Владимирский собор в Киеве

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.
Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.
Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896
Икона «Господь Вседержитель» — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.
Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.
В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)

Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.
В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.
Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.
Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью — долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.
Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.
Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.
На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.
Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.
Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.
По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках». Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Бог Отец (Бог Саваоф)
Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Крестная смерть
Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна — Орел.
Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея — Человек.
На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка — Лев.
Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки — Телец.
Серафимы (орнамент)
Серафим — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.
Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.
Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Святая Ольга
Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Святой Князь Михаил Черниговский
Святой Нестор-Летописец

Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды
В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29).
«…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу» Ін 1.29
Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.
Евхаристия
Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.
Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).
Образ Богоматери у Виктора Васнецова
В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.
Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…
Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.
Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.
Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.
Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.
Дочь Прахова в образе Серафима
Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.
Ветхозаветные Пророки
Пророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …
Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной «Богоматери», предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.
Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.
Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.
Пророки Ветхого Завета
Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.
Вход Господень в Иерусалим
Св.Ирина
Эскизы
Андрей Боголюбский (эскиз)
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Александр Невский, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Росписи других художников (фото и эскизы)
Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.
Нестеров Михаил. Святой Кирилл
Нестеров Михаил. Святой Мефодий
Нестеров Михаил. Богоявление
Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря
Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря
Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа
Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий
Котарбинский Вильгельм. Серафимы — Малый купол Собора
Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка
Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.
Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».
Сведомский Павел. Преображение Господне
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.
Правый неф
I интерактивная экскурсия по собору I

Проект Воскресенского кафедрального собора. Фото с сайта sobor.in.ua

Киевский кафедральный собор в честь Воскресения Христова, строящийся храмовый комплекс Украинской Православной Церкви.

Строительство собора начато в 2007 году.

24 июля 2013 года на первом этаже строящегося храмового комлекса был освящен нижний трапезный Андрее-Владимирский храм. Чин освящения совершил митр. Киевский Владимир (Сабодан).

На территории храмового комплекса также действует храм Всех святых.

Планы строительства

Будущий кафедральный собор будет не просто храмом, а целым духовно-просветительским комплексом, в состав которого войдут: офисные помещения, конференц-зал на 1000 мест, шесть залов для заседаний, специализированный лицей (возможно, семинария), телестудия, гостиница для паломников на 125 мест, ресторан, спортивный зал, магазины для продажи сувенирной продукции, духовной литературы и икон. Запланировано также строительство резиденции митрополита Киевского и всея Украины и отдельного храма-часовни, рассчитанного на 150 прихожан.

Сам кафедральный собор рассчитан приблизительно на 5000 прихожан, он будет иметь три алтаря — один главный и два дополнительных. Высота собора — 120 метров от уровня поверхности до надкупольного креста. Возле святыни построят колокольню в четыре яруса. На прихрамовой территории будет находиться небольшое озеро.

Настоятели

  • См. список Киевских преосвященных

Ключари

  • Георгий Коваленко (август 2008 — 26 января 2012)
  • Варсонофий (Столяр) (с 26 марта 2013)

Использованные материалы

  • «Архитектурно-градостроительный совет утвердил проект строительства Свято-Воскресенского кафедрального собора в Киеве»
  • «Андрее-Владимирский храм Кафедрального собора в честь Воскресения Христова УПЦ в г.Киеве» // Официальный сайт Воскресенского собора

Отзывы Владимирский собор в Киеве (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Владимирский собор в Киеве

Самый известный собор в Киеве — Владимирский. Главный храм Украинской православной церкви возводили на протяжении 20 лет с 1862 по 1882 гг. Выполненный в русско-византийском стиле храм изнутри богато расписан знаменитыми художниками того времени: В. Васнецовым, М. Несторовым, М. Врубелем, В. Замирайло, С. Костенко, Н. Пимоненко.

Кроме православных храмов в Киеве есть религиозные сооружения и других конфессий: католические костелы, лютеранская кирха, еврейские синагоги, мусульманская мечеть.

Мрамор — главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

Владимирский собор В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре. В советские времена, в частности с 1929 по 1941 годы, во Владимирском соборе в Киеве работал Музей антирелигиозной пропаганды. После Второй Мировой войны собор был вообще закрыт. И только в 60-е годы 20 века здесь возобновили богослужения. Владимирский собор в Киеве был назван «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства». На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.

Адрес: Киев, бул. Т. Шевченко, д. 20.

Автор работал над книгой свыше 10 лет. В этом издании, которое в настоящее время украшает музейную коллекцию, доктор философии, искусствоведения и богословских наук развенчивает миф о том, что этот храм является сугубо российским проектом. Ведь в течение многих лет замалчивались факты о причастности украинских художников к созданию архитектурного и художественного шедевра, который в настоящее время стал духовным центром Киева.

«БЕРЕТТИ НЕ НАШЕЛ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ»

«Идея возведения собора имени святого Владимира возникла в связи с началом подготовки празднования 900-летия крещения Руси-Украины. Именно тогда, в 1853 году, был построен памятник святому Владимиру на Владимирской горке», — рассказывает биографические подробности рождения Владимирского собора Дмитрий Степовык.

И сразу замечает, что сначала храм планировали построить напротив университета, который тогда носил имя святого Владимира, чтобы студенты были набожными и прямо с лекций шли молиться. Но из Петербурга пришло указание — поставить на этом месте памятник царю Николаю I. Согласно другому варианту, собор должны были построить на месте Оперного театра — как продолжение Софии Киевской.

В качестве архитектора будущего храмного сооружения пригласили Александра Беретти — сына знаменитого зодчего, который строил красный корпус Киевского университета. Однако «сверху» он получил четкую установку: построить собор в российском стиле.

«Но объехав пол-России, архитектор сделал неожиданный вывод о том, что никакого российского стиля не увидел», — объясняет искусствовед. — Тогда он разработал проект будущего храма в неовизантийском стиле, который перекликается с украинским барокко. В целом же, над сооружением Владимирского собора работала интернациональная команда, в состав которой, кроме Беретти, входили: немец Иван Штром, француз Павел Спарро и украинец Владимир Николаев. За 44 года Владимирский собор был возведен».

«ВАСНЕЦОВ РАСПИСАЛ ТОЛЬКО ТРЕТЬ СОБОРА»

Работая над книгой, Дмитрий Степовык опроверг устоявшееся мнение о том, что Владимирский собор расписал художник Виктор Васнецов. Он утверждает, что его руке принадлежит только треть росписей. Остальные нарисовали 90 художников, среди которых пять украинцев — Николай Пимоненко, Николай Мурашко, Сергей Костенко, Виктор Замирайло, Степан Яремич. Их имена или не вспоминались вообще, или только бегло.

«У нас в Киеве работала замечательная Лаврская школа, которая была на уровне Академии искусств. Ее ученики достигли чрезвычайного уровня в сакральном искусстве, но оно не было «русским», — ведет дальше автор книги. — Тогда Адриан Прахов, который руководил этим проектом, обратился к Репину, Крамскому, Сурикову и другим известным художникам с предложением расписывать Владимирский, но получил отказ».

Зато свое согласие на сотрудничество дал Михаил Врубель. Но тогда запротестовали духовные лица, не желая, чтобы автор «демонов» приложил свою руку к будущей святыне, и даже начали настаивать, чтобы тот вообще покинул Киев. Но благодаря усилиям профессора Прахова, Врубелю поручили расписывать орнаменты на колоннах собора.

Энергичному руководителю проекта удалось уговорить Васнецова расписывать собор, пообещав большую плату и перспективу обеспечения его достаточно большой семьи. Он согласился, но все же попросил в помощь учеников из Лаврской школы. В итоге, польские художники, которые тоже расписывали Владимирский (Вильгельм Котарбинский, братья Павел и Александр Сведомски), рисовали только эскизы, по которым 12 талантливых украинских живописцев делали росписи».

ИСПЫТАНИЕ СУДЬБЫ

За время своего существования судьба не один раз испытывала главный кафедральный собор УПЦ Киевского Патриархата, но он оставался целым и невредимым. Вот только несколько исторических штрихов, о которых вспоминает Дмитрий Степовык.

В 1937 году храм намеревались уничтожить большевики, чтобы на этом месте построить библиотеку. Под этим ужасным актом вандализма должны были поставить свою подпись члены комиссии, среди которых были и украинцы — Александр Вербицкий, Владимир Заболотный и Алексей Таций. Именно они и спасли святыню, отказавшись подписать документы. Дело отложили, а затем началась Вторая мировая война.

После бурных военных лет еще одна угроза нависла над храмом, когда бесценные фрески собора начали уничтожать влажность и грибок. Спас живопись от гибели украинский реставратор Лука Калениченко. Именно он изобрел рецепт химических веществ, с помощью которых сантиметр за сантиметром «лечил» стены собора, которые и доныне поражают нас своей непревзойденной красотой.

Адресс: Киев, бульвар Т.Шевченко, 20
Год постройки: 1862-1882 г.
Архитектор: Викентий Беретти
Архитектурный стиль: псевдовизантийский
Современное использование: первый православный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата

Мысль о возведении в Киеве Божьего храма во имя святого Равноапостольного князя Владимира принадлежит православному митрополиту Филарету. Строительство Собора планировалось приурочить к 900-летию Крещения Руси. Предложение пришлось по вкусу Николаю І, проект был одобрен и с 1852 года по всей стране начинается сбор денежных средств — первый взнос в размере 7 тыс. рублей внес сам митрополит Филарет. В течение семи лет продолжался сбор добровольных пожертвований, до 1859 года включительно, за этот период собрали всего100 тысяч рублей. Кроме того, Киево-Печерская лавра пожертвовала со своего завода 1 миллион кирпичей, для постройки святыни.

Длительное время было потрачено на изменение плана строительства. По первоначальному проекту архитектора И.Штрома храм предусматривалось возвести в тринадцать куполов, средств на данный проект катастрофически не хватало, ведь общая стоимость работ оценивалась в 700 тыс. рублей. План собора, для снижения стоимости работ, был упрощен до семикупольного, за этот проект взялся архитектор П.Спарро. Доработкой второго проекта занимался киевский архитектор А.Беретти, он внес предложение по увеличению линейного масштаба семикупольного собора в полтора раза. И только спустя три года после сбора средств, точнее — 15 июля 1862 года был заложен первый камень Владимирского собора.

Так как храм строили в честь крестителя Руси Владимира, планировалась внешнее и внутреннее оформление выдержать в старовизантийском стиле, в котором строили древнерусские храмы времен князя Владимира

В процессе доработки проекта, были допущены ошибки в расчетах. Когда была закончена основная часть работ, поперечные арки треснули под тяжестью верхнего яруса. А.Беретти уволили, а строительство заморозили на 10 лет. Решение о продолжении строительных работ принял император Александр II, после своего визита в Киев в 1875 году. За работу взялся архитектор из Петербурга Р. Бернгард. Прошлые недочеты были исправлены, согласно техническому решению, трещины ликвидировали, укрепив стены контрфорсами, строительство храма завершилось в 1882 году.

Собор являет собой шестистопный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров, в длину — 55 метров, в ширину — 30 метров. Богатая мозаика руки мастера А. Н. Фролова украшает фасад собора, а бронзовые двери украшены рельефами с изображением князя Владимира и княгини Ольги

Внутренним оформлением Владимирского собора в Киеве руководил профессор из Петербурга, знаток древней живописи А.В.Прахов. Именно благодаря своим неповторимым росписям собор стал культурным памятником мирового значения. Его расписывали великие русские мастера — В.М.Васнецов, В.А.Котарбинский, М.А. Врубель, П.А.Сведомский, М.В.Нестеров. Знаменитые мастера из Венеции участвовали в украшении интерьера мозаиками.

Поскольку главной идеей отделки внутренней части Владимирского собора, было осмысление религиозной истории России, а общей темой живописи была «история русской веры», внимание было сконцентрировано как на исторической теме, связанной с крещением Владимира и народа киевского, так и на сотворении целой галереи русских святых — так называемого путеводителя по духовной истории России. Художник Васнецов расписал основную часть фресок, около 3 тыс. кв. м стен, создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая центральной композиции во главе алтаря — «Богоматерь с Младенцем».

Богоматерь Васнецова стала одним из самых любимых образов после освящения Владимирского собора. Ее образ с Христом-младенцем на руках, из мерцающего золотого цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствует над всем пространством. Его репродукции можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Богатую серебряную утварь для Владимирского собора создала известная ювелирная фирма Хлебникова. Ее мастера считались лидерами направления, активно возрождавшего национальные формы искусства, которые утвердились в Москве во второй половине XIX века. Они великолепно владели традиционными сложными древнерусскими ювелирными техниками — чеканкой, резьбой, эмалью; а также специальными приемами обработки серебра, имитирующими различные материалы и техники.

20 августа 1896 года состоялось освящение Владимирского собора. На торжестве присутствовал император Николай II с супругой.

В годы Первой мировой войны, на территории Владимирского собора, было создано благотворительное Свято-Владимирское братство, здесь занимались лечением и опекой раненных солдат.

Во времена правления Советской власти, во Владимирском соборе сняли колокол, изъяли церковную утварь и отключили отопление — что стало причиной разрушения росписей. Затем здесь был размещен Музей антирелигиозной пропаганды. И только в 1941 году, после немецкой оккупации, в соборе вновь стали проводить богослужения.

С 1944 года храм становится кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946 году начинается реконструкция собора — длившаяся 6 лет, конфискованную утварь частично вернули в храм. В настоящее время Владимирский собор является действующим, а с 1990-х годов — становится главным храмом Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *