Вознесенский мужской монастырь Сызрань

Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на официальном сайте нашей обители.

Со дня основания Вознесенского мужского монастыря прошло более трех веков. Судьба обители неотделима от истории и современной жизни нашего многострадального Отечества. Основанный русскими государями Петром и Иоанном Алексеевичами по просьбе отставных солдат, населявших крепость Сызран, Вознесенский монастырь стал хранителем величайшей святыни — явленной на сызранской земле чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Трудами и молитвами братии, с помощью доброхотов, чьи имена сохранила для нас история, на протяжении долгих лет строилась и благоукрашалась обитель. В начале прошлого века монастырь имел первоклассный статус, представлял собой образцовое хозяйство.

После революционных потрясений здесь надолго воцарилась «мерзость запустения». Но Податель всех благ Господь даровал Своё благословение на возрождение монашеской жизни. Затеплилась лампада у Престола Божия. И вот уже более двух десятков лет нынешняя братия монастыря созидает не только внешнюю красоту обители, но и свои бессмертные души. Вновь возносятся молитвы о благоденствии нашего Отечества и о спасении народа Божиего.
На нашем сайте, который начал работать в 2009 году, вы можете подробнее узнать об истории обители, о чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, о тех чудесах, которые она являла и продолжает являть всем нуждающимся. Здесь вы можете задать священнику интересующие вас вопросы и всегда быть в курсе новостей Вознесенского монастыря.
Как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Очень важно, чтобы восстановление храмов и монастырей сопровождалось восстановлением душ человеческих, чтобы менялась атмосфера в нашем обществе, чтобы уходили из него те недуги, которые так болезненно отображаются сегодня на жизни всей страны, тормозя ее общественное, экономическое и политическое развитие… Наша задача заключается в том, чтобы работа по восстановлению святынь сопровождалась внутренней работой каждого человека».

Да послужит знакомство с историей обители к преображению народному, к восстановлению благочестивых традиций наших православных предшественников, к доброму устроению своей жизни по спасительным Христовым заповедям!

Братия Вознесенского мужского монастыря г. Сызрань

chronograph

История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «… Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 года по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка».
01. Табличка у входа в монастырь. Большинство построек, что сейчас находятся в монастыре, построены в 1850-1851 годах.
02. Небольшой сад при монастыре. В советское время здесь была свалка.
03. Вознесенская церковь (1852 год постройки). Она построена по типовому проекту, а за её сооружением наблюдал архитектор удельной конторой. Ульяновские учёные считают, что это был Бенземан, до этого весьма славный в городе Симбирске.
04. Вид сбоку. В годы воинствующего атеизма внутри был клуб.
05. В монастырь часто приезжают паломники и туристы.
06. Настоятель монастыря игумен Марк (Алексеев)
07. Игумен Марк ведёт активную деятельность по возрождению монастыря, лично руководит всеми строительно-реставрационными работами, собирает материалы по истории монастыря, ведёт просветительскую деятельность.
08. Посмотрим Вознесенскую церковь внутри. Роспись на потолке.
09. Роспись купола и люстра.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Трапезная реставрируется. На втором этаже настоятель хочет сделать музей истории монастыря.
18.
19. Настоятельский корпус.
20. Остатки старой монастырской стены и возможно колокольни.
21. Здесь похоронен первый архимандрит монастыря Герман Похвалинский, скончавшийся в 1847 году. До революции при монастыре было большое кладбище, его разрушили где-то в 1930-е годы. Сейчас на месте кдадбища расположены коммерческие фирмы, найденные там кости приносят в монастырь и их хоронят в общей могиле.
22. На территории монастыря сохранилась церковь Фёдоровской Божьей Матери. Она была построена в 1739 году на пожертвования некого дворянина Борисова и на сегодняшний день является самым старым зданием Сызрани. Во всяком случае, по документам.
23. Сейчас её реставрируют.
24. В советское время в этой церкви был гараж и водокачка.
25. Посмотрим, что внутри.
26. Когда в храме стали проводить реставрационные работы, то обнаружили несколько захоронений, в частности, архиепископа Анатолия и архимандрита Германа.
27.
28.
29.
30. В годы советской власти монастырь был закрыт. Монастырь вновь открыли в 1996 году и с тех пор он возрождается.
И в заключении, ещё немного истории: весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
31.
Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.
32.
Текст взят () и ()
Ещё по теме: Свято-Богородичный казанский мужской монастырь в селе Винновка

посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)Tags: 2014, Сызрань, история, христианство

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Россия Самарская область Сызрань

Идёт загрузка карты…

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

История

Основание

В 1683 году царским указом на Волге была основана крепость Сызрань, в гарнизон которой были переведены солдаты и сержанты из Симбирска, Казани, Тетюш, Чебоксар. Спустя год, в 1684 году, старец Кирилл и солдаты «новорождённой крепости Сызран» обратились к властям с прошением об открытии для горожан и солдат, пожелавших принять монашество: «…Многие из солдат „стары и дряхлы“, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…».

Их просьбы была удовлетворена и 2 (12) мая 1685 года (иногда встречается дата 22 декабря 1684 года) царями Иоанном и Петром Алексеевичами была подписана грамота, адресованная Симбирскому стольнику и воеводе М. А. Головину и дьяку А. Яцкому, о строительстве на стрелке, образуемой реками Сызран и Крымза, мужского монастыря во имя Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила. Для строительства обители был отведён участок земли размерами 200 на 200 саженей, а на её содержание в 1867 году было отведено около 3500 десятин земли по реке Сызран и окрестности.

Однако в том же 1687 году по просьбе старца Кирилла монастырь был переведён в основанный годом ранее в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир, монастырь стал именоваться Кашпирским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня, там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом.

Второе создание

Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани, и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря. Началось строительство, в том числе возведение однопрестольной деревянной Вознесенской церкви, на которую была пожалована небольшая сумма из царской казны.

Из-за недостатка средств строительство шло медленно, и было окончено только в 1694 году. Кроме храма и колокольни было построено 4 деревянных кельи для монахов, которых тогда насчитывалось 7 человек. Вскоре монастырю были переданы во владение земли, возвращённые от Кашпирского монастыря, однако не полностью, а лишь 825 десятин 2135 сажен. Остальная же земля отошла к городам Сызрани и Кашпир.

В 1694 году казанский митрополит Маркелл обратился к царям с просьбой приписать Сызранский Вознесенский монастырь в его, митрополита, вотчинные владения. 11 (21) января 1695 года его прошение было удовлетворено, монастырь был приписан к Казанскому архиерейскому дому. При передаче монастыря со всеми владениями в ведение митрополита была составлена подробная опись всего монастырского имущества. Тогда в монастыре имелось шесть деревянных келий да деревянная «мельница на реке Сызран три амбара, в них пять поставов жерновых каменьев да толчевых ступ, в которых толкут просяные и иные хлебные крупы, семь ступ с песты». Каким образом новосозданный монастырь, братия которого находилась в нужде, оказался владельцем большого и сложного гидротехнического сооружения, исследователям истории обители пока не известно.

Дальнейшая история монастыря изучена слабо, регулярные исторические сведения о нём появляются лишь с начала 1830-х годов. Сохранились сведения о монастырском имуществе в 1739 году. К этому времени в монастыре была одна каменная двухпрестольная и две деревянные церкви, одно- и двухпрестольная; 8 келий размерами 2-4,5×30 саженей, три хлебных амбара, монастырская территория была огорожена деревянным забором, за которым размещался скотный двор. Пашни имелось лишь 9 десятин. Никакими окладными и неокладными доходами монастырь не располагал, насельники существовали лишь на подаяния. Проживало в монастыре 14 человек, из них 9 монашествующих. В монастыре был особножительный устав.

В 1740 году упоминается о владении монастырём уже двумя архиерейскими мельницами с пятью амбарами и четырьмя помольными избами. В 1763 году — тремя мельницами, расположенными в полуверсте одна от другой. При каждой было два амбара и шесть постав. Мельницы приносили архиерейскому дому 350—650 рублей ассигнациями дохода. Из-за бывших ранее сложностей с определением собственника монастырские земли на другом берегу реки Сызран уже были заселены местным жителями, но так как земля в итоге была признана монастырской, то монастырь получал с неё «посаженный сбор» по 3 копейки за квадратную сажень. В самой монастырской усадьбе всё оставалось примерно как и в 1739 году.

После указа Екатерины II «О разделении церковных имений…» монастырь был сохранён как сверхштатный, не имеющий содержания, но все его владения были секуляризованы. Монастырь, лишившийся всех своих владений, пришёл в упадок, в 1784 году в нём проживало всего 2 монаха. В таком состоянии он пребывал до 1798 года, когда вышел указ Павла I о снабжении монастырей мельницами, рыбными ловлями и пахотной землёй. В рамках исполнения этого указа в 1800 году монастырю было отведено 30 десятин пахоты, мельница на реке Сызрань в 60 верстах от города, рыбные ловли на озере Широкое. Также ежегодно до 1830 года из казны монастырю перечислялось на содержание по 300 рублей «милостинных денег». В 1803 году в монастыре было четыре кельи. В 1804—1805 годах был построен двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии размерами 13×6 сажень, была заменена деревянная ограда монастыря.

В 1811 году рыбные ловли были заменены на 200 рублей ассигнациями в год, а в 1814 году завершилось дело, начатое ещё в 1803 году, о возврате монастырю владений, принадлежавших ему до 1764 года. Постановлением Сената Вознесенскому монастырю были возвращены прежние земли и мельница. Однако, так как земли уже вошли в состав города и частично были застроены, то монастырю был отведён иной земельный надел, сохранявшийся за ним до закрытия монастыря, площадью в 807 десятин 2314 квадратных сажени, из которых на удобную землю приходилась 711 десятина (около 543 десятин дубового, местами берёзового и осинового леса, примерно 150 десятин пахотной земли, сдававшейся под пахоту и бахчи, 7 десятин сенных покосов), а также частью реки Сызран. В том же году на средства симбирского купца Ивана Зверева в монастыре появилась внутренняя каменная ограда окружностью в 162 сажени.

После образования в 1832 году Симбирской епархии, Вознесенский монастырь был приписан теперь уже к Симбирскому архиерейскому дому, а его братия пополнилась на 19 человек за счёт перевода в Сызрань сверхштатной братии Симбирского Покровского мужского монастыря, преобразованного в архиерейский дом.

С 1833 года монастырь содержал Сызранское духовное училище, для чего был приобретён двухэтажный каменный дом.

В 1836 году монастырь возглавил переведённый из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман. При нём велось масштабное монастырское строительство, так в 1845 году вся монастырская территория была обнесена каменной стеной высотой в полторы сажени, окружностью в 411 сажень. В линии внешней ограды с внешней стороны было построен каменный корпус 8×5,5 сажени для помещения Сызранского духовного правления. В 1847 году был построен каменный братский корпус размерами 9×6 саженей, крытый железом. Также была построена каменная двухэтажная богадельня с переходом в Феодоровскую церковь.

С 1848 года монастырь управлялся Симбирским епископом через назначаемого им наместника. Первым стал наместник Августин. За время его управления в монастыре большинство деревянных построек были заменены на каменные. Автором проекта многих из них стал архитектор Сызранской удельной конторы Иван Адольфович Бенземан, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. В 1851 году он спроектировал, а в 1852 году построил каменный холодный Вознесенский храм. Он же проектировал и строил многие другие монастырские строения.

В 1850 году был построен каменный двухэтажный братский корпус, в следующем году — каменный двухэтажный трапезный корпус, с кельями для наместника на втором этаже. Корпус соединялся с братским корпусом крытой каменной галереей. В том же году был построен настоятельский архиерейский дом и комнатами для прислуги. В 1857 году появилась каменная настоятельская кухня, в 1859 — квасоварня, в 1863 году к трапезной был пристроен одноэтажный каменный корпус для пекарни и проживания чернорабочих, а к квасоварне каменная баня с предбанником. Также были построены два больших амбара для зерна и муки, мукомольный амбар, крупчатый, просотолчейный, коротолчейный амбары, три флигеля при мельнице для приказчиков, помольцев и кузнеца. Монастырю также был пожертвован большой деревянный, на каменном фундаменте, дом в Сызрани с двором и службам.

При Августине же монастырь был из третьеклассного возведён в степень первоклассного. В представлении Святейшего Синода обер-прокурору указывалось, что часть братии почти постоянно в отлучке, сопровождая чудотворную икону по домам сызранцев и в окрестные селения для домашних молебнов, на монастырском кладбище для поминовения часто совершаются обедни и панихиды, для всего этого положенной по штату третьеклассного монастыря численности монахов недостаточно, при том, что благодаря построенным новым братским корпусам в монастыре может проживать и большее число насельников. Императорским указом от 12 (24) ноября 1855 года монастырь стал первоклассным по штату, но без соответствующей прибавки выплат из казны на содержание.

В 1857 году к настоятельскому корпусу была пристроена небольшая домовая церковь, освящённая в 1859 году. В 1867 году началось строительство колокольни. Предполагалось сделать её пятиярусной, в 25 сажень высоты, с надвратным храмом. Но в 2 часа ночи 15 (27) сентября 1869 года, когда до креста оставалось построить лишь три сажени, колокольня рухнула, совершенно разрушив братский келейный корпус 1804-1805 года постройки. Новая колокольня была построена всего в два яруса и в 12 саженей высотой, на ней разместились 8 колоколов, из который самый большой был в 135 пудов весом.

В 1879 году на монастырской территории было открыто кладбище, где за особую плату устраивали семейные склепы знатных горожан. Так на монастырском кладбище были похоронены князь Михаил Владимирович Урусов и его дочь княжна Анастасия Урусова, сызранский городской голова Алексей Иванович Леднев и другие миряне. Также на монастырском кладбище упокоились первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, священнослужители городских храмов, наместники Августин и Антоний.

В 1885 году наместником монастыря стал иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему был пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита. При нём на монастырские средства в 1895 году было построено для духовного училища в Сызрани двухэтажное каменное здание с общежитием для учащихся и домовой церковью.

Монастырь при советской власти

2 января 1920 года Сызранский уездный исполком постановил под создаваемый концентрационный лагерь принудительных работ использовать территорию Вознесенского мужского монастыря. Религиозная община монастыря обратилась с ходатайством «о незакрытии монастыря, в связи с открытием в помещениях такового концентрационного лагеря». 27 февраля 1920 года исполком постановил «Оставить в распоряжении общины монастыря обе церкви и часть одного корпуса для помещения монахов и церковнослужителей, предложив общине отгородить забором оставленные в её распоряжении церкви и часть здания». Впрочем, концлагерь размещался в монастыре недолго, 22 февраля 1922 года вышло постановление Симбирского губернского исполкома о ликвидации концлагеря.

В апреле 1923 года на основании декрета об отделении церкви от государства Сызранский уездный исполком принял постановление о роспуске монастыря. Всё монастырское имущество было передано женской общине, переселённой из Сызранского Сретенского женского монастыря. Акт о роспуске монастыря был подписан настоятелем, архимандритом Александром (в миру Сергеем Флегонтовичем Вахатовым).

В июне 1923 года при Вознесенском храме монастыря было образовано религиозное общество православных граждан, которые заключили с советской властью договор и получили в пользование часть монастырского имущества.

В 1926 году в качестве приложения к местной газете «Красный Октябрь» вышла книга краеведа Н. О. Рыжкова «Чудотворная икона Сызранского монастыря», предназначенная для антирелигиозной пропаганды. В ней автор широко использовал документы и факты из изъятого монастырского архива, тем самым сохранив их для истории, так как сам архив к настоящему времени сохранился лишь частично.

Постановлением Средне-Волжского крайисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь. В апреле 1933 года договор с верующими был расторгнут, был закрыт и последний, Феодоровский храм. Служебные помещения монастыря использовались под склады, жилые были переданы работникам гидростроя для жилья. Храм Феодоровской иконы Божией Матери использовался как водонапорная башня, позднее как гараж и склад. Вознесенский храм превратился сначала в клуб, позднее тоже в склад. Монастырское кладбище было разорено, застроено производственными корпусами, по нему прошла автодорога.

Современный монастырь

27 марта 1992 года вышло постановление администрации Самарской области о восстановлении Вознесенского мужского монастыря.

В 1994 году бывшая монастырская территория была передана во владение Самарской епархии. Монастырский архитектурный комплекс, хотя и пострадал, но меньше, чем прочие монастыри региона. Из четырёх башен, расположенных на монастырской стене, сохранилась лишь одна. От самой стены, построенной ещё в 1850-х годах сохранился лишь небольшой фрагмент. В целом монастырский комплекс нуждался в значительной реставрации. В ходе работ были найдены различные захоронения монастырского кладбища, уничтоженного в 1930-х годах. Были обнаружены и останки архиепископа Анатолия, по решению патриархии перевезённые в Ульяновск, архимандрита Германа, а также множество иных, которые монахи восстановленного монастыря перезахоранивают в общей могиле.

24 июня 1996 года епископ Самарский и Сызранский Сергий заново освятил Вознесенский храм, начались богослужения. В начале XXI века в монастыре проживало 20 послушников во главе с иеромонахом Марком (Алексеевым), в 2002 году утверждённым в должности настоятеля, а в 2004 году возведённом в сан игумена. При монастыре в настоящее время действует православная библиотека, работают швейная и иконописная мастерские.

В 2007 году на источнике, где по преданию некогда была найдена Феодоровская икона Божией матери, было открыто монастырское подворье, на котором трудятся насельники монастыря. В 2009 году здесь был построен храм.

В сохранившемся Феодоровском храме и монастырской трапезной продолжаются реставрационные работы.

Храмы монастыря

Первый монастырский храм был построен в 1695 году. Это была холодная деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1718 упоминается о наличии у храма придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При храме имелась деревянная колокольня с четырьмя небольшими медными колоколами. В 1738 году храм был упразднён, так как в монастыре был построен новый каменный храм.

Это был тёплый двухпрестольный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя Федоровской иконы Божией Матери. Он был построен на средства дворянина И. В. Борисова, который страдал тяжёлой болезнью глаз, но, согласно преданию, полностью излечился после молитв находившемуся в монастыре образу Феодоровской Божией Матери. Тогда Иван Васильевич дал обет выстроить вместо деревянного храма в обители каменный, что и исполнил, несмотря на продолжавший действовать запрет Петра I на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга. Позднее Борисов сам был пострижен в монахи. С алтарём и папертью размеры храма составляли 10,5 на 6 саженей. В 1796 году был устроен четырёхъярусный иконостас столярной работы. В 1811 году в приделе, а в 1812 году в главном храме были проведены значительные ремонтные работы, с расширением окон, заменой полов на новые, а каменных сводов на накатные потолки. Оба раза престолы заново освящал архимандрит Покровского монастыря Евстафий. В 1825 году храм был расписан крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым (по другим данным это произошло ещё в 1796 году). В 1839 году храм был покрыт железом, иконостас частично позолочен. В 1849 году иконостас был заменён на новый, весь позолоченный, а роспись как снаружи, так и внутри, была замазана.

В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман.

В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского он стал именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани.

В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен, был пятиглавым, с восьмериковыми главами, покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря был расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас из липового дерева столярной работы, иконы для которого были написаны в Москве.

В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но храм просуществовал недолго, в 1867 году он был разобран, на его месте началось пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра, в которой должен был разместиться храм. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён.

В 1859 году в монастыре был освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи, были вставлены в рамы, позолоченные на полименте.

В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево.

Святыни

В монастыре находилась особо почитаемая икона Феодоровской Божией Матери. Образ, считающийся чудотворным, почитали и старообрядцы, которых было довольно много в Сызрани. В настоящее время она находится в Казанском соборе Сызрани.

В современном монастыре также имеются свои святыни. Это икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Феодоровская», по преданию, была написана самим евангелистом Лукой. Названа так по её нахождению в храме Феодора Стратилата в Городце. После нашествия Батыя икона была повторно обретена, по настоящее время хранится в Костроме и почитается как чудотворная.

Примерно в начале XVIII века году под Сызранью был обретён список с этой иконы. По легенде это случилось в 1713 году на источнике около села Кашпир. Местные пастухи стали замечать некое сияние над источником, пропадавшее при приближении людей. В одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло. Подойдя ближе пастухи увидели образ Богородицы, стоящий на камне. На следующий день икону перенесли в приходской храм, откуда она ночью чудесным образом перенеслась на прежнее место. После отслуженного молебна крестным ходом икону принесли в Христорождественский собор Сызрани, но через несколько дней вновь образ вернулся на источник. Тогда сызранцы совершили крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь, откуда уже икона не исчезала. Тогда же были описаны первые чудеса, произошедшие от образа: умывшись водой из источника, где был обретен образ, исцелилась прокажённая, и на Волге внезапно утихла буря, грозившая погубить много лодок с людьми. Существуют и другие варианты истории об обретении иконы. Так, по некоторым сведениям, икона 17 лет находилась в Кашпире и лишь затем была перенесена в Сызрань.

Однако сызранский краевед Рыжков в своей антирелигиозной книге «Чудотворная икона Сызранского монастыря» раскритиковал церковную легенду. По его данным в монастырском архиве было три различных дела с описанием обретения иконы: авторства архимандрита Евстафия (написанное в 1803 году), авторства монаха из мещан Василия Ревякина (написанное в 1860—1780-х годах) и анонимное (созданное около 1850 года). Евстафий источником сведений указывает некого солдата, который пересказывал слова своего столетнего отца, умершего ранее. Анонимная рукопись ссылается на монастырских монахов, которые в 1817 году ходили в Кашпир и расспрашивали там местных старожилов, а Ревякин вовсе не указывает источников информации. По Евстафию икона появилась до 1705 года, а по анонимному автору и вовсе «в половине ХVI в.». Рыжков отмечает, что все монастырские источники сильно путают даты иных исторических событий, датировка которых известна из документов, что делает их ненадёжными, и что ещё в 1853 году на запрос властей об иконе монахи отвечали, «ни о времени явления, ни о перенесении в Сызран иконы никаких письменных фактов не сохранилось».

По мнению Рыжкова, точная датировка события была связана с приближающимся юбилеем — трехсотлетием царствования дома Романовых, чем ближе была дата празднования, тем ближе дата обретения образа сдвигалась к 1713 году. Рыжков также отмечал, что все сведения о подробностях обретения иконы, о её исчезновениях из храма и возвращении на источник впервые были записаны более, чем сто лет спустя после предполагаемого события, при том, что монастырский архив сохранил копии документов ещё конца XVII века. По его мнению, автором «чудесного явления» был некий «костромской иеромонах Иоанникий», осознававший выгоду для монастыря от наличия чудотворного образа. Потому и образ является копией с костромской иконы, и не пожелал он оставаться ни в Кашпире, ни в соборе, а только в монастыре, где и подвизался в то время Иоанникий. Критике подверглись и сведения о чудесах, происходивших от иконы. Отмечалось, что их описания никем не заверены и даже преимущественно не подписаны, большей частью представляя собой либо обычные события, не имеющие ничего чудесного в основе, либо исторически недостоверные, а некоторые описания прямо копируют чудеса, приписываемые оригинальному костромскому образу.

Так или иначе, на источнике, на месте явления иконы, был установлен памятный знак. Ежегодно 12 июня к источнику совершался крестный ход с иконой. Образ находился в Феодоровском храме монастыря до его закрытия. Она помещалась в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой. Монахи монастыря собрали сведения о пятнадцати происходящих от образа чудесных явлениях. Чудотворный образ стал весьма почитаем в народе. После закрытия храма икона была сохранена верующими и в 1944 году принесена во вновь открытый Сызранский Казанский собор, где находится по настоящее время. Ежегодно 8 июля и 27 марта в Казанском соборе проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы.

>Престольные праздники

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

>Видео

Как добраться

Проезд: от железнодорожного вокзала Сызрань1 на автобусе ( №4,7,8,28,36,44,58); от Автовокзала на автобусе (№13,27,32,33,35,37,41,45,65). Остановка «Вознесенский монастырь»

Адрес: 446013, Самарская область, г.Сызрань, ул.Монастырская, 2.

Тел.: 8 (8464) 33-29-22 — настоятель игумен Марк (Алексеев)

E-mail: info@vozmon.ru, mail@vozmon.ru.

Официальный сайт.

>Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте обители.

Ссылки

  • Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Фотографии и план монастыря
  • Фотоотчет. Вознесенский мужской монастырь
  • Мужской монастырь в честь Вознесения Господня в городе Сызрань. Справочная информация
  • Вознесенский мужской монастырь. Группа ВКонтакте

Вознесенский мужской монастырь г. Сызрань
Епархиальный мужской монастырь

На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.
По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
Подробные сведения о настоятелях появились с 1834г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.
В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.

В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов,

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души.

Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.

По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская.

24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается Неусыпаемый Псалтырь . При монастыре действует православная библиотека. Работает швейная мастерская. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность. Ими реализуются различные социальные и просвятительские проекты.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *