Вся правда о венчании

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Православное венчание. Богослужебный очерк

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: «Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» («Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» («Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» («Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («»Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» («Не связана ли обещанием другому жениху?”)— «Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

«Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь «Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

«Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

«И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

В последние годы все больше молодоженов не ограничиваются церемонией бракосочетания в ЗАГСе, а вспоминают о тысячелетней традиции – обряде венчания в церкви. Причины этого могут быть разными, в том числе и банальная мода, однако в любом случае подготовка и организация венчания – вопрос не менее сложный и ответственный (а в некотором плане, особенно духовном – даже более сложный), чем подготовка к самой свадьбе.

Поэтому прежде, чем решиться на венчание, необходимо как можно больше узнать об этом обряде, и отнюдь не только в интернете – здесь для молодоженов обязательно посещение церкви, иначе венчание проводить будет просто-напросто невозможно.

Что такое венчание в церкви?

Венчание – одна из древнейших религиозных традиций, которая присуща не только христианству, но и другим религиям. Именно венчание означало вступление людей в законный брак, и в нашей стране лишь после революции браки стали свершаться в ЗАГСах. Однако в последние годы традиция венчания вновь возрождается, хотя этот ритуал и не имеет никакой законной силы, но крайне важен для верующих людей.

Говорят, что обряд венчания в церкви – это заключение брака перед Богом. А значит, люди, вступающие в церковный брак, желают этого искренне, всей душой, и намерены всю жизнь прожить друг с другом в любви и согласии.

Именно поэтому стоит предостеречь от венчания тех, кто хочет пойти на это только по велению моды или из-за красоты обряда, которая украсит свадебный фильм. Если вы не верите, если вы не искренны в своем желании заключить брак на небесах, и если вы подчиняетесь только душевному порыву быть в тренде, то остерегитесь от венчания. А еще лучше – подумайте. У вас есть много времени, ведь не обязательно проводить венчание в день свадьбы, обряд может быть проведен в любое время.

Здесь не лишне сказать, что расторгнуть церковный брак несравненно сложнее, чем официальный. Почему? Дело в том, что расторжение брака, заключенного на небесах, по силам только архиереям – священнослужителям высшей степени священства. Так что за разводом идут не в церковь, а непосредственно к епископу своей епархии.

Благоприятные дни для венчания

Итак, вы решили венчаться, когда лучше всего это делать? Самый благоприятный день – воскресенье, однако нужно помнить, что в воскресенье хотят обвенчаться многие пары, и о проведении ритуала нужно позаботиться заранее. Также венчание в церкви проводится по понедельникам, средам и пятницам, а, соответственно, по вторникам, четвергам и субботам таинство венчания не совершается.

Венчание проводится только в середине дня, но никак не вечером. Объясняется это не столько религиозными традициями, сколько банальными проблемами со временем: обряд длится несколько часов, и даже начавшись днем, он завершается ближе к вечеру.

И, наконец, при выборе даты венчания нужно ориентироваться не только на благоприятные дни для венчания, но и на дни «запрещенные» — в эти дни ни одна церковь или храм вас не обвенчает:

  • Святки (с 7 по 20 января);
  • В канун Сретения Господня (14 февраля);
  • На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2016 году с 7 по 13 марта);
  • В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
  • В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2016 году с 14 марта по 30 апреля);
  • В Пасхальную неделю (в 2016 году — с 1 по 7 мая);
  • В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2016 году – 8 июня);
  • В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2016 году – 18 и 19 июня);
  • В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2016 году с 27 июня по 11 июля);
  • В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
  • В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
  • В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
  • В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
  • В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
  • В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).

Как видите, в году не так уж и много дней для венчания, а поэтому не всегда удается проводить венчание в день свадьбы – чтобы «состыковать» обе церемонии, нужно немало постараться.

Основные правила венчания

Заключить брак в ЗАГСе несравненно легче, чем перед лицом господа – обряд, проводившийся столетиями почти без изменения, содержит множество действий и ритуалов, которые символизируют различные этапы жизненного пути человека, очищают душу, подготавливают ее для вступления в брак и, наконец, скрепляют души и сердца двух людей в вечном союзе. Описывать весь обряд венчания в церкви нет смысла – об этом вам расскажет священнослужитель в церкви. Однако нужно обратить внимание на несколько важных моментов в подготовке и проведении обряда венчания.

Первое и главное правило венчания: сходите в церковь или в храм. Встреча со священнослужителем необходима для выбора даты венчания, а также получения советов и наставлений. Также обязательно исповедоваться и Причаститься, чтобы в брак вступить с чистой совестию и душою.

Необходимые требования до обряда венчания

Крещение. Молодожены, а также их свидетели, должны быть крещеными и иметь на себе во время обряда нательные кресты. В случае если кто-то не крещен, то он может креститься, если же этот человек не принимает веру сознательно (атеист или представитель другой веры), то он не может принимать участие в обряде.
Официальный брак. Еще сто лет назад вас обвенчали бы, а запись в церковной книге служила бы официальным подтверждением законности вашего брака. Сейчас времена другие, и в церкви в первую очередь спросят свидетельство о браке, заключенного в ЗАГСе. Именно поэтому запрещено проводить венчание до свадьбы, точнее – до официальной церемонии бракосочетания.
Говение и церковные традиции. Самое главное в обряде венчания – внутренняя подготовка человека. Мы еще раз вынуждены повторить, что венчание – не просто красивый обряд, а вступление двух людей в новую жизнь, принятие церковных законов, и брак, заключенный пред лицом господа. Поэтому за несколько дней до венчания молодожены исповедуются, причащаются и получают наставление от духовного наставника. Также определенное время необходимо соблюдать пост (в том числе запрещено и курение) и много молиться. Наконец, в ночь перед венчанием молодожены не могут иметь интимных отношений.
Венчальные предметы. Для проведения обряда венчания необходимо приобрести несколько вещей: иконы Богородицы и Иисуса Христа (они в дальнейшем передаются потомками из поколения в поколение), венчальные свечи, обручальные кольца и белое полотенце (рушник). Все эти вещи имеют свою символику (свечи – пламенная любовь и чистые отношения; кольца – вечность и неразрывность союза, белое полотенце – чистоту брака) и после обряда обязательно хранятся в семье до конца жизни.

Родители. После венчания священник приглашает родителей благословить жениха и невесту на совместную жизнь, осенив их иконами.
Свидетели. Обряд венчания в церкви невозможен без свидетелей. Как это ни удивительно, но в качестве свидетелей лучше всего выбрать двух мужчин. Почему? Просто потому, что этим людям придется долгое время держать над головами молодоженов венцы, которые имеют немалый вес и сильно утомляют руки. Естественно, что свидетели должны быть крещенными.
Фото и видеосъемка. Обряд венчания очень красив и величественен, а поэтому в церковь или храм обязательно приходят фотографы и видеографы. Однако просто так снимать нельзя – на это нужно получить благословение священнослужителя. Также нельзя обходить священника и венчающихся с восточной стороны, только с западной.

Конечно, правила венчания обговаривают лишь внешнюю сторону этого обряда, однако нужно понимать и помнить, что главное здесь – хотеть венчаться всей душой и сердцем. Иначе даже брак, заключенный на небесах и перед лицом господа, на поверку окажется не таким уж желанным и прочным.

Костюм, платье для венчания

Существуют определенные требования к наряду невесты и жениха. У невесты должно быть белое платье для венчания классического покроя, это правило распространяется и на невест в возрасте – перед лицом Господа невеста обязательно должна предстать в белом платье (если первое венчание, если же второе — платье розовое). Голову невесты должна покрывать фата, платок или иной головной убор. И перед обрядом лучше всего переобуться в удобную обувь на низком каблуке или вовсе без каблука: стоять несколько часов на шпильках очень тяжело.

А на счет макияжа современная церковь достаточно лояльна, главное, чтобы он не был кричащим и вызывающим. Лучший вариант – полное отсутствие макияжа, но работа визажиста нисколько не помешает обряду венчания.

К внешнему виду жениха требований гораздо меньше, главное из них – жених должен быть просто в нарядном костюме. Никаких излишеств, все скромно и в рамках приличия.

Поэтому если вы проводите венчание в день свадьбы, то нужно подумать о том, чтобы ваше свадебное платье соответствовало церковным требованиям, либо позаботиться о специальном платье для венчания, в которое можно переодеться непосредственно перед венчанием. А если вы проводите венчание после свадьбы, то в этом случае можно без спешки купить или заказать специальное платье с фатой или платком, которые будут весь день на вас.

Запреты на венчание

Государство ставит определенные ограничения на вступление в брак, но еще больше запретов на венчание в Церкви. Вот только главные из них:

  • Обряд венчания не проводится без вступления в официальный брак;
  • Венчание невозможно, если один или оба молодоженов не крещенные или имеют другую веру;
  • Не допускается родство молодоженов вплоть до четвертого колена;
  • Церковный брак невозможен при значительной разнице в возрасте невесты и жениха, либо при несоответствии возраста одного или обоих молодоженов установленным законом рамкам для вступления в брак;
  • Не могут обвенчаться люди, состоявшие в браке три и более раз;
  • Препятствием для венчания служат различные психические заболевания одного или обоих молодоженов.
  • Эти запреты не слишком строги, однако все они меркнут перед одним, самым главным: обряд венчания в церкви ни в коем случае не проводится без благословения родителей.

Может показаться, что эта норма уже устарела, да и проверять, дали родители свое благословение, или нет, никто не будет. Однако чистая совесть и чистые помыслы – залог счастливого церковного брака.

Святые мученики и бессребреники Косма и Дамиан жили в III веке в Риме. Родители их были знатными и богатыми людьми и стремились дать сыновьям хорошее образование. Более всех наук понравилась братьям наука врачевания: они прилежно изучали болезни людей, целительные свойства трав и растений. Братья решили исполнять заповедь Божью «болящие исцеляйте, прокажения очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите» (Мф.10,8). Господь благославил их намерение и послал им особую благодать врачеваний и исцелений. Больные люди и животные выздоравливали, как только святые Косма и Дамиан возлагали на них руки. Они не брали платы за труд, напротив, старались помочь неимущим. Все наследство, доставшиеся им после смерти родителей, раздали нищим и обездоленным. За это братьев стали называть бессребрениками. Святые Косма и Дамиан многих людей обратили в христианство. Начиная лечить, братья врачи объясняли, что исцеление происходит от всемогущей силы Христа, единого истинного Бога, которая передается через их руки. Но это были страшные времена гонений христиан. На святых Косму и Дамиана донесли императору-язычнику Карину. Он повелел своим воинам схватить христианских врачей и судить. На суде Косма и Дамиан объясняли, что не волшебством лечат людей, а силой Иисуса Христа: «Мы служим немощным и нищим во имя Бога. Все сделанное этим несчастным по слову Христа, значит сделать Ему Самому, и Он заповедует нам: голодных накормить, жаждущих напоить, нагих одеть. Исполняя эту заповедь, мы надеемся получить награду от Него в будущей жизни царства небесного и не желаем работать мнимым тобою бездушным богам». Они предложили и императору познать Бога истинного, но Карин отверг их предложение, грозя страшными муками. Тогда чудотворцы, исполнившись Святого Духа, сказали: «Ты отвращаешься от Бога истинного, пусть же лицо твое отвратится от своего места — на стыд тебе». Тут же лицо императора изменилось и покривилось. Народ, увидев это, уверовал во Христа и молил святых врачей исцелить императора, о том же молил и сам император, говоря: «Верую в тя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого моего неведения!» После этих слов шея его исправилась, и лицо встало на свое место. Святые Косма и Дамиан с почестями были отпущены. Они вновь стали обходить окрестные села и города, исцеляя людей от недугов и обращая язычников ко Христу. Но врач, у которого учились святые, позавидовал их славе и решил убить. Он предложил братьям отправиться вместе с ним в горы собирать целебные травы. Когда Косма и Дамиан разбрелись в разные стороны, злодей напал на них и побил камнями поодиночке, а тела закрыл на берегу ручья, протекавшего неподалеку. Так пострадали святые страстотерпцы врачи Косма и Дамиан. Память их Церковь чтит 14 июля. Среди Крымских татар существовало верование, что святые были убиты и похоронены немного выше целебного источника, возле двух одинаковых буковых деревьев, похожих друг на друга как братья-близнецы. Согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена.
Церковь Всех Святых Крыма в Алуште, безусловно, по-своему красива и оригинальна, но по большому счету, как некая уникальная достопримечательность, она вряд ли заслуживает большого внимания. Как и многие церкви в Крыму, она была построена в первой половине 19-го века, в годы советской власти пришла в упадок, в последние 2 десятилетия была отреставрирована и введена в строй. Однако, гуляя, нельзя не обратить внимания на два огромных сосуда, расположенных во дворе церкви. А сосуды эти имеют самое прямое отношение к источнику святых Космы и Дамиана. Каждое крещение в Космо-Дамианский монастырь из Алушты отправляются машины с цистернами и заполняют ёмкости той самой святой чудодейственной водой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *