Военные священники

Просмотров: 654

Военному духовенству Вооружённых Сил России – 10 лет.

21 июля 2009 года Президентом Российской Федерации на совещании с руководителями традиционных религиозных объединений страны было принято решение о воссоздании в Вооружённых Силах РФ института штатного военного духовенства.

Благословляя на защиту Отечества
Уместно вспомнить, что сама российская государственность созидалась и защищалась прежде всего двумя общественными институтами – армией и церковью. Они на протяжении всей истории Руси были в этом смысле соработниками.
При этом до XVIII века в нашей стране особого института военного духовенства не было, хотя священники всегда сопровождали войска в походах. Так, накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный Сергий дал двух монахов-схимников Андрея (Осляби) и Александра (Пересвета), предсказав князю победу. Оба этих имени навсегда вошли в летопись героического сражения.
Датой начала формирования института штатного военного духовенства в дореволюционные времена по праву можно считать30 марта 1716 года, когда Петром I был утверждён «Устав воинский». В его главе «Об обер-полевом священнике» была впервые определена должность священнослужителя, который являлся начальствующим лицом для всех военных священников действующей армии. Представителям традиционных религий разрешалось совершать молитвы по правилам своей веры: для этого им выделялись место и время.
Церковь всегда благословляла воинов на защиту Отечества и сама активно участвовала в этом святом деле. В 1812 году после вторжения 600-тысячной армии Наполеона военные священники, находившиеся в каждом полку, делили с солдатами и офицерами все тяготы войны.
Одним из самых ярких представителей военного духовенства тех времён был Василий Васильковский, священник19-го егерского полка 1-й Западной армии. 15 июля 1812 года, находясь в гуще сражения, отец Василий вдохновлял егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то, что был ранен в лицо и ногу, а затем контужен. 12 октября 1812 года во время боёв за Малоярославец отец Василий находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество. Сам он был ранен в голову. Василий Васильковский стал первым в истории России полковым священником, удостоенным высшей военной награды того времени – ордена святого Георгия Победоносца.
В дни обороны Севастополя 1854–1855 годов полковое и военно-морское духовенство также постоянно находилось вместе с воинами. В каждом блиндаже был устроен уголок с образами святых, где офицеры и солдаты в минуты затишья исповедовались и причащались. Священники служили молебны, панихиды по погибшим, раненые воины укреплялись пастырским словом, умирающие получали последнее молитвенное утешение.
В состав военного духовенства отбирали лучших священнослужителей, людей мужественных и отважных. Ярким свидетельством тому стали подвиги, совершённые военными священниками во время русско-японской и Первой мировой войн.
Например, 18 апреля 1904 года в сражении на реке Ялу после того, как погибли все командиры, священник 11-го стрелкового полка протоиерей Стефан Щербаковский с крестом в руках поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность остальным подразделениям выйти из окружения. Израненный, он не покинул поле боя и был взят в плен. Японцы, узнав о подвиге священнослужителя, с почестями вернули его на родину.
Герой Первой мировой войны генерал А.А. Брусилов, вспоминая о событиях 1915 года, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали чёрные фигуры – полковые батюшки. Подоткнув рясы, в грубых сапогах они шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
За годы Первой мировой войны священникам было вручено 227 золотых наперстных крестов на Георгиевской ленте, 288 орденов Святого Владимира 3-й и 4-й степени с мечами, 643 ордена Святой Анны 2-й и 3-й степени с мечами.

Сегодня в соединениях, воинских частях, военных вузах введено более 250 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими

В годы трудных испытаний
Распространение духовно-нравственных ценностей в армии и на флоте до октября 1917 года, поддержание на высоком уровне боевого духа военнослужащих было не самопроизвольным процессом, а результатом действия хорошо организованной системы, формировавшейся на протяжении столетий.
После 1917 года институт военного духовенства в силу известных исторических причин прекратил своё существование.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов патриотическая позиция и деятельность Русской православной церкви имели большое значение для православных христиан Советского Союза, миллионы которых воевали на фронте, в партизанских отрядах, трудились в тылу.
Позиция церкви была особенно важна в условиях роста религиозности как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам митрополита Алексия (Симанского), впоследствии – Патриарха Алексия I, «нравственные условия Победы».
За свою патриотическую деятельность почти 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков – медали «Партизану Отечественной войны».
Свой долг перед Родиной выполнили миллионы советских мусульман, буддистов, иудеев. Муфтии, ламы, раввины молились за победу над нацистским режимом, помогали деньгами и вещами, поднимали дух воинов и тружеников тыла. В Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим говорилось: «Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равнозначна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должности ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою».
В послевоенный период деятельность религиозных организаций в Вооружённых Силах была под запретом. Однако, как известно, атеистов в окопах не бывает. В этом на личном опыте убедился Герой Советского Союза полковник Валерий Анатольевич Бурков, ныне монах Киприан. В 70-х годах прошлого века он летал в дальней авиации штурманом. Служил на Дальнем Востоке, Урале, воевал в Афганистане. Потеряв обе ноги, пережив три клинические смерти, полковник Бурков вернулся в армию, прослужил ещё 13 лет, а затем принял монашество. В настоящее время отец Киприан совершает поездки по стране, говорит с людьми о войне, Боге и жизни. Он считает, что его бой продолжается.

Время собирать камни
90-е годы ХХ столетия ознаменовались возвратом к пониманию необходимости военно-религиозной работы в Вооружённых Силах. В марте 1994 года Патриархом Московским и всея Руси и министром обороны РФ было подписано Совместное заявление, в апреле 1997 года – Соглашение о сотрудничестве. Итогом взаимодействия армии и церкви стало возвращение в 2009 году по решению Президента Российской Федерации к системе штатного военного духовенства в Вооружённых Силах.
За десять лет совместной службы в соединениях и воинских частях офицерским составом и штатным духовенством приобретён богатый опыт в деле укрепления духовной, военной и национальной безопасности.
В целях поддержания высокого морально-политического и психологического состояния личного состава в 2018 году в Минобороны России сформировано Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил РФ. В его составе достойное место занимает управление по взаимодействию с религиозными объединениями, на которое возложена задача по организации работы с верующими военнослужащими.
В военно-политических управлениях на уровне военных округов созданы отделения по работе с верующими военнослужащими. В них трудятся священнослужители с богатым духовным и жизненным опытом.
В соединениях, воинских частях, военных вузах введено более 250 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими.
Одной из важнейших задач военного священнослужителя является его непосредственное участие в жизнедеятельности воинской части. Успех в этой работе невозможен без тесного взаимодействия с командованием, военными психологами, военно-медицинскими и социальными работниками.
Военные священнослужители регулярно совершают богослужения, проводят духовно-просветительские беседы, занятия по военно-политической подготовке, руководят воскресными школами для детей, членов семей и самих военнослужащих.
По оценке командиров и их заместителей по военно-политической работе деятельность военных священнослужителей оказывает заметное положительное влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава, уровень правопорядка и воинской дисциплины.

В одном строю
Военные священнослужители активно участвуют во всех формах боевой учёбы личного состава – полевых занятиях, походах, учениях. В ходе манёвров «Восток-2018» в войсках работали 18 штатных и 19 внештатных священников, было развернуто 17 полевых храмов, мечеть и походный буддийский дацан. В этом стратегическом учении впервые участвовали руководители территориальных религиозных объединений, что позволило усилить координацию деятельности командования с местными религиозными организациями.
В ходе упомянутых манёвров была применена, по сути, новая тактика работы военного духовенства, разработанная с учётом сирийского опыта деятельности священнослужителей. В её основе: повышение мобильности, снижение количества массовых мероприятий, проведение богослужений и бесед в малых группах, перенос центра тяжести на индивидуальную работу с военнослужащими, максимальное приближение сферы деятельности священнослужителей к районам и рубежам, где личный состав выполняет боевые задачи.
Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил Российской Федерации в период с 2 по 4 июля в Санкт-Петербурге проведен учебно-методический сбор с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.
В сборе приняли участие более 180 священнослужителей, а также председатель комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации Дунаевский М.И., председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.
В ходе сбора на торжественном собрании в честь 10-летия военного духовенства Вооруженных Сил с приветственным словом выступил заместитель Министра обороны Российской Федерации – начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Картаполов А.В., зачитаны поздравления руководителей традиционных религиозных объединений России.

Уважаемые участники сбора!
Сердечно поздравляю вас с десятилетием со дня создания института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Возрождение в армии и на флоте особой воспитательной структуры позволило значительной части личного состава обрести новый источник духовных и нравственных сил – веру, а в лице священнослужителей традиционных для России религий – мудрых и заботливых наставников.
Верные своему долгу, военные пастыри неотлучно находятся в войсках, поддерживают военнослужащих при выполнении учебно-боевых задач и в трудных жизненных ситуациях, воспитывают у них чувство патриотизма, уважение к товарищам и ратным традициям, формируют моральную готовность к защите Отечества.
Выражаю вам искреннюю признательность за духовно-нравственную работу в частях и соединениях Вооруженных Сил, важный вклад в развитие и укрепление сотрудничества между религиозными объединениями и Министерством обороны.
От всей души желаю вам здоровья, успехов во всех начинаниях и помощи Божией в служении на благо Отечества.

Заместитель министра обороны Российской Федерации –
начальник Главного военно-политического управления
Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник А. Картаполов

Уважаемые участники сбора!
Сердечно приветствую вас и поздравляю со знаменательной датой – 10-летием со дня воссоздания института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации.
История Российских Армии и Флота сохранила для потомков поучительный и весьма ценный опыт самоотверженного служения пастырей. Именно эти замечательные примеры легли в основу развития современного института военного духовенства.
Прошедшее десятилетие показало высокую востребованность в войсках и силах флота ваших трудов. С радостью хотел бы отметить, что, по свидетельству военного руководства, служение духовенства в воинских рядах вносит значительный вклад в укрепление безопасности нашего Отечества и улучшение морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил: верующие военнослужащие и члены их семей получили возможность жить полноценной духовной жизнью, что положительно сказалось и на нравственной атмосфере в воинских коллективах. Выражаю вам искреннюю признательность за понесенные труды.
Надеясь на успешное продолжение деятельности органов по работе с верующими военнослужащими, желаю вам доброго здравия, мира и щедрой помощи от Господа в вашем ответственном служении.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Дорогие защитники нашего Отечества!
С чувством истинной гордости за доблестные российские вооруженные силы сердечно поздравляем участников учебно-методического сбора с десятилетней годовщиной воссоздания института военного духовенства.
Не может не радовать то, что все эти годы во многих подразделениях Российской армии была отработана и успешно воплощается в жизнь системная патриотически-воспитательная работа, направленная на закалку морального и боевого духа российских военнослужащих, укрепления их воли, боевого потенциала и общей боеготовности.
Отныне, переняв эстафету мужества и героизма от всех предшествующих поколений, наши доблестные защитники Отечества имеют законную возможность исповедовать во время исполнения своего священного долга исконные духовные ценности, во главе угла которых были и остаются любовь к Родине и безупречное служение Отчизне, готовность к самопожертвованию ради защиты ее независимости и суверенитета, сохранения светлых идеалов мира во всем мире, ради успешного противостояния всем современным вызовам и международным угрозам.
Весьма значимо, что сегодня Российская армия обрела в лице духовенства традиционных конфессий свою надежную опору и помощников, роль которых трудно переоценить при выполнении военнослужащими своих сложных профессиональных задач.
Желаем всем вам твёрдости Веры и благословения Всевышнего в успешном осуществлении своего главного дела – укрепления могущества и славы нашей великой и единой державы – России!

Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин Верховный муфтий
Председатель ЦДУМ России

Разрешите поздравить вас с 10-летним юбилеем возрожденного института военного священничества России!
Родина всегда одна.
Она дается нам однажды и на всю жизнь. Об этом нам завещал Глава буддистов России XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржи Этигэлов. «Держитесь Родины, как кустарник земли, крепко».
Наши отцы и деды заслужили справедливое признание своих выдающихся боевых качеств не только у друзей, но и у врагов.
Во все времена мы отличались высокоразвитым чувством патриотизма. Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Проходят годы и десятилетия.
Одно поколение российских военных сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменным остается любовь и преданность настоящего солдата своему Отечеству, верность присяге и воинскому долгу, честь и достоинство.
Буддисты России всегда стояли на страже Родины.
История взаимодействия буддийского духовенства с вооруженными силами началась в 1764 году с момента признания буддизма официальной религией в России.
В 1777 году на львиный трон Хамбо Ламы, главы буддистов Восточной Сибири, взошел Содномпил Хэтырхеев, который возглавлял Казачество буддистов. Второй по счету буддийский первосвященник Хамбо лама Хэтырхеев прославился как инициатор создания бурятских казачьих полков общей численностью 2400 сабель. В составе этих полков служили 142 штатных буддистских священника.
В годы первой мировой войны глава буддистов России Хамбо Лама Чойнзин Доржо Юролтуев лично ездил в районы военных действий. Ободрял воинов-единоверцев, занимался лечением раненых в госпиталях. Прославленный Хамбо Лама Даши Доржи Этигэлов,провожая своих земляков-казаков на фронты первой мировой, благословил их на ратные подвиги. Впоследствии эти казаки в полном составе вернулись живыми домой и в благодарность сложили хвалебную песню о своем духовнике.
Духовенство всех традиционных религий России всегда и во все времена было рядом со своим народом, разделяло его радости и горести. Присягнув российскому престолу, они с честью и достоинством несли свою службу, участвовали во всех глобальных исторических событиях страны и мира. Выражаю свою уверенность в том, что вы будете достойно нести свое благородное служение на благо народа России!
Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, оптимизма, успехов в вашей деятельности на благо Отечества!

Глава Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Лама
Дамба Аюшеев

Уважаемые господа!
От всей души приветствую вас, участников учебного сбора по работе с верующими военнослужащими, представителей нашего военного духовенства. Особая благодарность организаторам этого важного мероприятия. Ведь сейчас, когда обстановка в мире, в том числе в непосредственной близости от наших границ, очень непростая, забота о тех, кто защищает Россию в рядах вооруженных сил, приобретает особую актуальность. И невозможно недооценить роль военных капелланов, которые заботятся о душе солдата, помогают ему нести тяготы службы, сохранять понимание высших ценностей даже в самых экстремальных ситуациях.
Десять лет существует в нашей армии институт военного духовенства. И я уверен, что и командиры, и рядовые солдаты успели в полной мере осознать важность этого института. Ведь на военном человеке лежит особая ответственность, ему постоянно приходится принимать решения, от которых зависит не только его собственная жизнь, но и жизнь многих других людей. А большая ответственность – это и большое напряжение. Чтобы нести такое напряжение в течение длительного времени, необходима четкая система ценностей, полное осознание того, что есть добро; необходима уверенность в том, что ты делаешь выбор в пользу добра, что ты применяешь силу только ради того, чтобы поразить зло.
На протяжении человеческой истории государства и правители множество раз создавали системы ценностей, которые должны были обеспечить преданность и мотивацию их армий. Но лишь одна система доказала свою устойчивость в течение веков и тысячелетий — та, которую создал не человек, но Б-г. Ибо Б-г есть абсолютное добро, и то, что Он нам заповедал, всегда служит умножению добра в мире. Вера в Б-га врачует душу человеческую, вера придает человеку психологическую устойчивость в самых критических ситуациях. Обращение к ценностям веры действительно помогает нашим военным в их нелегкой службе, общение с военным священнослужителем действительно позволяет решить сложные проблемы, способствует укреплению дисциплины, гармонизирует отношения между военнослужащими, принадлежащими к разным национальным, социальным и культурным группам…
Институт военного духовенства особенно необходим для армии такого государства, каким всегда являлась и всегда останется наша Россия – государства многонационального и многоконфессионального. Кто, как не служитель Б-га, может лучше объяснить и лучше убедить, что все мы дети единого небесного Отца, что Б-г сотворил нас разными, но равными, что Он заповедал нам уважать друг друга, помогать друг другу, делить жизнь по-братски – и всем вместе служить своей стране, служить народу, служить добру!
Хочу пожелать всем вам, участникам этого важного сбора, дальнейших успехов в вашей многотрудной, но такой необходимой для всего нашего народа службе. И пусть страна всегда знает и помнит, что ее Вооруженные силы строят свою деятельность на высших принципах правды Б-жьей!

Главный раввин России Берл Лазар

Лично для меня это не праздный вопрос. Я бывший священник православной церкви. Мой уход из священства не был связан со скандалом. Это был тяжелый выбор между будущим моей многодетной семьи и церковной системой отношений. Но я продолжаю оставаться православным верующим.

Почему же так может происходить? Мне кажется, что за всеми скандалами, связанными с жизнью православного духовенства, стоят более существенные и серьезные проблемы. Это не просто разрыв между словами и делами конкретного батюшки. Так уж устроено человеческое общество: нам в наших повседневных дрязгах нужны не просто абстрактные нравственные нормы, а живое свидетельство нравственности. Для огромной части нашего населения такой фигурой, которая бы воплощала в себе духовные идеалы, стал образ священнослужителя. В 1990-е годы после краха советской идеологии на православную церковь обществом возлагались порой завышенные надежды. Было много иллюзий, связанных с верой в то, что церковь как хранитель заповедей в лице своих служителей даст обществу необходимые примеры новой жизни. Это ожидание в общественном сознании создало особый образ «батюшки»: доброго, понимающего, трудолюбивого, честного, нестяжательного, всецело посвятившего себя Богу и служению ближним.

То, что священник, так же как и любой другой человек, может совершить предосудительный поступок, вроде бы понятно: мало ли в жизни бывает ситуаций, где каждый может оступиться. Но с церковнослужителями выходит иначе: с одной стороны, завышенные общественные ожидания к их образу жизни, а с другой — та особая роль руководителя и наставника народа в вопросах нравственности и веры, на которую сегодня претендует Русская православная церковь. И на все это накладывается специфика информационного общества, когда священник из самого захолустного села может стать героем грандиозного скандала.

Что собой представляет жизнь духовенства изнутри? Это можно сравнить с определенной субкультурой, где существуют свои нормы поведения, требования к одежде и питанию. Священник живет как в стеклянном доме, он, его жена и дети — объект пристального внимания окружающих. Ожидается, что семья священника должна быть образцовой: многодетной, живущей по православным канонам, с соблюдением постов и внешнего вида. В реальности это труднодостижимый идеал. У матушки заметили модный маникюр, косметику, она надела платье выше колен? Вечером кто-то встретил батюшку навеселе? А если нельзя, но хочется? И разве это такой уж страшный грех? Для самих православных сегодня это огромная нерешенная проблема: как и в каких пропорциях сочетать традиционный церковный образ жизни с современным?

Многие думают, что священники какие-то иные люди, слепленные из другого теста. Но на деле до принятия сана большинство выросло и сформировалось в светском обществе, впитав многие его недостатки. По пословице, осинки не родят апельсинки. Священниками становятся в большей части простые русские мужики, начавшие по разным причинам ходить в храм. После кто-то борется со своими пороками, а кто-то не может устоять перед открывшимися соблазнами. Нередко можно услышать фразу: «Про священников, как и про самолеты, говорят только тогда, когда они падают». Проблема еще и в том, что в ситуации недостатка кадров для огромного количества новопостроенных храмов нередко в священники ставились и до сих пор ставятся люди с весьма сомнительными качествами, лишь бы богослужения совершались. Ну и стремление к высокому уровню потребления, к роскоши среди священноначалия тоже задает «тренд» для остального священства.

В жизни священника есть четыре главных соблазна, связанных с самой спецификой служения. Представьте себе молодого батюшку, который только недавно был рукоположен и стал настоятелем храма. Он совершает требы, отпевает, крестит, освящает. И люди дают «пожертвование» деньгами. Основная часть идет на уплату епархиальных взносов, зарплату священника, содержание храма. Это в основном наличные деньги, которые проходят через руки настоятеля. И тут часто ты остаешься один на один со своей совестью. Больше треб — больше дохода. Больше общаешься с состоятельными спонсорами — больше возможностей. И трудно устоять перед сребролюбием. Деньги нужны всегда, и благодаря своей расторопности ты можешь получить их больше.

Второй соблазн — это женщины. Они составляют на приходах большую часть верующих. На батюшку часто, идеализируя, смотрят с восхищением. Они же стоят перед ним на исповеди, открывая ему всю свою внутреннюю жизнь порой до самых интимных подробностей. Они вверяют себя под полное духовное руководство батюшки. А нередко и просто влюбляются. Как сказал один подвижник, даже незажженная свеча в окружении горящих свечей начинает становиться мягкой. Дома усталая и раздраженная матушка с несколькими детьми, а здесь — понимающая и восхищенная тобой миловидная прихожанка…

Третий соблазн вытекает из особенностей церковных отношений. Священник — глава прихода. Верующий должен развивать в себе смирение и бороться с гордостью, выражать послушание настоятелю. Постоянно подчеркивается второстепенность женщины и в приходской жизни, и в семейной. Она должна слушаться мужчину, бояться своего мужа, который должен быть главой в семье и принимать все важные решения. Все это очень легко в священнике может дать пищу властолюбию, заносчивости, грубости.

Ну и последний соблазн, традиционный для русского духовенства, — это пьянство. В алтаре всегда есть вино. Оно употребляется за богослужением, разбавляется водой в качестве запивки после причастия. Оно вливается в чашу для причастия прихожан, и все, что останется в чаше после, должно быть употреблено священником. А еще застолья с прихожанами, встречи со спонсорами, да и просто «для снятия стресса».

Поэтому я бы сказал, что в публичном обсуждении поступков духовенства сегодня все же больше пользы именно для самой церкви. Дело в том, что как социальный институт, довольно консервативный, она тяготеет к корпоративности и закрытости. А из-за претензий на духовное руководство народом не должно быть порочащих ее фактов. Но они появляются. И тут два пути: или пытаться их скрыть, отрицать, или же честно признать и возложить наказание на виновного даже ценой, как говорят, репутационных потерь. Мы можем сегодня видеть, что первая стратегия в итоге является проигрышной. В свое время католическая церковь пыталась многие скандалы замолчать. Но появилось информационное общество, где факты аморального поведения уже не скроешь. И суды, которые рассматривают дела многолетней давности. Если не выносить сор из избы, он начнет отравлять жизнь ее обитателей и вываливаться наружу.

Сама православная церковь сегодня не готова на равных обсуждать со светским обществом собственные проблемы: мол, это наше внутреннее дело, сперва посмотрите на себя. Но тогда и нет права претендовать на особую роль церкви, попытки усилить свое присутствие в общественном пространстве, оказывать влияние на законодательство, институт семьи, армии, образования. Болезненно, но придется учиться жить в информационном обществе, вступать в диалог, а не закрываться со словами: «Вы ведете против церкви, а значит, ценностей, о которых она говорит, информационную войну. Это ценности русского народа, а значит, вы враги России». Такую логическую конструкцию построить особого ума не надо, но она оказывается непродуктивной, хоронящей и церковный авторитет, и влияние в обществе. А самое главное, это лишь усиливает социальную вражду и разделенность. Иного пути, кроме как учиться вместе жить в одном обществе, вести открытый диалог на равных между его разными группами и слоями для сохранения социального мира, у нас нет.

Читайте также: «В СССР я был спекулянтом»

Военное духовенство — священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих.

Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство.

Военное и морское духовенство в России

Хотя священнослужители с древности сопровождали русские войска в походах, институционально военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века.

В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре Великом с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии, где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию.

Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться после того как Екатерина II повелела строить специальные церкви для гвардейских полков, а также предоставила военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения.

По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник армии и флота протоиерей П. Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя Синод, а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями.

В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.

С 1801 по 1819 год существовала особая армейская семинария для подготовки военного и морского духовенства.

В 1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с 1844 года — Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году – 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с 1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе (в 1867 году последние перешли в ведение епископа Ставропольского и Кавказского).

В соответствии с именным указом Николая I от 6 декабря 1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов.

В 1853 году обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году все обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1883-1888 годах произошло объединение военного и морского духовенства под управлением одного главного священника.

Правовое и материальное положение военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря 1887 года Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству. Главный священник (протопресвитер) был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей – к полковнику (до этого времени они имели права генерал-майора и майора соответственно). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве – 25 % от жалованья, за 20 лет – половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.

12 июня 1890 года высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее, в подчинении правлению стоял разветвленный управленческий аппарат, существенно усложнившийся в годы Русско-Японской и Первой Мировой войн. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с епархиальными архиереями. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

В 1899 году был введен образовательный ценз для Военного и морского духовенства – в ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду.

Обособленные военные храмы получили особое распространение после издания в 1901 году Высочайшего повеления об обязательном строительстве при военных казармах отдельных зданий для полковых храмов

1-11 июля 1914 года в Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. В июле 1917 года на 2-м съезде был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата.

В случае необходимости в царской России в воинские части назначались римо-католические священники (капелланы, состоявшие в ведении адм. декана), евангелические пасторы, мусульманские муллы (особенно в казачьих землях) и представители буддийского духовенства.

16 января 1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников.

14 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви призвал «государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства». В начале 2007 года при Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви открыта «Начальная школа военного духовенства» (10-ти месячные курсы по катехизации военнослужащих и гражданских лиц мужского пола).

С 1 декабря 2009 года директивой начальника Генштаба в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священнослужители в качестве гражданского персонала. В феврале 2010 года министр обороны России утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ.

К середине 2011 года в военных частях на штатной основе служили шесть православных священнослужителей и один мулла. К концу 2013 года в штат Вооруженных сил России зачислено около 120 православных священников.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года было утверждено Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации.

Статистика

Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства включало:

  • соборов – 12; цервей – 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 3 домовых, и 34 при разных учреждениях. Всего – 907 храмов.
  • Протопресвитер – 1, протоиереев — 106, иереев – 337, протодиаконов – 2, диаконов – 55, псаломщиков – 68. Всего– 569 духовных лиц, из которых 29 закончили духовные академии, 438 — духовные семинарии, а 102 имели училищное и домашнее образование.

Периодические издания

  • «Вестник военного духовенства», журнал (с 1890 года; в 1911-1917 годах – «Вестник военного и морского духовенства», в 1917 году – «Церковно-общественная мысль. Прогрессивный орган военного и морского духовенства»).

Главенство

Обер-священники армии и флота

Главные священники армии и флота

Протопресвитеры военного и морского духовенства

Литература

Использованные материалы

  • Ионов А. С., «Военное и морское духовенство», База знаний Ассоциации, Международная Военно-Историческая Ассоциация:
    • .
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Петрушко В. И., «ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ,» Православная энциклопедия, т. 7, 8-13, епархия.html

Московская область, 25 авг 2020. /LIVE24/. На VI международном форуме «Армия-2020», который стартовал в Подмосковье, в экспозиции Главного храма Вооруженных сил были представлены военно-полевые рясы для священников, в числе которых есть и камуфляжные, сообщается в Тwitter-аккаунте «Независимый взгляд».
«На открывшемся сегодня «Армия-2020» представили военно-полевые рясы для священнослужителей, а также «воинские свечи» Минобороны и другую церковную атрибутику», — говорится в сообщении.
Новая форменная одежда предназначена для работы священнослужителей во время полевых выходов и учений. От обычной уставной формы она отличается нашивками и эмблемами. Например, на месте, где должны находиться петлички — православный крест, а вместо привычного шеврона с фамилией военнослужащего, вышиты имя священника и церковный сан.

На открывшемся сегодня «Армия-2020» представили военно-полевые рясы для священнослужителей, а также «воинские свечи» Минобороны и другую церковную атрибутику.
Свечи войсковые восковые! pic.twitter.com/lATF5Tc3Do

— Независимый взгляд 💥 (@zgldz) August 24, 2020
Ранее LIVE24 сообщало, что ученые Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) на форуме «Армия-2020 представили устройство, способное отыскать людей под завалами по их дыханию и движению.
Прибор также может определять, на каком расстоянии люди находятся друг от друга. По словам разработчиков, для нахождения пострадавшего на площади в 10 кв. метров понадобится всего 3 минуты. Подобная разработка будет незаменима при проведении поисково-спасательных работ в моменты сходе оползней.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *