Влахернская церковь в стамбуле

Влахернская церковь

После великого храма Святой Софии ни одно религиозное сооружение не играло такой роли в византийской истории, как церковь Пресвятой Богородицы во Влахернах. Византийская императрица Пульхерия (супруга императора Маркиана), не верившая в воскрешение Пресвятой Богородицы, писала Иерусалимскому патриарху Ювеналию о том, чтобы вскрыть место погребения и прислать в Константинополь мощи Богоматери. Патриарх Ювеналий нашел в гробнице только одежды Божией Матери, часть которых и отправил с посланием, в котором горько укорял императрицу за неверие. И Пульхерия немедленно воздвигла во Влахернах храм, в котором и положила присланные святыни. Храм прилегал к стене Влахернского дворца, а двери его выходили внутрь дворцовой ограды. В описании одного французского путешественника о храме сказано следующее:

«Внутренняя дверь Влахернской церкви по интересу, ею представляемому, могла бы сравниться с лестницей Версаля! Сегодня там император на носилках, окруженный то своими знаменитыми варягами, то свитой евнухов или длинным рядом священников и монахов, бросающий беспокойный взгляд на сановников, среди которых он ежеминутно ищет грядущего убийцу и счастливого своего заместителя, который прикажет бросить на арену цирка его изуродованный труп. Завтра тут поспешно с трепетом идет патриарх с длинной седой бородой в своем золотом одеянии. Он знает, что царь, охваченный своим мрачным богословским духом, призывает его во дворец, чтобы предоставить ему выбрать между ересью, которая погубит его душу, и убийственной ссылкой на какую-нибудь скалу Мраморного моря. Сегодня тут торопливо ведут в церковь принцесс, матерей, жен или дочерей какого-нибудь убитого или свергнутого императора, чтобы остричь им волосы, сорвать с них пурпурные, расшитые золотом туники и отвести в темных монашеских одеждах в какой-нибудь монастырь — их новое жилище до конца дней».

Впоследствии император Лев Макелл пристроил к Влахернскому храму круглую церковь, а император Юстин расширил храм, прибавив к нему две абсиды, и украсил его колоннами из паросского мрамора. Широкий и длинный храм получил, таким образом, крестообразную форму с двумя нишами по концам и особым зданием под куполом. В священной раке в нем хранились риза, пояс и скуфья Пресвятой Богородицы.

* * *

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божиего — Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей — хромых, слепых, глухих… И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь. Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: «Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходят, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются… И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей — одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти».

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне, а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. — сарацины, а в 866 г. — воинственные «россы».

* * *

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Кал-листа, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы.

В царствование императрицы Пульхерии в драгоценный ковчег, запечатанный царской печатью, во Влахернский храм был положен и пояс Пресвятой Богородицы. В последующие века Честной пояс Божьей Матери был взят из Константинополя и оказался в городе Зила, откуда при императоре Юстиниане снова возвратился в Царьград.

В X в. царицу Зою, одержимую злым духом, не могли излечить никакие врачебные средства и ухищрения. Но однажды во сне ей было откровение, что, если на нее будет возложен Честной пояс Пресвятой Девы Марии, она получит исцеление. И тогда в присутствии императора Льва Философа священный ковчег был открыт, и сохранившийся совершенно невредимым пояс руками патриарха был возложен на больную. Царица тут же получила исцеление, после чего всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Матери Его. Царь с благоговением облобызал чудотворный пояс, который потом снова положили в ковчег. В воспоминание этого чуда Церковь в начале X в. установила празднование в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы, которое отмечается 31 августа. Впоследствии Честной пояс Владычицы Небесной сопутствовал греческим императорам в их походах, но потом он был взят победившим их болгарским царем Коломаном.

Влахернская церковь размещалась вне городских стен — в северном углу византийской столицы, в болотистой низменной местности, и объяснения этому не было даже в древности. В сочинениях историка Прокопия Кесарийского можно только прочитать, что Влахернская церковь и храм Живоносного Источника, поставленные в концах города, служили его сторожами.

Влахернская церковь являлась домовой церковью византийских императоров. В ней находился образ Пресвятой Богородицы Одигитрии — покровительницы Византии, не раз чудесным образом спасавший столицу от врагов. Под сводом храма была изображена Богоматерь, с руки которой стекала святая вода.

В 1204 г. Влахернский храм был разрушен и разграблен крестоносцами. Впоследствии церковь восстановили, но в царствование императора Иоанна V Палеолога она вновь была уничтожена страшным пожаром, который был воспринят как грозное предзнаменование. Латиняне, обратив Влахернскую церковь в католический храм, похитили из нее некоторые реликвии, которые до сих пор хранятся в венецианской сокровищнице. Через 80 лет после падения Константинополя еще можно было видеть развалины церкви, а потом от нее остался лишь священный источник, ютившийся под жалкой крышей. Сюда три раза в год (после обычных церемоний) император приходил погрузиться в бассейн.

В настоящее время от Влахернского дворца, занимавшего своими строениями все огромное пространство до городской стены, и от Влахернского храма остался лишь большой холм. На месте древней базилики в XIX в. была сооружена небольшая скромная церковь. Все ее достояние (не считая богослужебной утвари) составляли древняя икона Богоматери Одигитрии, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, и находящаяся в правой части храма аясма (чудотворный источник). В прежние времена русские паломники еще видели в храме каменную плиту из помоста древней церкви. По преданию, это была та самая плита, на которой стоял новгородец Андрей-юродивый, живший в X в. в Царьграде и удостоившийся явления Божией Матери.

«Однажды Андрей-юродивый, молившийся во Вла-хернском храме, увидел, как по воздуху от Царских врат шла Пресвятая Богородица. Она остановилась над амвоном и долго молилась, омывая слезами Свой пречистый лик. Преподобный Андрей, обернувшись к ученику своему Епифанию, спросил: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу», — отвечал Епифаний.

Окончив молитву, Матерь Божия сняла с Себя блиставшее наподобие молнии покрывало, которое носила на главе Своей, и, торжественно держа его, распростерла над всеми молящимися в храме».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

На территории Нижней Лавры у Восточных въездных ворот монастыря в 1913 году сооружена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов. Часовня построена по проекту инженера-гидротехника С.Коклика скорректированного лаврским архитектором Е.Ф.Ермаковым.

Во время оккупации Киева немецко-фашистскими захватчиками 1941-1943 гг. часовня сильно пострадала, был разрушен ее верхний ярус.

Восстановительные работы начались в конце 80-х гг. ХХ в., а затем были продолжены Свято-Успенской Киево-Печерской лаврой

Сейчас храм-часовня представляет собой трехчастное сооружение с восьмигранным шатровым барабаном. Фасады из желтого и красного кирпича украшены башенками и резными фронтонами. К часовне пристроена паномарня, обустроены артезианская скважина и подворье. Храм заново расписан, в нем установлен деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко.

В 2001 г. церковь в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» была освящена. Из Аннозачатьевского храма сюда была передана икона Божьей Матери «Живоносный источник».

На Руси было много чтимых икон Божей Матери «Живоносный источник». Изображали Богородицу с Младенцем на руках, как бы парящей над большой каменной чашей.

В 1913 г. был сделан список этой иконы в Киево-Печерской лавре, о чем свидетельствует следующая надпись на оборотной стороне иконы: «Сия икона сооружена усердием игумена Никандра Киево-Печерской лавры. 1913 г. 20 декабря». Икона находилась в Аннозачатьевской церкви на Дальних пещерах. После закрытия монастыря икона хранилась в Киевском Покровском женском монастыре. В 1988 г. она была возвращена Киево-Печерской лавре и вновь установлена в Аннозачатьевском храме. С 2001 г. является храмовой иконой церкви «Живоносный источник».

Празднование иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

Турция иногда напоминает мне матрешку: на верхней написано, что это страна секулярная, а внутри нее поменьше, где написано, что это страна все-таки мусульманская, а внутри второй храняться неверотяное количество монастрыей, церквей и часовен, принадлежащих к самым разным христианским традициям. Как выбрать самые интересные и самые важные? Например, можно довериться моему опыту 🙂

1. Кафедральный собор Георгия Победоносца

Эта церковь уже фигурировала в одном из моих списков как бесплатная достопримечательность. В этот список она попадает как главный центр православия в Стамбуле и Вселенной 🙂 Патриархат, который базируется здесь, действительно называется Вселенским. А патриарх пользуется большим авторитетом среди своих коллег, он является «первым среди равных». Поэтому по воскресеньям тут так людно на литургии. Здесь всегда очень много греческой и русской речи, а еще много котов, потому что Варфоломей 1 известный кошатник 🙂

2. Церковь Марии Монгольской

Прежде всего, вам нужно знать, что это единственная церковь в Городе, которая никогда не прекращала функционировать и никогда не превращалась в мечеть. Это уже само по себе достойно внимания. Но это не все.
Эта церковь была названа в честь Марии, дочери императора Михаила 8 Палеолога. Её выдали замуж за монгольского хана, в политических целях, конечно же. Но в Монголии не очень гладко все пошло, и Мария вернулась домой и стала покровительницей женского монастыря, который был в этих стенах. Её изображение можно увидеть в музее Карие джами.
В церкви хранится много византийских икон, есть крипта.
Найти церковь просто гуляя по городу сложно, надо все-таки знать точный адрес: Firketeci Sokak No. 5. и, это совсем рядом от красного кирпичного корпуса греческой школы. Не стесняйтесь позвонить в звонок, вам откроют и впустят посмотреть на оплот сопротивления османской экспансии в Стамбуле.

3. Армянский патриархат

фото из интернета

В Стамбуле не так уж мало армянских церквей. Любая из них будет для вас очень интересной. Это вроде бы и родные нам православные, но такие другие. И иконопись у них очень своеобразная, и святые другие, и архитектура. Я бы сказала, что достаточно зайти в первую встретившуюся армянскую церковь, хоть ту, что на Кадыкёе. Но лучше всего выделить время и отправиться в район Кумкапы к зданию армянского патриархата. У него богатая и интересная история (и предыстория), а еще целебный источник.

4. Церковь Св. Антония Падуанского

Фото из интернета

Огромный католический костел на Истикляле начала 20 века. Тут, кстати, встречаются и греко-католики украинские. Вам будет сложно не зайти в нее, потому что она в самом центре Города, большая, красивая и дружелюбная. Ну и потом, немножко становится радостно за крепкие позиции католиков в Городе.

5. Церковь Айя-Триада

Раз уж будете идти по Истиклялю (а там по обе стороны хватает церквей, но многие из них закрыты для туристов или закрыты вообще), дойдите до Таксима и загляните в Церковь Святой Троицы. Это добавит вам еще немного гордости за христианские позиции, на этот раз православные. Храм огромен и величественен, а главное — не надо никуда специально ехать, чтобы посетить его.

6. Крымская церковь

Это готическое здание принадлежит англиканской протестантской церкви и названо оно так в честь британский солдат, погибших в русско-турецкой войне. Находится оно в двух шагах от Галатской башни, а лучше всего его рассмотреть как раз таки с Галатской башни. Знаменита она еще тем, что материалы для постройки привезены с Мальты.
По двору гуляют утки и куры, а в самой церкви периодически проходят концерты, потому что в таких местах акустика просто изумительная.

7. Греческая церковь Айя Кириаки Кумкапы

На сколько я понимаю, это еще одна церковь на ряду с Айя Софией и Айя Ириной, посвященная не персоналии, а абстрактному понятию — Святому Воскресению. Фотографировать внутри запрещают, а зря. Это одна из самых нарядных и торжественных церквей в Городе. Впрочем, фасад тоже очень необычный — эти лозы винограда создают такое греческо-пьяное настроение.
Здание построено в конце 19 века, на месте сгоревшей церкви 16 века с таким же названием.

8. Церковь Метролоджи иерусалимской метрополии

Эта церковь находится в районе Балат, совсем недалеко от Айя Йорги, но найти ее непросто. Она прячется за сплошной каменной стеной и не дает о себе знать часовнями и/или куполами. Это простая и брутальная базилика с арабским смотрителем Абдулой, который сидит где-то неподалеку от церкви, чтобы открыть ее для туристов. Это очень общительный мужчина, получите море удовольствия от общения. А еще во дворе стоит целый ряд огромных кувшинов для оливкового масла.

9. Церковь Каффской иконы Божией Матери

Эта церковь принадлежит к одной очень интересному и маргинальному патриархату — турецкому. Турецкий патриархат появился в начале 20 века как продукт политический и во многом является просто защитной реакцией турков на греческий национализм. В разных источниках количество прихожан указывается от 100 до 400 человек.

Церковь находится в Каракёе, первоначальное здание, построенное в 16 веке, было возведено специально для православных крымчан из Каффы. Это здание относится к 1840 году.

10. Подворье Святого Пантелеймона

Совсем рядом с Каффской церковью распологается еще одна «импортная церковь» — русская. Она находится на 6 этаже жилого дома. Сама церковь и отель, который относиться к её же юристдикции были построены для русских паломников, которые направлялись в Иерусалим. Стоит туда зайти и вас встретит весьма угрюмый монах, привычный иконостас со славянскими лицами и вид на сосдение крышы, в том числе на купол еще одной русской церкви, которая открывается только по большим праздникам.

11. Церковь Ключей

Все знают эту церковь как церковь Ключей или церковь исполнения желаний или церковь одного дня, но на самом же деле она названа в честь Девы Марии. Эта церковь очень популярна среди мусульманского населения (которое ничем не уступает христианам в суеверности). Каждого 1ого числа каждого месяца сюда стекается огромная толпа народу, все покупают сувенирные ключики, водят ими по иконам, стенам, крутят в специальных замочках и неистово загадывают желания. Судя по популярности места, все эти манипуляции проделываются не зря. Конечно, вам может показаться, что я не в меру скептично отношусь к этой церкви, на самом деле нет. Я каждый раз с полным восторгом наблюдаю за таким вот стихийным межрелигиозным диалогом. Эта церковь, помимо себя самой, интересна и людьми, которые сюда приходят.
В этот список не вошло очень много церквей. Многие из не вошедших, вероятно, кем-то считаются более достойными, чем названные. Здесь же список составленный на основании моего опыта и желании создать наиболее разнообразный список. Например, сюда не входит Болгарская железная церковь, потому что последние 5 лет она была на реконструкции и мне так и не довелось побывать там. А еще здесь пока что нет церкви Ассирийской традиции, армянской протестантской, да мало ли еще чего тут нет! Даже этот не полный список даст вам представление о разнообразии и активности христианской жизни в Стамбуле.

Вселенский Константинопольский патриархат считается одной из главных достопримечательностей Стамбула и включен нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Турцию. Христианских святынь в городе не так много, и посещение наиболее примечательных из них включено в программу этого тура.

Патриархат в Константинополе был учрежден в 381 г. на Втором Вселенском соборе. Тогда избранный архиепископ Константинопольский имел право первенства даже перед Римским епископом вплоть до 1054 г., когда из-за разногласий прервалось всякое общение между Римской и Константинопольской церквями. Константинопольскую кафедру занимали святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Предстоятелем Вселенского Константинопольского патриархата является Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей (Архондонис), избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Он является 232-м Патриархом Константинопольским.

Первоначально главным патриаршим храмом был собор Святой Софии. После падения Константинополя место пребывания патриарха неоднократно менялось. Ныне патриаршая резиденция, библиотека и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в районе Стамбула, именуемом как Фанар, в ильче Фатих, к юго-западу от бухты Золотой Рог. Своим названием исторический квартал Фанар обязан фонарю, который был установлен на высокой колонне и служил ориентиром-маяком во времена Византийской эпохи.

Когда-то Константинопольскому патриархату принадлежало большое количество христианских святынь, часть из них пропали во время разграбления города в XIII в. крестоносцами, часть осели в имперской России, часть в Греции. Тем не менее, некоторые реликвии Кафедрального собора св.Георгия Победоносца (XVIII в.) заслуживают особое внимание. Среди них резной золоченый иконостас и стасидии с головами грифона, выполненные из темного дерева, а также часть Столба бичевания, расположенная справа у иконостаса с остатками кольца, к которому по преданию был прикован сам Господь. Эту святыню привезла в Константинополь царица Елена из Иерусалима в 326 г. В противоположных частях храма (с северной и южной стороны) размещены раки со святыми мощами Феофании, Соломонии и Евхимии Всехвальной. Отдельно в мраморных ковчегах хранятся мощи Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Патриаршая кафедра возвышается в самом центре собора, она была перевезена их Храма Святой Софии.

Вселенский Патриархат в Стамбуле открыт круглосуточно. В обычные дни здесь очень мало туристов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *