Выбуты Псковская область

Мой сегодняшний пост о поездке в Выбуты, которая состоялась несколько дней тому назад.
Выбуты — место легендарное. Здесь, по преданию, родилась княгиня Ольга. Здесь стоит очень красивый храм Ильи Пророка 15 века. И вообще — это удивительно красивые места.

Здесь вдоль берегов известняковая скала выходит наружу и это предает окружающему пейзажу ощущение первозданности. И если бы не следы человеческого присутствия в виде куч оставленного мусора, проезжающих мимо автомобилей, каких-то пока еще редких строений, то можно было бы вполне забыть какой год сейчас на дворе и ощутить себя в какой-нибудь другой эпохе, много веков тому назад.
Я доехала до Выбут на рейсовом автобусе. Дорога занимает не много времени, т.к. местечко расположено совсем не далеко от Пскова. Оно лежит в 12 км от города на левом берегу реки Великой.
Пройдя через деревню, я вышла к Великой в том месте, где еще до войны был мост. В Великую Отечественную он был разрушен и судя по сохранившимся до сих пор остаткам, мост был совсем не маленький. Почему-то после войны до его восстановления дело так и не дошло.


Отсюда до погоста Выбуты нужно пройти еще примерно километр-полтора. И пока мы идем туда, любуясь окружающими пейзажами, я расскажу легенду о том, как Ольга познакомилась с князем Игорем.

Предание повествует, что однажды молодой киевский князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь хотел переправиться на другой берег, но рядом не оказалось лодки. Вскоре он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша вовсе, а молодая красивая девушка. Она ему очень понравилась и он сделал ей неприличное предложение. Но юная красавица не только ответила ему отказом, но и сильно пристыдила его за нечистые помыслы. Молодой князь до того изумился твердости ее характера и мудрости ее речей, что при расставании подарил ей перстень со своей руки и пообещал, что они еще встретятся. И когда ему пришла пора женится, он послал сватов именно к ней.
Это я коротенько пересказала самую известную, можно даже сказать, расхожую версию истории их знакомства. Потому как доподлинно не известно, как оно всё было на самом деле. А доподлинно известно, что она после смерти Игоря очень многого лет правила страной, первая на Руси приняла христианство, а ее внук Владимир Красно Солнышко стал крестителем Руси.

Вот такая история. А мы между тем, продолжаем прогулку, любуясь красотой родных просторов…



Еще один взгляд в сторону разрушенного моста…
Одинокая сосна
Вот уже и храм виднеется вдалеке…
Хочешь — не хочешь, а скальные берега так и притягивают к себе взгляд…
Здесь много разнообразных камней, которые еще хранят память о ледниковом периоде
А этот вообще на акулу похож…
Дорога к храму
А это взгляд назад. Там грозовые тучи….
С дороги снова спускаюсь к реке…
Вот видно, что культурные люди здесь отдыхали. Очень приличное кострище устроено. Практически очаг. Но противоположных примеров вдоль берега, к великому сожалению, намного больше. Но их я здесь публиковать не буду.
И на камнях растут цветочки
На древней земле в Выбутах ведутся раскопки…
Ну вот мы и дошли до погоста Выбуты. На всякий случай напомню, что слово «погост» первоначально обозначало постоялый двор, на котором останавливались князь и духовные лица, а также купцы, т.е. «большие люди» или как их еще называли «гости». То есть у слова «погост» и «гость» — один корень. Со временем словом «погост» стали называть административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. Считается, что впервые административно-территориально деление на Руси установила именно княгиня Ольга. А примерно с 18 века это слово стало использоваться, обозначая сельское или деревенское кладбище.
В 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова, на лужайке перед Ильинским храмом установлен этот памятный знак — большой красивый камень красного гранита с табличкой, указывающей, что погост Выбуты — родина святой Ольги Российской.
А вот и сам храм Ильи Пророка. Известно, что первый храм на этом месте был возведен не позднее 13 века. (в Третьяковской галерее в Москве имеется образ Ильи из церкви в Выбутах, который датирован 13 в.) Как церковь выглядела раньше — никому не известно. Ильинский же храм, построенный в 15 веке — четырехстолпный , одноапсидный с восьмискатной кровлей — очень изящнен по своим пропорциям и прекрасно вписан в окружающий природный ландшафт. Умели псковские зодчие строить! Рядом с храмом возведена не менее изящная двухпролетная звонничка. Еще добавлю, что в годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена, а в 1955-1957 годах ее отреставрировали по проекту В.П. Смирнова.
На фасаде Ильинского храма недавно сделаны три мозаичные иконы
Ильи Пророка
Святой равноапостольной княгини Ольги
Святого равноапостольного князя Владимира
Я думала и внутри храма тоже пофотографировать, но там было много людей, поэтому не стала, а решила обойти церковь со всех сторон…
Рядом с храмом расположен сход к реке. Я не очень уверена, но возможно, это и есть Литовский брод…
На небольшой косе кто-то возвел маленькие каменные пирамидки…
Заросшие берега. Травы выше головы….
Вид на храм с берега
С северо-восточной стороны
За Ильинским храмом не так давно, судя по архитектуре, поставлен деревянный храм Николая Чудотворца
Еще фото напоследок….
Вообще-то где-то здесь недалеко еще есть камни-следовики, памятный крест на месте взорванного Ольгиного камня. Еще есть колодец, выдолбленный в крутой береговой известняковой скале, который заполняется прозрачной холодной водой из «Ольгина ключа», из того самого, откуда, по местному приданию, брала воду сама княгиня Ольга. Но до этих достопримечательностей дойти уже не успевала, т.к. пришло время возвращаться домой.
Вот такая получилась фотопрогулка….

Церковь Ильи Пророка Мокрого — монастырская церковь Ильинского монастыря, который был сначала мужским, а затем женским. Неизвестно в точности, когда была основана обитель, но впервые она упоминается в 15 веке, в летописи от 1465 года. В 1615 году шведами монастырь был сожжен, а в 1764 — упразднен.

Нынешнее здание церкви было построено в 1677 году, по указанию игуменьи монастыря Феодоры (до этого, вероятно, стояла деревянная церковь). Интересно, что церковь является одной из двух парных церквей, посвященных Илье Пророку. На Завеличье находилась церковь Ильи Пророка Сухого, ныне не сохранившаяся. В дождливое лето совершали молебны о ниспослании хорошей погоды в «Илье Сухом», а в засушливо лето, соответственно, молились о дожде в «Илье Мокром».

После упразднения монастыря, церковь была приписана к Козьмодемьянскому храму, а в 1868 игуменьей Митрофанией (в мире баронессой Розен), под покровительством Ивановского монастыря, а затем императрицы, было создано Ильинская женская община милосердия. С 1992 года церковь стала приходской и является ей и поныне.

В архитектуре храма сочетаются черты как 16, так и 17 веков. Зодческие традиции 16 века видны в проемах паперти, таких больших, что в них можно было вешать колокола — после 16 века подобные элементы не встречаются. Стеснившие четверик двухэтажные галереи, погреба под притворами, входы в подцерковье — все это приемы, свойственные монастырским церквям 16 века. О 17 веке напоминает общий масштаб строения, сложность композиции. Храм состоит из четверика на высоком подклете, с одной главой и одной апсидой, двух приделов и притвора, двухъярусную колокольню приделали уже в 19 веке.

На самом краю естественной террасы дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» возвышается Большой дворец – творение русских и зарубежных архитекторов, в течении полувека отстраивавших и украшавших загородную царскую резиденцию в Петергофе.
Из истории строительства дворца
Реформы Петра I привели к решительному переустройству хозяйства и культуры тогдашнего Русского царства, что обусловило быстрое развитие промышленности, торговли, науки, техники, светского искусства. Гражданскому строительству стало уделяться больше внимания по сравнению с культовым.
Именно в годы правления Петра Великого, основавшего новую столицу на берегах Невы, за пределами тогдашнего Санкт-Петербурга была заложена и царская загородная резиденция – Петергоф. Одновременно с закладкой парковых ансамблей началось строительство дворцов – Монплезира в Нижнем парке и Большого дворца на высоком природном холме на стыке Верхнего сада и Нижнего парка, каждый из которых занял своё место в архитектурном ансамбле Петергофа.
Пётр I лично указал место для строительства Большого дворца, в те годы называвшегося Верхними палатами по отношению к Монплезиру, строившемуся на морском берегу, и составил план скромного и практичного, как и все постройки того времени, вытянутого вдоль холма здания с Большим каскадом и гротом. Император торопил строителей, поэтому Верхние палаты, возведение которых Пётр I поручил немецкому архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну, были отстроены всего за четыре года (1712–1716), а для их возведения были задействованы 830 рабочих.
В год завершения работ в Россию из Франции по приглашению Петра I приехал французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон, получивший от русского царя чин «генерал-архитектора» – главного архитектора Санкт-Петербурга. По рекомендации Ж-Б. А. Леблона у Верхних палат были устроены акведуки, по которым грунтовые воды отводились от здания царской резиденции, и укреплён фундамент.
Отделка интерьеров небольшого двухэтажного здания, длина фасада которого соответствовала ширине каскада с гротом, началась в конце 1717 года. В художественном оформлении залов и апартаментов дворца принимали участие известные русские и зарубежные мастера петровского времени, среди которых известны Семён Бушуев, Михаил Негрубов, а также французские оформители – резчик Николя Пино и художники Филипп Пильман, Жорж Мишель.
Само здание царской резиденции не отличалось внешней пышностью и презентабельностью. Чёткость архитектурных форм, простота во внешней отделке (рустовка углов, обрамление окон наличниками) соответствовали вкусам Петра I, его практицизму и деловитости. Из-за небольших окон дворец казался довольно приземистым, лишь выступ центральной части (ризалит) был украшен арочными окнами и такими же проёмами дверей, декорирован пилястрами и завершён треугольным фронтоном.
В 1721 году во дворце случился пожар, после которого здание решено было немного перестроить. Проект обновлённого здания и работы по его перестройке выполнил итальянский архитектор Николо Микетти, являвшийся в то время главным придворным архитектором, в результате чего ко дворцу с двух сторон были пристроены нарядные галереи с павильонами, а центральный фасад богато украшен скульптурами и лепными композициями.
15 августа 1723 года двухэтажный Большой дворец был торжественно открыт. Нижний этаж, оживлённый большими сенями с колоннами, предназначался для прислуги, верхний – для императорской семьи. Большую часть второго этажа, окна которого выходили на северную и южную стороны, занимал двусветный зал, предназначенный для пышных приёмов. Великолепнейшая панорама, открывавшаяся взорам приглашённых, завораживала и вызывала восхищение. Из окон, выходящих на южную сторону, можно было полюбоваться Верхним садом, Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а из окон с северной стороны – живописным регулярным Нижним садом с его павильонами и фонтанами, Большим каскадом, каналом, заливом и морскими далями.
Оформление зала было выдержано в деловом и одновременно торжественном стиле, подчёркнутом дубовыми панелями стен, четырьмя гобеленами и несколькими картинами в золочёных рамах, а также большим плафоном, изготовленным по личному заказу Петра I венецианским живописцем Джованни Баттиста Тарсия, но помещённым в зал в 1726 году, уже после смерти императора. Композиции, изображённые на плафоне (мужская фигура в мантии со скипетром в руке и парящим над ней амуром с российским штандартом с двуглавым орлом – на одной стороне, богиня мудрости Минерва, бог-покровитель торговли Меркурий, богиня правосудия Фемида, богиня плодородия Церера и мифический конь Пегас – на другой стороне) по замыслу венценосного заказчика должны были прославлять могущество самодержавного устройства России, процветания её искусств, наук, правосудия и торговли.
Апартаменты императора и его семейства были достаточно малы по сравнению с парадным залом, но красиво украшены картинами, гобеленами и резной мебелью.
Перестройка дворца и новое оформление его интерьеров при Елизавете Петровне и Екатерине II
После смерти Петра Великого наступили кардинальные изменения в жизни империи и в быту правящей элиты. Вельможи смогли облегчённо вздохнуть и наслаждаться жизнью. Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции тех лет. Лучшие французские архитекторы приехали в Россию для строительства дворцов императриц и вельмож. На смену строгому стилю «петровского барокко» пришёл пышный стиль «елизаветинского барокко», отличительной чертой которого стала красочная отделка фасадов, отягчённая позолотой, и пышность декоративного убранства.
Вкусы нового времени выразил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли – сын обрусевшего итальянского скульптора, которому императрица Елизавета Петровна поручила перестроить Большой дворец в соответствии с исключительным положением самодержавной владелицы и усложнившимся придворным церемониалом.
Архитектор с необычайным рвением взялся за перестройку дворца, видоизменив его настолько, что прежнее здание оказалось как бы встроенным в новое сооружение. Оставив центральный корпус и прилегающие к нему галереи с павильонами, Б. Ф. Растрелли увеличил длину фасада дворца до 268 метров, надстроил его третьим этажом. В одном из павильонов-флигелей разместились покои для знатных гостей, в другом – придворная церковь. На куполе «гостевого» флигеля архитектор установил изготовленную из чеканной меди 262-х килограммовую вращающуюся по ветру фигуру трёхглавого орла, причём при любом повороте этот орёл виделся с земли как двуглавый, а за флигелем с тех пор закрепилось название «Флигель под гербом» или «Гербовый корпус». До перепланировки над «церковным» флигелем возвышалась одна глава, но по указу императрицы Елизаветы Петровны Б. Ф. Растрелли заменил её на повсеместно вошедшее в церковное зодчество в конце XVII столетия пятиглавие, что внесло некоторую асимметрию во внешний облик дворца.
Во внешнем оформлении фасадов Б. Ф. Растрелли очень бережно отнёсся к традициям своих предшественников, не загружая пышным декором центральную часть дворца. Окрашенное в жёлтый цвет здание оживила лишь белокаменная рустовка углов, пилястр и белая лепка на оконных наличниках. Только в оформлении боковых флигелей архитектор позволил себе в полной мере отразить пышность и роскошь, характерные для «екатерининского барокко».
Помещения дворца Б. Ф. Растрелли также перепланировал, оставив в неприкосновенности лишь несколько комнат петровских времён. Парадную лестницу, находившуюся по центру здания, архитектор перенёс в западный флигель дворца, обращённый к Верхнему саду и оформил её с роскошью и блеском. Не менее пышно были оформлены и парадные залы дворца, над украшением которых трудились известные русские и зарубежные мастера-живописцы середины XVIII столетия – Иван Вишняков, братья Алексей и Иван Бельские, Иван Скородумов, Лоренцо Вернер, Джузеппе Валериани и другие.
Внешние и внутренние работы были закончены к 1755 году, после чего состоялось торжественное открытие преобразившейся императорской загородной резиденции. Большой дворец стал местом официальных приёмов, торжественных выходов царствующих особ, маскарадов и пышных балов. Одним из торжеств, прошедшем в Большом дворце, стало празднование победы русского войска под командованием генерал-аншефа П. С. Салтыкова над прусской армией Фридриха II при Кунерсдорфе. 27 августа 1759 года взятые во время битвы прусские знамёна были доставлены в Петергоф и после церемониального победного шествия установлены в залах дворца.
Во II половине XVIII столетия с приходом к власти Екатерины II в России наступил период экономического подъёма и политической стабилизации. Укреплялось самодержавие, крепла мощь великой империи. В этот период начались работы по переустройству многих городов с учётом столичного опыта. Игриво-праздничная архитектура «елизаветинского барокко» не соответствовала великодержавному духу, который установился в период правления Екатерины II. В русской архитектуре вновь утвердился классицизм и его главным проводником при дворе русской императрицы стал Юрий Матвеевич Фельтен – ведущий архитектор в «Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов». Именно ему поручила Екатерина II перепланировать и украсить в классическом стиле Большой Петергофский дворец. Не прикасаясь к фасадам, Ю. М. Фельтен сосредоточился на перестройке и декорировании в классическом стиле интерьеров дворца. Главным элементом декора фельтеновских залов стало обилие картин, барельефов, лепных композиций, портретов венценосных особ и хрустальных люстр, в которых во время званых обедов зажигалось до двух тысяч свечей.
Судьба Большого дворца в XIX–XX веках
Следующая перестройка дворца пришлась на годы царствования Николая I. В 1846 году по указу императора обращённое к Верхнему саду восточное крыло было перестроено – императорская чета готовилась к свадьбе своей дочери Ольги с наследным принцем Вюртембергским Карлом (будущим королём Вюртемберга Карлом I). Над восточным крылом, вскоре получившем название «Ольгинской половины», был надстроен третий этаж и архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером наново отделаны его интерьеры.
До самой революции 1917 года Большой дворец в Петергофе выполнял свою первоначальную функцию – был загородной резиденцией царствующей фамилии Романовых, но уже в 1918 году новая рабоче-крестьянская власть превратила Петергоф в музейный комплекс, а в здании Большого дворца разместился историко-бытовой музей.
Никогда не видевший роскоши пролетариат хлынул в парадные залы и пышные апартаменты Романовых, кто с восхищением, а кто и с откровенной злобой взирая на собранные во дворце шедевры художников, скульпторов, резчиков по дереву, паркетчиков.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже в сентябре того же года немцы заняли Петергоф, находясь в городе до конца января 1944 года. Большие разрушения оккупанты причинили Верхнему саду и Нижнему парку с его системой фонтанов, а великолепный Большой дворец был сожжён практически сразу, лишь его центральная часть была взорвана в 1942 году.
Сразу после освобождения Петергофа начались масштабные работы по воссозданию дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Большого дворца. Погибший в огне дворец нужно было отстраивать заново, поэтому после проведения кропотливых исследований с целью определения принципов воссоздания бывшей царской резиденции в 1952 году начались восстановительно-реставрационные работы здания, завершившиеся в 1958 году. И уже в мае 1964 года, в год празднования 250-летия основания Петергофа, в первых отреставрированных залах дворца открылись музейные экспозиции, лишь в восточном флигеле дворца («Ольгинской половине») восстановления декора интерьеров не проводили. В нём в 1960 году открылся Большой концертный зал. Титанический труд по воссозданию уникального памятника архитектуры был завершён и в 1990 году Большой дворец, наряду с другими дворцами и парками Петергофа, был включён в состав дворцово-паркового музея-заповедника, получив статус объекта культурного наследия народов России.
Архитектура и залы дворца
Фасады Большого дворца, вытянутого на 268 метров вдоль склона холма, выкрашены в спокойный жёлтый цвет и расчленены белокаменными пилястрами на несколько частей – трёхэтажную центральную, галереи с большими окнами и два флигеля (восточный церковный и западный, увенчанный императорским гербом). Центральная часть здания выглядит особо торжественно и нарядно за счёт фигурных белокаменных наличников, рустовки углов, небольшого балкона с металлической ажурной решёткой, серебристо-серой крыши сложной конфигурации с расположенной по её центру золочёной вазой, поддерживаемой фигурами гениев, треугольного фронтона с изображённым на нём щитом с рельефной монограммой Петра Великого, боковых полуциркульных фронтонов и открытой террасы с живописной балюстрадой. Простенки между окнами второго и третьего этажей декорированы картушами – лепными украшениями в виде обрамлённых завитками щитов.
Во времена Петра I главным фасадом был обращённый к морю северный фасад, являвшийся парадным въездом в загородную резиденцию императора, но после перепланировки дворца Б. Ф. Растрелли парадная лестница была перенесена в западный флигель.
Парадная лестница – одна из самых впечатляющих деталей интерьера дворца, оформленная Б. Ф. Растрелли с особой пышностью и роскошью. Двусветная трёхмаршевая лестница предваряла вход в анфиладу парадных залов, поэтому её декор с первых шагов должен был поражать великолепием. Окаймлённые ажурной кованой решёткой с покоящимися на столбах золочёными вазами с цветами лестничные марши, обилие золочёной резьбы, лепных украшений и красочной темперной росписи на стенах (работа болонского живописца Антонио Перезинотти), оформленная колоннами и обильно декорированная лепниной в части портала дверь, золочёные резные фигуры кариатид, как бы поддерживающих лестницу, и украшающие верхнюю площадку и ниши аллегорические скульптурные изображения времён года в образе молодых девушек, огромный плафон работы Д. Б. Тарсия – всё это сверкало, переливалось, ослепляло и ошеломляло.
Во время немецкой оккупации великолепный декор парадной лестницы был утерян, но благодаря реставраторам Л. А. Любимову, В. А. Никифорову, В. Г. Корбану, Г. Л. Михайловой, Э. П. Масленникову уникальные интерьеры парадной лестницы были воссозданы в первоначальном виде.
Из парадной лестницы можно попасть в Танцевальный (Купеческий) зал, своим декором ничуть не уступающим оформлению парадной лестницы. Занимающий всё западное крыло зал, созданный в 1751–1752 годах Б. Ф. Растрелли, также богато украшен золочёной резьбой по дереву, занимающей всё свободное пространство в простенках между двусветными окнами. Дополнен интерьер огромным плафоном, занимающим весь свод, и наборным паркетом из тёмного и светлого дуба, клёна, ореха с орнаментальным узором. Но эксклюзивной особенностью Танцевального зала являются большие зеркала и оснащённые фальшивыми зеркальными окнами-обманками глухие северная и западная стены. Обилие света, проникающее в зал из больших двухсветных окон, отражается во множестве зеркал, создавая эффект бесконечно помноженного пространства.
Дверь из Танцевального зала ведёт в небольшую Голубую приёмную. Своё название это вспомогательное помещение получило из-за отделки шёлковым голубым штофом стен. В годы царствования Елизаветы Петровны в нём находилась канцелярская, в которой постоянно дежурили камер-фурьеры, ведшие особые дневники происходящих во дворце событий, и размещались столы секретарей. Из окон Голубой приёмной хорошо видны Верхний сад и Нижний парк, из неё через стеклянные двери можно попасть во «Флигель под гербом» и в Чесменский зал.
В настоящее время в Голубой приёмной размещается экспозиция мебели середины XIX столетия, фарфоровые и бронзовые изделия, а стены украшены картинами, среди которых живописное полотно И. К. Айвазовского «Вид Большого дворца и Большого каскада».
Пожалуй, самым известным залом Большого дворца является Чесменский зал, посвящённый головокружительной победе русского флота над турецкой эскадрой в июне 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря. Оформленный Ю. М. Фельтеном в патетическо-героическом стиле зал стал своеобразным мемориалом, увековечившим знаменательное событие в живописных картинах и лепных композициях. Над оформлением зала циклом из 12 картин трудился немецкий пейзажист Якоб Филипп Гаккерт. Чесменскому сражению художник посвятил 6 полотен, самое известное из которых «Сожжение турецкого флота в бухте Чесма». Интересный факт – для достоверного изображения взрыва турецкого корабля, в Ливорно, где в то время жил и работал Я. Ф. Гаккерт, был специально взорван военный 60-пушечный корабль «Святая Варвара». В остальных полотнах также развита морская и героическая тематика. Несмотря на мемориальный характер зала, в нём перед началом дворцовых церемониалов собирались вельможи и посланники иностранных государств.
Основной отличительной особенностью Тронного зала – самого большого зала дворца, изначально называвшего Большим залом и не имевшего определённого назначения, являются продолжившие героическую тематику Чесменского зала живописные полотна, занявшие большую часть объёма стен, и обилие лепного декора в свободном пространстве между картинами, на падугах и над дверными порталами. Огромное открытое пространство зала освещено двенадцатью люстрами, отражающимися в наборном паркете с геометрическими узорами.
Центральное место на восточной стене отведено огромному конному портрету императрицы Екатерины II «Шествие на Петергоф», посвящённому дворцовому перевороту 1762 года, в результате которого бывшая принцесса Ангальт-Цербстская и жена императора Петра III стала императрицей, вошедшей в историю как Екатерина Великая. Под конным портретом Екатерины II установлено оббитое красным бархатом, вызолоченное тронное кресло с вышитым на спинке двуглавым орлом.
Над дверными проёмами расположены парадные портреты Петра I и Екатерины II, противоположную стену заняли портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, а в простенках между окнами второго яруса размещены портреты 12 родственников Петра Великого. Всё это пафосное оформление должно было подчеркнуть преемственность Екатерины II замыслам Петра I и лишний раз продемонстрировать её законное право на российский престол.
До революции 1917 года в Тронном зале проходили официальные торжества и церемонии, а в исключительных случаях – давались балы и праздничные обеды.
Довольно интересен своим декором Аудиенц-зал – узкое и высокое помещение, вытянутое поперёк дворца. Оформлявшему зал Б. Ф. Растрелли удалось создать иллюзию распахнутого пространства за счёт устройства множества ложных зеркал и выделения пилястрами вертикального объёма стен. Любимым элементом декора архитектора – золочёной резьбой по дереву – обильно украшены зеркальные рамы, а скульптурные изображения женских бюстов над окнами и женских головок над ложными окнами второго яруса стали изюминкой этого небольшого, но достаточно оригинального в архитектурном оформлении зала.
В Аудиенц-зале проходили малые государственные приёмы, а с середины XIX столетия в нём отводилось место для торжественных обедов статс-дамам, из-за чего у зала появилось ещё одно название – Статс-дамская.
Центральное место в планировке дворцовых помещений занимает Картинный зал – самое старое помещение дворца, являющееся визуальной композиционной осью не только самого здания, но и раскинувшихся по обе стороны от него Верхнего сада и Нижнего парка. В годы Петра I это было самое большое парадное помещение тогдашних Верхних палат, а его пропорции и объёмы сохранились практически без изменений, несмотря на многие внутренние перестройки.
Изначально в Картинном зале располагались картины итальянских художников, за что он поучил название Итальянского салона. Наряду с полотнами итальянцев зал украшали французские гобелены, темперная роспись на падугах, а над многофигурным, прославляющим героя (Петра I) полотном, развевался штандарт с двуглавым орлом. Особенностью зала являются барельефные аллегорические изображениях античных богов, природных стихий и символические образы Истины, Невежества, Порока, Времени, Могущества, Патриотизма.
В 1750- годах по проекту Б. Ф. Растрелли в зале были немного изменены интерьеры – вместо мраморной плитки выложен паркет, установлены зеркала в шикарных барочных рамах, над дверями появились декоративные композиции (десюдепорты).
Свой теперешний вид Картинный зал обрёл в 1764 году. К тому времени императрица Екатерина II выкупила у вдовы художника Пьетро Ротари, много лет работавшего в России и специализировавшегося на написании портретов, все работы, оставшиеся в мастерской, и заказала профессору Петербургской Академии художеств Ж. Б. Валлен-Деламоту оформить ими зал, что он и исполнил, использовав при оформлении шпалерную технику. Такое оформление часто применялось в XVIII столетии для размещения на стенах произведений живописи. Собрание полотен одного художника, расположенных в одном месте (всего 368 картин) – исключительное явление в истории живописи, и Картинный зал Большого Петергофского дворца – яркое тому подтверждение. В годы царствования Екатерины II у зала появилось название «Кабинета мод и граций», а спустя время – «Картинного зала», именно под этим названием он известен и в наше время.
Одно из самых нежных в оформлении помещений дворца – Белая столовая, по своему декору составившая разительный контраст с пышными парадными залами. Главное декоративное оформление столовой – настенные лепные барельефы, органично смотрящиеся на фоне матовых стен. Их сюжеты раскрывают изобилие даров природы, композиции с охотничьими трофеями и музыкальными инструментами.
Столовая оснащена изящными круглым печами, декорированными белыми поливными изразцами, а на большом обеденном, покрытом белоснежной скатертью столе, расположены 196 предметов фаянсового «Уэджвудского сервиза», заказанного ещё Екатериной II в 1768 году на стаффордширском заводе «Этрурия» и выполненного английским мастером керамики Джозайя Уэджвудом. Изначально сервиз состоял из 1500 предметов, но со временем часть посуды разбилась и была частично заменена выполненными на российских мануфактурах копиями.
К Белой столовой примыкают две небольшие подсобные комнаты – Буфетные, в которых готовили к подаче на стол блюда и хранили посуду. Сейчас в одной из Буфетных экспонируются произведения живописи середины XVIII столетия.
Белая столовая – замыкающее анфиладу парадных залов помещение, за которыми расположены приватные апартаменты императорского семейства.
Открывает анфиладу приватных апартаментов женской половины царской семьи Куропаточная гостиная, расположенная в старой половине дворца и служившая помещением для времяпрепровождения императриц и их ближайшего окружения. Своё название гостиная получила благодаря шёлковой бледно-голубой ткани сребристого цвета с вытканными на ней изображениями куропаток, которой были обтянуты стены. Ткань для гостиной заказывала сама Екатерина II, и рисунок с куропатками разрабатывался специально для Большого Петергофского дворца.
В годы Великой Отечественной войны почти вся оббивка стен погибла в огне, сохранился только небольшой кусок, по которому позднее и был полностью воссоздан интерьер.
Сейчас в Куропаточной гостиной экспонируются четыре полотна знаменитого французского живописца XVIII столетия Жана-Батиста Грёза и старинная арфа, изготовленная в конце XVIII века в Лондоне.
Над декоративным оформлением других личных императорских апартаментов (Диванной, Туалетной, Кабинетом императрицы) трудились талантливые художники, резчики, скульпторы, мастера-мебельщики, создавшие все условия для комфортной жизни во дворце царственных насельников. Оббитые шёлком стены, гобелены и картины в шикарных рамах, резная золочёная мебель, хрустальные люстры с подвесками, украшенные изразцами камины, наборные паркеты из дорогих сортов дерева – всё это не только радовало глаз, но и служило созданию впечатления богатства и роскоши венценосных особ.
Информация для посетителей
Двери Большого Петергофского дворца открыты для посетителей каждый день кроме понедельника. Со вторника по пятницу и в воскресенье Большой дворец открыт с 10.30 до 19.00 часов, кассы работают до 17.45 часов, а вход осуществляется до 18.00 часов. В субботу в Большой дворец можно попасть с 10.30 до 21.00 часов, соответственно, кассы работают до 19.45 часов, а основной вход – до 20.00 часов. Каждый последний вторник месяца – санитарный день.
Индивидуальные экскурсии проводятся только с 12.00 до 14.00 часов и с 16.15 до 17.45 часов (в субботу – до 19.45 часов).

Приятное путешествие, вкусное приключение, идеальный отдых!

Представьте себе отдаленную русскую деревушку, к которой ведет прекрасная дорога, и окружают благоухающие золотой сурепкой поля. Где у вас захватывает дух от разнотравья лугов с медовыми ароматами и с пасущимися на них лошадьми. И все это великолепие в ореоле первозданных лесов и неспешных вод матушки Волги. А уж найти среди такой красоты идеальное место отдыха, да еще со столичным комфортом и европейским сервисом, и где?… в старинной дивной деревне в трех километрах от знаменитого Плеса! Кому-то это покажется утопией или уж совсем фантазийной мечтой…!?

Однако, господа! Загляните к нам, хотя бы один разок. Уверяем вас, вы точно не разочаруетесь! Полные корзины грибов и ягод из леса — завидный фоторепортаж, родниковая вода, теплый, хрустящий хлеб из русской печи с парным молоком, зажаренные караси, без единой косточки в сметане…, а вечером душевные народные песни, романсы или авторские бардовские. И это еще не все… Хотите попробовать наши блюда из сельского меню «О км»? О…это вас заинтригует и вам покажется, что вы где то во Франции или Италии! А мы смогли представить все это для вас здесь, у нас в России!

Все это, господа, граждане, туристы и называется наслаждение безупречным отдыхом!

Задачи проекта

  1. Нами руководило желание показать какой может быть Россия, если приложить усилия, талант и любовь. Мы сами городские, поэтому в первую очередь экспериментировали на себе.

  2. Мы уже осуществили известный проект «Частный визит», который создан талантливым коллективом под руководством известного ресторатора-отельера Елены Маньенан и существует ни много, ни мало 12 лет. Проект отмечен множеством международных призов и наград — Booking.com – 9.5, TripAdvisor – 4.5, отель-ресторан «Частный визит» занимает I место в номинации «Малый бизнес» консалтинговой компании «Ernst&Young». И по европейским оценкам занимает первое место среди частных мини-отелей по всей России уже 4 года!

Но… это была тема городская.

Открывая, туркомплекс «Знатная сторонка», мы хотели раскрыть тему комфортного агротуризма на селе, в деревне! И сделали все, чтобы показать горожанам позитивную и привлекательную сторону жизни на земле, а заодно и дать людям работу. И вот… Мы соединили все плюсы города и деревни в единое целое. Ура! Получилось!

  1. Идея создать деревенское эко-хозяйство пришла к Елене Маньенан в далеком 1993 году во Франции. Тогда ее поразили французские деревни. Если бы что-то подобное было в России, не было бы такого количества беженцев из деревень.

Мы искали все самое современное и самое позитивное, что можно применить в деревне, поэтому создали наши мини-фермы с эффективными функциональными клетками для кроликов и новаторскими идеями в птицеводстве, дав им смешные названия — «Сытый кролик», «Гусьпром», «КУРщавель». (Это уже для туристов!)

Рентабельность наших мини-ферм напрямую зависит не только от количества сбыта продукции, но и от агротуристической направленности, так как они являются показательными объектами нашего экспериментального комплекса.

Климат в средней полосе, прямо скажем, не итальянский и бело-серого периода у нас почитай 6 месяцев будет! Именно это обстоятельство подтолкнуло нас на подбор таких ярких цветов и расстановку праздничных акцентов в нашей деревне. А оригинальное оформление парковой зоны добавляет юмора, колорита и привлекательности всему нашему эко-хозяйству.

Концепция

Заинтересовать городских людей жизнью в деревне. Ярко и наглядно показать, что жизнь в деревне отнюдь не скучна, тяжела и уныла. Мы с удовольствием разбиваем эти стереотипы, и предлагаем взамен им, новую формулу комфорта, качества и самодостаточной жизни вдали от города!

Господа туристы поддержите проект!

Огромное им спасибо!

Татьяна Фленова г.Москва

Татьяна Фленова – человек-космос, ее виденье столь восхитительно и захватывающе, в ее работах столько нежности, юмора и печали, и одновременно с этим озорства и лукавства, что невольно хочется познакомиться и увидеть воочию автора. Какого же будет ваше удивление, когда вы увидите перед собой красивую, милую даму в роскошном длинном платье, гуляющую по саду… с топором! Татьяна в своих работах непредсказуема! Иногда нам кажется, что она не трудится, а играет. На самом же деле, никто не верит, что это женские работы, настолько они трудоемки. Скульптор, педагог, художник и все на шесть с плюсом! Во многом наш проект состоялся именно благодаря уникальному дару нашего большого друга, художника-скульптора Татьяны Фленовой. Ура!

Татьяна Павлова г.Москва

С одной стороны Татьяна вовсе не художник, а театральный критик, но, Боже мой, посмотрите, что вытворяет эта маленькая, хрупкая женщина! Она строит корабли, делает гениальные зарисовки и сочиняет из кусочков дерева целые города и деревни. Снимаем шляпу!

Наталья Жукова г.Сергиев — Посад

Художник-реставратор, гений исторической орнаментальной живописи. Это именно она может из выброшенного на помойку сундука создать музейный шедевр, вернуть к жизни буфет, очаровательную деревенскую горку или деревянную посуду, а любой старой дощечке подарить новую счастливую жизнь. Наша галерея «Сельпо» приготовила для вас сюрпризы, которые украсят ваш загородный дом. Автор этой изумительной красоты (расписные сундуки, буфеты, коромысла, лари и многого многого другого) Наталья Жукова. Аплодисменты!

Евгений Климов г.Санкт-Петербург

Создание парка ветряков без Евгения Климова стало бы невозможным! На радость вам и нам, господа — туристы, созданные Женей кинетические скульптуры двигаются, жужжат, летают, барабанят и крякают! Вот кто нам здесь был крайне необходим! Ура Кулибиным!

Ольга Данилова (знаменитые «Ольгины доски») г.Хотьково

Великолепный православный художник Ольга Данилова, многодетная мамочка с мягким женственным подходом. Оля в своих работах тонко обозначает те, дорогие сердцу русского человека нюансы, которые неотъемлемо присутствуют в большой семье и традиционном деревенском доме. Ее работы отличаются особой, солнечной добротой и душевностью.

Лариса Денисова и Татьяна Андрианова г.Иваново

Уютно обнять лоскутными шедеврами весь комплекс нам помогли Лариса Денисова и Татьяна Андрианова. Они сумели внести неповторимый текстильный шарм и подчеркнуть красоту дерева традиционной лоскутной мозаикой и обаянием старинного ситца.

Выбуты — родина святой равноапостольной княгини Ольги
Выбуты — погост в Тямшанской волости Псковского района Псковской области. Погост расположен на левом берегу реки Великой в 12 км выше Пскова, у сёл Раздолье и Кузнецово. На другой стороне реки — деревня Волженец. Всего в окрестностях погоста Выбуты, имеется 19 пунктов, связанных преданиями с княгиней Ольгой.

Река здесь меняет направление и течет с запада на восток, ее берега скалистые, обрывистые. В настоящее время река мелководна — как, впрочем, и в исторические времена, что подтверждено летописями и доказано геоморфологическими и гидрологическими исследованиями.

Обрывистые берега Великой осенью

Мелководье реки Великой в районе Выбут

Согласно преданию, Выбуты (по местному — Лыбута) — родина святой равноапостольной княгини Ольги — жены князя Игоря, мудрой правительницы Руси, стоявшей у истоков русской государственности, первой в княжеском сословии христианки.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — первая русская христианка, родоначальница русской великокняжеской родословной, мать князя Святослава, бабушка Святого равноапостольного князя Владимира.
Достопримечательности в Выбутах
• Церковь Ильи Пророка (XV в.) построена в древнем Византийском стиле. Четверик четырехстолпный , одноапсидный, с полуцилиндрическими сводами и световым барабаном.

Ильинская церковь в Выбутах (май 2015 года)

Двухпролётная звонница (XV-XVI вв.). Памятник истории и культуры федерального значения. Действующая; восстановлено богослужение по праздникам. Настоятель — Олег (Тэор).

Церковь Ильи Пророка в Выбутах

Табличка на церкви Ильи Пророка

Звонница церкви Ильи Пророка стоит отдельно

Мозаичное изображение князя Владимира

Мозаичное изображение княгини Ольги

Есть версия что на этом месте стояла другая церковь тоже Св. Ильи пророка, построенная непосредственно самой княгиней Ольгой ещё ранее образования города Пскова. Но видимо со временем обветшала, и на её месте в XV веке была сооружена новая церковь, которая сохранилась и действует по сей день.

Слева вдали видно церковь Ильи Пророка

Первое упоминание о церкви относится к 1585-1587 ггодам. Повреждена в годы Великой Отечественной войны. Реставрация осуществлена в 1955-1957 годах по проекту архитектора Смирнова В.П.
В былые времена рядом с Ильинским храмом был 2-х этажный Ольгинский храм, от которого сохранились лишь руины.
• Памятный камень у храма
На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты — родина княгини Ольги.

Памятный камень на лужайке

Надпись на камне

• Памятный кованый крест, установленный на пирамиде из камней на месте Ольгинской часовни (кон. XIX в.) и поклонного Ольгинского камня (взорван).
Примерно с километр к северо-востоку от храма Ильи Пророка, находится основание некогда огромного Ольгинского камня, взорванного в XX веке. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом. Рядом с камнем в 1888 году была построена кирпичная Ольгинская часовня. К сожалению, она не сохранилась.

Место часовни святой Ольги. Ольгин камень

Выбуты являлись для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу.
Здесь находилось очень важное для Пскова место — брод, которым местное население пользуется до сих пор. В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы, чтобы замкнуть ключевые позиции города.
В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.
Брод расположен недалеко от Выбут — на противоположном берегу реки Великой, напротив деревни Кузнецово видна деревня Волженец. К ней через Великую идет брод. Когда-то Литовский князь Стефан Баторий переходил этот брод, с целью взятия Пскова, попытка его правда, к счастью, была не удачной, однако с тех пор брод называется «Литовский брод».

Брод у деревни Кузнецово

На противоположной стороне — деревня Волженец

«Литовский брод» — летом глубина не выше стопы, можно смело шагать до противоположного берега. Ровное известняковое дно, глубина всего 15-20 сантиметров. Сейчас этот брод переезжают на автомобилях внедорожниках.

Известняковое дно брода у деревни Волженец

На другой стороне Выбут также находится много объектов связанных с пребыванием там Святой княжны. Берег, на котором расположена деревня Волженец, называется «Ольгин берег». Пройдя немного по «Ольгиному берегу», т.е. по набережной деревни Волженец, можно прийти к Ольгиному ключу. По преданию, у этого ключа Св. Ольга любила умываться. Сейчас этот ключ почитается как святой. Его вода является целебной, исцеляет множество болезней, в частности, глазных. Местные жители его содержат в чистоте, периодически меняют сруб.
Чуть ниже Выбут река Великая разделяется на 2 рукава островом. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Ольги с князем Игорем.

Ольгины ворота

С 1868 года в канун праздника Св. княгини Ольги летом совершается крестный ход из Пскова в Выбуты.
Немецкий мост через реку Великую в деревне Выбуты был построен советскими военнопленными в период оккупации Псковщины. В 1944 году мост был разрушен советской авиацией, и больше не восстанавливался. Мост обеспечивал снабжение немецкой линии Пантера на участке Псков-Остров.

Разрушенный мост через Великую

За последние несколько лет останки моста сильно пострадали во время ледохода. Их конфигурация меняется каждый год.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *