Вышинский монастырь

Свято-Успенский Вышенский монастырь известен с ХVII века. Но обрёл широкую славу и пережил подлинный расцвет он в ХIХ веке — когда в нём подвизался выдающийся православный мыслитель и богослов святитель Феофан Затворник. Вот уже почти 400 лет Успенский Вышенский монастырь стоит на правом берегу реки Выши, неподалёку от впадения её в реку Цну. Первое письменное свидетельство об обители датировано 1625 годом. Тогда грамотой «великой старицы инокини Марфы Иоанновны» — матери первого русского царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича, — разрешался перевод Вышенского монастыря на новое место. До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в ХVI или в начале ХVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Челобитная о переводе монастыря не сохранилась, поэтому о том, что сподвигло монахов покинуть обжитую территорию, можно только догадываться. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Возможно, что инокам приходилось терпеть от окрестных жителей — мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве.

Существует предание, согласно которому монахи опустили в воду икону Божией Матери, чтобы Она указала место для монастыря. Там, где прибилась к берегу икона, и построили новую Вышенскую пустынь. А прежняя ещё до начала ХХ века ясно обозначалась могильными холмиками. Первым строителем монастыря на новом месте стал иеромонах Тихон, упомянутый в грамоте инокини Марфы. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он был настоятелем обители 36 лет, до 1661 года. Затем в течение 59 лет (до 1720 года) пустынью управлял игумен Герасим, при котором монастырь значительно увеличил свои земельные владения. В конце его настоятельства Вышенская обитель по каким-то причинам оскудела — в 1722 году в ней числилось всего четыре человека. В связи с этим в 1724 году пустынь приписали к находившемуся поблизости Свято-Николо-Чернеевскому монастырю. До середины ХVIII века состояние обители было довольно скромным. Известно, что в то время в ней стояли две деревянные церкви и жили всего четыре насельника. Как сказано в документах, «а угодий и доходов не имеется и не бывает». В 1761 году, при игумене Досифее, в монастыре возвели каменную Успенскую церковь, взамен сгоревшей деревянной, а в 1764 году Вышенская обитель снова получила самостоятельность. В 1774 году в Вышенской пустыни побывали пугачёвские отряды, разграбившие Успенский храм. Опись конца ХVIII века сообщает, что все строения монастыря (и ограда в том числе) оставались деревянными — кроме Успенской церкви; впрочем, и крыша последней была деревянной, да к тому же и пришедшей в совершенную ветхость.

В 1800 году начался период возрождения обители. Есть сведения, что епископ Тамбовский и Щацкий Феофил (до 1799 года — епископ Тамбовский и Пензенский), увидев насколько оскудела Вышенская пустынь, хотел упразднить её или, как вариант, приписать к Саровской пустыни. Однако потом он изменил своё намерение и поставил в монастырь настоятелем старца Тихона из Сарова. Вот как новый настоятель описывал тогдашнее состояние обители: «В церковной трапезе, где придел святителя и чудотворца Николая, пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке никак не способна. Келии деревянные, ветхие, а некоторые келии и забор вокруг монастыря почти развалились, да ещё мало келий для братии». В начале ХIХ века в пустыни подвизались лишь пятеро монахов и один послушник. За 44 года настоятельства отца Тихона в обители было сделано очень многое. Появились восемь корпусов для проживания братии, каменная ограда с башнями, ветхую деревянную колокольню заменили каменной четырёхъярусной, подняв на неё новые колокола. Но самой значительной постройкой стал каменный собор в честь Казанской иконы Божией матери, который начали возводить в 1831 году и к 1844 году достроили. Во времена игумена Тихона монастырь активно привлекал благотворителей, делавших солидные пожертвования на его благоустройство. Так, в 1837 году в Вышенскую пустынь поступил крупный денежный вклад от полковника Ивана Граве в размере 6000 рублей. К 1842 году в Вышенской обители числилось уже 34 монаха и 16 послушников. Святейший Синод, отмечая труды отца Тихона, наградил его напёрсным крестом и возвёл в сан игумена. Более десяти лет игумен Тихон трудился над возведением соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, не дожив до его освящения всего несколько дней.

Период возрождения Свято-Успенского Вышенского монастыря сменился периодом расцвета, который пришёлся на время управления обителью архимандритом Аркадием (1862-1907 гг.). В эти годы продолжилось интенсивное строительство и благоустройство обители. Так, в Успенской церкви поставили новый иконостас и новый престол; возвели каменную двухэтажную постройку с башней, на втором этаже которой располагались келии и кладовая, а в нижнем — келии и хлебопекарня; появились новые житницы, все корпуса в пустыни покрыли железной кровлей. За оградой монастыря обустроили каменный конный двор, скотный двор, прачечную, помещения монастырских служб и мастерских. В обители имелась даже аптека для братии и паломников, а также богадельня для престарелых монахов. В 1896 году выросла большая двухэтажная гостиница для богомольцев на 40 номеров и гостиница для приёма странников из простого народа. В 1890 году освятили новый Христорождественский собор, в начале ХХ века обновили иконостас в Казанском соборе. Стараниями архимандрита Аркадия в соседней деревне Купле в 1886 году была открыта монастырская школа. В 1890 году для школы на средства Вышенской обители построили двухэтажный каменный дом. При школе имелись церковь и квартиры для учителей. Именно при архимандрите Аркадии в Вышенской пустыни проживал святитель Феофан Затворник — с 1866 года до своей блаженной кончины в 1894 году. Будучи с 1872 года в полном затворе, святой Феофан вёл обширную переписку со всеми, кто нуждался в его наставлениях и духовной помощи. По свидетельствам современников, с каждой почтой ему приходило до 20 писем со всех концов России. И он отвечал на каждое письмо. Большое влияние оказывал архипастырь на внутреннюю жизнь обители. Говорят, что архимандрит Аркадий все свои дела начинал с того, что шёл за советом и благословением к святителю Феофану.

К 1915 году в монастыре числилось 45 монахов, 23 послушника, 36 временно проживающих и 7 человек, обитающих в монастырской богадельне. Период после 1917 года стал для Вышенской пустыни временем тяжких испытаний. В начале 1918 года у обители были отобраны все земельные угодья, а уже осенью за проведение крестного хода во избавление от эпидемии смертоносного «испанского» гриппа власти «арестовали» почитаемую Казанскую икону Божией Матери. Множество православных пошли освобождать образ. По свидетельству очевидцев этих событий, председатель местной ЧК, испугавшись народа, приказал открыть по верующим стрельбу из пулемёта. Много людей тогда погибло и получили ранения. В связи с этими событиями большевики наложили на Вышенскую пустынь штраф в размере 100000 рублей.

В 1923 году богоборцы закрыли монастырь. Церковные ценности были изъяты и разграблены, колокола сняты с колокольни и проданы, монастырское кладбище отдано под огороды, библиотека сожжена, здания частично заняты «Детским городком имени III Интернационала» и домом инвалидов. Успенскую церковь определили под театр, 80 насельников разогнали, и только в Христорождественском храме до 1938 года несколько иеромонахов продолжали совершать богослужения. Как рассказывали иеромонах Дорофей, «служба была… монастырская, и я во время богослужения на панихидах об упокоении поминал императоров Александра I и Александра II и III… как за обидчицу в первую очередь я молился за Советскую власть». Начиная с 1925 года в зданиях монастыря размещались детский сад, лесхоз, свиносовхоз, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Корпуса психбольницы располагались в помещении Успенского храма, в Феофановском корпусе. В 1960-х годах на территории обители содержалось до 900 больных. В Христорождественском соборе устроили зернохранилище, в одном из притворов — морг психбольницы. В середине 1970-х годов была разрушена колокольня.

Новая история Вышенской пустыни началась в 1990-х годах, когда часть монастырских зданий была передана Рязанской епархии РПЦ. Возрождать обитель решили как женскую. В 1994 году восстановили купола и кресты Христорождественского собора, в алтарной части храма положили деревянные полы и сделали амвон. В 1996 году в Успенской церкви обвалился купол, и её тоже передали Церкви. Спустя два года возрождённый Успенский храм был освящён, и в нём начались регулярные богослужения. В 2000 году монастырю отдали Феофановский корпус. В 2002 году в Вышенскую обитель вернулись святые мощи святителя Феофана, перенесённые крестным ходом из церкви преподобного Сергия Радонежского, что в селе Эммануиловка, где они почивали с 1988 года. Тогда для участия в перенесении мощей святителя приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

28 июня 2010 года в Свято-Успенском монастыре состоялось освящение Богоявленского храма, в котором совершал богослужения святитель Феофан, когда пребывал в затворе. Освятил храм, музей святителя Феофана и архирейские покои архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. 29 июня 2010 года для посетителей открылся и сам музей святителя Феофана Затворника. Экскурсии в нём организуют сами инокини, подробно рассказывая интересующимся об обители и о выдающемся православном подвижнике — святителе Феофане. Экспозиция размещена в четырёх залах. Ранее в этих помещениях Феофановского корпуса находились туберкулёзные больные. Для того чтобы привести его в надлежащее состояние, потребовалось четырежды провести дезинфекцию всего здания, перекрыть крышу, отреставрировать пристройку с лестницей на второй этаж, вставить новые окна, оштукатурить и покрасить стены. Постепенно, молитвами святителя Феофана и трудами насельниц обители идёт возрождение Вышенского монастыря. Недалёк тот день, когда он снова воссияет, как в ХIХ веке, когда святитель Феофан сказал о нём: «Вышу можно променять только на Царство Небесное».

Из журнала «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 83, ООО «Де Агостини», 2010

2015 г. — празднование юбилея выдающегося церковно-государственного деятеля, великого подвижника и богослова святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Отец Феофана затворника, Василий Тимофеевич Говоров, был священником и отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства, он был назначен на ответственную должность благочинного и нес ее в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, а также любовь и уважение подчиненных. Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный.

В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник» .

От отца же святитель Феофан затворник унаследовал сильный и глубокий ум. Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этом развивался в отроке дух церковности.

Так под мудрым руководством отца и нежной, любовной попечительностью матери при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства: у родителей кроме Георгия было еще три дочери и три сына.

Учеба Святителя Феофана Затворника в училище и семинарии

Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. Отец Василий руководил обучением и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием», – пишет один из биографов святителя Феофана затворника И. Н. Корсунский.

Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» . А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий» .

Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан Затворник находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения» .

Паломнические поездки.

Cвято-Успенский Вышенский монастырь принимает паломников из разных концов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья.

Главное меню.

Первое письменное упоминание об Успенском Вышенском монастыре относится к 1625 г., когда грамотой «Великой старицы» инокини Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, разрешался перевод монастыря на новое место, туда, где он находится в настоящее время. До этого монастырь находился в нескольких верстах вверх по течению р. Выша.

В конце XVIII в. все строения монастыря были сосредоточены в южной части монастырской территории, северная часть территории была занята под огород и луг. Рядом с Успенской церковью стояла деревянная (дубовая) колокольня, а вблизи от нее несколько деревянных небольших построек. Еще южнее был построен хозяйственный двор.

В 1818 г. в середине северного прясла ограды возводится каменная четырехъярусная колокольня с Троицкой церковью во 2-м ярусе. К северу от Успенской церкви в 1832 году начинает строиться летний Казанский собор.

В 1866 г. преосвященный Феофан, освобожденный по своему прошению от управления Владимирской епархией, поселяется в Вышенской пустыне, где живет до самой смерти (1894 г.). Именно в это время Вышенская обитель становится, подобно Оптиной пустыне, одним из центров духовной жизни России. С 1880 г. в жизни пустыни отмечается новый подъем. В этот период сильно возрастает популярность преосвященного Феофана Затворника, в монастырь устремляется все большее число паломников и богомольцев.

С 1881 г. с южной стороны, за оградой монастыря возводится обширный комплекс каменных хозяйственных построек, где в конце XVIII в. был деревянный хозяйственный двор. В 1890 г. была расширена ограда монастыря с северо-восточной стороны. В 1894 г. начинается строительство двухэтажной каменной гостиницы, которая в 1896 г. была закончена. Одновременно возводится последний северо-западный участок ограды, и территория монастыря приобретает прямоугольную вытянутую с севера на юг форму плана. В 1895 г. были построены: большой каменный хлебный амбар, новый ледник и квасоварня.

В советское время была разобрана колокольня, разрушена верхняя часть северо-восточной угловой башни, утрачена часть хозяйственных построек.

В эти годы в монастыре располагалась психиатрическая больница. В 1989 г. монастырский комплекс был возвращен Рязанской епархии Русской Православной Церкви и начался новый этап его возрождения.

Объемно-пространственная композиция храма линейная, образована восьмериком на двухсветном четверике и пониженными полуциркульной апсидой и протяженной трапезной с притвором.


В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.
Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.
Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.
Вышенский затворник
Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником — сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *