Вологодская семинария

06.09.2020 Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 25 августа 2020 года, было принято Послание епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием. Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и ее последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15:13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого «вся тварь совокупно стенает и мучится …

Вологодская духовная семинария: история училища
// http://vologda-eparhia.ru/scool/01.html

Вологодское Православное Духовное училище можно считать преемником нескольких духовных учебных заведений, существовавших в нашем городе.
Об этих учебных заведениях наш рассказ…

ВОЛОГОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Вологодская духовная семинария — первое среднее учебное заведение Вологды. Берет свое начало от архиерейской школы, которая открылась в 1724 году по решению епископа Павла. Однако через год она была закрыта из-за недостатка финансирования и возоблена лишь в 1730 году при епископе Афанасии (Кондоиди). Именно он преобразовал архиерейскую школу в семинарию. Также он придал учебному процессу славяно-латинское направление. Вологодская Духовная Семинария размещалась в каменном корпусе, примыкавшем к южной стене архиерейского дома. Число учащихся не превышало 40 человек. В 1739 году семинария разбита на 2 отделения: славяно-российское (учили читать и писать на русском языке) и славяно-латинское (состояло из класса грамматики и класса риторики). Число учащихся выросло до 100 человек.
Во второй половине XVIII века семинария становится одним из самых крупных учебных заведений Севера. В 1761 году под нее был отведен второй этаж консисторского корпуса на архиерейском подворье. В 1778 году открылся богословский класс — высший из семинарских классов.
В 1798 году для семинарии выделено двухэтажное здание в центре города (сейчас ул.Ленина, 15). В новом здании обучалось более 500 семинаристов. обучение в семинарии было бесплатным. Возраст семинаристов составлял 14-18 лет.
Преподавались предметы богословского цикла:
Священное Писание
Богословие
Литургика
Гомилетика
Церковное пение
Церковная история
Общеобразовательные предметы:
Греческий язык
Латинский языкЦерковно-славянский язык
Иврит
Немецкий язык
Французский язык
География
Арифметика
Алгебра
Гражданская история.
С 1880-х годов семинария превращается в узкосословное учебное заведение. Из учебной программы исключаются естественные науки, медицина, археология, Библейская История.
Семинария была крупнейшим учебным заведением Вологды, с квалифицированными педагогическими кадрами. Выпускниками Духовной семинарии были многие известные деятели науки и культуры: краеведы Н.И.Суворов, П.И.Савваитов, поэт И.А.Куратов, ученые Д.С.Белянкин, Н.Е.Введенский, М.Я.Мудров и др.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИЛИЩА

Вологодское Духовное училище открылось 17 ноября 1814 года, в день памяти преподобного Никона при епископе Онисифоре. Первоначально оно было открыто для детей Вологодского, Грязовецкого и Кадниковского уезда.
В функции училища входило дать элементарные знания для дальнейшего обучения в семинарии. Училище состояло из двух отделений: приходского, состоявшего из двух младших классов, с годичным курсом обучения, и уездного, которое включало в себя 2 старших класса по два года обучения в каждом.
Реформа 1854 года объединила приходское и уездное отделения, в результате чего образовалось Вологодское Духовное уездное училище.
Не обошли духовное образование и реформы 60-х годов XIX века. В 1867 году ВДУ было передано в непосредственное ведение епископа. Также было создано правление, которое получило право избирать преподавателей.
В царствование св. Николая II уделялось большое внимание развитию духовного просвещения. Так, в начале 1900 года правительственные расходы на церковные школы вдвое превышали расходы на содержание школ министерства народного просвещения.
В период 1869-1918 гг. срок обучения составлял 4 года. В классе было около 40 учеников. Преподавательский состав полностью был обеспечен выпускниками Вологодской Духовной Семинарии.
В училище преподавались следующие предметы:
Священная история
Катехизис
Общая церковная история
История Русской Церкви
Латынь
Греческий язык
Русский язык
Чистописание
Черчение
География
Арифметика
Русская история
Природоведение
Все предметы велись по учебникам, одобренным Священным Синодом. В методике доминировали комбинированные и повторительно-обобщающие уроки.
За сто лет существования училище выпустило 6.000 человек.
Училище было закрыто 24 октября 1918 года.
До 30-х гг. XIX века училище находилось в одном здании с семинарией. В 1830-е годы был куплен двухэтажный дом для духовного училища.
Под учебный процесс отводилось 9 комнат. Также в здании находилась кухня, столовая, пекарня, канцелярия, библиотека, больница, а также квартиры для преподавателей. В 1884 году на училищном дворе была построена каменная баня. В училище действовал водопровод, а с 1914 года электричество.
В 1918 году училище было закрыто, а вего здании был размещен лазарет, а впоследствии вечерняя школа. Только в 1997 году ВДУ смогло вернуться на первый этаж своего прежнего здания.

ВОЛОГОДСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Открыто в 1888 году. Первоначально было 3-классным, но в 1896 году преобразовано в 6-классное. Общее количество учащихся составляло 300-350 человек, в основном — дочери духовенства.
Преподавались предметы:
Закон Божий
Священная История
Катехизис
История Православной Церкви
Русский язык
Арифметика
Геометрия
Физика
География
Гражданская история
Педагогика
Чистописание
Церковное пение
Рисование
Рукоделие
Выпускницы училища получали аттестат на звание домашней учительницы. Около половины выпускниц работали в церковно-приходских и земских школах.
До 1903 года училище располагалось в Горнем Успенском монастыре, затем переехало в новое здание (ныне Набережная VI армии, 141). Около 20 лет председателем Совета училища был протоиерей Афинодор Машнин. Училище закрылось в 1918 году.

Последнее столетие нашей истории привело к забвению религиозной жизни. Однако в конце XX века усилился интерес к духовным истокам России. Обращение к нашему прошлому тем более необходимо, что, по словам иеромонаха Дамаскина (Орловского), «прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино сокровище духовное — наш долг перед будущим поколением».

История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни.

Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства.

Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов); протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

Историческая справка подготовлена
священником Михаилом Жарковым

25 декабря 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви преобразовал Вологодское православное духовное училище в духовную семинарию. Вологодская семинария, конечно же, не пять лет существует, а почти триста; это старейшее духовное учебное заведение Русского Севера, но нынешняя семинария отличается от той, что была до учиненного большевиками разгрома духовного образования. На столах семинаристов компьютеры, в Интернете можно найти сайт семинарии и странички в социальных сетях. Да и построено духовное образование не по дореволюционным образцам, а по болонской системе: будущие священно­служители занимаются в семинарском спортзале, ходят на концерты и выставки…
Но несмотря на компьютеры и Интернет, болонскую систему и другие новшества, для духовного образования традиции имеют гораздо большее значение, чем для любого светского университета. Стороннему человеку бросается в глаза, что семинаристы живут в монастыре, носят подрясники… Это внешние приметы. Важнее — традиция глубинная, которая выражена не в одежде или в ежедневных общих молитвах утром и вечером; это построение своей жизни на евангельских заповедях, а не на стремлении к успеху, богатству, комфорту…
Для чего идут в семинарию — понятно: Богу служить. А где таких юношей находят? Оглядитесь вокруг — много среди знакомых вам молодых людей таких, которые готовы всю жизнь провести в храме? То-то и оно. Однако Вологодская семинария каждый год набирает желающих учиться — как и все 35 семинарий и две академии Русской Православной Церкви. Бешеного конкурса, как в театральные вузы, нет, но и провалов тоже.
До революции в семинариях в основном учились сыновья священнослужителей. Сейчас не так. Среди поступающих выходцы из церковных семей составляют примерно половину — так считает протоиерей Александр Юшкин, первый проректор ВДС. Эти ребята регулярно ходили в храм, исповедовались и причащались, многие из них помогали на богослужениях.
Есть среди семинаристов и люди, так сказать, с улицы — они в Бога уверовали, в храме бывали, но вот знаний о вере Христовой имеют немного. Это как раз дело поправимое, было бы желание учиться.
— Случайные люди у нас не учатся, — считает отец Александр Юшкин. — Все семинаристы — глубоко верующие люди. Нет такого, чтобы кто-то проспал утренние или вечерние молитвы, прогулял богослужение. И это радует. Конечно, очень важно, что семинария расположена на территории Спасо-Прилуцкого монастыря: жить и учиться в обители — это настраивает на особый лад. Некоторые ребята на богослужение приходят и перед уроками: помолятся — и на занятия.
Учатся, кстати, здесь не только вологжане: поступают юноши в основном из Ленинградской, Архангельской, Мурманской областей, из Санкт-Петербурга.

Об этом во время брифинга 15 апреля сказал мэр Киева Виталий Кличко, сообщает корреспондент Укринформа.

«Вчера в лавре провели усиленную дезинфекцию всех зданий, а также помещений духовной академии и семинарии. Установили там медицинские посты, измеряют температуру и уровень оксигенации монахам с признаками болезни и тем, кто лечится на самоизоляции. Если есть медицинские показания – их госпитализируют», — сказал Кличко.

Он отметил, что вчера госпитализировали из лавры одну монахиню и двух учеников семинарии. Также, по его словам, был осуществлен забор образцов на ПЦР тестирование у 20 человек из семинарии. Медики будут продолжать брать образцы на лабораторные исследования.

Кличко добавил, что за прошедшие сутки зарегистрирован один случай заболевания коронавирусом в Киево-Печерской лавре, и три – в Ионинском монастыре.

В Киеве за минувшие сутки коронавирус диагностировали еще у 61 человека.

Зоря раскритиковал заявление Онуфрия о богослужении на Пасху

Как сообщал Укринформ, 13 апреля мэр Киева Виталий Кличко заявил, что Киево-Печерская лавра по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям столицы закрывается на карантин. По данным Кличко, общее количество больных коронавирусом священнослужителей в лавре составляет около 90 человек.

Как сообщалось, по данным Минздрава, в Украине по состоянию на утро 15 апреля 3764 лабораторно подтвержденных случая COVID-19, из них 108 летальных, 143 пациента выздоровели.

В Киеве всего зарегистрировано 612 случаев коронавируса.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *