Воспитание дворянина муравьева

Методы воспитания в дворянских семьях были ориентированы на определенный идеал, сущностью «нормативного воспитания», применяемого к детям дворянского происхождения, было формирование личностных качеств соответственно конкретному образу. В основу этого образа входили такие качества как: честность, благородство, утонченность и прочие.

Определение 1

Понятие «дворянское воспитание» представляется не как педагогическая система, методика или свод правил, а как образ жизни, стиль поведения, усваиваемый ребенком через осознанное и бессознательное формирование привычки посредством подражания. Традиции в процессе воспитания дворянских детей не подлежали обсуждению, а неукоснительно соблюдались. Ввиду чего важность имело применение реальных принципов проявляющихся в условиях повседневной жизни, общении, поведении, но не теоретические предписания.

Отношение к детям в дворянских семьях

Отношение к детям дворянского происхождения внутри семьи отличалось высокой требовательностью, строгостью и даже жестокостью, что диктовалось нормами, определенными в традициях, в дворянском кодексе чести. Образование и воспитание детей, как правило, происходило в домашней обстановке, согласно строгому расписанию. Подъем был довольно ранний, после завтрака следовали уроки и другие разнообразные занятия. За соблюдением расписания пристально следили гувернеры. Любые проступки строго наказывались с использованием следующих мер:

  • Оставление без сладкого.
  • Запрет прогулки.
  • Простаивание в углу или на коленях.
  • Удары розгами.

Несмотря на строгость и требовательность, к детям в дворянских семьях относились со всей теплотой, любовью и заботой. Даже если требования педагогов и воспитателей были высокими, то обучение происходило в доброжелательной и веселой обстановке, благодаря чему легче переносились лишения и обязанности.

Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине 18 века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине 18 века повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Финансовая сторона образования дворянских детей

Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в соответствии с достатком семьи.

Мелкопоместные дворяне имели не большой материальный достаток, что отражалось и на качестве образования младшего поколения. В таких семьях обучение и воспитание проходило дома при участии родителей и более старших детей. В связи с чем, уровень грамотности в мелко дворянских семьях был невысок, выросшие на такой системе воспитания дети были малограмотные или неграмотны вовсе.

В 19 веке воспитанию детей стало уделяться больше внимания, и родители старались нанимать специалистов извне. Предпочтение отдавалось иностранцам – носителям разнообразных профессий, таких как актеры, лакеи, ремесленники, парикмахеры и прочее. Подобная тенденция диктовалась и острым недостатком местных высокообразованных педагогов. Из-за отсутствия учителей не практиковалось обучение русской грамоте и Закону Божьему.

В семьях состоятельных дворян дети обучались разнообразным наукам, в которые могли входить:

  • Французский язык.
  • Мифология.
  • История.
  • География.

Образование и воспитание девочек

Дискриминация по гендерному признаку присутствовала не только на западе, но и в России. В связи с чем, до 18 века женскому образованию практически не уделялось внимания. И только в начале столетия девочек аристократического происхождения стали обучать соответственно требованиям, продиктованным обществом той современности. В качестве просветительских направлений отдавалось предпочтение:

  • Иностранным языкам.
  • Светскому этикету.
  • Танцам.
  • Игре на музыкальных инструментах.
  • Пению.
  • Элементарным навыкам письма.

Процесс обучения, как правило, проходил дома при участии педагогов. В некоторых случаях отдавалось предпочтение специальным институтам благородных девиц, которые на тот момент были открыты в Петербурге и Москве. Позднее подобные заведения распахнули свои двери в Казани, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и других крупных городах.

Замечание 1

В основу воспитания состоятельных девушек того поколения вкладывалось умение вести себя в обществе. Их учили выглядеть привлекательно и нравится мужчинам. Менее состоятельные обучались навыкам ведения домашнего хозяйства. И тем и другим, без исключения, с рождения внушались нормы морали, объяснялось что прилично или неприлично.

С 1861 до 1906 года государство получило выкупных платежей с крестьян, заложенных помещиками, на 1,6 млрд рублей

Одна из целей крестьянской реформы 1861 года в России состояла не только в отмене крепостничества, но и в освобождении дворянства от массовых задолженностей перед государством.

Накануне Великих реформ в России насчитывалось около одного миллиона дворян обоего пола. Треть из этого числа принадлежала к личному дворянству, которому по закону запрещалось иметь крепостных. Число потомственных дворян составляло 610 тысяч человек, из них более половины (323 тысячи человек) приходилось на польскую шляхту. Из оставшегося числа 274 тысячи официально считались русскими (великороссы, малороссы и белорусы). При этом две трети русских дворян (184 тысячи человек) вообще не имело крепостных.

В 1831 году Николай I своим указом подтвердил, что право голоса в дворянских собраниях имеют только обладатели более чем 100 крестьянских душ. Но большинство дворян являлись владельцами гораздо меньшего числа крестьян: 38 тысяч русских дворян (43,8%) обладали менее чем 20 крестьянами; 30 тысяч (35,1%) имели от 21 до 100 крестьян. Зажиточных русских крепостников было не так много — 15,7 тысячи (18%) владели от 101 до 500 душ, а богатейших крепостников (в собственности более 500 душ) было чуть больше тысячи — 1032 человека (1,1%).

В результате в России почти не было по-настоящему крупных земельных собственников, которые могли бы разбогатеть на продукции своих владений. Большинство земель постоянно дробилось на все более мелкое число участков.

Хорошим примером того, как разорялось дворянство, является биография Александра Сергеевича Пушкина. Его отец в 1830 году выделил ему 200 душ мужского пола с семьями в селе Кистенево в Нижегородской губернии. У самого Сергея Львовича Пушкина в этом имении уже было 474 души, из которых уже 200 были заложенными за долги — оставшиеся души отец и передал своему сыну как подарок на его свадьбу с Натальей Гончаровой. Только завладев эти крепостными, поэт поспешил заложить их в Опекунском совете, получив за них 38 тысяч рублей. Из них 11 тысяч рублей Пушкин отдал своей теще, которая не хотела выдавать дочку замуж без приданого. Еще 10 тысяч рублей поэт одолжил своему другу Нащокину. На обустройство семейной жизни оставалось 17 тысяч рублей. Пушкин планировал на них жить в Москве в течение года, но деньги закончились уже через три месяца. Поэт писал в письме к другу: «Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии». В результате после свадьбы Пушкин до конца жизни оставался в долгах, а его крестьяне неоднократно перезакладывались.

Пример Пушкина описывает распространенную «экономическую стратегию» русских крепостников. К началу Великих реформ 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены для обеспечения государственных ссуд. Большинство крестьян таким образом рано или поздно могло освободиться без вмешательства государства, что привело бы к окончательному обеднению опоры самодержавия — дворянства. В итоге долго разрабатываемая крестьянская реформа Александра II предусматривала выкупные платежи, благодаря сложной системе которых крестьяне оказались наделенными землей; дворянство уплатило долги, а государство возместило убытки, понесенные на выдаче ссуд бывшим крепостным.

С 1861 до 1906 года государство получило выкупных платежей с крестьян, заложенных помещиками, на 1,6 млрд рублей, чистая выгода из которых составляла около 700 млн рублей.

Источники: Экштут С. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. — М.: Молодая гвардия, 2012; Пайпс Р. Россия при Старом режиме. — М.: Захаров, 2012; Эткинд А. Внутренняя колонизация. — М.: Новое литературное обозрение, 2013.

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ

Дворянство в России – сословие, возникшее в XII столетии на Руси, а затем, постепенно видоизменяясь, продолжавшее существовать в Русском царстве и Российской империи. В XVIII–начале XX века представители дворянского сословия определяли тенденции развития российской культуры, общественно-политической мысли, составляли большинство бюрократического аппарата страны. После Февральской революции дворянство в России навсегда исчезло как сословие и полностью утратило свои социальные и иные привилегии.

Дворянство на Руси

Дворянство в России возникло в XII веке. К началу столетия княжеская дружина, прежде представлявшая собой единую служилую корпорацию, распалась на региональные сообщества. Постоянно на службе князя находилась лишь часть дружинников. В XII веке они стали организовываться в княжьи дворы. Двор, как и дружина в прежние времена, состоял из двух групп: старшей (бояре) и младшей (дворяне). Дворяне, в отличие от бояр, были непосредственно связаны с князем и его хозяйством.

С XIV века дворяне получали за службу землю. В XIV–XVI веках усиление позиций русского дворянства происходило в первую очередь за счёт получения земли под условием военной службы. Появилась прослойка землевладельцев-помещиков. В конце XV века, после присоединения Новгородской земли и Тверского княжества, освободившиеся земли местных вотчинников были розданы дворянам на условии службы. С введением поместной системы, юридические основы которой были закреплены в Судебнике 1497 года, дворяне превратились в поставщиков феодального ополчения, которыми прежде были бояре.

В XVI веке дворян часто называли «служилыми людьми по отечеству». В то время дворянского сословия в России ещё не сложилось, поэтому дворяне представляли собой лишь один из привилегированных слоёв русского общества. Высший слой правящего класса при этом составляли бояре. В боярскую прослойку входили члены всего нескольких десятков аристократических родов. Более низкое положение занимали «дворяне московские», входившие в состав государева двора. На протяжении XVI века численность двора и его роль возрастали. Низшую ступень иерархической лестницы занимали «городовые дети боярские». Они объединялись в уездную дворянскую корпорацию и несли службу «со своего уезда». Верхи формирующегося дворянского сословия объединял государев двор – единый общегосударственный институт, окончательно сложившийся к середине XVI века. В состав двора входили «дети боярские» – «дворяне», они назначались на военные и административные должности. В середине и второй половине XVI столетия это были «дети боярские» только Северо-Восточной Руси. Таким образом, на разных территориях положение «детей боярских» различалось.

В феврале 1549 года, выступая на первом земском Соборе, Иван IV Грозный обозначил курс на построение централизованной самодержавной монархии с опорой на дворянство в противовес старой боярской аристократии. В следующем году избранная тысяча московских дворян была наделена поместьями в зоне 60-70 км вокруг Москвы. Уложение о службе 1555 года фактически уравняло дворян в правах с боярами, включая право наследования.

Соборное уложение 1649 года закрепило право дворян на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян. Это неразрывно связало дворянскую прослойку с зарождающимся крепостным правом.

Российское дворянство в XVIII веке

В 1722 году император Пётр I ввёл Табель о рангах – закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах. Пожалование старых аристократических титулов было прекращено – это положило конец боярству. С того времени слово «боярин», впоследствии переиначенное в «барин», стало употребляться только в просторечье и обозначало любого аристократа вообще. Дворянство перестало быть основанием для присвоения чина – приоритет был отдан служебной годности. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, – подчёркивал Пётр I, – пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут». Ещё в 1721 году император предоставил право на дворянство всем офицерам и их детям. Табель о рангах давала право на государственную службу, а значит и на получение дворянства, представителям купечества, посадским людям, разночинцам, государственным крестьянам. Было введено разделение на потомственное и личное дворянство. Численность годного к службе дворянства определялась с помощью смотров взрослым дворянам и недорослям, которые часто проходили при Петре I. Учётом дворян и их службы ведала Герольдия, учреждённая в 1722 году.

При Петре I большинство дворян были неграмотными. Под угрозой запрета на женитьбу и записи в солдаты император отправлял их учиться за границу. Одновременно складывалась система отечественных дворянских учебных заведений. Были учреждены Инженерная школа в Москве и Артиллерийская школа в Санкт-Петербурге (1712), Морская академия (1715), Инженерная школа в Петербурге (1719), Корпус кадет (1732, с 1752 года – Сухопутный шляхетный кадетный корпус), Морской шляхетский кадетный корпус (1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский и Инженерный кадетские шляхетные корпуса (1769). Во второй половине XVIII столетия дворяне стали отдавать детей на воспитание в благородных пансионах. Для подготовки к гражданской службе в 1811 году открылся Царскосельский лицей (с 1844 года – Александровский), Училище правоведения (1835) и другие заведения. Многие дети продолжали обучаться на дому с гувернёрами.

Некоторое время дворяне были обязаны служить пожизненно с 15 лет. В 1736 году срок службы был ограничен 25 годами, в 1740 году дворяне получили возможность выбирать между гражданской и военной службой. В 1762 году Манифестом о вольности дворянства Петра III обязанность служить была отменена, правда, уже в следующем году восстановлена пришедшей к власти Екатериной II. В 1785 году, с принятием «Жалованной грамоты дворянству», эта обязанность была вновь отменена. Освободившись от обязательной государственной службы, дворяне, по сути, освободились от любых обязательств перед государством и монархом. Тогда же дворяне получили право выезжать из России и поступать на иностранную службу. Началось формирование слоя поместного дворянства, постоянно проживавшего в своих имениях. Дворяне стали постепенно отходить от участия в политической жизни, многие занимались промышленностью и торговлей, содержали различные предприятия. Указом 1766 года был учреждён институт предводителей дворянства.

Уже в XVIII веке дворянство стало играть ключевую роль в развитии светской национальной культуры. По заказу дворян строились дворцы и особняки в крупных городах, архитектурные ансамбли в поместьях, создавались произведения живописцев и скульпторов. На попечении дворян находились театры и библиотеки. Выходцами из дворянской среды было большинство видных литераторов и композиторов Российской империи.

Российское дворянство в XIX – начале XX века

В первой половине XIX века дворяне играли ведущую роль в развитии общественной мысли и деятельности общественных движений Российской империи. Спектр их воззрений был крайне широк. После Отечественной войны 1812 года в дворянской среде стали распространяться республиканские настроения. Дворяне вступали в масонские и тайные антиправительственные организации, в 1825 году составили большинство в среде декабристов, затем преобладали в рядах западников и славянофилов.

В XIX столетии дворяне продолжали утрачивать связь с землёй, важнейшим и зачастую единственным источником доходов дворянства было жалование. В органах местного управления и земствах дворяне сохранили ведущие позиции – так, уездные предводители дворянства фактически возглавляли уездные администрации. После крестьянской реформы 1861 года социально-экономические позиции дворянства ослабли. Площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшилась в среднем приблизительно на 0,68 млн десятин в год. Аграрный кризис конца XIX века и развитие капитализма в России усугубили положение дворян. Контрреформы 1880-х–1890-х годов вновь упрочили роль дворянства в местном управлении. Были предприняты попытки поддержать экономическое положение дворян: в 1885 году появился Дворянский банк, который предоставлял им ссуды на льготных условиях. Несмотря на эту и другие поддерживающие меры, численность помещиков в дворянской среде сокращалась: если в 1861 году помещики составляли 88 % от всего сословия, то в 1905 году – 30-40 %. К 1915 году мелкопоместное дворянское землевладение (а оно составляло подавляющее большинство) практически полностью исчезло.

В 1906–1917 годах дворяне принимали активное участие в работе Государственной Думы, состоя при этом в разных политических партиях. В 1906 году поместные дворяне объединились в политическую организацию «Объединённое дворянство», отстаивавшую исторически сложившиеся привилегии дворянства и поместного землевладения.

После Февральской революции дворянство перестало играть самостоятельную политическую роль, несмотря на то, что его представители входили в состав Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 года сословия в РСФСР были ликвидированы декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Декрет о земле, принятый 8 ноября того же года, лишил дворян собственности на землю. Значительная часть дворян в годы Революции и Гражданской войны эмигрировали из страны. При советской власти в 1920-е – 1930-е годы многие выходцы из дворянского сословия подверглись преследованиям и репрессиям.

Классификация и численность

Дворянство подразделялось на древнее (потомки древних княжеских и боярских родов), титулованное (князья, графы, бароны), потомственное (дворянство, передававшееся законным наследникам), столбовое, беспоместное (полученное без наделения и закрепления земель) и личное (полученное за личные заслуги, в том числе по достижении 14 класса на гражданской службе, но не передающееся по наследству). Личное дворянство было введено Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия.

В среде потомственного дворянства сохранялись различия между титулованными и нетитулованными дворянами (последние составляли большинство). Почётом пользовались «столбовые» дворяне, которые могли доказать более чем вековую древность своего рода. Большинство титулов формально не давали обладателям особых прав, однако на деле способствовали их продвижению по службе.

В 1782 году в России насчитывалось свыше 108 тысяч дворян, что составляло 0,79 % населения. После принятия «Жалованной грамоты дворянству» их численность существенно возросла: в 1795 году в Российской империи было 362 тысяч дворян, или 2,22 % населения. В 1858 году в стране насчитывалось 609 973 потомственных дворянина и 276 809 личных и служащих дворян, в 1870 году – 544 188 и 316 994 соответственно. Дворян-землевладельцев, по данным 1877–1878 годов, в европейской части России насчитывалось 114 716 человек. В 1858 году потомственные дворяне составляли 0,76 % населения великорусских губерний Российской империи. Это было в два раза меньше, чем в тогдашних Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии.

По мере расширения границ Российской империи дворянство прирастало всё большим числом разнородных элементов. К московскому великорусскому дворянству присоединялись остзейское дворянство, украинское казачье дворянство присоединённых губерний, польская и литовская шляхта, бессарабское дворянство, грузинское, армянское, инородческое дворянство, финляндское рыцарство, татарские мурзы. В имущественном отношении дворянство тоже не было однородным. В 1777 году 59 % сословия составляло мелкопоместное дворянство (по 20 душ крепостных мужского пола), 25 % – среднепоместное (от 20 до 100 душ), 16 % – крупнопоместное (от 100 душ). У некоторых дворян во владении находились десятки тысяч крепостных.

Приобретение дворянства

Потомственное дворянство приобреталось четырьмя способами: 1) пожалованием по особому усмотрению самодержавной власти; 2) чинами на действительной службе; 3) вследствие пожалования за «служебные отличия» российскими орденами; 4) потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан. В основном дворянство приобретали службой. В 1722–1845 годах потомственное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского чина на военной службе и чина коллежского асессора на гражданской, а также при награждении любым из российских орденов (с 1831 года – кроме польского ордена Virturi Militari); в 1845–1856 годах – за выслугу чина майора и статского советника, и за награждение орденами Святого Георгия, Святого Владимира всех степеней и первыми степенями других орденов; в 1856–1900 годах – за выслугу чина полковника, капитана I ранга, действительного статского советника. С 1900 года по ордену Святого Владимира потомственное дворянство можно было получить только начиная с 3-й степени.

Личное дворянское звание присваивалось по особому высочайшему усмотрению. Оно распространялось на супругу, но не передавалось потомству. Правами личного дворянства пользовались вдовы не принадлежавших к потомственному дворянству священнослужителей православного и армяно-грегорианского исповедания. Для получения личного дворянства надо было либо дослужиться на гражданской действительной службе до чина 9-го класса (титулярный советник) или на военной – до чина 14-го класса, то есть первого обер-офицерского, либо получить орден Святой Анны II, III и IV степени (после 1845), Святого Станислава II и III степени (после 1855), Святого Владимира IV степени (1900).

Потомки личных дворян, «беспорочно» состоявших на службе в чинах не менее 20 лет, имели право ходатайствовать о потомственном дворянстве до 28 мая 1900 года, когда была отменена соответствующая статья закона.

Потомственное дворянство передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии, но женщина-дворянка, вышедшая замуж за недворянина, не могла передать супругу и родившимся в браке детям дворянские права, хотя сама продолжала оставаться дворянкой. Распространение дворянского достоинства на детей, рождённых до пожалования дворянства, зависело от «высочайшего благоусмотрения». В 1874 году все ограничения, касавшиеся детей, рождённых в податном состоянии, были отменены.

Привилегии дворянства

В разные периоды времени российское дворянство имело следующие привилегии: 1) право владения населёнными имениями (до 1861 года); 2) свобода от обязательной службы (до введения всесословной воинской повинности в 1874 году); 3) свобода от земских повинностей (до второй половины XIX века); 4) право поступления на государственную службу и на обучение в привилегированных учебных заведениях; 5) право корпоративной организации. Каждый потомственный дворянин заносился в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. Не имевшие недвижимости вносились в книги губерний, где имениями владели их предки. Те, кто получил дворянство через чин или пожалование орденом, сами выбирали губернию, в книгу которой будут внесены. Так можно было делать до 1904 года. Личные дворяне в родословную книгу не вносились – в 1854 года их записывали в пятую часть городской обывательской книги наравне с почётными гражданами.

Общим для всех дворян был титул «ваше благородие». Имелись также родовые титулы: баронские (барон), графские («ваше высокоблагородие»), княжеские («ваше сиятельство») и так далее. Служившие дворяне имели титулы и мундиры, соответствовавшие их чинам гражданского или военного ведомства, неслужилые – носили мундиры губерний, где имели поместья или были записаны. Каждый дворянин имел право на ношение шпаги. Привилегией потомственных дворян было право на родовой герб. Герб каждого дворянского рода утверждался высочайшей властью, его внешний вид нельзя было менять без особого высочайшего повеления. В 1797 году был создан Общий гербовник дворянских родов Российской империи, в котором содержались рисунки и описания гербов разных родов.

До 1863 года одной из привилегий дворян была невозможность подвергать их телесным наказаниям ни по суду, ни во время содержания под стражей. В пореформенный период эта привилегия стала просто правом. В Законах о состояниях, изданных в 1876 году, содержалась статья об освобождении дворян от личных податей. В 1883 году, после отмены подушной подати по Закону от 14 мая 1883 года, эта статья потеряла надобность, и в издании 1899 года её уже не было.

Как воспитывали детей в XIX веке

Беспрерывное наблюдение

Информация о воспитании учеников сохранилась еще с начала XIX века. В тогдашних гимназиях было очень много контролирующих лиц: надзиратель-смотритель, инспектор, гувернер, директор и т. д. Все эти люди строго следили за учащимися и не допускали и малейшего отклонения ученика от заданной нормы. Наблюдение за учащимися не прекращалось вплоть до выпуска из школы или гимназии.

Прав у учащихся было крайне мало, но обязанностей хватало с лихвой. Дети должны были посещать богослужения, гулять разрешалось только в обусловленное время, любые задержки или невыполнение правил приводили к наказаниям, часто телесного характера.

Запрет на личные вещи

Табу для учеников касались всех аспектов жизни. Тем, кто жил не в самой школе, а на квартире, запрещалось даже покупать себе пропитание. Управляющие школ и гимназий строго запрещали ученикам иметь личные вещи и деньги. А если средства имелись, они хранились в личных кабинетах надзирателей и тратились только с их разрешения. Покупка сладостей, да и вообще еды строго запрещалась. Однако ученики умудрялись обманывать смотрителей и набивать животы вкусностями. Письма гимназистов также подлежали строжайшей проверке. Они были обязаны предоставлять письма в незапечатанном виде своему смотрителю, который имел право их читать в случае недоверия воспитаннику.

Отсутствие личной жизни

В правилах учебных заведений были строгие устои по поводу личной жизни учащихся. Ученикам строго запрещалось ходить на вечера маскарадов, посещать галереи, бильярдные и всяческие увеселительные заведения. Походы в театры также строго контролировались. Если пьеса, по мнению надзирателя, была сомнительного содержание, ее посещение непременно возбранялось, но существовал небольшой шанс получить разрешение от инспектора гимназии.

Учебные заведения сковывали подопечных дисциплиной во всем, пытаясь таким образом вырастить из детей чистейших помыслами и деяниями членов общества. Директора некоторых учреждений даже запрещали чтение некоторой литературы, обуславливая это тем, что чтение всего подряд может негативно сказаться на воспитании детей. Потому книги, взятые из библиотеки на дом, выдавались ученикам после разрешения воспитателя.

Внешний вид

Требования к внешнему виду учеников также не отличались свободой. Форма походила больше на военный мундир, нежели на школьную одежду. Фасон шинелей учащихся был однообразен, единственные различия заключались в цвете, окантовке, рисунке на эмблемах и иногда формой пуговиц. Головной убор представлял собой фуражку синего цвета с черным козырьком. Обязательным для каждого гимназиста был его портфель, появляться без которого было строжайше запрещено. Но какое восхищение у одноклассников вызывал их товарищ, явившийся без портфеля и нашедший выход из положения. Нарушения в виде незастегнутого воротника или некачественно пришитой пуговицы могли караться лишением еды, неудовлетворительными оценками по поведению и жалобой в сторону родителей учащегося.

Запреты и наказания

Каждый учащийся имел список обязанностей и запретов, невыполнение которых приводило к разного рода наказаниям.

Обязанности учеников:

  • носить скромную прическу;
  • встречая преподавателя или кого-либо вышестоящего, ученик обязан снять головной убор и отдать честь;
  • соблюдать порядок и приличное поведение в общественных местах.

Ученикам запрещается:

  • носить любые украшения и оружие;
  • ходить в неопрятной форме, в незастегнутой гимнастерке;
  • курить и распивать алкогольные напитки;
  • посещать разного рода увеселительные заведения;

Нарушение запретов или несоблюдение обязанностей приводило ко всяческим наказаниям, начиная от общественно полезных работ и лишения еды, заканчивая телесными наказаниями.

Основные принципы дворянского воспитания

На сегодняшний день существует множество различных и даже противоречивых рекомендаций по воспитанию детей, но в конце концов, затерявшись в этом океане советов, родители начинают воспитывать своё чадо исходя лишь из собственной интуиции. К сожалению, часто подобные действия это программа максимум, т.к. большинство современных родителей в принципе не понимает смысл слова «воспитание» и не воспитывают своих детей совсем. В результате мы сталкиваемся не только с извечной проблемой «отцов и детей», но и вынуждены наблюдать, как наше подрастающее поколение мечется в этом мире в тщетных поисках себя и своего места.
Давайте вспомним, как воспитывались дети в России в дворянских семьях.
Детей в силу понятных причин тогда рождалось много: на протяжении XVIII и первых десятилетий XIX века вовсе не редкостью были матери, произведшие на свет 10-15 младенцев. Очень высока была и детская смертность. Дети погибали в тяжелых родах, от детских болезней, несчастных случаев. В общем, если из пятнадцати рожденных выживало пятеро, родители считали это милостью судьбы.
Но не смотря на это, сразу после рождения деток отдавали на попечение кормилицы и нянек. Хотя, конечно, матери тоже принимали участие в воспитании.
В домах дети проживали отдельно от своих родителей — их спальни находились как можно дальше от родительских.
В отношении детского стола больших стеснений обычно не было, хотя не было и баловства. Утром поили молоком или бульоном с хлебом либо давали «габер-суп» — сладкий овсяный суп с сухофруктами. Для здоровья поили травяными чаями, отваром лопуха, молочной сывороткой. В обед полагался суп, одно мясное или рыбное блюдо и десерт. На полдник — что-нибудь сладкое. На ужин — опять молоко с хлебом или каша. Помимо этого за детским столом неизменно бывали яйца, вареные овощи, пироги, масло и творог; летом — ягоды. Завтрак дворянским детям подавался часов в восемь утра, обед — между 12 и часом дня, полдник — часа в четыре, ужин — примерно в восемь часов. В промежутках между трапезами никаких перекусов не полагалось и перехватывать куски детям запрещали.
Из воспоминаний писателя графа В. А. Соллогуба (начало XIX века): «Жизнь наша текла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить „ты“ ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастья, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них. Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только товарищей, но чуть ли не подчиненных, иногда даже и слуг. Такому сумасбродству послужило поводом воспитание в Англии. Но так как русский размах всегда шагает через край, то и тут нужная заботливость перешла к беспредельному баловству».
Главным мотивом дворянского воспитания в те времена было: «Любить Отечество свое и верою ему служить». Причем это касалось не только мальчиков, но и девочек.
Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений». Лицеисты поднимались в 7 утра, и напряженное общеобразовательное обучение чередовалось с верховой ездой, фехтованием, плаванием и греблей. Кроме того, для лицеистов были обязательны прогулки в любую погоду.
Стоит ли удивляться, что дворяне с детства владели собой и были приучены превозмогать страх, отчаяние и боль в любых обстоятельствах. Подобное мужество являлось вовсе не элементом необычайного природного дара, но достигалось путем воспитания.
Но чаще всего дворянские дети получали образование, не выходя за пределы отчего дома. Не все дворяне хотели или имели возможность отправлять своих детей в образовательные учреждения. Но даже в семье жизнь ребенка была совсем не праздной:
-строгая дисциплина,
-послушание родителям,
-сочетание этического и этикетного,
-следование жесткому распорядку дня.
Неизменно ранний подъем, затем обливание, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия.
Большое внимание уделялось православному воспитанию. Утренняя и вечерняя молитва в дворянских семьях была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресным и праздничным дням дети вместе с родителями посещали литургию.
Весьма часто в отношении юных дворян применялись разного вида наказания, в том числе и за нерадение в учебе. Обычно отпрысков лишали сладкого или заставляли стоять у стола в продолжение всего обеда. Но за особенные провинности ослушников ставили в угол или пороли розгами.
«Учебный план» молодого дворянина был насыщенным: латынь или греческий, французский язык — как основной в среде дворянского сословия, а также немецкий, английский, итальянский языки. Всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская словесность, рисование и музыка. Во второй половине XVIII -начале XIX века обязательный образовательный план пополнился изучением архитектуры и искусства. Обязательным элементом дворянского воспитания были танцы. Обучение начиналось очень рано — лет с пяти — шести.
Подлинно хорошее воспитание основывалось на ряде этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения:
Например, послушание родителям и почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов. В почитающей традиции дворянской семье авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению;
Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно, и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность;
Нарушить данное слово — значило раз и на всегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным;
Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и не прилично. Умение скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека;
Отметим, что «непристойной» считалась в хорошем обществе всякая открытая и нарочитая демонстрация богатства.
Еще одной важной составляющей была забота о нравственности. В первую очередь это касалось девочек, для которых целомудрие считалось самым главным качеством, наряду со скромностью, послушанием, религиозностью, привлекательной внешностью, влиятельной родней и хорошим приданым.
С наступлением подросткового возраста и сама девица, и ее воспитатели должны были удвоить усилия для охранения ее репутации. Ее поведение и манеры должны были быть безупречны. Она не могла остаться наедине с чужим мужчиной, даже старым и женатым, одна выходить на улицу и появляться в общественных местах — ее обязательно сопровождали гувернантка и лакей или родители, старшие родственники, взрослые близкие знакомые и т. д. (этот запрет ослаб только после 1860-х годов). Между шестнадцатью и восемнадцатью годами барышня начинала выезжать в свет и очень скоро выходила замуж. Затягивать с этим делом не рекомендовалось, чтобы не остаться вековухой; уже года в двадцать три девушка считалась перестарком. С этого времени все заботы о молодой женщине полностью переходили из родительских рук в руки мужа.
В пятнадцать — восемнадцать, много в двадцать лет юный дворянин поступал на службу государю императору, который и становился с этих пор его главным начальником — конечно, если не считать «отцов командиров» и благодетельных столоначальников. Родительская власть, все розги и ласки оставались дома.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *