Воспитание детей в царской семье

Мы видим на фотографиях в фильме прекрасные, одухотворённый лики, исполненные красотой, чистотой, внутренним достоинством.

Последние кадры фильма напоминают нам о том, что вся семья вместе с детьми была убита в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. К этому вопросу мы вернёмся в конце лекции.

А пока поговорим о воспитании. Эта тема волнует каждого неравнодушного родителя: как же всё-таки правильно воспитывать детей?

Безусловно, в этом вопросе никто из нас не застрахован от ошибок. Но чтобы их совершать меньше и выбрать правильное направление в деле воспитания детей, мы знакомимся с опытом других семей.

И Царская семья являет собой образец такой семьи, с которой хочется брать пример.

Говорят, что судить нужно по плодам. Не по благим намерениям или красивым речам, а именно по результату усилий.

Плоды воспитания – это дети. Познакомимся с плодами.

Плоды воспитания

Перед вами на фотографии Императрица Александра Фёдоровна и две её старшие дочери в форме сестёр милосердия. Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна первым делом открыла во дворцах, принадлежащих семье, госпитали и склады для медикаментов. Вместе со старшими дочерьми он окончила курсы хирургических медсестёр. Ольге было в ту пору неполных 19 лет, а Татьяне 17 лет. Молодые девушки ассистировали на операциях, делали перевязки раненым.

Представьте картину госпиталя: кровавые раны, запахи, операции, длящиеся несколько часов…

Это на постановочных фотографиях всё красиво. Но будни были другими.

Как проходил день женщин Царской семьи?

Приведу воспоминания очевидца Анны Вырубовой, фрейлины и подруги Императрицы, которая вместе с нею окончила курсы медсестёр:

«Опишу одно такое утро. В 9 1/2 час мы приехали в госпиталь и тотчас же приступили к работе – перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и Великие Княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Объясняю себе тем, что она была врождённой сестрой милосердия…»

Ещё одно описание из воспоминаний А. Вырубовой:

«Началось страшно трудное и утомительное время. С раннего утра до поздней ночи не прекращалась лихорадочная деятельность. Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знаменья, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей.

Когда прибывали санитарные поезда, Императрица и Великие Княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь, с 9 час(ов) иногда до 3 час(ов) дня».

Кроме того, Ольга и Татьяна вместе с Александрой Фёдоровной посещала госпитали в западных и центральных городах России. Обе открыли комитеты, в которых, по словам генерала А.А. Мосолова, очень разумно и толково работали и председательствовали. Ольгинский комитет предназначался для помощи семьям фронтовиков и увечных воинов, Татьянинский комитет – для помощи беженцам. Этот комитет оказал помощь трём с половиной миллионам беженцев.

Напомню, что девушкам было 19 и 17 лет.

А чем занимались младшие княжны? Они тоже трудились в госпитале. Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали их, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

И будучи столь юны, они были свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы».

Таким образом, когда началась война – самое тяжёлой время для страны, Императрица, как истинная мать всего народа и своих детей, встала на переднем крае битвы вместе со своими детьми.

Можете ли вы привести примеры жён современных или даже не очень современных правителей, которые бы работали хирургическими медсёстрами с утра до ночи?

Поистине, история человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу.

А где же был в тяжёлое военное время самый младший ребёнок, цесаревич Алексей?

Как истинный наследник престола, как мужчина, он вместе с отцом тоже находился на переднем крае битвы – на фронте. Когда отец взял сына в Ставку, тому едва исполнилось 12 лет (это возраст пятиклассника!). Алексей переносил все тяготы походной жизни наравне со взрослыми, участвовал в смотрах. И при этом продолжал учиться! На фронт вместе с цесаревичем поехали его учителя.

А теперь поставьте себя на место матери, которая должна отпустить на фронт своего 12-летнего сына! К тому же, ситуация обостряется тем, что мальчик болен гемофилией, несвёртываемостью крови. И от любой царапины или ушиба он серьёзно страдает и болеет.

И всё же мужчины находятся там, где им положено быть.

В конце августа 1915 года Николай Второй становится во главе русской армии, которая до этого терпела одно поражение за другим. Истощённые физически и морально бойцы, начинали сдаваться в плен десятками тысяч. Как пишет историк Антон Керсновский: «Если июнь месяц был месяцем кровавых потерь, то август 1915 года можно назвать месяцем массовых сдач. На Россию надвинулась военная катастрофа, но катастрофу эту предотвратил её Царь».

Решение Государя принять на себя обязанности Верховного главнокомандующего вызвало острое недовольство как у либеральной части общества, так и у министров. Его пытались заставить отказаться от этого решения. Но Государь проявил твёрдую волю, его решение осталось неизменным.

И это было правильное решение. За короткий срок был преодолён общий кризис на Восточном фронте: налажено снабжение снарядами, оружием, продовольствием, поднялся боевой дух армии. В 1916 году «погибшая» русская армия ответила мощным наступлением. Император был уверен в предстоящей победе. Парад победы был назначен на лето 1917 года.

И всё это происходило на глазах у сына. Не это ли лучший пример для воспитания истинного наследника престола!

Британский политик У. Черчилль дал высокую оценку усилиям России и её Государя.

Надо отметить, что многие зарубежные деятели, среди которых были даже враги, оценили вклад Императора и Императрицы не только в победу России в Первой мировой войне, но в и развитие страны в целом. Но только не министры двора, не члены царской фамилии, не пресловутые либералы, всегда недовольные и осуждающие, всегда стоящие в оппозиции власти. По себе судили. Но сами не доросли до духовной и нравственной высоты Царской семьи.

Итак, как мы с вами увидели, родители воспитывали детей примером своей собственной жизни. Если они что-то утверждали на словах, то обязательно то же самое было явлено в делах.

Династический фактор

Родители – Николай II и Александра Фёдоровна, в свою очередь, воспитывались таким же образом, беря за образец жизнь своих родителей.

Согласитесь, что чем выше положение в обществе, тем больше ответственность. На руководителе страны лежит огромная ответственность. А если власть передаётся по наследству, то на родителе лежит ещё и ответственность подготовить детей к бремени власти.

300 лет понадобилось Дому Романовых, чтобы у России появился Николай Второй.

Вспомним, родоначальником царского рода Романовых является Михаил Фёдорович, который был, по сути, избран демократическим путём на царствование. В 1613 году представители всех губерний России собрались в Костроме в Ипатьевском монастыре, где и подписали Грамоту, в которой давалась клятва быть верными царю и всем его потомкам.

Михаил Фёдорович и практически каждый последующий царь улучшал Россию, приращивал её территорию, выводил на новый уровень. Почти два десятка государей сменили друг друга на троне за 300 лет. В них укреплялось чувство ответственности, чувство долга, преданность и любовь к Отечеству, выковывались определённые качества и черты характера: честь, преданность, чувство долга, забота о подданных, высокая работоспособность, умение масштабно мыслить, ставить высокие цели.

В жизни мы нередко встречали примеры, как в семье музыкантов, где музыкантами было несколько поколений, рождался гениальный композитор или исполнитель-виртуоз (например, династия Бахов, династия Штраусов). Как в семье учёных рождались дети, которые тоже становились учёными и делали гениальные открытия (династии Кюри, Бернулли, Паскалей, Капиц).

В династии каждый из потомков может взять от родителей и других предков всё самое ценное, развивать, совершенствовать, приумножать этот багаж и передавать его своим детям.

То же относится и к монархической Династии Романовых: Николай Второй явился тем представителем рода, кто сконцентрировал в себе лучшие качества монарха и человека.

Можно не сомневаться, что Алексей Николаевич, если бы не был убит, смог бы достойно продолжить царствование родителя и поднял бы Россию на небывалую высоту, на которой Россия смогла бы быть мировым лидером не только по экономическим показателям, но и лидером в духовном плане, задавая более духовный вектор развития для всего мира.

Таким образом, династический фактор в плане воспитания потомков играет важную роль. Вот почему так важно знать свои корни и опираться на свой род.

Процесс воспитания в Царской семье

Давайте коснёмся деталей воспитания, из чего всё-таки оно складывалось в семье Романовых.

Иногда на встречах нам говорят, что у царской семьи было гораздо больше возможностей, а потому нам никогда не воспитать своих детей таким образом. Давайте разберёмся.

Действительно, у царских особ в материальном плане были огромные возможности: они жили во дворцах, могли одеваться в роскошные наряды, украшать себя драгоценностями, позволить себе любой распорядок дня, путешествия. Т.е. жить в роскоши и неге.

Что мы видим на фотографиях? У женщин Царской семьи скромные платья, простые причёски, часто в руках – рукоделие.

Царь в буднях в простом рабочем мундире. Интерьер – самый простой, располагающий к работе. А работал Николай II часто далеко за полночь, что называется, до последнего документа. Говорил, что пока не расчистит стол от бумаг, спать не уходит.

Девочки жили по двое в комнате. Спали на простых жестких кроватях. Вставали рано. С утра принимали холодную ванную. Пища была самая простая, без изысков. Младшие девочки донашивали одежду старших.

Никогда дети не сидели без дела. В свободное время они занимались рисованием, рукоделием, музицировали, много читали художественной и духовной литературы. Пример им подавала Александра Фёдоровна, каждая свободная минута которой была занята рукоделием либо чтением книг. Многие вещи, сшитые или связанные руками княжон, предназначались не только для своих близких, но для бедных людей, для солдат и членов их семей.

Нередко Александра Фёдоровна устраивала благотворительные базары, немалые средства с этих мероприятий шли на поддержку разных благотворительных дел. Сама воспитанная в правилах заботы о людях, императрица к тому же приучала и детей. Личные средства шли не на наряды и драгоценности, а на поддержание работы 33-х благотворительных комитетов, организованных Императрицей. Также и Николай II никогда не оставлял без внимания ни одно прошение об оказании помощи.

Дети в этом следовали примеру родителей. Так, княжна Ольга, когда получила право в 20-летнем возрасте распоряжаться частью своих личных денег, первым делом обратилась к родителям с просьбой разрешить ей оплатить лечение ребёнка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребёнка, ковыляющего на костылях.

Дети много учились. Причём не только в первой половине дня, но и после обеда и прогулки. Их образовательная программа была гораздо шире, чем в школах того времени и даже чем во многих современных нам школах. И в этом, конечно, большие возможности для царских особ. У них были лучшие учителя, которых мать сама подбирала для образования детей.

Но перед ними была и огромная ответственность: каждая из княжон в потенциале могла стать супругой представителя высшей власти в другой стране, т.е. королевой, либо занимать высокое положение при любом европейском дворе, либо оставаться в России и приносить стране пользу на выбранном поприще.

Пропустить занятия дети могли только по болезни или в связи с важными государственными событиями. Обладая многими возможностями, царские дети не имели других возможностей, которые имеют дети из обычных семей: они не могли гулять, сколько хочется, идти, куда захочется, проводить время в праздности, в неподходящих компаниях, шумно себя вести, дерзить старшим… Высокое положение налагает свои ограничения.

Друзьями царских детей были не те, кто имел высокое положение в обществе, а прежде всего те, кто обладал качествами добронравия. Нередко в друзьях у детей были дети слуг.

Цесаревич Алексей был очень привязан к своему «дядьке» матросу Деревенько. Он внимательно следил за жизнью простых людей. Цесаревич говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Дети воспитывались в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку и никогда не кичились своим высоким положением. Государь всегда повторял:

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Поскольку отец в связи со своими императорскими обязанностями был большую часть времени занят, основное время с детьми проводила мать.

Всех своих детей Александра Фёдоровна сама вскормила грудью, хотя в дворянских семьях в ту пору было принято привлекать кормилиц. И потому в прямом смысле с молоком матери дети получили тепло и силу любви.

К каждому из своих пятерых детей Александра Фёдоровна находила свой особый подход, в соответствии с особенностями характера детей.

В Александре Фёдоровне сочетались замечательные качества, так необходимые в воспитании детей. У неё была «адамантовая» (алмазная) сила воли, как отмечали знавшие её люди. Твёрдость и строгость в сочетании с внутренней нравственной чистотой и духовностью являлись той основой для детских душ, благодаря которой и создавались лучшие условия для их роста и развития, и никакая грязь мира не могла их испачкать.

Вот лишь некоторые правила, которые Императрица прививала детям:

– простота и скромность во всём,

– чуткость по отношению к людям и их нуждам,

– умение осознать, если не прав, и попросить прощения после грубости и непослушания,

– никаких сплетен и пересудов,

– отсутствие высокомерия.

Императрица вела дневник, записывая в него цитаты из книг, близких её сердцу, и свои размышления. Всё, что Александра Фёдоровна когда-то записала в свой дневник, – всё применила она в своей жизни.

Вот как достигалась для неё семейная гармония:

«Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб».

«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо только с любовью. В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе».

Эти строки звучат актуально и в наше время.

Давайте посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души», созданный по книге «Покаяние спасёт Россию. О Царской семье».

Атмосфера в семье

На примере царской семьи мы видим, что независимо от социального статуса или возможностей семьи, истинная гармония в семье создаётся всеми членами семьи и, конечно, в первую очередь, неустанными стараниями родителей, особенно женщиной.

И основой таких взаимоотношений является любовь.

Надо сказать, что женились Николай Александрович и Александра Фёдоровна по любви, что являлось в то время небывалой роскошью для царственных особ, большинство которых вынуждены заключать браки по расчёту.

Они прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачила ни одна ссора или серьёзная размолвка. И через годы после свадьбы они любили друг друга как молодожёны.

И в этой атмосфере любви росли их дети.

Приближённые вспоминали:

«Трогательная была их любовь и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда я не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с Государем или совместное чаепитие считалось праздничным событием».

Ещё одно воспоминание очевидца, отражающее очень важную особенность царской семьи:

«Во время Семейных бесед их разговор всегда был далёк от всяких мелких пересудов, затрагивающих чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком общении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намёка на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, они не сплетничали ни о ком».

И ещё одно важное обстоятельство. Жизнь царя и царицы была пронизана не только взаимной любовью, но вся озарена любовью к Богу.

Государь делал многое, для того чтобы народ имел веру в Бога. При нём было построено 30 300 храмов, открыто 429 монастырей.

Именно во время его правления были возобновлены канонизации святых после 200-летнего перерыва. Одной из самых значимых является канонизация святого Серафима Саровского, состоявшаяся по личному требованию Николая II в 1903 году.

При Николае II было канонизировано больше святых, чем при любом из Романовых, построено больше храмов, чем при любом другом правителе и открыто рекордное количество монастырей.

Подведём итог, что же главное в воспитании детей (на примере Царской семьи):

– создание пространства любви, заботы, условий для раскрытия лучших качеств ребёнка (на первый план выходит нравственность и чистота во всём, именно это должно быть красной нитью в процессе воспитания);

– учить детей примером своей жизни: образ жизни родителей гораздо важнее, чем применение назидательных слов или наказаний, поскольку дети просто впитывают и копируют в своих поступках этот пример;

– привить чувство ответственности, чувство долга не только перед своими близкими, но перед другими людьми, Родиной, планетой;

– вера в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со смирением и любовью.

«Любовь сильнее смерти»

Этой сплочённой, дружной семье выпало на долю пережить страшные потрясения.

В марте 1917 года после мнимого отречения Николая Второго от престола вся семья оказывается арестантами в собственном доме. После чего последовали мучительные, полные унижения месяцы ссылки сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге.

Семья сохраняла высочайшее достоинство, старались жить обычной жизнью, насколько это было возможно.

В письме из Тобольска Ольга передала последние слова своего отца, обращённые к людям:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге семья Романовых была убита.

Старцу-прозорливцу Николаю Гурьянову было дано увидеть духовным взором последние часы жизни Царской семьи. Он сообщал, что семья была не просто убита, их долго мучали – мучали детей на глазах поседевших от горя родителей.

По свидетельству старца, последними словами Государя были слова Иисуса Христа: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Царскую семью к лику святых царственных страстотерпцев. Но до сих пор в России нет того признания Царской семьи, которое заслуживают эти выдающиеся люди.

Заключение

Пока мы не осознаем, насколько члены Царской семьи были нравственно чисты и духовно возвышенны, ничего в России не изменится к лучшему.

Мы должны осознать всю тяжесть сотворённого. Грех цареубийства лежит на всех: и на тех, кто убивал, и на тех, кто отдавал приказы, и кто не защитил, и кто делал вид, что его это не касается… И на нас, как потомках всех этих людей, тоже лежит этот грех.

Мы должны осознать, что убийству Царской семьи предшествовал другой тяжкий грех – грех предательства. Многие позарились на деньги, на посулы должностей. Алчность и жажда власти привели к государственной измене и перевороту, и лишь потом на этой «благодатной» почве власть захватили большевики. А затем последовали гражданская война, голодоморы, репрессии, концлагеря… Многомиллионные жертвы народа – как расплата за совершённый тяжкий грех. Не слишком ли дорого мы заплатили, чтобы искупить эту вину?

Без осознания причин и их последствий мы будем продолжать совершать те же ошибки.

Мы должны осознать, что в течение 100 лет нашей истории мы шли не туда, что нельзя было убивать ни в чём не повинных царя и его детей.

И когда каждый придёт к такому выводу, то есть совершит практически перемену ума в связи с событиями 100-летней давности, тогда и произойдёт покаяние нации, ведь покаяние и означает перемену ума, осознание.

17 июля 2018 года – дата 100-летия со дня зверского убийства Царской семьи. Это важный рубеж, который стоит перед страной и народом. Мы должны признать ошибки наших прадедов и перестать повторять ложь и клевету. Мы должны перестать смотреть на Царскую семью глазами их убийц. Мы должны признать высокую нравственность и культуру Государя Николая II и его семьи, осознать их огромный вклад на благо своей страны, безусловную ценность их жизни для России.

Именно после этого что-то начнёт изменяться в России к лучшему.

Символическое возвращение Царской семьи – это наше возращение к идеалам нравственности, чести, достоинства, благородства, порядочности во всех сферах человеческой деятельности.

В рамках краевого месячника «Белая трость» в читальном зале Центральной детской библиотеке им. А. П. Гайдара состоялся духовный вечер «Святые дочери России». Он был посвящен известным женщинам России, чьи имена окружены ореолом святости, к чьим ликам многие обращаются в скорбях и нуждах. Это матери, жены, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей, мученицы во имя веры и во славу своего народа, блаженные и юродивые.

Перед юными слушателями прошла целая галерея святых женщин: княгиня Ольга, блаженная Ксения Петербургская, Феврония, Матрона Московская, а также преданные жены декабристов, последовавшие за своими мужьями в Сибирь. Библиотекарь подробно осветила жизненный путь Матроны Московской — одной из самых популярных русских святых. А потом дети узнали о духовном подвиге блаженной Ксении. Подвиг юродства святая Ксения приняла ради спасения души своего любимого мужа Андрея Фёдоровича Петрова. Именно к ней обращаются люди за помощью в разрешении семейных проблем. Ещё один женский образ — княгиня Ольга. Ребята узнали, что Ольга — первая русская святая. Именно с нее на Руси пошло православие. Имя ее навсегда вошло в историю нашей страны, как имя женщины — героини, искренне любящей своего мужа, свою Родину и свой народ. Примером идеала древнерусской женщины стал образ и святой Февронии — преданной супруги князя Петра. Мероприятие сопровождалось показом материалов и репродукций картин и фотографий, а завершилось стихотворением Е. Санина «Святые женщины России». В заключении вечера ребята познакомились с книжной выставкой «Женщина — образ божества!», на которой была представлена литература о непростых судьбах великих русских женщин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ларионцев, Михаил Михайлович, 2005 год

1. Неопубликованные источники

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонды:

3. Ф. 543 (коллекция рукописей Царскосельского дворца 1863-1916),

4. Ф. 601 (Николай II, император. 1868-1918),

5. Ф. 611 (Петров Петр Васильевич, тайный советник, подполковник, чиновник особых поручений Главного Управления военно-учебными заведениями, воспитатель детей императора Николая II. 1858-1918),

6. Ф. 623 (Вырубова Анна Александровна (урожденная Танеева), фрейлина императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1884-1964),

8. Ф. 651 (Татьяна Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1897-1918),

9. Ф. 673 (Ольга Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1895-1918),

10. Ф. 683 (Анастасия Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1901-1918),

11. Ф. 685 (Мария Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1899-1918),

12. Ф. 705 (Деревенько Андрей Еремеевич, дядька цесаревича Алексея Николаевича. 18??—1918),

13. Ф. 710 (Вишнякова Мария Ивановна, Няня детей императора Николая II. 18?? — после 1917),

15. Ф. 742 (Буксгевден Софья Карловна, баронесса, фрейлина императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1884-1956),

16. Ф. 1115 (Шнейдер Екатерина Адольфовна, гофлектрисса императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1856-1918),

17. Ф. Р-6671 (коллекция материалов, относящихся к правлениям Александра II и Александра III до восшествия на престол Николая II).

19. Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. М., 1991.

20. Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном. В 20-ти т. Берлин. 1921 — 1937.

21. Бабель И.Э. Избранное. М, 1989.

22. Белецкий С. П. Григорий Распутин. Пг. 1923.

23. Буксгевден С. Жизнь и мученичество Императрицы Александры Федоровны. Лондон, Нью-Йорк 1928.

24. Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. М. 1924. В память Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны 14 мая 1896 года со множеством иллюстраций лучших художников. СПб. 1896.

25. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1 — 3. М. 1960.

26. Воейков В. Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II. Гельсингфорс. 1936.

27. Волков A.A. Около царской семьи. М., 1993.

28. Вырубова (Танеева) А. А. Страницы из моей жизни. Берлин. 1923.

29. Вырубова A.A. Фрейлина и Ее Величество. Берлин. 1924.

30. Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники — СПб. 1912.

31. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дневниковые записи, переписка. Перевод с английского. М., 1998.

32. Данилов Ю. Н. Мои воспоминания об императоре Николае II и великом князе Михаиле Александровиче //Архив русской революции, т. 19. Берлин. 1928.

33. Ден Лили. Подлинная царица. // Тайны истории. Век XIX-XX. М., 1998.

34. Детство наследника цесаревича Алексея Николаевича. Альбом-книжка, содержащая снимки из жизни наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича в картинах и фотографиях. СПб, 1913.

35. Дневник императора Николая II. 1890 — 1906 гг. Берлин. 1923.

36. Дневник Николая И. 16 декабря 1916 г. — 30 июня 1917 г. // От первого лица. М. 1990.

37. Дневники императора Николая II. М., 1991.

38. Дневник члена Государственной Думы Владимира Митрофановича Пуришкевича. Рига. 1924.

39. Жильяр Пьер. По личным воспоминаниям, бывшего наставника наследника цесаревича Алексея Николаевича: Император Николай II и его семья. Вена. 1921.

40. Иеромонах Илиодор (С. Тру фанов). Записки о Распутине // Голос минувшего. №3. М. 1917.

41. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. СПб, 1911.

42. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. 1904-1914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. СПб, 1914.

43. Керенский А. Ф. Отъезд Николая II в Тобольск//Издалека. Париж. 1921.

44. Кирьянов И.К. Россия 1900-1917: Документы, материалы, комментарии. Пермский государственный институт. Пермь, 1993.

46. Кривенко В. С. Путешествие наследника цесаревича на Восток. СПб. 1891.

48. Крушение царизма. Воспоминания участников революционного движения в Петрограде (1907 — февраль 1917 г.) JI. 1986.

49. Лемке М. К. 250 дней в царской Ставке (25 сентября 1915 — 2 июля 1916). Пг. 1920.

50. Лукомский А. Из воспоминаний. Архив русской революции. Т. 2. Берлин. 1922.

51. Марков C.B. Покинутая царская семья. М., 2002.

52. Мельник Татьяна (рожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М.,1993.

53. Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917). В 2 т. М. 1990.

54. Мосолов A.A. При дворе последнего российского императора. -Последние новости. Париж, 1934.

55. Мстиславский С. Пять дней. М. 1922.

56. Непеин И. Перед расстрелом. Последние письма царской семьи. Омск, 1992.

58. Падение царского режима: Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Л. 1924.

59. Памятная книжка на 1899 год. СПб. Б. г.

60. Панкратов В. С. С царем в Тобольске: Воспоминания. Убийство царской семьи и ее свиты. Официальные документы. Л. 1990.

61. Переписка Вильгельма II с Николаем И: 1894 — 1914 гг. М.; Пг. 1923.

62. Письма святых царственных мучеников из заточения. С-Пб., 1998

63. Полное собрание речей императора Николая II: 1894 — 1906. СПб. 1906.

64. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. В 6 т. М.; Л. 1926-1927.

65. Революция и РКП(б) в материалах и документах. Т. 7. Эпоха империалистической войны (июль 1914 — февраль 1917 г.). М. 1924.

66. Родзянко М. В. Крушение империи. Л. 1929.

67. Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Л. 1990.

69. Симанович А. Воспоминания бывшего секретаря Григория Распутина. Рига. 1924.

70. Сухомлинов В. А. Дневники//Дела и дни. 1920. № 1; 1922. № 3.

71. Сухомлинов В. А. Воспоминания. Берлин. 1924.

72. Теляковский В. А. Воспоминания 1898- 1917. СПб. 1924.

73. Фирсов Н. Н. Воспоминания о цесаревиче Николае Александровиче и императоре Александре II в юности. // Исторический Вестник. 1909 Т. 115 №1.

74. Ходынка. Кровавые жертвы коронации. Женева. 1900.

75. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1983.

76. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных М., 2000.79.Шульгин В. Дни. Л. 1926.

77. Яковлев С. Последние дни Николая II. Официальные документы. Рассказы очевидцев. Пг. 1917.

78. Научная литература по теме диссертации

79. Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-мученика Николая Великого Страстотерпца. М., 1991.

80. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. -М.,1990.

82. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

83. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

84. Богданович А. В. Три последних самодержца. М.; JI. 1924.

85. Боханов А.Н. Николай II. М., 1997.

86. Боханов А.Н. Романовы. Сердечные тайны. М., 2004.

87. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002.

88. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах. Минск, 1991.

89. Воррес Иен. Последняя великая княгиня. СПб., 2003.

90. Гольбах П. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1963.

91. Греков А. Куклой воспитать княжон: Игрушки царских детей // Родина. 2000.

92. Детство и юность российских императоров, сост. И.В. Еремина. М.1997.

93. Дом Романовых. Биографический справочник в 2-х ч. JI. 1989.

94. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1983.

96. Иоффе Г. 3. Великий Октябрь и эпилог царизма. М. 1987.

97. Ирошников М. Николай II. Последний российский император, СПб., 1992.

98. Каменский Я. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989.

99. Касвинов М. К. Двадцать три ступеньки вниз. М. 1987.

100. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. 1990.

101. Котляр В.Н. Культурологические основы воспитания. // Педагог. N4, 1998.

102. Кризис самодержавия в России: 1895 — 1917. JI. 1984.

103. Кудрина Ю. В. Мать и сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. М., 2004.

104. Кузнецов В.В. Русская Голгофа. СПб., 2003.

105. Кучмаева И.К. Вопросы христианского воспитания в доме Романовых. // Образ Спасителя в мировой культуре. М., 2000.

106. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004.

107. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.

108. Память как максима поведения. Отв. ред. Кучмаева И.К. М., 2001.

109. Кучмаева И.К. Подвиг памяти. М., 2000.

110. Кучмаева И.К. Традиционные основания самосознания. // Мир культуры. Вып. 2. М., 1999.

111. Любош С. Последние Романовы. Н. Новгород, 2003.

112. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств. М., 2000.

113. Маси Роберт К. Николай и Александра. М., 1996.

114. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М. 1998.

115. Мельгунов С.П. Последний самодержец. Черты для характеристики Николая II. Пг.: М. 1917.

116. Миллер Л.П. Царская семья — жертва темной силы. Мельбурн, 1998.

117. Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М., 1998.

118. Муравьева О.С. Как воспитывали русское дворянство. М. 1995.

120. Нечаев Г.А. На яхте «Штандарт». М., 1999.

121. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. В 2-х тт. М, 1992.

122. Орехов Д. Подвиг царской семьи. СПб, 1997.

123. Палеолог Морис. Царская Россия накануне революции. М., 1996

124. Платонов O.A. Терновый венец России: Заговор цареубийц (Убийство Николая Я и его семьи). М., 1996

125. Платонов O.A. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М.1993

127. Правда о екатеринбургской трагедии. Сборник статей. М. 1998.

128. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М. 1990.

129. Романова Г. Екатерина II о воспитании наследников престола // Воспитание школьников.-1995.

130. Российская дипломатия в портретах — М., 1992.

131. Русь перед вторым пришествием. Житомир, 1995.

132. Салтыкова-Волкович М.В. Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской семье. Гродно, 2004.

133. Скоробогатов A.B. Воспитание и обучение цесаревича Павла //Педагогика.-2002.-№2

134. Соловьев В. Петр I: детские годы «могучего преобразователя России» //Дошкольное воспитание.-1996.-№9

135. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1990.

136. Соколов H.A. Убийство царской семьи. М. 1996.

137. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. — Париж, 1924.

138. Сургучев И. Детство императора Николая II // Наука и жизнь.-1997.-№12

139. Тальберг Н.Д. Николай И. Очерки истории императорской России. М. 2001.

140. Труайя Анри Николай II. М., 2003.

141. Трубецкой С.Е. Минувшее. М.,1991.

142. Учить добродетели или как поэт В.А. Жуковский был наставником наследника престола — будущего императора Александра II. М., 1996.

143. Ферро Марк. Николай II. М., 1991.

144. Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX века — JL, 1978.

145. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М., 1998.

146. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М. 1995.

147. Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. М. 1990.

148. Научная литература по культурологии, истории, философии,педагогике, религиоведению.

149. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.

150. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.

151. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.,1987.

152. Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

153. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.

154. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997

155. Боханов А.Н. Сумерки монархии. М., 1993

156. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.,1991

157. Даль В.И. Пословицы русского народа М, 2002

158. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1974.

159. Елизавета Федоровна, Великая княгиня. Под благодатным небом. Сергиев Посад, 1914.

160. Зарубина Н. Н. Парадоксы труда на фоне российской и мировой истории // Отечественные записки, 2003, № 3 (12).

161. Исторический опыт трех российских революций. Вторая буржуазно-демократическая революция в России. М. 1986.

162. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.,1988.

163. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. М., 1988.

164. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

165. Конев В. А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев, 1988.

166. Коненкова А. К. Культурный смысл изобразительной речи великих русских художников рубежа XIX — XX веков. Вестник славянских культур № 5 — 6.

167. Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. М. 1966.

168. Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. М., 2001.

169. Кучмаева И.К. Русская святость и русская культура // Агиологическое древо русской культуры. М., 2000.

170. Кучмаева И.К., Громов М.Н. Культура как способ общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

172. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. М., 1997

173. Маркова Т.И. Образовательные модели в России в XVIII — начале XIX вв.: приоритет воспитательных установок // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб., 2002.

174. Маслин М.А. История русской философии. М.,2001.

175. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

176. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М., 2002.

177. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

178. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., 2004.

179. Семья. Книга для чтения: В 2-х т. -M., 1991

180. Сугай JI.A. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX вв. // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

181. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.

182. Шаргунов Александр, протоиерей. Православная монархия и новый мировой порядок. М. 1995.

183. Шепелев JI. Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. JI. 1977.1. Периодические издания

184. Андреевский флаг. СПб., 1992. № 23.

185. Бежин луг. М., 1995 №№ 1 — 6.189. Итоги. 1998. № 27.

186. Культура и образование: Сб.статей. Вып.1. /Башк.пед. ин-т. -Уфа, 1999.

187. Туровский М.Б., Туровская C.B. Культурная сущность образования // Культура — традиции — образование: Ежегодник. -М.,1990.

188. Мельников Г.П. Культурология и история // Вестник славянских культур. № 1. М., 2000.

189. Огонек. 1998. № 28. с. 23.194. «Православная Москва» № 4 (238) февраль 2001 г

190. Расторгуев В.Н. Русская культура и российская политика // Трибуна русской мысли. № 2. М., 2003.

191. Радонеж. М., 1996. № 21 -24.197. Родина. М., 1990, 1998.

192. Русское прошлое. Л., 1991.

193. Сургучев И. Детство Императора Николая II // Роман-газета. 1993. №2.

195. Подробнее см.: Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. М., 2001.

196. Подробнее см.: Память как максима поведения. Отв. ред. Кучмаева И.К. М., 2001

197. Подробнее см.: Котляр В.Н. Культурологические основы воспитания. // Педагог. N4, 1998

198. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. Москва: Русское слово — PC, 2002

199. Ирошников М., Николай II. Последний российский император, СПб., 1992, С. 10.6 Там же, с. 12.

200. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. M., 1990, С. 49

201. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. M., 1990

202. Ст. 1 гл. 1 разд. I т. I «Основных Законов Российской империи»

203. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1983. с. 114.

204. Цитпо: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М., 1998. С. 222-223.

205. Цит. по Ирошников М., Николай U.c. 14

206. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. С.120

207. Цит. по кн. Ирошников М., Николай II. С. 16

208. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. С. 150

209. Цит. по кн. Соколов H.A. Убийство царской семьи. M., 1996, с.5.

210. Цит. по кн. Кудрина Ю. В. Мать и сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. М., 2004 с. 34-35.

211. Витте С.Ю. Воспоминания. М» 1960, т.2, с. 93.

212. Кризис самодержавия в России: 1895-1917. Л., 1984. С.15.20 Там же.21 Там же.

213. Лили Ден. Подлинная царица. // Тайны истории. Век XIX-XX. М., 1998. с. 53

214. Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. М., 2000. С. 842.

215. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 36.

216. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. M., 1990. С. 9.

217. Кучмаева И.К. Традиционные основания самосознания. // Мир культуры. Вып. 2. М., 1999. с 172.

218. Подробнее см.: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. M., Gaudeamus, 2004.

219. Подробнее см.: Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств. М., 2000.

220. Цит. по: Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники — СПб. 1912.

221. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., 2004.

222. И.К.Кучмаева. Вопросы христианского воспитания в доме Романовых. М.2000, с.66

223. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1995. — с. 14, 16.

224. Детство и юность российских императоров, сост. И.В. Еремина. — М., 1997. с. 24735 Там же. — с. 489

225. Подробнее см.: И.К. Кучмаева. Культурное наследие: современные проблемы. M., Наука, 1987.

226. Цит. по: Муравьева О.С. Как воспитывали русское дворянство. — М., 1995. — с. 13339 Там же. — с. 197

227. Жильяр П. Император Николай II. С. 33

228. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных. С. 59

229. Цит. по Маси Роберт К. Николай и Александра С. 53244 Там же.

230. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Цит по: Ирошников М., Николай II, С. 182

231. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных. С. 90

232. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 40

233. Культура и образование: Сб.статей. Вып.1. /Башк.пед. ин-т. — Уфа, 1999.

234. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М., Gaudeamus, 2004. С. 247.

235. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., Наука, 1987. С. 41.

236. Трубецкой С.Е. Минувшее. М.,1991. С.16.

237. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под благодатным небом. Сергиев Посад, 1914

238. Подробнее см.: И.К. Кучмаева. Подвиг памяти. М., 2000. с. 102-105.

239. Подробнее см.: Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Башк. пед. ин-т. — Уфа, 1997

240. Набоков В. Другие берега. М., 1990. С. 88.

241. Учить добродетели или как поэт В.А. Жуковский был наставником наследника престола — будущего императора Александра II. М., 1996, с. 88-89

242. ГАРФ Ф. 705 (Деревенько Андрей Еремеевич, дядька цесаревича Алексея Николаевича. 18??—1918)

243. ГАРФ Ф. 710 (Вишнякова Мария Ивановна, няня детей императора Николая II. 18?? — после 1917)

244. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 23.

245. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 351, 363, 427, 391, 632.

246. Император Николай и его семья. По личным воспоминаниям П.Жильяра. Вена, 1921

247. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 439.

248. Император Николай и его семья. По личным воспоминаниям П.Жильяра. Вена, 1921. С. 74.

249. Имеется в виду празднование 300-летия Дома Романовых.

250. Вырубова A.A. Фрейлина и Ее Величество. С. 163-164.

251. Подробнее см.: ГИМ. Подборка фотографий. Великий князь наследник цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия на празднике «Ромашки». Ливадия. 1914., поступила из Павловского дворца в 1962.

252. Г.А. Нечаев. На яхте «Штандарт». Цит. кн.: «Царские дети». М., 1999. С. 360

253. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 3-4.

255. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. М., 1997. с. 13.

256. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 393.

257. Государственный Эрмитаж: одежда детей Николая II инв. №№ ЭРТ-13534, 13536, 13540, 13578, 13597, 13593 и др.

258. ГИМ: Портреты наследника цесаревича Алексея Николаевича, 1907 — 1912

259. Мосолов A.A. При дворе последнего императора. С. 58.

260. Император Николай II и его семья: По личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника наследника цесаревича Алексея Николаевича. Вена. 1921.

262. Музей игрушки. Историческое лото с портретами Государей Земли Русской. Настольная игра. Россия, начало XX в. На бумажном ярлыке надпись чернилами: Александр, двор.муз. детск.пол. учебн. комн. младш. княжон. Инв.№ МИ 19345

264. Татьяна Мельник (рожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М.,1993. С. 19.83 Там же

265. П.Жильяр. Император Николай II и его семья. С. 68

266. А.А.Вырубова. Фрейлина Ее Величества. С. 136

267. Например, см.: ГАРФ. Ф.640. оп. 1. д. 384.

268. А.А.Вырубова. Фрейлина Ее Величества

269. А.А.Танеева (Вырубова). Цит. по кн. «Царственные мученики.» С. 53

270. Сейчас часть этих игрушек хранится в Музее игрушки. Инв.№№: МИ 2247, 16732, 16735, 2159 и др.

272. Цит. по кн. Цесаревич.» С. 144, 145.

273. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. M., 1991. С. 37.

274. Николай II. Дневники.С. 43994 П. Жильяр. С. 50

275. Основой для написания раздела послужили экспонаты и материалы выставки «Детство в царском доме: OTMA и Алексей» (ГИМ, 2000 г.)

277. И.Э. Бабель. Избранное. С. 222 — 223.

278. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Башк. пед. ин-т. — Уфа, 1997

279. Мосолов A.A. При дворе последнего российского императора. — Последние новости, 1934 Париж. С 43

280. Орехов Д. Подвиг царской семьи. С.60102 там же.103

281. Платонов O.A. Терновый венец России.//Николай II в секретной переписке. М.1993. с.3621. Прадшкшие

282. Его Нхаервгорехов всдвтесгхо, Гое/jipt Hxaeparúpi НИКОЛАЙ АЛЕКС АН ДРОВ ЙЧЪ Саиохержах Ве*рое-fiíciil, родидея tx 1965 году, б ni (язоимиети в деахбра).

283. Алфмлёшйл Роялплммица ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

285. ВСАЛДРОМЪ Ш fn Боа» сачил. 20 охтлбр* 1894 г).

286. Апустпйшил Су*ру™ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

287. Еа Их в врат орехов Ведхчветво, Госуирцц Нияератрвхх АЛЖКСАЛДРА бКОДОРОВНА, родхдхеь ах 1872 г., 1 j ааа (трммиеаатгтво 23 аврХдя); п сузруметгЬ ех 14 воабра 1831 г.

289. АмстгшипА Jontpu ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА:

290. Еа Иаператореаоа Высочестм, Guiui enui ОЛЬГА Ни колаЛ ВИД, род. n 1695 г., 3 «ибрл (ттаовх. 21 i»ixj;

291. Еа йхаерапзрех» Еисочлстю, Вилмл Fauui Та ti АН А Ннцолаквн а, род. П 189* гч 29 ш (таи. L 2 i я Паря);

292. Еа Итераторе кое Ныеочестю, fkiiui Каажвх МаРГЯ Никол 4 шва а, ред. л 1899 r.t 14 ía>xa (t»o»n. 22

293. Кл Ивператорехов Внсочестм, Ваш вал Kaiab* AhaCTaCLí ННЖОЛАХВИА, роА n 1901 Г.( 5 1в>аа (геэов*. 22 дскхбра),

294. АмстгьйыЫ Врат* ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

296. Ел ¡i*Dfp*n>pcíoe Cucofitno, ВепгхАя Кавгяса KcilílH1. Алжесалдровиа (au aajía);

298. Его Hinfpeiopct» Ниеочестю, БслжИ Ríaj». Борись Вл а-AHJdPOBSTTBt 1″!. л 1877 г., 12 ioj6pa (твои, 2 мая);

299. Его Идвератсрск* Ввеоч»сгют BeJuifl Ккждь АНДРН# Вл А-Джтгопжчъ, Í&M-п 1879 г., 2 ш (ттоям, 30 яолбр!);

301. El Нхдерхторско* Вигсочгстхо, Btiiui Huíiii Елнсалвта бдодоговол, рОА л 1864 r,t 20 оггжбрд Ь «XTj|6pj)íбшд л суиргтгстх* с\ Его Hxofpeíopcixrv Впсочесгмп, Вгдх-СХХ% Ехааигъ СКРПХКЪ АЛИСАНДРОВНОТГЬ (f 4 ф»аршя1905 г#)ф

303. Его Йяператорсао» Высочостю, BciaaiB сгожаь Диинтрг4 НАВЛОВИЧЪ, род, п 1891 г,, 6 cerraópa (тпопа, 21 се»табра |*

304. Ел Иинерлгйрс*» Височжтао. Bfjnna anima я Мар1Я Павловна. Млдпаи, роа гь 1390 r, 6aaptia (темах. 22 fmx).

305. Etú Нсэер»Терехов Biieowcrao, BeixxiÜ Кааль НнкОЛа! К0НСТАНТ1ГН0Ва^ГЬт род. «> 1850 г.( 2 ф4″риж (тяо<«, б д»ххбрх).

306. Еа Иаасраторсаов Вусоштао| Beiaaaa Бахгахх ЕЛНСАВХТА МавРНдгявHAt род. хч 1865 г., 13 хаххра (тема*. 5 огх-тхйра) бшх iv cjappaeorH с\ Его Ихператорсахиъ Вцеочсстм^ь Випахаг Кваэеп Яохстххтовоа* KoirrxxTxaoaavirb (f 2 Ixrnx 1915 т.). У нея Мти:

308. Его Иввериторехм Ныеочктю, titixatl Квахь Николай Михаил о внч-ъ, роА П 1859 г., 14 aoptia (темах. 6 деххбрх^.

309. Ел Иапгряторехма Вскочеттм, ВелвхШ Квадь МИХАИЛА Михаилов а чъ, роа ах 1861 г., 4 охтхбрх (ibmbx. 8 воабра).

310. В* ^тлружестхХ, сх 9 >ярия 1914 года сх Клах»»х Юсуаомпгь^Гра^овх Суквроковыххч>л»тоах

311. Соотавдсво въ Гд&ввохъ Уиравлеа1а по д1>дахгь печати, по 2 1юи* 1916 года.

312. Тхаограф1я MiiBircrepcTxa Ивутргаиигъ Jíja

313. ЦИАМ.Ф. 17. он. 97. д. 803. л. 1.глрф ф 6401. А. Пазетти

314. Николай И, Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна. 1896

316. Л.С. Левицкий Портрет императрицы Александры Федоровны и великой княжны Ольги Николаевны. Санкт-Петербург, 1896. ГИМ. Инв.№ 95171 / ИУ1 1830

318. ГИМ Инв. № 95171 / ИУ1 7867

320. В.Л. Серов. Портрет императора Николая 11. 1900 Холст, маело. 71 х 58,8 ГТГ. Инв.№ 1529

322. Портрет великой княгини Ольги Александровны (сестры императора Николая II)

324. Неизвестный фотограф. Великие княжны Ольга, Татьяна и Анастасия с нянями во время прогулки. Ливадия, 1900

325. ГИМ. Инв№ 95171 / ИУ1 37853

327. Великие княжны Ольга и Татьяна к игрушечных санях. 1900. ГАРФ. ф. 640. оп. 1 д. 371. л. 241. В. Ясвоин

328. Императрица Александра Федоровна с великими княжнами Ольгой, Марией и Татьяной. 1901.

329. ГАРФ. ф. 640. оп. 1 д. 371. л. 18

331. V \ К А 11 И Е Л Я. Р . Я К11 ЛЕЛНЧКСТИД

332. Г.ОЕШПШ НМНЕРАТРЙЦЬ ШШРЫ ОДВДЫ.к1. С -ПЕТЛ РВУРГТд.а.

«Традиции воспитания детей в доме Романовых»

Жуковский

2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………….3

  2. Программа воспитания и обучения……………………………………….4

  3. Принципы воспитания в семье Николая II и Александры Феодоровны…………………………………………………………………..6

    • Видеть в каждом человека……………………………………………6

    • Знакомство с жизнью………………………….…………………..….8

  4. Заключение………………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Моя работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, на мой взгляд, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России, так как речь идет о путях социально-культурного развития, о поддерживаемых и разделяемых идеалах. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II, отмеченный как требующий серьезного изучения пласт культуры межличностного общения. В ситуации современного глобального кризиса культуры, особенно в сфере образования, когда под угрозой духовное здоровье и целостное развитие человека, особенно важно обратиться к нашему духовному наследию.

Цели исследования

Целью моей работы является исследование культуры воспитания, через которую раскрывается внутренний мир семьи Романовых.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Первым царственным ребенком, которого пытались воспитывать с учетом реалий нового времени, был будущий император Павел I. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях, а это был не простой ребенок – юный Павел очень долго, начиная с самого рождения, рассматривался взрослыми как важный козырь в их политических играх.

Поначалу воспитывала Павла тетка его отца – императрица Елизавета. Вернее, считалось, что воспитывала. Екатерина – будущая Екатерина Великая с горечью вспоминала: «заботами его буквально душили». «Кроме того, вокруг него было множество старых мамушек, которые бестолковым уходом, вовсе лишенным здравого смысла, приносили ему больше страданий, нежели пользы». Период такого воспитания наделал много вреда цесаревичу – мальчик стал капризным, малоуправляемым, диковатым и пугливым.

К счастью, нянек сменили толковые наставники: С. Порошин, Ф. Бехтеев и Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причиненный ребенку в первые годы его жизни. В первую очередь Павлу стали внушать чувство ответственности – он должен был осознать, принять душой и разумом тот факт, что он не простой мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского Престола, что он не имеет права на капризы и своеволие, что некоторые вещи просто невозможны для потомка великих государей».

Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания императорских детей – впоследствии все государи из рода Романовых вырастали людьми исторически образованными, привыкшими в ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию, — что досталось им от этих предков.

Собственно и многие другие принципы воспитания, сформированные учителями для будущего Павла I, оставались неизменными в роду Романовых на протяжении многих лет. Так, например, Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников великого князя, обозначил в дневнике программу действий:

  • вскормить любовь к русскому народу;

  • поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей;

  • научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели;

  • уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины;

  • сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями.

Н.И. Панин так же составил программу обучения, в которой прописывалось немалое время посвящать «прямой государственной науке». В итоге Павел I вырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным вкусом.

Педагогическая система, разработанная Екатериной II для внуков, Александра и Константина, послужила благому делу – она привнесла в такое нелегкое и деликатное дело, как воспитание императорских детей, разумность и систематизацию.

Первый и главный принцип – особое внимание уделялось тем постулатам, что черпали из себя православной морали:

  • «…Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения».

  • «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать…»

  • «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном общении со всеми…»

  • «… отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»

Другие принципы касались не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни они не потеряли актуальности, и немудрено, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо «по Екатерине».

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ.

Видеть в каждом человека…

Умение видеть человека в каждом должно стать главным правилом нашей жизни, если мы хотим жить по-настоящему. Но всегда ли мы даже не соблюдаем — просто осознаем необходимость этого правила?
В Царской Семье это было не правилом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой Семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего Царя и Царицу осуждали именно за эти качества. Но дело в том, что для дружбы, для доверительных отношений Император и его близкие не «выбирали» людей из того или иного сословия. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества. Наигранный демократизм был Николаю II глубоко чужд. Татьяна Мельник вспоминала, что никогда никто из окружающих не слышал от Их Величеств или от Их Высочеств слова «приказываю». Такое отношение к людям было определено, конечно, Отцом и Матерью Семейства. Вот что писала Императрица Александра Феодоровна Великой Княжне Ольге: «Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С.И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».
Этому же учил Детей и Николай II, бывший по натуре рыцарем в лучшем смысле этого слова. Мордвинов писал: «Вообще отношение Государя и Его Семьи к человеческим тяжелым внутренним переживаниям, к человеческим страданиям и несчастьям было изумительно сердечно и отзывчиво. Я прожил не один десяток лет, много видел хороших, добрых людей, но почти нигде не встречал такой беспредельной, чарующей доброты, такого большого, незлобивого сердца, как в Семье моего Государя и Его Отца. Его доброта была не поверхностного качества, не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Он помогал, сколько мог, из Своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы, в том числе и лицам, к которым, я знал, Он был лично не расположен.
Взгляды Государя и Его Семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком отношении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намека на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, Они не сплетничали ни о ком.
Но вся Семья отнюдь не обособлялась от жизни в других ее проявлениях. Эта жизнь, как светлая, так и темная, служебная и частная, ликующая и глубоко страдающая, жизнь верхов и низов, несмотря на их замкнутость, проникала к ним благодаря их положению бесчисленными путями, и в бесчисленных случаях Они соприкасались с ней непосредственно».
К этим словам можно добавить только некоторые примеры, доказывающие, что Государь требовал от своих Детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.
Н. Д. Семенов-Тян-Шанский: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах Государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, Цесаревич, разрезвившийся на берегу (Он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, Он и должен их собрать» — и, обращаясь к Наследнику, заставил его поднять мои вещи».
С. Я. Офросимова: «Однажды Государь приехал в лазарет, в котором работали Великие Княжны. Сев у постели одного из солдат, Он заботливо начал расспрашивать его, всем ли он доволен и хорошо ли за ним ухаживают.
— Так точно, Ваше Величество, всем доволен, прямо хоть и не поправляйся, — ответил раненый. Но потом, что-то вспомнив, добавил: — Вот только, Ваше Величество, сестры малость забывчивы… Намеднесь дал я вот этой сестричке… вот что там стоит, веселенькая такая… курносенькая», дал я ей десять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет…
— Ольга, — позвал сестру Государь — что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принести и забыла.
Великая Княжна потупилась.
— За это вели купить ему на рубль.
Бедный солдат после этого целый день все охал:
— На кого пожаловался-то?.. На Царскую Дочку… Господи, грех-то какой!..

А не упускают ли современные родители своих детей именно в таких незначительных на первый взгляд мелочах, не позволяют ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ.

Знакомство с жизнью

В книге «Государыня Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка» рассказано, что с первых лет замужества Императрица проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям рядом с Ливадией — крымским поместьем Царской Семьи. Не удовлетворенная условиями содержания в них, Александра Феодоровна стала их поддерживать за счет собственных средств и организовывать и проводить каждое лето благотворительные базары рядом с Ливадией. Выручка шла для тех, кто был слишком беден, чтобы платить за лечение. Каждое лето Императрица продавала в своем киоске прекрасное шитье и вышивки, собственноручно ею сработанные. Когда подросли Дочери, Александра Феодоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Она посещала дома многих больных туберкулезом, совершая визиты неожиданно, но ненавязчиво. Когда не могла пойти сама, то посылала Дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что Дети должны знать, что, «кроме красоты, в мире много печали».

Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить Детей Императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову Августейшим Родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только Сама Государыня, но и Ее юные Дочери работали в госпиталях и посещали раненых. Даже риск для здоровья Великих Княжон не пугал Александру Феодоровну, поскольку моральное и духовное здоровье Детей Она ставила выше Их физического здоровья. При работе с paнеными усталость была огромна, но и духовная отдача тоже огромна. «Наши Девочки прошли через тяжелые курсы для Своих лет, и их души очень развились, — писала Императрица Мужу, — Они в самом деле такие славные и так милы теперь. Они делили все Наши душевные волнения, и это научило Их смотреть на людей открытыми глазами, так что это очень Им поможет позднее в жизни. Мы одно, а это, увы, так редко в теперешнее время, Мы тесно связаны вместе».

«Ты видишь, — пишет Она в другом письме, — Наши Девочки научились наблюдать людей и их лица, Они очень сильно развились духовно через все это страдание, Они знают все, через что мы проходим; это необходимо и делает их зрелыми. К счастью, Они по временам большие беби, но у них есть вдумчивость и душевное чувство гораздо более мудрых существ».

Так же воспитывали и Сына. Чтобы показать мальчику, Наследнику, реальную жизнь Его будущих подданных, страдания войны, Государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению. Воспитатель Царевича Жильяр писал о том, что жизнь в Могилеве, в Ставке, вносила серьезную задержку в классные занятия Алексея Николаевича и была вредна для его здоровья: «Там было столько впечатлений, притом слишком сильных для такой нежной и хрупкой натуры. Мальчик становился нервным, рассеянным, неспособным на производительный труд. Я доложил о своих наблюдениях Императору. Признавая их вполне основательными, Он возразил мне, что все эти отрицательные стороны вознаграждаются тем, что Алексей Николаевич теряет здесь Свою природную застенчивость и нелюдимость и что от зрелища всех бедствий и горя у Него на всю жизнь останется столь спасительное для Него в будущем отношение к войне».

И вновь хочется обратиться к современным родителям: а почему бы в церковные праздники по старинному обычаю не посетить вместе с детьми больницы, детские дома, дома престарелых, просто больную соседку? Да и не только в праздники. Но при этом необходимо сообразовываться с возрастом детей, с их нервной организацией и возможностями, как делала это Царская Чета. Психика маленького ребенка легко травмируема. Ведь и Ее Величество не маленьких, но повзрослевших Детей посылала к туберкулезным больным, не слабую здоровьем Ольгу, но более выносливую Татьяну благословила помогать врачам при операциях.

«Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны нисколько не расходятся с другим Ее утверждением: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная».

Между тем сейчас нашлись «светочи» педагогической мысли, считающие, что буквально с пеленок перед детьми надо открывать всю правду-матку жизни, со всеми ужасами и чернотой. Страшно представить себе, на что обречена в этом случае детская психика. И если ребенок уже с трех лет постоянно заглядывает в экран, перед которым, небрежно развалясь, папа и мама смотрят кровавые триллеры, боевики и порнографию, что с ним станется, кто из него вырастет?

Царская чета бережно оберегала Детей от всего непотребного. Да, Царевич и Царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но Они не знали мерзостей порока. Старшие Царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран Они могли ощутить — смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Пьер Жильяр, преподававший Великой Княжне Ольге французский язык, вспоминал: «Когда Она стала старше, всякий раз, как я давал ей книгу, под предлогом трудности текста или незначительности интереса, который Он представлял, я отмечал на полях места или главы, которые Она должна была пропускать, с тем чтобы потом вкратце передать ей их содержание. Я делал так из предосторожности».

Конечно же, Ольга не делала попыток заглянуть в отмеченный учителем текст, и тем была ограждена от вольностей, которые могли встретиться во французских книгах. Юлия Ден вторит Жильяру: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Очень примечательный момент: в наши дни малыши по примеру родителей с трех лет усваивают нецензурную лексику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине.

«Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию», — писал в обращенном к жене завещании Император Павел I. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства»…

Принципы воспитания детей в доме Романовых и сейчас, на мой взгляд, не лишены смысла. Они, в какой-то мере, являются пособием по воспитанию для будущих поколений. Я считаю, что они очень актуальны и в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Кравцова М. В. «Семейные традиции воспитания в императорских семьях»

  • Государь Император Николай II Александрович / Под ред. С Завалишина. — Нью-Йорк: Всеславянское изд-во, 1968.

  • Жильяр П. Император-Николай II и Его Семья. — Вена: Русь, 1921.

  • Мельник Т. Воспоминания о Царской Семье и Ее жизни до и после революции — Белград, 1921.

  • Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. — Париж: Русская Летопись, 1924

Так же для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *