Возлюби господа бога

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Слово Божие, говорит святой Максим, не есть многословие; но все мы, люди, говорим много, и одного слова Божия не исполнили, то есть Бог сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего, от всея души твоея и прочее. И сколько уже говорили отцы, сколько написали, и еще говорят и пишут, (а мы) и одного этого слова не исполнили. Ибо от всей души, говорит Великий Василий, значит отнюдь не любить чего-либо, вместе с Богом; если же кто свою душу любит, то Бога уже не любит всею душою, но половиною ее. А когда мы и себя самих, и другое бесчисленно (многое) любим, то как можем любить Бога или сказать это?

Творения. Книга первая.

Желающий сказать что-либо о любви дерзает говорить о Боге, по слову Иоанна Богослова, который говорит: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:8, 16). О чудо! Эта главнейшая из всех добродетелей естественна. Почему и закон, во-первых, сказал о ней: возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея и прочее (См.: Втор. 6:5). Услышав: от всея души, я пришел в изумление, и не нужны были мне остальные слова. Ибо (изречение): от всея души, обнимает и разумную, и раздражительную, и вожделевательную (части), ибо душа состоит из этих трех (сил). И ум (разумная часть) ее всегда размышляет о Божественном; вожделевательная сила одного только Божественного желает непрестанно и отнюдь ничего иного, ибо закон сказал: от всея души, и раздражительность естественно действует против препятствующих такому желанию, и не иначе. И так хорошо сказано, что Бог любы есть (1 Ин. 4:8); и если Он увидит, что эти три силы души к Нему единому стремятся, как Он заповедал, всячески и Он Сам как благий не только возлюбит, но и вселится и походит в таковой душе, как сказал Он (Ср.: 2 Кор. 6:16), наитием Духа. А тело поневоле и нехотя, как бессловесное, покорится разуму; и плоть не будет более похотствовать на дух, как говорит апостол (Ср.: Гал. 5:17).

Творения. Книга вторая.

Самая важная заповедь

Лук.10:27 Тот ответил: — «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, всей силой твоей и всем разумом твоим», и «ближнего твоего, как самого себя». Лук.10:28 — Правильно ты ответил, — сказал ему Иисус. — Делай так, и ты будешь жить.

Бога недостаточно любить только умом, Бога необходимо любить всем своим существом. Бог ожидает от нас любовь именно такого качества. Люди, цитируя это место, часто сокращают: «возлюби Господа Бога и возлюби ближнего твоего как самого себя» и этим приравнивают любовь к Богу и ближнему. Иисус не просто так перечислил «…всем сердцем твоим и всей душой твоей, всей силой твоей и всем разумом твоим», Он показал, какой именно должна быть любовь к Богу.

Это неправильно любить Творца меньше чем Его творение. Это неправильно любить супругов, детей и родственников больше, чем Бога, который дал нам их. Также неправильно любить подарки больше чем самого Дарителя. Бог справедливо ожидает от нас любовь соответствующего качества. Он доказал нам свою любовь не красивыми словами и не поздравительной открыткой, но отдал самое дорогое что у Него было.

Иоан.3:16 Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.

Богу не составило бы проблем доказать свою любовь сотворив для нас новые планеты, звезды и даже галактики. Но Бог пожелал спасти нас, и за наше спасение Ему пришлось заплатить самую высокую цену во вселенной. И это нормально, когда Бог ожидает от нас любви подобного качества.

Человек не может сказать, что Он исполняет первую часть великой заповеди, если Он не отдает Богу именно такую любовь. Разумеется, речь идет не о высокопарных словах, но обо всей своей жизни. Если ты любишь Бога всем своим существом, ты будешь жить ради Него и делать все для Него.

Вторая часть великой заповеди: «… возлюби … ближнего твоего, как самого себя». Чтобы понять это, сначала нужно понять, кто такой мой ближний. Ясно, что Иисус не имел в виду наших детей, супругов или лучших друзей, потому что любить их нам не сложно. Законник также не понял этого, потому и спросил Иисуса: «…, а кто мой ближний?». Иисус дал четкое определение, кто этот ближний.

Лук.10:30 В ответ Иисус сказал ему: — Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, которые раздели его, избили до полусмерти и ушли. Лук.10:31 Случайно по той же дороге проходил священник и, увидев этого человека, прошел мимо по другой стороне дороги. Лук.10:32 Так же поступил и левит: дойдя до этого места и увидев пострадавшего, он обошел его стороной. Лук.10:33 Но вот к тому месту, где он лежал, подошел проезжавший мимо самарянин. Он увидел беднягу, и ему стало жаль его. Лук.10:34 Он подошел и перевязал его раны, промыв их маслом и вином. Затем он посадил пострадавшего на своего осла, привез его в гостиницу и там еще ухаживал за ним. Лук.10:35 На следующий день он дал хозяину гостиницы два денария и сказал: «Присмотри за ним, а когда я буду возвращаться, то оплачу все дополнительные расходы». Лук.10:36 Кто из этих трех был, по-твоему, ближним человеку, пострадавшему от рук разбойников? Лук.10:37 Учитель Закона ответил: — Тот, кто проявил к нему милость. Тогда Иисус сказал ему: — Иди и ты поступай так же.

Как мы видим в этой истории, присутствуют три категории людей: «человек в беде», «человек, проходящий мимо» и «человек оказавший помощь». Иисус ответил на вопрос законника: «…иди, и ты поступай так же», как тот, кто оказал милость погибающему.

Человек не может сказать, что он исполняет вторую часть великой заповеди, если он видит людей в беде и проходит мимо их. Священник ведь ВИДЕЛ, но прошел мимо. Левит также ВИДЕЛ, но прошел мимо. Самарянин ВИДЕЛ и помог погибающему.

Мы не можем сказать, что любим людей «как самих себя», если видим их погибающими, но не спасаем их. Можем ли мы допустить, что и с нами может случиться в жизни беда? Конечно. Как мы хотим, чтобы с нами поступили? Чтобы люди пришли, посмотрели на нашу беду, и пошли дальше, или остановились и оказали помощь? Вот почему написано полюбить «…ближнего твоего, как самого себя…»

Любовь доказывается не тем, что мы ВИДИМ И СОСТРАДАЕМ кому-то, но ВИДИМ И СПАСАЕМ их. Если вы будете проходить мимо канавы, в которой будет тонуть ребенок, как вы можете доказать ему любовь? Спасите его. Бог ожидает именно такого качества любовь к людям, которые сегодня погибают.

Этот мир погибает сегодня на обочине дороги избитый и израненный демонами. Мы должны им помочь, потому что мы ВИДИМ их в этой беде. Другие все равно пройдут мимо, но мы способны помочь им, у нас есть, что предложить им. У нас есть это вино (слово Божье) и у нас есть это масло (Святой Дух), которые мы можем излить на их раны. У нас есть безопасное место (Церковь Иисуса), куда мы можем их привезти, и где о них позаботятся. Нам нужно просто начать делать это и практически исполнять великую заповедь и великое поручение.

Великая радость видеть тех, кто погибал на твоих глазах, но благодаря твоей любви теперь спасены, живут и служат Господу Богу. Это и есть самая приятная награда!

Я должен это делать, я смогу это сделать, я хочу это делать, и я буду это делать, аминь!

Неделя 15-я по Пятидесятнице

«Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Вот две заповеди, в которых, как заметил Сам Господь, заключается сущность всего закона Божьего и о которых, при другом случае, Он одному законнику сказал: сие сотвори, и жив будешь . Эти заповеди соединены между собою так тесно, что, не исполняя одну, мы никак не сможем исполнить другую.

Без любви к Богу любовь к ближнему не может быть полной, совершенной, потому что, только познавая Бога и Его любовь к нам, мы можем узнать что такое поистине любить; и только научившись от Бога этой любви, можем мы возлюбить и ближнего своего, как Бог нам велит, всем сердцем, всей душой, всей жизнью.

Апостол Иоанн говорит: Кто утверждает, что он любит Бога, тогда как презирает своего ближнего, — лжец. «Как — говорит Иоанн — ты можешь сказать, что любишь Бога, Которого не видишь, когда не проявляешь никакой любви к человеку, который тебе видим?»

Что же значит «возлюбить Бога всем сердцем», всей душой, всей мыслью», а в другом Евангелии еще сказано «всей крепостью своей?» Сердцем возлюбить Бога — это не значит возлюбить Его, сентиментально переходить от переживания к переживанию: это значит отдать Ему свое сердце, то есть узнать в Нем Того, Кто представляет в жизни — твоей, личной — самую высокую, самую святую ценность; и, узнав это всеми глубинами своими, сердцевиной своего бытия, сделать служение Ему и исполнение Его воли центральной целью жизни.

Христос говорит: » Кто Меня любит, тот сохранит Мои заповеди…» Он не говорит, что кто Его любит, будет переходить от чувства к чувству, от умиления к умилению; Он говорит о чем-то гораздо более строгом, гораздо более трезвом: Если Я для тебя значу самое драгоценное, если Мое значение для тебя так велико — тогда Моя воля, то, чем Я живу, то, ради чего Я человеком стал, то, ради чего Я умер, должно быть для тебя самым важным — и не только на поверхности жизни, но в самых глубинах твоих… Всей душой призваны мы возлюбить Бога: слово «душа» и тут и в других местах значит «жизнь»: всей жизненной силой своей и всем творчеством жизни своей должны мы любить Бога. Именно как Христос сказал: «Кто Меня любит, тот Мои заповеди сохранит…» А для этого нужно не только чувством, но всем умом, всей мыслью, всем напряжением творческой жизни любить Бога.

Сердце человека имеет такое свойство, что всецело отдается во власть того, кого полюбило, стараясь быть похожим на любимый объект. Следовательно, любящее Бога сердце наполняется Его благодатью, Его добротою и человеколюбием, стремясь к богоуподоблению. Если мы возлюбим Бога всей душой, тогда душа наша просияет и узрит Бога; если возлюбим Бога всей силой своей, тогда все наши природные силы просветятся, будут добры и благодетельны; наконец, если мы возлюбим Бога всем нашим разумением, тогда все наши познавательные силы и способности наполнятся Божественным разумом, а мысли и желания—Божественной правдою.

 Сильнее всего способствует возбуждению любви к Богу частое и достойное причащение святых Христовых Тайн. Как железо огнем раскаляется и смягчается, так и сердце благодатным огнем святых Тайн Христовых изменяется и воспламеняется Божией любовью.

Но как можно любить Бога? Большей частью — в ближнем своем: любить Бога тем, чтобы быть на земле, среди людей, Его взором, Его лаской, Его милосердием, Его состраданием, той радостью, и светом, и вдохновением, которые Он может принести людям. Поэтому обе заповеди неразрывно друг с другом связаны: Возлюби ближнего, как сам себя.

Любовь к ближнему—второе начало, делающее, по слову Христа, нашу жизнь христианской. «Кто не человеколюбив, тот и не христолюбив»,—говорит святитель Иоанн Златоуст.

 Любовь к Богу и ближнему—основание всех заповедей, ею измеряется наш духовный уровень, проявляется и оправдывается наше христианство.

И вот, любить ближнего, как самого себя, — это призыв научиться видеть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное его величие, и этому величию служить, чтобы вырос человек в полную меру своего величия и красоты. И тогда исполнится заповедь, и тогда сольются обе заповеди, мы одновременно служим Богу, мы Ему поклоняемся в Его образе, и помогаем этому живому образу стать тем, что задумал Господь, чтобы из мечты Божией выросла полная, торжествующая и дивная реальность.

Tолько встреча со Христом как с Богом могла убедить сначала небольшую горсточку учеников, а потом все большее и большее число людей, верующих евреев и ищущих язычников в том, что эти пророческие слова осуществились в жизни. И так его находят, из поколения в поколение, миллионы людей, которые веруют всем умом, всем сердцем, всей душой, всем подвигом жизни, что Сын Божий стал Сыном Человеческим, что Христос — их Бог, и что Он для нас — пример, путь, истина и жизнь!

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Мф 22, 35. Мк 12, 28.
26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Ἀγαπήσεις κύριον τὸν θεόν σου ἐξ ὅλης τῆς καρδίας σου), и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (τὸν πλησίον σου ὡς σεαυτόν). Лев 19, 18. Втор 6, 5. Мф 22, 37. Мк 12, 29.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лев 18, 5.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Деян 10, 28.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *