Возвышение в храме

амвон

возвышение в церкви

Альтернативные описания

• выступ солеи перед средней частью иноностаса.

• в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей

• в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди

• возвышение для проповедника

• возвышение перед алтарем в православной церкви

• возвышение, подмостки

• возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• трибуна праведника

• возвышение в храме перед Царскими Вратами

• возвышенная площадка перед иконостасом

• скажите по-гречески «возвышение»

• возвышение в храме

• трибуна проповедника

• трибуна для проповеди

• трибуна, проповедь

• возвышение перед алтарем

• трибуна

• у лектора -трибуна, а что у батюшки?

• возвышен. в церкви

• возвышение у алтаря

• храм

• церковная «трибуна» для проповедей

• церковное возвышение

• в зале трибуна, а что в церкви?

• трибуна для чтения пастве

• кафедра перед алтарем

• возвышение проповедника

• площадка в храме

• возвышение для чтения Священного Писания

• подмостки в церкви

• «трибуна» для чтения Священного Писания

• Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем

• «Трибуна» для чтения Священного Писания

• в зале трибуна, а что в церкви

• выступ солеи перед средней частью иноностаса

• м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени

• подмостки (устар.)

• скажите по-гречески «возвышение»

• у лектора -трибуна, а что у батюшки

• церковная «трибуна» для проповедей

• у лектора трибуна, а что у батюшки?

• «Трибуна» для чтен. Священ. Писания

• «трибуна» для чтен. Священ. Писания

Возвышение в храме — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова АМВОН

  • Трибуна для проподей
  • трибуна — у лектора, а что у батюшки
  • «Трибуна» для чтения Священного Писания
  • в зале трибуна, а что в церкви
  • в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • возвышен. в церкви
  • возвышение в храме
  • возвышение в храме перед Царскими Вратами
  • возвышение в церкви
  • возвышение для проповедника
  • возвышение для чтения Священного Писания
  • возвышение перед алтарем
  • возвышение перед алтарем в православной церкви
  • возвышение проповедника
  • возвышение у алтаря
  • возвышение, подмостки
  • возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • возвышенная площадка перед иконостасом
  • выступ солеи перед средней частью иноностаса
  • кафедра перед алтарем
  • м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
  • площадка в храме
  • подмостки (устар.)
  • подмостки в церкви
  • скажите по-гречески «возвышение»
  • трибуна
  • трибуна для проповеди
  • трибуна для чтения пастве
  • трибуна праведника
  • трибуна проповедника
  • трибуна, проповедь
  • у лектора -трибуна, а что у батюшки
  • храм
  • церковная «трибуна» для проповедей
  • церковное возвышение
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • кафедра проповедника
  • возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • Возвишение в церкви
  • «Трибуна» в церкви
  • площадка перед иконостасом
  • Трибуна перед алтарем
  • церковная трибуна
  • у лектора трибуна, а что у батюшки

Храм и его устройство. Часть 3

Храмы нужны не Богу, Престол Которого — небо и подножие — земля, а нам они нужны.
Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть — область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор — область земного бытия.
После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.
Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма — то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.
В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним — святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.
В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад — семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.
В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых — гору Голгофу, на которой он был распят.
Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Православный храм — это гораздо больше, чем дом молитвы, — это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.
Е.Н. Трубецкой

Богоявленский храм с. Селезни

Православные храмы строятся алтарём на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своём основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящён распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведёт нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Самая главная часть храма — алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всём храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освящённый четырёхугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освящённый архиереем шёлковый плат (платок), с изображением на нём положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (слово «антиминс» греческое, означает «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шёлковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нём приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним: Святая Чаша (потир), в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову; Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке (на нём полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово; дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя; Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединённых посередине так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно (она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам); Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя; Копиё — нож, похожий на копьё, для вынимания агнца и частиц из просфор (оно знаменует то копиё, которым воин пронзил рёбра Христу Спасителю на Кресте); Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих; Губка или плат — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздУхом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

В алтаре ещё находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращённое к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также устраивается ризница: помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются ещё диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвёртом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперёд, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеёю.

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподаётся верующим и святое Причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — иконы на материи или металле, прикреплённые к длинным древкам, в виде знамён. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется ещё канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *