Все болезни от грехов

О силе тела и духа, о здравии

Начнём с анекдота.

Вот такие вещи: можно иметь здоровье, а счастья нет, можно иметь счастье, но не иметь здоровья. Люди так зациклены на здоровье, кому охота зубами мучиться, песок сыпать по утрам, понятно, что хочется быть здоровым, но это же не счастье. Кабанчик тоже здоровый был, а счастья не было, запаяли на колбасу.

Надо поменять современному человеку полностью образ мышления, отношение ко всему, что его окружает, потому что мне кажется, что мы с вами изрядно удалились от самых прямых и естественных нормальных отношений между собою и вещам, которые составляют жизнь человеческую. Надо ввести, например, понятие «экология души» или «здоровье души». Все понимают, что такое здоровье желудка или здоровье лёгких, глаз, ушей.

А кто понимает о том, что душа тоже может болеть? Болезни — это страсти. Например, зависть, у человека, вроде, ничего в жизни плохого не происходит, он от зависти сажает печень свою, потому что он завидует. Или он жадный. Вы знаете, что жадные слепнут, потому что у них глаза разбегаются: это хочу, это хочу. Это не я сказал, это Авиценна ещё придумал. Он говорит, что у трусов болят почки, у жадных болят глаза. Это элементарные основы здоровья тела и души, целостного организма в зависимости от исполнения или неисполнение заповедей.

Авиценна вроде бы светило, написал кучу трактатов про то, как лечить разные болезни. Кто когда-нибудь хоть в одном медицинском ВУЗе произнёс лекцию о том, что Авиценна связывал все грехи и добродетели? Гордость рождает склероз, трусость — болезни почек и так далее. Все знают что был такой Авиценна, все тихонечко умалчивают о том, что он связывал болезни с грехами.

Мы, конечно, хотим быть здоровыми и богатыми, но я прошу вас не забывать, что люди, которые были очень красивые, у которых не было никаких нужд житейских — это были люди до Потопа, которые были, как боги олимпийские прекрасны. Здоровые, могучие, мощные, гениальные и настолько безбожно развратные, что Господь ничего иного не придумал, как просто смыл их, как в унитазе смывается известно что, известно куда. Поэтому нам нужно реально менять мысли о жизни. Нам нужно мысли о жизни поменять, потому что мы мыслим о жизни, как язычники, безбожники, а нам нужно мыслить о жизни, как христиане, Божьи люди.

Здоровье — это такая прекрасная, драгоценная вещь, которую не купишь за деньги. Да это так.

Но, вместе с тем, здоровье — это один из современных идолов. Человеку внушается, что он должен быть здоров, подтянут, весел, бодр, должен бегать в шортиках до 90-та лет, вести активный образ жизни до самого того дня, когда ляжет в гробик и глазки закроет.

Здоровье — это относительная ценность, при больной душе, здоровое тело очень вредно человеку. И, напротив, «страдающий плотью перестает грешить», — вот такую красивую мысль нам сообщает апостол Павел.

О чём хочется сказать? О том, чтобы вы берегли своё здоровье, нужное для христианского покаяния и для добрых дел. Здоровье на 90% зависит от добрых дел, любой врач скажет, что лекарства, пилюли, санатории — это всё ерунда. Главное — о чём ты думаешь, как ты питаешься, как ты себя ведёшь.

Но если у вас гнилая душа и здоровое тело, это, скорее всего, признак проклятия. Если человек грешен, то ему нужно болеть. Грешнику нужно пострадать, иначе грешник не остановится на путях своих. Грешнику нужно поплакать и помучиться для того, чтобы понять смысл жизни.

Если вы забыли Бога, тогда вам нужно заболеть и среди болезни Бога вспомнить. Вот такую интересную мысль мы наблюдаем. Если бы больницы были бы пусты, то уровень благочестия (итак весьма хромающий) был бы намного ниже. А через болезнь мы вспоминаем о том, что у нас есть Хозяин, начинаем обращать к Нему свои просительные и жалобные молитвы. И Господь приходит и вразумляет.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Волхвы, принесшие дары Родившемуся Христу, занимались наблюдением за звездами. В древности астрономия была всегда соединена с астрологией. Но если волхвов наблюдение за звездами привело ко Христу, то можно ли это же сказать и в целом об астрологии? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.

В основе астрологии лежит представление о том, что жизнь человека и свойства его души обусловлены тем или иным положением звёзд. В свою очередь такое представление возникло на почве верований древних язычников, поклонявшихся небесным светилам. Эти верования, а иначе их не назовешь, вступают в коренное противоречие с верой христиан в то, что человек как высшее творение Господа является господином и хранителем всего творения в том числе и небесных светил. Если вы внимательно прочитаете первую главу книги Бытия, то увидите, что звезды, солнце и луна созданы в четвёртый день творения, и человеку дана власть над всем, что на земле, но звёздам не дана власть над человеком. Назначение звезд и светил по книге Бытия в том, чтобы «чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы». Заметьте, что Бог не упомянул, что звезды и светила даны для угадывания будущего человека.

Человек является частью материального мира телом, но душой относится к миру духовному, поэтому свойства нематериальной души не могут быть обусловлены тем или иным положением материальных звёзд. Также и в целом жизнь человека обусловлена Божественной волей, а не положении звезд в момент рождения.

«Наше будущее зависит от чистоты нашей жизни»

Ещё одной основой астрологии является желание узнать будущее. С точки зрения христианской нравственности такого рода стремление является вредным для души христианина: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами» — так об этом говорит святитель Василий Великий.

Многие пытаются узнать характер другого человека с помощью гороскопов или на основание того, в какой год родился человек по китайскому календарю. Но православное учение о человеке говорит нам, что дата рождения человека не влияет на его характер, так как человек обладая свободной волей сам формирует его.

Человек свободен выбирать между добром и злом, жизнью с Богом и духовной смертью, жизнью с духовной свободой или рабством гороскопам. Если жизнь человека зависит от расположения звёзд, то человек не свободен, он все делает по необходимости — так расположились звезды, ничего не по делаешь. Но Бог дал человеку свободу — он сам может решить какой поступок совершить и в состоянии изменить свой характер.

Итак, призываю вас освободиться от оков гороскопов и предсказаний, передайте себя воле Всеведущего Бога, а не бездушным звёздам. Пусть ваша жизнь управляется евангельскими заповедями, а не советами астрологов.

Теги: астрология астрономия суеверия оккультизм

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

иерей Василий Мокрицкий, преподаватель КПДС

Богословское осмысление проблемы болезни человека

Много веков человеческая личность стоит пред проблемой здоровья и болезни, проблемой определения этих смысла понятий и их разграничения. У верующего человека болезнь порой вызывает удивление, недоумение и необходимость самопроверки, выяснения духовного смысла посланного Богом испытания. Однако с христианской точки зрения по отношению в болезни человек имеет время подумать, сосредоточиться, проверить свою жизнь, свои ошибки и падения, которые можно попытаться исправить, смягчить их последствия через покаяние и, таким образом, использовать время болезни для духовно-нравственного исправления.

Опираясь на труды богословов разных эпох, в ходе данного исследования мы попытаемся предложить свой вариант ответа на следующий проблемный вопрос: если телесная болезнь – это следствие греха, то не во имя ли Своей беспредельной любви к человеку и излечения его болезней приходит в мир и Сам Спаситель, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мф. 9:12-13).

Цель данной статьи – изучение текстов Священного Писания и святоотеческого наследия, отражающих христианскую точку зрения по отношению к болезни.

Несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка Давида: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10).

Бог, сотворив человека, одновременно со свободой воли, дал ему заповедь послушания: не употреблять плодов дерева познания добра и зла. Человек нарушил этот запрет и подверг себя и весь мир болезням и смерти.

Проклятие, которое Бог наложил на мир после грехопадения (Быт. 3:14-19), показывает глубинную реальность зараженности человека злом.

Книга Бытия повествует о том, как первые люди отвергли порядок, который установил Бог для их радости и благосостояния и, вкусив запретный плод, они испытали катастрофические последствия своего непослушания. Премудрый Соломон выразил эту трагедию мира следующими словами: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Прит. 14:12).

Смерть является самым первым и самым главным дисгармоническим следствием греха. Как Бог и предупреждал, непослушание первых людей привело к тому, что в мир вошла смерть: «…Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). В Библейском учении смерть, ужасное и таинственное состояние, она не являлась чем-то естественным и не входила в первоначальный замысел Бога. Смерть стала человеку наказанием за его нравственное непослушание (Рим. 5:12). У многих людей одинаково возникает ощущение, что физическая смерть – это ужасное и грубое вторжение в жизнь человека. Но если еще и прибавить наше стремление к вечности, то это указывает на первоначальный замысел творения. Мы не должны были умирать, мы были созданы для вечной жизни, поэтому смерть считается нашим «последним врагом» (1Кор. 15:26). «Но люди захотели, чтобы их высокое положение в мире зависело не от свободного развития своих духовных сил, а от физического питания их известными плодами. Значит, они в сущности захотели того, чтобы их жизнь и судьба определялись не ими самими, а внешними материальными причинами. И это свое желание они осуществили на самом деле».

Однако забота пастыря – донести до своих прихожан мысль о том, что Бог не создавал нас на смерть и уничтожение, Он создал нас для вечной жизни. Он призвал нас к бессмертию – не только к бессмертию воскресения, но и к бессмертию, которое не знало смерти.

Смерть явилась как следствие греха. Она появилась, потому что человек потерял Бога, отвернулся от Него, стал искать путей, где мог бы достичь всего помимо Бога. Человек попробовал сам приобрести то знание, которое могло быть приобретено через приобщение к знанию и мудрости Божиим. Вместо того, чтобы жить в тесном общении с Богом, человек избрал самость и независимость.

Когда человек отвернулся от Бога и стал глядеть в лежащую перед ним бесконечность, Бог исчез для него, а поскольку Бог – единственный источник жизни, человеку ничего не оставалось, кроме как умереть.

Смерть сильнее всего обнаруживала влияние прародительского падения в человеческом существе. Поэтому становится понятно, что в Ветхом Завете труп, как вещественный объект греха, считался скверной. Причем безразлично труп человека праведного или грешного, рассматривался как более оскверняющий, чем труп животного (Лев. 11:24-47; Числ. 19:11; 16:22). С духовно-нравственной точки зрения это вполне естественно: человек умирает за свой грех, а животное – вследствие греха человека, который подчинил всю земную жизнь смерти и, таким образом, есть первопричина всякой нечистоты, болезней.

Болезни являются предвестниками смерти. Они служили человеку и напоминанием о грехе, но в некоторых болезнях тление и смерть проявляли себя с особенной силой. Такие болезни вызывали к себе такое же отношение, как и сама смерть. Проказа отображала ее более всего, так как она является умиранием, разложением еще живого тела. В этой ужасной болезни можно нагляднее, чем в других, видеть следствие прародительского греха. Иосиф Флавий замечает, что Моисей исключал из стана прокаженных, как ничем не отличающихся от мертвых. Это являлось причиной того, что прокаженные должны были носить траурные одежды и считались как сами нечистыми, так и оскверняющими все, к чему им приходилось касаться (Лев. 13:2-46). Кроме проказы на людях, в Священном Писании говорится еще и о проказе на одеждах и домах (Лев. 13:47-59; 14:34-56).

Нечистый, больной человек в Ветхом Завете, чтобы не осквернить, святое общество Израиля, должен был изолироваться от него, а по прекращении нечистого состояния требовались некоторые религиозные обряды (Числ. 19:1-22; Лев. 12:1-15).

Христианская антропология исходит из признания того факта, что природа человека после грехопадения биологически изменилась. Греховность человека – это болезненное состояние. Человек болен и болеет. Таково следствие грехопадения и его нормальная антропологическая характеристика.

Об этом свидетельствует и первый крик ребенка – бессознательная реакция на боль, которую он переживает при рождении. Однако это событие радостно воспринимается всеми, как признак начинающейся жизни. Ребенок впервые ощущает физическую боль, и этот несомненный факт, даже в достаточно грубой форме, ощущается им уже при его появлении на свет.

Об этом говорят многочисленные факты того, что даже великие святые болели неизлечимыми болезнями. И первый среди них – апостол Павел: «…дано мне жало в плоть» (2Кор. 12:7).

Для наших же современников показательны рассуждения, которые принадлежат священнику и врачу Валентину Жохову, который утверждает: «Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни. С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни…» (Курс. – М. В.).

Нельзя при этом не признать, что норма эта весьма неутешительна для человека, поэтому Господь благоволит к праведным людям и имеет о них особое попечение. «Исцеляйте больных», – научает Христос своих учеников (Лк. 10:9). Так он «хранит всех любящих Его» (Пс. 144:20), при этом праведнику обещается слава и мир, долгие дни и спокойная смерть (Сир. 44:10-14). Различные чудеса, которыми богата священная история, обнаруживают промыслительную силу Божию решительно во всех сторонах человеческой жизни.

На повседневно-бытовом уровне сознания болезнь чаще всего выставляется как Божье наказание за грехи и нечестие людей. В качестве аргумента сторонники такой оценки причин болезней ссылаются на следующие библейские строки: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их…» (Лев. 26:14-16; Ис. 1:5; Иер. 14:12; 21:6; 24:10; Иез. 7:14-15; Ам. 4:10 и др.). Таким образом, болезни являются первым карательным средством в руках Божиих.

Человек многие века глубоко чувствовал и переживал это и сам, считал грех ближайшей причиной болезней, поражавших его. Испытание болезнью возбуждало в человеке сознание греха. В просительных псалмах это и отмечается: мольба об исцелении всегда сопровождается признанием грехов.

«Господи, яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего: несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего» (Пс. 37:3-6). Этот вопль царя Давида как нельзя отчетливее характеризует взгляд на болезни. В этих словах Псалмопевца можно усматривать также повторение мысли израильского законодателя Моисея, который угрожает своему народу болезнями за нарушение заповедей Иеговы: «Аще не послушаете творити вся словеса закона сего… и удивит Господь язвы твоя и язвы семени твоего, язвы великия и дивныя, и болезни злыя и известныя, и обратит на тя всю болезнь египетскую злую… и все разслабление, и всю язву ненаписанную и написанную в книзе закона сего наведет Господь на тя, дондеже потребит тя» (Втор. 28:58-61).

Так как страдания и болезни являлись чрезвычайно часто в жизни как отдельного лица, так и всего народа, то и сознание греховности пропитывало ветхозаветное религиозное чувство от начала до конца. Исследователь А. Мензис говорил, что почти каждая еврейская молитва начинается с признания грехов, в которых виновны вообще все евреи.

Сознание греха и стремление к святости составляли основные религиозные понятия Ветхого Завета. На этих понятиях созидается все ветхозаветное законодательство о жертвах и об очищениях. При этом жизнь по заповедям Иеговы приносила с собой благополучие земной жизни, отгнание всяких болезней. «Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповедям Его, и сохраниши вся оправдания Его: всяку болезнь, юже наведох египтяном, не наведу на тя: Аз бо есмь Господь Бог твой исцеляй тя» (Исх. 15:26). «И отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исх. 23:25-26).

Таким образом, в Ветхом Завете поведение человека должно было соответствовать воле Самого Господа. Если виновной перед Богом оказывалась одна личность, то она одна получала возмездие, если же заповеди нарушил весь народ, то карающая рука Божия поражала его общими бедствиями.

Некоторые болезни считались прямым наказанием Божиим за грехи: «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен» (Втор. 28:58-61). Заболевание горячкой, и в частности чахоткой, определяется, как возмездие Божие за непослушание гласу Иеговы (Лев. 26:16).

Ангел Божий часто является исполнителем грозных кар Господа, поражая смертью или моровой язвой отступивших (2Цар. 24:16; 1Пар. 21:12-27; 4Цар. 19:35). Господь посылает ангела и для исцеления: «И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру – Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого…» (Тов. 12:14-15).

Священная история также знает примеры, когда Господь попускал диаволу удручать болезнями людей. В первой книге Царств упоминается о злом духе, который от Бога напал на Саула и мучил его (1Цар. 19:9). В книге Иова диавол представлен как исполненный коварства и вражды к праведнику и добродетели. Он обходит землю … с той целью, чтобы искушать людей.

Пророки, находящиеся в непосредственном общении с Богом, являются, с одной стороны, грозными провозвестниками тяжких болезней и смерти Израилю, а с другой – возвещают покаявшимся обетования Божии об исцелении и милости к ним Иеговы (3Цар. 17:20; 4Цар. 1:4; 20:1; 2Цар. 3:29). Сами пророки нередко изображаются как непосредственные каратели или целители (Иер. 15:2; 28:8; 32:36-37).

Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных грехов болящего? И ответ на этот вопрос не всегда ясен.

Болезнь и смерть как предмет медицины обнаруживали чудесную связь человеческого знания и человеческого страдания. Этой связью обусловлены и направления научного поиска и постановка научных задач, главная из которых – лечение болезней.

Медицина у библейских народов была в ведении жрецов, и в известной мере она сохраняла связь с магией. Библия своему народу запрещает применение магии, связанной с идолопоклонничеством. Но в Ветхом Завете связь священника с врачевателем была очень тесной. При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение того, что человек прощен Богом, «ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой» (Исх. 15:26).

В Древнем Египте, откуда вышли евреи, медицинские обязанности в годы исхода нередко исполнялись священниками. Они осматривали больного в случае проказы, налагали карантин, следили за санитарным состоянием стана и соблюдением личной гигиены. Вся 13 глава Книги Левит посвящена дифференциальной диагностике кожных заболеваний, 14 глава – диагнозу и лечению проказы, 15 глава содержит предписания о чистоте тела мужчины и женщины.

Из 2 книги Паралипоменон (16:12) известно, что Аса, царь Иудейский, «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». Летописец упрекает Асу в том, что тот обратился не к Господу, но только к врачам, чтобы исцелиться от болезни, которая была карой Божией.

38 глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в свою очередь, содержит настоящий гимн медицине: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38:1-14). А уже следующий 15 стих гласит: «Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!», – это значит, просто пусть заболеет. Во всяком случае, в еврейском тексте читается: «Кто грешит против Создателя своего, будет надмеваться и над врачом».

Эти слова стали ключевыми для Церкви Христовой в ее отношении к медицине. Предание и история свидетельствуют, что врачевание никогда не было чужеродным для христианской культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3:18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием – один из учеников Христа, апостол Лука, был врачом. Врачевание – одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана (†284), мученика Пантелеимона (†303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов.

Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости – бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но и за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию – болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой. Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных Таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных действий и суеверий.

Действительно, и в наши дни многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.

Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Господь добровольно принимает страдания для спасения человеческого рода: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Это означает, что Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святого Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53:4).

Полученные результаты и выводы. В рамках данного исследования нам удалось изучить библейские и святоотеческие тексты, в которых нашли отражение основы христианского, традиционного, именно смиренного принятия болезни. Отвечая на основной проблемный вопрос данного исследования, можно утверждать, что соблюдение заповеди послушания Божьей воле и терпеливое несение тягот этого периода жизни – такова должна быть благодарность человека Спасителю, пришедшему в мир для исцеления и восстановления природы человека, поврежденной грехом.

Именно поэтому, особенно для современных поколений христиан, принципиально значима с позиций христианской антропологии становится надежда на помощь уже не только врача. Еще важнее для наших современников помощь Того, Кто силен врачевать все болезни. Именно такое принятие болезни открывает возможность духовного возрастания, служит успокоению человека пред лицом труднопереносимых страданий. Все эти качества в разные эпохи были характерны, типичны для людей высокого христианского духа, способных проявить кротость перед горестями и испытаниями болезнями.

В эти моменты жизни надежда на милость Бога, дарованную в исцелении, является источником утешения; самопознания и духовного подъема в несчастии, потому что общечеловеческое отношение к болезни всегда связано с пониманием несовершенства человеческой природы, а также исходного ее нарушения и повреждения грехом.

Но, по-прежнему, у большинства современных людей болезнь вызывает недоумение, удивление и протест. Сложно, но приходится признать, что многие из нас просто забывают о собственной ответственности, поскольку причиной этих трудностей, а в конечном итоге и самой смерти, является сам человек (Быт. 2:17). И здесь открывается огромное поле для деятельности и катехизаторов, миссионеров, клириков, а также исследователей-богословов и теологов-просветителей.

Уайатт. Дж. На грани жизни и смерти. СПб., 2003. С. 77.

Там же. С. 78

Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань. 1906. С. 43.

Антоний Сурожский, митр. Православие в современном мире. СПб., 2005. С. 82.

Йеротич Владета Психологическое и религиозное бытие человека. М., 1994. С. 115

Жохов Валентин, свящ. Христианское отношение к болезням и врачеванию. М., 1997. С. 7.

Мензис А. История религий. СПб., 1899. С. 149

Зорин К. В. Встань и ходи. М., 2007. С. 16.

Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новгород. 1996. С. 48.

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища — наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде — вот заповедь одна, Вторая заповедь — поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино — наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру — и продлится жизни царство…

Вино — твой друг, пока тверез, а если пьян — то враг, Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…»

О здоровом жилье…

«Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… «

Искусство сохранить здоровье:

«Основное в искусстве сохранения здоровья — уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

Болезнь – это наказание за проступки, отступление от веры, за нарушение церковной дисциплины. Так ли это? Мы беседуем с протоиереем Валентином Уляхиным, преподавателем кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ.

Протоиерей Валентин Уляхин

— В православной среде существует такое мнение, что болезнь – это наказание. Как вы считаете, насколько это правильно?

— Болезнь – не наказание. Болезнь — это объективный фактор нашей жизни. Без болезни не может быть человека. Единым человеком вошел в мир грех, как пишет апостол Павел, комментируя Бытие, в послании к Римлянам. И грехом вошла в мир — смерть.

То есть грех непослушания привел к смертности и болезненности всякого человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому смерть и болезнь объективны для нас, и мы не можем быть без болезни и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа.

«Довлеет тебе благодать Моя, сила моя в немощи совершается» — это апостол Павел услышал от самого Христа. Все христианские подвижники, все апостолы, мученики, преподобные были отнюдь не богатыри. И это – главное доказательство того, что болезнь – не наказание.

Вспомним описание, известное из деяний апостола Павла и его первой ученицы Феклы (это апокриф, но он один из древнейших и подтверждается в посланиях апостола). Мы видим на иконах апостола Павла как богатыря с мечом, словом Божиим обоюдоострым, апостола Петра — с ключами от Царствия Небесного, а ведь они были очень немощными.

«Апостол Павел». Часть полиптиха из церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Апостол Павел был тщедушный, маленький, кривоногий, заросшие брови, глазки маленькие, нос крючком, лысый, да еще гугнивый к тому же — заикался, как Моисей. У него болели глаза (он пишет к Галатам: молодцы вы, Галаты, если бы вы могли – глаза бы свои дали мне, потому что я плохо вижу). Он страдал эпилептическими припадками. Дело в том, что апостол Павел был родом из Тарса. И там, в Киликии, далекой провинции Римской империи, периодически бушевала лихорадка. И Павел страдал последствиями этой болезни в виде припадков.

Он пишет к Галатам: благодарю вас, что вы не плевались, слушая меня. Это буквальный перевод с греческого, в русском тексте это немножко препарировано. Почему? Потому что во время проповеди он часто падал. Это считалось духовной болезнью типа проказы, и обычно люди, видя такого припадочного, плевались, чтобы отвратить от себя бесов, духов злобы поднебесной. Апостол Павел был очень болезненный человек, он даже своего любимейшего ученика Луку как врача держал всегда с собой, потому что не мог без врача путешествовать.

Так вот, Павел жаловался самому Господу, о чем читаем в послании Коринфянам: Господи, за что ты мне дал ангела сатаны, жало в плоть, которое удручает меня? Что такое жало в плоть? Skolops – в переводе с греческого это кол, на который насаживали отпетых разбойников. Это самая страшная мучительная казнь. Павел просил: «Господи, избави меня от жала в плоти». Есть разные мнения, что это за болезнь, но главное, что он страдал болезнями, и Господь не исцелил апостола Павла, а только сказал: «Довлеет тебе благодать моя, сила моя в немощи совершается». Наша сила совершается в крестном несении болезни.

Амвросий Оптинский

Преподобный старец Амвросий Оптинский большую часть своей жизни, лет с сорока (а жил он довольно долго — восемьдесят лет), лежал. Все известные и неизвестные 19 веку болезни гнездились в его бренном теле. И кишечные заболевания, и желудочные, почки, печень, позвоночник — всё страдало. Он лежал буквально на одре смертном сорок лет. Ему предлагали рыбку на Пасху, а он говорил: «Я не могу ее кушать, дайте хоть понюхать мне эту рыбку на Пасху». Доктора не знали причину этих болезней.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, страдал на одре смертном, тягчайше болел. Мы обычно читаем, что преподобный очень легко отдает свою чистую святую душу Богу. Нет. Игумен Сергий Радонежский тяжко страдал, прежде чем умереть.

Возьмите Иоасафа Белгородского. Он жил очень мало, около пятидесяти лет, по-моему. Он в конце своей жизни говорил: «Как жалко, что я в свои молодые годы не берег свое здоровье, я питался одним хлебом и водою, и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды. И он умер раньше времени.

Бессмертный Бог умирает как последний грешник на кресте, потому что Он взял на Себя все грехи мира, и даже Отец отвернулся («Боже, почему ты меня оставил?»). Христос на кресте взял на Себя все грехи, и как бы в Своем лице Он олицетворил самого страшного грешника. В очах своего Отца Он предстал как самый страшный грешник и умер крестной смертью. И смертью своей смерть попрал. Потому, что без такой смерти нельзя было войти во ад, чтобы там предстать перед сатаною. Как пишет Василий Великий – сошел в бездну ниже всякой бездны, где был дьявол. И своим явлением, и дыханием уст своих победил дьявола. И для этого нужно было умереть на кресте. Господь умер как самый последний грешник, взяв на себя всего грехи мира, вменившись с разбойниками в один ряд. Сам Господь претерпел такие страшные болезни.

Мы можем жить в правде, только подражая крестным мукам Спасителя. Чтобы быть нам человеками, тем более православными христианами, нам нужно нести болезни. Апостол Павел пишет: «Аз язвы Господа Христа моего на теле своем ношу». И на парамане каждого монаха написаны эти слова. Потому что без этого невозможно нам спастись. Мы живем в подражании Христу.

Иоанн Кронштадский

Вспомните святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ему тоже приходилось очень много болеть, он был отнюдь не богатырского сложения. Но он до конца был верен поставленной цели. Когда он был очень тяжело болен, врачи говорили: «Если вы не будете вкушать пищу скоромную, вы умрете».

И все-таки, посоветовавшись со своей матерью, святой праведный Иоанн Кронштадский решил отказаться от требований врачей и не нарушать поста. А мать ему писала, что лучше умри, но не нарушь поста. И это нам тоже пример перенесения скорбей и болезней.

Все святые, за редким исключением, претерпели болезни — в виде каких-то тяжких скорбей или реальных болезней, будучи мучениками за имя Христово. Сам Господь, в Евангелие от Иоанна в 5 главе говорит, что мы, люди, несем наш образ Божий в бренном теле. Хотя это бренное тело становится для нас со всеми своими болячками храмом Духа Святаго, живущего в нас.

У Иоанна Богослова в пятой главе говорится о расслабленном, который 38 лет находился в параличе. Это Евангелие мы всегда читаем на водосвятном молебне. В Иерусалиме на общей купели лежали множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды.

Слепой — это не только тот, кто не может видеть, это еще зашоренный, предубежденный, который видит чудеса Христова и не воспринимает. Духовная болезнь как бы проецируется на физический недуг.

Глухие — это те, кто недужен и не слышит. Когда человек зашорен, не воспринимает слово Божие, он каждое воскресенье приходит в храм и исповедуется в одних и тех же грехах, потому что он не может оторваться от грехов и совершает те же самые грехи, в которых исповедуется каждую неделю. Он слышит слово Божие, но не воспринимает. В результате он всю жизнь остается глухой.

Сухой — это человек, который засох в своей вере. У него была вера, но она высохла под влиянием разных обстоятельств, он уже не имеет живительной благодати, хотя и часто причащается, и исповедуется, и в других таинствах участвует, но он окаменел в своем сердце и только формально приходит в храм и участвует иногда в жизни Церкви. Это все падает на засохшую почву сердца.

Все взаимосвязано. Болезни наши телесные и недуги наши духовные часто идут рука об руку. Мы все болящие, скорбящие. И вот Господь приходит и говорит: «Ты хочешь исцелиться?» То есть, хочешь ли ты привести в гармонию свои телесные немощи и свой образ Божий? Ты не можешь освободиться от болезней, это невозможно, потому что человек несет в себе это заряд смерти. Рано или поздно он умирает, и телесная смерть побеждает. А смерть — это таинство, которое помогает перейти порог вечности и соединиться с Господом. Поэтому апостол Павел говорил: «Для меня жизнь Христос. А смерть – приобретение». Какая смерть? Это физическая смерть.

Смерть — успение, кратковременный сон, который обязательно кончается пробуждением. Эта смерть нас всех ожидает, как кратковременный сон, поэтому мы называем умерших «усопшими». То есть человек уснул сном, и до второго Пришествия он спит. А во время второго Пришествия, которое обязательно придет, Господь воскресит всех успопших, и душа бессмертная соединится с воскресшим, преображенным телом.

А вот самая страшная смерть – это смерть в результате болезни духовной, когда человек уходит сам от Бога. Апостол Павел признает только эту смерть, духовную. Духовная смерть гораздо опаснее, чем все причины, которые ведут к временной смерти, чем все болезни, которые мы несем в своем теле.

Такие смертные болезни посетили меня в 2005 году, когда мне было 55 лет. У меня случайно обнаружили карциному простаты, онкологию. И мне пришлось облучаться. Слава Богу, уже пять лет прошло. Несмотря на всевозможные последствия такого облучения, я жив. В 2006 году, через год после облучения, мне пришлось пережить инфаркт и, чтобы иметь возможность служить, я согласился на шунтирование сердца. Мне поставили 3 шунта. Более того, 4 раза мне зашивали грыжевое кольцо на каждой стороне (паховая грыжа), и затем такие мелкие операции, как микрома груди.

Я сам чувствую, что без пролития крови нельзя наследовать Царствия Небесного. Но Царствие Небесное нудится, поэтому, когда Господь приходит к расслабленному у купели, он спрашивает: «А хочешь ли ты исцелиться?»

По-гречески получается так: имеешь ли волю исцелиться? Конечно, все желают избавиться от болезни, а вот имеешь ли волю, то есть, можешь ли воспринять Господа своим Богом?

И что же получается? Этот расслабленный сказал: «Да, конечно, Господи». И тогда Господь говорит: «Возьми одр свой и ходи». И исцеляет его. Проходит некоторое время, как пишет Блаженный Августин, и этот расслабленный становится палачом Господа Иисуса Христа. Он бьет его по ланитам и заушает. Получается, что он выразил желание формально, а на самом деле предал Господа. И, конечно, его смерть становится не легким сном, а вечной смертью, отступлением от Бога.

Такая динамика происходит в жизни каждого человека. Мы желаем исцелиться, мы готовы все отдать за исцеление, мы просим, молим: «Дай нам исцеление!» А Господь спрашивает: «А хочешь ли?» То есть, имеешь ли волю соблюдать мои заповеди? И мы говорим: «Да, да, конечно». Но проходит некоторое время, и мы отступаем. Наша динамика идет по синусоиде.

Устремляемся иногда к совершенству, а затем падаем в бездну греха отчаяния, ропота, малодушия. Затем встаем, опять каемся, берем свой крест, опять совершаем восхождение и опять падаем. Но все решает вектор: или он направлен вверх, или вниз. Господь нас призывает идти вверх – ищите прежде Царствие Божие и Правды его, и все приложится вам.

От нас зависит свободный выбор и желание быть с Господом не только устами, но и конкретными делами, исполнять его волю. Так вот, когда Господь исцеляет тещу Петра, в русском тексте сказано: «И теща начинает служить им», то есть апостолам и Христу. В греческом оригинале сказано: «И она начинает служить Ему», то есть Христу. Мы получаем исцеление для того, чтобы служить Богу.

Господь иногда посещает нас смертными болезнями, чтобы привести в гармонию нашу форму и содержание. Посещает нас болячками, чтобы мы дух направляли к совершенствованию. Иногда человек, которого преследуют страшные болезни, начинает как-то иначе смотреть на мир, и болезнь становится стимулом к его совершенствованию. И он, зная, что ему скоро умирать, уже обращается всей своей жизнью, всеми фибрами своей души к любви Христовой.

Господь каждого из нас ведет ко спасению: через болезни, через скорби, через ужасы, войны, драмы, расставание с ближними, через семейные трагедии, чтобы внешняя оболочка соответствовала главной задаче совершенствования образа Божия, уподоблению Богу.

Наша задача — постоянно совершенствовать душу, ум для правды, чувства для святости, волю для добра, чтобы быть подобием Божием.

Раковые клетки есть у каждого человека, и мы не знаем, как они будут эволюционировать, но Господь-то знает. Мы достигаем какой-то стадии, когда нам требуется посещение Божие в виде болезни, без которого мы не можем стать людьми, тем более христианами, тем более православными христианами.

Часто люди просто скрывают свои болезни, они стараются выглядеть мужественно, чтобы не показывать их. На самом деле у каждого есть болячки, у каждого есть свои немощи. Господь как заботливый врач исцеляет всех. Если не сокрушается сердце человека, то Господь для спасения сокрушает кости человека. Об этом говорят и пророки. Об этом говорил еще премудрый Соломон. Если человек костенеет в своей жизни, сердце его становится камнем, то Господь, чтобы сокрушить сердце каменное, сокрушает кости человека — для того, чтобы это сердце стало способным воспринять живительную силу слова Божия и любви Божественной.

Анатомия болезни и исцеления прекрасно дается в Евангелии. Центурион, сотник, то есть младший офицер в римских войсках (как лейтенант), который исповедует культ императора, приносит жертвы императору как богу, который в глазах иудеев является отверженным от спасения, который сочувствует Богу Израилеву, но поклоняется и множеству других богов пантеона языческого мира — этот центурион приходит и обращается ко Христу, хватается за последнюю соломинку: «Господи! Мой отрок болеет, и вот я пришел к тебе, чтобы Ты мне помог». И Господь говорит: «Ну, ладно». А язычник отвечает: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». И Господь что говорит: «Во Израиле не встречал Я такой веры, как у этого язычника». Вот почему придут с Востока и Запада и возлягут в лоне Авраама, а мнящиеся же бытии сынами Царства Божия будут изгнаны вон.

Язычник пришел ходатайствовать за своего слугу, раба или родственника, и поражает такое смирение: «Господи, ты рцы слово только, и отрок мой исцелится. Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». И Господь исцеляет. Значит, не по нашим заслугам мы получаем исцеление. В одном из Евангелий говорится, что приходят иудеи и говорят, что этот центурион является тайным прозелитом, то есть он благосклонно относится к иудеям, он для нас построил синагогу, так что он достоин, сделай для него чудо. А Господь как бы отвечает им: «Не по заслугам, а исключительно по необходимости».

Некоторые говорят: почему я столько потрудился для Церкви, достиг таких постов в иерархии, например, и так страшно болею? А потому что Господь исцеляет не в силу наших заслуг, а исключительно в силу того что необходимо для нашего спасения. Так вот сотнику необходимо было, чтобы его сыночек исцелился. А нам может более необходимо чтобы нести болезнь, крест свой.

2 декабря 2008 года мне пришлось проповедовать в храме Христа Спасителя. Мне сказали: подольше говори проповедь, потому что Патриарх Алексий еще не приехал (он возвращался из больницы, где лечил сердце).

Мне пришлось говорить 40 минут. Он успел, вошел в алтарь. Господь дал еще ему несколько дней жизни (он скончался 5 декабря), для того, чтобы он сделал последнюю точку. Целая группа священников, диаконов, протодиаконов в тот день должна была получить награды. И Патриарх, будучи в таком болезненном состоянии, наградил всех священников, а затем, на другой день, четвертого, он служил в Успенском Соборе, и, поскольку был день интронизация Патриарха Тихона, он еще поехал в Даниловский монастырь, там совершил молебен. И только после этого Господь принял его душу.

Бог дарует нам исцеление не потому, что мы совершаем молебны о здравии в сорока монастырях, заказываем сорокоусты. Если нам необходимо, чтобы мы, как преподобный Амвросий Оптинский, на одре смертном лежали для того, чтобы душа вошла в вечность, тогда Господь дарует нам именно это, хотя мы просим совершенно о другом.

Спаситель очень часто дарует нам исцеление по молитвам совершенно неизвестных нам людей. В притче о самарянине священник, который спешил на службу в Иерусалимский храм, перешел на другую сторону, чтобы даже взглядом не прикоснуться к мертвецу. То же самое левит сделал, и только самарянин подошел и несчастного иудея, который пал от разбойников, спас. Причем последнюю рубашку разорвал, чтобы перевязать раны, возливая масло и вино, посадил на своего ослика и отвез в гостиницу.

— Как должна измениться жизнь христианина после того, как он узнал, что смертельно болен? Как смириться с болезнью?

— Когда я узнал, что у меня карцинома, я написал бумажки и повесил их перед собой рядом с письменным столом на двери и на кухне. Написал так: «Заповедь Господня: хочешь жить — не думай ни о чем». И «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Если мы будем думать о наших болячках, они будут усугубляться.

Господь с нами всегда. Он в нашей жизни. Вот мы причащаемся Тела и Крови – Он во всей полноте входит в нас, причем телесно. Но то, что нам предписывает медицина, мы должны воспринимать как дар Божий. И более того, для многих медицинские рецепты становятся обоснованием их особой дисциплины во время поста. Если человеку рекомендуется вкушать какую-то особую пищу во время поста, эта пища становится лекарством для него, и он обязательно должен вкушать такую пищу. Скажем, цесаревич Алексей должен был вкушать мясо, у него была гемофилия.

Если почитаем древних отцов, они говорят так: не прилагай сердца и не отвергай. Не нужно отвергать то, что нам дает медицина, не нужно при этом прилагать сердце, то есть нужно всю свою жизнь предать Господу и одновременно использовать медицинское средство.

Мне шестьдесят лет, и я помню, как многие священники семидесяти, восьмидесяти, девяноста лет относились к своим болячкам. Был такой священник — протоиерей Андрей Усков, храм Архангела Михаила в селе Михайловское. У него было много болезней, но он старался не разглашать то, что Господь давал ему чудесное исцеление. У него были трофические язвы, у него болел желудок, у него была ишемия головного мозга, давление, и он молился Господу, и Господь даровал ему силы, потому что ему еще нужно было исполнить волю Божию. И он говорил так: «Никогда не говори о том, что тебе стало лучше, что тебя Господь исцелил». Это из Евангелия, когда Господь исцеляет слепцов, он говорит: «Никому не говорите об этом». Как только человек начнет говорить «Дал Господь мне исцеление», лукавый тут как тут. Поэтому, если человек получает исцеление, лучше об этом никому не говорить. Благодарить Господа, но это оставить в тайне.

— Насколько христианин должен заботиться о своем здоровье? Где та грань, после которой начинается уже не надеяние на Господа, а переживания о своих болячках?

— Мы не знаем, что будет завтра. Мы не знаем, что будет через год, через десять лет. И завтрашний день — он в руках Божиих. Мы не знаем, будем мы среди тех пятисот человек, которые каждый день умирают в Москве и Московской области. Или в числе тех двадцати тысяч, которые умирают каждую минуту во всем мире.

Лучше не думать об этом, не прилагать сердце. Не отвергать, но и не прилагать сердце. День прошел, и славу Богу. Мы не отказываемся от того, что предлагает нам медицина, но зацикливаться на этом ни в коем случае нельзя.

— Есть такое мнение, что воля к выздоровлению может творить чудеса. Чем больше ты хочешь выздороветь, тем быстрее выздоравливаешь. Говорят, что нужно поддерживать в себе позитив, чтобы увеличить шансы на скорейшее выздоровление. Вы согласны с этим?

— В этом есть рациональное зерно. В апостольском веке, в эпоху первых христиан, этот позитив был постоянным ожиданием Мессии, пришествием Христа. Вот это каждодневное ожидание прихода Христа давало силы людям. И когда мы верим в позитив, который уже ассоциируется не с каким-то новым лекарством, новым методом лечения, а с помощью Божией, этот позитив оказывает на нас благотворное воздействие.

Мы верим — Господи, вот завтра я причащусь, я буду полностью исполнять Твои заповеди, переменю свои мысли. Произведу покаяние, реальное покаяние, буду по-другому к Тебе относиться, буду по-другому относится к ближним, у меня ум на 180 градусов перевернется, отойду от греха, буду только устремляться к тебе, завтра я буду тебя встречать и послезавтра буду встречать. И так, с каждым днем, это оказывает позитивное воздействие.

— Правильно ли, если человек не щадит своего здоровья ради добрых дел?

— К сожалению, мы часто безрассудно относимся к самим себе.

Я вспоминаю одного из своих учителей прошлого века, Владимира Николаевича Панешникова, он занимался святыми источниками. Еще в 35 году он спас лаврские источники, когда там хотели строить заводы.

Ему было 86 лет, и он считал, что вода этих святых источников может все болезни исцелять. И так действительно было. Я тоже иду по его стопам. Каждое воскресение, уже в таком возрасте, он ездил на источники и привозил бидоны с водой. И вот однажды он взял тяжелый бидон на 5 литров и пошел к двум сестрам, одна из которых была слепая, чтобы навестить их и передать им воду. И этот риск оказался смертельным. По дороге почувствовал себя плохо. Когда приехала скорая помощь, он был мертв. Нам нужно рассчитывать, распределять свои силы так, чтобы достигнуть конечной цели.

Апостол Павел говорит в послании к Коринфянам: «Я бегу». Это означает — «я совершаю марафонский забег». Нужно жить как спортсмен, который совершает марафонский забег, он знает, когда ускорить свой бег, когда замедлить, остановиться на некоторое время и ни в коем случае не подвергать себя смертельному риску. Потому что если спортсмен рванет сразу же, он тут же упадет и может концы отдать. Нужно уметь распределять свои силы, чтобы достичь заветной цели, а не рисковать безрассудно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *