Воздвижение креста

Об этом чуть позже, сначала про слово «воздвижение», означающее торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной церкви, и в основе его события, произошедшие в IV в. по РХ.

Первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить, стереть с лица земли места, связанные с Христом. Так, был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Иисус. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстроил новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина, царица Елена. Изыскания увенчались успехом, царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней: именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, — там нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». Итак, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? Помогло чудо. По сообщению историка VI в. Феофана Византийского, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Найдя Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет историк V в. Сократ Схоластик, решила «создать на месте гробницы молитвенный дом». Так был построен храм Гроба Господня.

Но почему христиане поклоняются Кресту — орудию мучительной смерти Спасителя? Почему Крест — святыня? Потому что именно на этом невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Крест- это величайшая святыня христиан, дающая нам опору и защиту

Потому что, безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим, «смерти было невозможно Его удержать». Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов. Поэтому после Воскресения Христа, Крест уже не орудие казни, позорное и мучительное, а залог нашего спасения. «В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас» (святой Иоанн Кронштадтский).

Поделиться

Сюжет Воздвижения Креста Господня очень популярен в иконографии и легко узнаваем. При этом у него есть одна особенность: на иконах, посвящённых одному и тому же празднику могут быть изображены два разных события.

На одних образах священник или епископ держит в руках распятие. Его окружает множество народа, в числе которых по одежде и царским регалиям можно узнать императора и императрицу. На других иконах изображено богослужение, в центре композиции на возвышении стоит епископ, который поднимает высоко над головой небольшой лёгкий Крест, украшенный ветвями и цветами.

Дело в том, что под «Крестовоздвижением» могут пониматься разные исторические события. А различия в композиций икон объясняются тем, на каком из них хотел сделать акцент иконописец.

Первое произошло в триста двадцать шестом году. Император Константин Великий, сочувствовавший христианам, попросил свою мать, императрицу Елену, отправиться в Святую Землю, чтобы найти свидетельства евангельских событий. Экспедиции удалось обнаружить Крест Спасителя, а также место Распятия и Погребения Христа. Вокруг собралось множество народа, стремившегося поклониться святыне. И тогда Макарий, епископ Иерусалимский, поднял, то есть воздвиг Истинное Древо, чтобы Крест Господень был виден всем.

Сам император Константин не присутствовал в Иерусалиме в эти дни, но его очень часто изображают на иконах Крестовоздвижения. Так Церковь показывает, что прославление Креста Господня было бы невозможным без веры и участия равноапостольного императора.

Второй сюжет напоминает о традиции, зародившейся в Византийской империи и чаще встречается в византийской книжной миниатюре. К десятому веку Крестовоздвижение стало одним из самых почитаемых праздников года, после Пасхи и Богоявления. В этот день на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась драгоценная реликвия — часть Животворящего Древа. Патриарх Константинопольский поднимал её над всеми верующими в знак благословения. Так византийцы вспоминали и чтили события обретения Креста. Чин воздвижения Креста совершается в православных храмах и в наши дни.

Приблизительно с шестнадцатого века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения. Крест, который держит епископ, превышает человеческий рост. Святитель уже не поднимает распятие, а держит его перед собой. Так иконописцы подчёркивали, что это Истинное Древо Креста, а на иконах изображено именно происходившее в Иерусалиме.

В Московском государстве семнадцатого века встречались и такие иконы Крестовоздвижения, на которых рядом с равноапостольными Константином и Еленой изображались русские царь и патриарх. Дело в том, что в особой реальности Церковного богослужения и евангельские события, и явление Честного Креста происходят «здесь и сейчас». Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами и Крестных страданий Спасителя, и Его Воскресения, и обретения Животворящего Креста. Кроме того, эта деталь подчеркивала духовное единство и преемственность Рима Древнего, Рима Нового — Константинополя и Третьего Рима — молодого Московского государства.

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятых праздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставом предписывается однодневный пост (здесь запрещается вкушать мясное, молочную пищу и рыбу, однако, разрешается есть растительное масло и выпивать немного вина).

2) Связь праздника со Священной историей Нового Завета и с историей древней Христианской Церкви.

События, вспоминаемые в Праздник Крестовоздвижения, или, как звучит его полное название — Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошли в IV веке от Рождества Христова (в 325 или 326 году), в правление святого императора Константина Великого. Как повествуют христианские историки, обращенный в православную веру чудесным видением Креста, явившегося ему в небе перед решающей для него битвой, Император Константин, вознамерился построить храм на Голгофе — на том самом месте, где некогда был распят Христос-Спаситель. Желая исполнить волю императора, в Святую Землю отправилась его мать — святая царица Елена. Здесь-то — в Палестине — и нашла она Святой Крест Христов, до того зарытый глубоко в землю.

В тот самый день, когда святая царица Елена обрела на Голгофе Крест Христов, рядом были найдены и два других креста. Первоначально представлялось неясным: на каком же из трех крестов распяли Спасителя? И вот, как повествует предание, в то время неподалеку двигалась погребальная процессия: мимо царицы и находившегося здесь вместе с нею патриарха Макария проносили гроб с телом умершего человека. Тогда патриарх Макарий, повелев процессии остановиться, стал по очереди возлагать на умершего каждый из трех крестов. Как только мертвого тела коснулся Крест Спасителя, умерший ожил и поднялся из гроба.

От Креста тотчас же начали совершаться исцеления. Слава об этих чудесах разнеслась по всем селениям вокруг Иерусалима, и вот ко Кресту стало стекаться множество народа. Из за густой толпы многие никак не могли увидеть только что найденный Святой Крест. И тогда патриарх Макарий, став на холме и высоко воздвигнув рядом с собой Крест Христов, явил его пришедшим. Весь народ, радуясь совершившемуся чудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял патриарх, и восклицал «Господи, помилуй». Вскоре на этом самом месте — где некогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло и Его Воскресение — был возведен христианский храм. Такова вкратце история Воздвижения Креста Господня.

Именно здесь наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительная перемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и Воскресения Иисуса. Бывший до того позорным орудием смерти, принесший временную физическую гибель Богочеловеку, Крест становится способен отныне сам воскрешать мертвых, даруя жизнь и исцеление.

3) Духовный смысл праздника.

Праздник Воздвижения — казалось бы, один из многих в ряду торжеств вселенской Православной Церкви, и, к тому же, отнюдь не связанный напрямую со временем земной «евангельской» жизни Спасителя — тем не менее, весьма важен для каждого христианина. Так что же означает это торжество, что вспоминается православным людям в день прославления Святого Креста?

Издревле в Римской империи крест — как орудие казни — являлся знаком, символом позора: распятие на кресте считалось самой унизительной формой «высшей меры наказания». Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболее презренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. И вот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знак страшной и некогда постыдной смерти — носит сегодня на своей груди каждый христианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне вся Православная Церковь. Каждый, считающий себя последователем Спасителя, готов, вслед за святым апостолом Павлом, — «хвалиться… крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Послание к Галатам 6:14), готов утверждать святость, спасительность и, более того, особую животворность этого предельно изощренного орудия человеческого убийства. Понять подобное почитание Святого Креста помогает евангельское «слово о кресте», что, по выражению апостола Павла, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (Первое Послание к Коринфянам 1:18), — то слово, что с апостольских времен дарует надежду на спасение каждому последователю Богочеловека Христа.

Пришедший в мир Сын Божий явился сюда отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не как могучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в «образе («зраке») раба» — как «обыкновенный» человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший на дорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный в Иерусалиме. «Венцом» же и пределом такого поистине тяжелейшего жизненного пути Иисуса стал именно Крест — смертоносное Древо, к которому прибили Его римские воины.

По слову древнего христианского писателя Мелитона Сардийского (II век), событие Распятия, сама Крестная смерть Сына Божьего Иисуса Христа — преисполнены поистине космической, вселенской парадоксальности и необъяснимости. Ибо: «Подвесивший землю — подвешен. Привязавший небо — привязан. Утвердивший Вселенную — утвержден на Древе. Бог убит…».

Здесь уместно напомнить о том важнейшем христианском понятии, что, пожалуй, заключает в себе всю суть жертвенного подвига Спасителя — о понятии «искупления». Именно через Искупление — через крестную смерть ставшего человеком Бога — человеческий род и получает прощение за тот древний «отказ» от своего Творца, за то нарушение данной еще в Раю заповеди, которое совершил первый человек — Адам. Бог становится Одним из людей, проходит человеческий земной жизненный путь, умирает, и, наконец, этой Своей смертью попирает и побеждает саму смерть, вырываясь из ее «объятий» — в Собственном Воскресении. Неподвластный греху — по Божеству, Он одерживает победу над адом; равный людям во всем — по Своему человечеству, Он и для них пролагает путь от смерти и тления — к вечной жизни. Зачастую сравниваемый с Адамом, да и называемый Церковью Новым — Небесным — Адамом, Он как бы «изглаживает» из «книги жизни» нашего мира «обличительную запись» о вине родоначальника всего человечества, согрешившего некогда по собственной гордости.

Вот этот-то подвиг Искупления и совершается Спасителем на Кресте. Именно здесь — на Крестном Древе — и достигается тот предел человеческого уничижения и, одновременно, славы Христа.

Итак, с Воскресением Христа, «человек согрешивший» преображается в «человека прощенного». И потому-то с момента восстания Спасителя из мертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуя скорое освобождение от связавших его — по людской вине — пут греха. Все вокруг начинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостью богопросветленности. При этом, отныне над всем мирозданием воцаряется — как символ торжества Богочеловека над смертью, как знак победы Спасителя над грехом и сатаной — то «орудие» или даже «оружие», с помощью которого и была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образом людского уничижения, он вдруг обращается в знамение долгожданного примирения и духовного союза «земли» и «неба». Сеявший прежде смерть, Крест делается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господь неотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.

В одном из посланий апостола Павла присутствуют странные и, на первый взгляд, не совсем понятные слова, призывающие к тому, чтобы мы, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть… что (есть) широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Послание к Ефесянам 3:18-19). Суть же их в том, что отныне Крест, по апостолу, проницает уже, пронизывает собой всю вселенную; таким образом, он поистине есть ее «широта и долгота, и глубина и высота». Все, что ни существует в нашем земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым» двумя — раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» — горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает — подобно копью — глубины ада, и, в то же самое время, возносясь другим концом ввысь, — достигает пределов небесного Рая, подножия Божественного Престола. Как пишет о подобном значении Крестного Древа священномученик Ипполит Римский (III век), «Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пищу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это дух животворящий. Прочь от меня отныне листья смоковницы (здесь имеются в виду те листья смоковницы, которыми Адам и Ева, почувствовав стыд после своего грехопадения, прикрыли собственную наготу)! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе — трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он (распятый на Крестном Древе Христос) необъятными руками Своими”.

4) История возникновения праздника.

Воздвижение Креста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалось соединено и другое торжество — в честь постройки святым Императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня). Итак, поначалу Воздвижение Креста было одним из важнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал уже к концу IV века одним из трех главных праздников церковного года, являясь одновременно воспоминанием торжества обновления храма Воскресения; в ту эпоху празднование продолжалось восемь дней). Впрочем, само именование праздника Воздвижением впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия — в похвальном слове Кресту кипрского автора Александра Монаха. Затем этот праздник начинает быстро распространятся по всему христианскому Востоку; в то же самое время западная христианская традиция воспринимает его весьма медленно. На христианском Западе праздник Воздвижения Креста Господня впервые отмечается лишь в первой половине VII столетия при папе Гонории I (625-638). Древность современной нам даты празднования Воздвижения Креста — 14 сентября ст. ст. — подтверждается в житии святителя Иоанна Златоуста.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

Древнейшим обычаем праздничного богослужения является особая традиция «воздвижения” креста за богослужением. Само же богослужение, посвященное этому празднику, исторически достигло своей наибольшей торжественности только к XI веку — как это видно из относящегося к тому времени и дошедшего до нас в рукописи Константинопольского устава святой Софии. Эта служба была тогда еще более торжественна, чем мы это можем наблюдать в наших православных храмах теперь.

Обычай соблюдения поста в день Крестовоздвижения впервые появляется в древней иерусалимской христианской традиции (правда, здесь пост соблюдался не только в праздник, но даже и в день его предпразднства).

Канон праздника написан преподобным Косьмой Маюмским в VIII столетии. Из других авторов богослужебных текстов праздника Воздвижения следует назвать: святого Андрея Иерусалимского (VII-VIII века) — три стихиры на литии; святого Иоанна Дамаскина (VIII век) — стихира на стиховне; святого Феофана Начертанного (VIII-IX века) — стихира на литии; Киприана Студита (IX век) — стихира на литии; Анатолия Студита (IX век) — две стихиры на литии; Императора Льва VI Мудрого (IX-X века) — стихира на литии.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Праздник Воздвижения Креста (как и праздники Рождества Христова и Крещения Господня) имеет связанные с ним особые субботы и «недели” (воскресенья) — как предваряющие его, так и последующие за ним. Это — суббота и «неделя” перед Воздвижением, а также суббота и «неделя” по Воздвижении. В эти дни за службой читаются особые — соотносящиеся по смыслу с содержанием праздника — отрывки из Священного Писания.

Крестовоздвижение имеет лишь один день предпразднства, так как всего за два дня до Воздвижения Креста совершается отдание другого двунадесятого торжества — Рождества Пресвятой Богородицы.

День предпразднства Воздвижения имеет еще и свою собственную «самодостаточную” праздничную наполненность — взаимосвязанную непосредственно с самим Крестовоздвижением, и все же несколько отличную от содержания наступающего торжества. 13 сентября ст. ст. принято вспоминать обновление (то есть освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, выстроенного на Голгофском холме святым Императором Константином Великим. В народном сознании этому празднику усвоилось имя «Воскресения словущего” — то есть такого невоскресного — буднего — дня (а чаще всего это торжество, конечно же, приходится именно на будни), в который прославляется Воскресение Христово; таким образом, этот праздник «слывет” воскресеньем, уподобляется ему.

Отдание праздника Воздвижения Креста Господня совершается 21 сентября ст. ст. / 4 октября н. ст.; до этого дня продолжается период его попразднства.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Богослужение праздника Воздвижения Креста обыкновенно совершается в темно-фиолетовых облачениях.

Чинопоследование праздничной службы содержится в месячной Минее — в сентябрьском томе.

Праздничное богослужение «правится”, как обычно, в виде торжественного всенощного бдения. В самый день праздника утром совершается Божественная Литургия.

Главной особенностью праздника является богослужебный обряд выноса и воздвижения креста.

Перед началом всенощного бдения крест полагается в алтаре — на престоле (он торжественно переносится сюда с также расположенного в алтаре жертвенника). Здесь он лежит почти на протяжении всей службы. Обряд выноса креста и его воздвижения совершается в конце всенощного бдения. Архиерей или священник, облаченный в одежды, обыкновенно предназначенные для совершения важнейшего православного таинства — Евхаристии, выносит крест из алтаря через его боковые (северные) двери. Крест покоится на главе несущего его священнослужителя — на украшенном блюде. Он переносится на середину храма и полагается здесь на приготовленном для него основании — аналое. Сразу затем совершается и торжественный обряд воздвижения креста, напоминающий молящимся о подобном ему древнем событии Воздвижения Креста Христова патриархом Макарием и царицей Еленой.

Этот обычай, как правило, совершается в больших соборах (точнее — в соборных храмах). Вот как описывает этот обычай известный русский литургист М. Скабалланович: «архиерей или священник, сделав три земных поклона пред св. крестом и взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается… при стократном пении «Господи помилуй” и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы составлялся из него крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было пять… Пред каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется «Господи помилуй” сто раз, всего следовательно, пятьсот раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на Крест, какое почувствовали очевидцы первого Воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие «Господи помилуй”.

После воздвижения креста совершается обычай поклонения ему и его целования. Вслед за определенным здесь уставом пением праздничного кондака, священнослужитель кладет крест обратно на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. При этом и священник и молящиеся совершают три земных поклона. Затем священнослужители — а вслед за ними и все находящиеся в храме верующие — по очереди целуют крест. В это время хор поет особые стихиры Кресту.

Тропарь праздника Воздвижения Креста: «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство”. Перевод тропаря: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (имение, удел) Твое; даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ”. В России — до революции — в тропаре праздника (также как и в его кондаке) присутствовало моление о царствующем императоре.

Кондак праздника: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею православных христиан, победы дая им на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу”. Перевод кондака: «Добровольно взнесшийся на Крест, Христос Бог! Подай милости Твои новому обществу, носящему Твое Имя (то есть христианам), обрадуй Своей силой православных христиан, подавая им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя оружие подающее мир и знамение победы (то есть святой Крест)”.

В стихирах и каноне праздника много говорится о ветхозаветных прообразах Креста, о той победе Христа над смертью, что произошла благодаря святому Древу, а также о том особом благоговейном и радостном поклонении, которого достойно это орудие спасения мира. «Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда”. «Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава, и демонов язва”. Повествуется здесь и о самом историческом событии обретения и Воздвижения Креста.

Паремии праздника содержат ветхозаветные пророчества о той спасающей всех верующих Божественной благодатной силе, что может стать доступна и видима всему миру — через Древо Креста.

В первой из них (книга Исход 15:22-27; 16:1) рассказывается о том, как освободившиеся из египетского рабства евреи, странствуя по пустыне, не могли найти питьевой воды; и тогда в месте называемом Мерра, где бил источник с горькой, и потому непригодной для питья, водой, случилось чудо. Вождь евреев Моисей положил в этот источник указанное ему Самим Богом дерево: вода тотчас же сделалась сладкой и чистой. Это дерево, превратившее горькую воду в сладкую, прообразовало собой благодатную силу Христова Креста, обратившего горечь человеческих страданий и смерти в вечную сладость богопричастной жизни искупленного людского рода.

Вторая паремия (книга Притчей Соломоновых 3:1-18) прославляет мудрость, которая приобретается терпеливым перенесением несчастий и страданий, посылаемых промыслом Божиим людям — ради их вразумления, ради того, чтобы они пошли по истинному пути жизни. Приобретение подобной премудрости — лучше золота, серебра и драгоценных камней, ибо обретая ее, человек подлинно находит Бога: ведь и Сам Бог, Сын Божий также зачастую именуется Божественной Премудростью. Через много столетий после того как эти (цитируемые в паремии) строки о таинственном значении понятия Премудрости были написаны царем Соломоном, Сама Премудрость явила Себя миру, открыв на Кресте Свой замысел о путях спасения человечества, и даровав, тем самым, людям возможность терпеливо со-страдать и со-распинаться вместе с Собой, а значит и духовно со-воскресать во Христе.

Третья паремия (книга пророка Исаии 60:11-16) содержит пророчество Исаии о грядущих величии и славе Иерусалима. По убеждению христиан, это прореченное некогда Исаией величие действительно пришло; однако, осуществилось оно не во внешнем торжестве Истины над злом, а, напротив, в кажущемся поражении этой Истины — в крестной смерти Христа, которая, на самом деле, и стала Его подлинной победой над адом и смертью.

Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 12:28-36) содержит пророчество Спасителя о будущем распятии и спасительных плодах Крестной жертвы. Христос говорит: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (то есть сатана) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Затем евангелист Иоанн добавляет: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет”. По мысли церковных толкователей, Христос подразумевает здесь именно Собственное «вознесение” от земли на Кресте — «вознесение”, в котором Он приобщит всех людей к плодам Своего спасительного подвига.

Апостольское чтение на Литургии (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 1:18-24) утверждает, что сама сущность, сердцевина подлинной христианской проповеди и смысл истинной веры — той веры, что чужда и законникам-иудеям и язычникам-эллинам, — это распятие Господа, сила Креста Христова.

Узнать крест, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление

По преданию, крест нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку — три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление.

Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Однако название праздника нашло отражение в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», — говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень «отодвигаются».

Праздник был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.

Продолжались в это время и девичьи вечерки. Существовало поверье, что если девушка, собираясь в этот день на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит приглянувшийся ей парень.

А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом.

Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то не сможет уползти и спрятаться от мороза.

В это время уже случались заморозки, но они еще не были страшны. «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка», — подмечали в народе.

Именины в этот день: Иван

Материал взят с сайта православного журнала «Фома»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *