Во время молитвы

Содержание

В этом году я старался молиться больше. Но молитва не всегда давалась легко. Часто я вставал на молитву с наилучшими намерениями только лишь для того, чтобы уже через минуту осознать, что я думаю о вчерашних разговорах, завтрашнем собрании или отпуске на следующей неделе.

Многие из нас признают, что тоже сталкиваются с этим, остальные же попросту врут!

Отвлечение может быть огромной помехой в нашей молитвенной жизни, но, как я однажды понял, это также и возможность вырасти. Ниже я приведу семь способов победить отвлечения во время молитвы, чтобы наши молитвы были более глубокими и целенаправленными.

Молитесь с Писанием

Я помню, как где-то услышал, что Библия учит нас молиться, как мать учит дитя говорить. Бог говорит через Его Слово, а мы отвечаем Ему, как отвечает ребенок, сначала слушая, а потом отвечая своим родителям. Теперь, когда я уже почти три года отец ребенка, который говорит всё больше и больше, и часто по-настоящему забавные вещи, эта ситуация стала так сильно мне знакомой! И я осознаю, насколько она правдива в моей молитвенной жизни.

Смысл этой метафоры в том, что как никто из нас не рожден сразу говорящим, так никто из нас не знает, как самостоятельно молиться. Мы учимся молиться, причем часто через наблюдение и повторение больше, чем следуя инструкциям. Если я смотрю в Писание и ищу, как развивать мои молитвенные инстинкты, то понимаю, что оно не только передает смысл моих просьб, но также и помогает взращивать мои побуждения и то, что с ними связанно.

В писании есть так много вещей, о которых моя плоть никогда не попросит. Обычно я не прошу смелости, если попадаю в ситуацию, когда за Слово Божье подвергаюсь преследованиям (Деяния 4:29), не рассматриваю мое огорчение во свете Божьей славы и Его искупительного плана (Неемия 1:5-11), не говорю «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Псалом 89:12). Но каждый раз Писание указывает мне на мои узкие, ориентированные на себя, молитвы, и направляет их в сферу Божьей славы, церкви, вечности и прогресса в благовестии.

Вот несколько Библейских молитв, которыми особенно важно молиться, чтобы сосредоточиться в уме и в сердце:

  • Неемия 1:5-11: Молитва Неемии, когда он услышал, что стены Иерусалима все еще в руинах.
  • Даниила 9:1-19: Молитва Даниила о Божьем народе в изгнании.
  • 2 Паралипоменон 20:1-12: молитва Иосафата об избавлении от нападения.
  • Ефесянам 3:14-21: Молитва Павла о духовной силе, чтобы познать любовь Иисуса Христа.
  • Матфея 6:9-13: молитва Господа (часто именно с нее стоит начинать).

Молитесь с ручкой

Я обнаружил, что очень полезно записывать свои молитвы. Написанная молитва не заменяет молитву вслух – но она является очень хорошим дополнением. Когда мы пишем, возникает определенная умственная дисциплина и целенаправленность, которая обычно отсутствует при устном общении. Отвлекаться в этот момент сложнее, да и это также дает возможность немного лучше структурировать молитву.

Дополнительным преимуществом является также и то, что в таком случае есть возможность вернуться назад, чтобы увидеть как Бог ответил на наши молитвы – или, что со мной случалось чаще, как Он изменил то, о чем я молился.

Молитесь с постом

Молитва и пост это сами по себе здоровые практики, полезные для нас, но работают они особенно хорошо, когда идут рука об руку. Пустой желудок напоминает нам, что нужно помолиться, «Боже, наполни мою душу!». Если мы искренни во время молитвы, это помогает нам переносить тяжести голода.

Одна вещь, от которой нужно отказаться во время поста – это социальные сети. Они изменяют то, как функционирует наш мозг. Они ускоряют информационный поток, загромождают наше сознание, и понижают способность к молитвенному размышлению и пребыванию в тишине. Очень сложно перейти от нескольких часов Фейсбука и Твиттера к тому, чтобы пребывать в длительной молитве.

Например, когда Иисус молился, Он часто уходил в пустынные места (Марка 1:35). Подобно тому, как делал Он, нам нужно воспитывать умение оставаться наедине, в тишине перед Богом. Не стоит удивляться тому, что мы не можем сосредоточиться на молитве, если постоянно отвлекаемся.

Молитесь с другими людьми

Общая молитва и молитва наедине питают друг друга (подобно тому, как молитва и пост). Общие молитвы очень сильны, если мы уже помолились сами. А молитва наедине направляется и вдохновляется Божьей работой во время молитв других людей.

Общая молитва сильна не только тем, что нам сложно отвлекаться, но еще и тем, что Христос обещал свое обеспечение (Матфея 18:19) и присутствие (Матфея 18:20), когда «двое или трое» собраны в Его имя.

Молитесь с определенной целью

Мы часто отвлекаемся, попадая в ситуацию неопределенности и нечеткости. Однажды я понял, что мне намного легче быть сконцентрированным, если я структурирую мое молитвенное время определенным образом. Например, я могу сосредоточить свою молитву вокруг одного аспекта Божьего характера. «Господь, сегодня я увидел твою верность через…» Или я сфокусировался на конкретной нужде: «Господь, в последнее время мое сердце так холодно, потому что…»

Сложно уйти в сторону, если следовать заданной теме и определенной структуре молитвы.

Также, если вы постоянно отвлекаетесь из-за одних и тех же вещей, вы можете помолиться о них, что бы это ни было. Просто конвертируйте то, что вас отвлекает в возможность; используйте это для того, чтобы усилить ваши молитвы. «Господь, сегодня я отвлекался из-за… Я отдаю это Тебе».

Молитесь с эмоциями

Иногда прилагая усилия, возникает нездоровая манипуляция – через усилие воли – чтобы взбудоражить эмоции, которые должны были бы быть. Неправильно позволять нашим эмоциям заправлять нашей волей. Есть правильный способ заставить эмоции включиться в ход молитвы (а не просто их переживать), который может помочь не отвлекаться.

Давид, например, спрашивал у своих эмоций: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Псалом 42:5); он призывал свои эмоции к действию: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.» (Псалом 102:1); и он говорил своим эмоциям: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Псалом 26:1).

Если есть что-то конкретное, что вас отвлекает (скука? беспокойство? тревога?), возразите им, как это сделал Давид. Поборите их контр-эмоциями, порожденными истинной.

Молитесь с Евангелием

Сперджен однажды посоветовал молящимся, если они вдруг потеряют нить проповеди, или не будут знать, что сказать дальше, переходить прямо к Евангелию. Это может помочь в нашей молитвенной жизни. Если все остальное не получается, если вы продолжаете отвлекаться, просто возвращайтесь к Евангелию. Часто мне помогает такой порядок в молитве:

  1. Господь Иисус, вот где бы я был, если бы не Ты…
  2. Господь Иисус, вот где я сейчас, благодаря тому, что Ты есть в моей жизни…
  3. Господь Иисус, вот через что Тебе пришлось пройти, чтобы сделать это…

Иисус спас нас от греха, смерти и вечной погибели. Он нас принял в Свою небесную семью, одел нас в Свою праведность, и пригласил, чтобы разделить с Ним Его славу. И за это Он заплатил огромную цену – когда кровь ушла из Его вен и Он погрузился в темноту смерти и поражения, когда Его друзья сбежали и враги насмехались над Ним, когда любовь между Отцом и Сыном впервые за всю вечность была разорвана.

Сложно предаваться размышлениям, если мы сфокусированы на истине про ад, небо и Голгофу. Сделайте их Полярной звездой в вашей молитвенной жизни, и это поможет вам победить привычку отвлекаться.

Знакомо вам чувство, когда вы не можете вспомнить то, что делали минуту назад? Говорили ли вам когда-нибудь, что вы витаете в облаках? Рассеянному человеку доверяют меньше, чем собранному. Рассеянность может быть барьером в достижении целей. Но ей можно противостоять. И тогда вы станете успешнее, сможете тратить меньше времени на решение задач, станете эффективнее и продуктивнее.

Что такое рассеянность, каковы её причины и как с ней бороться, вы узнаете из этой статьи.

Рассмотрим несколько видов рассеянности:

Истинное невнимание

Состояние, которое можно назвать прострацией. Вы не можете сконцентрировать внимание на чем-то одном, ваш разум блуждает, и вы как будто не осознаёте в полной мере, что происходит вокруг. Вы абстрагируетесь от внешней среды. Интерес к происходящему вокруг теряется, и вы практически не фиксируете хаотично возникающие мысли. Ваше внимание рассеивается и вы не можете справиться с поставленной задачей.

Феномен дорожного гипноза

Доводилось вам в дороге терять ощущение времени? Когда вам кажется, что пришло около получаса, а на самом деле прошло около двух? Это своеобразный «провал во времени», и возникает он не только во время движения в автомобиле. Все знают, что когда человек чем-то занят, время для него идёт быстрее, а когда ему нечем заняться, то минуты кажутся часами. Подобный эффект «провала во времени» может быть вызван любой монотонной и однообразной работой.

Мнимая рассеянность

Рассеянность, вызванная невозможностью сконцентрировать внимание сразу на всех объектах. Негативное последствие чрезмерной концентрации на чём-то одном в ущерб остальному. Вам наверняка доводилось встречать людей, обдумывающих какую-то идею или занятых решением какого-то важного вопроса и не замечающих ничего вокруг себя. Творческих людей называют рассеянными именно поэтому. Они часто вынашивают какие-то замыслы или целиком уходят в свой мир, теряя из внимания мир реальный. Когда наши мысли всецело поглощены чем-то одним, то мы упускаем из виду остальное и становимся рассеянными.

Мотивационно-обусловленное невнимание

Этот вид рассеянности описал Зигмунд Фрейд в своей книге «Психопатология обыденной жизни», а также в некоторых других своих работах. Заключается рассеянность в том, что человек специально (пусть и не всегда осознанно) избегает каких-либо объектов или какого-либо действия, из-за чего кажется рассеянным.

Причины рассеянности и способы избавиться от неё:

Недосып. Все мы знаем, насколько важен качественный здоровый сон. Невыспавшийся человек теряет концентрацию, становится невнимательным и рассеянным. Чтобы избежать этого и других негативных последствий недосыпа, вы должны приучить себя ложиться и вставать в одно и то же время и соблюдать гигиену сна. Определите, сколько времени вам нужно для полного восстановления сил (кому-то хватит 5 часов, а кому-то потребуется не менее 8) и спите не меньше необходимого. Если вам не удалось лечь вовремя или необходимо встать значительно раньше обычного, то вы можете прибегнуть к обеденному сну. Также обратите внимание на существующие альтернативные способы сна.

Концентрация на одном. Узконаправленное восприятие, когда вы обращаете внимание только на избранный объект, а остальное отфильтровывается и не воспринимается. Подробнее об этом в статье «Слепота невнимания или эффект невидимой гориллы».

Нежелание концентрировать внимание. Лучше всего здесь будет привести отрывок из книги Фрейда «Введение в психоанализ»:

«Мы отметили, что забывание, т. е. невыполнение намерения, указывает на противоположную волю, враждебную этому намерению. Это положение остается в силе, но противоположная воля, как показывают наши исследования, может быть двух видов – прямая и опосредованная. Что мы понимаем под последней, лучше всего показать на некоторых примерах. Когда покровитель забывает замолвить словечко за своего протеже, то это может произойти потому, что он не очень интересуется своим протеже и у него нет большой охоты просить за него. Именно в этом смысле протеже и понимает забывчивость покровителя. Но ситуация может быть и сложнее. Противоположная выполнению намерения воля может появиться у покровителя по другой причине и проявить свое действие совсем в другом месте. Она может не иметь к протеже никакого отношения, а быть направлена против третьего лица, которое нужно просить…»

Мы забываем что-то сделать, когда не хотим этого делать по тем или иным причинам. Иногда эти причины могут нами не осознаваться и лишь косвенно относиться к действию. Вы наверняка это испытывали. Вспомните, как вы забывали сделать какое-то дело, которое вам изначально не хотелось сделать. Чтобы избежать такой рассеянности и не забывать выполнять поручения, приучите себя фиксировать всё, что вам предстоит сделать. Лучше всего будет купить небольшой блокнот, ручку и носить их с собой. Помимо того, что вы не будете забывать что-то сделать и станете более ответственным и исполнительным, вы всегда сможете записать неожиданно возникшую идею. Потому что если мысль не зафиксирована на бумаге, то считайте, что её не было.

Также не забывайте о правиле Брайана Трейси и начинайте день с самого неприятного занятия. Вы ещё полны сил и не так сильно подвержены стрессу, а значит справитесь лучше, и это потребует меньших усилий. И если вы съедите лягушку с утра, то день обещает быть прекрасным. Ничего хуже уже не случится.

Монотонность. Она вызывает феномен дорожного гипноза. Если вы ограничены во времени (например, вам через 2 часа идти на встречу, и вы не хотели бы зачитаться новой книгой и опоздать), то вы можете просто поставить будильник, и тогда вас точно не назовут рассеянным или непунктуальным.

Ограниченность оперативной памяти мозга. Рабочая память мозга ограничена. Учёные говорят, что одновременно вы можете удерживать в голове не более семи единиц информации.

Приведём пример:

Вы идёте на кухню, чтобы поставить чайник. Ваш взгляд падает на стол, и вы думаете о том, что нужно не забыть купить новую скатерть. Вам звонит начальник (телефон был у вас в руках) и говорит о том, что вам необходимо изменить цвет интерфейса сайта вашей компании с синего на красный, добавить контакты для обратной связи внизу страницы и добавить раздел «СМИ о нас» в меню сайта. Вы старательно пытаетесь запомнить все пожелания начальника, чтобы потом начать работать над ними. Потом звонит друг, рассказывает вам о том, что увидел Брэда Питта в метро и приглашает вас пойти на концерт вашей любимой группы в субботу. Вы ему, конечно, не верите, но историю запоминаете и про концерт пытаетесь не забыть. Потом вы спотыкаетесь о холодильник и думаете о том, что пора бы его поменять на новый. Так, стоп, а для чего вы вообще пришли на кухню? Скатерть, цвет интерфейса, контакты, новый раздел, Брэд Питт, концерт, холодильник – семь единиц информации. Для чайника просто не осталось места. Я уверен, что вам знакома подобная ситуация и вы часто сталкиваетесь с чем-то похожим. Это нормально.

Объём оперативной памяти мозга не меняется и всегда составляет семь плюс-минус два (для разных видов информации).

Решение этой проблемы очевидно: не перегружайте оперативную память. Не делайте несколько дел одновременно. В этой статье описаны способы, как избавиться от многозадачности. Воспринимайте новую информацию после того, как предыдущая уже усвоится в долговременную память, чтобы избежать её вытеснения.

Также вы можете проделать следующий фокус с искусственным увеличением рабочей памяти:

  1. Прочитайте статью о методе Цицерона.
  2. Выделите локации по смысловым блокам и запишите на них информацию. Если взять пример выше, то это магазин (там можно купить скатерть и холодильник), ваше рабочее место (для запоминания указаний начальника по работе), ваш друг (представьте, как он держит билеты на концерт и ему на плечо положил руку Брэд Питт). Осталось место и для чайника, и для чего-нибудь ещё.

Теперь вы знаете о том, какие виды рассеянности существуют и чем они вызваны. Предупрежден – значит вооружен. Если вы начнёте применять рекомендации из статьи, то станете менее рассеянным, а значит более эффективным и продуктивным. Вам легче будет даваться работа, и вы сможете справляться с бóльшим количеством задач. Перестаньте быть рассеянным и станьте лучшей версией себя. Желаю удачи!

Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Психорегуляция

Все мое тело как-будто что-то сковывает, а в районе головы, горла и груди очень сильное давление иногда в груди ощущается тепло. Ощущение, что как-будто тебя что-то распирает изнутри.

Я думаю, что Ваше тело ничего особенного не сковывает. Просто во время молитвы мы отрешаемся от внешнего плана и погружаемся, концентрируемся на внутреннем. Если Вы человек сенситивный, то можете начать ощущать (или даже видеть) свое тонкое, энергетическое тело, в каком оно состоянии. Я думаю, это сковывание есть всегда, просто в обычном состоянии Вы его не замечаете. Я думаю, Вы правы, что это чакры. От молитвы, обращения к Богу, начинает усиливаться поток энергии, Вы его ощущаете. Тепло в 4-й чакре — сердечной — это признак того, что молитва правильная — идет чувство любви.
Раз уж у Вас такая чувствительность, бояться этого не надо, просто привыкайте. Это полезно, наблюдать себя внутренним взором, на уровне энергетики — можно вовремя заметить начинающиеся проблемы. Только постарайтесь не воспрянуть гордыней от таких способностей и не начать пускать это на какие-нибудь глупости ( а то может возникнуть соблазн). Так, тильки для себе, и все будет нормально.

Вопросы настоятелю / Духовная жизнь

Во время молитвы у меня возникают странные ощущения. От Бога ли они?

Уважаемый Андрей, в ситуации, отчасти напоминающей Вашу, приснопамятный митрополит Антоний Сурожский тепло и искренне молился о том, чтобы особенные ощущения или дарования, которые мы в себе ощущаем или которые сопровождают нашу молитву, остались и мы могли их меру понять и принять, если они от Бога, или чтобы они отошли и никак нас не беспокоили и мы тоже могли это принять мирно, если они не от Бога. И по евангельскому слову о том, что Господь искренне просящему у Него никогда не откажет, так произойдет, я уверен, и с Вами.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

forum.Lazarev.ru

Почему во время молитвы голова кружится и тело шатается?

Сообщение Мика » 21 янв 2013, 09:53

я боюсь что где то ошибаюсь. Молюсь искренне, хотя плачу уже редко.

когда глаза закрыты во время молитвы, начинаю раскачиваться вперед-назад, да так что боюсь упасть. и на ногах и на коленях.

Это конечно не вопрос жизненной необходимости, но вызывает у меня волнения и страх ошибки.

Сообщение Мурли » 21 янв 2013, 09:59

Сообщение Мика » 21 янв 2013, 10:19

Сообщение Lady_sunmood » 21 янв 2013, 12:11

Сообщение Мика » 21 янв 2013, 12:39

Сообщение Alla.Va » 21 янв 2013, 12:53

Сообщение Alla.Va » 21 янв 2013, 13:05

Сообщение Aldo » 21 янв 2013, 13:09

Сообщение Мика » 21 янв 2013, 13:26

Alla.Va большое спасибо за ваш ценный опыт!
одна не точность что не качаю, кружу головой, чувствую головокружение.
Юльчик, Aldo и вам огромное спасибо за рассказанный опыт.

Мне вообще очень приятно когда люди отзываются на мои вопросы.

Сообщение Франческа Аня » 21 янв 2013, 13:53

У каждой молитвы свой ритм.
Ритм- это основа движения.

Если идти за ритмом, и не осознавать монолог слов,
то легкие покачивания в начале молитвы, на мой взгляд нормально,
помогает быстрее отстраниться от мирского.

За головокружение ничего сказать точно не могу.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей

Канал
На страницу
    Расширенный поискСвязаться с администрациейУдалить cookies конференции Часовой пояс: UTC+03:00
О форуме
Видео (кликните для воспроизведения).

Добро пожаловать на официальный форум, посвященный исследованиям С.Н. Лазарева, автора многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания») !
Надеемся, что вам здесь понравится, и вы найдете для себя интересную информацию, а также сможете поделиться таковой с другими участниками форума.
Обращение С.Н. Лазарева к участникам
Пожалуйста, перед регистрацией ознакомьтесь с правилами и положением об ответственности.

Мурашки по телу при чтении молитвы

У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Святые отцы говорят также о таком охлаждении, которое является болезненным и опасным для духовной жизни. Причин может быть несколько:

1. Ложное направление духовной жизни, которое может привести к перенапряжению душевных сил и упадку здоровья.

2. Самомнение и самонадеянность. Оставляя нас перед лицом наших немощей, Господь заботится о том, чтобы в нашем сердце не пророс ядовитый корень духовной гордыни.

3. Смертный грех. Из нечистого сосуда нашей души удаляется благодать.

4. Невнимание к внутренней жизни, ослабление страха Божия, пристрастие к чему-либо мирскому, недуховному, уклонение от воли Божией.

Для восстановления духовной жизни и возвращения сердечной теплоты надо найти причины возникшего охлаждения. После преодоления причин теплота не возвращается сама. Прежде всего, нужна усиленная молитва о помощи к Господу и Матери Божией. Святитель Феофан Затворник советует: «Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете – все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь» (Письма. Вып. 1, письмо 113). И в вечерних молитвах есть специальное прошение: Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия (24 молитвы, по числу часов дня и ночи святителя Иоанна Златоуста).

Моление о возвращении благодати должно сопровождаться благодушным терпением, побеждающим уныние и малодушное бездействие. Кто терпеливо переносит это, от того скоро и отходит охлаждение и возвращается обычная ревность, теплая, сердечная» (св. Феофан Затворник). Когда силы души начнут возвращаться, нужно подвигать себя к прежним духовным трудам. На это указывает св. Макарий Великий: «Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностию ли, не с нерадением ли. И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою и уготовит тебе победу».

Когда читаю молитву мурашки по телу

мир вам. у меня таков вопрос во время молитвы я чувствую как по коже бегают мурашки! чувство это приятное! такое как насыщаюсь чем то!что это могло бы быть. мурашки и вера!

У меня тоже бывают разные ощущения во время молитвы. Думаю, не надо искать толкования этого явления, просто примите как данность. Если Вам это не нужно — откажитесь, и не будет. А так, по крайней мере, молитва не скучна, правда?

Почитайте, может и соотнесете, одно, к другому.

И поищите сами, в Библии, много есть.

И что можите во время ее возложить руки и больной встанет здоровым, а мертвый воскреснет?

Думать можно как угодно,но с верой ничего общего описанное вами не имеет,а иначе дайте основание для таких =дум=из Писания.

Знаете и у меня тоже мурашки, причём чем дольше молишься тем сильней. Потом как бы дух внутри меня покачивается, вот так.

  • Пользователи
  • Наша команда
  • Вход
  • Регистрация

Здравствуйте что это может быть(молитвы)

Сообщение Мирча » 20 май 2011, 16:54

Сообщение КрДр » 20 май 2011, 21:26

Re: Здравствуйте что это может быть(молитвы)

Сообщение Navrus » 21 май 2011, 05:14

Сообщение Мирча » 21 май 2011, 14:18

Сообщение Малинка3337 » 06 июл 2011, 16:36

О физических ощущениях теплоты при молитве

В учениях отцов часто встречается такое понятие как теплота. Рассмотрим подробнее. Теплота бывает естественная, страстная и чистая.

Григорий Синаит(О безмолвии и молитве): «И еще есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то прелестью и грехом, то переполнением кровью…».

Феофан Затворник: (Письма о духовной жизни, п.20): «У опытных отцов строго различаются — теплота телесная, простая, бывающая вследствие сосредоточения сил к сердцу вниманием и напряжением; (т.е. это нервное напряжение и ощущения от него, — от сост.); теплота телесная, похотная, тут же иногда прививающаяся и поддерживаемая врагом; (т.е. это разжжение, которое характеризуется приливом крови во внутренних и внешних органах, — от сост.); и теплота духовная, трезвенная, чистая. Она двух родов: естественная, вследствие соединения ума с сердцем, и благодатная. Различать каждую из них научает опыт».

Что касается телесной теплоты во время делания молитвы, следует знать, что происходят различные движения, обусловленные совместимостью действий души и тела, и отцы говорят:

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «(есть) обыкновенные признаки, сопровождающие внедрение умной молитвы ко Господу в сердце, самоделательной, трудовой. Приятную теплоту в сердце всякий испытывает, кому прилучится усердно помолиться. Навыкшие же умной молитве и восприявшие ее чувством сердца, испытывают ее постоянно. У всех святых теплота эта ставится первым плодом привития к сердцу умной молитвы ко Господу. Надобно, впрочем, знать, что проявления этой теплоты не все одинакового достоинства. Старец Василий, спостник Паисия, пишет об этом со словом патриарха Каллиста, следующее: «первее приходит теплота от почек, яко опоясующи тыя, и та мнится быти прелесть: но это не есть прелесть, а дело естества, как прямое следствие подвига того. Но если кто станет считать это делом благодати, а не естества, то это будет прелесть. Этого, каково бы оно ни было, подвизающийся не должен любить, но отражать».

Но следует четко понимать, что при молитве, дающейся Господом как дар и которая происходит не от усилий человека, а сходит на него, нет никаких физических ощущений, которые бывают, когда человек своим усилием молится.

О теплоте духовной отцы говорят:

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «…если же тело все от сердца растеплевается, ум же пребывает чистым и бесстрастным, и как бы прилепленным к внутреннейшей глубине сердца, сие есть воистину действием благодати, а не прелести».

Феофан Затворник (Письма, п.244): «Благодатная теплота особая есть, и она собственно есть духовная… Она отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствуется тонким сладким чувством. По сим чувствам всякий легко может определить и различить теплоту… Это каждому следует сделать; стороннему тут нет дела и места… Все же внимание обратите на духовные действия и чувства. Они будут проходить по душе и телу, как утренняя приятная прохлада».

Как видим, истинная молитва приносит сердечную духовную теплоту, которая не фиксируется в этот момент молящимся, т.к. это теплота дает такую силу слова, обращенного к Богу и такое непередаваемое чувство к Богу, что человек не ощущает ничего телесными ощущениями, т.к. он весь устремлен к Богу. Истинная, духовная молитва дается Богом, и такое воздействие на душу и тело идет, конечно же, от Бога, но и молитва, исходящая от человека, дает естественные телу ощущения покоя, т.к. молитва дарит гармонию и равновесие внутренним силам.

Феофан Затворник (Письма, п.240): «Умная же молитва есть, когда ты, стоя в сердце вниманием, взывать будешь ко Господу и прося, или каясь, или благодаря, или славословя Его. В этом действии тоже не имеется никакой опасности, такая молитва сама по себе служит охраною. Ибо тут и Господь, если с верою обращаешься к Нему».

Игнатий Брянчанинов(Аскетические опыты 2, Слово о молитве умной, сердечной…): «Умною, сердечною и душевною молитвою. молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим устремляется к Богу. Находясь в этом устремлении к Богу, молящийся внезапно соединяется сам с собою. Ум, сердце, душа, тело, до сих пор рассеченные грехом, внезапно соединяются воедино с Господом, а это есть и соединение человека с самим собою, и соединение его с Господом».

При истинной молитве всегда первыми являются проявления души и сердца, а затем уже тела.

Платон, Митр. Московский (Сборник «Дух, или избранные мысли»): «однако при всем том сердце прежде, нежели тело, да преклоняет колена свои; сердце прежде, нежели руки, да возносится к Богу; сердце прежде, нежели очи, да проливает слезы; сердце прежде, нежели одежды, да раздирается; сердце прежде, нежели язык, да беседует».

Итак, духовная теплота у св. отцов имеет значение как мирное, спокойное, умиленное состояние, а не как физическое ощущение повышения температуры, например, в области сердца. Хотя, следует сказать, что и такое ощущение может быть, но на него не нужно обращать внимания.

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «Потому-то тем, которые идут верным путем умного делания (т.е. учатся молиться, — от сост.), нечего опасаться каких-либо внезапных возбуждений и движений в теле. Благодать, осеняющая и руководящая их, не допустит до того. Им можно сказать: «в собрании ли вы церковном, или дома молитесь, углубляйтесь в молитву, сколько это зависит от вас.»».

Если же человек более склонен к чувственному восприятию, то, слыша о том, что:

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «Углубленная молитва ко Господу возбуждает теплоту…, пытается самовластно ее приобрести через различные молитвенные упражнения или принимают телесную теплоту за благодать».

Феофан Затворник (Письма, п.911): «Из молитвы Иисусовой не знать что сделали. Думают, что как только стал кто творить сию молитву, тот этим одним уже все сделал. Молитва сия стала у них как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те телесные положения, о коих инде говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати».

Феофан Затворник(Письма, п.921): «Мокрое полотенце класть на грудь. кто-то делает из ныне подвизающихся. И писал ко мне. Это не относится к делу молитвы, а к тем случаям, когда разгорячается кровь сердца при искусственном делании молитвы, чтоб умалить жар крови. Этот жар не духовное явление, а кровяное, и происходит от неумеренного употребления искусственных приемов при молитве Иисусовой. Кроется при сем и то, что они искусственное делание молитвы Иисусовой почитают главным делом и кровяную теплоту сердца при сем настоящею духовною молитвою Иисусовою. Кто так думает, тот в прелести».

Григорий Синаит (О безмолвии): «Правда, иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он вместо теплоты наводит неравномерное жжение, так что душа отягощается этого рода хитростью, вместо веселья возбуждает бессловесную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие. , укрываясь от неопытных, пытается свое обольщение выставить действия благодати, но время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают сатану перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Гортань, по слову Писания (см.: Иов 34, 3), различает яства, то есть вкус духовный показывает ясно и безошибочно все, каково оно есть».

Макарий Оптинский (Собрание писем, т.1): «О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты уже есть и прелесть: Царствие Божие не приходит с соблюдением (Лк. 17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее смирение, познавая и видя свою немощь; и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже безопасно от обольщения вражия и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности; а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостью и обольщался. «.

Итак, с увлечением гармонией, покоем, радостью, которые происходят от молитвы, страстный человек увлекается сладострастием (т.е. он желает себе приятных ощущений, а не молитвенного соединения с Господом) и тем привлекает к себе злобных духов, и они попускаются Богом воздействовать на такую душу и тело.

Феофан Затворник(Письма, п.291): «Боитесь впасть в духовное сластолюбие? Как оно сюда попадет?! Ведь не для сласти творится молитва, а для того, что долг есть служить таким образом Богу; сласть же необходимая принадлежность истинного служения. К тому же в молитве главное — предстояние Богу умом в сердце с благоговением и страхом, отрезвляющим и прогоняющим всякую блажь и насаждающим в сердце болезнование пред Богом. Эти чувства: страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенное и смиренное, — главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по которым надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным. Когда они есть — молитва в порядке. Когда их нет — не в порядке, и надо вставлять ее в свой чин. С отсутствием их сласть и теплота могут породить самомнение, а это гордыня духовная. и это будет прелесть пагубная. Тогда сласть и теплота отойдут, останется одна память о них. а душа все же будет думать, что имеет их. Этого бойтесь и больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадание, ходя всегда в присутствии Божием. Это — главное!».

Феофан Затворник (Письма, п.244): «Как скоро теплота, сопровождающая молитву Иисусову, не сопровождается духовными чувствами, то ее не следует называть духовною, а просто теплотою кровеною; и она, будучи такою, не худа, если не состоит в связи со сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию. Эта неправость бывает, когда теплота ходит ниже сердца. Вторая неправость – та, когда, полюбив сию теплоту, ею одною все ограничивать, не заботясь о чувствах духовных и даже о памяти Божией, а лишь о том, чтоб была сия теплота; эта неправость возможна, хотя не у всех и не всегда, но по временам. Нужно заметить сие и исправить, ибо в таком случае останется одна кровеная теплота, животная».

Да не подумает никто, что это молитва виновата в прельщении, а значит и не надо ей учиться.

Феофан Затворник(Письма, п.1102): «Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если бы это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к этой молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, странно сказать,- в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать и запрещать. А сладчайшее имя Господа призывать в простоте сердца всем надо внушать и всех к тому располагать».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема: молитва мурашки по коже!

Опции темы

«Мурашки по коже» это не признак Божьего присутствия, но это раздел психологии: психосоматика, идеомоторика, микромоторика.

Говоря в двух словах, суть её проста, это выражение своего мышления на физическое и физиологическое состояние тела. Мышление и физическое тело это единый механизм(машина). Самый примитивный и наглядный пример этой машине — это чувства выражаемые на лице человека: человек зол — мышцы лица натянуты, человек грустен — мышцы лица расслаблены, человек весел — мышцы лица оголяют зубы.

Верующие люди, ошибочно принимая свои чувства за присутствие «божье», создают внутри конфессий различные секты. Шарлатаны всех мастей, отлично понимая этот пси-механизм создают свои секты различного направления. Психологи и гипнологи используют эту психологическую взаимосвязь мысли и тела для аутотренинга и внушения, где, чаще всего, пациент даже и не подозревает о механизме воздействия на его психику и физиологическое состояние, в конечном итоге.

Верующему человеку не следует увлекаться своей «богоизбранностью», а следует исполнять заповеди Божьи.

Как таковой науки о психосоматики нет.
Ну типа есть такой термин — взаимосвязь поведения и физиологических процессов — но науки нет.
Из новоделов от психологии пожалуй самый близкий к психосоматики будет системно-векторная психология.
Что она говорить про кожный вектор? Да фигня. Тоже самое примерно говорит астрология про Сатурн.
Лично у меня было чувство, что они оттуда всё скопипастили.

Но с другой стороны кожа является границей между внешним и внутренним , поэтому любое взаимодействие с внешней средой , между внешним и внутренним, будет так или иначе затрагивать системы интерпретации информации идущей от нервных окончаний кожи.

А это означает что если человек во время молитвы с чем-то внутренне взаимодействует — и что-то снаружи ему передается — то чувствовать он будет через кожу.

ВОПРОС: Ассалам алейкум.

У меня иногда бывает когда кто-то читает азан или Куран появляется ощущение мурашки по спине, иногда не появляется. Это плохо да? Что это значит?

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям!

Ощущение покалывания и ползающих мурашек в медицине называется » парестезиями «. Парестезии могут быть : временными , возникающими при сидении в неудобной позе , замерзании , сексуальном возбуждении , ощущении эйфории от прослушивания музыки или при появлении негативных эмоций . Они также могут являться признаками заболевания , что свидетельствует о повреждении нервного волокна .

Мурашки по спине » бегают » при патологии позвоночника , такой как спондилез . Если деформировались позвонки в шейном отделе , то мурашки и боль будут ощущаться в шее , макушке и верхнем участке спины ; они усиливаются при определенных движениях . Если подобная симптоматика развилась в грудной области , речь , вероятнее всего , идет о спондилезе или остеохондрозе грудного отдела . Наконец , при патологиях , когда ущемляются нервы , идущие от пояснично — крестцового отдела , мурашки будут ощущаться в области поясницы .
А вот насчет азана не знаю брат мой, может это ваша индивидуальная реакция на азан. Может что-то другое, только один Аллах знает истину. Также не забывайте, что

при звуках азана убегают джины, которые не могут терпеть этот звук. Поэтому некоторые люди во время азана чувствуют себя как будто новорожденными из-за отсутствие джинов, которые сбивают людей и мешают им жить.

Вот реакция одной девушки на азан :

Ассаламу алейкум!
Несколько лет назад, когда я еще не была в Исламе, при звуках азана я испытывала страх. Мне даже хотелось куда нибудь спрятаться, что бы не слышать его. Как я потом узнала, такое же чувство при азане испытывали многие люди.
Чувства которые меня охватывают сейчас, когда я слышу азан, совершенно противоположные. Хочеться плакать и вместе с тем становиться так легко и свободно. Словно вырастают крылья. И хочеться слышать его бесконечно. Я даже записала себе диск где 20 или 30 азанов, в разном исполнение. Очень красиво!

Мурашки по телу при чтении молитвыОценка 5 проголосовавших: 1

Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.

Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.

Вы забыли, что вам нужно куда-то сходить или позвонить, пропустили начало любимой телепередачи, упустили из виду, что нужно купить хлеб и во всем этом вините свою память? А зря! Обычно такие вещи вызваны не плохой работой памяти, а рассеянностью. Именно рассеянность, часто бывает причиной того, что вы что-то забыли, пропустили или упустили. И рассеянность не имеет прямого отношения к памяти.

Можно быть рассеянным и одновременно обладать хорошей памятью. Как правило, рассеянность сводится к невнимательности. Т.е. человек не может сосредоточиться на текущей деятельности и поэтому не помнит, куда положил ключи, забывает выключить плиту или скопировать файлы на флэшку. Причинами такой невнимательности могут быть : усталость или бессонница, монотонная рутинная деятельность, какие-то отвлекающие факторы (уже протянули руку, чтобы взять и положить ключи в карман, как вдруг раздался телефонный звонок и все планы вылетели из головы!) или просто привычка действовать рассеянно, неумение быть собранным и сосредоточенным на текущей деятельности.

Если вы знаете, что причиной является усталость — просто нужно отдохнуть. Помогает также смена деятельности, новые впечатления. Попробуйте сходить куда-нибудь, куда раньше не ходили, читать книгу или журнал, которые раньше не читали, придумайте себе новое дело.

В общем же существуют следующие способы борьбы с рассеянностью:

  1. Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями и выяснить — что вы только что делали, что уже сделано, что надо будет сделать. Если пауза пришлась перед началом нового дела, попытайтесь представить, как вы будете делать, что потребуется и т.д. Просто остановитесь, ничего не делайте и побродите мыслями вокруг того, чем занимаетесь в данный момент.
  2. Сосредоточиться на текущем моменте, Думайте, что делаете в данный момент. Очень часто рассеянность возникает из-за того, что человек занят одним, а его мысли витает в других областях. И очень плохо, если у вас выработалась привычка к этому — рассеянность стала для вас нормой жизни.
  3. Незамедлительное действие. Очень много дел, которые нам нужно сделать требуют для своего выполнения совсем немного времени. И откладывая их на потом (вот только дослушаю песню по радио, или соберусь мыслями, — в результате получается, что собраться удается только через несколько часов или дней) вы только усиливаете хаос в своей жизни и создаете хорошую почву для рассеянности. Это только кажется, что дело требует какого-то обдумывания или подготовки. В большинстве случаев, решение можно принять быстро, убирая таким образом проблему и не засоряя голову грудой незаконченных дел.
  4. Использование визуальных подсказок. Чтобы не забыть о чем-то используйте в качестве подсказок какие-то предметы, располагая их в таких местах, где они будут напоминать о деле. Кладите в карман маленькие предметы, напоминающие вам о том, что нужно сделать.
  5. Используйте сознательные ассоциации. Мысленно связывайте дела, которые нужно выполнить, с предметами или обстановкой, в которой будут они выполняться. В результате, как только вы окажетесь на месте, вы вспомните, что нужно делать. Тому как создавать ассоциации посвящена отдельная статья на нашем сайте.
  6. Избегайте хаоса в своей жизни — удаляйте все лишнее. Старайтесь, чтобы на вашем рабочем месте не было лишних вещей. Хаос, создаваемый ими, только помогает рассеянию внимания. Если это стол, уберите лишние книги, листы бумаги с записями, ножницы, фломастеры и пр. не нужное в данный момент, не относящееся к делу. Если вы работаете на компьютере, то приведите в порядок рабочий стол — удалите или переместите куда-нибудь ярлыки, которыми редко пользуетесь. Необходимость постоянно разыскивать нужное среди разного хлама, тоже мешает возможности сконцентрироваться на нужном деле.

Вот такие приемы, которые помогут вам избавиться от рассеянности и которые не требует для своего выполнения особых знаний и умений.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении — борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы «не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

0 секунд Подсказка

Курс скорочтения онлайн
избранные упражнения

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов . Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа — например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение — к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время . Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите письма автору книги. Составление отзыва требует составление мнение о тексте, а это значит, что после написания отклика, вы будете знать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Подумайте, что не всегда обязательно читать . Иногда, можно задать вопрос в интернете . И еще, можно попробовать обойти вопрос стороной. Как говорится, умный в гору не пойдет — умный гору обойдет..

Разорванный текст Перемешанные буквы в словах
воспринимайте текст блоками
Вращающийся текст
Чтение без гласных Чтение без пропусков между слов

Метод «ТЕННИСНОГО ШАРИКА»

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. («Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!», «Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!» и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению — метод «теннисного шарика».

Метод «теннисного шарика» построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры — очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца — это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко — это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод «теннисного шарика».

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод «теннисного шарика» (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод «теннисного шарика» позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики — не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

  • Скорочтение техника
  • Техника чтения по диагонали
  • Таблицы Шульта
  • Как самому освоить быстрое чтение и запоминание
  • Как пользоваться таблицами Шульте
  • Михайлов скорочтение

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *