Высший церковник

Практически по каждой общине, которая присоединилась к Православной церкви Украины, есть судебные иски со стороны российской церкви.

Источник: Укринформ со ссылкой на предстоятеля Православной церкви Украины Епифания во время пресс конференции по случаю первой годовщины его интронизации

Прямая речь: «Конечно, те процессы, которые мы видели сразу после вручения Томоса, были более активными, сейчас они в определенной степени приостановились и много на это причин, которые я не раз уже озвучивал. Это связано и в определенной степени с какими-то политическими аспектами, сейчас, к сожалению, и некоторые областные администрации блокируют перерегистрацию, московский патриархат любым способом пытается приостановить этот процесс через судебные иски.

То есть практически по каждой общине, которая присоединилась к нашей церкви, сейчас соответствующий иск со стороны Русской православной церкви. Они пугают людей, создают искусственно конфликты, делают картинку для того, чтобы потом ее дальше тиражировать не только в Украине, но и за рубежом».

Детали: Епифаний отметил, что общины, которые присоединились к ПЦУ, сделали это в соответствии с Конституцией Украины и украинским законодательством. Он считает, что в будущем будет еще одна «волна переходов от российской церкви в Украине в Православую церковь Украины».

Кроме того Епифаний напомнил, что в течение прошлого года в ПЦУ присоединились около 600 общин и добавил, что ПЦУ открыта для православных украинцев, которые стремятся быть в этой церкви и строить ее дальше.

Он также напомнил, что УПЦ МП по закону должна указать в своем названии принадлежность к России.

Прямая речь: «Почему я называю – Русской православной церкви, потому что Украинская православная церковь Московского патриархата должна по закону перерегистрироваться в Русскую православную церковь. И это не удивительно. Если вы хотите иметь своим религиозным центром Москву, то почему не называете вещи своими именами? Пожалуйста, назовите себя Русской православной церковью и не вводите православных украинцев в заблуждение!»

Что было раньше: Митрополит Православной церкви Украины Епифаний заявлял о препятствовании со стороны областных госадминистраций переходам приходов от УПЦ МП в ПЦУ.

Напомним:

  • 15 декабря 2018 года украинские церкви объединились в единую Православную церковь Украины, ее возглавил митрополит Эпифаний. Представители Российской православной церкви (УПЦ МП) преимущественно отказались признать ее, но отдельные приходы переходят в ПЦУ.
  • 5 января 2019 года в Стамбуле подписали томос об автокефалии украинской церкви, 6 января патриарх Варфоломей передал его митрополиту Киевскому и всей Украины Епифанию.
  • Собор иерархов Греческой (Элладской) церкви 12 октября 2019 года признал автокефальную Православную Церковь Украины.
  • Элладская церковь стала первой после Вселенского Патриархата среди поместных православных церквей мира, которая признала ПЦУ и вступает с ней в евхаристическое общение.
  • После этого чрезвычайный синод Русской православной церкви уполномочил главу РПЦ патриарха Кирилла не вспоминать во время богослужений предстоятеля Элладской православной церкви Иеронима.
  • Позже РПЦ прекратилаевхаристическое общение с главой Элладской церкви 3 ноября за то, что тот признал автокефалию Православной церкви Украины.
  • 8 ноября старейший после Вселенского патриархата Александрийский патриархат официально признал автокефальную Православную церковь Украины.
  • Митрополит Православной церкви Украины Епифаний считает, что в следующем году еще 4 поместные православные церкви могут признать автокефалию ПЦУ.

Колодники Святейшего Синода: правовой статус и государственное юридическое оформление

А.Р. ПАВЛУШКОВ — доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук

В статье рассматриваются вопросы оформления юридического статуса колодников Святейшего правительствующего Синода. Они составляли особую категорию арестантов духовного ведомства, находившихся под стражей на время предварительного или повторного следствия. В юридической и исторической литературе научных исследований по этой категории заключенных практически нет, поэтому обращение к данной теме представляет научный интерес. Историко-правовая реконструкция строится исключительно на архивных материалах и документах Синода XVIII в.

Ключевые слова: Русская православная церковь; Святейший правительствующий Синод; Сенат; церковно-каноническое право; церковная юрисдикция; пенитенциарная практика монастырей; колодники; именные церковные инструкции; церковное судопроизводство; религиозные и государственные преступления; монастырское заключение; судебная секуляризация.

Kolodniky (arrested persons) of the Apostolic Synod: the legal status and legal implementation

Святейший Синод — государственный орган управления Русской православной церковью, существовавший в России с 1721 по 1917 гг. Компетенция его была достаточно разнообразной и касалась вопросов регулирования религиозной, семейной и духовной политики Российской империи. Синод стал одним из главных органов управления, встроенных в обширный государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «правительствующий», но фактически по своему статусу имел соподчиненное положение, так как многие решения Синода должны были предварительно получить одобрение Сената. Об этом свидетельствует переписка высших судебных инстанций, содержание которой указывает на то, что все наиболее

важные вопросы Синод всегда согласовывал с Сенатом, тогда как Сенат входил в сношения с Синодом только по делам определенного рода. В частности, Синод был обязан присылать сведения обо всех колодниках, содержащихся в духовном ведомстве1.

Императорский указ 1722 г. предписывал создание в Синоде органов управления, соответствующих гражданской службе. Уточнялось, что Святейший Синод в духовных делах имеет такую же силу, как Сенат в светских2. В соответствии с этим постановлением при Синоде учреждалась специальная канцелярия для ведения следственных мероприятий. При ней создавались помещения для содержания колодников.

Обращение к изучению данной категории лиц представляет интерес в силу ее мало-

изученности, что дает возможность более полно оценить процесс взаимодействия государства и церкви в вопросах разграничения судебной юрисдикции.

Прежде чем рассматривать данную тему, необходимо сделать несколько уточнений.

Во-первых, в качестве мест заключения помещения духовного ведомства использовались и раньше. На Европейском Севере России такая практика была повсеместной. Местами заключения служили не только монастыри, но и специальные помещения при архиерейских домах для проведения предварительного расследования. Поэтому появление при Синоде тюремного помещения вследствие исполнения императорского указа нельзя рассматривать как попытку государственного вмешательства в дела церкви путем наделения церкви несвойственными ей карательными функциями. В данном случае подобная мера является отражением утилитаризма, чем была проникнута вся государственная политика Петровской эпохи.

Во-вторых, вопреки расхожему мнению большинства исследователей, в северные монастыри ссылали не только за религиозные и семейные преступления. Материалы архивов свидетельствуют о многочисленных фактах, когда в монастырские остроги отправляли за уголовные и государственные преступления, а также политических противников в целях их устранения. Можно сказать, что к началу XVIII в. пенитенциарная практика северных монастырей сложилась, она формировалась достаточно хаотично и процессуально не была отрегулирована. Государство и сама церковь были заинтересованы в разграничении тюремной компетенции.

Понятие «колодники» стало широко использоваться в нормативно-правовых актах государства и церкви в начале XVIII в. Его происхождение связано со словами «колода» и «колодка» — деревянные приспособления, которые надевались на ноги заключенным для предупреждения их побега. Отсюда выражение «посадить в колоду». Разграничение колодников по половому признаку, на что указывает С.И. Ожегов, в государственных актах не выявлено3. Понятие «колодница» можно обнаружить только в локально-нормативных документах распорядительного характера, когда речь шла о составлении отчетов о поведении каждого заключенного и требовались поименные сведения о каждом из них. По справедливому замечанию

В.И. Даля, «колодник» — это собирательное понятие, обозначавшее узника, «подстраж-ного арестанта», «заключенника», неволь-

ника4. В нормативных документах XIX в. эта категория стала обозначаться термином «арестант».

Колодники духовного ведомства — это лица, которые находились в местах заключения, относящихся к ведению церкви. Принципиальной особенностью правового статуса этой категории лиц было то, что основная форма наказания сопровождалась мерами увещевательного характера. При этом режим изоляции и непосредственная форма исполнения наказания в виде лишения свободы могли иметь широкие разновидности, о чем говорят решения судебных инстанций, сопроводительные письма (документ, регламентирующий режим содержания заключенного, который через конвоиров передавался настоятелям) и именные церковные инструкции. Последние выписывались Святейшим Синодом и предназначались архимандритам на право осуществления судебных полномочий. Отличием их было то, что они, во-первых, имели конкретного адресата и выдавались далеко не всем; во-вторых, спектр обозначенных судебных полномочий, несмотря на типовую схожесть, все-таки отличался (в каждом случае перечень судебных полномочий перечислялся отдельно с указанием специфики).

Данные инструкции являлись важнейшим источником церковного права и были особенно распространены в XVIII в. Их появление являлось следствием огромного числа коллизий, когда за одни и те же преступления устанавливалась подсудность правонарушителей различным судебным инстанциям: государственным и церковным. Инструкции уточняли судебную компетенцию архимандритов, чтобы снять возможные противоречия при производстве следственных мероприятий и вынесении судебного решения. Например, Судебная инструкция архимандриту Лаврентию, выданная 22 мая 1722 г., в жесткой форме устанавливала пределы субъектной компетенции. Он мог рассматривать только «духовные дела» в отношении лиц духовного звания. Инструкция четко определяла правовой статус архимандрита. Он контролировал исполнение священниками обязанностей в соответствии с духовным регламентом, принимал челобитные с жалобами на духовных лиц и вел по ним расследования, наказывал правонарушителей. Параграф 13 предусматривал возможность применения различных форм наказания (штраф и «держание в узах» в тюремном помещении при монастыре)5.

Особую категорию лиц составляли колод-

ники Святейшего Синода. Речь идет о лицах, которые обвинялись в религиозных или государственных преступлениях, либо особых случаях, когда требовалось вмешательство высшей судебной инстанции Русской православной церкви (по причине исключительной сословной принадлежности обвиняемого, некомпетентности местных духовных судебных палат и др.). На время следствия колодники находились в изолированном помещении при Синоде под охраной воинской команды.

Для проведения следственных мероприятий в Синоде была создана канцелярия, куда входили как духовные, так и светские чиновники. Будучи высшей судебной инстанцией церкви, Синод рассматривал жалобы, апелляции, ходатайства, доносы (пока они были не запрещены). Члены судебной канцелярии Синода принимали присягу, которая практически не отличалась от присяги военных и гражданских служащих.

Святейший правительствующий Синод проводил дознание лиц, обвинявшихся в тяжких преступлениях, подлежавших компетенции духовного ведомства. Сразу оговоримся, что в начале XVIII в. понятия «тяжкое преступление» еще не существовало. Однако современный контекст содержания этого понятия уже вполне сложился. Он был связан с судебной практикой, когда наиболее резонансные следственные дела производились одновременно церковным и светским ведомствами. К таким относились преступления, связанные с обвинением духовных лиц в совершении уголовных преступлений, а также в причастности к расколу, принуждению к вступлению в другую веру; убийства по неосторожности, убийства незаконнорожденных детей, кровосмешение и некоторые другие деяния.

Для рассмотрения таких дел документы, собранные первичной инстанцией (местными духовными властями), направлялись в Синод вместе с обвиняемыми. Этих лиц называли колодниками. Однако в отличие от «тюремных сидельцев» они находились в Синоде только на время проведения следствия. Количество колодников в разное время менялось. Например, в 1722 г. общее число колодников при всех коллегиях составляло 66 чел. Точных данных по количеству колодников, содержавшихся при духовной коллегии, не обнаружено. На основе сопоставления можно предположить, что эта цифра приблизительно могла достигать 20 чел.

Помещений для колодников при Синоде первоначально не было вообще. Они рассылались по ближайшим монастырям или

другим ведомствам. Дальнейший прирост колодников поставил вопрос о необходимости строительства для них специальных помещений. Кроме того, этому способствовало несколько обстоятельств.

Во-первых, некоторые инструкции Синода предписывали настоятелям монастырей «ловить самовольно шатающихся священнослужителей и церковнослужителей» и отправлять их в Синод, если они не возвращались на прежние места службы, для определения их дальнейшей судьбы6. В период секуляризационной кампании число самовольных отлучек и случаев бегства священнослужителей заметно увеличилось, однако возможности Синода для временного содержания беглых были ограничены.

Во-вторых, был расширен список правонарушений священнослужителей, которые подлежали рассмотрению Синодом с обязательным присутствием обвиняемых. Например, обязательной отсылке в Синод под караулом подлежали священники, которые продолжали службу при лишении этого права. В ряде случаев прямо говорилось, что лица духовного звания, совершившие «важные преступления», должны отсылаться в Синод с «обстоятельными доношениями»7.

В-третьих, в начале XVIII в. механизм судебного делопроизводства был регламентирован и требовал соблюдения определенных правил, более жесткого контроля, что в свою очередь заставило Синод более серьезно относиться к вопросам охраны колодников8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1721 г. Военной коллегии было предписано выделить помещения в Санкт-Петербурге для колодников, присылаемых из Святейшего Синода. Они должны были содержаться отдельно от колодников Канцелярии тайных розыскных дел. Причиной подобного решения явилось отсутствие у Синода «надлежащей военной охраны и мест под содержание колодников». Синоду с этого момента разрешалось требовать в военном гарнизоне Петербурга «удобные места для колодников, в которых бы они содержались крепко»9. В результате было начато строительство нескольких тюремных помещений для колодников Синода и Сената по отдельности10. Имеющаяся в нашем распоряжении деловая переписка между Синодом и Сенатом говорит о сложности государственно-церковных отношений по вопросам организации охраны колодников. В частности, из Синода постоянно поступали жалобы в Сенат на то, что Военная коллегия плохо организует и контролирует караульную службу колодников11.

24 марта 1721 г. в Синод прибыло 16 военных для несения караульной службы во главе с лейб-гвардии Семеновского полка капралом Семеном Артемьевым из Военной коллегии, однако у прибывших не было ни оружия, ни продовольствия. Синод направил жалобу и просил Сенат «дать распоряжение о присылке для них фузей, шпаг и епанчей в связи с тем, что из Канцелярии тайных розыскных дел в Синод поступает много колодников по обвинению в важных государственных делах». Военная коллегия чуть позже прислала еще 7 военных для охраны, но их определили по монастырям в связи с тем, что они были не нужны в таком количестве12.

Содержание колодников Синода происходило за счет государства. Для уменьшения расходов их разрешалось отдавать на мануфактуры Московской губернии или отпускать для сбора милостыни. Лица, обвиняемые в государственных преступлениях, могли собирать милостыню только при отсутствии работ. Для поиска «прокорма» женщины направлялись на прядильные мануфактуры, мужчины — на земляные работы. Оплата была единой: первоначально — четыре деньги в день на одного человека, затем — шесть денег в сутки. Оплату производил владелец мануфактуры. На него ложилась и ответственность за охрану колодников. Разрешалось также по просьбе частных лиц использовать колодников и на других работах. В большинстве случаев они находились на месте работы постоянно, проживая в специальных помещениях. Во время церковных праздников и в воскресенье использовать применение трудовой повинности запрещалось. Владельцы мануфактур обязаны были предоставлять питание синодальным колодникам бесплатно.

По всей видимости, условия содержания колодников были плохие. В официальных рапортах Синода говорится, что «многие колодники претерпевают голод, к тюрьмам милостыни никто не приносит, и колодники от голоду лежат при смерти»13. Многие владельцы мануфактур отказывались брать колодников по причине неэффективности их труда. Поэтому вопрос об их содержании по-прежнему стоял остро.

Для организации работ колодников Синоду был определен бывший двор адмирала Головина, а на доктора Бидла возлагалось общее руководство. Интересным является тот факт, что лица, обвиненные в преступлениях по челобитным или доносам частных лиц, содержались исключительно за счет последних. Запрещалось их привлекать и к

общественным работам, отпускать для сбора милостыни. Остальным колодникам разрешалось собирать милостыню при строгом соблюдении регламента: их одновременное количество не должно было превышать 20 чел., все они были соединены железной цепью. Однако в дальнейшем сбор милостыни был запрещен14.

С середины 1722 г. количество колодников в Синоде сократилось. Причиной стало постановление Сената от 04.06.1722 г. о том, что все должники, находящиеся при коллегиях на следствии, должны ссылаться на галеры при невозможности возместить долг государству. При «ревизион-конторе» под руководством двух назначенных офицеров создавался особый стол для осуществления правежа (допроса с пристрастием) и взыскивания недоимок. На основании этого распоряжения Синод приказал вывести всех колодников, которые содержались по обвинению в растрате церковных (казенных) денег, и отправить на каторгу, если те не погасят растрату15. Отправка таких колодников на каторгу происходила неоднократно, что подтверждено официальными документами16.

К колодникам, находившимся в Синоде, могли применяться пытки. Действующее законодательство разрешало применять пытку даже в отношении несовершеннолетних. Принцип презумпции виновности являлся основой уголовного законодательства того времени. Лицо, обвиняемое в совершении преступления, обязано было самостоятельно предоставить доказательства своей невиновности или, выдержав несколько пыток, подтвердить свое алиби одинаковыми показаниями. Следует, однако, заметить, что по отношению к колодникам духовного ведомства пытки применялись все-таки реже, чем в гражданских следственных инстанциях. Обвиняемое лицо могло жаловаться в Синод на производимые пытки. Так, 17 января 1722 г. в Синод поступила жалоба от секретаря Василия Федорова, который находился в приказе церковных дел по обвинению в «растрате денег государевой казны в сумме 27 рублей». Эти деньги он собрал как штраф с людей, не явившихся на исповедь, но в казну их не зачислил. В. Федоров пишет, что уже 15 недель находится на «правеже» и жалуется на архимандрита Антония, по приказу которого его неоднократно били и истязали. Обвиняемый признался в растрате, однако в высшую церковную инстанцию обратился с просьбой о материальной поддержке, чтобы Синод ему эту растрату простил или дал денег для возврата в казну. Постанов-

ление Синода было предельно лаконично: в течение двух недель деньги вернуть или «сослать на галерные работы»17.

Подведем некоторые итоги.

В начале XVIII в. среди заключенных духовного ведомства появляется новая категория — колодники Святейшего Синода. Правовой статус этой группы лиц был юридически оформлен несколькими нормативными документами Сената и Синода и касался вопросов их содержания, местонахождения и финансирования. Колодники Святейшего

щ примечания

1 См.: Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи. СПб., 1872. Т. 2: 1722. № 457. С. 108

2 См.: Там же. № 693.

3 См.: Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 284.

4 См.: Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М., 2004. С. 99.

5 См.: Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи. № 630. П. 13. С. 300.

6 См.: Там же. № 582. П. 4.

7 Там же. № 630. П. 13-14.

8 См.: Там же. № 582. П. 6, 16-17.

9 Там же. СПб., 1879. Т. 1: 1721. № 36. С. 50.

10 См.: Там же. № 201. С. 252.

11 См.: Там же. Т. 1: 1721. № 201. С. 253.

12 См.: Там же. № 50. С. 64.

13 Там же. № 874. Т. 2. С. 565-566.

14 См.: Там же. № 822.

15 См.: Там же. № 688. С. 345-345.

16 См.: Там же. № 354, 714, 831.

17 Там же. № 354. С. 12.

Синода — это лица, которые направлялись в высшую судебную инстанцию церкви для производства следственных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделение этих лиц в особую группу связано с общей тенденцией усиления вмешательства государства в судебную юрисдикцию РПЦ. Регламентация содержания колодников Синода устанавливалась государством и строилась на тех же принципах и правилах, как и предварительное заключение в местах, подчиненных гражданскому ведомству.

2 Sm.: Tam zhe. № 693.

3 Sm.: Ozhegov S.I. Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka. M., 2003. S. 284.

4 Sm.: Dal’ V.I. Bol’shoj illjustrirovannyj tolkovyj slovar’

russkogo jazyka. Sovremennoe napisanie. M., 2004.

S. 99.

25 августа 2020 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Священного Синода со вступительным словом.

«Благодарю вас, что вы прибыли в град Москву, несмотря на сложности сообщения, обусловленные и эпидемиями, и вообще непростыми обстоятельствами, через которые проходят наши народы, народы тех стран, которые, в том числе по церковной линии, представляют некоторые члены нашего Синода. Но тем не менее жизнь жительствует, возникают новые проблемы, нередко достаточно сложные, которые нам сегодня придется решать. Поэтому благодарю всех за прибытие в Москву. Пусть Господь помогает нам в принятии тех решений, которые предстоит обсуждать», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Далее с докладом о деятельности Церкви в период пандемии коронавирусной инфекции выступил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, председатель Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции митрополит Воскресенский Дионисий.

Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии.

Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан; архиепископ Подольский Тихон; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник Патриархия.ru

МОСКВА, 25 августа. /ТАСС/. Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) включил руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу) в состав Высшего церковного совета (ВЦС). Это первый случай, когда в состав совета включена женщина, сообщил ТАСС во вторник заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

«Постановили: включить в состав Высшего церковного совета игумению Ксению (Чернегу), руководителя Правового управления Московской Патриархии», — говорится в журналах заседания Синода, опубликованных во вторник на сайте церкви.

По словам Кипшидзе, игумения Ксения уже неоднократно участвовала в работе ВЦС как эксперт. «Действительно, до этого женщины не входили в состав Высшего церковного совета в качестве постоянных членов. При этом для обсуждения каких-то отдельных вопросов на Высший церковный совет приглашаются необходимые специалисты совершенно безотносительно их половой принадлежности, то есть Высший церковный совет по своей природе не является структурой, которая когда-либо была закрыта для содержательного вклада специалистов, какой бы половой принадлежности они ни были. Матушка Ксения многократно участвовала в деятельности Высшего церковного совета, не будучи постоянным членом этой церковной структуры управления», — сказал он.

Игумения Ксения также подтвердила ТАСС информацию о своем назначении, и о том, что является первой женщиной в составе ВЦС.

По мнению Кипшидзе, церковь не живет в логике современных корпораций, ставящих во главу угла гендерное представительство в органах своего управления. «У церкви совершенно другая логика, и самое главное, что основой этой логики является то, что нет во Христе ни эллина, ни иудея, ни мужского пола, и ни женского. Поэтому вопрос конкуренции мужчин и женщин внутри церковной природы, в которой все едино, на мой взгляд, не является актуальным и острым, как это происходит за пределами церкви», — заключил Кипшидзе.

Об игумении Ксении

Игумения Ксения (в миру — Оксана Чернега) родилась в 1971 году в Москве, в 1993 году окончила Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) по специальности «Правоведение», а в 1998 году — аспирантуру МГЮА, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты». В 2004-2010 годах она была юрисконсультом Московской патриархии, а с 2010 года руководит ее Правовым управлением. 26 августа 2009 года она была пострижена в иночество с именем Ксения в честь святой благоверной княгини Ксении Тверской.

Решением Священного синода от 16 июля 2013 года она была назначена игуменией Алексеевского ставропигиального женского монастыря в Москве. 23 декабря 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл постриг ее в монашество с именем Ксения в честь святой блаженной Ксении Петербургской. 30 марта 2014 патриарх возвел ее в сан игумении.

ВЦС является исполнительным органом РПЦ, действующим при патриархе Московском и всея Руси. Патриарх Кирилл выступил с инициативой о его создании в 2011 году. В компетенцию ВЦС, согласно положению о нем, входят координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, обсуждение текущих вопросов церковной жизни, принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских соборов и т.д.

Мы продолжаем наш рассказ о выставке в Музее военной формы одежды под названием «Награды Русской Православной Церкви. За труды понесенные». На этот раз наш обзор будет посвящен наградной системе Русской Православной Церкви, сложившейся в 2013 году, после принятия «Постановления о наградах Русской Православной Церкви» на Архиерейском соборе.
Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за заслуги в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.
Важным новшеством в орденах Русской Православной Церкви является установление каждому ордену орденского знамени. Орденское знамя изготовляется по образцу церковных хоругвей и представляет собой прямоугольное полотнище (190смХ80см) с бахромой, висящее на перекладине и закрепленное на древке. Навершие знамени имеет купольную форму и увенчивается крестом (навершие ордена Славы и чести крестом не увенчивается). Орденское знамя изготовляется в единственном экземпляре и хранится в орденском храме. Кстати вот еще одно возрождение традиций императорских орденов – орденский храм. В день главного престольного праздника орденское знамя может выноситься для участия в Крестном ходу. Цвета орденского знамени повторяют цвета ленты соответствующего ордена. На лицевой стороне знамени изображена звезда первой степени соответствующего ордена.
Также на орденоносцев Русской Православной Церкви возлагается попечение о различных богоугодных заведениях, таких как больницы, богадельни, приюты, школы и так далее. Орденскими собраниями назначаются орденоносцы, ответственные по каждому из таковых заведений. Этим орденоносцам вменяется в обязанность посещение этих заведений и всемерная забота об их достойном содержании.
Русская Православная Церковь имеет следующие ордена:
1. Орден святого апостола Андрея Первозванного;
2. Орден святого равноапостольного князя Владимира;
3. Орден Славы и чести;
4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси;
5. Орден преподобного Сергия Радонежского;
6. Орден святого благоверного князя Даниила Московского;
7. Орден святой равноапостольной княгини Ольги;
8. Орден преподобного Серафима Саровского;
9. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;
10. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского;
11. Орден святителя Макария, митрополита Московского;
12. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской;
13. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского;
14. Орден преподобного Андрея Иконописца;
15. Орден святого мученика Трифона;
16. Орден святого благоверного царевича Димитрия.
Порядок старшинства орденов Русской Православной Церкви следующий:
Высшие ордена.
1. Орден святого апостола Андрея Первозванного;
2. Орден святого равноапостольного князя Владимира — 1 степени;
3. Орден Славы и чести — 1 степени;
4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси — 1 степени;
5. Орден святого равноапостольного князя Владимира – 2 степени;
Старшие ордена.
6. Орден преподобного Сергия Радонежского — 1 степени;
7. Орден святого благоверного князя Даниила Московского — 1 степени;
8. Орден святой равноапостольной княгини Ольги – 1 степени;
9. Орден преподобного Серафима Саровского – 1 степени;
10. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского – 1 степени;
11.Орден святого благоверного князя Димитрия Донского – 1 степени;
12. Орден Славы и чести — 2 степени;
13. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси – 2 степени;
Прочие ордена.
14. Орден святителя Макария, митрополита Московского – 1 степени;
15. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской — 1 степени;
16. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского -1 степени;
17. Орден преподобного Андрея Иконописца – 1 степени;
18. Орден святого мученика Трифона – 1 степени;
19. Орден святого благоверного царевича Димитрия;
20. Орден святого равноапостольного князя Владимира – 3 степени;
21. Орден Славы и чести — 3 степени;
22. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси – 3 степени;
23. Орден преподобного Сергия Радонежского — 2 степени;
24. Орден благоверного князя Даниила Московского – 2 степени;
25. Орден святой равноапостольной княгини Ольги – 2 степени;
26. Орден преподобного Серафима Саровского – 2 степени
27. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского – 2 степени;
28. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского – 2 степени;
29. Орден преподобного Сергия Радонежского – 3 степени;
30. Орден святого благоверного князя Даниила Московского – 3 степени;
31. Орден святой равноапостольной княгини Ольги – 3 степени;
32. Орден преподобного Серафима Саровского – 3 степени;
33. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского – 3 степени;
34. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского – 3 степени;
35. Орден святителя Макария, митрополита Московского – 2 степени;
36. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской – 2 степени;
37. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского — 2 степени;
38. Орден преподобного Андрея Иконописца – 2 степени;
39. Орден святого мученика Трифона -2 степени;
40. Орден святителя Макария, митрополита Московского – 3 степени;
41. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской – 3 степени;
42. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского — 3 степени;
43. Орден преподобного Андрея Иконописца – 3 степени;
44. Орден святого мученика Трифона – 3 степени.
Орден святого апостола Андрея Первозванного.
Орден святого апостола Андрея Первозванного учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и имеет только одну степень. Орден является высшей наградой Русской Православной Церкви. Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного на ленте.
Серебро, позолота, бриллианты, лазурит, рубины, финифть, шелк, муар.
Орденская лента — голубая, муаровая, шириной 100 мм, Предстоятелями Церквей носимая на шее, светскими лицами носимая через правое плечо.
Никакие точные заслуги не определяются настоящим положением для достижения сего ордена, и награждение им зависит единственно от Патриаршего изволения и внимания к трудам и отличиям Предстоятелей Поместных Православных Церквей или других лиц, имеющих особые заслуги перед Святой Церковью в деле укрепления православия. Звезда ордена святого апостола Андрея Первозванного.
Серебро, позолота, эмаль, бриллианты.
Орден святого апостола Андрея Первозванного празднуется 13 декабря (30 ноября ст. ст.). Ордену святого апостола Андрея Первозванного присвоен Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя г. Москвы. Святейший Патриарх, как Начальник всех орденов и наград Русской Православной Церкви, возлагает на себя знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного с регистрационным номером 001 в день Интронизации на Всероссийский Патриарший Престол. Эти знаки хранятся в орденской зале Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя.
Орден святого равноапостольного князя Владимира.
Орден святого равноапостольного князя Владимира учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Орден имеет три степени. Лента шелковая муаровая, красного цвета с широкими черными полосами по краям, а также тонкой каймой красного цвета. Знак ордена святого равноапостольного князя Владимира на ленте. 1-я степень.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар.
Орденом святого равноапостольного князя Владимира награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью. Орденом святого равноапостольного князя Владимира могут быть награждены церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия
Ордену святого Владимира присвоена церковь святого равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге (на Петроградской стороне). До революции Князь-Владимирский собор был орденским собором для Императорского ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира.
Орден Славы и чести
Первая степень ордена учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года. Вторая и третья степень ордена учреждены определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25 декабря 2009 года. Девизом ордена являются слова святого Апостола Павла: «Слава и честь… всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 10). Орден имеет три степени. Знак ордена Славы и Чести на ленте. 1-степень.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты, шелк, муар.
Орденом Славы и чести награждаются религиозные, государственные, политические и общественные деятели, за значительный вклад в межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами. Первой степенью ордена награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, главы традиционных религий и конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели. Звезда ордена Славы и Чести на ленте. 1-степень.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Орденский праздник празднуется 4 ноября, в День народного единства. В Тронном зале Храма Христа Спасителя хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и регалии ордена Славы и чести.
Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святитель Алексий, являясь духовным наставником святого князя Дмитрия Донского, всю свою жизнь трудился над созданием сильного православного государства. Орден святителя Алексия имеет три степени. Девиз ордена: ТАКОВЪ НАМЪ ПОДОБАШЕ АРХIЕРЕЙ. Лента ордена шелковая муаровая, шириной 100 мм золотого цвета. Знак ордена святителя Алексея 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, шелк, муар.
Орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей, а также архиереи за безупречную службу, достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленном на поддержание согласия и гражданского мира в обществе. Ордену святителя Алексия, присвоен Богоявленский кафедральный собор в Елохове г. Москвы. Настоятель Богоявленского собора г. Москвы на время своего служения в качестве оного, имеет право ношения ордена святителя Алексия 1 степени по должности. Лицам, награжденным орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, поручается забота и попечение о пребывающих на покое архипастырях Русской Православной Церкви, а также создание фондов, призванных к осуществлению этой заботы.
Орден преподобного Сергия Радонежского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. Орден преподобного Сергия Радонежского имеет три степени. Девиз: СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ. Знак ордена преподобного Сергия Радонежского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар.
Орденская лента шелковая муаровая, зеленого цвета с широкими золотыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой . Ордену преподобного Сергия присвоен Троицкий собор Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Священноархимандрит обители удостаивается ордена преподобного Сергия Радонежского 1 степени по должности. Лицам, награжденным орденом преподобного Сергия Радонежского, поручается попечение о монастырях, духовном образовании и православном воспитании.
Орден святого благоверного князя Даниила Московского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года. Святой благоверный князь Даниил прославляется Русской Православной Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. Орден святого благоверного князя Даниила Московского имеет три степени. Знак ордена святого благоверного князя Даниила Московского на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар.
Лента шелковая муаровая, шириной 100 мм. золотистого цвета с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотого цвета, носимая через правое плечо светскими лицами, архиереями и клириками носимая на шее.
Священноархимандрит обители удостаивается ордена святого благоверного князя Даниила Московского 1 степени по должности.
Ордену святого благоверного князя Даниила Московского присвоен Троицкий собор Данилова мужского монастыря г. Москвы. Лицам, награжденным орденом святого благоверного князя Даниила Московского, поручается особое попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, а также о тюремных храмах, кроме того им поручается забота о церковном храмоздании и строительстве.
Орден святой равноапостольной княгини Ольги.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Святая Ольга — первая из русских жен, просиявших своим благочестием на Руси. Орден святой равноапостольной княгини Ольги имеет три степени. Лента ордена шелковая муаровая, синяя с белыми широкими полосами по краям и тонкой синей каймой. Знак ордена святой равноапостольной княгини Ольги 1-ой степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар.
Ордену святой равноапостольной княгини Ольги присвоен Благовещенский собор Московского Кремля. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних. Этого ордена удостаиваются настоятельницы монастырей, церковные работницы на ниве духовного просвещения. Звезда ордена святой равноапостольной княгини Ольги 1-ой степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Лицам, награжденным орденом святой равноапостольной княгини Ольги, поручается попечение о материнстве и детстве, о детских домах, приютах и интернатах, о семейных детских домах и многодетных семьях, а также домах малютки, домах для детей с ограниченными возможностями, детских хосписах.
Орден преподобного Серафима Саровского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Орден имеет 3 степени. Лента ордена шелковая муаровая, зеленого цвета с широкими серебристыми полосами по краям. Знак ордена преподобного Серафима Саровского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, фианиты, эмаль, шелк, муар.
Ордену преподобного Серафима Саровского присвоен Троицкий собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Игуменья обители, на время своего служения в качестве таковой, имеет право ношения ордена преподобного Серафима Саровского 1 степени по должности. Звезда ордена преподобного Серафима Саровского 1-й степени.
Серебро, позолота, фианиты, эмаль, финифть..
Орденом святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность. Лицам, награжденным орденом преподобного Серафима Саровского, поручается попечение о монастырях, детских домах и приютах, домах престарелых и хосписах.
Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки. Орден имеет три степени. Лента ордена шелковая муаровая, фиолетовая с широкими белыми полосами по краям и тонкой фиолетовой каймой. Знак ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар
Ордену святителя Московского Иннокентия присвоен Успенский собор Свято–Троице-Сергиевой Лавры. Священноархимандрит обители удостаивается ордена святителя Иннокентия 1 степени по должности.
Звезда ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, стразы.
Орденом святителя Московского Иннокентия награждаются иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект, а также государственные и общественные деятели за оказание помощи в этом служении. Знак ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 2-й степени на ленте.
Мельхиор, позолота, эмаль, шелк, муар
Лицам, награжденным орденом святителя Московского Иннокентия, поручается попечение о делах миссионерства, о просвещении коренных малочисленных народностей, сохранении православной культурной идентичности исторических народов Святой Руси.
Ордена святого благоверного князя Димитрия Донского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 1 октября 2004 года. Орден имеет три степени. Девиз ордена: БЛАЖЕНИ МИРОТВОРЦЫ. 3) Лента ордена шелковая муаровая, оранжевая с широкой черной полосой посередине. Ордену святого благоверного князя Димитрия Донского присвоен Архангельский собор Московского Кремля. Знак ордена святого благоверного князя Дмитрия Донского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар
Орденом святого благоверного князя Димитрия Донского награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, а также внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим. Звезда ордена святого благоверного князя Дмитрия Донского 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Лицам, награжденным орденом святого благоверного князя Димитрия Донского, поручается попечение о храмах при военных ведомствах, воинских частях и военных учебных заведениях, о православном воинстве и казачестве, о ветеанах, инвалидах войны и военных конфликтов, а также ветеранах и инвалидах, участвовавших в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Знак ордена святого благоверного князя Дмитрия Донского 2-й степени.
Мельхиор, серебрение, позолота, эмаль.
Звезда ордена святого благоверного князя Дмитрия Донского 2-й степени.
Мельхиор, серебрение, позолота, эмаль.
Ордена святителя Макария, митрополита Московского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Орден имеет три степени. Лента ордена шелковая муаровая, бордового цвета с двумя белыми узкими полосами по краям.
Знак ордена святителя Макария, Митрополита Московского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар
Ордену святителя Макария, митрополита Московского присвоен Успенский собор Московского Кремля. Звезда ордена святителя Макария, Митрополита Московского 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Орденом святителя Московского Макария награждаются церковные и светские лица за значительный личный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. Лицам, награжденным орденом святителя Макария, митрополита Московского, поручается попечение о развитии богословской науки, православном образовании и педагогике, о молодежных православных движениях и книгоиздательстве, а также забота о престарелых преподавателях учебных заведений Русской Православной Церкви. Звезда ордена святителя Макария, Митрополита Московского 2-й степени.
Мельхиор, серебрение, позолота, эмаль,.
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. Орден преподобной Евфросинии имеет три степени. Знак ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар
Лента ордена шелковая муаровая, кремовая с двумя красными полосами по обеим сторонам. Ордену присвоен Архангельский собор Московского Кремля. Орденом преподобной Евфросинии Московской награждаются женщины за особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе, развития социального служения Церкви; церковно-общественную деятельность, за развитие церковно-государственных отношений, за усердные труды во благо Русского Православия. Знак ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской 3-й степени на банте.
Мельхиор, серебрение, позолота, эмаль, шелк, муар.
Лицам, награжденным орденом преподобной Евфросинии Московской, поручается попечение о социальном служении и церковной благотворительности, о бездомных и неимущих, о больничных храмах и храмах при медицинских ведомствах и учреждениях.
Ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 6 сентября 2012 года в ознаменование 100-летия со дня преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, выдающегося миссионера, просветителя Японии. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, имеет три степени. Лента ордена шелковая муаровая белая, с двойной красной каймой по краям и широкой красной полосой по центру. Девиз ордена: ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ. Знак ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, фианиты, шелк, муар
Ордену святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, присвоен кафедральный собор Воскресения Христова (Николай-До) в Токио. Митрополит Токийский и всея Японии по должности удостаивается награждения первой степенью ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Звезда ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Орденом святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского награждаются архиереи, клирики, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей — за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели — за оказание помощи в миссионерском и просветительском служении. Звезда ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 2-й степени.
Серебро, позолота, эмаль.
Лицам, награжденным орденом равноапостольного Николая, архиепископа Японского, поручается попечение о делах миссионерства, о просветительстве, о переводе и издании памятников библейской и святоотеческой письменности на языки других народов.
Ордена преподобного Андрея Иконописца.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Орден преподобного Андрея Иконописца имеет три степени. Девиз ордена: К БОЖЕСТВЕННОЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ. Лента ордена шелковая муаровая, фиолетовая с двумя золотыми полосами по обоим краям. Знак ордена преподобного Андрея Иконописца 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, эмаль, шелк, муар
Ордену преподобного Андрея Иконописца присвоен Спасский собор Андроникова монастыря. Священноархимандрит обители удостаивается ордена преподобного Андрея 1 степени по должности. Звезда ордена преподобного Андрея Иконописца 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Орденом преподобного Андрея Иконописца награждаются клирики и миряне за труды в области иконописи, церковного зодчества, преподавательскую деятельность в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству, благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов, часовен, иных церковных помещений, деятельность, направленную на возвращение Церкви похищенных икон и предметов церковного искусства. Знак ордена преподобного Андрея Иконописца 3-й степени на ленте.
Мельхиор, позолота, эмаль.
Лицам, награжденным орденом преподобного Андрея Иконописца, поручается попечение о развитии церковного искусства и зодчества, о возвращении и реставрации церковного имущества и ценностей, попечение о епархиальных церковно-археологических кабинетах (музеях) и иконописных школах.
Ордена святого мученика Трифона.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 22 февраля 1995 года. Орден имеет три степени. Девиз: ЗА ТРУДЫ И ПОЛЬЗУ. Лента ордена шелковая муаровая, бордового цвета с двумя золотистыми узкими полосами по обеим сторонам. Знак ордена святого мученика Трифона 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, фианиты, эмаль, шелк, муар
Ордену святого мученика Трифона присвоена церковь мученика Трифона в Напрудном г. Москвы. Настоятель данного храма, на время своего служения в качестве такового, имеет право ношения ордена святого мученика Трифона 1 степени по должности. Звезда ордена святого мученика Трифона 1-й степени.
Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
Орденом святого мученика Трифона награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели — за деятельное участие в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими вредными явлениями, разрушающими духовное здоровье человека и общества. Этого ордена также могут быть удостоены лица, проявившие личное мужество в борьбе с производителями и распространителями наркотиков. Лицам, награжденным орденом святого мученика Трифона, поручается попечение о наркологических клиниках, психиатрических больницах.
На выставке представлен один новый орден, о котором ничего не сказано в «Положении о наградах». Так что здесь можно посмотреть только его фотографии.
Орден святителя Луки, исповедника Крымского.
Орден имеет три степени. Знак ордена святителя Луки, исповедника Крымского 1-й степени на ленте.
Серебро, позолота, фианиты, эмаль, шелк, муар
Ордена святого благоверного царевича Димитрия.
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 29 сентября 1997 года совместно с Российским детским фондом. Орден имеет одну степень. Орден святого благоверного царевича Димитрия является специальной наградой, предназначенной для награждения лиц, отличившихся в деле попечения и защиты детей-сирот, детей-инвалидов, в борьбе с детской беспризорностью. Звезда ордена святого мученика Трифона . Серебро, позолота, эмаль, финифть, фианиты.
К награждению орденом могут быть представлены как отдельные лица, так и организации: детские дома, больницы для детей, приюты, воспитательные учреждения, семейные детские дома. Российский детский фонд может рекомендовать к награждению определенных лиц, обратившись к Святейшему Патриарху.
На этом мы заканчиваем рассказ об орденах Русской Православной Церкви, которые можно увидеть на выставке. Приходите в музей узнавать новое о наградах, посмотреть развитие наградной системы в XXI веке на примере Русской Православной Церкви.
Информация взята из «Положения о наградах Русской Православной Церкви».
Ещё наши статьи об этой выставке: часть 1, часть 2.
Выставка продлится до 15 мая 2017 года.
Адрес: Петроверигский переулок, дом 4, строение 1. Станция метро «Китай-город».
Время работы: со вторника по воскресенье — с 11.00 до 20.00 (касса закрывается в 19.00).
Стоимость билета: общий — 250 руб (постоянная экспозиция выставка), льготный 100 руб
Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *