Высказывания старцев

Сретенская семинария 06.06.2016 48733

В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.

Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твое старание и вложит в сердце твое любовь.

Преподобный Амвросий Оптинский

Когда заметите в себе невольное чувство неприязни к кому-либо, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.

Преподобный Амвросий Оптинский

Как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву.

Преподобный Антоний Великий

Блаженный Августин

Не заблуждайся относительно знания о том, что будет с тобой после смерти: что здесь посеешь, то там и пожнешь. После исхода отсюда никому уже нельзя достичь успеха. Здесь делание, – там воздаяние, здесь подвиг, – там венцы.

Преподобный Варсонофий Великий Не оставляй молитвы, ибо как тело, лишаемое пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти.

Святитель Геннадий Константинопольский

Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных.

Святитель Григорий Богослов

Когда начинаешь читать или слушать Священное Писание, помолись Богу так: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою». Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению.

Преподобный Ефрем Сирин

Когда человек утратит сочувствие к миру, – мир утратит влияние на человека.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть.

Священномученик Иларион (Троицкий)

Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей.

Святитель Иннокентий (Борисов)

Скоро гибнут насекомые, когда прельщаются блеском ночного светильника: скоро гибнем и мы, когда обольщаемся красотой суетных благ!

Святитель Иоанн Златоуст Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.

Святитель Иоанн Златоуст

Беги создания, если хочешь иметь Создателя.

Святитель Иоанн Златоуст

Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя.

Святитель Иоанн Златоуст

Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом.

Святитель Иоанн Кассиан

Когда начнут хвалить нас, поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.

Преподобный Иоанн Лествичник Когда пожелаешь наставить кого на добро, упокой его сперва телесно и почти его словом любви. Ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться на лучшее, как телесные блага и уважение, какое он видит от тебя. Затем с любовью скажи ему слово или два, и не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться.

Преподобный Исаак Сирин

Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего.

Преподобный Исаак Сирин

Если ты не в состоянии заградить уста клевещущего на друга своего, то, по крайней мере, остерегись от общения с ним.

Преподобный Исаак Сирин

Если кто обращается с братом хитростью, не минует печали сердечной.

Преподобный авва Исайя

Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием. Так мечтанием обогащения и корысти настроили они нечестивого Иуду предать Господа и Бога.

Святитель Исихий Иерусалимский

Бог слушает и исполняет молитву человека, когда человек исполняет Его заповеди. «Слушай Бога в заповедях Его, – говорит святой Иоанн Златоуст, – чтобы Он услышал тебя в молитвах твоих». Человек, соблюдающий заповеди Божии, всегда мудр, терпелив и искренен в своих молитвах. Таинство молитвы состоит в соблюдении заповедей Божиих.

Преподобный Иустин (Попович)

Цитаты о святости

Святость требует совсем немного ума!

Святой Филипп Нери

Святой Дух обитает в невинных и простых умах.

Святой Филипп Нери

…чтобы затем цветок дал хороший плод, плод смирения, плод терпения, плод всех добродетелей, приют и средоточие Святого Духа; и таким обычно бывает тот, кто часто причащается.

Святой Филипп Нери

Я ищу спасения, ищите же его и вы! Нельзя служить двум господам… Слишком трудно спастись мужу государственному.

Святой Луиджи Гонзага

Не в том познается достоинство, что бывает человеку много видений и утешений, или искусен он в писаниях или восходит на высшую степень; но в том, что утвержден человек на истинном смирении и исполнен божественной любви, во всем ищет славы Божией чистою и бескорыстною мыслью, себя самого ни во что вменяет и презирает искренно, и у других лучше любит быть в унижении и в презрении, нежели в почете.

Фома Гемеркен Кемпийский «О подражании Христу»

Есть такая пословица: «Дай Богу всё и Он тебе даст всё». Я много раз убеждалась в этом.

с.Виктория Занёва O.S.F.

Никогда человек не бывает так велик, как в ту минуту, когда он преклоняет колени перед Господом.

св. Папа Иоанн XXIII

В жизни есть только одна трагедия — не быть святым.
Леон Блой

Когда Стефан, родитель святого Луки, заболев, скончался, человек Божий, оставив земледелие, предался книжному научению. Усердствуя особенно в богомыслии и изучении молитв, божественный юноша так преуспевал, что вознося ум свый к Богу, иногда и телесно возвышался от земли, как это однажды ясно видела мать его Ефросиния. Заметив раз, что сын ее долго не выходит из комнаты своей, она, желая узнать, что он делает, посмотрела тайно в скважину и видела его молящимся: его ум был вперен к Богу, всем же телом своим он стоял в воздухе, СОВСЕМ не прикасаясь земли и отстоя от нея как бы на один локоть; это Евфросиния видела не разъ, но дважды или трижды, и весьма этому дивилась; после она с клятвою передавала о том другим.

Димитрий Ростовский, «Житие преподобного отца нашего Луки Ефесского»

О, блаженное одиночество, о единственное блаженство! (O, beata solitudo, o sola beatitudo!)

Когда мы пресыщены, богаты и довольны собой, мы скользим по поверхности жизни. Тогда как одиночество, печаль заставляют нас обратиться внутрь себя, чтобы найти там подлинное богатство, подлинную силу, подлинную поддержку. Жизнь великих людей полна испытаний. Каждый, кто сделал в своей жизни что-либо значительное, часто чувствовал себя одиноким и много страдал.

Мать Тереза

Мы настолько счастливы, насколько соединены с Богом. И поэтому самое важное, что можете делать в жизни – это искать святости (святость – это и есть единство с Богом)…

о. Александр

католический священник

Нормой для человека есть святость (единство с Богом).

о. Александр

католический священник

И Католическая, и Православная Церковь почитает святых первого тысячелетия (до раскола 1054 г.).
Католическая Церковь с уважением относится к современным святым Православной Церкви.

о. Александр

католический священник

Чуткость – начало святости. Тот, кто научится быть чутким, уподобится Христу, Который, будучи кроток и смирен сердцем, всегда прежде всего думал о других.

Мать Тереза

Быть святым – значит оградить себя от всего, что не есть Бог. Это означает раскрыть свое сердце, освободиться от всего суетного, забыть свои желания и стать рабом воли Божией.

Мать Тереза

Единственная разница между святым и грешником – в решимости, в твердом намерении слушать слово Божие и соблюдать его всей жизнью так, как это делала Дева Мария.

Мать Тереза

Святость – это не роскошь для немногих. Это простая обязанность, твоя и моя.

Мать Тереза

Доброта – вот почва, на которой расцветает святость. Я никогда не слышала, чтобы добрая душа сбилась с пути.

Мать Тереза

Никто из нас не овладел наукой смирения так, как это сделала Мария. Она отказалась от себя. Она опустошила Себя. И Бог наполнил Ее благодатью. Она была наполнена Божией благодатью и, значит, наполнена Богом. Это произошло, потому что Она жила только ради Него.

Мать Тереза

Помогая другим, мы не становимся святыми… Мы становимся нормальными!

Не знания делают нас святыми, а добродетели.

Дон Боско

Ногами ходите по земле, а сердцем живите в небе!

Дон Боско

Во время этого пути святой Климент усердно молился Христу Богу, чтобы Бог сподобил его во все дни его жизни терпеть мучения за Его святое имя. Тогда он получил откровение от Бога, что с прошедшими уже годами его мучения до полного совершения мученического подвига он должен прожить двадцать восемь лет среди непрерывных страданий. Святой весьма обрадовался этому, ибо он был всецело поглощен несказанною любовью ко Христу Богу своему. Он желал пребывать в лютых мучениях за Христа долгое время и умирать многократно во все дни жизни.

Димитрий Ростовский (Туптало) «Житие и страдание святого священномученика Климента, епископа Анкирского, и святого мученика Агафангела и прочих с ними»

Ногами ходите по земле, а сердцем живите в небе!

Дон Боско

Хотя стать святым в тысячу раз сложнее, чем стать учёным, не каждый может стать учёным, но каждый может стать святым!

св. Хосемария Эскрива

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

св. Фома Аквинский

У каждого святого — есть прошлое. У каждого грешника — есть будущее.

Оскар Уайльд

О сем преподобном отце нашем Евфимий преподобный Кириак отшельник, ученик его, свидетельствует следующее: «никогда мы не видали его вкушающим, кроме субботы и воскресенья, ни беседующим с кем-либо, за исключением великой необходимости, ни спящим его на боку, но иногда лишь дремлющим сидя; иногда же он брался обеими руками за веревку, протянутую в углу его кельи и так, по телесной необходимости, немного спал.

Димитрий Ростовский (Туптало) «Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого»

Душе, ищущей Господа, знакомо чрезмерное сладостное удовольствие, которое возникает при потере чувств и впадении в транс.

Дыхание и все телесные силы будто покидают ее; она даже руки не в силах поднять без ощущения сильной боли. Глаза невольно закрываются; а если они все еще открыты, то ничего не видят. Чтение невозможно, ведь буквы нельзя различить. Уши слышат, но что-то непонятное. Чувства бездействуют, только затрудняя собой плодородность души. Но даже в таком случае они, скорее, причиняют душе боль. Бесполезно пытаться произнести что-либо, ведь невозможно придумать ни одного слова. Даже если предпринять попытку что-то сказать, все-равно не нашлось бы силы вымолвить это.

Исчезает всякая телесная мощь, хотя духовная сила возрастает, чтобы душа могла пережить это наслаждение. Велико и ощутимо также внешнее наслаждение, которое теперь становится явным.

св. Тереза Авильская

Когда их повели, Коприй сказал старцу:

– Молись за меня, мой учитель, ибо я весьма страшусь мучения.

Старец сказал:

– Не бойся, чадо! Будь мужествен, вспомни о своих, принятых тобою на себя с самого детства твоего в пустыне, постнических подвигах и трудах, мужественно подъятых во славу Божию. Помнишь ли, как ты провел без пищи тридцать пять дней? Помнишь ли еще, как, распинаясь Христу (Гал.2:19), ты стоял в течение двенадцати дней неподвижно с распростертыми крестообразно руками? Разве ты забыл, как ты ложился на жесткие камни и на острые черепки? Если всё это в течении твоей жизни ты охотно терпел ради Христа, то зачем ты боишься теперь этой муки, продолжающейся один только час?

Коприй, утвердившись этими словами, с просветленным лицом, без боязни, пошел вместе с старцем к сковороде. Когда они всходили на нее, Патермуфий сказал:

– Брат Коприй, возведи очи твои горе!

Коприй же, взглянув на небо, сказал:

– Вижу приближающихся ангелов, главы которых покрыты росою. Молю тебя, отец, скажи им, чтобы они не гневались на меня за то, что я отрекся от Христа.

И таким образом оба они вошли на сковороду и ходили как на лугу, насмехаясь над мучителем, ибо сковорода тотчас же совершенно остыла.

Димитрий Ростовский «Преподобные Патермуфий и Коприй»

Каждый воскресный день он находил пред собою чистый хлеб, доставлявшийся невидимою рукою, и, вкусив хлеба этого с благодарением, он опять до следующего воскресенья оставался без пищи и не чувствовал изнеможения от голода.

Димитрий Ростовский «Преподобный Патермуфий»

У меня нет ни минуты свободного времени, — писал он уже в 1919 году, — все время я трачу на то, чтобы освобождать братьев от сетей Сатаны.

Антонио Сикари «Блаженный отец Пио из Пьетрельчины»

Святой день ото дня устремлялся к большим подвигам и восходил к более совершенным добродетелям, так что сподобился быть собеседником Ангелов. От Ангела Божия он узнал и о своем преставлении, за тридцать дней до смерти. Готовясь к исходу, святой исполнился великой радости.

Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) «Память преподобного Исихия Постника»

Мама сама подвела девочку к алтарю, советуя ей: «Проси Иисуса, чтобы он сохранил твое сердце. Особенно же проси его, чтобы он сделал тебя святой».

Антонио Сикари «Блаженные Франсиско и Хасинта Марто»

… девочка, не умевшая ни читать, ни писать, имела святую маму, которая каждый день обучала ее катехизису и рассказывала ей жития святых (она часто говорила: «Что за прелесть — эти жития святых!»)

Антонио Сикари «Блаженные Франсиско и Хасинта Марто»

Некоторые души гибнут, если только внезапно не сталкиваются и не сопоставляют себя со святостью.

Антонио Сикари «Святой Альфонс Мария де Лигуори»

Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь…

Левит 20:26

Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Левит 19:2

Что же до всего остального, то каждый свой даже самый незначительный поступок она сопровождает молитвой: сам Иисус научил ее использовать простые и красивые выражения. Например, надевая покрывало, она должна сказать: «Помилуй меня, Господи, ибо я не сохранила для Тебя одного красоту моего лица».

Антонио Сикари «Святая Бригитта Шведская»

Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках.

Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».

Первое послание Петра 1:15-16

Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

Послание к Евреям 11:35-38

Ему дали номер 30492 — таково было число заключенных, предшествовавших ему… Когда в конце 1945 года лагерь прекратит свое существование, нумерация уже дойдет до 180 000, не считая тех, кто был убит сразу же, не получая номера… Однажды прибыли сразу более тысячи священников-поляков.

Лагерь был разделен на тридцать блоков, три из которых были предназначены для священнослужителей; каждый блок имел четыре двойных общих помещения, каждое из которых должно было содержать по сто заключенных. Однако это число доходило и до трехсот пятидесяти, так что несколько человек должны были спать на одних нарах. Впрочем, они так исхудали, что помещались там без труда!

Они должны были работать как каторжники по тринадцать часов в день, и не было ни воскресений, ни выходных. Включая работу, переходы и переклички, день изнурительного труда начинался в четыре утра и заканчивался в девять вечера. Питание: по 250 граммов хлеба утром и вечером, обед — миска горячей воды с пригоршней красной капусты или свеклы, иногда по картофелине. Ферма, куда Титус должен был ходить на работу выращивать лекарственные травы, — надо было распахивать землю, мотыжить, выносить камни — называлась «Вилла любви». Хотя другие священники всячески старались ему помочь, они должны были поддерживать его во время перехода, так как он не выдерживал этого ритма, который был для него еще более тяжким из-за постоянных жестоких наказаний: пинков, ударов кулаком и плетью до крови. Остальные говорили, что «с ним обращались, как с истерзанным Христом».

Но никогда и ни по какому поводу из его уст не исходило ни малейшей критики в адрес его мучителей. Напротив, он сказал о надзирателе, ударившем его палкой так, что у него кровь пошла из носа: «Бедолага, мне так жаль его, я не могу на него обижаться».

Антонио Сикари «Блаженный Титус Брандсма»

В этой камере я чувствую себя как дома. О beata solitudo! (лат.: «О блаженное одиночество!»). Я один, это так, но никогда еще Господь не был мне так близок. Мне хочется кричать от радости, потому что Он вновь, в своей полноте дал мне найти Себя; я никого не жду, и никто не может прийти ко мне. Бог — мое единственное убежище, и я чувствую себя счастливым и под защитой. Я навсегда останусь здесь, если Ему это угодно. Редко я бывал так счастлив и доволен.

Блаженный Титус Брандсма

Все, что произошло вслед за этим, стало нам известно от одной совершенно особенной свидетельницы: от свидетельницы, чье имя не оглашается, так как ее разыскивает международная полиция по обвинению в том, что она стала причиной гибели тысяч депортированных. Это она убила Титуса и покаялась именно потому, что воспоминание о нем ее не оставляло. Тогда она была молодой девушкой и работала медсестрой, но из страха подчинялась бесчеловечным приказам врача-офицера. Фактически она приводила в исполнение все смертные приговоры. Сейчас это очень пожилая женщина, и с той поры она живет в покаянии и в муках из-за своего прошлого.

Это она рассказала «под секретом», что Титус «при поступлении в лазарет уже был в списке мертвых».

Это она рассказала об опытах, проводившихся над больными, в том числе и над Титусом, и о том, как против ее желания ей врезались в память слова, с которыми он переносил жестокое обращение: «Отче, да будет не моя воля, но Твоя».

Это она рассказала о том, что все больные ненавидели и обзывали ее самыми обидными словами; и о том, как она была поражена, что этот старый священник обращался к ней с деликатностью и уважением отца: «Однажды он взял меня за руку и сказал: «Какая Вы несчастная девушка, я буду молиться за вас!»»

Это ей заключенный подарил свои жалкие четки, сделанные из меди и дерева, а когда она раздраженно сказала, что они ей не нужны, потому что она не умеет молиться, Титус ответил ей: «Не обязательно читать полностью «Ave Maria»; говори только «Молись за нас, грешных»».

Это ей в тот день, 25 июля 1942 года врач отделения дал шприц с сенильной кислотой, чтобы она ввела ее в вену Титуса. Это был привычный жест, медсестра уже выполняла его сотни раз, но несчастная вспоминает: «Весь тот день мне было плохо».

Инъекция была сделана без десяти два; в два часа Титус умер: «Я находилась там, когда он скончался… врач сидел у постели со стетоскопом, для видимости. Когда сердце перестало биться, он сказал мне: «Эта свинья издохла»».

Антонио Сикари «Блаженный Титус Брандсма»

Эта девушка из семьи магистратов и консулов, прекрасная как ангел, решительно отказалась поклониться идолам; она с радостью подставила лицо под удары, пожертвовав его красотой… не пролив ни единой слезинки и не издав ни единого стона. Но никто не смог отнять у нее красоту души до тех пор, пока меч наконец-то ни дал ей смерть, которой она искала…

Святой Амвросий

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

От Матфея 5:44-48

Я надеюсь, что Мари (старшая из дочерей) будет доброй девушкой, но я хотела бы, чтобы она была святой, и я хотела бы видеть святой и тебя, милая Полин. Я тоже хотела бы стать святой, но не знаю, с чего начать, — так много надо всего сделать, что я ограничиваюсь желанием. Я часто говорю в течение дня: «Боже, как бы я хотела быть святой!» А затем не делаю добрых дел! И однако же, пора бы начать…

Мари-Зели Герэн

Всякое тело стремится туда, куда влечет его сила тяжести: камень падает вниз, огонь поднимается вверх (…).

Блаженный Августин

Мы настолько счастливы, насколько святы…

о. Александр
католический священник

Я ищу счастья, но настоящее счастье я нахожу только в Боге… Я должна исполнять волю Иисуса, ничего не ища и ничего не желая, радостно и весело… Умоляю Иисуса помочь мне победить себя, понять то, что хорошо и что плохо, помочь мне и вдохновить на исполнение Его святой воли, и ничего другого я не ищу…

Святая Мария Бертилла Боскардин.

У меня нет ничего своего собственного, кроме моей воли… и я, по милости Божьей, готова и полна решимости во что бы то ни стало никогда и ничего не делать по своей воле…

Святая Мария Бертилла Боскардин.

Чтобы быть всегда с Тобой на Небе, я хочу разделить с Тобой здесь, на земле, все горести этой долины слез. Я хочу сильно любить Тебя, идя на жертвы, на крест, на страдания.

Святая Мария Бертилла Боскардин.

Иисус мой, заклинаю Тебя твоими святыми ранами, вели мне скорее тысячу раз умереть, чем совершить хотя бы один поступок, который бы заметили!

Святая Мария Бертилла Боскардин.

Стремление к святости и уверенность, что и для нее это возможно с Божьей помощью, защитили ее от ухода в себя, от нервного истощения, от жизненного кризиса.

Святая Мария Бертилла Боскардин.

Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».

Первое послание Петра 1:16

Если ты пришел в Церковь искать святых людей, то ты ошибся.
Если ты пришел сюда искать Бога, то сделал правильный выбор.

Св. Иоанн Златоуст

  • Дети пишyт Богy
  • Цитаты об алкоголизме
  • Цитаты об ангелах
  • Цитаты великих ученых-физиков
  • Цитаты о благословении
  • Цитаты о блуде
  • Цитаты о Боге
  • Цитаты о болезнях
  • Цитаты о борьбе с нечистой силой
  • Цитаты о вере в Бога
  • Цитаты о воспитании детей
  • Цитаты о времени
  • Цитаты о грехе
  • Цитаты о деньгах
  • Цитаты о жизни после смерти
  • Цитаты об искушениях
  • Цитаты об исповеди
  • Цитаты о красоте
  • Цитаты о лени
  • Цитаты о любви
  • Цитаты о милосердии
  • Цитаты о молитве
  • Цитаты о монашестве
  • Цитаты о нём и о ней
  • Цитаты о посте
  • Цитаты о почитании отца и матери
  • Цитаты о правде
  • Цитаты о православии
  • Цитаты о преодолении страха
  • Цитаты о работе
  • Цитаты о святом Причастии
  • Цитаты о святости
  • Цитаты о Слове Божьем
  • Цитаты о смысле жизни
  • Цитаты о страдании
  • Цитаты о счастье
  • Цитаты о Церкви
  • Цитаты о чудесах
  • Другие христианские цитаты
  • Християнські цитати українською
  • ← все публикации

    Изречения преп. Амвросия Оптинского

    Галина Петровна Черкасова,
    Государственный Исторический музей (Москва)

    Доклад прочитан на секции «Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего» во время работы Оптинского форума-2010

    И, зажегши свечу, не ставят ея под сосудом,
    но на подсвечнике, и светит всем в доме.

    Мф. 5, 15

    Быстротекущая река времени приближает благословенную Оптину пустынь к двум знаменательным датам. В 2012 году исполнится 200 лет со дня рождения прп. Амвросия Оптинского, а в октябре будущего 2011 года, 120 лет его праведной кончины.

    На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, преподобный Амвросий, этот яркий светильник русской святости, был первым из собора преподобных отцов и старцев Оптинских причислен к лику святых для всероссийского почитания.

    Обретенные в 1998 году мощи старца Амвросия покоятся во Введенском соборе возрожденной Оптиной Пустыни. Рядом расположен образ Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный по благословению старца Амвросия в последний год его земной жизни. Здесь, в этой святой обители, 52 года «духом любви неотступно пребывал» старец Амвросий, являясь «наставником монашествующих, всем же людям учителем ревностным». Поток верующих, чтущих великого старца и прибегающих к его благодатным молитвам, не удалось остановить ни лихим годам безверия, ни годам поругания и разорения Оптиной пустыни.

    Расцвет и величие Оптиной пустыни приходится на век XIX, когда в ней в полной мере было восстановлено, как образ духовного руководства, преемственное старчество. Начало старческому руководству в Оптиной пустыни было положено иеросхимонахом Львом (Леонидом) (Наголкиным), который был учеником ученика Паисия Величковского, схимонаха Феодора (Пользикова †1822). В течение двенадцати лет, с 1829 по 1841 годы, старец Лев совместно со своим ближайшим учеником и сотаинником иеромонахом Макарием (Ивановым †1860) установили тот порядок иноческой жизни, который, благодаря укреплению и процветанию в ней старческого подвига, вывел Оптину пустынь на особое положение в русском обществе. До закрытия обители, почти столетие, в ней существовало преемственное старчество, явившее миру целый сонм замечательных старцев, исполненных духа Христова, а сама обитель, благодаря им, стала в XIX веке духовным сердцем России.

    Старец Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) был тем любвеобильным нервом, который заставлял это сердце биться; к нему влекло людей разных сословий и званий, мирских и монашествующих, богатых и бедных, простецов и мудрецов для разрешения своих как духовных, так и житейских вопросов. Старец Лев и старец Макарий, которому первый передал своего любимого молодого послушника Сашу «из полы в полу», тем самым, поручив его особому попечению, стояли у духовной колыбели великого старца Амвросия. Возросший духовно под их руководством о. Амвросий старчествовать начал рано, с 1848 года, но еще как бы прикровенно. А вот 8 мая 1852 года старец о. Макарий, уезжая из скита в Москву, поручает духовное назидание братии о. Амвросию. И до конца земного пути старца о. Макария отец Амвросий оставался помощником ему по старчеству. После кончины старца о. Макария, последовавшей 7 сентября 1860 года, о. Амвросий будет нести бремя старческого служения до конца своей земной жизни.

    Почти 30 лет, до последнего отъезда старца о. Амвросия в июле 1890 года в Шамординскую женскую общину, двери его хибарки, расположенной вблизи скитской ограды, справа от колокольни, будут открыты. Открыты для всех душ, ищущих спасения – и в этом отличительная черта оптинского старчества: оно служило всему русскому народу, сюда шли со всех концов России, находя утешение и духовное просвещение. По словам о. Агапита, старец о. Амвросий «бодрено стоял на божественной страже, всею своею любящей душей предавшись служению ближним, входя во все человеческие скорби, печали и немощи, помогая словом, делом и дарованиями духовными».

    Живое общение с народом Божиим, общие благословения, и уединенные беседы, вопросы и его ответы в «самой простой, отрывочной и нередко шутливой» форме – сколько же их было за эти годы? Современник пишет так: «ни звание человека, ни состояние не имели никакого значения в его глазах. Ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти ее, поставить на истинный путь. С утра до вечера, удрученный недугом, старец принимал посетителей, подавая каждому по потребности. Слова его принимались с верой и были законом. Благословение его или особенное внимание считалось великим счастьем; и удостоившиеся этого выходили от него крестясь и благодаря Бога за полученное утешение».

    Впечатление от общения со старцем Амвросием хорошо передают многочисленные воспоминания его духовных чад и посетителей, сохраненные в нескольких жизнеописаниях старца. В них же мы находим и отдельные изречения старца, которые тщательно записывались и сохранялись в памяти беседующих с ним. Сказанное в яркой и образной, иногда шутливой форме, слово его, «растворенное солию благодати Божией, имело особую силу и было могуче – действенно».

    Было и другое пастырское служение старца Амвросия – его переписка с многочисленными духовными чадами, как монашествующими, так и мирянами. Это эпистолярное наследие старца содержит много мудрых наставлений и духовных советов для души, ищущей спасения. В основе их лежит евангельское и святоотеческое учение. Сам старец объяснял это так: «я свое мнение основываю на словах Священного Писания, чтобы оно было твердо». В его письмах есть ответы на многие вопросы, и каждое его слово направлено к одной цели – к спасению души того, кто к нему обращается.

    Эти два направления в пастырском служении старца Амвросия – духовное окормление общества и переписка с многочисленной паствой – были основными, показывающими всю полноту и величие его духа. Нам оставлены воспоминания о нем современников, его духовных чад и посетителей его хибарки; жизнеописания, составленные разными авторами, дающие возможность представить его облик, его живую речь, согретую отеческою любовью, и, наконец, бесценные письма старца – назидательные и показывающие верный путь к спасению души.

    Духовное Наследие преподобного Амвросия Оптинского включает в себя:

    1. Письма, написанные им в течение его пастырской деятельности как ответы на вопросы монашествующих – 432 письма, из них 41 письмо – это общие праздничные приветствия, написанные к праздникам Рождества и Пасхи с 1870 по апрель 1891 года; и ответы на вопросы мирян – 236 письма; и выделенные отдельно четыре письма, из которых три написаны старцем Амвросием в конце 50-х годов разным адресатам от имени старца Макария и, вероятно, поэтому выделенные, и одно – письмо старца Амвросия к К.Н. Леонтьеву, впервые опубликованное Сергием Четвериковым в 1912 году в составленном им жизнеописании старца Амвросия.

    2. Изречения старца Амвросия, записанные его духовными детьми, которые помещались в его различных жизнеописаниях.

    В данной статье сделана попытка прикоснуться к сокровищнице духовной мудрости, оставленной старцем Амвросием, содержащейся во второй части его Духовного Наследия – в изречениях.

    Понимая термин «изречение» как поучение, правило и замечательную мысль, становится понятно, насколько серьезна поставленная задача.

    Вероятно, правильнее не разделять письма, которые предназначались для духовной пользы адресата и в которых содержались советы и назидания, и изречения, присутствующие в жизнеописаниях, а рассматривать их вместе, тем более что такой опыт уже есть.

    Так, в первом обзоре эпистолярного наследия преподобного Амвросия, который был сделан в 1969 году игуменом Иоанном (Масловым), как кандидатская диссертация на кафедре патрологии Московской Духовной Академии, в части III, использованы изречения старца Амвросия, взятые как из писем, так и жизнеописаний.

    Данную работу с жизнеописаниями старца Амвросия следует рассматривать как некоторый предварительный подход к этой большой теме.

    Жизнеописания преподобного Амвросия, в которых помещались изречения, стали появляться сразу после кончины старца, последовавшей 10(23) октября 1891 года. В дореволюционное время их было несколько.

    Уже в № 12 за 1891 год журнала «Душеполезное чтение» и далее, в 1892 году, вышло сочинение Е. Поселянина «Отец Амвросий», которое явилось первой публикацией о старце агиографического характера. Кстати, в ней находим и несколько изречений старца Амвросия. Но главное, на что стоит обратить внимание, это горячий призыв автора, который был преданным духовным чадом старца: «Придет время, когда об отце Амвросии заговорит весь крещенный мир Русской земли, и тогда всякая черта его жизни, его кратчайшее слово, станет дорого. Когда это будет, известно Богу. А пока – на всех лицах, которым послан был дар узнать отца Амвросия и прочувствовать его образ, лежит долг – не утаивать такого сокровища. Самым малым силам должно исполнить все, что возможно; тогда, из хора негромких голосов, выйдет великая похвала, и один из основных и совершеннейших образов народного русского духа подымется во всей своей красоте».

    Призыв был услышан, и современники откликнулись – в Оптину пустынь стали приходить письма личной переписки, которые в монастыре тщательно переписывались и отправлялись обратно адресату. И уже с 1892 года журнал «Душеполезное чтение» начинает публиковать письма старца Амвросия вплоть до 1915 года, когда было напечатано последнее письмо, встречающееся в этом журнале. Некоторые письма печатались и в других изданиях, но все они или публиковались в журнале «Душеполезное чтение», или вошли в сборники писем старца Амвросия, изданные Оптиной пустынью. Уже в 1906 году Оптина пустынь издает сборник писем к мирянам, а в 1908–1909 годах – два сборника писем к монашествующим.

    В это же время, с конца 1891 года, журнал «Душеполезное чтение» публикует и «Изречения старца Амвросия Оптинского, записанные разными лицами себе на память, преимущественно сестрами Шамординской, устроенной старцем, общины». В течение 1892 года их было опубликовано 90 в следующих номерах журнала №№ 1, 2, 3, 5 и 10. К сожалению, обещанные журналом дальнейшие публикации не были осуществлены.

    В это же время появляется и еще одно жизнеописание старца Амвросия, написанное архимандритом Григорием (Борисоглебским) и напечатанное сначала в журнале «Душеполезное чтение», а затем вышедшее и отдельной книгой.

    Наконец, в 1900 году выходит из печати жизнеописание старца Амвросия, составленное архимандритом Агапитом (Беловидовым). По этому поводу в «Летописи скита Оптиной пустыни» сделаны две записи, а в предисловии к изданию о. Агапит писал: «Первою и главною побудительною причиною к составлению предлагаемого жизнеописания оптинского старца, батюшки иеросхимонаха Амвросия, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном дорогом старце и великом благодетеле, изливавшем милости свои не только на сожительствовавших с ним отцев и братий, но и на других очень-очень многих лиц, вдали от него живших. Во-вторых, желалось составить жизнеописание старца возможно полное, собрав разные о нем сведения, появлявшиеся в печати в разное время и в разных духовных журналах, а также и в рукописях, и устные о нем рассказы близких к нему лиц. Наконец, в-третьих, хотелось представить сведения о жизни старца тщательно проверенные, так как во всех, доселе вышедших жизнеописаниях его замечаются погрешности».

    «Немеркнующим памятником русской агиографии начала века» назвал это сочинение Р. Багдасаров, готовящий репринт этого издания в 1992 году в издательстве «Посад». «Оно сочетает в себе исчерпывающий набор сведений, строгую продуманность изложения и боговдохновенную озаренность в осмыслении жития тогда еще не канонизированного святого. Это житие пастыря, написанное пастырем, житие старца – другим старцем».

    Архимандрит о. Агапит был одним из столпов оптинского благочестия. Старцы о. Нектарий (Тихонов) и о. Варсонофий (Плиханков) были в числе многих скитских братий, которые пользовались духовным окормлением у о. Агапита. Над жизнеописанием прп. Амвросия о. Агапит работал по соборному благословению оптинских старцев во главе с о. Иосифом (Литовкиным). Этот труд готовился как наиболее полный материал для грядущей канонизации святого, в которой тогда никто не сомневался. «Когда это будет, известно Богу.» – писал Е. Поселянин; это свершилось через сто лет, но свершилось, и Слава Богу!

    К 100-летию со дня рождения старца Амвросия, в 1912 году, «старая» Оптина издает последнее дореволюционное жизнеописание старца, написанное протоиереем Сергием Четвериковым. Кроме появления новых источников о старце Амвросии, а именно: писем, сообщений и пр., вышедших к этому времени, автор объясняет свое побуждение составить новое описание жизни старца своим «желанием пожить в лучах его духовного света, пережить шаг за шагом обстоятельства жизни Старца», и «найти себе и назидание, и утешение, и нравственную опору».

    Из перечисленных четырех жизнеописаний старца Амвросия особого внимания заслуживает «Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле, в двух частях» Схиархимандрита о.Агапита (Беловидова). Вышедшее тиражом 1900 экземпляров, издание быстро было распродано. Дважды это оптинское издание, в 1965 и 1990 годах, репринтно переиздавалось в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США, штат Нью-Йорк); и, наконец, в 1992 году репринтно переиздается издательством «Посад» при участии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а в 1997 году вновь издано Оптиной Пустынью.

    Это жизнеописание готовилось как наиболее полный материал, который собирался и редактировался одним из братий скита. Существует предположение, что этим собирателем мог быть о.Варсонофий (Плиханков), старец Оптиной пустыни, который в эти годы исполнял послушание летописца.

    Жизнеописание старца Амвросия, написанное схиархимандритом о. Агапитом, по замечанию о. Сергия (Сидорова), отличается особой духовной ясностью, передает дух учения великого старца, сохраняет звуки его речи и его внешний облик, заставляя почитать его не только как мужа мудрого, но преисполненного любовью к грешникам, как святого.

    Внимательное прочтение этого жизнеописания выявило 401 изречение старца Амвросия в различных обстоятельствах – на общих благословениях, в беседах с духовными детьми, рассказанных притчах и т. п.

    Сравнивая их со списком изречений, записанных сестрами Шамординской обители и опубликованных в журнале «Душеполезное чтение», нетрудно заметить, что большая их часть, а именно 50 изречений, включены о. Агапитом в свое сочинение иногда в несколько иной редакции, но, главное, часто с объяснением смысла изречения.

    В НИОР РГБ в архиве Оптиной пустыни существуют «Записки о Шамординском монастыре», которые необходимо посмотреть. Возможно, и там есть изречения, записанные сестрами монастыря при общении со старцем Амвросием.

    Вероятно, дальнейшая работа над изречениями старца Амвросия должна быть поставлена так: внимательный анализ текста остальных трех жизнеописаний, сравнение с тем, что включено в жизнеописание старца Амвросия о. Агапитом и постепенное приближение к наиболее полному количеству изречений, оставленному нам современниками старца. При этом очень важно сравнение разных редакций одного и того же изречения.

    В дальнейшем, следует сгруппировать их по определенным темам, напр.:

    Спасение и пути его достижения:

    — исполнение заповедей Божиих;

    — покаяние и очищение сердца от страстей (тщеславие и гордость, самолюбие, уныние, сребролюбие, осуждение, зависть);

    — самоукорение и смирение как основа любой добродетели;

    — терпение находящих скорбей;

    — страх Божий;

    — молитва и пр.

    А пока вернемся к о. Агапиту, одному из замечательных оптинских агиографов. В жизнеописании старца Амвросия, составленном о. Агапитом, подробном и достоверном, такова оптинская традиция, мы видим живого старца Амвросия – болезненного, часто страдающего, но мужа мудрого и преисполненного великой любви к приходящим к нему людям. Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Вот некоторые из них:

    • Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

    • Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

    • Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.

    • Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.

    • Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

    Страх Божий есть начало очищения совести.

    • Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

    • Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.

    • Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

    • Кто уступает, тот больше приобретает.

    • Смиряйся, и все дела твои пойдут.

    • Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

    • Тщеславие и гордость — одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.

    • Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

    • Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.

    • Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.

    • Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

    • Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.

    • Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

    Будем верить, что духовное наследие великого старца будет постоянно изучаться, и новые драгоценные жемчужины его мудрости будут помогать нам, как и его современникам, жить и спасаться, надеясь на милость Божию и помня слова старца Амвросия: «Смотрите, крепко беритесь и держитесь за мою мантию…».

    Литература:

    1. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле, в двух частях. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. (Репринт 1900).

    2. Андроник (Трубачев), игум. Преподобный Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1993.

    4. Протоиерей Сергий Четвериков. Описание жизни блаженныя памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной Пустыни и ее старчества. Составлено по прежним жизнеописаниям и по новым источникам. Издание Козельской Оптиной Пустыни. Типография Казанской Амвросиевской Шамординской женской Пустыни. 1912.

    5. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2007.

    7. Журнал «Душеполезное чтение», 1891, 1892.

    Из молитвы прп. Амвросию старцу Оптинскому.

    Там же.

    Там же. Ч. I. С. 96.

    Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., «Русский язык». 1979. Т. 2. С. 33.
    Вл. Даль определяет «изречение» как «поучение, правило», как «замечательную мысль», выраженную в немногих словах.

    О. Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000. С. 88.

    1 – Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде-лютеранину; 2 – Ответ благосклонным к латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви; 3 – По поводу о церковном поминовении лиц, не принадлежавших к Православной Церкви.

    О. Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000. С. 147-179.

    Литературный псевдоним Евгения Николаевича Погожева (1870-1931), духовного писателя, публициста.

    Душеполезное Чтение. 1892. № 2. С. 378.

    «Душеполезное чтение». 1891. № 12. С. 629.

    В миру Николай Иванович Борисоглебский (1867–1893), духовный писатель, воспитанник Московской духовной Академии, в которой состоял инспектором, магистр богословия.

    Григорий, архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхим. Амвросия. М., 1893.

    В миру Алексей Иванович Беловидов † 1922. Из духовного сословия. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Пострижен в мантию 17 июня 1872 года в Оптиной пустыни. 28 августа 1873 года рукоположен во иеродиакона, 28 июля 1876 года – в иеромонаха. С августа 1883 года – настоятель Лихвинского Покровского Доброго монастыря, 13 апреля 1890 года возведен в сан игумена. В 1894–1897 годах он – настоятель Мещовского Георгиевского монастыря, где становится архимандритом 26 мая 1896 года и с 19 апреля этого года – «благочинным половинной части монастырей Калужской епархии». В следующем году старец по своему прошению был помещен на покой в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где проживал с 4 ноября 1897 года в скиту. Награды: набедренник (1881 год), наперсный крест (1886 год) и орден Святой Анны III степени (1894 год).

    НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-367. Л. 16–16 об.; 34. «1900 г. Март 10. О. архимандрит Агапит составил полное жизнеописание старца иеросхимонаха о.Амвросия. Рукопись одобрена преосвященным Макарием, епископом Калужским и Боровским. Вопрос о том, когда и на какие средства будет печататься рукопись, еще окончательно не решен. Материалом для составления сего жизнеописания послужили преимущественно сказания о жизни старца, братии монастыря и скита, которые собирал и редактировал один из братий скита». и «1900 г. Сентябрь 10. Воскресенье. Получена в скиту книга «Жизнеописание в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле». Книга отпечатана в Москве в типографии Снегиревой в количестве 1900 экземпляров. Из цензуры вышла 27 августа сего года и предназначена в пользу Оптиной Пустыни. Книга представляет собой полное жизнеописание старца, так как в ней собраны сведения, как появлявшиеся в печати, так равно и рукописные и устные сведения о жизни старца. Книга составлена живущим в скиту на покое архимандритом Агапитом».

    Протоиерей Сергий Четвериков. Описание жизни блаженныя памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной Пустыни и ее старчества. Составлено по прежним жизнеописаниям и по новым источникам. Издание Козельской Оптиной Пустыни. Типография Казанской Амвросиевской Шамординской женской Пустыни. 1912.

    Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2007. С. 19.

    Там же. С. 16.

    Предположение высказано Р. Багдасаровым при подготовке репринтного издания в 1992 году.

    Ф. 213. К. 49. Ед.хр. 3.

    О любви

    Св. Апостол Павел (1 послание к Коринфянам, 13:4)
    «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему верит, уповает, все терпит. Любовь никогда не проходит».

    Митрополит Антоний Сурожский
    И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!

    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
    Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку.

    Архимандрит Рафаил Карелин
    Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других.

    Святитель Николай Сербский
    Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.

    Святитель Николай Сербский
    «Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу».

    Преподобный Сергий Радонежский
    «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

    Монах Симеон Афонский
    «Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.
    Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.
    Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви.
    Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь».

    Преподобный Амвросий Оптинский
    Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

    Митрополит Антоний Сурожский
    Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.

    Митрополит Антоний Сурожский
    «Если человек несет в себе большую любовь, эта любовь окрыляет, и все жизненные испытания переносятся с большей легкостью, поскольку человек несет в себе великий свет. Это и есть вера: быть любимыми Богом и позволять Богу любить себя во Христе Иисусе».

    О Жизни

    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
    «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».

    Императрица Александра Феодоровна Романова
    «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи».

    Преподобный Амвросий Оптинский
    Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

    Монах Симеон Афонский
    «Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими».

    Преподобный Серафим Саровский
    «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».

    Преподобный Амвросий Оптинский
    Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.

    Святой праведный Алексий Мечёв
    Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости — словом, привлек ко Христу своим примером.
    Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

    Старец Паисий Святогорец
    Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться.

    Святой праведный Иоанн Кронштадский
    Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.

    Об отношении к ближнему

    Архимандрит Иоанн Крестьянкин
    Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!

    Митрополит Антоний Сурожский
    Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.

    Святитель Николай Сербский
    Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!

    Святой праведный Иоанн Кронштадский
    Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.

    Преподобный Амвросий Оптинский
    «…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная».

    Преподобный Силуан Афонский
    «Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них».

    Святой праведный Алексий Мечёв
    Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.

    О браке и семье

    Святитель Иоанн Златоуст
    «Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».

    Митрополит Антоний Сурожский
    «Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем».

    Святой праведный Иоанн Кронштадский
    Которого ребенка не прогрели (любовью) родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел.

    Священник Александр Ельчанинов
    Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

    Старец Паисий Святогорец
    Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение.

    Святитель Тихон Задонский
    Если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте.

    Святитель Иоанн Златоуст
    Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

    Святитель Феофан Затворник
    Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет.

    Святитель Тихон Задонский
    Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова.

    Святитель Иоанн Златоуст
    Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

    Святитель Григорий Богослов
    Если у тебя необуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не даёт места нескромному слову.

    О Боге и богопознании

    Старец Ефрем Святогорец
    Цель молитвы состоит в том, чтобы соединить человека с Богом, принести Христа в сердце человека. Где действие молитвы, там и Христос со Отцом и Святым Духом — единосущная и нераздельная Святая Троица. Где Христос — Свет мира, — там вечный свет мира: там мир и радость, там ангелы и святые, там веселье Царства.
    Блаженны те, которые облачились в Свет мира — в Христа — еще в настоящей жизни, потому-что они уже начали носить одежду нетления…

    Свт. Иоанн Златоуст
    Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.

    Митрополит Антоний Сурожский
    «Бог приближается к нам всегда, Он всегда близок, но мы Его ощущаем только сердцем любящим и смиренным. Искорка любви у нас бывает, а вот смирения очень мало».

    Святитель Николай Сербский
    Для духовного человека в небесах существуют три окна: в первое смотрит верующий разум, второе открыто для уповающего сердца, третье — для любящей души. Тот, кто смотрит только в одно окно, увидит лишь треть неба. Кто смотрит сразу в три, тому открыто небо целиком. Святая Варвара прорубила три окна в башне, в которую ее заточил отец–язычник, чтобы так исповедовать свою веру во Святую Троицу. Чтобы увидеть Божественную Троицу в Ее Единстве, мы должны узнать самих себя как троицу в единстве. Ибо только троица может созерцать Троицу.

    Митрополит Антоний Сурожский
    «В Ветхом Завете увидеть Бога значило умереть; в Новом Завете встреча с Богом означает жизнь».

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *