Воскресной школы

Для чего нужны воскресные школы? Чему там учат? Должны ли поступающие туда дети иметь какие-то особые знания? Об этом и многом другом мы поговорили с преподавателями воскресной школы при Крестовоздвиженском храме Горловки Светланой Михайловной Шкапой и Анастасией Александровной Кулемзой.

Детская воскресная школа при Крестовоздвиженском храме Горловки работает с 2002 года. Создана она была по инициативе настоятеля храма — протоиерея Сергия Книгницкого. Занятия ведутся для четырёх возрастных групп: подготовительной (от 4 до 5 лет), младшей (5-7 лет), средней (8-10 лет) и старшей (11-15 лет).

Занятия ведутся не только в воскресенья, но и в другие дни недели. Основное внимание уделяется изучению закона Божьего, церковнославянского языка, церковного пения. Дополнительные дисциплины — английский язык, рукоделие, занятия в приходском детском православном музыкальном театре «Соловушка».

Светлана Михайловна Шкапа — преподаватель закона Божьего у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Имеет высшее педагогическое образование, 25 лет проработала с детьми дошкольного возраста. В воскресной школе Крестовоздвиженского храма работает второй год.

Анастасия Александровна Кулемза — преподаватель закона Божьего у детей среднего и старшего школьного возраста. По образованию — преподаватель музыки и вокала. Сначала преподавала хоровое пение, последние два года преподаёт закон Божий.

— Объясните, пожалуйста, зачем ребёнку ходить в воскресную школу? Что там есть такого, что не могут дать родители?

С.М.: Смотря какие родители, какая семья. Если она воцерковлённая, то, возможно, и сумеет духовно развить своё чадо, но если нет — тогда это будет сделать гораздо сложнее. В воскресной школе мы даём детям начальные представления о православной вере, истории Церкви, знакомим с церковнославянским языком, делаем всё, чтобы дети понимали, о чём идёт речь на службе. Работа поставлена таким образом, чтобы ребёнку было интересно, а также чтобы он мог найти себе друзей. Мама, папа — дело хорошее, но должны быть друзья. Дети тянутся к таким же, как они, стремятся туда, где они могли бы найти общий язык. Не все дети из верующих семей в мирском обществе могут найти себе друга. А воскресная школа даёт им такую возможность.

А.А.: Современная жизнь даёт очень много возможностей разносторонне развивать ребёнка. Даже если не учитывать разнообразные секции, кружки и т.п., в обычной общеобразовательной школе ребёнок может получить всё, что ему нужно: от углублённого изучения какого-то предмета до христианской этики. Но духовному воспитанию в современно жизни достаточного внимания всё же не уделяется. Ребёнок должен развиваться гармонично: душа, тело и разум. И вот если развитию тела и разума родители уделяют очень большое внимание, то душа часто остаётся нетронутой. Подлечить нашу душу мы можем только в храме.

Христианская этика как предмет может дать теоретические знания о Боге и Церкви, но если нет практических знаний — беда. Кто преподаёт в воскресной школе? — Люди, которые сами живут церковной жизнью. Своим личным примером они учат детей тому, как православному человеку жить в Церкви. Воскресная школа должна научить ребёнка любить Бога, любить молитву, любить участвовать в Таинстве причастия, на службах.

— С какого возраста вы рекомендуете отдавать ребёнка в воскресную школу?

Светлана Михайловна Шкапа

С.М.: Трудно сказать. Для того чтобы ребёнок понимал, о чём идёт речь, лучше отдавать с четырёх лет. Это как раз тот возраст, когда ему интересно, когда глазки горят, когда он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и чего нельзя. И простые библейские сюжеты ему уже понятны.

А.А.: Обучение жизни в Церкви может начинаться с пелёнок — когда родители приносят грудничка на причастие. Такой ребёнок с пелёнок становится учеником не воскресной школы, но Самого Бога. Если мы говорим о познаниях более глубоких — тогда с пяти-шести лет. Ведь по церковной традиции ребёнок начинает исповедоваться с семи лет. Так что возраст с пяти до семи — оптимальный. Однако в первую очередь нужно исходить из индивидуальных особенностей ребёнка.

— Нужно ли выбирать воскресную школу? Как быть в ситуации, когда семья окормляется в храме, где слабая школа, а отдать ребёнка хочется в сильную? Ведь в разных храмах разные традиции, престольные праздники и т.п.?

С.М.: У каждого храма есть свои трудности, свои возможности. Бывает, что желание создать сильную школу есть — просто чего-то не хватает в определённый момент жизни прихода. В дальнейшем слабая школа может стать сильной.

Если решение отдать чадо в более сильную воскресную школу принимается родителями в интересах ребёнка, если ему там нравится, если он хочет именно туда — тогда, конечно, делать это можно. Другое дело, когда мама хочет отдать в школу получше, а душа ребёнка тянется к своей, обычной. Какой школе отдать предпочтение зависит от того, где будет комфортно ребёнку. Можно попробовать в каждой — и выбрать ту, где ему лучше.

А относительно традиций разных храмов и т.п. — что же, ребёнок будет знать, что что-то может быть не так, как он привык. Сможет сравнить, узнать новые традиции, пополнить свои знания. Так что и в такой непростой ситуации можно найти положительные стороны!

А.А.: Конечно, ситуация сложная, поскольку влечёт за собой много семейных проблем. Воскресный день — это тот день, когда вся семья может собраться вместе. И разделение может привести к непониманию между супругами, разобщению между ними и детьми.
Второе — это смысл обозначенной вами проблемы. Какова в конечном счёте цель родителей? Научить чему-то? — Но ведь во всех воскресных школах учат одному и тому же: основным догматам Православной Церкви. Ищут что-то, как правило, не дети, а родители. Дети же от поисков и смены школ очень страдают. Им хорошо там, где их любят, с радостью встречают, где интересно.

Так что родители должны мудро поразмыслить в подобной ситуации и определить, что для них приоритетно. Ведь, возможно, в какой-то школе ребёнка не будут катать на лошадях, но на занятии с ним разберут какой-то случай, который важен именно для этого ребёнка, или расскажут что-то так, что это перевернёт его душу, запомнится на всю жизнь. Конечно, мы можем выбирать, Господь дал всем свободу выбора, но не стоит забывать о словах «всё мне можно, но не всё полезно». В конце концов, ребёнок просто может быть не готов к ритму и насыщенности программы сильной школы.

— Как подготовить ребёнка к воскресной школе? Какие навыки у него должны быть? Что делать, если их нет: водить — или подождать, пока он их приобретёт?

С.М.: Водить, конечно. Даже в отсутствие каких бы то ни было навыков. Да и какие навыки могут быть? Если папа и мама верующие, соблюдают самые простые правила церковной жизни — то ребёнок будет им подражать. Маленькие дети всё схватывают именно посредством подражания. А если родители не знают, что делать — пусть приводят в воскресную школу, здесь научат, помогут, объяснят. Главное — разъяснить ребёнку, куда и зачем он идёт. И мы, преподаватели, тоже начинаем с этого. Что такое Церковь, зачем мы сюда приходит, кто такой Бог — во всём этом мы помогаем разобраться ненавязчиво и доступно. Так что раздумий «вести — не вести» быть не должно. Если в сердце появилось такое желание — нужно вести.

А.А.: Если ребёнок ходит в храм какое-то время, причащается, то он уже готов. Ведь именно об этом преподаватели и начинают говорить на уроках. Конечно, очень заметна разница между ребёнком, пришедшим в храм впервые, и малышами, знакомыми с Церковью и её жизнью. Если ребёнок никогда в своей жизни в храм не ходил — его нужно подготовить. Прежде всего, у него должно быть желание ходить в воскресную школу. Когда оно появится — тогда родители должны потихоньку водить, показывать, куда идут детки, чем они занимаются и т.д. То есть, нет такого, что ребёнку нужно выучить какие-то молитвы — и тогда он будет принят. Важно увлечь и заинтересовать ученика. Это и будет лучшей подготовкой.

— Чего вы, как преподаватель воскресной школы, ждёте от родителей своих учеников?

С.М.: На сегодняшний день меня удовлетворяет всё, что я вижу. Родители приходят, интересуются, спрашивают, принимают участие, общаемся. Даже не знаю, чего ещё можно желать!

А.А.: Бывает такое, что родители ребёнка в воскресную школу приводят, но сами в храм не ходят вообще. И часто бывает так, что ребёнок, приходя домой, начинает рассказывать то, о чём родители никогда не слышали. И вот тут начинает взаимообучение. Ребёнок меняется — он будет меняться, поскольку встретится с вещами, которые не могут оставить равнодушным никого на свете. Видя это, мама тоже, как правило, начинает воцерковляться. И потому самое главное, самое большее из всего, что только может пожелать любой преподаватель воскресной школы или настоятель храма — это присутствие родителей и детей на службе. Если на службе есть люди, есть дети — то в этом видна работа и преподавателей, и родителей, и настоятеля.

— Какие цели вы ставите пред собой? Что для вас в приоритете: дать знания — или воспитать?

С.М.: Конечно же, воспитать. Важно дать знания, но главное — научить выполнять всё то, чему мы учим, воплощать знания в жизнь, применять их. Мы должны научить детей совершать добрые поступки — а это невозможно без воспитания.

А насчёт своих целей — нужно развиваться, становиться глубже. Самое главное — это личностное развитие. Если педагог развивается духовно, интеллектуально, дети пойдут за ним, поскольку им будет интересно. Если же он будет сидеть в одних и тех же рамках — «я это знаю, и мне этого достаточно» — интерес у детей угасает, и они уходят. Лично я пошла на епархиальные курсы для учителей воскресных школ — для того, чтобы углубить свои знания.

А.А.: Конечно, теоретические знания — это хорошо. Когда человек образован, может объяснить, что не «Бог любит троицу» — Он есть Троица — это тоже хорошо. Но очень важно научить детей быть христианами в самых разных жизненных ситуациях. Знать, куда обратиться, где искать помощи в минуты испытаний. Когда ребёнок начинает мыслить духовно — это победа. Так что мои цели — это научить детей любить Бога, разговаривать с Ним, к Нему прибегать в самые трудные моменты существования, выстраивать повседневную жизнь в духовном русле.

Подготовила Екатерина Щербакова

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. Ив-127

Духовно-нравственное воспитание учеников В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ школе Российской ИМПЕРИИ НА рубеже XIX И XX СТОЛЕТИЙ

Свящ. Виталий Симора

Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.

Духовное воспитание традиционно определяют как воссоздание общей жизни человека с Богом, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа. Нравственное воспитание — это содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирования целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию.

В связи с этим определим духовно-нравственное воспитание как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом через воздействие благодати Святого Духа и с постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

Православная педагогика признает реальность духовной основы человека и духовного мира. Практика показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовывать через развитие его психофизических функций, нельзя прийти к духовному осмыслению мира только через развитие интеллекта или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием.

Высшее и последнее предназначение человека, согласно православному взгляду на него, — это теснейшее общение с Богом в вечности, достигнуть которое возможно только через Иисуса Христа, т. е. пребывание в недрах Его Православной Церкви. Особого внимания в деле воспитания требует развитие

«веры, действующей любовью»1. Религиозно-нравственные чувства необходимо пробуждать с ранних лет. Детский возраст наиболее способен к их усвоению, поскольку душа ребенка еще не испорчена страстями. При благоразумном руководстве взрослых в духовно-нравственном воспитании ребенка он во всяком творении будет видеть доказательство могущества и любви Божией; всякий дар станет воспринимать как дар Божий; при всяком добром поступке «одобрение совести будет почитать одобрением Отца Небесного, а на всякий грех взирать, как на оскорбление Бога»2. Поэтому с ранних лет пробуждаемое в детях религиозное чувство есть наилучшее средство обезопасить и сохранить их невинность. Без сомнения, сохранить ребенка чистым и неиспорченным гораздо легче, чем врачевать уже имеющиеся душевные раны.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие3.

Таким институтом духовно-нравственного воспитания были церковноприходские школы, существовавшие в Российской империи до 1917 г. и являвшиеся начальными учебными заведениями. Они стали создаваться в начале XVIII в., курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой.

Созданные по Уставу 1804 г. приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных Министерству народного просвещения, однако преподавали в них учителя духовного звания. С 1836 г. по распоряжению императора Николая I создавались школы при церквях и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4700 таких школ), находящихся в подчинении Святейшего Синода.

К 1861 г. за начальными училищами закрепилось название «церковноприходские школы». Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное духовнонравственное воспитание.

Теоретические основы деятельности школ духовного ведомства закладывались со времен принятия христианства на Руси. Особого внимания заслуживает деятельность святителя Михаила — первого Киевского митрополита, уделявшего достаточно большое внимание делу образования. Имеется свидетельство о том, что святитель, призывая к себе учителей, давал им наставления о том, как следует обучать детей, рекомендовал учителям приспосабливаться на своих уроках к «силам и понятиям» каждого ученика4. Благодаря усилиям со стороны

1 Евсевий (Орлинский), еп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844.

С. 31.

2 Там же. С. 222.

3 См.: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. М., 2004. С. 99.

государственной власти и в связи с крепнущей в народе тягой к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось.

Что касается сферы народного образования, то первые попытки ее нормативной регламентации предпринял император Александр I. В период его царствования был издан Устав для светских учебных заведений, а также особый Государев указ, призывавший духовенство принять участие в деле народного просвещения. К середине XIX в. правовой статус духовных школ определялся типовыми уставами, разработанными Учебным комитетом.

С середины XIX в. в России наблюдался интенсивный поиск и активная разработка идей церковно-приходской школы. Это особенно ярко и рельефно нашло свое теоретическое обоснование в трудах К. Д. Ушинского, С. А. Рачин-ского, С. П. Победоносцева, А. И. Анастасьева, С. И. Миропольского, а практическое воплощение — в их педагогической деятельности.

Известно, как много сделал К. Д. Ушинский (1824—1871) для развития народной, национальной православной педагогики, как много времени и сил он отдавал борьбе с засильем немецкой педагогики в России. Германские теоретики утверждали, что они создали универсальную общечеловеческую педагогику. Ушинский блестяще доказал, что это ложь. Он был убежден в том, «что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания…». Более того, нравственное воспитание ребенка представляет задачу «гораздо более важную, чем развитие ума вообще…»5. К. Д. Ушинский писал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви»6.

Церковь и школа — вот те общественные институты, которые, по мнению ученого, могут поддержать, сохранить и развить духовность в народе России, а также дать ему силы оставаться живым явлением человеческой истории начала. «…Церковь и школа, не разрушая, а освящая и озаряя светом мысли и чувства семейный быт и оставляя ему то, что принадлежит по праву всякому христианскому семейству, вывели наш простой народ из тесной отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества, государства и человечества»7.

Итак, К. Д. Ушинский полагает, что лишь христианское воспитание составляет действительную основу нравственного и народного воспитания как в Европе, так и в России: «Дело не в том, кто — духовное или светское лицо — должен заведовать народной школой; но в том, чтобы заведующий народной школой был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию…»8

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в школе, воспитание в соответствии с народным представлением о совести, человечности есть воспитание православное, святоотеческое — предоставляющее возможность человеку углубиться внутрь себя и в себе увидеть и народ свой, и человечество, и вселен-

5 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 31.

6 Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. СПб., 1908. С. 154—172.

7 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1948. Т. 2. С. 446.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Там же. С. 451.

ную, и отдельного человека, и всякое живое движение всего созданного Богом, воспитание, соотнесенное с православными идеалами и образом жизни.

Оригинальная концепция православного воспитания была представлена в педагогических воззрениях и образовательной практике С. А. Рачинского (1833—1902), она впитала в себя лучшие традиции национальной философии образования. Православием, рассуждает педагог, достигается «та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу»9.

По Рачинскому, в России два источника формирования духовности и нравственности в народе: церковь и книга. Слово, прежде всего слово Священного Писания, — могучий источник воспитания народа. Духовно-нравственные ориентиры педагогической концепции С. А. Рачинского можно определить так: все три ипостаси воспитания (гуманизм, народность, нравственность) он объединяет в единую систему, в которой приоритет на первой ступени образования отдает вере, поскольку духовно-нравственные основы русских заложены в Православии10. С. А. Рачинский выступал против самой идеи равенства умственных и духовно-нравственных качеств человеческой личности. По его мнению, каждый человек индивидуален и неповторим11.

Большое значение в педагогической концепции С. А. Рачинского занимает проблема воспитания у ребенка любви к природе. Об этом он пишет, например, в статье «Школьное цветоводство»: «Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого»12. Природа и религия рассматриваются С. А. Рачинским как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка. Образование и воспитание российской молодежи, по мнению С. А. Рачинского, должны строиться на «сваях» веры, молитвы и труда.

Потрясения 70-80-х гг. XIX в. изменили настроение общества, усилилось внимание к вопросам веры, повысился авторитет Церкви, внимательнее к ней стало относиться и государство. Эти перемены совпали с назначением на пост обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева (1827—1907)13.

Важнейшим орудием религиозного просвещения, по мысли Победоносцева, были начальная школа. Сама церковно-приходская школа была для него средством, позволявшим сохранить лояльность народа без глубоких экономических, социальных и административных реформ. Церковная школа должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли,

9 Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1891. С. 25.

10 Беленчук Л. Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX—XX вв. // Педагогика. 1999. № 5. С. 91.

11 Толстой Л. Н. Письмо С. А. Рачинскому // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 17. С. 447-448.

12 Рачинский С. А. Указ. соч. С. 41.

не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность»14. Эти школы должны были выполнять двоякую функцию: с одной стороны, формировать духовно-нравственные качества личности ребенка (вера в Бога, почитание старших, любовь к Отечеству, трудолюбие, прилежание, чувство долга и моральной ответственности), с другой стороны, «развивая учащихся», передавать детям «полезные для жизни практические знания» (чтение, письмо, арифметика и др.)15.

Следовательно, содержание предметного обучения в церковно-приходской школе определялось кругом реалий, которые окружали ребенка. Кратко эти тенденции можно сформулировать следующим образом: практичность, учет возраста, реалии, связанные с особенностью сельского быта и жизненным опытом каждого ребенка.

Лучшие русские педагоги всегда следовали апостольскому учению о «внутреннем человеке». Например, по мнению видного деятеля народной школы А. И. Анастасьева (1852-1919), только одно обучение, осуществляемое без воспитания, никогда не сможет преодолеть рамок утилитарно-прагматической направленности, неизбежно будет концентрироваться на обыденно-житейских целях. Не отрицая самостоятельной ценности приобретаемых в процессе обучения знаний, он видел их главный смысл в оказании влияния на формирование у учеников мировоззрения, ключевая идея которого заключалась в нравственном назначении человека16. Педагог, исходя из православной традиции, утверждает, что путь духовного самосовершенствования человека отождествляется с движением к мудрости, т. е. с воспитанием «в себе духа церковности, любви к храму Божию»17. Для А. И. Анастасьева Евангелие являлось главным источником определения критериев духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения18 и согласованного подхода педагогического сообщества к сути этого воспитания. Педагогическая цель соединения обучения и воспитания в духе Православия состояла в обновлении и укреплении веры учеников.

Видным идеологом и практиком церковно-приходской школы был С. И. Ми-ропольский (1842-1907). Его деятельность внесла значительный вклад в развитие отечественной педагогики. С. И. Миропольским была разработана целостная педагогическая концепция церковно-приходской школы России, которая включала: а) цель: просвещение и религиозно-нравственное воспитание; б) задачи: воспитание христианина и достойного гражданина своей страны, получение начального образования, развитие способностей ребенка; в) содержание воспитания: религиозно-нравственные элементы обучения, приучение к испол-

14 Победоносцев К. П. Всеподаннейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 72.

15 Там же. С. 105.

17 Там же. С. 31.

18 Там же. С. 399.

нению заповедей Церкви, посещение богослужений, религиозно-нравственное чтение и многое др.19

Педагогическая деятельность С. И. Миропольского — это значительный вклад в развитие отечественной педагогики не только последней четверти XIX в., но и российской педагогической науки в целом.

13 июня 1884 г. Александр III подписал «Правила о церковно-приходских школах», призывавших воспитывать народ в духе православного учения, христианской нравственности и давать полезные первоначальные знания20.

«В рамках начавшегося процесса для управления церковно-приходской школой при Святейшем Синоде в противовес Министерству народного просвещения был создан училищный комитет», — отмечает Ф. Г. Паначин21. Эти школы (одноклассные и двухклассные) открывались приходскими священниками или с их согласия другими лицами на средства прихода без пособия или с пособиями от сельских и городских обществ, приходских попечительств и других учреждений. Значительные денежные субсидии церковно-приходской школе выдавала казна.

Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах», «приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся»22. Одной из главных задач церковноприходской школы являлось воспитание преданности государственной власти и Церкви.

По свидетельствам современников, церковно-приходские школы в религиозном отношении были предпочтительнее земских школ, т. к. в них хорошо учили церковному чтению и пению, а в земских школах, по мнению сторонников церковного образования, «преподавали арифметику да разные присказульки», «учили песням да сказкам», — читаем у Д. М. Бобылева23. В результате многие крестьяне предпочитали церковно-приходскую школу земской.

Реальное положение дел показывало, что церковно-приходская школа вполне соответствовала народному понятию об учении и духовном воспитании. По словам сторонников церковно-приходской школы, в России такой школой могла быть только школа, нераздельно связанная с Церковью и вероучением. Когда крестьяне видели, что дети из школы приносят одни лишь формы светского обучения, они не доверяли школе и не видели в ней духовной пользы. И наоборот, когда крестьянские дети приносили из школы в дом навык церковного чтения, когда они читали церковные книги на церковнославянском языке в домашних условиях, когда родители, приходя в церковь, слышали детей своих читающих и

19 См.: Тихомиров Д. И. Записки о губернских краткосрочных педагогических курсах в Твери. М., 1896. С. 233-246.

20 См.: Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. С. 81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979. С. 71.

22 Правила о церковно-приходских школах. СПб., 1885. С. 13.

23 Бобылев Д. М. Какая школа нужна деревне. Отзывы крестьян о школах. Пермь, 1908. С. 1-18, 87-88.

поющих в церкви, тогда они, пораженные чудным действием духовного просвещения школы, начинали понимать, любить и уважать ее. Церковно-приходская школа способствовала приобщению подрастающего поколения к Церкви и распространяла через детей и между родителями истинные элементарные понятия о догматах и предметах веры, о церкви и богослужении24.

Для хода наших рассуждений важно то, что духовная школа прямо стремилась к поднятию воспитательного момента, ставила своей задачей не только образование, но и духовно-нравственное укрепление личности. В земских школах такое стремление замечалось меньше, в них на передний план выдвигались приобретение знаний и развитие ума, что делало школу несколько односторонней. Конечно, это свидетельство не следует понимать как доказательство полного отсутствия нравственного воспитания в земской школе.

По определению Священного Синода от 2 июля 1886 г. за № 1412 указом императора Александра III были введены в действия «Программы учебных предметов для церковно-приходской школы», которые обозначали объемы, порядок и последовательность изучения предметов.

Во введении к программам определялось предназначение школы, органичное единство ее с Русской Православной Церковью и ее пастырями-просветителями. Устанавливалось, что обучению в школах должно предшествовать предварительное воспитание детей в семьях в духе Православия и соблюдения христианских заповедей и обрядов. После домашнего наставления дети с семилетнего возраста направлялись родителями в церковно-приходские школы. «Два года одноклассной школы — это для большей части детей время и начального, и вместе с тем окончательного образования их», — говорится в «Правилах». Из нее они уже вступали в жизнь. «От руководителей школы требовалось особенное внимание к детским душам, чтобы это поистине золотое время не прошло для детей бесплодно»25. По достижении 12-16-летнего возраста школьники завершали обучение. Для тех, кто не усваивал курса обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия.

По содержанию обучения в церковно-приходских школах в «Программах» Святейшего Синода различали школы одноклассные с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним курсом. Преподавались следующие предметы: 1) Закон Божий, подразделявшийся на: а) изучение молитв; б) Священную Историю и объяснение богослужения; в) краткий Катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письма; 4) начальные арифметические знания. В двухклассных школах к этим предметам добавлялись начальные сведения из истории Церкви и Отечества.

Закон Божий занимал особое место в системе преподавания учебных предметов в церковно-приходской школе. Обучение детей Закону Божьему было направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью. Задачи

24 См.: Церковная школа. СПб., 1887. № 2. С. 3-5.

25 РГИА. Ф. 803. Оп. 8. Ч. 1. Д. 151. Л. 1-3.

курса Закона Божия заключались в следующем: сообщить детям начальные знания о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним. Другие предметы находились в тесной зависимости от Закона Божия26.

Учебный день в школе начинался с чтения утренних молитв. На утренней молитве присутствовали священник и учитель. Первым уроком был Закон Божий. Во время молитвы и в продолжение первого урока перед классной иконой горела лампадка или свечка.

Между уроками были перемены. В это время ученики играли на свежем воздухе, а классная комната проветривалась. Во все воскресные и праздничные дни учащиеся находились в церкви27. Благодаря этому на церковных богослужениях ученики имели возможность демонстрировать свои теоретические знания на практике. Школьники допускались к прислуживанию священникам в алтаре, подавали кадило, следили за подсвечниками, умевшие читать допускались к чтению Часов, Шестопсалмия и канона на утрени. Наиболее искусные в чтении допускались и к чтению Апостола. Преуспевшие ученики на уроках церковного пения имели возможность непосредственно участвовать в богослужении, находясь на клиросе.

Прием детей в школу производился осенью, за две недели до начала занятий. В течение года в школу могли зачисляться только те дети, которые по своим знаниям подходили под одно из ее отделений. Совместное обучение учеников обоего пола допускалось лишь при условии, чтобы девочки были не старше 12 лет. Вновь поступавшие в школу дети подвергались учителями проверочному экзамену и размещались по отделениям соответственно их знаниям и развитию. Для вступления в первое младшее отделение никаких знаний не требовалось. Занятия в школе начинались не позже 15 сентября для младшего отделения и со 2 октября для всех отделений и оканчивались не ранее 1 мая для всех учеников.

Ежедневные занятия в школе начинались в 9 часов утра и заканчивались в младшем отделении не раньше 14 часов, а в других отделениях — не позже 16 часов, при этом делался часовой перерыв для обеда.

Учителя и словом, и примером призывали учеников посещать храм во все воскресные и праздничные дни. Учитель обязательно следил не только за посещением учениками церкви, но и за их поведением во время богослужения.

На страницах различного рода центральных изданий стали появляться многочисленные отзывы и рецензии на содержание обучения в церковно-приходской школе. Среди них самыми значительными были следующие: К. К. Сент-Илер

26 См.: ВетвеницкийИ. А. Руководство к преподаванию Закона Божия для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899. С 45; Краткое наставление неопытным учредителям и учителям деревенских школ / Сост. комиссией, избранною комитетом грамотности. СПб., 1864. С. 10—12; Пталинский А. Церковнославянский язык в народной школе: Методический очерк. М., 1910. С. 16; Сборник методических разъяснений по предметам, преподаваемым в школах церковно-приходских и грамоты. СПб., 1901. С. 59-64.

27 См.: Пругавин А. С. Законы и Справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1904. С. 384-386.

«Несколько заметок о церковно-приходских школах», А. С. Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции», С. И. Миропольский «Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе», А. А. Петрищев «Церковь и школа» и др. Большая их часть давала положительную оценку опубликованным программам, но были и негативные статьи.

В частности, А. А. Петрищев утверждал, что «в новых школах никаких знаний, нужных для жизни, ученик получить не может. Господа Победоносцев и Толстой хотят внушить детям вредные мысли о незыблемости самодержавия, что народ не хозяин, а раб. Церковно-приходские школы никакого образования не дают, а годы, когда ребенку нужно учиться, отнимают»28.

Тем не менее принятие программ было крайне необходимым и важным шагом. Они служили надежным руководством в дидактическом и методическом плане для законоучителей и учителей духовных школ. Кроме того, в них подчеркивался характер церковной школы и отличие ее от школ другого типа. Данное отличие заключалось прежде всего в единстве учебного и воспитательного процесса, когда преподавание всех предметов было проникнуто одной идеей — нравственного совершенствования человека в соответствии с учением Православной Церкви, т. е. религиозности и церковности, любви к престолу и отечеству. По мнению устроителей этих школ, школа должна не только обучать, но и главным образом воспитывать, направлять свое влияние на сердца и волю детей, развивать в них добрые нравственные качества.

Духовно-нравственное воспитание учеников в духе церковности было не только теоретическим, осуществлялось не одними беседами, уроками, наставлениями, но в равной мере и более практическим путем, соответствующими религиозными упражнениями: совершением молитв, посещением храма, деятельным участием в богослужении и т. д.

Священники-законоучители своим преподаванием развивали в детях искреннее религиозное чувство. Большинство законоучителей не ограничивались сообщением лишь сведений, указанных в программе, они заботились о том, чтобы преподаваемое было усвоено с возможной для детского возраста пользой. По общему отзыву наблюдателей, среди законоучителей-священников было немало лиц, отмеченных преданностью и любовью к делу, опытностью и большими успехами в преподавании.

Идея церковно-приходской школы религиозна и не может не быть национальной. Эти представления могли родиться только в недрах России, в лоне национального опыта, уклада и духа. Они несут в себе любовь к русскому народу, веру в его духовную и инстинктивную силу, волю к его творческому расцвету, созерцание народа — его преимуществ и недостатков перед Лицем Божиим.

В наше время в РФ начальное образование обязательное и общедоступное. Приоритетом начального образования является формирование учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

28 Стенографический отчет Государственной Думы IV созыва. Сессия IV, заседание 59. СПб., 1916. С. 569.

На протяжении истории России Православная Церковь способствовала объединению усилий народа в решении самых острых проблем, повышала нравственность, стремилась к достижению стабильности в обществе и государстве.

По нашему мнению, все эти меры подтверждают непреходящий, востребованный опыт церковно-школьного строительства во второй половине XIX — начале XX в., который может способствовать духовно-нравственному воспитанию у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине, сознательная готовность к защите Отечества, здоровый образ жизни, гражданственность и др., что сегодня встречается крайне редко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание, учащиеся, православная педагогика, Закон Божий, законоучитель.

Spiritual and Moral Education of Students in the Parish School of the Russian Empire IN LATE 19 — EARLY 20 CENTURIES

Revd. Vitaly Simora

Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Одним из ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при московском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Важным шагом в создании школы стала разработка ее концепции. Главная цель деятельности педагогов была сформулирована как «формирование произволения ко спасению у детей и взрослых, духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как «домашнюю церковь», оказание помощи родителям в христианском воспитании детей».

Концепция деятельности воскресной школы «Живоносный Источник» существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно, а это требует постоянных духовных и творческих усилий, направленных на поддержание единства и целостности семьи как «домашней церкви».

Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, — осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Именно в этих движениях душ детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, и должно происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы «Живоносный Источник».

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, — рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. — Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».

Как рассказала Г.А. Горай, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.

«Для успешного обучения ребенка, — продолжает директор воскресной школы, — прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».

Она сообщила, что от преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.

Как рассказала директор школы, в учебном заведении принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей»: «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

«Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели — воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это — высшая награда!» — считает Г.А. Горай.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Что касается лицензирования воскресной школы, то помочь директорам воскресных школ может пособие «Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.).

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Комментарий юриста:

Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Общеобразовательные организации, помимо указания на тип реализуемых программ, могут иметь любые наименования и названия, например, «гимназия «Эллада»», «Радонеж», «церковно-приходская школа».

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» — термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Те воскресные школы, которые в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования. Рекомендованное для них название — центр духовно-нравственного развития.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Аудио

«Как правильно организовать воскресную школу в мужском монастыре для взрослых и детей? В каком виде воскресная школа должна проводиться? Можно ли рекомендовать для прочтения книгу воспоминаний о схимонахине Сепфоре «Умягчи, Господи, сердце мое»?

В отношении воскресной школы скажу Вам так: можно, учитывая современную атмосферу, современный уровень церковной жизни и уровень монашества, можно организовать воскресную школу, но Вы меня очень удивили! Вы женщина, а спрашиваете об организации воскресной школы в мужском монастыре. Первое правило, которое существовало издревле и существует до сих пор: «В мужском монастыре не должно быть женщин». Вы мне скажете: «Но мы же их видим!», а я Вам отвечу, что мы много чего другого видим, но это не означает, что это хорошо. Поэтому можно организовать воскресную школу для мужчин, но никак не для женщин. Неужели Вы этого не понимаете? Вот монахи (не только молодые) и тут молодые девушки, молодые женщины. Вы представляете, какое у монаха появится красноречие, чтобы только просвещать этих девиц и женщин? Неужели Вы не понимаете, что это убийство монашества? На Афоне тысячелетиями живут, и там нет ни одной женщины. Нас к обители Саввы Освященного вела монахиня, мы входим, а она остаётся за дверью, её не пускают в монастырь! А здесь что происходит? Пойдёшь в мужской монастырь и думаешь: «А это всё-таки мужской монастырь или женский?» Разве так можно?!

Монашество должно быть оплотом духовной жизни, а здесь какая может быть духовная жизнь? Даже никакого внешнего греха не будет, но само соприкосновение уже меняет душу человеческую. Монашество надо блюсти, как некую драгоценность. С чего начинается книга Исаака Сирина? С отречения от мира. С чего начинается «Лествица» Иоанна Лествичника? С отречения от мира. Нужно насколько это возможно отойти от всех связей с миром, чтобы возможно было накопить потенциал духовной жизни. Допустим, Вы хотите научиться игре на фортепиано. Да, я занимаюсь игрой на фортепиано. Сколько занимаюсь? Пять минут, а остальное время мне некогда, я решаю другие дела. Я научусь, да? Я могу выучить язык таким образом, когда всего 5 минут в день занимаюсь? Так и монашество. Когда он занимается всей этой внешней, социальной и прочей деятельностью, как же он может постичь самое главное? Когда идёт речь о монашестве, то ставят знак равенства между монашеством и умным деланием. А что такое умное делание? Это молитва. Молитва это не вычитывание, а труд! Труд внимательный, сосредоточенный, потому что правильная молитва — это молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Где там моё внимание, покаяние и молитва, когда я весь не знаю в чём?! А тут ещё общение с женщинами! Красота какая! Поэтому учтите, что воскресная школа при монастыре если и может быть, то только в мужском составе, а Вам я не знаю что делать.

Вступление

У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.

Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.

1. Цель и главная мысль урока

У вас есть тема, к примеру, «Заблудшая овечка» (Лк.15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин — главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: «ОДИН УРОК — ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ».

Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:

1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.

2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока: 1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)

2. Как они должны ответить на эту истину? И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.

2. Структура урока

Подготовка класса и приветствие

Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.

Молитва в начале урока

Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.

Прославление

Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.

Повторение прошлого урока

«Повторение — мать учения». И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно — так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе. Методов множество — командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.

Вступление к библейской истории

Вступление — это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : «А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир». В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача — зародить в них ожидание и нетерпение.

Что может служить вступлением:

— короткая жизненная история

— фокус

— игра

— мозговой штурм

— предметный урок

— ролик

— опрос

— исторические факты

— факты из СМИ

— примеры из жизни

— опыты

Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.

Важное правило: вступление — всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.

Библейская история

Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.

Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: «Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам… Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят.» и т.д. (Главная мысль «Иисус хочет иметь общение с детьми»).

Библейская история должны иметь четкую структуру:

– Вступление

— Основное изложение истины, ведущее к кульминации

— Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).

— Завершение

— Вывод и применение

В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения — речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.

Применение

К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение — это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.

Что может быть практическим применением:

1. Молитва:

После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.

а. Молитва — благодарность.

б. Молитва — ходатайство за других.

в. Молитва — прославление.

г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).

д. Молитва — просьба о личной помощи.

2. Практическое домашнее задание:

а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.

б. Позвать друга в церковь.

в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)

г. Записать свои мысли.

д. Чтение Библии и размышления.

е. Регулярная молитва и т.д.

3. Совместная деятельность с детьми:

а. Участие в служении в церкви.

б. Участие в уборке, субботнике и т.д.

в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни)

г. Посещение больных, интернатов и т.д.

4. Учить взаимоотношениям с Богом.

Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.

Если мы учим детей отношениям со Христом — доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос — как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.

— Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.

— Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.

а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)

б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?

в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить? и т.д.

На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу — не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.

Закрепление

Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.

— игра

— просмотр клипов, видео, роликов

— прослушивание аудио файлов

— беседа по малым группам, со всей группой детей

— практические действия

— чтение Библии

— жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.

— вкусняшка по теме

— поделка

— совместная поделка

— вопрос-ответ

Золотой стих

Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие — это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.

Завершающая молитва

Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни. Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *