Всемирный совет церквей

ЭКУМЕНИЗМ, экуменическое движение (от греч. οὐκουμένη – обитаемая земля, вселенная) – движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма – межконфессиональное общение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и действий, «служение единству человечества». Проблемы христианского единства связываются в движении с решением общечеловеческих проблем. Существуют противоречивые подходы к оценке экуменической деятельности (от принятия до резкого отрицания).

На экуменическом движении сказываются сложные, противоречивые процессы, происходящие в мире: всемирное развитие хозяйства и политическая напряженность, нивелировка и одновременно взаимное отчуждение отдельных культур, глобализация проблем, от которых зависит судьба человека и т.д. Все это отражается в религиозной жизни: с одной стороны, активизируются процессы обособления, дифференциации (появление новых религиозных направлений и национальных церквей), с другой – объединения, интеграции. В последнее время экуменизм все чаще рассматривается как способ поиска синтеза различных культур, в т.ч. религиозной и светской.

Экуменизм проявляется в различных формах. Прежде всего это движение за объединение христианских конфессий (1-й уровень), которое координирует Всемирный совет церквей (ВСЦ), созданный в 1948 в результате слияния трех протестантских движений: «Вера и порядок», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет». В Совет вошли Русская Православная церковь, Грузинская Православная церковь, Армянская апостольская церковь и др. церкви и объединения. 2-й уровень – деятельность международных протестантских организаций (Всемирная лютеранская федерация, Всемирный баптистский союз и др.), а также взаимные контакты автокефальных православных церквей. 3-й уровень – деятельность религиозных объединений в масштабах региона, целого ряда стран (Всеафриканская конференция церквей и др.). 4-й уровень – деятельность религиозных объединений в масштабах одной страны, типа «национальных советов церквей» (напр., Национальный совет церквей Христа в США).

В экуменическую деятельность активно включился Ватикан. II Ватиканским собором (1962–65) был принят «Декрет об экуменизме». Представители Ватикана присутствуют в качестве наблюдателей на многих форумах ВСЦ. Христианский экуменизм испытывает также на себе воздействие процессов интеграции и дифференциации, происходящих в нехристианских конфессиях (деятельность Всемирного братства буддистов, Всемирного исламского конгресса и др.).

Наиболее активную роль в экуменизме продолжает играть ВСЦ, членами которого в 1990-х гг. состояло свыше 300 религиозных объединений. Хотя внутри ВСЦ сохраняются определенные противоречия (различия в протестантских и православных традициях, внутрипротестантские разногласия, неодинаковые социально-политические ориентации), его руководство отстаивает свое понимание глобальных проблем и предлагаемых путей их решения. Оно сформулировано в программе ВСЦ «Справедливость, мир и целостность творения», где представлен вариант глобальной этики, основанный на библейском понимании целостности сотворенного мира, аксиологической оценке его сегментов и ответственности за их состояние. Многие экуменические организации участвуют в различных акциях гуманистического характера, что, несомненно, способствует становлению нового «планетарного сознания», сближению и взаимозависимости культур в современном мире.

Литература:

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА

Квазиденоминация

I. Основные данные

1. Основатель: Герберт У. Армстронг. 1892 – 1986.

Герберт Армстронг родился 31 июля 1892 г. в г. Де-Мойне, штат Айова (США). Долгое время он занимался рекламным бизнесом и мало интересовался религиозными проблемами. Жизнь Армстронга резко изменилась после того как его жена Лома была «обращена» соседкой, принадлежавшей к адвентистской Церкви Бога. Между Армстронгом и его женой произошел спор о почитании 7-го дня, т. е. субботы вместо воскресенья. После самостоятельного изучения Библии Армстронг (не имевший никакого богословского образования) пришел к выводу, что его жена права – необходимо соблюдать субботу. Он также усвоил, что соблюдение 10 Заповедей и других библейских предписаний является самым важным моментом в деле спасения. С этого времени Армстронг присоединился к «Церкви Бога» и с 1934 г. начал работать на принадлежащей этому течению радиостанции в г. Юджин, штат Орегон. Некоторое время спустя, Армстронг основал собственное течение, получившее название «Всемирная Церковь Бога».

2. Время основания:

Середина 30-х гг. ХХ в.

3. Место основания:M

штат Орегон, США

4. Регион распространения:

В настоящее время отделения Всемирной церкви Бога существуют во многих странах мира. Наибольшее число последователей в США.

5. Местонахождение руководящего центра:

США

6. Организационная структура:

Всемирную церковь Бога возглавляет Главный Пастор. В настоящее время – Джозеф Ткач.

7. Базовая литература:

Члены Всемирной церкви Бога признают Библию в качестве богодухновенной книги.

8. Периодические издания:

Журнал «The Plain Truth» («Простая истина»). Издается ежемесячно тиражом в 2 млн. экземпляров.

9. Другие средства массовой информации:

Всемирной церкви Бога принадлежит 400 радио- и телестанций по всему миру. Наиболее известная радиостанция – «Радио завтрашнего мира».

10. Учебные заведения:

Всемирная церковь Бога имеет ряд колледжей в США (штаты Калифорния и Техас) и Великобритании.

II. Учение

1. Истоки учения:

адвентизм

2. Краткое изложение учения:

Согласно учению Герберта Армстронга, в 69 г. н. э. подлинное Евангелие было утрачено и после разрушения Иерусалимского храма уже не проповедовалось. Римлянам якобы удалось подкупить Церковь и разложить ее изнутри, таким образом, чтобы истина была забыта. Армстронг утверждает, что Бог трудится 19-летними циклами. По прошествии 19 лет со дня Пятидесятницы, Он покинул Церковь и на 1260 лет установилась «мерзость запустения». (Это число взято из книги Откровения 12, 6). Приверженцы Всемирной Церкви Бога верят, что проповедь Евангелия была восстановлена только благодаря Армстронгу, который сам считал себя Иоанном Крестителем, явившимся в мир перед Пришествием Христа.

Первоначально Армстронг выдвигал целый ряд тезисов, далеких от христианской ортодоксии. В частности, он утверждал, что Бог находится в процессе «самосовершенствования» (среди его высказываний можно было встретить и такие как «Бог – это семья людей»). Армстронг отрицал Божественность Христа, Личность Св. Духа и вечное посмертное воздаяние за грехи, считал почитание воскресенья «знаком зверя» (наследие адвентизма) и т. п. В настоящее время Всемирная церковь Бога отошла от большинства этих заблуждений, стремясь приблизить свое учение к протестантскому. Однако ее последователи по-прежнему празднуют субботу и отрицают личность Св. Духа, что не позволяет отнести Всемирную церковь Бога к числу протестантских деноминаций.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Одной из наиболее примечательных доктрин Всемирной церкви Бога является т. н. «англоизраилизм» – вера в то, что англосаксы являются потомками «потерянных» колен Израилевых. В качестве аргументов в защиту этой теории (абсолютно нелепой с точки зрения истории и этнографии) приводятся псевдофилологические выкладки. Например, утверждается происхождение слова «Британия» от евр. «берит» – «завет», заселившие Британию саксы (в действительности – германцы) якобы также происходят из Палестины – «сакс» переводится как «сын Исаака» и т. п. Кроме того, последователи учения верят, что камень, вмонтированный в трон английских королей, доставил в Англию (плывя на нем по воде) никто иной как пророк Иеремия. Из этого делается вывод, что Христос, когда придет во Славе, воссядет именно на британском престоле.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1934 г. Герберт Армстронг начал проповедовать новое учение, которое нашло отклик среди адвентистов, принадлежавших к «Церкви Бога». В результате этого часть ее членов последовала за Армстронгом и сформировала самостоятельное течение, получившее название «Всемирная Церковь Бога». Для проповеди своего учения Армстронг активно использовал радио, что обеспечило ему немалую популярность. Герберт Армстронг стал известным проповедником и предсказателем будущего. Однако он сделал несколько пророчеств, провал которых привел к отпадению от Всемирной церкви Бога части ее последователей. Так, в 1967 г. он предсказал на последующие пять лет засуху, голод и эпидемии. Конец Света, согласно его предсказанию, должен был произойти в 1970 г.

2. Современная деятельность

В настоящее время Всемирная церковь Бога продолжает активно действовать. Годовой оборот средств, получаемых от деятельности принадлежащих ей предприятий, журналов, теле- и радиостанций в начале 90-х годов составлял свыше 40 млн. долларов. В то же время, церковь проводит политику, направленную на «улучшение имиджа», что подразумевает отказ от неортодоксальных идей, выдвигавшихся в свое время Армстронгом, и постепенное превращение организации в одну из протестантских деноминаций.

IV. Ответвления

«Международная церковь Бога». Основана Гарнером Тедом Армстронгом, сыном Герберта Армстронга, который в результате постоянных ссор с отцом, вызванных сексуальными похождениями Гарнера, вышел из Всемирной церкви Бога и основал собственное течение.

V. Библиография

  1. Макдауэлл Джош, Стюарт Дон «Обманщики», Изд-во «Протестант», М., 1993.

Ю. Д.

Если посетить выставку в фойе Экуменического центра в Женеве, то можно оказаться в «сопровождении” 90 лиц, которые расскажут Вам об истории Всемирного совета церквей (ВСЦ) за прошедшие 70 лет. На больших постерах представлены портреты и описания людей, которые, каждый по-своему, внесли свою лепту в формирование ВСЦ и экуменического движения.

Среди них — руководители Центрального комитета и президенты, генеральные секретари, молодежь и теологи. История ВСЦ сформирована людьми со всего света, которые на протяжении семидесяти лет работали вместе, преодолевали препятствия и делились успехами экуменического движения.

Яркий постер в центре выставки посвящен молитве. На нем указано: «Для нас молитва — это сердцевина нашей христианской идентичности и нашего паломничества в целях справедливости, мира и единства”.

Под фотографиями людей указаны их имена и роль, которую они сыграли в истории ВСЦ.

Другие постеры посвящены таким темам как: «Сообщество женщин и мужчин”, «Миссия и евангелизм”, «Служба миру”, «Борьба за справедливость и мир”, «Творение”, «Межконфессиональный диалог”. На постере с заголовком «Борьба за справедливость и мир” написано: «Мы — сообщество, шагающее вместе, мы отстаиваем справедливость и боремся за истинный мир, который приходит со справедливостью”.

WCC’s 70th Anniversary exhibition at the Ecumenical Centre in Geneva. Photo: Ivars Kupcis/WCC

Защищая многообразие

Изначально планировалось представить 70 личностей, которые вошли в историю ВСЦ. Однако, было непросто сделать выбор среди стольких людей, вовлеченных в развитие ВСЦ, поэтому в итоге в выставку вошли портреты 90 человек. «Фотографии размещены согласно ходу истории, на них отображено прошлое, настоящее и будущее Совета, а также замечательное экуменическое паломничество с 1948 года,” — разъяснил Йорго Лемопоулос, один из координаторов празднований в честь 70-летнего юбилея ВСЦ.

«Эти 90 человек, представленных на выставке, символизируют многообразие, — добавил Лемопоулос. — Экспозиция охватывает такие темы как творчество, новизна, трудности и борьбу в течение всего отрезка времени. Это напоминает нам о невероятном наследии, которое нам досталось, а также о том, что нас ожидает в будущем”.

«Было непросто отразить — даже на красиво оформленных постерах — истинное богатство экуменического движения, — отметил Марсело Шнейдер, сотрудник по коммуникациям. — Пройдитесь по выставке и Вы обнаружите людей — членов сообщества ВСЦ со всего мира, мужчин и женщин, молодых и пожилых, мирян и духовных лиц”. «Это портрет невероятно уникального сообщества, которое продолжает развиваться за счет нашей работы, молитв и совместного паломничества,” — добавил Шнейдер.

Истории людей ВСЦ

За каждым портретом кроется история того, как люди помогали развитию экуменического движения и какую роль играли в жизни людей вокруг себя.

Несколько примеров:

Анастасий, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, служил членом Центрального комитета с 1998-2006 гг. и президентом ВСЦ с 2006-2013 гг. Профессор университета, миссиолог и миссионер известен своими лидерскими качествами в церкви и экуменическом движении. Является воссоздателем Албанской Православной Церкви. Ступил на путь экуменического движения в юности, в начале 1960-ых годов.

Юджин Карсон Блейк, Объединенная пресвитерианская церковь США, служил генеральным секретарем ВСЦ с 1966-1972 гг. Его помнят за приверженность экуменизму и социальному прогрессу, особенно в деле расовых отношений. С самого начала он проявлял живой интерес к экуменическому движению и принял участие в первой ассамблее ВСЦ, которая состоялась в 1948 году.

Карменчита Карагдаг, Филиппинская независимая церковь, служила в Центральном комитете ВСЦ с 1968-2013 гг. Продолжает экуменическое движение в Филиппинах, где развивает справедливость в области экологии, выступает за права защитников окружающей среды и тесно взаимодействует с лидерами из числа коренного населения.

Епископ Федерико Пагура, Евангелическая методистская церковь Аргентины, занимал пост президента ВСЦ с 1998-2006 гг. Служил опорой экуменизму в Латинской Америке и мире, а также был преданным и мужественным защитником прав человека и дела мира в Латинской Америке и во всем мире. Ушел из жизни в 2016 году.

Дополнительная информация о 70-летии ВСЦ

Фотогалерея с выставки

Всемирный совет церквей (ВСЦ) обратился к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с просьбой пересмотреть решение о лишении собора Святой Софии статуса музея.

«С 1934 года Айя-София была местом открытости, встреч и вдохновения для представителей всех национальностей и религий», – написал в письме исполняющий обязанности генерального секретаря ВСЦ Иоан Саука.

Он отметил, что решение об отмене статуса музея Айя-Софии вызвало чувство горя и разочарования.

Первая молитва в Айя-Софии будет совершена в пятницу, 24 июля.

Тем временем министерство культуры и туризма Турции вместе с управлением по делам религии готовят рекомендации о том, как проводить мусульманские молитвы в соборе Святой Софии. В частности, они касаются христианских фресок и мозаики, которыми украшены стены знаменитого собора. Власти планируют скрывать их специальной системой освещения или просто закрывать шторами на время молитв.

Ранее государственный совет Турции отменил решение правительства от 1934 года о статусе музея Айя-София (собора Святой Софии) в Стамбуле. Согласно указу президента, музей меняет статус на мечеть и открывается для совершения молитв.

Такое решение вызвало резкую международную критику.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *