Владыка софроний

Епископ Якутский и Вилюйский Софроний (Арефьев)

Софроний (Арефьев) (1879 — 1937), архиепископ Краснодарский и Кубанский

В миру Арефьев Иван Алексеевич, родился 19 марта 1879 года в Шадринском уезде Пермской губернии в семье псаломщика .

Окончил Камышловское духовное училище, в 1899 году — Пермскую духовную семинарию, а в 1903 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

16 августа 1903 года был назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 29 сентября 1905 года — преподаватель той же семинарии.

28 февраля 1912 года был рукоположен во иерея.

В сентябре 1912 года был назначен инспектором семинарии, а 2 или 12 августа 1914 года — её ректором.

В 1914 году был возведен в сан протоиерея. Овдовел, и в 1915 году принял монашество. Возведен в сан архимандрита.

В 1916 году — член Русской духовной миссии в Китае.

Епископство в Азиатской России

23 июня 1919 года был хиротонисан во епископа Семиреченского и Верненского. До места назначения не доехал, будучи откомандированным в Якутск для управления Якутской епархией.

В ноябре 1919 года совершил обзорную поездку по епархии посетив Маинскую, Нахарскую, Олом-Кельскую и Мегинскую церкви. В 1920 году был назначен епископом Якутским и Вилюйским.

По некоторым данным 5 февраля 1921 года был арестован в Якутске. Однако, если арест и состоялся, он был краткосрочным — известны его резолюции на протоколах заседания Духовного комитета по делам Якутской Православной Церкви от 19 марта и 19 мая того года.

Однако, затем вероятно был арестован вновь, т.к. 13 сентября 1921 года был осуждён Коллегией ЯкутГубЧК с формулировкой — «участие в контрреволюционном заговоре» (февральском), выслан в ИркГубЧК для препровождения на распоряжение СибЧК.

В январе 1922 года, не оставляя Якутской кафедры, вступил в управление Петропавловским викариатством Омской епархии. В тот же период упоминается временно управляющим Камчатской епархией.

В начале 1922 года находился в Новониколаевске. Новониколаевское окружное церковное управление обратилось к патриарху Тихону и к членам патриаршего Священного Синода с ходатайством о назначении владыки Софрония епископом Новониколаевским, викарием Томской епархии. 19 марта 1922 года епископ Софроний получил указ Синода о назначении его с 20 февраля 1922 года на новообразованную Новониколаевскую кафедру .

В обновленчестве

Под давлением сибирских обновленцев с начала раскола уклонился по линии наименьшего сопротивления и занял Новониколаевскую обновленческую кафедру. В начале сентября 1922 года был приглашен обновленцами на Томскую кафедру и принял предложение. Согласно томской газете «Красное Знамя» от 19 сентября того года:

«Крупным приобретением для Томской церковной революции является вступление в ряды ее борцов Новониколаевского (Новосибирского) епископа Софрония (Арефьева), приглашенного и уже прибывшего на Томскую кафедру. Новый Томский епископ Софроний в заседании Томского церковного управления определенно заявил о своей лояльности к советской власти… Высшее Церковное управление в Томске еп. Софроний считает каноничным. Он приступил к работе в качестве председателя Томского Церковного управления, и его имя стали поминать за церковным богослужением как архипастыря Томской церкви…»

Потеряв связь с центром, вместе с епископом Гавриилом (Воеводиным) в конце сентября 1922 года совершил первые обновленческие «архиерейские хиротонии» — без предварительного пострига в монашество ими были поставлены два вдовых священника: о. Иоанн Завадовский и о. Николай Чижов . Эти хиротонии вскоре привели к расколу в расколе: в октябре в обновленческие «епископы» был впервые рукоположен женатый священник, о. Петр Блинов, после чего последовали и другие обновленческие поставления в сибирские архиереи женатых священников. В этих условиях епископ Софроний, объявив себя сторонником обновленческой группы «Союз церковного возрождения» под началом Антонина (Грановского), прекратил общение с «Сибцерковью». В октябре того года в Новониколаевске (ныне Новосибирск), на губернском съезде духовенства решили прекратить каноническое общение с СибЦУ и отказались признать его высшим церковным органом Сибири. Решено было учредить Сибирскую митрополию для объединения сибирских епархий, а во главе Временного церковного управления Сибирской митрополии встал епископ Софроний, вероятно снова с титулом Новониколаевского. В свою очередь СибЦУ отправило его на покой .

Советская власть не захотела поддерживать раскол среди обновленцев. В декабре 1922 года «за мошенничество и помощь контрреволюционерам» епископ Софроний был арестован в Новониколаевске. 30 марта 1923 года комиссия ОГПУ обвинении в «антисоветской агитации» приговорила его к двум годам заключения в концлагере.

Срок отбывал на Соловках .

Архиеп. Уфимский Софроний (Арефьев)

Воссоединение с Церковью

В 1924 году принес покаяние патриарху Тихону и в декабре того года был назначен управляющим Архангельской епархией. По некоторым данным, после освобождения 1 апреля 1925 года жил в Новосибирске .

В 1927 году, вероятно 24 апреля , был откомандирован для временного управления Великоустюжской епархией, а 27 декабря того же года назначен ее правящим архиереем.

24 апреля 1929 года был возведен в сан архиепископа.

22 марта 1932 года был назначен архиепископом Ирбитским с временным управлением (до января 1933 года) Свердловской епархией.

13 февраля 1933 года был переведен архиепископом Уфимским.

3 марта 1934 года был назначен архиепископом Олонецким, но в управление не вступал. 11 мая определен архиепископом Свердловским, а 11 июня того же года — Ижевским.

В феврале 1936 года назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским. После назначения владыке говорили: «Куда Вы едете, владыка, разве можно?» — он отвечал: «Еду туда, где всех сажают!» Приехал в Краснодар на Вербное воскресенье, худой-прехудой, высокий, изможденный, по жизни аскет. Прихожане думали, что и не услышат его голоса, а он — как рявкнул басом. Каждый день служил Литургию, сам читал паремии и подпевал.

Последний арест и кончина

С мая 1937 года епархией не управлял. 22 июня был арестован, а 2 декабря того же года постановлением «тройки» УНКВД по Краснодарскому краю приговорен к высшей мере за «контрреволюционную агитацию.» 23 декабря 1937 года был расстрелян в городе Краснодаре.

В 1989 году был реабилитирован по 1937 году репрессий, а 7 августа 2000 года прокуратурой Якутской АССР — по 1921 году репрессий.

Был очень высокого роста, за что за глаза звали его «Каланчой.»

Награды

  • орден Российской империи святого Станислава 2-й степени (1914)

Документы, литература

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
  • «Якутск православный: епископы Якутские и Вилюйские,» частный сайт Виктора Скрипина:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • «Уфимская епархия в 1930-е годы. К 140-летию Уфимского епископа Андрея (Ухтомского),» блог писателя Сергея Синенко posredi.ru, 10 декабря 2012:

Указываются даты 8, 18 и 28 сентября.

Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник. Выпуск 10, Новосибирская Православная ДC, 2015, с. 39,

Цит. по

Петров С. Г., «Обновленческий церковный раскол в Сибири», Гуманитарные науки в Сибири, 2014, № 4, с. 79-82,

Основная версия. По ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 88 — находился в ссылке в Тобольской губернии с 1923 по июнь 1926 года.

кроме этой даты указывает версию 26 декабря.

Многие из нас называют себя верующими. Да немногие верят. Поэтому тех, кто «по случаю» забегает в церковь, в шутку называют захожанами. Зайти, чтобы по-быстрому поставить свечку, минут 10-20 постоять на службе (вроде как приобщиться), заказать молебен – согласитесь, так поступает большинство из нас.

Но дело не только в нашей ленности и нежелании постигать веру. Мы попросту не понимаем того, что происходит в храме, не осознаём, о чём говорится на богослужениях.

И отцы церкви это прекрасно осознают. И устраивают на эту тему дискуссии.

Как устроить церковную молитву, чтобы она была общим делом, а не «отстаиванием» и «вычитыванием», как помочь людям участвовать в богослужении и полюбить его, обсуждали участники круглого стола «Миссионерское богослужение», организованного Синодальным миссионерским отделом Русской православной церкви и Свято-Филаретовским институтом в рамках XXVI Рождественских чтений.

Самый большой отток людей их храмов, считают священнослужители, произошёл за последнюю четверть века. И это – несмотря на то, что в конце 80-х – начале 90-х интеллигенция и думающие люди проявляли огромный интерес и доверие к церкви.

– Из-за того, что люди не понимают, что происходит на службах, мы регулярно теряем творческих и мыслящих людей, которых влечёт к христианской вере, – говорили участники круглого стола. – Привычка к непониманию приводит к тому, что «прихожане относятся к молитве магически, как к заклинанию или ритуалу, смысл которого в том, чтобы он был правильно исполнен». …Это приводит к представлению о мстительности Всевышнего: не прочитал – будет плохо, молния ударит; прочитал – может быть, будет хорошо, авось сегодня не тронет.

Откуда «растут ноги» этого непонимания? Всему виной политика советской власти. До 1937 года в Русской церкви совершалось богослужение на русском языке, но потом всех, кто это делал, расстреляли. Власть очень тщательно следила, чтобы люди в церкви ничего не понимали. Пришёл, поставил свечку и ушёл.

Именно это и происходит сейчас. Мы не понимаем церковнославянского, а потому мы – захожане. Но стоит ли возвращаться к практике богослужений на русском – тут у священнослужителей мнения расходятся. Одни говорят, подход нужно менять, другие настаивают на незыблемости канонов.

По словам епископа Губкинского и Грайворонского Софрония, в современном церковном народе живо стремление понимать богослужение, и «это для людей гораздо важнее, чем внешние вещи, через какое плечо передавать свечку».

Еписком Губкинский и Грайворонский Софроний
Фото: Максим Соболев и Александр Волков. — Когда мы в Губкине только начали совершать литургию апостола Иакова, это вызывало недоумения, – рассказывает владыка Софроний. – Но в этом году, когда я совершал эту литургию в воскресенье после Рождества Христова, собралось около 200 причастников. Люди ждут это богослужение. Оно особое: там всё ясно, люди понимают, о чём они молятся Богу. И это богатое литургическое наследие церкви священнослужители и помогающие им миряне должны донести до всех верующих.

Одна из трудностей, с которыми приходится сталкиваться на приходах, – инерция восприятия: а как молиться на русском языке? «Чаще всего корень этой проблемы в отсутствии опыта общения с Богом», – поясняет отец Сергий Стаценко. По его опыту, более откровенно в этом признаются мужчины, чем женщины: «Говорят: не умеем, не привыкли, да и зачем Бога беспокоить своими глупостями, когда у Него и так забот много?» По мнению отца Сергия, чтобы оживить молитву, необходимо помочь людям обрести общую жизнь помимо богослужебной, а обращаясь к Богу – просто чаще благодарить.

Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний уверен, что в самой церковной традиции есть всё, чтобы помочь людям обрести полноту церковной жизни. Важно лишь обращаться к этой традиции и благоговейно, и свободно, вернуть её церкви.

– Люди начинают понимать, что они приходят не просто ставить свечечки и заказывать молебны, а участвовать в литургической жизни, центр которой – Христос. Так и образуется церковная община, к чему мы все призваны, – говорит владыка Софроний, анализируя собственный опыт. – Многое зависит от священника. Он, конечно, может жить, как жили и спасались до него, но если он захочет и постарается изменить жизнь церковной общины, то она изменится, и в лучшую сторону.

Справка

Круглый стол «Миссионерское богослужение» состоялся 25 января в Культурном центре «Покровские ворота» в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений – крупнейшего в России ежегодного церковного форума. Организаторами круглого стола выступили Синодальный миссионерский отдел РПЦ и Свято-Филаретовский православно-христианский институт. С полной версией дискуссии можно ознакомиться здесь на сайте Свято-Троицкого православно-христианского института.

  • 23 Июня, 10:38
  • Розсилка ВІДПРАВИТИ

Митрополит Софроний умер на 81-м году жизни

Софроний еще два года назад в интервью Главкому заявил, что он уже не является клириком Московского патриархата

Митрополит Черкасский и Каневский Софроний умер на 81-м году жизни после продолжительной и изнурительной болезни. Об этом сообщает сайт «Черкасская епархия».

«С глубокой скорбью и печалью сообщаем, что 22 июня в 23:08 на 81-м году жизни после продолжительной и изнурительной болезни отошел ко Господу митрополит Черкасский и Каневский Софроний — выдающийся архипастырь земли Черкасской, храмостроитель, неутомимый труженик на ниве Божьей», — говорится в сообщении.

Отметим. что в декабре 2018 года в интервью Главкому Софроний рассказывал, что он уже не является клириком Московского патриархата, ведь не вспоминает во время службы патриарха Кирилла, но и не входит в состав Поместной церкви.

«Я ни туда и ни сюда… У независимого государства должна быть независимая церковь. А получается так, будто мы и независимое государство, а лезем в сети к грекам. А какая разница, Константинополь или Москва? Я бы вам сказал сейчас, что следует делать дальше, если бы я в руках держал Томос, знал, о чем там написано. Поэтому дождемся», — сказал Софроний.

Также Софроний тогда заявил, что он — человек свободный и не хочет быть вассально зависимым от греков.

Епископ Московской церкви в Украине опасался, что финальная версия устава поместной церкви может закрепить большую зависимость украинского православия от Константинополя. Софроний называел эту угрозу «вассальным увлечением». По его словам, в Константинополе нет приходов, а есть только епископы, а «в Украине отвалилась большая территория, где можно будет развернуть свою деятельность».

На вопрос Главкома, как теперь будет действовать проукраинское крыло в УПЦ МП, митрополит Софроний ответил: «Я понимаю так: если это автокефалия, то церковь должна быть независимой, как и все автокефальные церкви».

Также напомним, что митрополит Софроний, который не приехал на Объединительный собор, записал видеообращение.

Кроме того, в декабре 2018 года пятый президент Петр Порошенко наградил орденом Ярослава Мудрого двух митрополитов УПЦ МП. Среди них — митрополит Софроний.

Читайте также інтервью Главкома: Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся

Новина українською

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *