1849 гг. по указам Синода К. м. стали управлять Херсонские архиереи с правом иметь наместника. Им было предписано принять меры «в нравственном отношении» и по хозяйственной части; мон-рь возведен в степень первоклассного, без назначения штатного обеспечения. Архиеп. Иннокентий сразу же назначил новых клириков на руководящие должности: в июле 1848 г. из архиерейского дома в Одессе был перемещен благочинным К. м. иером. прмч. Парфений (впосл. настоятель Кизилташского во имя свт. Стефана Сурожского монастыря). Наместником К. м. при настоятеле архиеп. Иннокентии (Борисове) стал иером. Доримедонт, обучавшийся в Черниговской ДС, казначеем — рясофорный прот. Иеремия Гайдабура, экклесиархом — иером. Прокопий (Сливков).

По выделении Таврической епархии из состава Херсонской в кон. 1859 г. К. м. остался в составе последней на 3 года, но в 1863 г. вошел в состав новосозданной Таврической епархии. При этом управлять К. м. стали настоятели.

После хищения крупной суммы денег в 1837 г. и потрясений 40-х гг. XIX в. экономическое благосостояние мон-ря несколько пошатнулось. Ежегодный соляной доход с 1858 г. составлял не более 10 тыс. р., т. к. братии снова стали выделять участки на озерах, где они могли добывать соль. Однако в 60-х гг. в мон-ре стали разводить скот: в 1868 г. К. м. владел стадами овец — 1936 голов, коров, телок и быков — 157, телят — 51, бугаев — 9, лошадей — 140, волов — 21 пара. Значительные суммы из ежегодных доходов К. м. перечислял на епархиальные нужды, в т. ч. на восстановление храмов и мон-рей после Крымской войны, на строительство училищных зданий, кафедрального собора, на содержание духовных школ епархии, а в 70-х гг. XIX в.- на строительство здания Таврической ДС. С 1864 г. К. м. выделял от 3 до 5 тыс. р. на содержание уч-ща для девиц духовного звания, пока в 1881 г. не упали доходы от соляных промыслов. Доход от продажи свечей 500 р. с 1866 г. мон-рь полностью направлял на содержание духовного епархиального муж. уч-ща.

В 1876 г. К. м. управлял епархиальный архиерей. По ходатайству свт. Гурия указом Синода от 31 марта 1876 г. архим. Дионисий был оставлен наместником, но в 1877 г. он был переведен в Бахчисарайский скит. В 1877 г. К. м. с правами наместника управлял иером. Маркиан (Иванов). В 1878-1882 гг. наместником служил иером. Иринарх (Загородский; † 1882, погребен на монастырском кладбище). После его смерти управляющим снова стал иером. Маркиан, в 1887 г. утвержденный в должности наместника (Там же. Д. 6135. С. 912; Д. 6165. С. 6-7).

В 1872 г. в К. м. проживало 27 чел. братии: архимандрит, 6 чередных иеромонаха, вдовый священник, 5 иеродиаконов, 4 мантийных монаха, 10 указных послушников; в 1881 г.- 34 насельника; в 1884 г.- 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, 8 монахов и несколько послушников; в 1886 г.- 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, диакон, 7 монахов и 14 послушников; в 1893 г.- игумен, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 монахов, 3 указных послушника, 28 послушников на испытании; в 1908 г.- наместник-игумен, 25 иеромонахов и монахов и 60 послушников. В 1897 г. в К. м. на покое пребывал еп. Владимир (Шимкович). С началом первой мировой войны число братии, особенно послушников, уменьшилось, резко упали доходы. Монастырские средства направлялись преимущественно на благотворительные цели, связанные с военными действиями, принятием беженцев, устройством госпиталей (Там же. Д. 6135. С. 912; Д. 61. С. 6-24).

К 1848 г. в К. м. находилось 4 церкви: 5-главый Корсунский собор (1803) с чтимой Корсунской иконой (слева от царских врат), принесенной, по преданию, архим. Иоасафом из Стародубья при основании обители; теплая ц. во имя прп. Михаила, исп. Синадского (1804; позднее к ней пристроены трапезная, келарня, братские кельи по образцу афонских мон-рей); ц. свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Иоанна Златоуста в настоятельских кельях; ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1802); колокольня с часами и св. вратами. За монастырской оградой располагались гостиный, скотный и конюшенный дворы. В скиту, устроенном в 7 верстах от К. м. при рыбном заводе, имелась ц. во имя свт. Митрофана. В монастырской б-ке находилось несколько старопечатных книг, в т. ч. Острожская Библия (1581) (Мурзакевич. 1848. С. 312).

К кон. XIX в. на территории К. м. располагались трапезный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1888; построен вместо обветшавшего храма еп. Михаила, исп. Синадского), домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 23 апр. 1889 г. еп. Таврическим Мартинианом (Муратовским), в архиерейских покоях нового 2-этажного настоятельского корпуса (1882), 3-ярусная колокольня (1891), 5 братских корпусов, за оградой — обширные гостиничные корпуса, на кладбище — храм Воскресения Христова, освященный в 1857 г. еп. Димитрием (Муретовым). К нач. XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты (Сєрiков. 1997. № 27. С. 6).

В 80-х гг. XIX в. соляной промысел для К. м. окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. К. м. снова получил право на добычу соли в Перекопском у. на условиях платы по 16 р. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игум. Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казенным ведомством о добыче соли (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2172. С. 1-4 об.). К 1892 г. мон-рю принадлежал молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца, построенный на соляных озерах в Перекопском у. В связи с окончательным отказом от добычи соли архим. Маркиан обратился к еп. Таврическому Мартиниану с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома к.-л. близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Там же. С. 4-5 об.). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать все большее значение: в 1901 г. К. м. ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной еще в 1815 г. и якобы захваченной у мон-ря (Там же. Д. 2964).

С 18 по 22 авг. 1904 г. члены Таврической консистории свящ. Николай Шпаковский и секретарь П. Беллавин проводили ревизию в К. м. В результате выяснилось, что число братии возросло до 70 чел., не считая наемных рабочих: архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 17 монахов, 13 указных послушников, остальные состояли на испытании или приняты временно для изучения устава. Обнаружилось, что братия в будние дни редко посещает богослужения, чин общей трапезы, келейное правило не соблюдаются, полунощница не совершается. Проверка подтвердила ряд негативных явлений: послушники и монахи не вверяют себя руководству старцев, собор старцев не имеет никакого влияния и в управлении мон-рем почти не принимает участия. Братия разделилась на приверженцев бывш. наместника архим. Маркиана и сторонников игум. Варсонофия, «отсюда вражда, склоки, доносы». Ревизоры отмечали, что в целом существенным недостатком внутренней жизни в К. м. является излишнее увлечение хозяйственными выгодами (Там же. Д. 3254. С. 4 об.- 5, 10 об.- 11 об.).

При проверке монастырской казны выяснилось, что общая сумма монастырского капитала составляет билетами 49,3 тыс. р. и наличными свыше 5,5 тыс. р. Большую часть удобной земли К. м. возделывал самостоятельно, меньшую часть сдавал в аренду на условиях половины прибыли. Землю обрабатывали машинами (косарками, сеялками, веялками и молотилками), для привода к-рых в действие использовали паровик. Но главной статьей дохода являлось скотоводство: на 1 авг. 1904 г. имелось 893 головы рогатого скота, 147 лошадей, 14 верблюдов, 108 свиней. По словам наместника игум. Варсонофия, к осени готовили на продажу в армию 18 лошадей, за которые рассчитывали получить от 250 до 325 р. за лошадь, кроме того, готовили на продажу 45 быков по 90 р. за голову и 70 коров по 70 р. Другой крупной статьей дохода являлось рыболовство. Рыбный завод в 4 верстах от К. м. назывался братским, промысел вели исключительно послушники, однако доходы «братского» завода невелики, и для ловли использовались хищнические приемы. Другим заводом в версте от К. м. заведовали от обители мон. Фаддей, а от артели «атаман». Общий доход К. м. от рыбных промыслов составлял несколько тысяч рублей в год. Немалый доход монастырь получал от добычи и сдачи в аренду с половины прибыли зарослей камыша. В то же время садоводство, укрепление песчаных кучугуров и пчеловодство были заброшены (Там же. С. 5, 6 об.- 9). При обители имелись аптека, б-ка и благоустроенная школа, в которой обучалось от 30 до 50 детей-сирот.

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий. Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II.

История храма

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе (греч.) , или Корсуни (слав.), руины которого являются на сегодняшний день объектом культурного наследия Российской Федерации, а также — главной достопримечательностью и местом археологических исследований федерального музея заповедника «Херсонес Таврический» в г. Севастополе.

В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь : «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны.

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, началось в 1861 г. как было указано выше, завершилось — в 1892 году. Свято-Владимирский Собор — второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя, высота — 26 м. На сегодняшний день место возведения Св.Владимирского Собора и руины храма Св. Василия (находящиеся на первом этаже) являются наиболее вероятным местом крещения Киевского Князя Владимира.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь-Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Воссоздание

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупно-калиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), » Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня. В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора. 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет.

Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы. Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Святыни собора:
— мощевик с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира;
— икона святым благоверным супругам Петру и Февронии, муромским чудотворцам, с частицей мощей святых;
— мощевик с частницами мощей многих святых;
— икона святых земли Нижегородской с частницами мощей нижегородских святых.

Адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, 299045

Телефон: +7 (8692) 24 21 15

E-mail: inbox@hersones.org

Настоятель: протоиерей Сергий Халюта

Священнослужители:
протоиерей Андрей Кривонис
протоиерей Стефан Сломчинский
протоиерей Александр Примак
протоиерей Павел Рязанов
диакон Вячеслав Мурашко
диакон Серафим Ломакин

Расписание богослужений

Понедельник
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Вторник
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Среда
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Четверг
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Пятница
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Суббота
8-00 – Литургия
15-45 – Всенощное бдение

Воскресенье
8-00 – водосвятный молебен
8-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Каждый вторник – чтение акафиста Пресвятой Богородице. Начало: 9-30.

Собор открыт ежедневно, без выходных, с 7-00 до 19-00.

Вход на территорию музея-заповедника «Херсонес Таврический» свободный.

Группа Собора ВКонтакте






Википедия

Сайт Севастопольского благочиния

Знаменитый Владимирский собор в Херсонесе в Севастополе, это напоминание об одном из судьбоносных для Древней Руси событии. По мнению историков, здесь в греческом городе-полисе Херсонесе (для русских Корсуни), состоялось крещение Великого киевского князя Владимира. Это событие, произошедшее в 987 или 988 году, положило начало православию на Руси, пришедшему на смену язычеству.

Владимирский собор на карте Крыма:

Кстати, в Севастополе два собора Святого Владимира и оба построены в византийском стиле. Один стоит на Центральном холме и больше известен под названием Храм адмиралов, второй построен на западном берегу Карантинной бухты на территории древнего Херсонеса.

Строительство Владимирского собора в Херсонесе

Идея построить в Херсонесе храм на месте Крещения Великого князя родилась в 1825 году у командующего Черноморским флотом А.С. Грейга. Он и занялся ее непосредственным воплощением. Место под строительство этого религиозного сооружения выбрали на территории древнего городища. В это время там проводились раскопки, по результатам которых были сделаны выводы о месте крещения Владимира в Корсуни. К сожалению, тогда не особенно задумывались о сохранности памятников истории, и новые постройки смело возводили на месте старых, часто используя стены первых в качестве стройматериала для вторых.

Одобрение на возведение храма получили лишь в 1852-м, хотя деньги были собраны намного раньше. Начавшаяся через год Крымская война отодвинула строительство на годы. И только в 1859 году архитектором Д.И. Гриммом был разработан проект нового храма, а спустя 2 года, в 1861-м, началось и его строительство.

Первый камень собора закладывали в присутствии императора Александра II с супругой. Через 16 лет было завершено черновое строительство. Еще 11 лет собирали средства на оформление храма. И только в 1888 году началась его внутренняя отделка, которая завершилась в 1894-м. Однако освящение главного престола состоялось еще в 1891 году.

Убранство храма Святого Владимира в Херсонесе

Собор был выполнен в неовизантийском архитектурном стиле. На его звоннице установили большой медный колокол, деньги на который дал сам император. Нижнюю часть храма сделали из серого известняка. На фасадах имелись окна в форме крестов, здание украшали мраморные колонны.

Внутреннее убранство собора было роскошным. Окна украшали цветные стекла, пол был выложен мозаикой, многие элементы изготавливались из каррарского мрамора. Внутри храма роспись велась многими известными художниками того времени. Среди них был и А. И. Корзухин, написавший для собора «Тайную вечерю», ставшую его визитной карточкой.

Владимирский собор в ХХ веке

С 1922 года собор стал подвергаться антирелигиозным гонениям. Сначала вынесли все ценные вещи и сняли колокола. А дальше за дело взялись грабители. Они проникали через крышу, и вынесли все, что еще оставалось. Через поврежденную крышу в храм стала заливаться вода, которая повредила внутреннюю роспись. В 1926-м здесь была проведена последняя служба, и храм стал музеем.

Еще больше ущерба нанесла собору Великая Отечественная. В этот период он был поврежден дважды. Сначала в купол храма попал артиллерийский крупнокалиберный снаряд, а затем немцы, отступая, взорвали и само здание. Таким полуразрушенным оно и оставалось до 1990-х годов, пока не было передано обратно верующим.

Владимирский кафедральный собор в наши дни

Восстановительные работы стали активно проводиться с 2000-го года. Проект разрабатывал институт «Укрпроектреставрация», а эскизы живописи внутреннего убранства выполнялись художниками Академии художеств Санкт-Петербурга.

Благодаря кропотливому труду всех участников реставрационных работ, храм удалось воссоздать практически в первоначальном виде. Уже в апреле 2004-го был освящен его главный алтарь, а через неделю прихожане смогли попасть на Пасхальное богослужение.

Сегодня Владимирский собор в Херсонесе — кафедральный храм Симферопольской и крымской епархии УПЦ Московского патриархата. Это двухуровневое строение с золотым куполом является украшением музея-заповедника. Высота его достигает 36 метров, площадь превышает 1700 кв. метров. Он может одновременно принимать до 1000 прихожан.

Загрузка…

Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

  • Где находится?
  • Историческая справка
  • Посещение
  • Как доехать?
    • Контакты

Где находится церковь в Севастополе?

Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.

Храм на карте Крыма

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Туристу на заметку

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *