Вне церкви нет спасения

«Вне Церкви нет спасения»
/Священномученик Киприан Карфагенский/

Насущной потребностью нашего времени является признание и исповедание христианами непреложной истины, что Христос создал Церковь, положив в нее все необходимые средства для обретения полноты жизни и спасения.
Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения. Нелепо отделять христианство от Церкви и говорить о каком-то христианстве, помимо святой Христовой Церкви.

С понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковленности, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу, которые позволяют нам не только называться, но и быть церковными людьми, подлинными христианами.

Св. Ириней Лионский не допускал возможности отделять христианскую истину от Церкви. «Не должно, – писал он, – у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в нее все, что относится к истине, так что каждый желающий берет от нее питие жизни. Она есть, именно, дверь жизни, а все прочие – суть воры и разбойники».
Истина Церкви, по преимуществу перед всеми другими, касается самой жизни каждого христианина и определяет не только его верование, но и самую его жизнь. Признать Церковь — это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путем любви и самоотречения.

Современные проблемы

Большая часть наших соотечественников, будучи крещенными, считая себя верующими, живут в отрыве от церковной жизни, не понимая значения Церкви для духовной жизни и дела спасения.
«Наша беда в том, что мы сами-то мало ценим свою Церковь и великое благо жизни церковной. Мы не исповедуем своей веры в Церковь смело, ясно и определенно. Веруя в Церковь, мы постоянно как бы извиняемся за то, что мы в нее еще веруем. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путем и незаметно вкрались в сознание и мировоззрение даже и русского православного общества». /Священномученик Илларион Троицкий/
«Любите Церковь, — говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский, – в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестан-ным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, — ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека…»

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16: 18).

День сошествия Святого Духа был первым историческим днем существования Церкви, днем откровения ее миру. В этот день прозвучала первая христианская проповедь. Дух Святой проникал в сердца слушающих и они каялись и крестились. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2:47).

Христос – Основатель и «Глава Церкви» (Еф. 5:23). Он создал Церковь для того, чтобы осуществлять человеческое спасение. Церковь – Тело Христово (см.: Еф. 1:22). «Церковь — не только единое тело, но и единый дух». /Свщенномученик Илларион Троицкий/

Христос есть «Спаситель тела» Церкви (Еф. 5:23). Он «питает и греет» ее, как сущую от «плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29-30). Он любит ее и «предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 25-27).

Христиане – клеточки этого Божественного организма, в которых течет Кровь Христова. Христос – Лоза, а верующие – ветви, питающиеся Его благодатными соками (см. Ин. 15: 1-6). Христос спасает Церковь как единое целое, как Свое Тело. И каждый спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу.

Христос пришел создать Церковь, Он умер за Церковь, Его апостолы молились за Церковь, проповедовали Церкви и страдали, и умирали за тело Христово, которое есть Церковь. Все послания апостолов адресованы к Церкви, а не к отдельным личностям, гордо отделяющим себя от Церкви.

Христос и Церковь

✦ Христос есть Истина, Церковь – столп и утверждение Истины на земле.

✦ Христос есть Путь, Церковь – наша Путеводительница.

✦ Христос есть Жизнь, Церковь – школа богоугодной жизни во Христе.

✦ Христос наш Учитель, Церковь – Училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления.

✦ Христос наш Искупитель и Спаситель, Церковь учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.

Поэтому спасение невозможно без участия в жизни Церкви и ее Таинствах, особенно Евхаристии.

«Быть христианином, значит принадлежать Церкви» /Священномученик Киприан Карфагенский/

«Тот не может иметь Бога своим Отцом, кто не имеет Церковь своею Матерью» /Священномученик Киприан Карфагенский/
«Христианства нет без Церкви. Только в Церкви совершаются Таинства, соединяющие человека с Богом. Только в Церкви бьет источник воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14)» /священномученик Иларион (Троицкий)/
«Хочешь спастись? – пребывай в Церкви. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней – твое спасение» /Священник Григорий Дьяченко/

Вне Церкви:
✦ нет истинной веры
✦ нет благословения Божия
✦ нет понимания христианского учения
✦ нет истинного Богопочитания
✦ нет душеполезного поста
✦ нет плодотворной молитвы
✦ не сообщается Дух Святой,
✦ нет целомудренности и чистоты
✦ нет спасительного Причастия
✦ нет единения со Христом
✦ нет спасительных дел
✦ не может быть христианской жизни
✦ недостижима святость
Вне Церкви нет спасения.

Как осуществляется в Церкви наше спасение?

Спасение совершается в Господе Иисусе Христе по благоволению Отца благодатью Святого Духа.

Господь дал Церкви Христовой все необходимые средства для спасения. Прежде всего это святые Таинства Исповеди и Причастия.

В Церкви происходит преображение и воскресение души человека. Если человек приобщается к церковной жизни, участвует в Таинствах Церкви, то под воздействием благодати Святого Духа его душа постепенно очищается, просвещается, преображается и воскресает к новой жизни.

Для спасения необходимы:
✦ вера
✦ благодатные силы для благочестивой жизни, обретаемые чрез церковные таинства,
✦ жизнь по заповедям Божиим,
✦ под руководством богоучрежденных пастырей,
✦ живой союз с земными и небесными лицами Церкви.

Путь спасения можно уподобить обыкновенному путешествию.

Для удобной и безопасной дороги путнику нужны:
а) свет,
б) проложенная дорога,
в) здоровье и крепость,
г) путеводитель.

И в шествии путем спасения необходимы:
а) свет, — это вера;
б) проложенная дорога — это заповеди;
в) здоровье и крепость, — это благодатные силы, подаваемые чрез церковные таинства;
г) путеводители и руководители, — это пастыри Церкви.

Все спасшиеся шли этим путем, и все спасающиеся им идут, другого пути спасения нет.

Святые отцы о единоспасительности Церкви

«Всякий, кто отдален от Церкви, сколько бы не полагался на свою благочестивую жизнь, не будет иметь жизни вечной, но гнев Божий пребывает на нем». «Нигде кроме Церкви нельзя найти спасения». «Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но вне Церкви никогда нельзя достичь спасения». /Блаженный Августин/
«Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, нo всегда цветет». /Свт. Иоанн Златоуст/
«Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования». /Священномученик Киприан Карфагенский/
«Без Церкви невозможно спастись. Есть семь дверей для спасения. Семь дверей – это семь таинств.» /Преподобный Варсонофий Оптинский/
«Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установ-лениям. Неслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу». /Свт. Игнатий (Брянчанинов)/
«Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева». /Свт. Киприан Карфагенский/

Спасение невозможно без благодати, а благодать подается в Таинствах Церкви.

Спасение невозможно без Крещения, Исповеди, Причастия, а это – Таинства Церкви.

Спасение невозможно без воцерковления, а воцерковляется человек в Церкви.

Спасение невозможно без Божественного Откровения, без Священного Писания и Предания, а именно Церковь – их хранительница и истолковательница.

Спасение невозможно без послушания и духовного руководство, а духовника человек обретает в Церкви.

Спасение невозможно без поста и молитвы, а именно Церковь научает его этому.

Спасение невозможно без разумно-деятельной любви, которой человек учится в Церкви.

Спасение невозможно без рассудительности, ревности и трезвения, а этому учит Церковь.

Спасение невозможно без самоукорения, самоуничижения и самоотвержения, без долготерпения, крестоношения и следования за Христом, а всему этому человек учится в Церкви.

Спасение невозможно без Богообщения, Богопознания, Богопочитания, Богоуподобления, Богоугождения, Богопрославления и Богобоязненности, благоговения, благодарения и деятельно-жертвенного Боголюбия и Богу служения, выраженного в Богопреданности (или верности до самопожертвования) и Богоединения. А возможность к этому он обретает в Церкви.

«Все, содержимое Церковью, таково, без чего не может состояться спасение. Ибо оно есть осуществление, или явление на деле воплощенного Домостроительства, без которого нет спасения, поэтому чуждый Церкви – чужд Христа Господа и спасения в Нем». /Священник Григорий Дьяченко/

Тайна нашего спасения совершается в Таинствах Церкви.

«С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути» /Свт. Феофан Затворник/.

Составлено для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

«ЦЕРКОВЬ СПАСЕНИЯ В ИИСУСЕ», религиозная организация, относящаяся к группе пятидесятников. Входит наряду с 10 основанными ею в Чит. обл. дочерними церквями в Рос. Союз Христиан Веры Евангельской (ХВЕ), крупнейшее объединение пятидесятников на тер. бывш. СССР, включающее наиболее значительные пятидесятнические организации СНГ и стран Прибалтики, созданное на 1-м Всесоюзном съезде пятидесятников в Москве в 1990. Современное назв. Объединенный Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской (ОЕСХВЕ) принято на 2-м съезде (1994). Каждая община ХВЕ имеет братский совет, возглавляемый пресвитером церкви, общины объединены в округа. Зарегистрированные пятидесятники разделили тер. СНГ на 32 окр., во гл. каждого из них стоит епископ со своим ближайшим помощником – ст. пресвитером. Общая численность сторонников ОЕСХВЕ на 2001 составляет (вместе с детьми) более 0,5 млн чел. Религиозные группы, объединенные в Союз, имеют общие генетические корни с Ассамблеями Бога, крупнейшей пятидесятнической организацией США, последователи к-рой близки по своему учению и обрядности к баптизму и методизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом. Пятидесятничество – это протестантское течение, возникшее в США в кон. XIX в. Его учение основано на изложенном в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказе о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Одним из основных положений пятидесятничества является крещение Святым Духом, внешним свидетельством наличия к-рого считается говорение на «иных языках». В России пятидесятничество известно с 1913. В Чит. обл. в 1930–40-х в некоторых поселках существовали малочисленные, разрозненные группы ХВЕ. Возрождение общин пятидесятников в Заб. связано с основанием в 1990 миссии «Иисус Христос», к-рая официально была зарегистрирована в 1992. Организаторами 1-й миссии являются М.И.Киндрук, А. Панасовец, Г. Колодич, М. Андронович, С. Шарапа. Позже общины появились в Краснокаменске, Борзе, пгт Забайкальск, Шерловая Гора, Новокручининский, Карымская и др. населенных пунктах. В 1991 в с. Дульдурга состоялось открытие 1-го храма ХВЕ; с этого же года епископ окр. в Чите – М.&nbspИ. Киндрук. Число прихожан с 1991 по 1997 увеличилось с 6 до 3000 чел. С 1996 по июнь 2001 приняли водное крещение 803 чел. В 2001 посещали воскресные богослужения ок. 800 чел. В 1998 церковь наряду с др. местными отд-ниями, входящими в Заб. региональное объединение ХВЕ, прошла регистрацию в управлении юстиции Чит. обл. В Чите долгое время службы велись в разных зданиях, только в апр. 2000 силами церкви закончено восстановление здания бывш. 2-й пожарной части Добровольного пожарного о-ва – памятника архитектуры, ставшего храмом для более чем 800 прихожан. На 2005 в Чит. обл. насчитывалось ок. 60 церквей ХВЕ, к-рые регулярно посещают 3000 чел. В своей деятельности «Церковь спасения в Иисусе» использует различные формы работы с населением. Действуют церковный хор, воскресная школа для детей, начальные библейские курсы, библейская школа, служение слабослышащим, танцевальная группа, книжный киоск, музыкальная творческая группа, молодежное служение, служение для наркоманов, служение для осужденных. Церковь сотрудничает с междунар. молодежным изд-вом «Книга Жизни» и программой «Избери Жизнь». Начато стр-во реабилитационных центров для наркозависимых и бывш. осужденных. Церковь является попечителем гор. социального приюта для детей, оказывает помощь детям-инвалидам, активный чл. попечительского совета при Управлении исполнения наказаний, гл. спонсор программы «Дети улиц» ОБО «Рука помощи», предложившая детям за 2 года 38 тыс. горячих обедов. Важнейшая форма работы – создание системы так называемых домашних групп, посредством к-рой церковь становится неотъемлемой частью семейной жизни ее членов. Для пропаганды фундаментальных религиозных идей широко используются СМИ, в частности, в Чите читаются теле— и радиопроповеди, распространено обращение к аудитории через газеты.

Предметом настоящего рассмотрения будут несколько цитат из одной книги: Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 2-е изд. – М., Изд-во Сретенского монастыря, 2011, ISBN 978-5-7533-0654-8, тираж 100 000 экз. (номера страниц дальше в тексте даются по этому изданию).

Глава «Христос – Спаситель всех человеков» фактически обосновывает идею о возможности спасения вне Церкви, якобы для людей есть возможность спасения без принятия Святого Крещения и без крещения собственной мученической кровью, но как бы «перелазить инде». Конечно, святоотеческая максима «Без Церкви нет спасения» не отвергается прямо, но автор настойчиво подводит читателя к определённым выводам, в частности, приводя слова святых отцов, утверждая что даже, когда они прямо «говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым… не утверждают, что вхождение в нее возможно только через Таинство крещения…» А.И. Осипов прямо провозглашает: «Православный – тот, кто приобрел состояние кающихся… они оправданы Христом и, следовательно, пребывают в лоне Православной Церкви» (сс.134-135), при этом такое состояние по его мнению никак не связано с принадлежностью к Церкви.

Проанализируем же, как Алексей Ильич обращается со святоотеческими текстами, подтверждая свои тезисы

Пример первый. Страница 146 указанного сочинения:

«Святой Иустин Философ не сомневается: «Поелику те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся чрез Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божиим»

Не удивительно, что св. Философ не сомневается, ведь на самом деле эти его слова являются ответом на конкретно поставленный сего собеседником вопрос:

«- Скажи мне, спросил Трифон: те, которые жили по закону, данному Моисеем, будут ли жить в воскресение мертвых, подобно Иакову, Еноху и Ною, или нет?»

А вот мы точно имеем все основания усомниться в допустимости использования цитаты в осиповском понимании. Цитата вырвана из контекста, причём так грубо и нещадно, что это может быть использовано, как образцовый пример недостойного цитирования. Трифон интересуется судьбой именно живших по моисеевому закону и Св. Иустин отвечает ему совершенно точно в русле всей святоотеческой православной традиции, тогда как по Осипову получается, что Иустин говорит о спасении всех вообще людей лишь по факту делания ими «всеобщего, естественного и вечного добра».

Кстати сказать, эта цитата в том же виде повторяется на странице 136, то есть А.И. Осипов в одной и той же книге использует препарированную цитату дважды.

Пример второй.

На странице 135 А.И. Осипов цитирует Святителя Иринея Лионского:

«Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые … желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему, всех таковых Он в Втором Пришествии Своем прежде воздвигнет … воскресит и поставит в Свое царство» – фрагменты выделены так, как это сделано у автора для акцентирования мысли, которую он хочет вложить в ум читателю.

Теперь посмотрим, как эта цитата выглядит в подлиннике – здесь мною выделены слова, опущенные у А.И. Осипова:

«Ибо Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия кесаря уверовали в Него, и Отец оказал Свое промышление не ради ныне только живущих людей, но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним и желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему, всех таковых Он в втором пришествии Своем прежде воздвигнет от сна и как их, так и прочих, имеющих судиться, воскресит и поставит в Свое царство».

Мало того, что вопреки правилам цитирования на месте слов «во времена Тиверия кесаря» не поставлено положенное троеточие, указывающее читателю, что пропущены какие-то слова, но эти слова, как легко видеть, радикальным образом меняют смысл всего цитируемого текста. Святой отец хотел донести мысль, что Христос пришёл не только для тех людей, которые жили во время земного служения Спасителя (и последующих поколений), но и для всех прежде живших и умерших, которые при жизни своей, как сказано, «от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога я праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним и желали видеть Христа и слышать Его голос». Он же их воскресит в телах при Своём втором пришествии, равно как и «имеющих судиться». Святой Ириней недвусмысленно излагает общецерковное учение о том, что праведники, жившие до Христа по воскресении получат свою награду, тогда как грешники воскреснут на суд и осуждение. После осиповских манипуляций эта цитата напротив говорит, что Христос якобы «воскресит и поставит в Свое царство» «всех вообще людей».

Третий пример находится совсем рядом, на странице 137:

«Святитель Григорий Богослов говорит: «Как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежащих к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самой вещью, не имеют только имени» христианина». (ссылка – Свт. Григорий Богослов. Творения Т.1. Слово 18, СПб., 1912. С. 264)

Здесь создаётся впечатление, что Святитель Григорий исповедует возможность быть христианином без имени Христа и учит, что можно, находясь вне Церкви Христовой телом, одновременно находятся в ней духом.

Но снова при проверке цитаты и чтения её в общем контексте видно, что богопросвещённый отце говорит о другом. Он рассказывает о своём отце:

«Еще не одного с нами будучи двора, он был уже нашим; ибо к нам принадлежал по своим нравам. Как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежащих к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самой вещью, не имеют только имени. Из числа последних был мой отец – ветвь еще чуждая, но по жизни преклоненная к нам».

Затем повествует о знаменательном подвиге его благочестивой супруги:

«жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но предводительницей… Она, по преизбытку веры, не потерпела быть в союзе с иноверным… потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами: упреками, увещаниями, услугами, отлучением, а более всего своими нравами и пламенной ревностью о благочестии, чем всего сильнее преклоняется и умягчается сердце, добровольно давая себя нудить к добродетели…»

И логично завершает своё повествование:

«Родитель приступает к возрождению водой и духом, через которое, как исповедуем перед Богом, образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в Дух и воссозидается».

Если и есть какой-то текст, более свидетельствующий в пользу принятия Крещения, то сейчас я затрудняюсь вспомнить такой. Для человека, который по устроению души как бы уже является христианином, согласно рассказу Свт. Григория, крещение оказывается необходимым. Алексей Ильич выдёргивает цитату и использует её для подтверждения своей теории о необязательности Св. Крещения для спасения.

Выводы очевидно неутешительны для защитников Алексея Ильича. Заслуженный профессор МДА легко использует вырванные из контекста цитаты и даже не останавливается перед их искажением, если это нужно для подтверждения его оригинальных идей.

В результате — какой соблазн для всех доверившихся! Свои сомнительные идеи профессор с помощью подтасовок и фальсификаций выдаёт за учение святых отцов, а Издательство Сретенского монастыря публикует их стотысячным тиражом. И это, как мы видим, второе издание. Стало быть, до него было ещё одно, о тираже которого можно лишь гадать. А может было ещё третье, и четвёртое издания? Я говорю лишь об одном монастыре, при котором действует целая Семинария, проходят просветительские курсы, но не нашлось и одного учёного монаха, ни одного семинариста, способного по книгам сверить цитаты.

На книге стоит гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви: «Рекомендовано к публикации… ИС 10-07-0235». Неужели и там при виде имени заслуженного профессора МДА ослабевает внимание и пропадает всякая критичность?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *