Все содействует ко благу

Многие неправильно понимают этот популярный стих из Библии.

Грег Лори

На днях мне стало интересно, какие стихи из Библии люди чаще всего ищут в Интернете.

Согласно интернет-ресурсу Bible Gateway, пятерка топовых мест Писания выглядит следующим образом: как и ожидалось, номер один — это Иоанна 3:16. Второе по популярности — одно из моих любимых, Иеремии 29:11. Следующее — Филиппийцам 4:13, за которым следует Псалом 22:4. Пятое — Римлянам 8:28, излюбленный и часто цитируемый стих: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.»

Но понимаем ли мы, что здесь на самом деле имеется в виду? Когда Библия говорит, что «всё содействует», это не относится к широкой общественности. Это утверждение не касается каждого человека. Его вариации включают в себя и «Всё хорошо, что хорошо кончается», и «Всё в порядке!»

Просто скажу, что нет, не «всё в порядке». Иногда всё действительно плохо. Порой происходящее не имеет смысла. С нами случается необъяснимое.

Когда апостол Павел писал эти слова из Послания к Римлянам 8:28, он обращался к тем, кто верит в Иисуса Христа. Это очень конкретное обещание очень конкретным людям — тем, кто любит Бога.

Если вы любите Бога, и под этим я подразумеваю, что вы поверили в Иисуса Христа и доверились Ему как своему Спасителю и Господу, тогда вы можете применить это обетование к самим себе, независимо от того, через что вы проходите сейчас.

Обратите внимание на то, как начинается этот стих: «Мы знаем». Здесь не сказано «мы думаем», «мы надеемся», «мы полагаем» или «мы хотим».

Он говорит: «Мы знаем».

Но как мы можем знать?

Мы можем найти ответ в Рим. 8:32, где Павел сказал: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»

Всякий раз, когда я испытываю искушение усомниться в Божьей любви и задуматься о том, действительно ли всё содействует моему благу, мне приходится долго смотреть на крест и вспоминать, что Иисус явил Свою любовь ко мне, умерев там вместо меня. Это не гвозди держали Христа на кресте; это была Его любовь к вам и ко мне.

Как христианин вы можете знать, что всё происходящее в вашей жизни содействует ко благу тех, кто любит Бога. Это потому, что Бог показал Свою любовь к нам, послав Иисуса.

Итак, не всё происходящее хорошо. Но поскольку Бог благ, всё это содействует во благо тем, кто любит Его. Есть различные плохие вещи, и они всегда будут плохими. И в Рим. 8:28 не говорится, что Бог делает плохое хорошим. Вместо этого говорится, что все это содействует во благо любящим Бога.

Таким образом, Бог может взять что-то, что является злым по своей сути, что-то, что должно причинить нам вред, и может, каким-то образом, по Своему провидению, превратить это в нечто, что в конечном итоге принесет благо в нашу жизнь. Но эта надежда только для верующего.

Христиане не верят в глупости об удаче; мы верим в Божье водительство. Мы не верим в совпадение; мы верим в Божий промысел. И когда в данный момент дела идут плохо, мы не паникуем, потому что знаем, что в жизни христиан нет так называемых случайностей.

Я думаю, что христиане — наибольшие реалисты, потому что мы понимаем, что плохое случается в мире, в котором мы живем. Мир не является милым местечком. На самом деле, он может быть очень плохим. Но хорошая новость в том, что мы служим очень доброму Богу.

Библия говорит: «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Это означает, что Бог является конечной инстанцией в определении того, что хорошо, а что нет. Поэтому, когда Бог говорит, что что-то хорошо — это и есть хорошо. И когда Бог говорит, что что-то плохо, то это плохо.

Но что есть благо?

Благо — это то, что одобряет Бог. Это библейская логика. Например, мы считаем, что благо — это когда всё идёт по-нашему. Благо — это зеленый свет, голубое небо, оплаченные счета и отличное здоровье. Но иногда несчастье или трудности могут быть во благо, потому что они вынуждают нас обращаться к Богу.

Иногда, когда дела идут действительно хорошо, мы забываем Бога. Мы просто принимаем всё как должное. Давайте будем честными и признаем это. Мы не молимся так, как следовало бы, и не читаем очень уж часто Библию.

Но когда земля уходит из-под ног и приходит кризис, мы опускаемся на колени. И это хорошо. Бог может взять то, что кажется плохим, и оно на самом деле может стать хорошим в Его руках.

И всё же есть вещи, о которых, когда они случаются, мы говорим: «Я не думаю, что из этого когда-нибудь выйдет что-то хорошее».

Я так и думал, когда мой сын Кристофер погиб в аварии. Я думал, что это действительно конец моей жизни. Это всё ещё причиняет боль. И мы до сих пор скучаем по нему.

Но были вещи, которые Бог извлек из этого, чтобы они сработали на благо. Например, это позволило нам глубже сострадать тем, кто испытывает боль. Это дало нам возможность служить людям, которые потеряли близких, особенно детей. И это сделало нас сильнее в нашей вере, заставило нас сделать смелые шаги, которые мы, вероятно, не сделали бы в другой ситуации.

Так что да, я вижу, как всё содействует ко благу. Несмотря на эти плохие вещи, Бог создал хорошие.Все жизненные события происходят по Божьему провидению. Это даёт нам ощущение равновесия в разгар шторма, веру посреди сомнений, смелость в опасности и надежду в безысходности. У Бога всё под контролем.

Перевод — Юлия Окерешко

Ст. 28-32 Вемы же, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави. Что убо речем к сим, аще Бог по нас, кто на ны; Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует

Мне кажется, что все это место обращено у апостола к тем, которые находятся в опасностях, лучше же сказать, к ним относится не только это, но и то, что было сказано несколько выше. Так, слова: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас, также и то, что вся тварь воздыхает, а равно сказанное выше, что упованием спасохомся, терпением ждем, о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, — все это относится к людям, находящимся в напастях. (Апостол) учит их избирать не то, что сами они почитают для себя полезным, но то, что внушает Дух. Ведь многое им представляется полезным, а в самом деле приносит великий вред. Так, покой, освобождение от опасностей и безмятежная жизнь кажутся для них полезными. И удивительно ли, что они так думают, как скоро и самому блаженному Павлу представлялось то же самое? Но однако он впоследствии понял, что полезное совершенно противоположно этому и, понявши, возлюбил. После того, как он три раза молил Господа освободить его от бед и услышал в ответ: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9), то стал уже радоваться, когда был гоним, терпел обиды и невыносимые страдания. Темже благоволю, — говорит он, — в досаждениих, в бедах, в изгнаниих (ст. 10). Потому он и говорил: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, и всех убеждал предоставить это Духу, потому что Святой Дух весьма о нас печется, и это угодно Богу. Итак, подготовив их всех этим, он присовокупляет и теперь сказанное, употребляя довод, достаточный к тому, чтобы ободрить их. Вемы бо, — говорит он, — яко любящим Бога вся поспешествуют во благое. Когда же говорит — вся, разумеет и то, что нам кажется прискорбным. Хотя и постигла тебя скорбь или нищета, узы или голод, смерть и другое подобное, но Бог властен изменить все это в противоположное, так как Его неизреченной силе свойственно делать для нас легким и обращать нам на помощь то, что кажется тяжелым. Потому (апостол) не сказал, что с любящими Бога не случается что-либо неприятное, но говорит, что им все содействует ко благу, то есть Бог самые бедствия употребляет для прославления бедствующих, а это гораздо важнее, чем воспрепятствовать наступлению несчастья или отвратить его, когда оно случилось. Так сделал (Бог) и с пещью вавилонской: Он не воспрепятствовал ввергнуть святых отроков в пещь, и, когда они были ввержены, не угасил пламени, но, оставив его гореть, посредством этого пламени сделал отроков более достойными удивления. И на апостолах показал Бог разные подобные чудеса. Если люди, умеющие любомудрствовать, могут из вещей делать употребление, противоположное их природе и, живя в бедности, казаться достаточнее богатых и сиять даже в бесчестии, то тем более Бог на любящих Его покажет не только что-нибудь подобное, но и гораздо большее. Нужно только одно — любить Его искренно, а все остальное последует само собою. Как для любящих Бога и то, что, по-видимому, вредно, обращается в пользу, так не любящим Его вредит и полезное. Иудеям все служило во вред — и явление чудес, и правота догматов, и любомудрие учения; за одно называли они Христа беснующимся, за другое богопротивным, а за чудеса покушались убить Его. Напротив, разбойник распятый, пригвожденный, поносимый, претерпевающий бесчисленные страдания, не только не понес никакого вреда, но еще получил от этого величайшую пользу. Видишь ли, как любящим Бога вся поспешествуют во благое? Итак, сказав об этом великом благе, превышающем всецело человеческое естество, так как оно для многих казалось невероятным, (апостол) удостоверяет в этом, на основании происшедшего, так: сущим по предуведению званным (ст. 28). Заметь, что благо это начинается со времени призвания. Почему же (Христос) не призвал всех сначала, и самого Павла призвал не вместе с прочими, тогда как такая отсрочка представлялась вредной? Но, однако, самые дела показали, что она была полезна. Говорит же здесь (апостол) о преудведении для того, чтобы не все приписать званию, потому что в таком случае стали бы спорить и язычники, и иудеи. Ведь если достаточно было одного звания, то почему не все спаслись? Потому он и говорит, что спасение званных совершено не одним призванием, но и предуведением, призвание же не было вынужденное и насильственное. Итак, все были призваны, но не все послушались. Ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Его (ст. 29). Замечаешь ли высоту чести? Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати. Однако (апостолу) было недостаточно сказать — сообразных, но он присовокупил еще: яко быти Ему первородну. И этим не ограничился, но и после этих слов прибавляет еще: во многих братиях, — желая всеми способами показать явное родство. Впрочем, все это должно разуметь относительно воплощения (Сына Божия), потому что по Божеству Он есть Единородный.

Видишь, сколько сообщено нам благодатных даров? Итак, не сомневайся и относительно будущих даров, тем более, что (апостол) представляет и другое доказательство Божия человеколюбия, говоря, что это было прообразовано так издревле. Люди делают о других заключения на основании дел, но Богу изначала все известно и Он издревле имеет к нам расположение. Потому (апостол) и говорит: а ихже призва, сих и оправда (ст. 30). Оправдал банею возрождения. А ихже оправда, сих и прослави. Прославил благодатию, усыновлением. Что убо речем к сим (ст. 31)? (Апостол) как бы так говорит: не упоминай мне более об опасностях и злоумышлении против тебя всех. Если некоторые и не верят будущему, но они ничего не могут сказать против благ уже дарованных, например, об изначальной к тебе Божией любви, оправдании, славе. (Бог) дарует тебе это посредством того, что для тебя казалось прискорбным. Ты считал позорным крест, побои, узы, а все это послужило к исправлению целой вселенной. Как ни жестоко тебе кажется, что претерпел (Христос), но Он обратил это в свободу и спасение всей природы; так и то, что переносишь ты, твои страданья (Бог) обыкновенно обращает в славу тебе и похвалу. Аще Бог по нас, кто на ны? Но кто же не против нас, спросишь ты? Против нас целая вселенная, и мучители, и народы, и родственники, и граждане, но однако все те, которые против нас, так далеки от возможности вредить нам, что невольно делаются для нас виновниками венцев, ходатаями бесчисленных благ, так как Божия Премудрость обращает все козни к нашему спасению и славе. Видишь ли, как никто не оказывается против нас. И Иова сделало знаменитым то, что против него вооружился диавол. Диавол воздвиг против него друзей, жену, раны, домашних и бесчисленные другие ухищрения, однако же ничто не было против него. И это еще не велико было для Иова, хотя само по себе и было весьма велико, а для него гораздо важнее было то, что все кончилось в его пользу. Так как за него был Бог, то все то, что по-видимому было против него, оказалось в его пользу. Тоже случилось и с апостолами. Иудеи, язычники, лжебратия, правители, народы, голод, нищета и бесчисленные бедствия восставали против них, но ничто не было против них. Все это сделало их особенно знаменитыми, славными и достойными похвалы пред Богом и пред людьми. Итак, пойми, что то слово, которое произнес Павел о верных и истинно распявшихся, не мог бы сказать о себе и увенчанный диадемою. Против последнего вооружаются многие иноплеменники, делают покушения враги, злоумышляют телохранители, часто восстают многие из подданных, а против верующего, строго исполняющего закон Божий, не может восстать ни человек, ни демон и ничто другое. Если ты лишишь его имущества, то доставишь этим награду; если худо отзовешься о нем, то своим злоречием сделаешь его блистательнее пред Богом; если доведешь его до голода, тем большая для него слава и большее воздаяние; а если предашь смерти, что всего, ужаснее, тем сплетешь ему мученический венец. Что может сравниться с жизнью человека, против которого ничто не может стоять, которому и намеревающиеся причинить зло не менее приносят пользы, чем и сами благодетели? Потому (апостол) говорит: аще Бог по нас, кто на ны? Потом, не довольствуясь этими словами, представляет и здесь тот величайший признак Божией к нам любви, к которому он всегда обращается, — именно смерть Сына. Не только, говорит, оправдал и прославил и соделал соответственными тому образу, но и Сына не пощадил для тебя, — потому и присовокупил слова: иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует (ст. 32)? (Апостол) говорит с выразительностью и большой горячностью, чтобы показать любовь Божию. Как Бог оставит нас, ради которых не пощадил Сына Своего, но за всех нас предал Его? Пойми же, насколько велика благость — не пощадить Своего Сына, но предать, предать за всех ничтожных, неблагодарных, врагов, богохульников. Како убо не и с Ним вся нам дарствует (ст. 32)? Слова эти означают следующее: если Бог даровал нам Сына Своего и не просто даровал, но предал закланию, то, приняв в дар Самого Владыку, почему ты еще сомневаешься во всем прочем? Имея Господа, почему ты недоумеваешь относительно прочих даров? Кто даровал врагам более важное, тот неужели не дарует друзьям менее важного?

Гомилии на Послание к Римлянам.

Все неприятности и кажущияся огорчения Бог обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, более всего и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божией, прелагающей злое во благое.

Гомилии на Книгу Бытия.

Для чего сказано такое вступление? Ничего напрасно и без цели не говорит эта блаженная душа, но всегда прилагает представляющимся болезням соответственные духовные врачества. Что же означают слова его? Так как многие искушения со всех сторон окружали тогда обращавшихся к вере, и беспрерывные были ухищрения со стороны врага, непрестанные козни, и не успокаивались противники проповеди, одних ввергая в темницы, других, подвергая изгнаниям, иных, увлекая во многие другие пропасти, то, подобно тому, как отличный военачальник, видя противника, дышащего великою яростью, обходит своих везде, ободряет их, укрепляет, приготовляет, располагает к мужеству, делает готовыми поднять руки против врага и не бояться его нападений, но с твердым духом стоять против него, поражать его, если можно, в самое лицо его, и не страшиться противодействия ему; – таким же образом этот блаженный, эта достигающая до небес душа, желая ободрить души верующих и стараясь восстановить лежащий долу, так сказать, ум их, начал речь свою так: Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу. Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: знаем – присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любящим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выражений апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: знаем, говорит, т.е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказательства, знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу.

Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? Все, говорит, все содействует ко благу. Не указывай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безопасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежедневные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения.

Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.

Об уроках доверия Богу, которые мы находим в главе 12 Книги Бытия, о том, зачем Аврам пошел в Египет и как относиться к тому, что он выдавал свою жену Сару за сестру, рассказывает Андрей Иванович Солодков в очередной беседе о Библии.

Авраам идет в землю Ханаанскую. Собор Святого Марка, Венеция

«Верою Авраам повиновался»

В прошлой беседе речь шла о том, почему погибла вавилонская цивилизация: жители Вавилона отступили от Бога, а всякое отступление от Бога, Который есть Жизнь, порождает неминуемо смерть. Отречение от Жизни в той стране привело к грубому язычеству и идолопоклонству. Английский писатель Честертон говорил: «Если человек перестает верить в Бога, он начинает верить во всё остальное». И такая вера «во все остальное» приводит к разрушению – по собственному желанию. Народ рассеивается, цивилизация рушится – все эти события и описываются в первой половине 11-й главы Книги Бытия.

А далее в той же главе говорится, что среди этого развращенного народа, впавшего в оккультизм и астрологию, которая, по выражению Тертуллиана, «есть разновидность магии», живет Аврам со своим народом, верным Единому Богу. Самонадеянная и вероломная цивилизация материального благополучия рушится, и Аврам, как патриарх, выводит свой народ из этого смрада и мерзости запустения. Но возникает вопрос: почему он не вывел народ раньше, до разрушения Вавилона? Думается, по той причине, что народ хоть и оставался верен Богу, но прилепился сердцем к земному вавилонскому благополучию и вера его стала формальной. Патриарх видел неготовность народа к исходу и молился Богу и ждал Его призыва.

Но обратимся к главе 12 Книги Бытия. Читаем:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда Хананеи.

И явился Господь Авраму и сказал : потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа .

И поднялся Аврам и продолжал идти к югу» (Быт. 12: 1–9).

Бог призывает Аврама покинуть землю, в которой он родился, и родственников, которые, по-видимому, не все вняли его призыву и остались в Уре Халдейском. Так и сегодня бывает: православный миссионер, да и просто христианин, стучится в двери сердец своих родственников словом о покаянии и спасении, но они не внемлют ему и остаются, к горькой печали верующего человека, в мире страстей и порока.

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие» (Евр. 11: 8). И большая часть рода Аврамова не осталась глухой к его словам и пошла за патриархом, но отец Аврама Фарра так и не вышел из Ура Халдейского (об этом говорится в конце 11-й главы Книги Бытия) и умер там.

Блаженный Феофилакт: «Повиноваться Богу и покинуть то, чем он владел, было с его стороны делом веры»

Бог ничего не обещает избранному праведнику, кроме потомства, но он следует повелению Господа, будучи верен Ему. Законы, истории и образы веры, о которых говорится в Ветхом Завете, даны нам в назидание и чтобы мы подражали праведникам Божиим, а также в предостережение от ложного пути. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», – говорит апостол (1 Кор. 10: 11). А блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Так как верующие из евреев смотрели на него и прочих патриархов как на получивших бесчисленные блага, то он намерен показать, что никто еще ничего не получил (то есть что у Аврама не было еще стольких примеров и образов праведности, как у нас. – А.С.). Поэтому говорит, что верою Авраам повиновался, получив повеление оставить отечество. Ибо кого он знал, кому бы мог подражать? Отец у него был идолопоклонник, пророков он не слыхал. Поэтому повиноваться Богу как говорящему истину о том, что Он обетовал, и покинуть то, чем он владел, было с его стороны делом веры».

Было делом веры не только услышать призыв Божий, но и поступить так, как было сказано. «И пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11: 8).

Как сегодня узнать волю Божию и не ошибиться? Поступать по закону веры, ведь Аврам знал и любил Того, Кто ему говорил сделать так и так, верил Ему, и, зная Того, Кто говорит ему, он ни на йоту не подвергнул сомнению то, что было ему сказано. Вновь вспомню слова апостола Павла о необходимом условии для познания воли Божией: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Не принимать образ мысли, веру и действия века сего – первый шаг к познанию воли Божией, которая приносит блага и делает совершенной веру и любовь к Богу и людям. Человек, созданный по образу и подобию, по своей природе подражателен. В этом смысл слова «подобие» – то есть иметь склонность уподобляться, подражать, быть похожим. Человек по замыслу Творца должен был уподобляться Ему и постепенно стать богом по благодати. Но он решил по подсказке диавола урвать все блага и овладеть ими по-скорому, как в современной рекламе: «раз – и готово». Об этом уже говорилось в одной из предыдущих лекций, а именно в беседе «Почему Бог допускает зло».

Вот образ века сего – овладеть временным материальным благом, невзирая ни на что и не считаясь ни с кем. Но современный православный человек должен находить образы для подражания в вере не в рекламных роликах, новомодных журналах и кинофильмах сомнительного содержания, а в Священном Писании и у отцов Церкви, в Литургическом Предании Церкви. Только тогда воля Божия будет нам понятна – в той степени, в которой нам это полезно. По мере знания вера укрепится, по мере исполнения заповедей Христовых – проявится смирение, по мере смирения – возрастет и любовь. Любовь не потребительская, не по принципу «бери от жизни всё, не дай себе засохнуть», а любовь жертвенная – по образу Жертвы Христа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом: «Нужно предаться водительству веры. При этом водительстве в свое время, после значительных подвигов благочестия, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный».

«Вера, – замечает святитель Церкви и земли Русской Тихон Задонский, – таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом; о чем Пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа” (Ос. 2: 20). И апостол вторит: «Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою” (2 Кор. 11: 2). Ради этого Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, избавляет ее от духовных бедствий – проклятия, осуждения, смерти и всякого духовного неблагополучия. И вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь. Об этом говорит апостол: Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1 Кор. 1: 30). Эту верную душу – как жену, сняв с нее разодранное рубище и омыв от нечистоты, – облекает Он в чистую баграницу Своей правды, чтобы перед очами Его и Его Небесного Отца она явилась чистой, как царская дочь, духовно украшенной, «в испещренной одежде” (Пс. 44: 15). И святой Пророк, духом радуясь этому, восклицает: «Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством” (Ис. 61: 10)».

Такой верой обладал Аврам. Он знал, Кто ему говорит. Вавилон греха и разврата не смог повредить его веры, потому что он крепко держался Бога. И в этой вере он не боялся оставить ни родства, ни земного отечества, ни родительского дома, хотя еще не слышал пророков. Но был научен Богом и верил, что раз Он так говорит, значит, не забудет и не оставит. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49: 15).

«Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!»

Авраам Подобно Ною, который, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Богу и принес жертву благодарности за спасение, и Аврам, имея для подражания немногие образы ветхозаветных праведников, выйдя из Ура Халдейского – из мира страстей и греха, – приносит жертву. Жертва, как уже говорилось, это прообраз молитвы и благодарственного молебна. Вот и нам хорошо бы не забывать благодарить Бога за то, кем мы были и кем стали, из какой трясины тьмы и невежества Он нас вывел. Жертва в Ветхом Завете – прообраз главной жертвы Завета Нового – Святой Евхаристии. Слово «Евхаристия» и переводится как «благодарение». Так что ответ на вопрос о том, как часто надо причащаться, очевиден – как говорил святитель Феофан Затворник: «По возможности чаще». То есть по возможности чаще прибегать к Таинству благодарения Бога!

«Слава Богу за всё. Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что дал мне Свое святое слово, как светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1: 19) и тем меня на истинный путь наставил! Слава Богу, что мои сердечные очи просветил! Слава Богу, что дал мне познать святое Имя Свое! Слава Богу, что банею Крещения грехи мои омыл! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6). Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости претерпел согрешения мои! Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, что помогал мне в различных искушениях и смертных случаях меня сохранял! Слава Богу, что меня от врага-диавола защищал! Слава Богу, что меня, лежащего, поднимал! Слава Богу, что меня, печалящегося, утешал! Слава Богу, что меня, заблуждающегося, обращал! Слава Богу, что меня отечески наказывал! Слава Богу, что мне объявил страшный Свой суд, чтобы я боялся его и каялся в грехах моих! Слава Богу, что сказал мне о вечной муке и вечном блаженстве, чтобы я избежал муки и искал блаженства! Слава Богу, что мне, недостойному, подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду, которою мое нагое тело покрывалось; подал дом, в котором я находил покой! Слава Богу и за прочие Его блага, которые подавал для хранения и утешения моего! Столько я от Него получил благодеяний, сколько раз вздохнул! Слава Богу за все!» – восклицает святитель Тихон Задонский.

Египетская история: искушение или доверие Богу?

Но вернемся к главе 12 Книги Бытия. И мы читаем далее:

«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12: 10–13).

Интересная история, не правда ли? Только что мы восхищались верой и благочестием праведника, и вдруг из-за голода Аврам направляется в Египет. И у нас возникает такая мысль: «Праведник, муж веры, мог бы и попоститься». А тут еще и ситуация с Сарой обостряет обстановку. Жене своей Аврам говорит: «Скажи, что ты моя сестра». Представляю, что ответила бы современная эмансипированная женщина! «Я за кого замуж вышла?! Ты муж или…» и тому подобное. А Сара, к нашему удивлению, соглашается. Правда, она действительно была кровной родственницей Аврама. В древности такие браки разрешались, и в них рождались здоровые дети, так как греховная природа человека не накопила еще, можно сказать, столько испорченности. Заметим: в то время статус жены был выше, чем статус сестры. Тем не менее Сара соглашается сказать, что она сестра.

Разберемся во всем этом по порядку. Почему Аврам из-за голода принимает решение «сойти в Египет»? Будем помнить, что Аврам не отшельник, не пустынножитель. Он патриарх, он ведет народ в Ханаан – прообраз Царствия Божия. Был бы он один, мог бы и потерпеть голод, но он ответственен за людей и не хочет подвергать их опасности голодной смерти.

Сошествие Аврама в Египет – это прообраз сошествия Христа в ад

Сошествие Аврама в Египет – это прообраз сошествия Христа в ад. Египет в Библии – прообраз ада. И то, что Аврам мог быть убит за жену, но остался жив, указывает на тайну смерти и воскресения Христа: «Предан будет смерти Христос, и не будет» (Дан. 9: 26). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3: 18–21).

Теперь несколько слов о ситуации с Сарой. Можно сказать, что Аврам проявил некое малодушие, прося ее выдать себя за его сестру. Так какой же мы, современные христиане, найдем здесь образ для подражания? А ведь я выше приводил уже слова апостола Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам…» (1 Кор. 10: 11). Но прочтем далее – 12-й стих – и получим ответ, что полезного для нас, для нашего спасения можно найти в этой библейской истории. Это очень важные слова: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10: 12).

Поступок Аврама – для нас в предостережение и в назидание. Ведь если и муж такой высоты веры иногда поступал не лучшим образом, то как ты смеешь себе в погибель думать о своей персоне высоко? И еще здесь хороший ответ критикам Библии. Если бы при переписке Библии церковниками тексты искажались, как говорят они, то наверняка это место было бы подчищено. Критику одного из таких «сомнительных» мест в Библии мы разбирали в беседе, посвященной творению мира. Бог творит сначала растения, а потом солнце, и ботаники-атеисты возмущаются: как растения могли существовать без солнца? а как же фотосинтез?! – и дают совет: в Библии много искажений, вот бы и здесь подправили, чтобы сначала о творении солнца говорилось, а потом о растениях. Нет! В Библии всё достоверно, и Откровение Божие воспринимается верующими людьми таким, какое оно есть. И Бог творит растения, а потом солнце, чтобы мы понимали: начало жизни и саму жизнь дает Бог, а не солнце.

Августин: «Не остерегайся Авраам… он бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся»

Вот и эта «египетская история» устраивается Промыслом Божиим. Блаженный Августин пишет о ней: «Он (Авраам) замолчал ее супружество, однако не отрицал его. Смотреть за целомудренностью супруги он доверил Богу, человеческих же козней по-человечески остерегался. Не остерегайся он, насколько мог остерегаться, он скорее бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся». В этих событиях виден прообраз искушения Христа в пустыне. И нам вспоминаются слова Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7).

Но читаем далее:

«И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов» (Быт. 12: 14–15).

Отцы Церкви, разбирая этот эпизод, обращают внимание на смирение Сары. Ни слова упрека из ее уст. Она верит и любит мужа и готова пожертвовать своей честью, только бы он остался жив. А египтяне, действительно, были настолько похотливы, что убивали мужей красивых женщин, а их забирали в гаремы. Сара проявляет жертвенную любовь и снисходительность к немощи мужа, ибо знает и о его мудрости, ведь ей известно, Кому он служит. Хотя будут и у нее «падения», и она, как человек немощный, проявит самонадеянность. Но тут являет любовь, о которой будет сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин. 15: 13); и еще: «Носите тяготы друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).

Священное Писание не просто книга правил и законов, но книга образов, данных человеку для размышления, чтобы мы свободно делали выводы и решали, как следует поступать в той или иной ситуации и как не стоит. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3: 16–17).

Полагаясь не на свое мудрование, а на Божию волю, эта благочестивая семья выходит с честью из Египта:

«Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, » (Быт. 12: 17–20).

Тяжкими ударами Бог поражает фараона за его похоть к Саре. Язычник как тогда смотрел, так и сейчас смотрит на женщину только как на объект для сексуального удовлетворения. Но Сара за то, что послушала мужа, осталась не тронутой фараоном. Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Какой ум будет в состоянии достойно надивиться этому событию? Или какой язык может изречь это чудо? Жена, блистающая красотою, отдана в жертву египтянину, царю, властителю, человеку страстному и необузданному, выходит неприкосновенной, сохраняет свою чистоту. Таковы-то всегда… Божии устроения – они чудны и необычны!»

До Царствия Божия доходит тот, кто, падая, встает и идет дальше

Вспомним тут слова апостола Павла: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11: 34). Вспомним и то, что в Откровении пишет евангелист Иоанн о хвалящих Бога в Царствии Его: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15: 3). До Царствия Божия доходит тот, кто, падая, встает и идет дальше.

***

В следующих беседах мы рассмотрим те непростые ситуации, которые возникали в среде народа Божия – ветхозаветного Израиля, – но при этом будем и укрепляться в вере, ибо помним: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8: 28).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *