Водное крещение протестанты

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Перед тем, как вознестись к Отцу, Иисус дал повеление ученикам сначала идти и научить народы, потом их крестить и продолжать учить их соблюдать Его волю. В Своем учении вопросу крещения Иисус уделяет очень серьезное внимание. Крещение является одним из важнейших Его повелений, исполнение которого дает возможность приобщиться к Его Церкви.

Рассуждая о крещении, нам необходимо обратить особое внимание на Церковь Христа: в чем ее сущность, какую роль занимают в ней крещение, рождение свыше, покаяние, очищение, освящения и другие духовные процессы, направленные на созидание из живых камней стройного и величественного храма. Объем данной статьи не позволит описать всю значимость Церкви, и мы сможем лишь немножко прикоснуться к ее величию, красоте и славе. В Еф 1:19-23 сказано:

…как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф 1:19-23)

Как видно из приведенных текстов, нет никого и ничего более славного и величественного, над кем Бог Отец поставил бы Сына Своего главою, чем Его Церковь. К ней смело можно отнести слова:

Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн 6:10).

Но Бог через апостола Павла дает нам еще более славное описание Церкви:

…которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф 1:23)

Этим текстом Бог провозглашает Церковь Своей полнотой. Она есть полнота Самого Бога, Творца видимого и невидимого. Вот кто такая Церковь, рожденная и устроенная по замыслу Бога, к которой можно присоедениться только через рождение свыше и крещение – другого пути не дано.

Апостолы безукоризненно выполнили повеление Господа о крещении. В самом начале проповеди Евангелия они акцентируют свое внимание на двух важнейших необходимостях, без которых невозможно строительство Церкви:

1) «Покайтесь». Покаяние связано с рождением свыше, без которого невозможно войти в Божье Царство. Христос говорил об этом в беседе с Никодимом:

…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Должно вам родиться свыше» (Ин 3:3, 7)

Если без рождения свыше невозможно войти в Божье Царство, то тем более невозможно влиться в Тело Христа, стать однородным с ним естеством.

2) «…да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:98).

Евангелист Марк передает слова Иисуса Христа:

…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк 16:15-16)

Из приведенных выше отрывков мы видим, что Иисус очень серьезно относился к вопросам покаяния, веры и крещения. С ними Он связывает прощение грехов и спасение. Эту истину очень хорошо уразумел евнух, выслушав проповедь Филиппа. Вывод, что Филипп, объясняя евнуху истину о Христе, одновременно объяснил ему и необходимость крещения, напрашивается из текста сам собой. Иначе евнух не произнес бы: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» На что Филипп ответил ему: «Если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха» (Деян 8:37-39).

Это повествование полностью опровергает практику крещения детей (в частности – младенцев). Почему?

Перечитывая приведенный отрывок, невозможно не заметить яркое, глубокое, осмысленное понимание того, что совершаемый акт крещения непосредственно связан с верой человека. С верой, которая требует осознания человеком крестной смерти Иисуса Христа; глубины собственной греховности; личного покаяния; истины о сораспятии со Христом. Такая вера понимает водное крещение не как мистический обряд, но провозглашает истину о том, что крещенный крестился в смерть Христа; что в нем умер и погребен ветхий человек; и что, воскресая со Христом, он становится новым творением.

Сторонники детокрещения невероятным образом искажают учение Иисуса Христа и апостолов, становясь при этом преступниками, обманывающими самих себя и подвергающими заблуждению многих своих последователей. И это далеко не безобидное явление, это посягательство на здравый смысл в вопросе крещения. Ведь понятно, что дети не способны иметь веру, подразумевающую осмысление всего вышеперечисленного.

Евангелист Марк передает слова Христа, в которых повеление, касающееся веры и крещения звучит очень ясно:

…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк 16:15-16)

Обратите внимание на слова «кто будет веровать…» Маленькие дети не могут самостоятельно верить, так как они не могут осмыслить само повеление Христа. Они даже не могут отличить правой руки от левой.

Крещение, как мы уже заметили выше, является актом веры, посредством которой человек способен воспринять факты воплощения, проповеди, страданий, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. У детей нет способности «помыслить о претерпевшем такое над Собой поругание от грешников». Они не могут размышлять о сути жертвы Христа и обо всем, что с ней связано.

Покаяние и крещение непосредственно связаны со спасением. Находясь в доме Корнилия, апостол Петр представил учение Иисуса Христа, рассказав людям о том, кем Он являлся и как Он страдал. В продолжении этой беседы Святой Дух сошел на всех слушающих слово.

…Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. (Деян 10:47-48)

Приведенные нами тексты Писания показывают, что Церковь строится из раскаявшихся грешников, возрожденных свыше и осознанно принявших крещение посредством полного погружения в воду, что символически указывает на погребение.

Кроме того, акт водного крещения провозглашает подчинение человека воле Господа Иисуса Христа. Евангелие от Луки и Деяния Апостолов повествуют о том, как Иисус Христос созидает Свою Церковь посредством апостолов и первых христиан и о том, насколько тщательно они соблюдали заповеди, установленные Господом. Они хорошо понимали, в чем состоит процесс присоединения к Его Церкви. Евангелист Лука рассказывает:

Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (Деян 2:41-42)

О том, что покаявшимся, возрожденным свыше людям необходимо было принять водное крещение, свидетельствуют многие места Нового Завета. Через крещение люди получали право на участие в преломлении хлеба – видимом символе их принадлежности к Телу Христа, Церкви. (1 Кор 11:23-32; Еф 1:22-23)

В Деян 8:12 мы находим сообщение о том, что после уверования в Благую весть о Христе «крестились мужчины и женщины». Бывший гонитель Церкви Савл, после его чудесной встречи со Христом уразумел, что для того, чтобы стать членом Церкви Христа, необходимо принять водное крещение, и исполнил это незамедлительно:

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян 9:18).

Позже он рассказывал об этом в присутствии большого количества людей – о своей встрече со Христом и о том, что волю Божию о крещении объявил ему Божий служитель Анания, сказав:

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса. (Деян 22:16)

В Деяниях Апостолов мы читаем также об уверовавших и крестившихся Лидии, темничном страже, начальнике синагоги Криспе, а также и о членах их семей (Деян 16:15, 33; 18:8). Эти повествования заслуживает особого внимания. Есть некоторые христиане, которые, читая слова «Лидия и домашние ее», «Крисп и весь дом его», полагают, что среди «домашних» могли быть и дети, и даже младенцы. Сделав такое предположение, они затем делают вывод, что вместе со всеми были крещены и младенцы.

Но мы уже поняли из Писания, что без личного глубокого покаяния, сопровождаемого осознанным принятием водного крещения, присоединиться к Телу Христа невозможно. Некоторые считают, что младенцы (и дети вообще) безгрешны, сравнивая их с чистым листом бумаги. Писание, однако, говорит обратное. С момента грехопадения Адама, всякий человек, приходящий в мир, зачат и рожден во грехе. А человека невозрожденного, находящегося во грехе, приобщить к Церкви посредством одного лишь крещения – не представляется возможным. Поэтому вывод, что в первой церкви крестили младенцев – ложный.

Более того, крещение младенцев является преступлением, так как, во-первых – нарушается смысл и значение самого крещения; во-вторых – человек, которого крестили в детстве (младенчестве), живет обманом: факт крещения в детстве внушает ему ложную надежду принадлежности к народу Божьему, тогда, когда у него самого не было личной веры в спасительную жертву Иисуса Христа. Более того, его духовный статус с точки зрения Писания вообще остается непонятным, т. к. большинство детокрещенцев практикуют конфирмацию, т. е. официальное присоединение к церкви по достижению зрелого возраста (это вообще является надуманным, небиблейским представлением о присоединении к Церкви).

Итак, цель крещения вообще нам понятна.

Значение крещение для нас – вопрос не праздный, но вопрос очень важный, требующий ответа, который сохранит нас от заблуждений. Библия (а Новый завет – в особенности) написана языком, доступным каждому человеку – образованному и необразованному, мудрецу и невежде, богатому и бедному. Она написана неизменно на все века, к ней ничего нельзя добавить и от нее ничего нельзя убавить. По этой-то причине и написано:

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано!. (1 Кор 4:6)

Однажды я спросил одного богослова, который проповедовал на книгу Притч: «Откуда ты взял это?» Он ответил мне: «Из контекста». При проверке оказалось, что во всей главе не было того, о чем он говорил. Подобное происходит и с вопросом крещения, потому что многие верующие заведомо считают эту тему второстепенной, недооценивая ее важности. Но значение крещения настолько велико, что Христос связывает его непосредственно со Своим учением, когда говорит:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. (Мф 28:19-20)

Как уже было отмечено выше, крещение является важной частью созидания Церкви, видимым знаком посвящения себя Богу и присоединения к Церкви.

Другую ошибку мы наблюдаем, когда люди приписывают крещению своеобразные мистические свойства, которых на самом деле в нем нет. Люди думают, что в самом обряде таится некая таинственная сила, которая будет защищать людей, крещенных в младенчестве, от гибели. Давайте разберемся, так ли это.

В 1 Пет 3:21 апостол Петр ясно и объективно говорит нам, живущим во времена Нового Завета, о смысле крещения:

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. (1 Пет 3:21)

Обратите особенное внимание на слова «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». В последнее время мало кто обращает внимание на эти слова. Тем не менее, они говорят нам о том, что крещение является не только свидетельством спасенной души, но и содержит в себе элемент ее реакции по отношению к Богу. Это формальное выражение посвящения себя Богу, имеющего место в результате рождения свыше. Это провозглашение своего приобщения к Телу Христа (Церкви). (Это еще одно свидетельство в пользу того, что дети не способны осмысленно предпринять столь серьезный шаг, который совершается однажды и навсегда). С крещением нельзя играть. Оно является обещанием (посвящением) себя в абсолютное послушание Христу, а через Христа – Отцу Небесному, при полном водительстве Святого Духа.

Сам по себе акт крещения, как обряд или как церемония не имеет никакого значения, никакой мистической или духовной силы. Оно приобретает смысл, когда выражает волю Христа, содержит в себе акт духовной реакции возрожденной души по отношению к Богу, торжественного свидетельства перед небом и землей, перед ангелами и людьми о том, что человек навсегда приобщился к Телу Христа. И это не только внутреннее рождение свыше, но и внешнее, видимое свидетельство нашей полной принадлежности – духом, душой и телом – Христу. И с момента этого яркого свидетельства человек заявляет всему миру людей и духов, что он навеки не принадлежит себе, а принадлежит Христу. В этом и заключается смысл водного крещения, как знак отождествления с Его телом (Церковью).

Апостол Павел в Рим 6:3-4 пишет:

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим 6:3-4)

Из этих слов становится ясным, что крещение – это не обряд и не религиозная установка. Оно указывает на внутренний, глубокий процесс, который Павел сравнивает со смертью и погребением. Он показывает, что как в могилу опускается тело мертвое, так и в воды крещения опускается тело человека, свидетельствующего о смерти для этого мира; как мертвое тело при погребении полностью покрывается землей, так и умерший для этого мира полностью покрывается водой (о чем говорит слово «погреблись», то есть «покрылись полностью).

Во время погребения не бывает, чтобы мертвое тело было лишь немного припорошено землей, но его полностью покрывают толстым слоем земли. Подобным образом и во время крещения недопустимо кропление или обливание кружкой воды. Такой подход – искажение повеления Иисуса Христа, это кощунство по отношению к погребению. Такое «крещение» – не есть крещение. Настоящее крещение – это внутренние процессы, выражаемые внешним актом погружения в воду. В противном случае, высказывание Павла в Рим 6:3-4 не имело бы никакого смысла.

Кратко и емко объясняет Павел истинное значение крещения и в Гал 3:27:

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал 3:27)

Облечься во Христа – означает быть в Нем, слиться с Ним в одно Божеское естество (1 Пет 1:4), в одно Тело, стать частью Его Церкви, видимый акт крещения.

Если какая-либо душа пренебрегает водным крещением, крещением полного погружения в воду, то эта душа не желает открыто засвидетельствовать о своем облечении во Христа, о смерти и погребении с Ним. Таким образом, этот человек или не рожден свыше, или непослушен Христу в этой сфере своей духовной жизни.

Слово Божие, как уже было отмечено выше, не признает ни детокрещения, ни окропления, ни обливания, которые не могут заменить настоящего погружения. Те, кто практикуют такие виды крещений, навлекают на себя Божий гнев за искажение его заповеди. Апостол Павел утверждая здравое учение о крещении говорит:

…Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых (Кол 2:12).

Заключительный итог Павел делает в послании к Ефесянам:

Один Господь, одна вера, одно крещение. (Еф 4:5)

Другими словами, один Господь для всех живущих на земле – иудеев и язычников; одна вера, вера Божья («имейте веру Божию») – для всех, иудеев и язычников; одно крещение – для всех, иудеев и язычников.

Как написано «вера от слышания», а слышание Его слов приводит к покаянию, Слово Божие воспринимается верой, и вера ведет к крещению, как это было с евнухом, которому проповедовал Филипп («Вот вода, что препятствует мне креститься?… И сошли оба в воду…»).

Таким образом, мы снова вернулись к первоначальной мысли: сначала Господь, затем вера, рождение свыше, крещение. Вера в Иисуса Христа – это единственный путь к спасению, а заключенный с Ним через крещение завет вводит нас в самое высокое положение – делает нас частью Его Тела – Церкви.

При этом в практике служения нередко встречаются люди, которые были крещены в детстве, но их никто не воспитывал в христианской вере, их ценности и образ жизни далеки от требований Священного Писания. Можно ли считать крещением то, что произошло с ними в детстве? Понятно, что они сами не могли принять решения следовать за Христом. Но отсутствие в их жизни христианского воспитания свидетельствует, что и их родители тоже не понимали, зачем они крестят своего ребенка, какие обязательства это событие накладывает на них — как в отношении собственной жизни, так и воспитания сына или дочери. И вот человек вырастает, ничего не зная ни о Христе, ни о смысле Его воплощения и жертвы, ни о заповедях. И однажды он слышит Евангелие и обращается к Богу. Перед ним вполне естественно встает вопрос: нужно ли мне принимать крещение или можно считать крещением то, что было со мной в детстве?

В большинстве протестантских церквей принят следующий подход. Согласно Священного Писания «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21). Из этого и других мест Писания следует, что вопрос принятия крещения — это вопрос совести самого человека перед Богом. Сам человек должен принять решение, может ли он считать свое детское крещение, за которым не следовало никакого наставления в вере и воспитания в заповедях подлинным крещением. Задача служителя — разъяснить для человека смысл крещения и указать ему на его ответственность за принятие решения. После чего сам человек в течение некоторого времени принимает сознательное и ответственное решение. Из практики служения примерно половина заново открывают для себя смысл того, что произошло с ними в детстве, и в этом случае никто не принуждает их креститься повторно. Но примерно столько же настаивают на том, чтобы принять крещение по вере, сознательно, поскольку не могут признать свое детское крещение.

Если же в протестантскую общину переходит человек, который был крещен в сознательном возрасте, либо был крещен в детстве, но был также и воспитан в христианской вере, таких людей никто не принуждает к «перекрещиванию». Но надо также отметить, что люди, которые были воспитаны в вере, крайне редко стремятся поменять свою традицию.

Вопрос: В чем отличие крещения Иоаннова от крещения христианского? Полезно ли детально вникать в этот вопрос?

Существенная разница

Апостол Павел видел настолько большую разницу между тем, что совершал Иоанн и тем, что совершали ученики Христовы, что полностью не воспринимал крещение Иоанново за христианское, а, крещенных Иоанновым крещением, крестил во имя Иисуса Христа.

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса (Деян. 19:1-5).

Крещение Иоанново и крещение христианское разнятся по смыслу, о чем свидетельствуют и авторы других новозаветных книг.

Крещение Иоанново

Русское слово «крещение» или «крестить» отождествляется со словом «крест» и создает часто неправильный образ в отношении того, что происходило во время жизни и служения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Греческий глагол βαπτιζω (баптидзо) означает «погружать, окунать». Внешне «погружение» Иоанново полностью походило на обязательную среди Иудеев практику ритуального омовения в воде (твилá), при котором все тело человека погружалось в проточной воде или в специальном бассейне (миквá). Поэтому погружение совершалось в местах, где было достаточно большое скопление воды (Иоан. 3:23; Деян. 8:38). Стоит только уточнить, что в библейских сносках, где говорится, что Иоанн крестил в «пустыне» (Мтф. 3:1; Мрк. 1:4), речь идет не о безводных местах, а о диких, необитаемых, пустынных местах, в которые люди удалялись для поста (ср. Мтф. 4:1-2; Мрк. 1:12-13).

Иоанн в своей проповеди акцентировал необходимость покаяния, чтобы подготовиться к пришествию Господа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф. 3:2; ср. Мрк. 1:4; Лк. 3:3). Внешним символом внутреннего покаяния и очищения от греха естественным образом стало осознанное погружение в воде (см. Мтф. 3:11, Мрк. 1:4-5). Сердечное покаяние и устное исповедание грехов были необходимым условием для погружения (Мтф. 3:5-6; Мрк. 1:5). Люди, которые не демонстрировали признаков искреннего покаяния, не допускались к погружению (Мтф. 3:7-8).

Погружение, совершаемое Иоанном имело подготовительный характер (Мтф. 3:3; Мк. 1:2-3) по отношению к христианскому крещению, поэтому апостол Павел принявших «погружение» Иоанново крестил во имя Господа Иисуса (Деян.19:4-5). Иоанново «погружение» совершалось в период до смерти и воскресения Иисуса Христа. По вознесении же Господа Он послал обещанного Духа Святого на Своих учеников в праздник Пятидесятницы (Деян. 1:4-9; 2:1-4), и ученики стали исполнять новую заповедь Господа о крещении (Мтф. 28:18-20; Деян. 2:38, 41).

Крещение христианское

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:3-4). Как покаяние было необходимым условием для принятия «крещения» Иоаннова, так покаяние и вера во Христа являются необходимым условием для принятия крещения христианского.

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание (или ответ, просьба) Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1 Птр. 3:21).

Христианское крещение совершается «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф. 28:19), тем самым свидетельствуя о приобщенности верующего к полноте Божества и к полной благодати спасения. Христос крестит не водою, а «Духом Святым» (Мтф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5; 11:16). Крещение в сфере духовной находит свое выражение в крещении в воде, как реальность – в подобии реальности.

Зачем Иисус Христос принял символ покаяния?

Иоанн, признавая святость Иисуса, защищая Его непорочную репутацию, изначально хотел воспрепятствовать Ему принять символ покаяния (Мтф. 3:13-14). Ведь принятие Иисусом крещения от Иоанна могло быть воспринято неправильно, будто бы Иисус не безгрешен, будто бы Иоанн больше и праведнее Иисуса. Несмотря на это Господь сказал, что через это погружение в покаяние «надлежит нам исполнить всякую правду (букв. греч. праведность)» (Мтф. 3:15). Приняв от Иоанна символ покаяния во грехах, Иисус исполнил праведность, но не для Себя, а для тех, которых Он пришел спасти от грехов их (Мтф. 1:21), для верующих в Него (Иоан. 1:12). Господь не только умер заместительной смертью, но и прожил заместительную праведную жизнь за всех, кто будет веровать в Него. Никто из людей по своей врожденной греховности не может принести Богу совершенную молитву покаяния в своих грехах. Господь принес это совершенное покаяние ради избранных и теперь, верующим во Христа вменяется совершенная праведность, которую Господь Иисус Христос приобрел на земле (Рим. 3:20-28; 4:24).

Христос через погружение в покаяние отождествил Себя с грешниками и их грехами, чтобы мы погружаясь во Христа отождествили себя с Ним и Его праведностью. Погружение Христа было одновременно поразительным прообразом Его голгофской смерти и победоносного воскресения.

На основании приведенных текстов Священного Писания можно заключить, что понимание существующей разницы между крещением Иоанновым и крещением христиан­ским очень важно. Оно позволит верующим лучше осознать величие того, что совершил для них Господь и более полно славить Бога за благодать данную во спасении по вере во Христа.

После воскресения и вознесения Иисуса Христа в славу Отца для христиан существует только «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Пастор церкви г. Соликамск, доктор богословия.

Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов, основанные на Священном Писании, сформулированы в семи основных принципах евангельских христиан-баптистов.
1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.
2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.
3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.
4. Независимость каждой отдельной поместной церкви.
5. Равноправие всех членов поместной церкви.
6. Свобода совести для всех.
7. Отделение церкви от государства.

Комментарии к принципам ЕХБ

Принцип 1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов
Евангельские христиане-баптисты считают только Библию основой своей веры мировоззрения и морали. Господь Иисус Христос молился о своих последователях «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан.17:17). Библия – это Слово Божье, записанное Божье откровение. Поэтому именно Библию надлежит слушаться как Божьего голоса. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье.
Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни. Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов.

Принцип 2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей
Поместная христианская церковь должна быть общиной искренне верующих, рожденных свыше людей, у которых, согласно Слову Божьему «Одно тело и один дух, … один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6). Евангельские христиане-баптисты считают, что вера не передаётся по наследству и христианином не становятся, просто присоединившись к церкви.
Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином, а уже затем уверовавший должен присоединиться к поместной церкви подобных ему возрожденных христиан. Поэтому евангельские христиане-баптисты не присоединяют к церкви всех посещающих её, полагая, что наличие заведомо не рождённых свыше людей в общине – это отступление от Слова Божьего и путь к духовному омертвению церкви.

Принцип 3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям
Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня – это заповеди Господа Иисуса Христа для церкви. Спаситель установил водное крещение перед Своим Вознесением к Небесному Отцу, заповедав ученикам «… Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:18-20).
Вечеря Господня была установлена Христом перед Его искупительными страданиями «…сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20). Евангельские христиане-баптисты не считают, что Крещение и Вечеря Господня – обряды, дарующие спасение. Спасает только живая вера. Крещение и Хлебопреломление поддерживают веру уже спасенных людей. Крещение и Вечеря не дополняют Священное Писание. Они в символической форме зримо указывают на спасительные истины, которые верующие уже знают из Слова Божьего. Они служат для духовного утверждения и напоминания о спасении духовном единстве всех верующих. Это достигается через сочетание Слова Божьего, символических знаков и молитвы.
Водное Крещение свидетельствует о том, что человек рожден свыше. Поэтому евангельские христиане-баптисты не крестят младенцев, которые ещё не могут осознанно верить. Вода крещения не омывает от грехов буквально, а свидетельствует об уже совершившемся духовном возрождении. Вечеря Господня свидетельствует о спасении человека посредством ломимого Тела и пролитой Крови Христа. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Христа, но не становятся ими.

Принцип 4. Независимость каждой отдельной поместной церкви
Каждая церковь, входящая в Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов, сохраняет внутреннюю независимость или автономию. После Апостолов на Земле уже не существует авторитета, стоящего над церковными общинами. Мы считаем любую надцерковную иерархию, господствующую над церквями, небиблейской. Каждая поместная церковь имеет право:
а) принимать новых членов;
б) отлучать согрешивших и применять к ним другие меры дисциплинарного воздействия;
в) избирать и переизбирать служителей.
Всё выше перечисленное составляет исключительную прерогативу поместной церкви и не может быть решено за церковь кем бы то ни было извне. Сохраняя свою независимость поместные церкви входят в региональные объединения и Российский Союз, поддерживают братское общение между церквями одного вероисповедания, с уважением и вниманием относятся к мнению ответственных работников евангельско-баптисткого братства, «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).

Принцип 5. Равноправие всех членов поместной церкви
В Божьих глазах все христиане – члены поместной церкви, равны между собой. Каждый член церкви:
– является священником и имеет прямой доступ ко Христу через молитву и Слово Божье;
– призван свидетельствовать о своей вере во Христа;
– должен служить братьям и сестрам во Христе своим духовным даром;
– несет ответственность за духовное здоровье и материальное состояние церкви;
– имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений.
Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Равноправие не означает, что служители церкви, пресвитеры и дьяконы, не обладают особыми правами и обязанностями. Служителей необходимо уважать. Своё уважение к ним члены церкви проявляют в послушании. Служители, в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.

Принцип 6. Свобода совести для всех
Евангельские христиане-баптисты считают, что следование за Христом является добровольным. В духовных вопросах не должно быть насилия над совестью человека. Религиозные убеждения являются личным делом каждого. В отношения между Богом и человеком и в область личных убеждений не имеют права вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений.
Никто не имеет права отнимать у человека свободу духовного выбора, предоставленную ему Самим Богом. Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другим людьми. Поэтому желательно, чтобы государство сохраняло религиозный нейтралитет.

Принцип 7. Отделение церкви от государства
Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей. Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей:
– соблюдение порядка и мира в обществе;
– ограничение зла;
– поощрения добродетели.
Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений. Смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводит к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.
Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга. «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). При этом церковь должна уважать государственные законы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *