Во главе угла

Лк, 100 зач., 20, 9—18

Сказал Господь такую притчу: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Эту яркую притчу мы все хорошо знаем. Она в немногих словах раскрывает судьбу Израиля, и не только его. Но прежде всего — Израиля.

Виноградник, который насадил Господь, возлюбленный виноградник, как говорит пророк Исаия (Ис. 5, 1), есть Израиль. А Господин виноградника — Сам Бог. И Бог отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник, — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь, долготерпеливый и многомилостивый, снова и снова посылает слуг, чтобы устыдились виноградари и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, Которого посылает Господин виноградника, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.

Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Это самое поразительное в притче. Они ищут убить Сына Божия не потому, что не знают, что Он Мессия, а потому что знают, что Он Мессия. Тут нет никакой путаницы, каких-то случайных совпадений. Они точно знают, что Он Собой представляет, не сомневаются в Его чудесах, видят силу Божию, которая в Нем действует. И именно оттого, что они знают, что это не лжемессия какой-нибудь, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.

Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Мы с вами часто говорим о той свободе, которая сейчас проповедуется в мире, как о новом всепобеждающем учении XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни, убить в конце концов и остаться с дарами, полученными от Бога. Суть этой свободы, говорят они, заключается в том, что человек, если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Ради такой свободы совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.

Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники и книжники-фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что все продолжается до последнего раскрытия «тайны беззакония», как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что дары Божии непреложны. И когда богоизбранный народ направляет свои дары исключительно на земное, он может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16, 8). Мы видим, как осуществляют сегодня сыны века сего свое господство во всем мире.

Слушая притчу, мы думаем, что мы, православные христиане, являемся как раз тем народом, которому передан этот виноградник, и он должен принести стократный плод. И это действительно так. Но вот о чем нам нельзя никогда забывать. Если мы, зная Христа, зная о тайне Его смерти и Воскресения, причастные благодати Христовой Церкви, не живем по нашей вере — мы сознательно отвергаем Бога. Зная путь Божий, избираем свободно и сознательно свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви.

«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — сделался главой угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В течение всей истории происходит это отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить имя Его из памяти человеческой в нашем Отечестве в минувшем веке. Но всегда Христос, распятый и поруганный, оказывается Господином истории, Он в центре всего, что происходит, Судия и Царь мира.

Господь говорит, что всякий, кто преткнется об этот камень, — разобьется, а тот, на кого этот камень упадет, того он сокрушит (Мф. 21, 44). Камень — это Христос и заповеди Его. Сознательное отвержение заповедей Божиих подобно попытке пробить головой каменную стену. Это есть не что иное, как беснование, самоуничтожение впадающих в безумие. Падения и соблазны могут быть иногда как бы по неведению, когда человек внезапно претыкается. Но бывает и сознательное противление Христу. И тогда этот камень, который есть Христос, всей правдой, всей любовью Своей падает на всякую неправду, на всякое упорное отвержение дара спасения и сокрушает противящихся Ему.

Страшно преткнуться о камень заповедей Божиих, но бесконечно страшнее — когда это становится окончательным выбором. Когда человек принимает сторону того, кто обладал некогда всеми дарами света, а стал падшим Ангелом, тьмою и врагом Божиим. Таинственно совершается Промысл Божий в истории, и одновременно он слишком очевиден.

«Горе тому, через кого соблазн приходит», — говорит Господь. И не меньшее горе тому, кто без сопротивления поддается соблазнам. Но всякому, кто устремляется строить жизнь по правде Христовой, подается неодолимая крепость от Господа и радость, которой никто не может отнять.

Ответы к занятию № 15

Разминка: назови, кто это, что это?

Развитие быстроты реакции

1. Раскрась кубики на рисунке, если красный ниже зелёного, а жёлтый ты видишь справа от зелёного.

2. Раскрась оба рисунка.
а) В коробке лежит красный мяч. Изнутри коробка жёлтая, а снаружи – зелёная.
б) Красный кубик лежит в коробке, синей изнутри и жёлтой снаружи.

3. Зарисуй быстро и схематично каждое слово, которое назовёт взрослый.


Ответ: 12.

Логически-поисковые задания

4. А) В слове «СВЕТ» переставили буквы – и получилось слово «ЕВСТ». Такая же перестановка была в слове «КИНО». Что получилось?
НИОК НОИК НИКО ОКИН ОНИК КНИО
(первую и третью буквы поменяли местами)
Б) В слове «ШАЛУН» переставили буквы – и получилось «ШАУЛН». Такая же перестановка была в слове «СМЕНА». Что получилось?
СНЕМА СНМЕА СМЕАН СЕАНМ СНЕАМ СМНЕА
(третью и четвёртую буквы поменяли местами)
В) В слове «СМЕЛО» переставили буквы – и получилось слово «СМЕОЛ». Такая же перестановка была в слове «БРЫСЬ». Что получилось?
БЫРСЬ БРЫЬС БСЫРЬ БЬЫРС БЫСЬР БЫРСЬ
(четвёртую и пятую буквы поменяли местами)

5. Рассади кроликов в три клетки так, чтобы в первой клетке было столько кроликов, сколько во второй, а в третьей столько, сколько в первых двух вместе. Напиши, сколько кроликов в каждой клетке.


Всего 8 кроликов. Чтобы решить задачу надо вспомнить состав числа 8. Если в первых двух и в третьей клетке кроликов поровну, то в третьей клетке будет: 8 : 2 = 4 – кролика. Соответственно, в первых двух будет 4 кролика вместе. Тогда, 4 : 2 = 2 – кролика в одной клетке. Получается, что в первой клетке 2 кролика, во второй клетке 2 кролика, в третьей клетке 4 кролика.

6. В пустые клеточки впиши буквы так, чтобы получились новые слова.

7. Две девочки и два мальчика из 2 «Б» класса соревновались в умении решать задачи. Всего ребята решили 11 задач, причём все – разное количество. Кто решил больше задач: мальчики или девочки, если один мальчик решил больше всех, а другой – меньше всех?
Задача решается методом подбора разных чисел.
Предположим, что один мальчик решил одну задачу – меньше всех. Тогда одна девочка решила две задачи, а другая – три задачи. Мальчик, который решил больше всех, решил пять задач. Это правильный ответ, подстановка любых других чисел привод к несоответствию условию задачи. Таким образом, больше задач решили мальчики: 6 против 5.

8. Расставь в свободных клетках числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы сумма чисел в каждом столбце и каждой строке равнялась 15.

9. а) Миша и Витя поехали отдыхать летом: один – в деревню, другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море?
Если Витя не был на море, то он был в деревне, а Миша был на море.
б) Коля, Ваня и Серёжа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой – о войне, третий – о спорте. Кто о чём читал, если Коля не читал о спорте, а Ваня не читал о войне и спорте?
Ваня читал книгу о путешествиях. Коля читал книгу о войне. А Серёжа, получается, читал книгу о спорте.

10. Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных.

Ответы к заданиям. Холодова О.А. ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь (часть 1)

Холодова О.А. ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. 2 класс

Текстология.руРусский языкИнтересные факты о русском языкеЛексика, значения слов и фразеологизмы (лексикология)Краеугольный камень: значение фразеологизма и происхождение

Фраза «краеугольный камень» часто встречается в литературных источниках, в средствах массовой информации, в выступлениях публичных личностей и просто в разговорной обиходной речи.

Обычно мы употребляем это выражение, говоря об основной идее, основополагающем действии, обуславливающем дальнейшее развитие событий, и, как правило, не задумываемся о том, каково первоначальное значение крылатой фразы.

История происхождения фразы «краеугольный камень»

В своем первоначальном значении это словосочетание неразрывно связано с терминологией строительных работ. При возведении любого здания большого искусства требовала подгонка углов. Камень, который закладывался под стык двух смежных стен, называли краеугольным и придавали ему особое значение.

Нередко на его поверхности высекали памятную надпись с указанием даты начала строительства, имен мастеров. Для успеха всего многотрудного и длительного процесса возведения здания использовались фразы религиозного содержания, призывающие благословение небесных сил.

Значения словосочетания «краеугольный камень»

Понятие краеугольного камня со временем стало шире и обозначало уже большой камень, который первым закладывается в основание фундамента. Естественно, что он принимает на себя основную тяжесть возводимого строения и играет роль основания, основы, базы.

Именно в таком смысле, но уже применительно не только к строящемуся зданию, но к любому процессу, делу, замыслу используется словосочетание «краеугольный камень» в современной речи.

Использование фразеологизма в религии

Интересно, что понятие основы и сути чего бы то ни было отражено и в религиозных источниках. Такое метафорическое толкование встречается в Библии (Евангелие от Матфея).

Упоминание о Краеугольном Камне, с которого началось строение всего мира, есть и в Устной Торе. Более того, в Израиле находится артефакт, который почитается во всех религиях как основа мироздания. Краеугольный камень или Камень основания хранится в мечети Купол скалы.

Эта главная святыня Храмовой горы сегодня находится на мусульманской территории, но почитается религиозными людьми разного вероисповедания.

Христианская церковь отождествляет понятие краеугольного камня с самим Иисусом, которому суждено было стать основой человечества и его веры в бога.

«Краеугольный камень» в других языках мира

Известная метафора существует не только в русском языке. Похожие выражения можно найти практически во всех европейских языках. Так, в Англии широко распространено выражение «head stone», которое в своем дословном переводе имеет слово «фундаментальный», что соответствует общепринятому смыслу понятия «краеугольный камень».

***

Таким образом, сегодня мы вкладываем в одно словосочетание несколько смыслов:

  • основа, фундамент, начало любого действия, процесса или предприятия, его основная суть;
  • вера для воцерковленного человека, которая наполняет его жизнь смыслом и ведет по тернистому пути в царствие божие;
  • основные законы и положения в различных областях науки и знания. Примером можно считать таблицу Менделеева и закон Ньютона.

«Библейскими камнями» называют 12 камней-самоцветов, упоминающихся в Библии в книгах Ветхого и Нового Завета. Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял богослужение, был украшен самоцветными камнями. Сам наперсник представлял собой полотняную суму, в которой находились таинственные Урим и Тумим, с чьей помощью Первосвященник разъяснял древним евреям повеления Иеговы, касающиеся Божественных деяний во их благо. Сума была украшена камнями. Всего их было двенадцать, вероятно — овально-уплощённой формы, камни были заключены в филигранные золотые оправы и на них были выгравированы названии двенадцати колен Израилевых.

  • Вот как эти камни описаны в Библии (Исход, глава 28):
    • 28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первыи ряд.
    • 28. 18. Второи ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
    • 28. 19. Третии ряд: яхонт, агат и аметист.
    • 28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
    • 28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Второй раз перечень камней мы находим уже в Новом Завете, в книге «Откровение Иоанна Богослова»(Апокалипсис). Это опять-таки набор из двенадцати камней, но он упоминается уже при описании стен «Небесного Иерусалима». Это в основном те же камни, но не совсем, а именно: в отличие от камней, украшавших наперсник Первосвященника, здесь появляются вместо алмаза, карбункула, агата и оникса — хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф(гиацинт).

  • Читаем Евангелие, Апокалилсис (Откровение Иоанна Богоолова), глава 21:
    • 21. 19. Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яскис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд.
    • 21. 20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
    • 21. 21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые корота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Для понимания современным читателем ниже даны соответствия приводимых в Библии древних названий камней с названиями, которым они скорее всего соответствуют в современной минералогической терминологии:

Вместе с тем приведённой идентификации нельзя придавать абсолютного значения, поскольку в древности камни в основном различались по цвету и в какой-то степени по твёрдости, так что часто под одним и тем же названием подразумевались камни, относящиеся к различным минеральным видам; в то же время камни, являющиеся разновидностями одного минерала, могли считаться разными…

Тема поиска библейских камней, украшавших первосвященника и за века разошедшихся по сокровищницам Европы, легла в основу историческо-детективных романов Ж.Бенцони «Хромой из Варшавы», действие которых происходит между двумя мировыми войнами, а главным героем является венецианский антиквар.

Что такое «краеугольный камень” в Библии?

Здравие Вам!
Как понять, что:
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
(Что это за история о камне во главе угла – это что так дома раньше строили?) Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?) (Иш)

Отвечает Инна-Эстер, руководитель мессианской общины г. Черновцы:

Шалом!

Вы задаете несколько вопросов. Они мне все понравились, поэтому я попытаюсь ответить на них:

1. Вопрос: Что это за история о камне во главе угла – это что так дома раньше строили?

Раскопки показали, что в железном веке в Израиле появились архитектурные сооружения, в которых использовалась технология обработки строительных камней и в меньшей мере необработанных валунно-галечных материалов. Краеугольный камень использовали для соединения двух смежных стен. Это обеспечивало прочность. Это был особенно крупный камень, требующий специальных усилий и ритуалов. На его поверхности вырезали что-то (дату, имя, религиозный знак…) Когда закладывался камень – означало, что заложено основание.

Ездра 3:10 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.

Итак, краеуго́льный камень — первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания.

2. Вопрос: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?..

Фраза «краеугольный камень» имеет широкое распространение, благодаря Библии. А в Библии это выражение, в основном, использовалось как метафора. То есть это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо.

Иешуа цитирует слова Давида (Пс. 117:22), который употребил их и исторически, и пророчески одновременно. Исторически – потому что он воспевал Господа в тех конкретных событиях, которые с ним тогда происходили: казалось, поражение настигло Давида и его людей, всем было уже ясно, что от них ничего не останется, но Господь не только спас от смерти, но ещё и утвердил царство Давида! Поэтому царь говорит: отвергнутый всеми камень стал основанием, на котором всё будет держаться! И это удивительно!!!

Иешуа берет эти слова и повторяет их, относительно Себя. Строители (религиозники) хотели построить Храм Господу , отказавшись от Фундамента. Так построенное сооружение разрушится, ибо не прочно. А фундамент, как вы понимаете – Иешуа ха Машиях.

Есть ещё одно выражение о камне, которым Себя называет Бог – «Камень преткновения или соблазна». На латыни «петрос скандале» – камень скандала, конфликта.

Ис.8:14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. (пророчество о Мессии)

Очевидно, что в Евангелии от Матфея говорится о камне основания, как о камне конфликта. С этим камнем не надо играть, передвигать, употреблять не по назначению. Это камень, предназначенный для основания всего. Если Им пытаться манипулировать, то это действие превратиться в разрушительную силу для тех, кто так поступает.

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *