Во главе русской православной церкви стоял

16. Положение Русской Православной Церкви в XIX веке. Отношения с государством

Главная → Абитуриенту → Пособие для поступающих → История Русской Церкви → 16. Положение Русской Православной Церкви в XIX веке. Отношения с государством

Хотя в XIX веке не произошло никаких существенных перемен во взаимоотношениях между Церковью и государством, а, наоборот, была сделана попытка подчинить церковные интересы государственным, жизнь церковная развивалась и во многих областях достигла расцвета. Кроме широкого развития церковной науки и просвещения, миссионерская работа охватила новые области и страны, а монашество пережило период обновления.

Когда встал вопрос о преобразованиях в духовном ведомстве в 1803 году, обер-прокурором был назначен личный друг императора, князь А. Н. Голицын, человек увлекающийся, далекий от православия. Дело преобразования училищ было поручено ученому архимандриту Евгению (Болховитинову), который приготовил новый полный план устройства школ. Была учреждена при Синоде особая комиссия, которая разрешила насущные вопросы, включая создание духовно-учебного капитала на поддержание школ.

Все дальнейшие преобразования жизни Церкви связаны с деятельностью замечательного ученого, проповедника и блюстителя прав Церкви, митрополита Филарета (Дроздова) (1782-1867). Он являлся виднейшим церковным работником в течение больше чем полувека, и с ним связаны все стороны церковной жизни в течение трех царствований.

Сын священника из г. Коломны, будущий митрополит Московский окончил курс Московской духовной семинарии и Московской духовной академии, преподавал в семинарии и академии. В 1811 году стал ректором академии. В 1817 году он был посвящен в епископа Ревельского, в 1819 году переведен в Тверь и избран членом Синода. В 1821 году был назначен в Москву и занимал столичную кафедру до 1867 года.

Благодаря его удивительным административным способностям, необыкновенно осторожной, но в то же время твердой политике в отношении к государству, Русской Церкви удалось пережить много трудных периодов и сохранить свое духовное достояние.

1812 год был временем большого не только патриотического, но и религиозного подъема. Митрополит Платон из Троице-Сергиевой Лавры прислал императору благословение на борьбу с врагами и икону преподобного Сергия. Викарий митрополита, епископ Августин, вручил ополчению церковные хоругви. Духовенство и монастыри жертвовали на спасение Родины все, что имели. Пред оставлением Москвы из столицы были вывезены чудотворные иконы – Владимирская, Иверская и Смоленская. Последняя сопровождала войска главнокомандующего Кутузова.

Варварское отношение французов к православным святыням, осквернение и разграбление храмов вызвало в народе единодушный порыв в защиту святынь. Митрополит Платон дожил до освобождения Москвы и передал свою паству епископу Августину. Государство признало заслуги духовенства и Церкви во время войны и пришло на помощь не только церквам, но и пострадавшим священнослужителям и монахам.

В настроениях императора Александра I произошла после войны перемена. Он стал более религиозным, но склонным не к церковности, а к отвлеченной мистике. На него стала влиять проповедница мистических идей баронесса Крюденер. Религиозный перелом в настроениях Александра I, приведший к созданию Священного Союза европейских монархов, имел очень пагубные последствия для Православной Церкви. Император окружил себя мистически настроенными людьми, которые считали, что они ближе к истине, чем Церковь. В России распространились всевозможные секты и учения, которые захватили многих видных государственных людей.

Параллельно с мистическим движением, в России развилась деятельность Библейского Общества, которая во многом была полезна и способствовала духовному просвещению, но одновременно оказалась центром противников Церкви, которые желали проводить вне ее дело распространения Священного Писания.

В 1817 г. положению Церкви в государстве был нанесен новый удар. Император учредил Министерство духовных дел и Народного просвещения, которое, вместо самой Церкви, должно было проводить христианские начала в жизнь. Во главе министерства был поставлен князь Голицын, который считал, что проведение христианских начал в жизнь должно идти не через Церковь, а через Библейское Общество. Во главе департамента Духовных дел был поставлен поэтому секретарь Библейского комитета, мистик А. И. Тургенев. Православная Церковь оказалась благодаря этому в зависимости от Библейского Общества.

В 1821 году в защиту Церкви выступил митрополит Серафим (Глаголевский). Сначала он сотрудничал с Библейским Обществом, но потом вышел из него. Одновременно Московским архиепископом был назначен Филарет (Дроздов). В деле защиты Православия сыграл большую роль архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Фотий (Спасский), который имел большое влияние на императора. Вскоре митрополит Серафим был назначен президентом Библейского Общества, и оно оказалось под контролем Синода.

В XIX веке отношения между Церковью и государственной властью в России продолжали основываться на одностороннем акте, изданном государством, который, ставил часто непреодолимые препятствия к развитию нормальной церковной жизни, несмотря на подчас очень внимательное отношение императоров к нуждам духовенства.

Императоры Российские, в силу «Духовного Регламента», продолжали до самой революции во время чина коронования возлагать сами на себя корону, тогда как даже в Англии, где король является главой Церкви, его коронует архиепископ.

Ограничения, введенные в дело канонизации святых, привели к тому, что за синодальный период, вплоть до царствования императора Николая II, было прославлено всего 4 святителя и ни одного преподобного.

Другой тяжелой стороной церковной жизни в XIX веке было введение обязательности церковных обрядов для всех государственных служащих. Таинство Покаяния и Причащения стали такой же ежегодной государственной повинностью, как и другие служебные обязанности, а духовенство должно было наблюдать за их исполнением.

Но самой тяжелой стороной церковной жизни было начавшееся с XVIII в. полное оскудение и обеднение сельского духовенства. Первые меры к улучшению его положения были приняты при императоре Павле I, но не дали реальных результатов. Только в 1828 году император Николай I высказал пожелание, «чтобы чин духовный имел все средства к прохождению служения своего не препираясь заботами о жизни». В силу этого пожелания был образован Комитет по приисканию средств для обеспечения сельского духовенства.

В течение всего века наблюдался отход интеллигенции от Церкви. Только отдельные представители жили церковными интересами и болели душой о ее ненормальном положении. Н.В. Гоголь составил «Толкование на литургию», а небольшая группа славянофилов, в частности, А.С. Хомяков, автор ряда ценных богословских трудов, вели церковную работу. Подавляющее большинство русских культурных людей XIX века жило рядом с Церковью, но не в Церкви, а иногда было явно враждебным Церкви.

Из мер, принятых в конце XIX века к установлению более правильного отношения епископата и верховной власти, надо отметить происшедшую по инициативе Л. Тихомирова отмену слов архиерейской присяги, в которой епископы признавали императора своим «крайнем судией».

За XIX век Русская Православная Церковь не только расширилась в своих пределах, но значительно преумножила количество епархий, число которых достигло 68 при 71 викарии. Все же число епископов было незначительным по отношению к многочисленной пастве. Поэтому только в редких случаях епископам удавалось объезжать всю свою епархию. Епархии делись на благочиния, в которые входило несколько приходов.

>П. Сорокин. Русский период творчества

Размещено на http://www.allbest.ru/

П. Сорокин. Русский период творчества

>Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградскогоуниверситета, в 1922 г. был выслан из России. >Стиль ранних работ Сорокина уникален и красочен. В нем содержится весь колорит «старорежимного» русского языка науки, дефицит которого с особой остротой испытывается сегодня. >Питиримом его окрестили в честь епископа Питирима, одного из местных святых, чей праздник по церковному календарю приходится на январь 1 .

Лекция 29. Русская Православная Церковь в XIX веке

Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского

Иером. Андроник (Пантак)Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Андроник (Пантак)
Подвиг жизни преподобного Серафима Саровского. Наставления о молитве. О стяжании Святого Духа – «Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя». О чтении Евангелия.Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовное наставничество как необходимая часть христианской жизни. Оптинское старчество и его значение для Руси. Советы Оптинских старцев живущим в миру.Лекция 12. Вера в будущую жизнь
Протоиерей Вадим ЛеоновЛекция 12. Вера в будущую жизнь
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое «муки грешников» и «блаженство праведников»? Почему и то, и другое будет вечным? Как милосердный Бог допустит вечные мучения? Чем люди будут заниматься в Царстве Божием?Лекция 11. Вера в воскресение мертвых
Протоиерей Вадим ЛеоновЛекция 11. Вера в воскресение мертвых
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Зачем люди умирают? Почему бы им сразу не жить вечно? Что происходит с человеком после смерти? Что такое Страшный Суд, и что там будет самое страшное? Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств
Протоиерей Вадим Леонов Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое Таинства Церкви? Что происходит при Крещении? Почему крестят младенцев, ведь они ничего не понимают? Почему Евхаристия – самое главное Таинство Церкви? Как понимать слова «Тело и Кровь Христовы»? Что происходит в других Таинствах? Лекция 9. Вера в Церковь
Протоиерей Вадим Леонов Лекция 9. Вера в Церковь
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое Церковь? Зачем она нужна? Можно ли верить в Бога, но не принадлежать Церкви? Почему в Символе веры говорится о единой Церкви, а их так много? Что такое «соборность» Церкви? Церковь святая? А как же грешники, которых там не счесть? Лекция 8. Вера в Духа Святого
Протоиерей Вадим Леонов Лекция 8. Вера в Духа Святого
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Дух Святой тоже Бог? Получается, что Бог един и троичен одновременно? А где об этом сказано, и как это подтверждается? Лекция 7. Вера во Второе пришествие Христово
Протоиерей Вадим Леонов Лекция 7. Вера во Второе пришествие Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Зачем Христос придет второй раз на землю? Когда произойдет Второе пришествие Христа? В чем отличие Первого Его пришествия от Второго? Кто такой Антихрист? Что мне делать, если я доживу до этих событий? Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Протоиерей Вадим Леонов Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Вознесение Христово – это что такое и где об этом сказано? Как понимать слова «седяща одесную Отца»? Где Христос сейчас? Какое отношение Вознесение Христово имеет ко мне? А я так смогу?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *