Вырвано из контекста

Что значит «слова вырваны из контекста»?

Как понимать
«Фраза вырвана из контекста»?

Что такое «контекст»? Как правильно вырывать из контекста необходимое? Зачем люди вырывают из контекста фразы, слова, а некоторые умудряются вырывать даже отдельные буквы, цифры и знаки препинания!!
И что характерно, «из песни слов не выкинешь», а из контекста — запросто!

Многое из того, что мы говорим или делаем «зависит от контекста». Кто такой, этот контекст, что от него «всё зависит»?
Нет необходимости тратить время на чтение заумных статей, поскольку здесь всё очень просто. Вот пара характерных ситуаций.

— Пап! А как пишется «вездесущий»? С одним «с» или с двумя?
— Всё зависит от контекста, сынок…
— А «в анналах»? С двумя «н» или с одним?
— Тоже самое, всё зависит от контекста.
— ?? А кто он такой, этот контекст, что от него всё зависит?

🙂

— Пап, а как надо думать умные мысли?
— Не «как», а «чем». Умные мысли думаются головой, а глупые — задницей.
— А ты тогда чем думаешь?
— Всё зависит от контекста, сынок.
— ??

🙂

«Фраза вырвана из контекста» означает ошибку цитирования. Фраза в таком случае изымается из свя́зного смыслового блока не целиком, а частично. Поэтому, она не передаёт с достаточной степенью точности смысл этого блока. Более того, эта фраза может радикально исказить содержание первоисточника, откуда она процитирована. В таком случае, эта вырванная фраза не может рассматриваться в качестве подлинной цитаты и не имеет никакой силы, как ссылка на первоисточник.

Даже одно и то же слово, находясь в разных контекстах, может иметь совершенно разный смысл. И даже математика зависит от контекста! Вот скажем, окружность, она какая? «Описанная» или «описаная»? 🙂 Если ты её начертил циркулем, то «описанная», ну, а ежели при помощи оIо, то «описаная». Как правило, такая ситуация возникает в случае многозначных слов или слов, почти неразличимых по звучанию. Второй вариант и использован при конструировании первого из приведенных выше диалогов.

«Вырывание из контекста» является или логической ошибкой, или умыслом.

Как с этим бороться? Очень просто: надо обратно «вставить фразу в контекст», т.е., привести цитату полностью и без купюр.

Примечание

1. В современном языке нередко употребляется фраза «выпасть из контекста». Что она означает лучше всего также продемонстрировать на примере.

На совещании топ-менеджмента.
Босс: Теткоракс, вы что, опять спите?
Теткоракс: Нет босс, я просто неудачно выпал из контекста.

🙂

Т.е., «выпадение из контекста» означает, что человек телом здесь, а мыслями совсем в другом месте. Или неадекватно воспринимает ситуацию, в которой находится.

2. Дополнительно нужно отметить ещё один момент. Контекст очень важен для переводчиков, поскольку во многих случаях именно контекст определяет правильность перевода.

Домашнее задание.

Итак, мы поняли, что такое вырвать из контекста и как это делать. Однако следующая задача несравненно труднее: как вырвать контекст из текста! На первый взгляд, достаточно просто перемешать слова — и вопрос решён, ведь значение имеют не слова сами по себе, а их взаимное расположение, «порядок слов».

Не поленись и выясни:
1. Что такое ключевые слова и что такое теги.
2. Насколько тщательно нужно «мешать слова», чтобы не было понятно о чём текст?
3. Насколько хитро нужно «прорерайтить» оригинал, чтобы никто не смог уличить тебя в нарушении авторских прав?
4. Есть полное цитирование, а есть неполное цитирование. Выясни чем они отличаются друг от друга и применяй в своей практике.
5. И самое главное. Рерайтинг это одно из самых презренных занятий в мире. Выкинь его из головы и займись делом.

В блоговинегрете имеется немало полезных и весёлых статей из области языкознания и родной речи. Например,
Анекдот о филологах.
Самая спорная буква.
По самые помидоры…
Флудоризмы и афаразмы.
Что такое сентенция.
Как правильно писать: «в зад» или «взад»? «Вперёд» или «в перёд»?
и другие…

Читатель, не ленись! Повышай свою грамотность!
Это самый лёгкий путь, чтобы выглядеть умным!

Поделись с друзьями

Эти фразы с вырванным контекстом, хорошо знают многие и употребляют в повседневной речи. Но, к сожалению, любимые цитаты часто имеют иное от первоначального значения. Так что же делать? Прежде всего разобраться в вопросе, и понять: что «фраза вырвана из контекста» означает ошибку цитирования. «Вырывание из контекста» является или логической ошибкой, или умыслом. Если это умысел, то как с этим бороться? Очень просто: надо «вставить фразу в контекст», т.е. привести цитату полностью и без купюр. Что мы и сделаем с некоторыми известными фразами в этой публикации JuicyWorld.org

Итак первая из известных «вырванная из контекста» — фраза:

О мёртвых либо хорошо, либо ничего.

На самом деле фраза звучит так:

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

Это изречение приписывают древнегреческому политику и поэту Хилону из Спарты (VI в. до н. э.). А привёл её историк Диоген Лаэртский (III в. н. э.) в сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».

Век живи — век учись.

Одна из самых известных фраз, которую часто можно услышать от учителей. Её любят приводить как аргумент обосновывая важность изучения того или иного предмета. В советское время эту вырванную из контекста фразу часто ошибочно приписывали В.И. Ленину (Ульянову). На самом деле оригинал звучит иначе:

«Век живи — век учись тому, как следует жить».

Автором этой фразы является Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) около 4 до н. э. — 65 н. э.)).

Цель оправдывает средства.

Часто эту фразу используют для оправдания достижения любой цели. На самом же деле эта фраза также имеет иной смысл. Автором фразы является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола, который говорил: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

Истина в вине.

Особенно эту фразу любят спившиеся интеллигенты. Но, знаменитое высказывание Плиния Старшего (Plinius Maior (23 — 79 г. н.э) «Истина в вине» имеет продолжение. В оригинале она звучит:

Истина в вине, а здоровье в воде. / «In vino veritas, in aqua sanitas».

Исключение подтверждает правило.

Эта фраза, не только нелогична, но и применяется совершенно неверно. Её «выдернули» из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. И практически изменили на противоположное значение.

Марк Туллий Цицерон (106 г. до н.э.,- 43 г.до н.э)

Дело слушалось в 56 г. до н. э., где Бальба обвинили в том, что он получил римское гражданство незаконно. Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и помог получить ему гражданство. Обвинение было скорее политическим, так как было направлено больше на Первый триумвират (Цезарь, Красс и Помпей). Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводил аргумент о том, что в некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись от своего. Гражданство у подзащитного было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон же утверждал, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют иметь двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются. И сама фраза Цицерона звучала так:

«Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила».

Пуля — дура, штык — молодец.

В оригинале фраза Суворова звучала: «Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец».

То есть, это был призыв экономить боеприпасы, так как могли быть проблемы с поставками новых.

Народ безмолвствует.

В этом варианте вырванной фразы из контекста: «народ безмолвствует» считается, что подчеркивается молчаливая покорность народа, который готов принять любое решение. Но у Александра Сергеевича Пушкина — смысл иной. В этой исторической драме «Борис Годунов», созданной в 1825 году, драма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. Народ в ужасе молчит.

МОСАЛЬСКИЙ:Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует».

Любви все возрасты покорны

Эта цитата из «Евгения Онегина», часто используются чтобы объяснить пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако если знать всю фразу целиком, то становится очевидным что А.С. Пушкин вкладывал в фразу совсем иной смысл:

«Неравный брак». Художник Василий Пукирев, 1862 г

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют —

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Договоры с русскими не стоят той бумаги на которой написаны.

Одна из тех цитат, которой пытаются принизить Россию, приписывают канцлеру Германии Отто фон Бисмарку. На самом деле фраза вырвана из контекста его высказывания и имеет совсем иной смысл: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.»

Здесь, стоит заметить что Отто фон Бисмарк не только был выдающимся политиком Германии (именно он объединил Германию), но и не по наслышке, в отличии от многих других западных политиков, понимал Россию и знал менталитет русских — так как успел поработать и дипломатом (и шпионом) в России.

Религия есть опиум для людей.

Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Ее не раз переделывали (к примеру, в романе «12 стульев» — в одном из сюжетов романа вопрос к попу заданный О. Бендером, звучит: «Почем опиум для народа?». А после выхода фильма эта фраза стала крылатой).

Но, на самом деле фраза имеет иной контекст. И создал её Карл Маркс, который писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!»

Каждая кухарка должна уметь управлять государством.

Фраза которую приписывают В.И. Ленину (Ульянову) звучала не так. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» (октябрь 1917) Владимир Ильич писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой.

Исаак Дойчер биограф Л. Троцкого и И.В. Сталина

Чаще всего эту фразу приписывают Черчиллю. На деле она принадлежит британскому историку Исааку Дойчеру. Сама фраза впервые появилась в некрологе, посвященном Сталину, в 1953 году в газете «The Times». Затем в 1956 году появилась в статье о Сталине в Британской Энциклопедии. Дословно в некрологе она выглядела так: «Тем не менее, в течение последних трёх десятилетий лицо России начало меняться. Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира. Это не было результатом чисто материального прогресса и организационной работы. Подобные достижения не были бы возможны без всеобъемлющей культурной революции, в ходе которой всё население посещало школу и весьма напряжённо училось».

Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы…

А.Н. Рыбаков

Эта фраза приписывается Иосифу Виссарионовичу Сталину в действительности им никогда не произносилась, и принадлежит писателю Анатолию Наумовичу Рыбакову, и была «вложена» писателем в уста Сталина в романе «Дети Арбата» (1987). Позже, в автобиографическом романе «Роман-воспоминание» (1997) Рыбаков рассказал историю возникновения этой фразы. Кстати, по воспоминаниям знакомых писателя Рыбакова, он очень гордился тем, что сочинённая им фраза стала приписываться как реальное высказывание И.В. Сталина.

В СССР секса нет!

Источником возникновения этой фразы послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), который вышел в эфир 17 июля 1986 года. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:»…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». Советская участница Людмила Иванова ответила:»Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, а какая-то из советских участниц уточнила:»Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». В обиход же вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».

Помните!
Фраза вырванная из контекста может радикально исказить содержание первоисточника, откуда она процитирована. В этом случае, вырванная фраза не может рассматриваться в качестве подлинной цитаты и не может иметь никакой силы, как ссылка на первоисточник. Одно и то же слово, находясь в разных контекстах, может иметь совершенно разный смысл.

Поэтому, «не плодите» непроверенные цитаты в соцсетях в своих профилях, так как это приведет к дальнейшей путанице и людям будет еще сложнее докопаться до истины.

Эти фразы все мы хорошо знаем и постоянно употребляем в повседневной речи. Но всегда ли любимые нами цитаты означали то же, что и сейчас? Вот несколько примеров того, как сильно может исказиться смысл высказывания, если вовремя не свериться с первоисточником.

1. О мёртвых либо хорошо, либо ничего.

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», — изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты.

2. Любви все возрасты покорны.

Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

3. Век живи — век учись.

Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину.

Автор оригинальной фразы — Луций Анней Сенека, и звучит она так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».

4. Цель оправдывает средства.

Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

5. Делу — время, потехе — час.

Сейчас употребляется в смысле «Много работай, мало развлекайся». Поговорка идет из тех времен, когда слова «время» и «час» были синонимами. То есть поговорка означала: «Делу время, потехе время». Или, говоря современным языком, всему свое время, и не более. Хотя тот смысл, который вкладывают в это выражение сейчас, пожалуй, даже лучше, чем изначальный.

6. Истина в вине.

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».

7. Религия есть опиум для людей.

Религия – опиум. Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» : «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

8. Каждая кухарка должна уметь управлять государством.

Фраза приписывается В.И. Ленину На самом деле именно в таком виде он ее не говорил. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» от писал:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

9. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Многие почему-то считают, что эта фраза является синонимичной к фразе «не делай добра — не получишь зла» или «хотели как лучше — получилось как всегда». Хотя в оригинале фраза должна звучать так: «Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами», или как вариант: «Благими намерениями вымощена дорога в ад, благими делами дорога в рай».

10. Ложь во спасение.

Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия. Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано : «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании.

masterok

Многое из того, что мы знали или знаем на самом деле оказывается несколько иначе, а зачастую совсем не так. Это интересно узнавать.
И конечно хочется узнать об этом пораньше, и может быть блеснуть этим знанием где нибудь в компании.
Вот вам несколько очень известных фразочек
О мёртвых либо хорошо, либо ничего
«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», — изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».
Любви все возрасты покорны
Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Век живи — век учись
Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину.
Автор оригинальной фразы — Луций Анней Сенека, и звучит она так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».
Народ безмолвствует
Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть.
Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.
«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. Народ в ужасе молчит.
МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».
Цель оправдывает средства
Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».
Истина в вине
Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».
Религия есть опиум для людей
Религия — опиум. Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.
Исключение подтверждает правило
Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно. Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.
Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).
В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила!
Каждая кухарка должна уметь управлять государством
Фраза приписывается В. И. Ленину. На самом деле именно в таком виде он её не говорил. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» (октябрь 1917) от писал:
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы…
Приписываемая Сталину фраза в действительности никогда им произнесена не была. Эта фраза принадлежит лауреату Сталинской премии, писателю Анатолию Рыбакову, и была вложена им в уста Сталина в романе «Дети Арбата» (1987). Позже, в автобиографическом романе «Роман-воспоминание» (1997) Рыбаков рассказал историю возникновения этой фразы. По воспоминаниям знакомых Рыбакова, он очень гордился тем, что сочинённая им фраза «раскручена» как реальное высказывание вождя.
Вот тут еще мы разоблачали, какие фразы СТАЛИН НЕ ГОВОРИЛ
Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой
Эту фразу приписывают Черчиллю. На деле она принадлежит британскому историку Исааку Дойчеру. Сама фраза впервые появилась в некрологе, посвященном Сталину, в 1953 году в газете «The Times». Затем в 1956 году перекочевала в статью о Сталине в Британской Энциклопедии.
Дословно в некрологе она выглядела следующим образом:
«Тем не менее, в течение последних трёх десятилетий лицо России начало меняться. Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира. Это не было результатом чисто материального прогресса и организационной работы. Подобные достижения не были бы возможны без всеобъемлющей культурной революции, в ходе которой всё население посещало школу и весьма напряжённо училось».
Делу — время, потехе — час
Сейчас употребляется в смысле «Много работай, мало развлекайся». Поговорка идет из тех времен, когда слова «время» и «час» были синонимами. То есть поговорка означала: «Делу время, потехе время». Или, говоря современным языком, всему свое время, и не более. Хотя тот смысл, который вкладывают в это выражение сейчас, пожалуй, даже лучше, чем изначальный.
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Многие почему-то считают, что эта фраза является синонимичной к фразе «не делай добра — не получишь зла» или «хотели как лучше — получилось как всегда». Хотя в оригинале фраза должна звучать так: «Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами», или как вариант: «Благими намерениями вымощена дорога в ад, благими делами дорога в рай».

Договоры с русскими не стоят бумаги, на которой написаны
Одна из ставших знаменитыми цитат, которой пытаются принизить Россию и русских вообще принадлежит немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку и на самом деле вырвана из контекста его высказывания:
«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
В СССР секса нет!
Фраза, источником которой послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), вышедшего в эфир 17 июля 1986 года. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:»…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». Советская участница Людмила Иванова ответила: «Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». В обиход вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».
Пуля — дура, штык — молодец
В оригинале фраза Суворова звучала:
«Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец».
То есть, банальный призыв экономить боеприпасы, ибо могут быть проблемы с поставками новых.
Ложь во спасение
Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия.
Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».
Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании.

LiveInternetLiveInternet

  • Мифологическое. Античное. Ангелы, феи, эльфы…. (2142)
  • Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли. (514)
  • Религии.Святые.Церковь.Православие.Библейские сюж (2588)
  • Фотошоп,фоторедакторы,фотоаппарат.Футажи.Видео. (333)
  • Часики, эпиграфы, календари , таймеры, погода. (284)
  • (183)
  • 23 февраля; 8 марта. (195)
  • David Garrett (35)
  • Аватарки. (613)
  • Австралия. Новая Зеландия. (336)
  • Австрия.Германия.Швейцария.Бельгия.Нидерланды. (1963)
  • Аквариум. (40)
  • Америка. (1344)
  • Анимированные картинки и смайлики. (671)
  • Антикварное. Винтажное… Старинные книги. Посуда. (513)
  • Аргентина. Бразилия. (93)
  • Арктика и Антарктика. (35)
  • Армения. Грузия. Азербайджан. (211)
  • Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена. (2504)
  • Аудиокниги. Книги. Радиоспектакли.Библиотеки. (1435)
  • Африка (119)
  • Аэропорты. Вокзалы. Станции. (78)
  • Бабочки. Насекомые. Лягушки.Ящерицы… Макрофото. (941)
  • Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели. (551)
  • Белочки,зайчики,ежики,хомячки,морские свинки,мышки (790)
  • Бисероплетение. Плетение. Цветы. Вышивка лентами. (150)
  • В лучах рассвета и заката.Луна.Звездопады.Затмения (622)
  • Варенья, джемы… Фруктово-ягодные заготовки. (409)
  • Веночки. (39)
  • Весна. (1657)
  • Водопады.Гейзеры.Пещеры.Каньоны.Вода.Ледники… (517)
  • Вокруг света (368)
  • Волки. (444)
  • Волшебство… (12)
  • Восток. (302)
  • Вся наша Россия. (4651)
  • Выпечка.Тесто. Запеканка. (5473)
  • Вязание. (4405)
  • Гонконг. (65)
  • Города мира, деревни, пейзажи городские и сельские (8357)
  • Города России, деревни, пейзажи городские и сельск (2706)
  • Грибы. (248)
  • Дельфины. Киты. Касатки. (59)
  • Десерты. Сладости. Кремы для тортов. Из молока. (1296)
  • Дети в живописи. (2892)
  • Дети.Школа. Девушки. Выпускницы. Молодежь. (466)
  • Дикие кошки: барсы, тигры, леопарды, львы… (1060)
  • Диснейленд и аквапарки. Аттракционы. (73)
  • Для детей. (о детях) (1055)
  • Для кошек и собак. (38)
  • Дождь,снег,туман,свет в лучах, иней, лед, капли… (556)
  • Дома,домики.Дача,сад,огород,агроуход.Двор.Дизайн. (922)
  • Домашние животные. (569)
  • Драгоценности. Бижутерия. Камни. Минералы… (1609)
  • Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. (632)
  • Друзьям. Дружба. (97)
  • Европа. (836)
  • Женский образ.Счастье, любовь, настроение, эмоции. (8545)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1 (20000)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2 (17958)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-3 (17006)
  • Животные. Зоопарки. (2364)
  • Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи. (3725)
  • Звезды Голливуда. (50)
  • Здоровый образ жизни. Домашняя аптечка. (1331)
  • Здоровье.Красота.Советы.О продуктах и растениях. (1833)
  • Землетрясения,наводнения,вулканы,тайфуны,грозы. (179)
  • Зима. (3150)
  • Игрушки. Авторские работы. Музеи игрушек. (448)
  • Из книг. Литературное. Театральное… О художниках (4409)
  • Из мяса, курицы и рыбы. (873)
  • Известные имена. (8)
  • Изделия из полимерной глины и холодного фарфора. (55)
  • Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания.. (1093)
  • Иконы. Молитвы. Библейские сюжеты. Таинства. (1196)
  • Иллюстрации , рисунки, акварели, графика. (6371)
  • Имена (87)
  • Индия.Непал.Шри-Ланка.Маврикий.О-ва Индийского оке (551)
  • Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан (1872)
  • (445)
  • Искусство и музыка Китая, Вьетнама, Тайланда. (2075)
  • Искусство Японии, Кореи. (958)
  • Испания. Андорра. Португалия. Мадейра. (909)
  • История вещей, событий, обычаев… Факты.Музеи. (4782)
  • История.Имена в истории.События.Память.Музеи… (2044)
  • Италия. Кипр. Крит. Капри. Сицилия. Сардиния. (1163)
  • Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия… (147)
  • Календарь. (117)
  • Канада и Аляска. (218)
  • Канзаши.Из лент. Квилинг (71)
  • Карнавал.Фестиваль.Парад.Праздник.Игры.Спорт.Салют (229)
  • Картинки СПАСИБО и разные СИМПАТИИ. (13)
  • Кинотеатр.О кинофильмах.Конкурсы.Детские конкурсы (1260)
  • Китай.Тибет.Монголия.Гималаи.Бутан.Корея. (5297)
  • Клипарт.Фотообои. Скрап. Картинки.Коллажи.Фоны. (1433)
  • Клипы. Флеш и муз. открытки. Игры. Слайдфильмы. (2284)
  • Коллекции. (7)
  • Конфеты. (182)
  • Космос. Вселенная. Астрономия.Планеты.Астрология. (298)
  • Кошки. (6618)
  • Красавицы со всего света. и Индийское сари. (225)
  • Краски подводного мира.Рыбы. Ракушки. Светлячки. (526)
  • Крэйзи-квилт и шеби-шик. Пэчворк. (35)
  • Куба.Карибы.Багамы.Гавайи.Канары.Мартиника.Доминик (139)
  • Куклы.( Игрушки.) Авторские работы. (906)
  • Кулинарные рецепты. (6)
  • Легенды.Мифы. Предания. Приметы. (514)
  • ЛЕТО*** (3637)
  • Лисички. Еноты. Выдры. Барсуки. Мангусты. Сурки. (442)
  • Личное. Семейный альбом. Родня. Корни. (532)
  • Лошади. (1277)
  • Маме. Материнство. (бабушки, дедушки). (286)
  • Масленица. Вербное воскресенье. Пасха. (702)
  • Маяки. (38)
  • Медведи. Панды. Росомахи. Коалы. (848)
  • Мексика. (76)
  • Мелодии танго, вальса.Романтические мелодии.Марши. (297)
  • Мода.Стиль. Наряды. Купальники. Духи. Ароматы. (1929)
  • Море. Океан. Волна. Серфинг. Парусники. (1278)
  • Москва. (729)
  • Музыка для души и настроения. Релаксация. (864)
  • Музыка из кинофильмов. (71)
  • Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент (1015)
  • Музыка: Адажио…Аллилуйя… Аве Мария…. (39)
  • Музыка: аккордеон! баян. Фортепиано.Балалайка. (223)
  • Музыка: гитара, скрипка, саксофон, труба. (377)
  • Музыка: Джаз. Блюз. Баллада. (211)
  • Музыка: классика. (1217)
  • Музыка: ретро. (175)
  • Музыка: Рок-н-ролл. Твист. Фокстрот. (25)
  • Мультики, музыка , видео, кино, песни для детей. (312)
  • Напитки. (770)
  • Настроения. Увлечения. Мечты.Развлечения. Игры. (392)
  • Натюрморты. Букеты. Милые вещицы. Маски (12892)
  • Небеса. (149)
  • Нежное… (213)
  • Новогодне-рождественская музыка и фильмы. Стихи. (560)
  • Новогодне-рождественские города и базары. (248)
  • Новогодне-рождественские рецептики. (225)
  • Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления (876)
  • Новогодние карнавальные костюмы. (25)
  • Новогодние поделки.Украшения.Оформления.Игрушки. (1271)
  • Новогодняя анимация.Флэш,плееры,разделители.Рамочк (270)
  • Новогодняя живопись, картинки, открытки, клипарт, (2227)
  • Норвегия. Швеция.Дания. Исландия. (425)
  • Ночные города..Дороги… Зеркальные отражения…. (248)
  • (426)
  • О войне. О победе. О политических репрессиях. (549)
  • Обряды.Симорон.Приметы.Суеверия.Гороскопы. (995)
  • Ода музыке… (16)
  • Одри Хепберн. (40)
  • Озера.Реки. Фьорды. Острова. Каналы. (963)
  • Омар Хайям. Ошо. Конфуций. Н.Рерих. (208)
  • Оперы. Мюзиклы. Оперетта. Цирк. (221)
  • Оптические иллюзии. (5)
  • Оранжевое настроение. (11)
  • Осень. (3777)
  • Открытки и картинки С Днем Рождения! (44)
  • Открытки, картинки. (1473)
  • Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. (637)
  • Пасхальные идеи и поделки. Открытки, живопись. (822)
  • Песни, исполнители, сборники, группы (Зарубежное). (1320)
  • Песни, исполнители,сборники, группы ( Наше.) (1402)
  • Петушиный двор. (356)
  • Плейкасты. Мои плейкасты. Плееры. Плейлисты. (116)
  • Подарки.Поделки, украшения, импровизации.Увлечения (1427)
  • Позитив от животных и не только… (1363)
  • Полезные свойства трав, деревьев,сборы чайные,ягод (424)
  • Полезные советы. Бабушкины приметы. (1372)
  • Полет над городом. (9)
  • Предновогодние хлопоты. (2)
  • Приветствия, пожелания, благодарности, симпатии. (163)
  • Прикладное искусство, творчество мастеров.Выставки (1028)
  • Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики. (24026)
  • Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. (1664)
  • Птицы. (3431)
  • Путешествия. Земля. (18128)
  • Радуга.Северное сияние.Звездопад.Млечный путь. (86)
  • Размышления… Разное… (1182)
  • Разноцветье. (259)
  • Разные праздники.Памятные даты.Народный календарь. (2168)
  • Рамочки.Кнопочки. Баннеры. Разделители. (901)
  • Религиозные праздники и дни. (1274)
  • Ретро. (317)
  • Рецепты. Меню. Кулинарные секреты.Дизайн еды. (3743)
  • Родной край. Мой город. (137)
  • Рождество. (59)
  • Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка. (244)
  • Рукоделие . Декор. Идеи к праздникам.Интерьер. (858)
  • Русалка. (82)
  • С Днем Рождения. (233)
  • Салаты. Закуски. Бутерброды. Паштеты. (4051)
  • Самые… (70)
  • Санкт-Петербург и его окрестности. (868)
  • Свечи. Мыло. (10)
  • Святой Валентин (день влюбленных). (32)
  • Семейное. Родство. Предки. Свадебное.Обычаи. (536)
  • Сергей Рахманинов. (55)
  • Сказочное… Детское…Детские игры, забавы… (3275)
  • Сны. Ночь. Спокойной ночи. Колыбельные. (339)
  • Собаки. (2481)
  • Совы. (484)
  • Соленья. Маринады.Заморозки.- Заготовки. (820)
  • Соусы, кетчупы, специи, пряности,подливки, майонез (425)
  • Спорт,отдых, развлечения, победы. (14)
  • Статуэтки. Фигурки. Шкатулочки. Часы. Посуда. (2058)
  • Стихи.Сонеты.Баллады.Колыбельные.И стихи-детям. (5750)
  • Схемы. (3991)
  • Таиланд.Вьетнам. Камбоджа. Мьянма. Сингапур. Лаос. (753)
  • Танцы. Балет.Театр. (679)
  • Татьянин день (80)
  • Тихий океан. Острова в Тихом океане. (107)
  • Торты. (885)
  • Традиции, обряды, игры, развлечения, колыбельные. (4)
  • Транспорт. (Машины, корабли, самолеты) Дороги. (244)
  • Турция.Египет.Эмираты.Афганистан.Иран.Ирак.Сирия (310)
  • Тюлени. Морские котики. Пингвины. (108)
  • Украина, Беларусь, Прибалтика.Молдова. (468)
  • Уроки. (331)
  • Уход за волосами, прически. (185)
  • Уход за собой. (226)
  • Уютный дом. Декор. Интерьер дома, в саду, в офисе. (2016)
  • Фаина Раневская. (20)
  • Фарфор. Керамика. Стеклянные фантазии. (1873)
  • Филиппины. Индонезия. Малайзия. Бали. Ява. (244)
  • Фиолетово! (56)
  • Флеш-Моб (15)
  • Фонтаны. Фонари. Скамейки. Лазерные шоу. (98)
  • Фото.Компьютерная графика.Цифровая живопись. (989)
  • Фотографии (мои, семейные, личные) (523)
  • Франция. Монако. (1449)
  • Фруктово- ягодно- овощное. (1217)
  • Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме. (1994)
  • Храмы. Соборы. Монастыри. Церкви. Часовни. (2263)
  • Цветущие:Сакура.Багульник.Сирень.Черемуха.Сады… (366)
  • Цветы комнатные. Советы по цветоводству. (852)
  • Цветы. Растения. Легенды о цветах. Всё о цветах. (6379)
  • Цитаты, мудрости, высказывания, афоризмы, заповеди (1747)
  • Чайно- кофейное. (877)
  • Черно-белое фото и черно-белый рисунок карандашом. (261)
  • Шитье. Переделки. Вышивка. (434)
  • Школьное… Дошкольное… (345)
  • Шляпки. Тюрбан. Чалма (213)
  • Шоколад. (126)
  • Шотландия. Великобритания. Ирландия. (961)
  • Этикет. Психология. Культура. Воспитание.Отношения (718)
  • Юмор. Приколы. Позитив. Веселое настроение. (1668)
  • Юридическая помощь. Консультации. (42)
  • Япония. (587)

Фразы, вырванные из контекста

Фраза: «Религия есть опиум для народа». (В значении отравы, наркотика.)
Контекст: «религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».(В значении отдушины, терапии.)
Фраза: «Убивайте всех, Господь узнает своих» (легат Арно Амальрик, 1209, вырвал Цезарь Хейстербахский сто лет спустя)
Контекст: «Ваше Святейшество, осада Безье завершилась прискорбнейше. Пока я совещался с баронами, решая, как вывести из города добрых католиков, дабы при штурме они не потерпели ущерба, наши слуги и другие люди подлого звания крикнули «К оружию!», ворвались в город без приказа, и прежде чем мы успели вмешаться, предали мечу до 20 000 человек без разбора на катаров и католиков и с криками «Убивайте всех». Молюсь, чтобы Господь узнал своих». (Арнольд Амальрих письмо папе Иннокентию III)
Более подробно
Фраза: «Цель оправдывает средства» — это вовсе не иезуитский девиз.
Контекст: Знаменитый иезуит Эскобар-и-Мендоза на самом деле сказал буквально следующее:
«цель сообщает деяниям их специфическую ценность, и в зависимости от хорошей или дурной цели деяния делаются хорошими или дурными»
Фраза:»Верую, ибо абсурдно».
Контекст: «Распят Сын Божий; не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий; оттого и заслуживает веры, что бессмысленно. И похороненный воскрес; несомненно, потому что невозможно» (Тертуллиан, De Carne Christi, 5.4).
Фраза: «О святая простота!» (Приписывается Яну Гусу, который будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост.)
Контекст содержится у Турания Руфина (345-410 гг.) в эпизоде, где описывается рождение Символа Веры в полемике святого Спиридона с одним из философов.Когда он увидел философа, глумящегося над нашими и наслаждающегося хитростью диспута, попросил у всех слова:
«Я бы хотел кратко побеседовать с философом». Тогда наши, которые знали простоту мужа и его неопытность в спорах, испытали некоторую стыдливость и испугались, как бы святая простота не вызвала насмешек у сведущих людей.»
(Руфин. «История церкви»)
Фраза «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» (королева Мария Антуанетта про голодные бунты 1780-х гг.)
Контекст: «Припоминаю, что одна известная принцесса сказала «Если у бедняков нет хлеба, пусть едят бриоши» («Исповедь», Жан-Жак Руссо, 1736)
Фраза: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества»
Контекст:»Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь.»
(Сочинения Филарета, Митрополита Московскаго и Колменскаго)
Фраза: «Каждая кухарка может управлять государством.»
Контекст: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.
(В. И. Ленин Удержат ли большевики государственную власть? 1(14) октября 1917 г).
Частью взято у ammosov

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *