Воздержание

Завершает перечисление плодов Духа у Апостола (Гал.5:23) воздержание. Соответствующее греческое слово у Апостола означает самоконтроль, способность держать в узде свои страсти и желания.

Это нелегко; я хочу быть кротким и терпеливым — но прихожу в ярость и раздражение. Хочу быть умеренным в пище — что определенно пошло бы мне на пользу — но не могу справиться со своим аппетитом. Бывает страшнее — человек не может оторваться от бутылки, хотя понимает, что пьет свою смерть, не может прекратить делать еще какие-то вещи, от которых ему самому стыдно и противно. Люди решают начать новую жизнь с понедельника — и у них ничего не выходит. Внутреннее течение оказывается сильнее.

И вот воздержание — это способность одолевать свои хотения. Это огромное, почти недостижимое дело — что люди понимали и за пределами библейского мира. Как сказано в «Дхаммападе» (буддийский текст, созданный в III веке до н.э. – ред.), «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».

Мы можем не понимать всей остроты проблемы из-за привычки плыть по течению — лениться, когда лениво, злиться, когда нас что-то раздражает, и так далее. Но как только мы пытаемся жить христианской жизнью, хранить заповеди, поступать по совести, мы обнаруживаем, что мощный поток страстей и импульсов, как являющихся изнутри, так и нападающих снаружи, все время уносит нас куда-то в сторону. Вот, мы уже решили каждый день молиться, но все время лень и некогда. А особенно лень и хочется спать в воскресное утро. Как говорит писание, «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28), напротив, «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою завоевателя города» (Прит.16:32)

Грехопадение ввергло нас в жалкое состояние внутреннего конфликта — «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15) Блаженный Августин описывает этот конфликт в своей «Исповеди» — «я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить…. Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе — и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться — она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука — это тело»

Речь идет не только — и часто не столько — об аппетите (чрезмерном) или половом влечении (когда оно тащит куда-то за пределы богоустановленного брака), но и других наших порывах, следовать которым было бы пагубно и ужасно глупо. Страсть к пустым разговорам и препирательствам, к ненужным вещам, к пустым развлечениям — ко многому тому, что, как мы сами понимаем, является пустым и вредным — но тем не менее, властвующим над нашей жизнью.

И вот Святой Дух созидает в нас воздержание — способность говорить «да» нашему подлинному благу и предназначению, и поэтому говорить «нет» каким-то нашим страстишкам.

В наше время добродетель воздержания особенно непопулярна — наша экономика функционирует благодаря тому, что продает удовольствия, а реклама постоянно призывает «брать от жизни все». Человеку, который от чего-то отказывается, внушают, что он упускает что-то важное, обедняет свою жизнь — ведь он мог бы взять кредит и купить то и это, и еще, и еще, пока бы ему не перестали бы выдавать кредиты… Впрочем, и в античном мире людям надо было объяснять, чем так важно воздержание.

Святой Апостол Павел сравнивает христианскую жизнь с тренировкой атлета: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного»

(1Кор.9:25). Спортивные состязания были очень популярны в античном мире, как и сейчас. Как и в наши дни, атлеты подвергали себя изнурительным тренировкам, соблюдали режим дня, ели строго определенную пищу, все для того, чтобы добиться своей цели — победить в соревнованиях, пережить короткий момент славы, получить венец. В античности на голову победителя возлагали венок из лавровых листьев, который увядал через несколько часов; именно поэтому Апостол называет его «тленным», то есть портящимся. Христианин же трудится и подвизается — от слова «подвиг» — ради того, чтобы обрести жизнь вечную, бесценную награду, которая пребудет с ним всегда.

Людям часто кажется нормальным и естественным прилагать огромные усилия для того, чтобы добиться чего-то тленного — денег и почестей, которые через какое-то время неизбежно выскользнут у них из рук. Кто из нас помнит имена олимпийских чемпионов десятилетней давности? А столетней?

Христианин призван обрести славу, с которой ничто не может сравниться — его примет, одобрит, похвалит не толпа на стадионе, а сам Бог, Создатель и Спаситель мира, не болельщики, которые его скоро забудут, а Христос, с которым он пребудет в вечности.

И чтобы обрести эту славу, христианский подвижник усмиряет и порабощает тело свое — как всадник обуздывает своевольного коня. Он полагает себе главную цель — святость, и приносит в жертву этой цели свои сиюминутные хотения и аппетиты. Он видит перед собой цель — жизнь вечную и блаженную, и охотно и радостно ограничивает себя во всем, чтобы достигнуть ее.

Трезвость — норма жизни. Православные принимают обет воздержания от спиртного. В этом им помогают священники новоуренгойского прихода. В храм Серафима Саровского приехали страждущие даже из Тазовского — так велика потребность людей оставаться трезвым и смотреть на мир без тумана в глазах. О мотивах, побуждениях и ожиданиях они рассказали моим коллегам. Подробности в материале Евгения Галимова.
Пить или не пить? Для себя этот вопрос Денис Тихонов давно решил. Занимаюсь спортом, говорит он, возглавляю тазовских казаков, семьянин. Должен быть примером для подражания во всём. Поэтому собрался с духом и — отказался от вредных привычек. Очень надеется, что раз и навсегда.
Денис Тихонов, атаман Тазовского казачьего войска: «О том, что кто-то крутит у виска, не понимают, считают, что можно по чуть-чуть. Но даже по чуть-чуть очень опасно, потому что происходят потом всякие трагедии».
Справиться с такой ношей в одиночку — задача совсем не тривиальная. Особенно учитывая, что человек слаб и подвержен искушениям, считают православные. В ситуации, когда соблазны поджидают за дверью каждого магазина, в каждом доме, где застолье — одна надежда, силу духа следует укреплять в молитве, рассказывает убежденным трезвенникам настоятель прихода.
Иерей Олег Нелин, настоятель православного прихода: «О том, что только с божией помощью удастся совладать с собой и справиться с соблазнами, и что надо молиться и стараться».
Для того, чтобы обет трезвости прозвучал искренне и вдохновенно, не надо быть заядлым пьяницей. Наоборот, такие люди как раз приходят реже всего, говорят и активисты, и православные. А вот привычная для всех, молчаливо одобряемая и оттого губительная «теория культурного пития» всё чаще заканчивается отказом от этилового яда. Так вышло и с Юрием Кунаковым.
Юрий Кунаков: «О том, что было как и у всех — выпивал по праздникам, в меру, а потом вдруг задумался — а надо ли ему это?»
Говорят, что приняв обет, начинаешь испытывать особое искушение. То ли психологический эффект, то ли сверху посылают испытания — для проверки твёрдости духа. Те, кто уже справился с собой, об этом говорить не очень хотят. А тем, кто сегодня поклялся быть трезвым до конца дней своих, еще предстоит это испытать. И, может быть, мы встретимся с ними через год, и они нам расскажут.

Примеры употребления слова воздержание в литературе.

Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом — синдромом воздержания от наркотика, который возникает обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика.

Максимальной выраженности абстинентные явления достигают на 3-й день воздержания от спиртных напитков.

К этому надо прибавить строгую вегетарианскую диету и воздержание от сексуальной жизни, не ведущей к зачатию.

Не могла матрона не обратить внимания на костыль и, хитро изменив стиль зазываний, обратилась к монахам с просьбой — не помогут ли они оба снять с нее, именно с нее, вериги воздержания, она ведь терпела столько ночей и дней!

Теперь уже не только единосущники трисущникам, но и братья братьям в обоих толках готовы были перервать горло из-за всякой малости: крестообразного или троекратного каждения, ядения чесноку в день Благовещенья и Сорока мучеников, воздержания попов от луку за день до литургии, правила не сидеть в говении, возложивши ноги на ногу, чтения вовеки веком, или вовеки веков — из-за каждой буквы, запятой и точки в старых книгах.

Античные идеалы калокагатии, гармонического развития, в христианской культуре средних веков заменяются на идеалы целомудрия и воздержания.

Сказал: в плотских ласканиях греха нет, и, наоборот, грех против Бога совершают те, кто свою плоть иссушает воздержанием.

Таковы самоотречение, точное соблюдение обрядов, которые наши священники считают делом благочестия, покаяние, воздержание, церемонии, посредством которых церковь, по-видимому, хочет узнать, до каких пределов может доходить терпение, легковерие, нищета духа ее детей.

И если кто окажется совершившим многие подвиги, соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего — тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки.

Иосиф подумал об этом, и тотчас дали себя знать месяцы, протекшие в вынужденном воздержании: пошло гулять по крови, волна за волной посылая ее по всему телу, желание столь безотлагательное, что мутилось в голове, а потом, еще усиленное и подкрепленное воображением, сделавшись из смутного и зыбкого непреложно вещественным, вернулось туда, где родилось.

Как известно, чувственная фантазия умеряется и даже почти подавляется при правильных половых сношениях и, наоборот, разнуздывается и дичает при воздержании или беспорядочных сношениях.

Холостой мужчина, соблюдающий меру и уважительно относящийся к обычаям, законам и правам других, может предаваться удовольствиям как хочет: и действительно, при всей строгости морали, было бы весьма непросто принудить его к полному воздержанию, поскольку он не связан брачными обязательствами.

Триста лет поста, воздержания и, по сути, схимнической жизни в безлюдных, глухих лесах, триста лет бесконечных гонений, мук и страстотерпия.

Это — самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет собой самое трудное правило воздержания.

Глаза Фредро сверкнули, как у человека, после многих дней воздержания увидевшего бутылку виски.

Источник: библиотека Максима Мошкова

(синонимы — абстиненция половая, депривация половая), вынужденное или сознательное снижение половой активности ниже индивидуальной (конституционно возрастной) потребности.
Различают два вида полового воздержания. Первый — это отсутствие половой активности сразу после окончания полового акта (рефракторный период копулятивного цикла). Обычно воспринимается человеком положительно, как заслуженный отдых после интенсивной психофизической нагрузки с яркой эмоциональной окраской Исключение составляют личности астензированные (ослабленные) и отличающиеся крайней вегетативной лабильностью (чаще с диэнцефальной патологией), у них за половым актом вместо чувства удовлетворения могут следовать явления общей адинамии, эмоциональной вялости или даже подавленности, сердцебиения, повышения потливости и т. д. Может наблюдаться и психологический дискомфорт, вызванный отсутствием чувства удовлетворенности от близости при ускоренной эякуляции, отсутствии оргазма у партнерши, её холодности и т. д. Эти проявления держатся не более суток.
Второй вид воздержания — вынужденная сексуальная абстиненция, когда после рефракторного периода копулятивного цикла возникает половая потребность, удовлетворению которой препятствуют какие-либо внешние обстоятельства. При этом возникают невротические (раздражительность, иногда с признаками невротизации) и застойные (тягостные ощущения в области малого таза, что провоцирует мастурбацию) явления
Половое воздержание в период подростковой и юношеской гиперсексуальности, до начала регулярной половой жизни в браке, является социальной нормой. В этом возрасте воздержание не оказывает отрицательного влияния на здоровье и сексуальную функцию, поскольку половая система еще регулярно не функционирует, а стремление к сексуальным контактам у подростков зависит не столько от повышенного полового влечения, сколько от принятых в их среде установок на сексуальное общение. Саморегуляция половой функции (эротические сновидения, поллюции, мастурбация) облегчает остроту периода повышенной сексуальности, способствует снижению повышенной половой возбудимости. Средством разрядки полового напряжения, вызываемого не только физиологическими (накопление семени и секретов придаточных половых желез), но и психическими факторами (примером сверстников, желанием получить удовольствие), является онанизм (мастурбация, самовозбуждение) периода юношеской гиперсексуальности Умеренная мастурбация в юношеском возрасте носит характер саморегуляции половой функции и является безвредной. Отвлекающим фактором также служит переключение внимания и интересов со сферы половых отношений на какой-либо вид творческой деятельности.
У супругов, живущих постоянной половой жизнью, устанавливается определенный ее ритм. У здоровых женатых мужчин молодого и среднего возраста, умеющих разумно управлять своим половым поведением путем переключения половой энергии в другие сферы деятельности, период вынужденного полового воздержания переносится легко и не вызывает нарушения здоровья и сексуальной функции. Однако возможны преждевременная эякуляция, сексуальные затруднения при возобновлении регулярной половой жизни в связи с нарушением прежнего её ритма, который восстанавливается медленно и постепенно Тревога и озабоченность мужчины усугубляется ожиданием негативной реакции жены. Весьма важное значение для восстановления нормального функционирования половой системы при надлежит женщине, ее тактичному отношению Упреки мужа в половой несостоятельности или измене, колкие замечания, насмешки по поводу половых затруднений, нетерпение и требовательность женщин могут способствовать возникновению функциональных половых расстройств у мужчины Наличие или отсутствие тягостных ощущений при вынужденном половом воздержании у муж чин и женщин зависит от выраженности по левого влечения, индивидуальных особенностей половой конституции, личностных черт, темперамента, социально бытовых и многих других факторов. При слабовыраженном влечении половое воздержание возможно в течение нескольких месяцев и даже лет без особого вреда для организма, при сильно выраженном половом влечении возможны отрицательное влияние на умственную и физическую деятельность, настроение, работоспособность, возникновение повышенной нервно психической возбудимости с чувством неудовлетворенности.
Существующие у мужчины механизмы саморегуляции половой функции способны изменять интенсивность полового влечения на периоды вынужденного полового воздержания. При невозможности половых контактов половое влечение нередко ослабляется, а при возобновлении — нормализуется. Это объясняется большим выбросом с эякулятом секрета предстательной железы при частых половых актах, в то время как в кровь поступает лишь небольшое его количество. Уменьшение поступления секрета в кровь усиливает секрецию яичек, гормоны которых начинают активизировать поло вое влечение. И наоборот, чем реже совершаются половые акты, тем реже может проявляться потребность в них, т. к. секрет предстательной железы обильно поступает в кровь и тормозит гормональную функцию яичек. Одной из форм саморегуляции половой функции при вынужденном половом воздержании у мужчин и у женщин является мастурбация. У мужчин в зрелом возрасте она иногда способствует предупреждению половой слабости, вызванной длительным половым воздержанием. В зрелом возрасте острота вынужденного полового воз держания сглаживается. Большинство мужчин способны осуществлять контроль за своим половым поведением и подавлять потребность в половой близости без ущерба для психического и сексуального здоровья, если она не соответствует времени и обстоятельствам, а также его личностным мораль, но этическим установкам. У мужчин пожилого возраста перестройки в системе, обеспечивающей половую функцию, при воздержании протекают быстрее и более резко выражены. Поэтому попытки начать регулярную половую жизнь после длительного полового воздержания могут не только оканчиваться неудачей, но и приводить к половому бессилию Половое воздержание при угасании половой функции в предстарческом возрасте (период инволюции сексуальной) переносится легко, но сопровождается тягостными ощущениями, поскольку возрастное снижение полового влечения способствует переключению интересов на личностное общение и духовные ценности.

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.

Установление поста

По словам святителя Василия Великого:

«Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2, 17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» .

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8, 18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12, 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9, 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8, 23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4, 1-2). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней.

О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

Современная практика

Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц, а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.

Многодневные посты:

  • Великий пост;
  • Петров пост – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа;
  • Рождественский (Филиппов) – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января).

Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

Виды поста по возрастанию степени строгости:

  • разрешается рыба
  • вареная пища с елеем (растительным маслом)
  • вареная пища без елея (сухоядение) .
  • воздержание от пищи

При всех степенях поста исключается пища животного происхождения: молочные и мясные продукты, яйца. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи.

Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание.

Духовный пост

«Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды… всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы – да приимем от Христа Бога велию милость» (песнопение Великого поста).

Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения (телевизор и т.п.), освобождая время для помощи ближним и молитвы.

Допустимые послабления

Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т.п. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: «мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы» .

Святые отцы и подвижники благочестия о посте

О необходимости поста

Св.прав. Иоанн Кронштадтский

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими , а чрез то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий .

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум… должен прежде всего подчиняться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела . Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние . Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям .

Древний Патерик

Еще сказал : возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его .

Пост — не только «диета»

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний .

О вреде неумеренного поста

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Неумеренный пост …не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости . Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы . Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда .

Использованные материалы

  • Ответ свящ. Афанасия Гумерова, рубрика «Вопросы священнику», Православие.ру, 23 марта 2004:

Свт. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.

Иногда под сухоядением понимают более строгую степень поста — употребление пищи, состоящей из неподвергшихся термической обработке продуктов. В основном это сырые и высушенные овощи и фрукты, хлеб, квашеные овощи и грибы, мед и орехи.

Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279

Моя жизнь во Христе, слово 980.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. —

Древний Патерик, гл. 1, 10. —

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *