Воспитание в школе

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

В среду, 30 января 2019 года, в Государственной Думе в рамках VII Рождественских Парламентских встреч прошёл круглый стол, подготовленный совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Комитетом по образованию и науке Государственной Думы на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития».

Его участниками стали представители Русской Православной Церкви, традиционных религиозных общин, Министерства просвещения РФ, Общественной палаты, органов власти субъектов, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации.

В ходе обсуждения был полнят ряд вопросов, таких как отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников, необходимость формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей.

Обращаясь к участникам круглого стола, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил: «Для того чтобы видеть будущее, не всегда нужно быть пророком, в отдельных случаях достаточно быть просто внимательным к тому, чем живут наши дети. Они – будущее, которое формируется, изменяется, растёт вместе с нами, в прямой зависимости от нас. Мы можем и, видимо, просто обязаны сделать его лучше!

Он напомнил, что когда начиналось преподавание предметной области ОРКСЭ, со стороны его противников раздавались упрёки в том, что «приобщение детей к религии может вызвать конфликты между учащимися», но все опасения оказались неоправданными.

Сегодня же главное опасение тех, кто выступает против того, чтобы духовно-нравственное воспитание заняло достойное место в рамках школьной программы – «увеличение времени на изучение православной культуры (других традиционных религиозных культур) повлечёт за собой чрезмерную учебную нагрузку на детей, либо сокращение часов на другие, не менее важные предметы школьной программы.

В этой связи я неоднократно говорил и вынужденно повторяю, что проблема духовно-нравственного воспитания школьников, подростков и молодёжи – это не проблема школьных часов, вообще не проблема времени. Глобально – это проблема смысла жизни, жизненных приоритетов, — сказал митрополит Меркурий.

Как отметил председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Вячеслав Никонов, духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять значительное внимание.

Парламентарий подчеркнул, что «в российском обществе образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько её было в Русской Православной Церкви». «Изначально образование пришло вместе с христианством», – сказал он, напомнив, что очень большое количество высокообразованных людей в России получили духовное образование.

Председатель Комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в свою очередь заявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – сказал он.

По итогам мероприятия его участники рекомендовали в федеральные государственные образовательные программы и примерные основные образовательные программы внести изменения, направленные на расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей, со 2-го по 10-й классы.

Регионам участники круглого стола посоветовали реализовать с участием Русской Православной Церкви меры по расширению возможностей и гарантий преподавания в школах православной культуры, организовать школы молодых родителей и молодых воспитателей, а в системе повышения квалификации педагогов предусмотреть специальные курсы по традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Как сообщил Вячеслав Никонов, на площадке Комитета по образованию и науке Госдумы планируется провести мероприятия по обсуждению, экспертизе и разработке законодательных инициатив и предложений по совершенствованию условий духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодёжи.




Школа – не просто социальный институт, это важнейший этап в жизни каждого человека. Именно школа дает основной толчок в формировании личности, обогащает знаниями и умениями, формирует мировоззрение и жизненные принципы. Поэтому вопросы воспитания детей в школе являются одними из важнейших в системе педагогики.
Цели воспитания детей в школе сводятся к нескольким основным:
1. Образовательная цель. Школа в первую очередь – это учреждение, направленное на образовательный процесс детей, их всестороннее интеллектуальное развитие.
2. Социальная цель. Процесс обучения в школе неразрывно связан с социальной адаптацией ребенка. Дети, попадая в незнакомый коллектив сверстников, учатся взаимодействовать друг с другом, взаимодействовать со взрослыми – учителями, работать индивидуально и в команде, достигая определенных результатов – оценок за уровень полученных знаний.
3. Адаптивная цель. Дети, учась в школе, готовятся к началу взрослой жизни в социуме. Школа – это огромная ступень на пути к самостоятельной жизни, вне опеки семьи или других социальных институтов.
4. Педагогическая цель. В школе ребенок постигает такие понятия, как культура поведения, нравственность, безнравственность, социально приемлемое поведение, асоциальное поведение. Школьник учится отличать «плохое» от «хорошего», понимать последствия своих действий и брать ответственность за сделанный выбор.
Задачи процесса воспитания детей в школе зависят от ситуаций и целей, которые преследует педагог, учитель. Например, задача может быть связана с освоением учебного материала по предмету или с необходимость научить детей какому-либо новому навыку, например, ведению конспекта, написанию реферата и т.д.

СтатьиОт 6 и старше

Роль школы в жизни человека.

Школа в нашей жизни играет огромную роль, которую не все ценят и до конца не понимают. Школе и вчера и сегодня и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что заходит в нее большой малыш, а об окончании ее выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность.

Простым алегоричным языком школа — это фундамент юной жизни, это трамплин для покорения жизненных судьбоносных вершин в современном нелегком мире. Школу иногда сравнивают с армией. Это сравнение не все разделяют, но что касается ребят — то это справедливо. Ведь малыш впервые начинает трудиться! Ребята впервые начинают понимать и создавать свой коллектив, понимать, что такое дружба и чувство локтя товарища. Стремление быть первым в любом деле «спорт, КВН, худ. самодеятельность» создает характер, помогает раскрыться юному человеку, его таланту, его воспитанию.

Школа — это огромный организм, в котором все должно быть направлено на создание и выращивание нового современного поколения. Очень часто бывает, что ученики влюбляются в свою классную учительницу на долгие годы. Это происходит тогда, когда педагог еще обладает сверхчеловеческими психологическими способностями учить, вести, а главное — любить детей, не взирая на их различия, способности, возможности родителей. Вот почему некоторых учителей считают вторыми мамами, которые остаются в памяти на долгие годы.

Школа — психологически довольно сложный механизм. Сама школа не сможет справиться с становлением личности подростка, если при этом формировании не пресутствуют родители и родные. Ведь цель для всех одинаково важна, чтобы юный человек получил как можно больше знаний, мог не боясь ринуться в этот жизненный поток; чтобы эта, пусть не окрепшая школьная личность смогла найти себе достойное занятие, работу, учебу с надежным багажом знаний, которые дала среднеобразовательная школа.

Почему одноклассники запоминаются на всю жизнь? Ведь друзей и товарищей будет огромное количество, а школьные коллеги — это на долго. Потому, что все впервые. Постигая все новое в этом создавшемся коллективе ты растешь вместе с ними, растешь физически и нравственно из года в год. Первая любовь или дружба тоже рождаются в стенах школы. И хотя финал не всегда бывает счастливым, но эти чувства воспитывает и дарит школа.

Много предметов, насыщенная программа, компьютеризация 21 века, век скоростей космических и других технологий — и ты должен соответствовать этому времени со своим багажом знаний с умением трудиться и преодолевать возникающие трудности, чтобы добиться своей цели. Все это благодаря такому простому учреждению, как школа.
в завершении хочется сказать, что школа — это трудный, но в то же время чудный и очень нужный этап нашей жизни. Да здравствует школа!!!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *