Возлюбили тьму нежели свет

Подробности

Эти слова значили для меня много. И смысл их был не в том, что будто бы кто-то предпочёл мрак вместо сияющего света.
Мне пришлось однажды пережить тьму. Как самый младший в доме, я должен был доставать для бабушки с дедушкой уголь из подвала. Дом был построен на высоких сводах, поэтому нужно было спускаться по лестнице почти на десять метров. Поскольку в подвале не было электрического света, требовалась керосиновая лампа. Она висела внизу на крючке.
Как-то в сильной спешке я снял лампу со стены и держал её немного криво — так, что пламя закоптило стеклянный колпак, отчего он сразу почернел. Я стал крутить фитиль, чтобы увеличить огонь, но, к сожалению, повернул фитиль не в ту сторону и лампа погасла.
Я стоял в кромешной тьме. Что мне было делать? Я осторожно начал выбираться из кладовой, и путь этот был очень опасен. Чуть касался я стен, влажных и скользких от плесени. Страха я не испытывал, но тьма таила в себе нечто гнетущее. Медленно пробираясь вперёд, я достиг первой ступени, но свет на винтовой лестнице ещё не был виден. Шаг за шагом продвигался я вверх. Наконец блеснул первый лучик. Счастливый, с потухшей лампой в руке, ощутил я благословение дневного света.
«Люди более возлюбили тьму, нежели свет». Нет, этого я не мог утверждать, испытав темноту подвала. В Библии говорится, однако, о Свете Бога и о Божьем Суде, на котором будут рассмотрены наши деяния. «Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету…» (Ин. 3:19–21)
Это Бог по Своей Любви «создал для нас свет». Он послал нам, жившим во тьме и делавшим злые дела, Своего Сына — как Носителя Света. Он хотел привести нас к познанию Божьей Воли. Мы должны были освободиться от своих заблуждений, чтобы снова радостно шагать наполненным светом путём к Богу и Его Царству. «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет!» Они хотели скрыть свои ложные деяния и неправедные поступки.
Если я совершаю неправедные действия, то у меня возникает побуждение скорректировать ложное и снова поступать хорошо. Иначе я бы лишился покоя от угрызений совести. Вспоминаю, как однажды, ещё подростком, будучи очень голодным, я увидел растущую в соседском саду спелую землянику. Едва закончился день, я перелез через невысокий забор и набросился на ягоды. Конечно, я был пойман. Соседка грозила, что сообщит о моём поступке отцу. Это, пожалуй, было худшее, что могло со мной произойти. Мой отец занимал влиятельный пост. Мы, его четверо сыновей, содержались в большой строгости, нас особенно приучали к послушанию и морали. Отец не простил бы такого немыслимого проступка, как кража соседских ягод.
Моя совесть требовала: «Ты должен устранить свою ошибку как можно быстрее». И я пошёл на кладбище. Была середина мая. Здесь обычным делом было украшение могил в начале лета. Нужна была чистая белая галька, окаймляющая могилу. Мне не пришлось долго ждать: появилась старая женщина с ручной тележкой, чтобы поправить могилу умершего мужа. Я предложил ей свою помощь. Она была этому очень рада, и я возил гальку к могиле и помогал её укладывать. Когда мы закончили и направлялись
с кладбища, она настояла на том, чтобы я взял у неё за помощь 50 пфеннигов. Я взял деньги и купил на них букетик герани. Эти цветы я принёс своей соседке и просил, чтобы она меня простила и не рассказывала о моём проступке отцу. «Я, конечно, не буду ему ничего рассказывать, — пообещала соседка и добавила: — Ты можешь собирать мои ягоды, но сначала должен спросить разрешения». Я обещал ей и был счастлив! К вечеру в моей душе вновь воцарились доверие и гармония, и на ужине я сидел против своего отца… с чистой совестью.
«…Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету». Многие люди фактически любят тьму больше, чем свет. Противостояние показывает это, к сожалению, очень отчётливо. Но «Солнце приносит день», говорит народная пословица, указывая на то, что от Бога приходит только свет, ибо Бог есть Свет! Однажды мы будем Им судимы по нашим делам, и мне хотелось бы приносить добрые дела, труды, которые перед Его Истиной смогли бы выстоять, поступки, которые угодны Свету.
(из журнала «GralsWelt”,
пер. с нем.)

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 3, с 16 по 21 стих.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

(Ин, 3, 16-21)

Христос Воскресе!

Сегодняшний евангельский отрывок я бы назвал стихами для каждого христианина. Многие, читая Священное Писание, могут выделять для себя особо понравившиеся изречения или слова. Эти слова, в особенности 16-й стих, обращены к каждому из нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Вот та истина, которая открывается в Священном Писании, когда мы смотрим на Крест Христов, когда вспоминаем Тайную Вечерю, предательство Иуды, страдания, которые пережил Господь, когда шел на Голгофу и был распят, когда вспоминаем Великую Субботу. Эти слова мы вспоминаем, когда приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе!» В них для нас открывается непреходящая, величайшая истина о спасении мира, о безграничной, невероятнейшей по силе и мощи любви Божией, которая изливается на каждого.

Когда мы говорили о любви и вспоминали слова апостола Павла, как он рассуждает о свойствах любви, то выделяли самое главное ее свойство — любовь не может быть замкнута в себе, она изливается вовне. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб бы, но имел жизнь вечную». Здесь еще раз открывается истина — инициатива спасения человека идет от Бога. Как бы мы не хотели и не желали, но ничто в мире не могло бы вернуть человека в то состояние, из которого он был изгнан. По гордости человек пал и избрал собственный путь: путь греха, самости, эгоизма, гордости. Никакие силы не могли вернуть его обратно, смогла лишь любовь Божия через жертву, которую Христос совершает ради каждого из нас. Мы странники на этой земле, наше гражданство не здесь, оно на небе. И это гражданство нам вновь возвращает Господь, Своим Крестом открывая нам двери Царства Небесного.

Мы вспоминали о кресте в дни Страстной седмицы и пели: «Кресту Твоему покланяемся, Христе и Святое Воскресение Твое поем и славим». Только через Крест Христов возможно спасение человеческого рода. Этот стих нам говорит, что в Боге самое главное — любовь. Бог любит каждого из нас, кем бы ты ни был. Господь призывает к спасению и ждет каждого. Если наша вера будет настоящей, тогда и двери Царства Небесного будут для нас открыты. Любовь сама по себе не имеет границ, не имеет расчета, она всегда безгранична и нерасчетлива в отношении того, на кого изливается. Блаженный Августин говорил так: «Бог любит каждого из нас так, как будто Ему некого больше любить». Этой любви и научает нас Господь. Этой любви Он ждет от нас, чтобы она сияла или хотя бы отображалась в нашем сердце. Мы можем выразить любовь к Богу только через нашу любовь к ближним. И в любви к ближним, как в зеркале, будет отображаться наша подлинная любовь к Богу.

В этом отрывке также говорится и о суде. Как же может сочетаться любовь и суд? Там, где любовь, разве может быть суд? Бог любит каждого из нас, почему же Он будет кого-то судить, а кого-то оправдывать. Бог нас не судит, но человек сам осуждает себя на то или иное состояние. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Если в нашем сердце живет зло, ненависть, раздражение, обиды, если мы сами выбираем путь тьмы и мрака, путь дьявола, мы сами себя осуждаем, лишаемся великой благодати Божией и спасения. Мы сами себя определяем в то место, в котором будем находиться. Люди не выбрали свет, потому что в их сердце живет тьма и злоба. Человек, который занимается неприглядными делами, всегда против того, чтобы на него лились потоки света. Человек, который делает доброе дело, не боится света. Мы не должны бояться света, но должны освобождаться от грехов и страстей. Ибо свет есть жизнь, то, что приносит в мир Господь.

«Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Всякое доброе дело творится ради славы Божией. Потому мы всегда говорим, что за все слава Богу и благодарение.

Храни вас Господь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *