Все о магии и колдовстве

«С медицинской точки зрения сознание властителей все больше приобретает клинические черты, — утверждает политолог Валерий Соловей. — Трудно иначе охарактеризовать людей, которые периодически совершают оккультные обряды с целью обретения силы и власти, регулярно обращаются к шаманам при принятии важнейших общенациональных решений, напрямую «общаются с космосом» и делают еще более фантасмагорические вещи». Причем явление носит не просто массовый, а прямо-таки повальный характер: исключений среди высшего чиновничества, по словам политолога, сегодня практически нет.

Религиовед-эзотериолог Иван Буджум подтверждает факт поветрия (см. интервью), хотя более сдержан в оценках его масштабов. Утвердительно отвечает на вопрос о культе оккультного в коридорах власти и политолог, преподаватель МГИМО Автандил Цуладзе: «Поскольку все это глубоко личное, естественно, точной информации на этот счет ни у кого быть не может. Но в принципе действительно прослеживается определенная тенденция к увлечению чиновничества эзотерическими дисциплинами».

Страна чудес

Внешних проявлений у тренда и впрямь крайне мало. Свои контакты с чародеями раскрывают очень немногие балующиеся этим представители истеблишмента — считаные единицы. В числе сих отважных, например, бывший глава Калмыкии, экс-президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, никогда не скрывавший увлечения эзотерикой. Достаточно откровенен на сей счет был и бывший спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а затем сенатор Вадим Тюльпанов, ушедший из жизни два года тому назад.

Известно, что Тюльпанов поддерживал довольно тесные отношения с шаманом Колей, в миру — Николаем Александровичем Талеевым, уроженцем Ненецкого автономного округа. Таланты Коли сановник описывал так: «На него из космоса что-то сходит, и он все про тебя рассказывает — и прошлое, и будущее. Прошлое знает очень подробно, у меня даже мурашки по коже пошли… Будущее он видит не так четко, как прошлое, потому что оно от самого человека зависит».

Тюльпанов был далеко не единственным вип-клиентом Коли. Несколько лет назад у шамана отбоя не было от обитателей высоких московских кабинетов и подмосковных палаццо. Звездным же его часом стало посещение Совета Федерации. Визит состоялся в 2015 году, в рамках проводившихся в верхней палате Дней Ненецкого автономного округа, и прошел, что называется, в атмосфере дружбы и взаимопонимания. К шаману проявила интерес сама Валентина Матвиенко. «Вы там нам чего-нибудь хорошего нашаманьте, чтобы экономика развивалась, чтобы в стране все было хорошо», — попросила Валентина Ивановна Колю при встрече. Были, по слухам, и другие встречи шамана со спикером, уже за закрытыми дверями. Однако документальных подтверждений этому нет.

Как бы то ни было, пик славы Коли-шамана в прошлом. Ныне в фаворе иные специалисты по связям с потусторонним, причем далеко не все они имеют российское происхождение. По информации источников обозревателя «МК», некоторые высокопоставленные потребители оккультных услуг в последнее время выписывают себе шаманов из далекой Амазонии.

Но у отечественных мастеров оккультного цеха имеются свои достоинства. Никакой импортный колдун не сподобился бы на патриотический акт, прославивший недавно ангарскую городскую организацию шаманов «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» — «Вечно синее небо». Ангарские шаманы, возглавляемые Артуром Цибиковым, являющимся по совместительству заместителем верховного шамана России, устроили в феврале этого года «жертвенный костер», на котором сожгли пять верблюдов — «на укрепление России и ее народов». Шаманы-патриоты сильно рисковали нарваться на статью УК о жестоком обращении с животными. Но в итоге поплатились лишь тремя тысячами рублей — штраф за отсутствие ветеринарных сертификатов у умерщвленных во славу державы парнокопытных.

А практически одновременно с этим в центре Москвы, в Доме Смирнова на Тверской бульваре, прошел «Круг силы ведьм и ведунов», на котором были прокляты враги России и ее правителей. Дословно заклинание звучало так: «Сила изначальная, обрати в бегство тех, кто зла России желает! Да воспрянет Россия и отойдет от боли, нищеты и бед, и грядущие дни раскроют России врата к радости! Да будет сила России крепчать, да будет Владимир Путин верные пути видеть!..»

Резко и, главное, синхронно выросшая патриотическая активность российских магов наводит некоторых аналитиков на мысль о политическом заказе. Вот, например, что думает об ангарском инциденте Валерий Соловей: «Так получилось, что вскоре после этих событий я оказался в Бурятии. И у меня там была возможность поговорить с людьми, имеющими отношение к шаманской традиции. Так вот, по словам бурятских шаманов, они были крайне удивлены произошедшим. Они сказали мне, что такие жертвоприношения у них не приняты, что это что-то очень странное и, похоже, связанное с властью. Что организаторы этого действа действовали по заказу «откуда-то сверху».

Не все собеседники обозревателя «МК» согласны с такой трактовкой. «Надо отличать магию от пиара, — доказывает эзотериолог Буджум. — Это не магия, а чистой воды пиар. Человек, возглавляющий эту шаманскую организацию, просто хотел привлечь к себе внимание».

Впрочем, строго говоря, одна версия не исключает другую. Можно встретить немало примеров того, как работа на власть служит одновременно целям «раскрутки». И то, что Цыбиков сотоварищи отделались столь легким испугом, тоже не рассеивает подозрения в наличии у них покровителей во властных кабинетах. Как минимум — регионального уровня.

По странному совпадению тогда же, в феврале, в журнале «Армейский сборник», ежемесячном издании Минобороны, была опубликована статья «Суперсолдат для войн будущего», рассказывающая в числе прочего о «резервах психики человека», изучаемых «наукой парапсихологией», которой «владели египетские и вавилонские жрецы». Раскрытие «резервов», утверждается в материале, делает реальным ясновидение, передачу мыслей на расстояние и прочие чудеса. И все это можно и должно использовать в военных целях.

«Владеющий технологией метаконтакта может вести, например, невербальный допрос, — рассуждает автор, полковник Поросков. — Он «насквозь» видит взятого в плен солдата противника: что это за человек, какие у него слабые и сильные стороны, пойдет ли на вербовку. Достоверность допроса практически стопроцентная».

«Круг силы ведьм и ведунов во благо России и Владимира Путина». Москва, 5 февраля 2019 года.

Звездные воины

Статья наделала много шума, заставляя предположить, что парапсихологические штудии, проводившиеся во времена позднего СССР и в ельцинской России в военном ведомстве и спецслужбах, не прекратились, как считалось ранее, в начале 2000-х.

Для справки: войсковая часть №10003, созданная для изучения возможностей военного применения паранормальных явлений, появилась в 1989 году и просуществовала до 2003-го включительно. В 1997-м ее статус был повышен до управления Генштаба. Полное наименование — Экспертно-аналитическое управление ГШ ВС РФ по необычным возможностям человека и особым видам вооружений. Согласно общепринятой версии, к расформированию управления привела критика его деятельности со стороны Комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

Бывший командир в/ч №10003, генерал-лейтенант запаса Алексей Савин, довольно решительно отвергает, однако, возможность того, что деятельность распущенного подразделения получила законспирированное продолжение. «Структуры, которая бы занималась развитием наших наработок, не существует, — заявил генерал обозревателю «МК». — В Министерстве обороны такие работы однозначно не ведутся». Никакой скрытой подоплеки в публикации Савин не видит, характеризуя ее поговоркой: «Слышал звон, да не знает, где он».

Кстати, генерал называет неверным утверждение, что он и его коллеги занимались парапсихологией и/или изучением экстрасенсорных способностей человека: «Экстрасенсорикой это не назовешь. Это, если в двух словах, настройка мозга на информацию, которая находится в космосе. Мы называли себя спецоператорами — людьми с расширенными возможностями мозга».

По словам Савина, управление полностью выполнило свою задачу. К главным итогам его деятельности он относит разработку «методики раскрытия суперспособностей людей», а также то, что американцы свернули свою аналогичную программу — «Звездные врата». По версии генерала, закрытие «Врат» было спровоцировано успехами его команды: «Американцы узнали о том, что они 40 лет работали, но даже близко не подошли к нашим результатам».

Команда не распалась и после увольнения. Сегодня в ней около 20 человек. В чем-то вольный статус даже пошел «спецоператорам» на пользу, уверяет генерал: «Работая с военными, мы решали очень узкий круг вопросов. Сейчас — интереснее. И научного материала много появилось, и методического. Кроме того, мы серьезно усовершенствовали методику. Если раньше готовили людей 3 месяца, то сейчас день-два, ну пять — и все, почти профессионал. Первое, что мы даем, — это как бы рентген личности, определение качества любого человека. Даже не нужно видеть его — достаточно фотографии, фамилии, имени и отчества».

Причем — внимание! — несмотря на то, что государство официально отказалось от услуг «савинцев», связи их с государевыми людьми, оказывается, вовсе не оборваны. Просто перешли в иное качество.

«К нам часто обращаются силовики, — поделился Савин. — Но в частном порядке. По каким вопросам? Определить характеристики людей, выявить ненадежных, определить замыслы противника, понять, есть ли какие-то угрозы, узнать, где расположены те или иные объекты, передать содержание текстов, которых никто не видел… В раскрытии преступлений мы тоже помогаем — в том, что связано с поиском преступников и шпионов, у нас хороший контакт и с ФСБ, и с МВД».

Понятно, что у автора не было возможности верифицировать сказанное, тем не менее слова о «хорошем контакте» похожи на правду. Вряд ли «дым» — статья в «Армейском сборнике» — был совсем уж без «огня». Явно не все российские силовики считают деятельность Савина и его команды «лженаучной».

Конечно, скепсис по поводу такого рода изысканий вполне правомерен. Однако у отделения их от государства есть свои минусы, полагает Автандил Цуладзе: «То, что таких лабораторий сейчас нет или их мало, на мой взгляд, плохо. В человеческой психике действительно очень много загадок, над которыми науке еще работать и работать. И то, что эти явления не изучаются научными методами, а принимаются — или не принимаются — на веру, способствует в итоге распространению разного рода эзотерических практик».

Впрочем, увлечению этими практиками элиты политолог предлагает сугубо политическое объяснение: «Такое происходит, как правило, в периоды очень высокой неопределенности. Накануне Французской революции появляется граф Калиостро, перед которым открываются самые высокие двери. В позднебрежневский период вся страна узнает про волшебницу Джуну… Сейчас мы переживаем похожее время. Настоящее вроде бы стабильно, но будущее очень неопределенно. Совершенно непонятно, в каком направлении дальше будет развиваться страна. Это противоречие и является источником нервозности. Любой чиновник — карьерист, закладывающий стратегию на годы вперед. Ему надо знать, где он окажется через пять, через десять лет. Просчитать ситуацию он не в состоянии. Поэтому обращается к тем, кто может увидеть это по звездам, по хрустальному шару…»

В общем, приходится констатировать, что ближайшее политическое будущее святой Руси если не целиком и полностью, то как минимум во многом зависит от того, что скажут нашим властителям звезды и шаманы. Только бы не подвели…

«Хотят продлить свое существование»

О том, в каких отношениях с магией находится сегодня политическая элита страны, в интервью «МК» рассказал религиовед, специалист по эзотерике Иван Буджум.

— Иван Владимирович, власть действительно неровно дышит к оккультизму?

— Если в 1990-х, при Ельцине, эзотеризм был институционализован — паранормальные явления изучались и использовались и в Минобороны, и в ФСО, и в других спецслужбах, — то после смены власти ситуация поменялась. Государственные структуры, насколько мне известно, ничем таким больше не занимаются. Но есть личная практика отдельных чиновников и политиков.

Особенно развита она в двух регионах — Бурятии и Туве. Чиновники там считают нормальным обращение к шаманам. Идут по трем поводам: за предсказаниями, энергетической подпиткой и защитой от злых влияний. Впрочем, я бы не стал выделять только чиновников: и бизнесмены это делают, и обычные люди — здесь это чуть ли не повальная практика. Это не считается чем-то предосудительным, поскольку соответствует традиционным верованиям.

— Ну а насколько дружны с эзотерикой федеральные власти?

— Конкретных личностей я называть не стану, потому что это всегда вопрос: то ли есть, то ли нет. Свечку ведь никто не держал. Тем не менее могу сказать, что у очень большого количества людей, находящихся во власти, есть конфиденты, пользующиеся эзотерическими практиками. И дающие им определенную информацию.

Приходилось даже слышать, что такого рода наперсники есть чуть ли не у каждого сотрудника Администрации Президента. В чем я лично сильно сомневаюсь, вряд ли это так. Но то, что часть их, и немалая, получает информацию из таких источников — это однозначно. Сейчас это, как говорится, модно.

Насколько мне известно, к магам обращаются также за энергетической защитой. И утверждают, что это помогает. Используется ли магия для воздействия на других людей — сказать не могу. По большей части востребована именно информация. У политика никогда нет полной информации, ведь против него играют персонажи, которые целенаправленно ее скрывают. И тогда политик как существо циничное использует все источники, которые ему доступны. В том числе и эти.

Ничего нового тут в принципе нет. Это было во все времена. Даже в советскую эпоху чиновники, вплоть до уровня Политбюро, втихаря обращались к каким-то бабкам — или сами, или через жен, — пытаясь узнавать, что их ждет в будущем. Политики вообще, надо сказать, люди, крайне подверженные мистике.

— Группа риска?

— Совершенно верно. В нее также входят актеры, космонавты, полицейские, профессиональные преступники… Словом, представители тех профессий, в которых все может поменяться за минуту. Кстати, экстрасенсы, шаманы и астрологи показали себя неплохими аналитиками. Не знаю уж каким путем, но в большинстве случаев они оказываются более прозорливыми, чем, так сказать, классические эксперты. Собственно, это единственная причина, по которой к ним обращаются.

— Слышал, что некоторые чиновники, в том числе весьма и весьма высокопоставленные, носят разные интересные амулеты. Например — красную нить на запястье.

— Красная нить — очень распространенная в оккультизме вещь. Как правило, ее используют в качестве амулета для защиты от злых сил и носят на левой руке. Она может быть напоминанием о связи с гуру или привлекать какое-то событие — как исполнится, так оборвется. Да, могу подтвердить: амулеты, в том числе красные ниточки, носят довольно многие из наших чиновников. Сам это видел. Некоторые таскают какие-то совершенно чумные предметы…

— Например?

— Ну, например, магические печати, древнешумерские или сасанидские, которые, как считается, защищают владельца от негативных воздействий и дают ему власть над духами. Суеверие, конечно, но очень распространенное и живучее. В качестве амулета могут выступать и самые обычные вещи. Известно, например, что у Березовского был портфель, с которым он никогда не расставался. Портфель уже развалился, а Березовский его все таскал. Вообще, думаю, у большинства, если не у всех наших политиков, есть какой-то предмет, служащий им «источником силы». Сказка про Кощея, смерть которого на конце иглы, а та игла в яйце, спрятанном в утке, — вполне про реальную политику.

— Каким образом все это сочетается с православной идеологией, являющейся на сегодняшний день фактически государственной?

— А никак. Но эти вещи могут спокойно сосуществовать. Люди, которые сейчас стоят в церкви, затем идут к экстрасенсам или астрологам. Мне иногда кажется, что и священников они воспринимают как персонажей Хогвардса — волшебников с седой бородой. Может быть, только по этой причине их опасаются. Ну а если серьезно, то это такая амбивалентность сознания. Присущая не только чиновникам и политикам, но вообще современному человеку.

Многие религиоведы говорят, что время больших религий ушло. Известный голландский религиовед и исследователь эзотеризма Воутер Ханеграаф заявляет, что пришло время «бутиковых», индивидуальных религий. Когда каждый человек из набора духовных инструментов составляет нечто свое. Как из конструктора «Сделай сам». Это очень популярно сейчас на Западе.

— Связан ли растущий интерес нашей политической элиты к потустороннему с вхождением страны в период турбулентности?

— Существует четкая закономерность: интерес к эзотерике усиливается перед сильными общественно-политическими изменениями. Так было в Европе начиная с античности, когда менялись эпохи. Так было и у нас — и перед революцией 1905 года, и перед революцией 1917 года, и во время перестройки. До сих пор этот закон работал. Как будет сейчас, не знаю.

Интерес, замечу, проявляет не только элита. Народ это тоже страшно интересует. О чем, в частности, свидетельствует успех телешоу с участием экстрасенсов: такие передачи бьют рекорды популярности. Согласно соцопросам, 40 процентов людей стопроцентно верят в существование колдовства, а 20 — не исключают, что оно существует. Всего 60 процентов. В общем, народ у нас очень суеверен. У большинства — магическое восприятие действительности.

Часто это связано с тем, что люди не в состоянии самостоятельно исправить свое положение, поэтому начинают верить в чудо. И свои проблемы объясняют магическим воздействием. Тем, что, например, соседка навела порчу из зависти. Рациональные аргументы здесь не важны. Людям хочется верить в сверхъестественное. И, поверьте, если бы ведьм по-прежнему сжигали, у нас бы обнаружилось немало свидетелей колдовства…

— По слухам, существует некая организация, расположенная якобы в центре Москвы, некий институт или центр, который обеспечивает, так сказать, связь наших правителей с космосом. Приходилось что-нибудь слышать об этом?

— Аналитических центров много, но про эзотерические я ничего не слышал. Если такая организация существует, то, наверное, она очень засекречена. Однако в силу того, что народ у нас чрезвычайно болтлив, сильно сомневаюсь в наличии каких-то законспирированных оккультных институтов. Какими бы секретными они ни были, хоть какие-то следы их присутствия должны были бы появиться. Да, наши руководители активно пользуются информацией, которая идет из этой сферы, но это, повторяю, частная практика, частные консультанты.

Впрочем, по большому счету все это детские игрушки. Чем действительно сегодня увлечены сильные мира сего, в том числе российская элита, так это алхимия. Наблюдается просто взрыв интереса наших высших слоев к биохакингу. А биохакинг — это наследие древней алхимии: продление жизни с помощью сложных и дорогих манипуляций.

— Разве целью алхимиков не было превращение металлов в золото?

— Нет, авторитетные исследователи знают: получение золота не было целью алхимиков. Люди, которые этим занимались, были по большей части совсем не бедными, золото им было ни к чему. Во всяком случае, они могли его получить более простыми способами. Целью было обретение как можно более долгой, а в идеале — вечной жизни. Главное, что должен был совершить алхимик, — изменить свое тело и свое сознание. Тело возвести, образно говоря, в состояние золота, ведь именно золото не подвержено влиянию времени, а сознание — приблизить к сознанию Бога. И некоторые алхимики, как гласят легенды, весьма преуспели в этом.

— И что, сейчас тоже ищут эликсир бессмертия?

— Именно так. В исследования такого рода вкачиваются очень серьезные суммы. И участвуют в этом, повторяю, в том числе наши самые высокопоставленные персоны.

— Это можно отнести к оккультным практикам?

— Это смесь, стык реальной науки (современных биотехнологий) и эзотерики. Встречаются и какие-то совсем уж запредельные рецепты, которым позавидовали бы средневековые алхимики. К тому же деятельность всех этих исследовательских групп носит, как правило, закрытый, непубличный характер, что также напоминает древние алхимические практики.

По сути биохакинг — это новое эзотерическое учение, у которого сегодня куча адептов. Прежде всего — стареющие властители, которые хотят продлить свое существование. Причем продлить в качественном состоянии, не в виде развалины. Они хотят жить активной жизнью, и желательно не умирать никогда.

Ходят, кстати, упорные слухи, что глава знаменитого клана Рокфеллеров, Дэвид Рокфеллер, который за свою жизнь перенес несколько пересадок сердца и скончался, по официальной информации, два года тому назад в возрасте 102 лет, на самом деле не умер. Что о смерти было сообщено публично, чтобы его слишком долгая жизнь не казалась странной. Возникла даже теория заговора на эту тему: мол, мировая элита уже нашла путь продления жизни. В какой-то момент нам объявляют о смерти этих людей, а они продолжают жить…

И доля истины в этой сказке есть. Похоже, мы и впрямь вступаем в эпоху, когда к социальному неравенству добавится биологическое. Раньше были различия в возможностях, но все ходили, как говорится, под одним Богом. А сейчас у некоторых слоев населения, у элиты, появится возможность жить раза в два дольше, чем остальные. Мы уже близки к этому, и это достаточно сильно изменит картину привычного нам мира.

— То есть это не шарлатанство?

— Вот это — точно нет. Исследования, опирающиеся, с одной стороны, на мощь современной науки, а с другой — на алхимическую философию, могут дать, на мой взгляд, очень интересные результаты.

МАГИЯ, КОЛДОВСТВО, ГАДАНИЯ И ПОРЧА ГЛАЗАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Эту листовку можно прочитать и скачать – ссылка на скачивание двусторонней листовки в формате PDF – НИЖЕ
magia-i-koldovstvo.pdf (cкачиваний: 12)

Как Церковь относится к магии и колдовству

Священное Писание любые формы гадания, колдовства, магии и прочие называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:31). Во Второзаконии это запрещение повторяется: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор.18:9-13). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертной казни (Лев. 20:6, 27). Об Иосии (4Цар.23:24) в Библии с похвалой говорится, что он очистил землю от всяких гадателей.
Новозаветная Церковь восприняла из Священного Писания запрещение всех видов колдовства как сатанинского занятия и приняла на VI Вселенском и других Соборах специальные правила: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14-16)?» (61-е правило VI Вселенского Собора).
И в наше время диавол соблазняет людей этим пагубным занятием. Такие люди становятся пленниками демонических сил. Постепенно у них угасает духовное начало. Они становятся невосприимчивы к Божественной истине. Эти люди не имеют ни воли, ни возможностей освободиться от власти диавола. Часто у таких людей начинаются душевные расстройства. Возникает состояние, которое в духовной литературе называется одержимостью.
Избавление от бесовских пут требует от человека решительного отречения от сатаны и искреннего покаяния. Пастыри должны проявить к ним чуткость и внимание, чтобы помочь им вернуться к спасительной жизни в Церкви. Опыт показывает, что лечение проходит нелегко, но при наличии доброй воли и решимости с помощью Божией можно стать духовно полноценным человеком.

Будь непорочен пред Господом, Богом твоим…

«Первый канал» анонсировал выход новой передачи «Черное-белое», «отбор для которой прошли самые сильные медиумы». В ней «медиумы» разделятся на две команды, «черную» и «белую», и будут состязаться за зрительские симпатии. В ролике, анонсирующем передачу, появляются и сами «медиумы» – один стучит в шаманский бубен, другая является с четками в руках, третий занимается какими-то манипуляциями на кладбище.
Ничего необычного для телевидения тут нет – гадатели, обаятели, ворожеи и чародеи уже давно и прочно обосновались на наших телеэкранах. Причины этого, скорее всего, чисто коммерческие: как сказал один артист начала 90-х, «пипл хавает», оккультные передачи собирают людей к экранам, значит, они увидят вставленную в них рекламу, а благодаря рекламе телевидение, во многом, и живет.
«Сердце млеет, гадалке внимая», как пелось в популярном в советские годы фильме, и люди охотно погружаются в «мир таинственного». Более того, этот «мир таинственного» постоянно ищет способ, чтобы как-нибудь включить в себя Церковь: «медиумы» и другие оккультисты являются в окружении икон и используют церковные свечи для своих манипуляций, иногда даже говорят о себе как о людях верующих и благочестивых. Для человека, далекого от Церкви, это кажется чем-то вполне естественным – в Церкви тоже ведь таинственно, полумрак, звучат торжественные и малопонятные слова. Но в действительности Церковь не имеет ничего общего с «миром таинственного» из оккультных телепередач. Более того, этот мир абсолютно несовместим с православной верой.
Искреннее обращение ко Христу означает разрыв с любыми формами оккультизма
Как мы читаем в Книге Деяний Апостольских, «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч . С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:18-20). Рукописные книги были очень дороги, но люди, обратившиеся ко Господу, не захотели их продать, очевидно, понимая, что этим они дадут другим повод ко греху.
В наше время это многим непонятно – ну, воровство или убийство легко признать грехами, они наносят явный вред людям, их имуществу или жизни. А в чем грех «медиумов», «экстрасенсов» и тому подобных людей? Разве что косвенный: человек, например, положился на «целителей» и упустил момент, когда ему могла бы помочь нормальная медицина…
Непонимание тут связано с тем, что Церковь и мирские люди видят человека и то, что является для него благом совсем по-разному. Для человека, далекого от Церкви, земная жизнь – это все, что у него есть, по крайней мере, все, на что стоит обращать внимание. Гадательство и обаятельство – дело, может, и бесполезное, но не вредное. Да и вдруг поможет (чем черт не шутит!) решить какие-то проблемы со здоровьем, деньгами или личной жизнью?
Церковь же видит человека как существо вечное – каждый и каждая из нас призваны обрести жизнь вечную и блаженную в Боге. Наступит момент, когда мы убедимся, с невыразимой радостью или невыразимым ужасом, что земная жизнь была дана нам для того, чтобы войти в вечную радость, а теперь дверь закрылась, и мы навсегда оказались по ту или по другую сторону – в раю или во тьме внешней.

Оккультизм лишает нас мира с Богом

Оккультизм лишает нас чего-то бесконечно более важного, чем здоровье или достаток. Он лишает нас мира с Богом. В битве, кипящей в духовном мире, мы оказываемся не на Его стороне. Потому что духи, с которыми ищут войти в контакт «медиумы», реальны – и это ужасно! Потому что, как мы знаем из библейского откровения, это – падшие духи, полностью враждебные Богу и человеку.
Конечно, было бы несправедливо обвинять всех «медиумов» в сознательном поклонении бесам. В чем их, безусловно, можно упрекнуть – так это в нежелании разобраться и понять, с кем же они имеют дело. Простое здравомыслие требует задаться вопросами – если духовный мир реален, что мы можем знать о нем? Из каких источников? Откуда нам знать, что духи, выходящие на контакт с «медиумами», желают добра?
В мире людей бывают мошенники, даже опасные убийцы, умеющие произвести самое благоприятное впечатление – почему бы таким не быть и в мире духов? Тем более, что Церковь определенно утверждает, что так оно и есть. Пытаясь залезть в духовный мир с черного хода, мы встретим не лучших его обитателей. Церковь – это не государство, и она не может запретить одним людям снимать такие программы, а другим их смотреть. Но она может напомнить о том, что заниматься подобными вещами – значит ставить себя вне Церкви Христовой и подвергать свою душу немалой опасности.
Но для кого-то эта передача может послужить и к духовной пользе – для тех людей, которых она подтолкнет решиться встать на определенную сторону. «Я верующий, христианин, и я не буду в этом участвовать – не буду это снимать, не буду это смотреть, не буду размещать там рекламу, и вообще буду держаться от всего этого подальше. Потому что слово Божие называет это мерзостью. А я хочу быть непорочным перед Господом, Богом моим».

У Церкви нет «белой магии»

Время от времени приходится слышать вопросы людей, испуганных тем, что некие враги наслали на них порчу. Люди считают, что их проблемы со здоровьем, работой и личной жизнью связаны именно с этим – и ищут, к каким церковным священнодействиям надо прибегнуть, чтобы отразить это нападение темных сил. Люди спрашивают про какую-нибудь икону, какой-нибудь молебен, который бы поправил дело. Но так дело не поправишь; у Церкви нет «белой магии», которая бы нейтрализовала «черную». Это не факультет защиты от темных искусств. Церковь предлагает совсем другое. Да, и защиту тоже – но не совсем ту, которую люди ищут.
Духовные силы зла реальны, разного рода маги и колдуны имеют дело именно с ними, но их цель – совсем не в том, чтобы делать вам мелкие гадости на работе и в личной жизни. Они охотно обеспечили бы вам спокойную жизнь во всяческом достатке и удовольствиях, если бы могли достигнуть главного – погубить вашу душу, навсегда отторгнуть ее от Бога. Результатом греха, противления воле Божией часто являются и вполне земные, посюсторонние беды – но это эффект, который для сил зла является побочным, даже нежелательным. Их цель – не дать вам встать на пусть спасения или увести с этого пути, если вы на него уже обратились.
Силы добра – Бог, Его святые и Ангелы – стремятся не к тому, чтобы избавить вас от мелких гадостей, чинимых бесами, и дать вам здоровье и достаток. Конечно, жизнь в послушании Божиим заповедям, как правило, будет более благополучной, мирной и безопасной – но не это главная цель. Послание, которое возвещает Церковь, гораздо больше того, о чем мы смели бы подумать.
Церковь говорит о том, что Бог хочет даровать вам – именно вам – жизнь вечную и блаженную. Потому что вы дороги в его очах и Он возлюбил вас. Он хочет ввести вас в Его дом и сделать вас членом Его семьи. Как говорит Евангелие: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13). Это послание слишком огромно для нас, привыкших к мелким радостям и мелким огорчениям, и мы часто его не слышим, не понимаем, даже услышав, отходим от него – но оно остается истинным.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»

Представьте себе юного попрошайку, беспризорника, который выпрашивает мелочь у прохожих. Теперь представьте себе, что царь возлюбил его, пожелал сделать его членом царской семьи и наследником, ввести во дворец. Он зовет беспризорника – а тот не очень хочет слышать про усыновление и дворец. Он хочет получить что-то попроще. Пару монеток. Гамбургер. Банку пива. Избавление от других нищих, которые составляют конкуренцию. Еще что-то в этом роде, что немного улучшит его бродяжью жизнь. Но царь хочет дать ему не это – он действительно хочет забрать его во дворец. Не улучшить эту жизнь – а дать совсем другую.
Человек часто оказывается в положении этого нищего, который хочет выпросить у Бога какую-нибудь мелочь. Что-то, что сделает его земную жизнь более комфортной – или хотя бы менее неприятной. Но Евангелие говорит о другом. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – поют в Церкви во время больших праздников. Это слова из Послания святого апостола Павла к Галатам: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 26–27). Мы призваны быть сынами Богу. Это нелегко – жизнь бродяги может быть тяжелой и унылой, но в ней нет дисциплины, послушания, учебы, которая есть в жизни наследного принца. Но Бог предлагает нам именно это – усыновление у Господа Вселенной.
И чтобы принять Его дар, мы должны отдать Ему наше сердце, вверить нашу жизнь – полностью. Не стоит ставить вопрос о том, «как мне побудить Бога решить мои проблемы». Речь идет о другом – как довериться и покориться Богу, как избавиться от глубоко въевшихся привычек бродяги ко лжи, своеволию и противлению. Когда мы решимся покориться Богу, мы увидим наши проблемы совсем по-другому – вероятно, часть из них просто отвалится, а какие-то превратятся в те уроки, которые мы должны выучить в школе нашего Небесного Отца.
Но это наш выбор, никто не может принудить нас к нему – даже Бог решил этого не делать, Он всегда ждет нашего добровольного согласия. Мы можем отказаться, уйти во тьму внешнюю и остаться там навсегда. Цель сил зла – именно в этом, а не в том, чтобы строить нам мелкие пакости. А цель, с которой создана Церковь, – вести нас по пути спасения.
Иеромонах Иов (Гумеров), Сергей Худиев
Православный журнал «Фома»

Магия

Источником форм магического культа были представления первобытных людей о существовании сил, обладающих большим влиянием на человеческие судьбы. Мы уже упоминали, что первобытный человек не мог объяснить себе происходящих вокруг него явлений иначе, как чьим-то действием. А поскольку, наблюдая эти явления, он не замечал никаких конкретных особ, действию которых можно было бы приписать происходящее, первобытный человек стал считать, что это вызвано кем-то недосягаемым, некоей невидимой силой. Мы называли и имена, которые разные народы давали этим силам, — мана, оренда, ваканда, манитоу и т. д.

Культы, основанные на представлении, что таинственные силы можно обратить на пользу человеку, наука называет магическими культами.

Сущность их в убеждении, что каждому действию возможно противодействие. Об этом первобытному человеку говорил его жизненный опыт. Животное старается избежать брошенного в него копья, убегает или защищается, нападая на преследователя. Когда холодно, стоит разжечь огонь, и обстановка изменится, станет тепло. Действие человека превращает холод в тепло.

Опыт первобытного человека, вытекающий из его действий, из его жизненной активности и чуткого наблюдения за миром окружающей природы, из которого он черпает средства для жизни, но который в то же время полон неисчислимых опасностей, породил возникновение уже на очень низкой ступени развития мышления убеждения в том, что:

— во-первых, в природе существуют определенные закономерности, явления природы неизбежно происходят при определенных условиях;

— во-вторых, действия человека могут вызвать и часто вызывают полезные изменения в действиях сил природы. Надо только действовать определенным образом. Опыт подсказывает, что конкретное, точно известное поведение приносит успех на охоте. Каждая ошибка, каждое упущение приводят либо к бегству животного, либо к его защитной реакции, опасной для человека.

Определенное поведение необходимо при охоте на медведя, совсем другое — при охоте на оленя. В каждом случае приходится действовать по-разному. Только путем точных, проверенных практикой движений можно добыть огонь из двух кусочков дерева. Однако этого можно достичь. Применение действий, основанных на точно выработанной практике (движениях, жестах), с целью влияния па окружающий мир и достижения нужных результатов при. использовании средств, не равноценных поставленной цели, — это и есть магия. Основой этих действий, однако, является полученное в ходе человеческой деятельности (прежде всего производственной) убеждение в том, что на внешние силы можно воздействовать.

Глубокое изучение этого вопроса позволило ученым ближе узнать факторы, воздействовавшие на формирование различных видов магии. Главную роль играло представление о том, что сходство предметов равнозначно их тождеству (изображение животного или человека — это само животное или человек), а также о том, что вещи, которые когда-либо были связаны между собой, даже после их разделения остаются взаимосвязанными, и то, что действует на одну вещь, должно действовать и на другую, с которой та, первая, прежде была связана (например, голова и волосы, человек и его одежда, след человека и его нога и т. д.). От того, какое представление перевешивает, зависит тот или иной род действий или магии.

Формы магии многочисленны и разнообразны. Это разнообразие становится понятным, если принять во внимание, насколько различные цели преследовали те люди, которые старались достичь при помощи магии преднамеренных результатов. Исследования позволили определить основные элементы магического действия. Это:

а) предметы, при помощи которых осуществляется магия;

б) определенный ритуал, очень детально соблюдаемый как в последовательности действий, так и в их внешнем проявлении;

в) очень часто (но не всегда) появляется и третий элемент: выражение воли и намерений действующего в форме слов, звуков, мелодий и прочих магических заклинаний.

Магические действия можно разделить на две большие группы:

1. Магия, преследующая определенную цель (например, убить врага, изменить направление тучи с градом, вызвать дождь в период засухи и т. д.), а следовательно, рассчитывающая на достижение этой цели.

2. Магия, основанная на воздержании от определенных действий с целью защиты данного лица, группы лиц или всего общества, подверженных влиянию этих действий, от их вредных последствий. Этот вид магии проявляется чаще всего в форме магических запретов, так называемых табу. Табу может включать запрещение есть мясо некоторых животных (например, свинину), запрещение нарушать определенные границы (например, входить за перегородку или занавеску, отделяющую часть помещения) и т. п.

Магической силой, или способностью достигать нужного результата при помощи магии, могут обладать лишь некоторые люди. В наиболее древних обществах это привилегия самых опытных лиц, старейшин. (Эльдерман видит в этом одно из средств защиты стариков от молодых и более продуктивных охотников.). Такой способностью могут обладать также люди, выделяющиеся среди своих одноплеменников внешним видом (например, уроды, калеки) или особыми качествами. Постепенно выделяется группа лиц, монополизировавших право совершения магических обрядов (чародеи, шаманы, а позже, уже в период более сформировавшейся религии, жрецы).

Некоторые ученые (Э. Лэнг, К. Т. Прейс, в какой-то период Дж. Фрэзер и др.) склонны видеть в магии первоначальную форму религии. Но это не совсем так. Магия и магические обряды — это еще не религия. Выведение зачатков религии только из магических обрядов — упрощение. В первобытной магии еще не существует понятия бога, а в обрядах нет элементов культа в том понимании, которое сложилось позже. Прежде всего, нет неотделимого от религиозного культа смирения перед силами, почитаемыми за нечто высшее. Есть страх. Есть попытки действий, которые, вселяя надежду на достижение желаемого, избавляют от страха.

Они не всегда приносят желаемый результат. Но зато это — попытки воздействовать на внешнюю среду, вполне человеческие попытки. Тем не менее магия содержит немало элементов, приближающих ее к религиозным культам. Прежде всего, это вера в то, чего не существует в действительности. Есть ученые, которые это оспаривают. Они говорят, что магия не имеет ничего общего с религией. Утверждение, что магия существовала независимо от религии, нельзя признать основательным.

Мать, которая дает жизнь ребенку, не перестает существовать после его рождения. Она передает ему какие-то признаки своего организма, учит его определенному поведению, хотя ребенок и развивается в дальнейшем самостоятельно, формируясь под воздействием множества других факторов.

Несомненно, в процессе создания и постепенного развития религии магия и магические ритуалы сыграли не последнюю роль. Это была одна из предпосылок, одна из нитей, которые в дальнейшем переплелись и породили современную религию.

В процессе формирования первобытных мифов участвовало немало элементов присущего магии представления о возможности необычных действий, дающих необычные результаты. Значительную роль сыграли магические обряды в зарождении и развитии непременного спутника каждой религии — культа. Установлено, что у многих ныне изучаемых народов магия и религия тесно переплетаются между собой, у других же они как бы сосуществуют параллельно. Однако всегда в религиозных обрядах, культовых действиях можно обнаружить элементы магического происхождения.

Изучение форм религиозных культов древности показывает, что элементами магии изобилуют самые различные ритуалы, совершаемые во всех политеистических и даже монотеистических религиях. Нужно намеренно закрыть глаза, чтобы не видеть этого. Формулы, почерпнутые из магических обрядов, и по сей день культивируются в современных религиях. Таинства некоторых религий тоже сильно напоминают магию. Есть в них и предмет магических действий (например, освященный елей), и сами магические действия (помазание, производимое по строго определенному ритуалу), и специальная формула, произносимая при обряде. Действия эти также рассчитывают па достижение некоей цели, так называемой милости божией, единения с божеством, обеспечивающего верующему помощь и опеку последнего.

Можно припомнить и религиозный обряд освящения полей или богослужения, отправляемые для того, чтобы вымолить дождь во время засухи. Здесь элементы магии переплетены с формами культа, явления природы приписаны божеству, а возможность их вызвать— действиям, совершаемым священником. Порой подобные действия совершает и не священник, а другой «ясновидец», якобы обладающий таинственной мощью; могут использоваться и предметы, вызывающие требуемый результат. Тогда чистая магия выступает бок о бок с официальными формами культа.

Можно это скрывать, можно прятаться за абстрактными метафизическими рассуждениями о трансцендентности духа, но факты остаются фактами.

Магические обряды существовали всегда как составная часть религии, хотя независимо от нее могли совершаться различного рода «посвященными», приписывающими себе обладание всевозможными «мана», т. е. волшебными чарами. По мере развития религии и признания за божеством роли силы, управляющей миром, магические обряды включились в состав религиозных культов. Однако некоторые из них оставались тем, чем были первоначально: попыткой непосредственного воздействия (хоть и при помощи сомнительных средств) на явления природы.

Польский путешественник В. Корабевич так описывает магические действия, с которыми он столкнулся в Африке. Было это в XX веке, после окончания второй мировой войны, всего несколько лет назад.

«В это время появился перед моей палаткой другой тип чародея; этот нес под мышкой рог антилопы, вделанный в деревянный треножник, на шее же у него висел огромный кристалл кварца.

— Это буфуму, вызывающий дождь, — шепнул Маджабери, — с такими лучше быть в добрых отношениях…

— Хотел бы я увидеть, как он вызывает дождь, — сказал я Маджабери. — Ты не мог бы заставить его проделать это?

Маджабери весело улыбнулся. Его хитрые глазки зажмурились, исчезнув в складках жира. Кажется, ему хотелось поставить конкурента в смешное положение, но рисковать он не хотел. Он долго о чем-то рассуждал, живо жестикулируя; столпившиеся ротозеи кивали головами.

Мхави (чародей), слушая слова Маджабери, становился все более взвинченным. Он то и дело оглядывался по сторонам, словно высматривая что-то или кого-то. Он задирал вверх лицо, шевелил, принюхиваясь, ноздрями.

Наконец, выбрав подходящее место, он присел на круглый табурет, поставил перед собой рог, вделанный в дерево, а на другой такой же маленький табурет положил три круглых камешка.

Толпа умолкла. То один, то другой присаживался на корточки. Какой-то юноша приблизился и преклонил колени перед чародеем. Теперь они оба склонились над рогом.

— Так нельзя, — тихо обратился чародей к Маджабери, — он не принес масла, без масла нельзя.

— Ах, правда! — со знанием дела согласился Маджабери. — Без масла нельзя… А ну, бегите кто-нибудь за маслом в мой дворец.

Через минуту кусок так называемого масла, а вернее грязного жира, появился на ладони старого мхави… Медленными, почти нежными движениями начал он намазывать рог антилопы и три камешка. Черный от грязи жир тек у него между пальцев и капал на землю. Чародей то шептал, то громко выкрикивал какие-то заклятия, время от времени поглядывая в небо.

— Что он говорит? — заинтересованно спросил я Маджабери.

— Я не понимаю, это его собственный язык. Вероятно, он говорит с шайтаном. Просит, чтобы вот у того негра перестала голова болеть.

— Но я хочу дождь. У меня голова не болит. Пусть завтра лечит головы, сегодня пускай дождь сделает.

Маджабери покраснел от смущения.

— Бвана м’кубва не понимает. Это и от головной боли и от дождя. Он не может вызвать дождь, пока не вылечит голову. Всему свой черед, только надо быть терпеливым.

— Ну, если так, пускай. Я подожду.

Затем Великий Чародей вынул из кармана ремешок из львиной шкуры с нашитыми на нем раковинками и повязал этот браслет пациенту. Несколько неопределенных движений, как будто он не то крестом осенил, не то благословил негра, и вот он снимает с себя кристалл кварца и вешает на шею своего посетителя.

Негр встал и каким-то чужим, лунатическим шагом пошел вперед, расталкивая толпу, как будто ему было дано единственное, определенное направление.

— Куда он идет?

— Навстречу дождю, — говорит Маджабери и весело смеется. В то же время вокруг поднялся шум, началось всеобщее возбуждение. Ряд рук вытянулся в направлении ближайшего пальмового леса. Свежий, прохладный ветер заколыхал палатку и сбросил с моих коленей несколько листочков из блокнота.

Верить ли глазам своим? Небо с той стороны затянулось тучами. Чудо, насмешка или просто стечение обстоятельств? Одно дело — выслушивать от миссионеров рассказы о людях, вызывающих дождь, но совсем другое — самому стать невольным свидетелем этого.

Туча, настоящая, серая, тяжелая, набухшая дождем туча проплыла, гонимая ветром, над нашими головами.

Большие, сочные капли, словно клубника божьего пада, упали на мою ладонь. Они мерно забарабанили по затянутому брезенту.

Маджабери посмотрел мне в глаза и ухмыльнулся этакой макиавеллиевской улыбкой.

— Ты не думаешь, что это было только стечение обстоятельств?

— Конечно, сейчас пора дождей. Такой дождик — это ничего необычного. Может быть, кто и верит, но я — нет. Два года назад у нас был голод и засуха, люди мерли как мухи. Дождя не было, и нам не мог помочь никакой мудрый вакишва. С тех пор я перестал верить в его мощь.

— Кто такой этот вакишва?

— Этот самый. Ты его неправильно назвал мхави.

У нас есть три вида чародеев: мхави — это такой доктор, который лечит травами. Мхави ходит с трубой и рогом или с такой палкой, вроде той, что ты сегодня купил. Вакишва не лечит травами. Его могущество в таком роге антилопы, вделанном в дерево, в трех камешках, браслете и кварце. Вакишва только лечит головную боль и вызывает дождь. А еще бывает чародей, которого называют буфуму. Он предсказывает будущее по внутренностям только что убитого петуха. Он может указать вора, если в деревне что-нибудь пропадает. Он все знает, это страшный человек. Он знает даже танец предков.

— Минуту назад ты пел хвалебные гимны вакишве, а теперь восхваляешь другого чародея. Который же из них могущественнее?

— Видит бвана, одно дело предвидеть, что мунгу (человек) собирается сделать, а совсем другое — отменить волю божью. Если наступит засуха, никакой вакишва не поможет, хоть он на голову встань. Поэтому я верю в буфуму и не верю в вакишву.

Я должен был признать его правоту. Недавно, когда я сюда ехал, областной комиссар сказал: «Маджабери— это самый мудрый из моих вождей, с ним можно разговаривать, как с образованным человеком, хоть он и подписаться не сумеет»

Можно спросить: что общего у событий в приведенном рассказе с религией? И можно ответить вопросом на вопрос: а что общего с религией в ее современном понимании имеет пигмей, выливающий во время еды несколько капель меду для своего Вака, чтобы достичь успеха на охоте? Именно такого рода примитивные обряды создавали канву, на которой тысячи поколений стежок за стежком ткали сложный узор современных религиозных систем.

Чтобы появилась религия, должна была прежде возникнуть вера. Должно было существовать представление о силах, действующих свыше. Это представление образовалось в результате столкновений человеческого общества и отдельных людей с окружающим миром, с реальными материальными явлениями, причин и механики действия которых человек постичь не мог. Эти явления человек воспринял как сверхъестественные силы, от которых он зависел. Реальной встречи человека с иным светом никогда не было. И быть не может. Человек, обладающий способностью к абстрактному мышлению, может общаться с миром мыслей. Но это либо его мысли, либо переданные ему мысли других людей.

Чтобы могла сформироваться религия, должны были возникнуть отношения между человеком и «потусторонними силами». Должен был появиться культ. Отношения эти выражались прежде всего в действиях. В попытке воздействия на силы, могущество которых стало известно людям. Все обряды, жесты, жертвы, обеты должны были преследовать какую-то цель. Этой целью стало либо получение реальной, конкретной пользы, либо приобщение к могущественной силе. Случайно достигнутый положительный результат укреплял веру в то, что подобные действия полезны, что существуют силы, обращение к которым помогает. Так переплетались человеческие представления о мире и определенные действия.

Современная абстрактная религия велит, по правде говоря, чтить бога за то, что он бог, ради него самого, из чистой любви сотворенного к творцу, но она, однако, не в состоянии выйти из круга разного рода благодарностей за то, что бог сотворил небо, звезды, землю и людей. Современный верующий обращает к богу молитвы, приносит ему жертвы (уже не быков или телок — сегодня все понимают, что нематериальный бог не питается материальным мясом). Он ставит свечи, добавляет золотые или серебряные дары, обращаясь к богу с конкретными просьбами. Каждый в меру своего понимания. Негр смазывает маслом рог, моля о дожде, некоторые женщины ставят свечки св. Антонию, чтобы найти вора, укравшего белье с чердака. Мать выпускницы оплачивает мессу, чтобы дочь успешно сдала экзамен. Иногда верующие посвящают богу себя, свои поступки, свои радости и отрекаются от жизни ради вечного блаженства на том свете. Чем примитивнее натура верующего, тем примитивнее его отношение к силе, которую он признает божественной. Первобытный человек путем магических обрядов пытался повлиять на окружающие его силы природы.

Утверждать, что магия представляет единственный источник религии — наивно, но не менее наивно утверждать, что пигмей так же абстрактно понимает бога, как философ-епископ Августин из Гиппона (354–430 годы).

Но в первобытной магии уже есть представление о сверхъестественных силах, действующих свыше, есть и попытка воздействовать па эти силы, а следовательно, в ней есть зачатки веры и культа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

МАГИЯ — об­ря­ды, свя­зан­ные с ве­рой в спо­соб­ность че­ло­ве­ка дос­ти­гать прак­тической це­ли с по­мо­щью сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил.

Профессиональное за­ня­тие магией — кол­дов­ст­во.

В эво­лю­цио­ни­ст­ских тео­ри­ях магия рас­смат­ри­ва­ет­ся как древ­ней­шая ста­дия раз­ви­тия ре­ли­гии или пред­ше­ст­вую­щая ре­ли­гии фор­ма ве­ро­ва­ний. Дж. Фрэ­зер вы­де­лял 3 ста­дии ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва: магия, ре­ли­гия, нау­ка. В магии мо­гут ис­поль­зо­вать­ся ес­те­ст­вен­но-на­учные зна­ния, в не­ко­то­рых слу­ча­ях она кос­вен­но мо­жет спо­соб­ст­во­вать их раз­ви­тию (смотри, например, Ал­хи­мия). С ре­ли­ги­ей магией сбли­жа­ет об­ра­ще­ние к сверхъ­ес­те­ст­вен­ным си­лам, од­на­ко главная цель ре­ли­гии — связь че­ло­ве­ка с бо­же­ст­вом — ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет­ся от це­ли ма­гических прак­тик: по­лу­че­ние прак­тических вы­год в зем­ной жиз­ни.

По сво­ей на­прав­лен­но­сти магия мо­жет под­раз­де­лять­ся на «бе­лую» (доб­ро­же­ла­тель­ную) и «чёр­ную» (вре­до­нос­ную, или «пор­чу»).

По сво­им за­да­чам магия де­лит­ся: на про­из­вод­ст­вен­ную (охот­ни­чью, стро­ительную, об­ря­ды, свя­зан­ные с тем или иным ре­мес­лом, аг­рар­ную — смотри Аг­рар­ные куль­ты); пло­до­ро­дия (на­прав­лен­ную на по­вы­ше­ние пло­до­ро­дия лю­дей и жи­вот­ных; смотри Пло­до­ро­дия культ); ле­чеб­ную (зна­хар­ст­во); очи­сти­тель­ную (люс­т­ра­ция); ох­ра­ни­тель­ную (пре­до­хра­няю­щую от бед­ст­вий, бо­лез­ней, «пор­чи» и тому подобное); лю­бов­ную («при­во­рот­ные» и «от­во­рот­ные» об­ря­ды); га­да­тель­ную (смотри Га­да­ние; к га­да­тель­ной магии по ря­ду при­зна­ков мо­жет быть от­не­се­на ас­т­ро­ло­гия); ме­тео­ро­ло­ги­че­скую, или ма­гию по­го­ды, и другую.

По ти­пу свя­зи ме­ж­ду ма­гическим дей­ст­ви­ем и его объ­ек­том раз­ли­ча­ют­ся го­мео­па­ти­че­ская магия (си­миль­ная, ими­та­тив­ная, магия по­до­бия), пред­по­ла­гаю­щая сход­ст­во ме­ж­ду ни­ми (например, для при­чи­не­ния вре­да че­ло­ве­ку ис­поль­зу­ют его изо­бра­же­ния, для вы­зы­ва­ния до­ж­дя льют во­ду), и кон­та­ги­оз­ная магия (пар­ци­аль­ная), ос­но­ван­ная на кон­так­те пред­ме­тов ма­гического дей­ст­вия и его объ­ек­та (например, для при­чи­не­ния вре­да че­ло­ве­ку со­вер­ша­ют дей­ст­вия с его оде­ж­дой, во­ло­са­ми, ног­тя­ми и тому подобное); ино­гда вы­де­ля­ют ини­ци­аль­ную магию, в ко­то­рой ма­гическое дей­ст­вие сим­во­ли­зи­ру­ет на­ча­ло же­лае­мо­го дей­ст­вия (например, для при­чи­не­ния вре­да в сто­ро­ну че­ло­ве­ка на­прав­ля­ют стре­лу).

Ма­гические об­ря­ды час­то вклю­ча­ют сло­вес­ные тек­сты (за­го­во­ры), изо­бра­зи­тель­ную дея­тель­ность, му­зы­ку, та­нец, упот­реб­ле­ние нар­ко­тических средств.

От­сут­ст­вие же­лае­мой це­ли при про­веде­нии ма­гических об­ря­дов или про­ти­во­по­лож­ный ре­зуль­тат мо­гут объ­яс­нять­ся как не­бреж­но­стью об­ря­да или на­ру­ше­ни­ем та­бу, так и ус­пеш­но­стью контр­ма­гических дей­ст­вий.

Магия ин­кор­по­ри­ро­ва­на в боль­шин­ст­во языческих куль­тов. Мо­но­теи­стические («ав­раа­ми­че­ские») ре­ли­гии от­вер­га­ют магию как гре­хов­ное за­блу­ж­де­ние и опас­ную по­пыт­ку свя­зать се­бя с тём­ны­ми си­ла­ми. Ре­ли­гии Вос­то­ка вос­при­ни­ма­ют магию, как пра­ви­ло, то­ле­рант­но, осу­ж­дая лишь вре­донос­ную. Магия ока­за­ла силь­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние дао­сиз­ма, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­ро­го её ак­тив­но прак­ти­ку­ют. В син­кре­тических куль­тах (смотри в статье Син­кре­тизм) магия, вклю­чая вре­до­нос­ную, со­став­ля­ет важ­ней­шую часть куль­то­вой прак­ти­ки.

В конце XIX века поя­ви­лись мо­дер­ни­зированные фор­мы магии, соз­дан­ные французскими ок­куль­ти­ста­ми Э. Ле­ви (Аль­фонс-Луи Кон­стан) и Па­пю­сом (Же­рар Ан­косс), Э.А. Кро­ули и другими.

Ны­не магия ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся при­вер­жен­ца­ми западной не­оя­зы­че­ской ре­ли­гии вик­ка (от английского witchcraft — кол­дов­ст­во), дви­же­ния Нью Эйдж и других ок­культ­ных те­че­ний (смотри в статье Ок­куль­тизм).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *