Вознесение картинки

Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.

Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет.

По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.

Икона «Вознесение Господне»

По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы – ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.

Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.

За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.

Андрей Рублев и Даниил. Вознесение. 1408 г.

Вознесение Господне. Беларусь. XVII в.

Вознесение Господне. Болгария. 16 век.

Вознесение Господне. Византия. XV в.

Вознесение Господне. Греция. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

Вознесение Господне. Греция. Крит. XV в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Вознесение Господне. Египет. Синай. XI в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

Вознесение Господне. Италия. Венеция. Собор Святого Марка._ XII в.

Вознесение Господне. Россия. 19 век

Вознесение Господне. Россия. Москва. XVI в.

Вознесение Господне. Ярославль. Конец XVIII — начало XIX века

Вознесение. Византия. IX в. Греция. Салоники, Святая София

Вознесение. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь

Вознесение. Россия. Москва. Московский Кремль. Благовещенский собор. XV в.

Вознесение. Россия. Старая Ладога. Георгиевская церковь. XII в.

Вознесение. Середина 17 века. Белорусская школа. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Другие статьи о празднике Вознесения читайте в рубрике Вознесение

Согласно преданию, на сороковой день после Воскресения, перед тем, как войти в небесный храм Отца своего, Иисус Христос в последний раз явился своим апостолам. Спаситель пообещал ученикам скорое ниспослание Святого Духа, вывел их из Иерусалима на Елеонскую гору и, благословив, поднялся в небо. На этом земное служение Иисуса Христа завершилось — он стал защитником и заступником человечества на Небесах, в Царстве Божием.

Знаменательное событие стало одним из основных сюжетов для картин художников различных эпох. «Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку наиболее интересных произведений искусства, посвящённых теме Вознесения Господня.

1. Рельеф на деревянных дверях церкви Санта-Сабина в Риме был сделан около 430 года н.э. По оценкам исследователей, это самое раннее изображение сцены Вознесения Господня. Стоящий Христос со свитком в руке окружён символами Евангелистов в медальонах. Внизу изображена Богоматерь, над ней – два апостола, которые держат крест в круге.

2. Падуанскую капеллу Скровеньи украшает фреска «Вознесения Христа» Джотто, сделанная им в 1304-1306 гг. Художник строго следует библейским канонам: Иисус, изображённый в профиль, как бы самостоятельно восходит на небеса. Воздетые руки спасителя – деталь из рассказа апостола Луки, а отделяющее Христа от земли облако упоминается в Деяниях. На небе Господа приветствует хор из двадцати четырёх ангелов.

3. Известный русский иконописец Андрей Рублёв написал «Вознесение Господне» в 1408 году в селе Владимиро-Александровское. Икона была сделана в темпере на липовой доске. В настоящее время творение Рублёва находится в Государственной Третьяковской Галерее.

4. В кафедральной церкви святого Лаврентия в Генуе (Италия), вблизи амвона в стену вделана большая картина «Вознесение Господне». Автор произведения неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают её Леонардо да Винчи. По свидетельствам историка Михаила Верна, картина была украдена из Генуэзского собора, увезена в Испанию и продана в один из местных монастырей. Там её увидел и узнал беглый итальянский каторжник, после чего вернулся на родину и смело предстал перед судом, объявив место, где находится похищенная реликвия. Картину тотчас вернули в Геную, а нашедшего осудили за бегство на казнь, однако наказание не было исполнено. О геройском поступке каторжника узнал король и освободил из-под стражи, сделав сторожем иконы при Генуэзском соборе.

5. Картина «Вознесение Христово» Рембрандта была выполнена по заказу принца Фредерика Хендрика Оранского. Эта работа входит в цикл картин «Страсти Христа», над которым художник трудился с 1636 по 1939 гг. Харменс ван Рейн Рембрандт закончил «Вознесение»»зимой 1636 года, в это же время от лихорадки умер его первенец. Художник ничего не сказал о своей трагедии заказчику, лишь изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души ушедших детей.

6. Знаменитый художник-портретист, мастер монументально-декоративного искусства Андрей Матвеев в 1728-1733 гг. украсил стены Петропавловского собора. Впервые в храме были не фрески, а огромные станковые картины, написанные маслом на холстах. Одна из работ рассказывала о Вознесении Господня. К сожалению, картина была уничтожена пожаром в 1756 году.

7. Исторический, религиозный живописец Тимофей Нефф в 1850-х годах написал «Вознесение Господне» для Исаакиевского собора. Сегодня этот храм украшают мозаичное переложение оригинальной картины Неффа, сделанные в 1900-е годы мозаической мастерской Академии художеств. Согласно подсчетам искусствоведов, чтобы передать все цветовое богатство работы Неффа мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветовых оттенков. На создание мозаики площадью один квадратный метр у художников уходил год напряженной и кропотливой работы.

Читайте еще: Вознесение Господне: Небо становится ближе

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *