Всенощное бдение

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни — первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие — общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу — полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) — одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час — службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница — один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан — требы. Например: Венчание, Крещение, Соборование, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним, можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра — раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов — вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня — праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

  1. 7 января — Рождество.
  2. 19 января — Крещение Господа.
  3. 15 февраля — Сретение Господа.
  4. 7 апреля — Благовещение.
  5. 19 августа — Преображение Господа.
  6. 28 августа — Успение Богородицы.
  7. 21 сентября — Рождество Богородицы.
  8. 27 сентября — Воздвижение Креста Господа.
  9. 4 декабря — Введение Богородицы в храм.

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля — Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля — Пасха.
  3. 17 мая — Вознесение Господа.
  4. 27 мая — Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении.

  1. Прочитать правила, которые висят на информационном стенде храма, они предназначены для прихожан.
  2. Написать записки о здравии и за упокой.
  3. Поцеловать центральную икону.
  4. Поставить свечки за тех, кто вам небезразличен и близок (не рекомендуется это делать во время проведения службы, т. к. ваши действия могут отвлекать всех).
  5. Занять место для причастия и исповедования: мужчины становятся в правой стороне зала, а женщины в левой.
  6. Всё время литургии (она идет примерно 2 часа) необходимо слушать молитвы, думать о своих неправильных поступках и повторять за священником «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
  7. Когда начнется причастие, нужно скрестить руки на груди таким образом, чтобы правая была сверху. Когда священник вынесет две большие чаши, склоните голову, а когда он вынесет малую чашу — поклонитесь и встаньте на колени, назовите имя, откройте рот, скушайте то, что вам даст священник и дождитесь, пока он вас вытрет, затем поцелуйте чашу.
  8. Когда вынесут подносы для милостыни, можно сделать пожертвование.
  9. Обязательно дождитесь конца службы, и священник позволит вам поцеловать крест.

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемое, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», — говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), — так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого, там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм — это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, — это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» — советует Феофан Затворник, святитель православия, — «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, — кто знает как будет? — может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва — великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него, а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Всенощное бдение. Великая вечерня

Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9–й час.

После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103.

Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах.

Затем диакон возглашает: Восстаньте!

Хор: Благослови.

Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Нему!

Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).

Псалом 103

Благословляй, душа моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты, одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи. Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров, творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих — пламенем огня, Ты утвердил землю на основании её, — не наклонится она во век века. Бездна, как одежда — покрывало её, на горах встанут воды; от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся. Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, — предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю. Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды, напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою, при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос. Ты орошаешь горы с высот Своих, — от плода дел Твоих насытится земля, — произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, — там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними. Горы высокие — оленям, скала — убежище зайцам. Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой. Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные, молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе. Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, — выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих. Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним. Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время. Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою — всё насытится благом. А отвратишь лицо Твоё — смятутся, отнимешь дыхание их — и исчезнут, и в прах свой возвратятся. Пошлёшь Духа Твоего — и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли. Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих. Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор — и они дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую. Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники — так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа! Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3)

Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные.

Ектения великая

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, и нужды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И cтихословим рядовую кафизму Псалтири.

В субботу вечером поем три антифона 1 кафизмы; в праздники Богородичные и великих святых первый антифон 1 кафизмы; в воскресенье вечером и в великие Господские праздники (кроме вечера субботы и воскресенья) стихословия нет.

Первый антифон 1 кафизмы.

Псалом 1

Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем — воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники — в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом 2

Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его: «Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!» Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их. Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их. Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его; возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: «Ты — Сын Мой, Я сегодня родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё — концы земли. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их». И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все надеющиеся на Него!

Псалом 3

Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему — благословение Твоё.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3)

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем поем «Господи, воззвах:» (псалмы 140, 141, 129, 116) на глас стихир и сами стихиры; в это время диакон совершает полное каждение храма.

«Господи, воззвах:»

(псалмы 140, 141, 129, 116)

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. / Услышь меня, Господи.

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / внемли гласу моления моего, / когда я взываю к Тебе. / Услышь меня, Господи.

Да направится молитва моя, / как фимиам, пред лицо Твоё, / возношение рук моих / — как жертва вечерняя. / Услышь меня, Господи.

Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а ещё и молитва моя — на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.

Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился. Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу. Когда изнемогал во мне дух мой, — и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня. Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою. Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: «Ты — надежда моя, доля моя на земле живых». Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня.

на 10: Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё.

Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.

на 8: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой.

Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего.

на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление.

Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа.

на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.

Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.

на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена.

Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.

Слава: Стихира

И ныне: Богородичен

Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом.

Молитва входа

Священник: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон: Благослови, владыка, святой вход!

Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно!

Вечерняя песнь Сыну Божию

Хор же поет: Свет отрадный святой славы / бессмертного Отца Небесного, / святого, блаженного — Иисусе Христе! / Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, / воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. / Достойно Тебя во все времена / воспевать голосами счастливыми, / Сын Божий, дающий жизнь, / — потому мир Тебя славит.

После входа, совершив обычный поклон, диакон, или если его нет, священник, возглашает прокимен дня:

Диакон: Будем внимать.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой–то).

Прокимны на вечерне

В субботу вечером, глас 6

Господь воцарился, / благолепием облёкся.

Стих: Облёкся Господь силою, и опоясался.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.

Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б

В воскресенье, глас 8

Благословляйте ныне Господа, / все рабы Господни.

Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Пс 133:1

В понедельник, глас 4

Господь услышит меня, / когда я воззову к Нему.

Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей. Пс 4:4б, 2а

Во вторник, глас 1

Милость Твоя, Господи, / будет следовать за мною во все дни жизни моей.

Стих: Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна, — там Он меня поселил. Пс 22:6а, 1–2а

В среду, глас 5

Боже, именем Твоим спаси меня / и силою Твоею суди меня.

Стих: Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Пс 53:3, 4

В четверг, глас 6

Помощь моя — от Господа, / сотворившего небо и землю.

Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Пс 120:2, 1

В пятницу, глас 7

Боже, заступник мой — Ты, / и милость Твоя скоро встретит меня.

Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня.

Ср. Пс 58:10б–11а, 2

В праздники с полиелеем после прокимна читаются паримии (как правило три); перед каждой возглашаем:

Диакон: Премудрость.

Чтец: (название книги) чтение.

Диакон: Будем внимать.

Чтение св. Писания

Священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Ектения сугубая

Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.

Хор: Господи, помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), и о всём во Христе братстве нашем.

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о блаженных и всегда поминаемых создателях святого храма сего (или: святой обители сей), и о всех прежде почивших отцах и братьях наших, здесь и повсюду лежащих, православных.

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии {и прихожан} святого храма сего (или: святой обители сей).

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о приносящих пожертвования и творящих доброе во святом и всесвященном храме сем, о в нем трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.

Хор: Господи, помилуй (3).

Священник возглашает: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Молитва при наступлении вечера

Хор: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам. / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. / Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. / Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. / Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. / Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. / Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. / Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, / Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господу.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Вечера сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Хор: Подай, Господи.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо Ты — благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы наши пред Господом преклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Молитва главопреклонения

Священник: Господи Боже наш, приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого! Воззри на рабов Твой и на наследие Твоё, ибо пред Тобою, страшным и человеколюбивым Судиею, Твои рабы преклонили главы, и себя Тебе покорили, не на человеческую надеясь помощь, но Твоей ожидая милости и от Тебя чая спасения. Сохрани их во всякое время, и в нынешний вечер, и в наступающей ночи от всякого врага, от всякого противоречащего действия диавольского, от мыслей суетных и воспоминаний лукавых.

Священник возглашает: Да будет власть Царства Твоего благословенна и прославлена, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и вовеки веков.

Хор: Аминь.

Последование литии

В дни, когда совершается всенощное бдение, выходим в притвор храма с пением литийных стихир храма (под воскресенье) или праздника для совершения литии. Священник и диакон с кадилом, предшествуемые двумя свещеносцами выходят из алтаря северными вратами и становятся в притворе. Диакон совершает каждение святых икон в притворе, настоятеля, поющих и народа. По окончании пения стихир диакон (а если его нет — священник) произносит следующие молитвенные прошения:

Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твоё, посети мир Твой милостью и щедротами, возвысь рог христиан православных и ниспошли на нас богатые Твои милости: по ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста; заступлением святых небесных Сил бесплотных, святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов; святых отцов наших, иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня) и всех Твоих святых: умоляем Тебя, многомилостивый Господи, услышь нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй. (40)

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, благочестивом народе и властях её, о мощи, победе, благополучии, мире, здравии и спасении их, и дабы Господь Бог наш ещё более содействовал им и давал им успех во всем, и покорил под ноги их всякого врага и неприятеля.

Хор: Господи, помилуй. (30)

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), , и о всём во Христе братстве нашем; и о всякой душе христианской, скорбящей и бедствующей, нуждающейся в милости и помощи Божией; о сохранении града сего (или: селения сего; или: святой обители сей) и живущих в нем (или: в ней), о мире и спокойствии всего мира; о благоденствии святых Божиих Церквей; о спасении и помощи с усердием и страхом Божиим трудящихся и служащих отцов и братьев наших; о здесь оставшихся и находящихся в отлучках, о исцелении в немощах лежащих; о упокоении, блаженной памяти и отпущении грехов всех прежде отшедших отцов и братьев наших, здесь и повсюду лежащих, православных, о избавлении пленённых, и о братьях наших, в служении пребывающих, и о всех служащих и послуживших во святой обители сей (или: во всесвященном храме сем) воззовём:

Хор: Господи, помилуй. (50)

Ещё молимся о сохранении града сего (или: селения сего; или: святой обители сей), и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Ещё молимся и о том, чтобы услышал Господь Бог глас моления нас, грешных, и помиловал нас.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Также поминает, если хочет, живых и усопших, тайно.

Священник: Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь, Владыка, ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы наши пред Господом преклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Все склоняют главы и преклоняются к земле, священник же произносит молитву:

Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш, по ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых небесных сил бесплотных, святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших; святых отцов наших, иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня), и всех Твоих святых: благоприятной соделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Затем начинаем стихиры на стиховне и при пении их входим в храм.

Стихиры на стиховне

В воскресенье стихи:

Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется.

Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б

Слава, и ныне: Богородичен

Молитва Симеона Богоприимца

Хор: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, / по слову Твоему, с миром, / ибо видели очи мои спасение Твоё, / которое Ты уготовал пред лицом всех народов: / свет во откровение язычникам / и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32

Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И мы поем отпустительный тропарь праздника трижды.

Под воскресенье

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших. (3)

Во время пения диакон троекратно кадит вокруг стола, на котором предложены для освящения пять хлебов, пшеница и два сосуда — с вином и с елеем, и в конце — настоятеля. Священник же, взяв один хлеб, творит им знамение креста над прочими хлебами и произносит во всеуслышание следующую молитву:

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва на освящение хлебов

Священник: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хлебов и пять тысяч насытивший! Сам благослови и эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь их во граде сем (или: в селении сем, или: во святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3)

Псалом 33

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, — да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, — блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Пс 33:2–11

Священник: Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И начинаем утреню с шестопсалмия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

История возникновения

Обычай проведения ночных часов в молитвах христиан, пришедший к нам с древних времён, зачинался так:

  • Иисус Христос во время пребывания в земном мире нередко по ночам пребывал в молениях.
  • По примеру Спасителя, его ученики – апостолы – проводили ночные собрания, так как боялись многочисленных врагов.
  • Из опасений преследований со стороны иудеев и язычников в ночное время собирались в катакомбах (пещерах, находящихся на некотором расстоянии от города) христиане, являвшиеся первопроходцами веры. Это происходило в праздники и в дни поминовения святых мучеников.
  • Смысл всенощного бдения состоит в изображении событий, происшедших с Иисусом Христом на земле, которые привели к спасению человеческого рода. Христос взял на себя людские прегрешения, был распят и вознёсся, победив смерть.

Всенощное бдение перед воскресным днём или церковным праздником имеет своё последование и делится на три части:

  • Вечерню.
  • Утреню.
  • Первый час.

Обязательно нужно знать, что такое вертеп и вертепное рождественское представление.

Вечерня

Последование всенощного бдения начинается с вечерни. Чтобы лучше понять этот отдел службы, условно можно разделить его на 5 частей.

Часть I. Начало

Всенощная в вечерние часы перед воскресным днём или праздником начинается следующим образом:

  1. Раскрываются царские врата.
  2. Выходят священник и диакон. Первый несёт кадильницу, второй – свечу.
  3. Они производят каждение над святым алтарём.
  4. Диакон с амвона просит благословения Господа.
  5. Святой отец прославляет Троицу и обращается к пастве с призывом отдать поклон «Царю Христу, Богу Отцу и Святому духу».
  6. Далее вступает хор, воспевая избранные места из 103-го псалма. В них звучат: просьбы к Богу о благословении, его прославление, восхищение его дивными делами, относящимися к сотворению мира.
  7. После того, как окадили алтарь священник с диаконом обходят церковь по кругу и кадят иконы и молящихся людей.
  8. По окончании песнопений из 103-го псалма оба священнослужителя входят в алтарное пространство и закрывают царские врата.
  9. Диакон произносит ектенью – молитвенные прошения в диалоге с хором.

Значение этой части службы заключается в следующем:

  • Указанные действия священнослужителей и певчих до того, как они вошли в алтарь, представляют собой напоминание: о сотворении мира, о безмятежной жизни Адама и Евы в Эдеме.
  • Затворённые царские врата символизируют, что после изгнания первых мужчины и женщины из райских кущей за грех непослушания, ворота рая перед ними закрылись.
  • Ектенья, произносимая дьяконом, говорит о трудной жизни наших предков на земле после изгнания Адама и Евы и их непрестанной нужде в помощи Творца.

Часть II. Псалмы

После прочтения ектеньи начинается вторая часть вечерни.

Она выглядит так:

  • Пение первого псалма Давида. Слышится пение отрывков из первого псалма, автор которого – библейский царь Давид. В нём говорится о том, что блаженным будет только тот человек, кто усердно работает и служит Богу со страхом и трепетом, но при этом любит его и радуется ему. Псалом поётся с той целью, чтобы отобразить горькие мысли Адама, сопутствовавшие совершению им греха. А также в нём слышны советы и призывы, с которыми он обращается к потомкам. По окончании каждого стиха, из которых состоит псалом, произносится славословие: «Аллилуйя!» В переводе с древнееврейского это буквально обозначает: «Хвалите Бога».
  • Малая ектенья. По окончании пения псалма дьякон вновь сотворяет ектенью, но уже малую, то есть просьбы к Господу излагаются кратко. За ней следуют две молитвы, характеризуемые, как умилительные (Псалом 140-й).
  • Две молитвы к Господу. Они многократно взывают к Господу, прося его услышать обращённое к нему воззвание. Пение этих псалмов должно ещё раз напоминать о том, что человек всегда нуждается в помощи Всевышнего. А также проводится мысль о том, что жить нужно, соблюдая заповеди Божьи, так как грехи отдаляют нас от его благодати.
  • Стихиры. После молитв, взывающих к Богу, поются сопровождающие их стихиры – несколько строк, кратко излагающих суть молитвы, и как бы резюмирующих сказанное в псалмах.

Часть III. Вечерний вход

Вечерний вход осуществляется по следующему образцу:

  1. Ещё не окончена последняя стихира, посвящённая Божьей Матери, как уже вновь открываются царские врата.
  2. Из двери алтаря, обращённой на север, выходят служитель с зажжённой свечкой (свещеносец), диакон, несущий кадило, и священник.
  3. Священник останавливается на амвоне, а дьякон кадит иконы, относящиеся к иконостасу.
  4. Священник, входя в алтарь, целует святой престол, затем встаёт на горнее место, повернувшись лицом к пастве.
  5. Певчие произносят отрывок из псалмов Давида, называемый промином, который всегда поётся под воскресенье. В нём говорится о вознесении на небо Сына Божьего.
  6. По окончании песни, посвящённой Богородице, дьякон походит к вратам. Он совершает кадильницей движения, призванные изображать крест, и произносит: «Премудрость, прости!».
  7. Хор в ответ исполняет песню Афиногена, святого мученика, жившего во II веке. Она также причисляется к умилительным, в ней славится Бог, единый в трёх лицах. В ней говорится о том, что Всевышний, создавший всё живое на земле и на небе, во все времена достоин преклонения, и поэтому весь мир прославляет его.
  8. Вечерний выход завершается ектенией.

Каково толкование вечернего выхода?

Вечерний выход говорит о следующем:

  • Вынос свечи – это образ Иоанна Предтечи, явившегося до пришествия Иисуса. Сам Спаситель называл его светильником.
  • Выход священника напоминает о Сыне Божьем, спустившемся с небес на землю, чтобы взять на себя вину за все прегрешения человеческие.
  • Обращение священника лицом к прихожанам символизирует вознесение Христа на небеса и воцарение его над миром во всей славе.
  • Возглас дьякона: «Премудрость прости!» – наставляет верующих на то, чтобы они взирали на происходящее священнодействие стоя, и молили Господа Бога о прощении грехов.

Часть IV . Лития

Лития и благословение хлебов совершаются не во все воскресные дни, а только во время самых торжественных праздников. Лития следует за ектенией.

Порядок совершения литии таков:

  1. Священник и дьякон выходят из алтаря, направляясь в ту часть церкви, что обращена к западу.
  2. В это время с клироса раздаётся пение стихир.
  3. Затем дьякон молится о здоровье епископа и всех православных. А также возносится молитва об императоре, императрице и других персонах, относящихся к царскому дому. Он просит, чтобы Господь защитил паству от напастей и горестей.

Пояснение:

Совершение литии в западной части храма происходит для того, чтобы оглашенные и кающиеся, обычно стоящие в притворе, могли вместе со всеми помолиться о празднике, а другие верующие помолились о них. То есть, лития направлена на то, чтобы молитва возносилась, в первую очередь, о тех, кто больше всего нуждается в милости Бога и находится в горе и скорби. А также лития является напоминанием о крестных ходах, совершаемых первыми христианами во времена больших бедствий по ночам.

Часть V. Благословение хлебов

Благословение хлебов начинается после:

  1. стихир;
  2. предсмертной песни Симеона Богоприимца;
  3. трижды повторённого тропаря – краткого молитвенного песнопения, отражающего суть праздника.

Трактование:

  • Начало обычаю благословения хлебов было положено ранними христианами, у которых всенощное бдение проходило до самого рассвета. Чтобы молящиеся могли поддержать свои силы, им раздавались вино, хлебы и елей, предварительно благословлённые священником.
  • Чтобы напомнить о событиях давно минувших дней, священник произносит молитву над пятью хлебами; пшеницей и елеем. Он просит об их приумножении и о том, чтобы Бог дал освящение верным, которые принимают их. Освящённый елей используется для помазания молящихся на всенощном бдении, вино пригубляется, а пшеница съедается.
  • Пять освящённых хлебов напоминают о чуде, сотворённом Спасителем во время его земной жизни, – о насыщении пятью хлебами 5 тысяч человек.
  • Об окончании первой части всенощного бдения – вечерней – свидетельствуют слова священника о том, что Господь дарует всем своё благословение, так как он человеколюбив всегда – «ныне и присно и во веки веков». Затем батюшка произносит: «Аминь», и раздаётся звон колоколов, возвещающий о конце вечерни и начале второй части всенощного бдения – утрени.

Утреня

Следующая часть всенощного бдения – утреня. Она предусматривает свой порядок богослужения и также условно будет разделена на части.

  1. Вначале поётся песнь ангелов, в которой они радуются рождению Иисуса.
  2. Затем хор исполняет шесть псалмов Давида. В них царь возносит молитву Богу, в которой просит его об очищении людей от грехов. Ведь люди, несмотря на постоянную заботу о них, оскорбляют Создателя ежеминутным их совершением.
  3. В это время священник, первоначально в алтаре, а затем на амвоне, произносит молитву о том, чтобы Бог послал милость людям. Тихий выход священника из алтаря на амвон указывает на то, что Иисус жил в Назарете уединённо, лишь иногда наведываясь в Иерусалим. Там он молился во время праздничных дней.
  4. Пение шестопсалмия завершается троекратным «Аллилуйя» в честь Святой Троицы.
  5. После этого произносится великая ектенья, то есть пространное прошение, обращённое к Богу.
  6. Далее четыре раза повторяется стих из Давидовых псалмов, в котором указывается на появление Иисуса Христа перед людьми как чудотворца и учителя.
  7. После этого звучит тропарь праздника и две, следующие за ним кафизмы. Кафизмами называются части псалтири – сборника псалмов. Всего их насчитывается 20. Во время чтения кафизм (от греческого «сидение») молящимся позволено сидеть в церкви. Каждый день читаются разные кафизмы. Таким образом, на протяжении недели читается вся псалтирь.

Часть II. Полиелей

По завершении каждой из кафизм священнослужитель произносит малую ектенью. После этого начинается полиелей – самая торжественная часть всенощного бдения. В переводе с греческого слово полиелей означает «многое масло» или «большая милость».

  1. Открываются царские врата. Их отворение символизирует действия ангела, отвалившего камень от гроба Господня, воссиявшего как образ новой извечной жизни, наполненной духовной радостью.
  2. Погашенные во время чтения шести псалмов и кафизм большие свечи, находящиеся перед иконами, зажигаются снова.
  3. На клиросе звучит песнь, восхваляющая Господа. Это части из псалмов 134-го и 135-го. А также в псалмах содержится призыв к тому, чтобы хвалу Богу возносили и рабы его, то есть верующие, так как Господь благословен от Сиона (с древних времён, когда в нём находился храм и скиния). Ещё Давид призывает христиан пойти на исповедь, признаваться Богу в своих грехах. Будучи милостивым к своим чадам, бог простит их.
  4. Священник вместе с дьяконом осуществляют каждение по всему периметру храма. Это хождение напоминает о жёнах мироносицах, отправившихся ко гробу Господню в ночь воскресения Спасителя, чтобы смазать его тело миром. Но ангел принёс им радостное известие о том, что Христос вознёсся на небеса.
  5. Под воскресенье, по окончании пения 134-го и 135-го хвалебных псалмов, поются тропари. Это делается, чтобы в умах верующих лучше запечатлелась мысль о воскресении Иисуса Христа. Для этого выбираются тропари, в которых содержится причина радости от воскресения Христа. В начале каждого из них находятся фразы, славящие Господа, с просьбой научить верующих его заповедям.
  6. В завершение полиелея читается текст из Святого Евангелия, повествующий об одном из явлений Спасителя после его воскресения.
  7. Святое Евангелие приносится в центр храма для его целования верующими, которое делается с мыслями о благодеяниях воскресшего Господа.
  8. В этот момент хор поёт песнь с призывом к поклонению воскресению Христову. В этой песне говорится о том, что Святой Господь Иисус – единый безгрешный Бог, кроме него, другого Бога христиане не знают. Они преклоняются перед святым крестом, на котором распяли Иисуса, но претерпев смерть, он смерть разрушил.

На заметку:

  • Накануне двунадесятых праздников и дней святых угодников полиелей несколько отличается от полиелея воскресного. В предпраздничном варианте после исполнения хвалебных псалмов священнослужители выходят в центральную часть церкви, где на аналое располагается икона, соответствующая празднику. Ей поётся величание. При этом стихи в честь святых жён мироносиц, как в воскресный день, не произносятся. Молящиеся подходят к иконе и целуют её, а затем помазуются елеем, который был освящён во время литии.
  • Двунадесятые праздники – это 12 самых важных после Пасхи праздников у православных христиан, входящих в число великих праздников. Они напоминают о событиях, происходивших с Иисусом Христом во время его жизни на земле, и с его матерью Богородицей.

Часть III. Канон

Девять песней

  • По прочтении евангелия и молитвы Господу о помиловании грешников, поётся канон – правило, по которому происходит прославление Бога и святых и испрашивается Божья милость по молитвам святых угодников.
  • Канон содержит в себе 9 священных песней, которые составлены по образцам песен из Ветхого Завета. Их пели такие праведники, как пророк Моисей и родитель Иоанна Предтечи – священник Захария.
  • В начале каждой песни исполняется ирмос (связь), а в конце – катавасия (схождение). Название катавасия объясняется тем, что для её пения должны сходиться вместе два хора.

Содержание ирмосов и катавасий было взято из песен, явившихся прообразами для составления всего канона.

  • Песнь 1- я: составлена по образцу песни, воспетой пророком Моисеем о чуде, происшедшем при переходе еврейского народа через Красное море.
  • Песнь 2-я: за образец взята песня пророка Моисея, спетая им перед кончиной. С помощью неё старец хотел направить евреев на покаяние. В соответствии с уставом православной Церкви, она исполняется только накануне Великого поста. В остальные дни после первой в каноне сразу поётся вторая.
  • Песнь 3-я: образцом является воспевание праведницей Анною рождения сына Самуила, который впоследствии стал пророком и мудрым судьёй еврейского народа.
  • Песня 4-я: образец – песнь пророка Аввакума о предстоящем пришествии Мессии, который спасёт Израиль.
  • Песнь 5-я: основана на мыслях, содержащихся в песне пророка Исаии, который воспевает избавление Церкви от её врагов.
  • Песнь 6-я: перекликается с песней пророка Ионы, спетой в честь того, что он чудом вышел из чрева кита.
  • Песни 7-я и 8-я: составлены по образцу песни трёх еврейских отроков о чудесном избавлении из горящей печи вавилонской. *
  • Песнь 9-я: наполнена мыслями, заимствованными из песнопения священника Захарии, посвящённого рождению сына – Иоанна Предтечи Господа.

*Вслед за восьмой песней канона исполняется песнь Матери Божией, которая поделена на стихи. После стихов идёт величание Богоматери.

Прочтение псалмов

После пения канона читаются псалмы: 148-й, 149-й и 150-й.В них царь Давид обращается к природе, приглашая её восславить Господа Бога за данный им свет. Священник повторяет слова Давида, повернувшись к престолу Божьему.

Песнь святых ангелов

Хор исполняет большое славословие Господу за его любовь к человеку, за дарованные им милости. Оно начинается и заканчивается песнью ангелов. Этот гимн сложился ещё во времена древних христиан. Он защищал имя Спасителя от злословия язычников. По преданию, первая часть молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» впервые была услышана отроком, поднявшимся на небо вследствие землетрясения, случившегося в V веке в Константинополе.

В древности утреня подходила к концу, когда начинался день.

Первый час

Первый час – третья, заключительная часть всенощного бдения. В это время читаются псалмы и молитвы. Здесь можно выделить четыре части.

Чтение псалмов и молитв

Произносятся псалмы 5-й, 89-й и 100-й. В них содержится просьба к Богу о том, чтобы он услышал молящихся в следующий день и исправил плохие дела рук человечьих в продолжение грядущего дня. В этот момент гаснет свет, и церковь погружается в полумрак.

Последняя молитва

Это молитва «Христе, Свете истинный», которая читается священником перед иконой Спасителя. В ней содержится просьба к Господу о просвещении и освещении каждого человека, приходящего в мир, об утверждении жизни в нём по Божьим законам.

Гимн, посвящённый Деве Марии

В гимне, исполняемом в честь Девы Марии, произносится благодарность ей, составленная жителями Константинополя за избавление их от нападения персов и аваров, произошедшего в VII веке в Греции.

Отступ и праздничный перезвон

Священник произносит отступ первого часа, звучит песнопение «Бог – Господь, и явился нам». В нём вспоминается выход Иисуса Христа на проповедь, освещается пройденный им путь спасения –дорога любви и смирения. Это символизирует въезд Спасителя в Иерусалим и приветствие его еврейским народом. На этом всенощное бдение заканчивается, звонят колокола.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *