Выставка валаам

1 Тема работы «Путешествие по святым местам»

2

3

4

5

6

7

8

9 На скалистом острове Валаам в Ладожском озере стоит монастырь – старейший на русском севере. Монастырь был основан в 10 веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже веков монастырь именовался «великою Лаврою». Монастырь неоднократно посещали императорские особы.

11 Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты

12 Согласно Валаамскому преданию, первый из учеников Христовых – Св. Андрей Первозванный, просвещая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест.

14 Значение монастыря: Центры политической, хозяйственной и культурной жизни Пример образцового хозяйства по уровню организации Архитектурные памятники Центры иконописи Крупные библиотеки

17 Заключение: По богатству и разнообразию культурного наследия Европейский Север занимает выдающееся место в России. Насколько беднее были бы наша история и культура, наше национальное самосознание без этих храмов, городов и сел, мастеров и традиций! Приобщение к наследию Севера, понимание его делает нас не «Иванами, не помнящими родства», а культурными людьми, истинными россиянами, сознательными гражданами своей страны. Валаамский монастырь, один из самых великих монастырей нашей родины. Мы должны гордится его самобытной красотой и великой историей.

18 Использованная литература: Православные монастыри «Путешествие по Святым местам» Л.Л. Шевченко «Наследие Веков Живое » Л.Л. Шевченко «Православная культура » Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение » Журнал «Путешествие по Валааму»

К 30-летию возрождения Валаамской обители Галерея Классической Фотографии представляет мультимедийную выставку «Валаам. Пространство вне времени».

Масштабная экспозиция будет работать с 17 декабря 2019 года по 2 февраля 2020 года.

На выставке будут представлены 3D-реконструкции фотографий Старого Валаама, современные 360-градусные VR-панорамы, подлинные отпечатки и артефакты XIX, XX веков из частных собраний, а также портретная галерея братии Валаамского монастыря современных авторов. Вся экспозиция построена особым образом, погружающим зрителя в природный, архитектурный, исторический и духовный мир Валаама.

…180 лет назад, 19 августа 1839 года, академик Франсуа Араго представил доклад об изобретении, которое сделал Жозе Несифор Ньепс и усовершенствовал Луи Дагер, названное по имени последнего – дагеротип. Этот день считается днем рождения фотографии. Вскоре французское правительство передало в общественное достояние патент на использование этого открытия.

Поиски технологии фиксации изображения на этом не закончились. Каждый этап развития фотографии был связан с очередным изобретением, улучшавшим качество и делавшим более доступным процесс создания отпечатка.

Изобретение в 1851 году мокроколлодионового процесса, а чуть ранее альбуминовой бумаги, значительно уменьшили длину выдержек, которые до этого исчислялись минутами. А также сделали доступным тиражирование фотографий. Но занятие «светописью» все ещё оставалось очень трудоемким. И лишь через несколько лет с изобретением желатиновой эмульсии начинается промышленное производство фотоматериалов. Фотография стремительно распространяется по миру.

Со второй половины 1850-х годов фотомастерские появляются в русских монашеских обителях. В первую очередь на Афоне, благодаря археологу и исследователю христианских древностей Петру Ивановичу Севастьянову. В то же время возникает фотомастерская в Троице-Сергиевой Лавре. Чуть позже в Киево-Печерской Лавре, Оптиной пустыни, на Валааме.

Можно говорить о том, что вклад Валаамской обители в историю русской светописи наиболее яркий среди монастырской фотографии. Так, Севастьянова, под чьим покровительством существовала фотомастерская в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и ранних фотографов в первую очередь интересовали архитектура, древности, реликвии, «виды и типы». Особое место в фотографии традиционно занимал жанр портрета.

Валаамская мастерская внесла наибольший вклад в то, что сегодня называют «жанровой фотографией». Многие работы этого фотоателье можно поставить в один ряд с работами таких мастеров как Вильям Каррик, Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Карл Булла. Этот вклад по объему и качеству, пожалуй, не с чем сравнить в монастырской фотографии: братия на рыбной ловле, сборе урожая капусты, в мастерских, на строительстве собора, на покосе, на отдыхе. Многочисленные фотографии скитов и их насельников, выразительные портреты схимников в окружении суровой и девственной природы. Фотографии созданные при естественном свете и «свете магния». Благодаря трудам этих, часто безвестных, подвижников, мы имеем возможность прикоснуться к подлинному документальному свидетельству о жизни страны и Церкви во второй половине XIX – XX веков.

Отпечатки из Валаамской фотомастерской разъезжались по всей стране в багаже многочисленных паломников, сохранявших таким образом память о потаённой на далеких островах обители, её старцах, монашеских трудах, великолепной архитектуре, величественной природе и особом духовном устроении. Паломники тоже не забывали сняться на память на «фоне» обители, нарисованном на холсте. Иногда паломники были запечатлены с кем-то из братии или даже с Игуменом.

Несколько таких уникальных фотографий нам удалось найти в частных коллекциях и представить на этой выставке. Одним из важных документов в нашей экспозиции является групповая фотография, на которой среди паломнической группы, духовенства и братии монастыря запечатлен Алеша Ридигер – будущий приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Тогда, в 1938-м и 1939-м годах, он посетил обитель вместе со своими родителями. Эта поездка оставила неизгладимый след в его сердце. Память о ней он сохранял всю свою жизнь. С его именем связана история начала возрождения монашеской жизни на Валааме, 30-летие которой отмечается сейчас.

Надо сказать, что и в советское время Валаам привлекал внимание фотографов как архитектурный парк и заповедник. Открытки с видами Валаама расходились большими тиражами по всей стране.

С началом возрождения обители была восстановлена и фотомастерская. Одним из первых монастырских фотографов нового времени стал иеромонах Савватий (Севостьянов), создавший летопись этих лет. Традиционно и сегодня многие братья по призыву сердца и благословению Игумена исполняют послушания, связанные с фотографией. На нашей выставке представлены лучшие из этих работ.

Снять монастырскую жизнь не просто, это занятие требует особого сосредоточения и настроя. Кроме того, братия должна довериться снимающему. Одним из таких авторов стал священник Игорь Палкин, приезжающий на протяжении нескольких лет на остров. Иногда по долгу службы, сопровождая Святейшего Патриарха Кирилла в его ежегодных поездках на Валаам. Чаще, в дни своего отпуска, он входит в пространство монашеской жизни, проживает её вместе с братией и снимает.

Группа фотографов галереи ART of FOTO Вадим Левин, Роман Землячив и Игорь Смольников не так давно соприкоснулись с феноменом жизни уединенной монашеской обители, но глубоко прониклись атмосферой этого братства, общением с Игуменом и насельниками. Их портреты, снятые в традиционной технике на крупноформатную камеру, на первый взгляд кажутся несколько отстраненными. Но это лишь на первый взгляд. Филигранные авторские отпечатки проникнуты подлинным уважением и доверием.

Приложение-путеводитель по Валаамскому архипелагу

С одной стороны, современные технологии сделали фотографию сверхдоступной. В любом самом простом смартфоне есть окошко объектива. Мир наводнился визуальной информацией. Из этого потока очень сложно вычленить то, что могло бы напитать сердце человека, остановить его внимание, обратить к подлинной красоте.

Но эти же технологии могут служить подспорьем даже в духовной жизни. К 30-летию возрождения обители Творческое объединение «Парсуна» совместно со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем разработало уникальное мобильное приложение, не имеющее аналогов в мире. Этот путеводитель по Валаамскому архипелагу с картами и навигацией включает более семисот 360-градусных панорам. Посредством приложения, находясь в любой точке мира, можно мгновенно перенестись в заповедное пространство Валаама. Приложение позволяет посетить как Центральную усадьбу, так и отдаленные скиты обители, доступ в которые закрыт или ограничен для посетителей. Войти в храмы, увидеть и услышать, как совершается чтение Неусыпаемой Псалтыри, заказать поминовение, приобщиться к наследию Валаамской библиотеки. В подробностях рассмотреть образы святых, росписи Спасо-Преображенского собора. Приложение станет гидом по обители, помощником для паломника и туриста, виртуальным музеем, календарем.

Также приложение включает в себя созданный братией обители православный календарь и уникальный молитвослов, который состоит не только из ежедневных утренних и вечерних молитв, но и Библии, Псалтири, акафистов, канонов и всевозможных прошений ко Господу и Божией Матери на разные случаи жизни. Тексты представлены в двух вариантах, на русском и церковно-славянском языках.

Здесь же собраны многообразные богослужебные тексты, которые пригодятся священнослужителям, регентам, уставщикам, чтецам и певчим.

Православный календарь содержит как привычную информацию (праздники, поминаемые в этот день святые, Евангельские чтения, молитвы и богослужебные указания), так и краткое душеполезное слово на каждый день.

Кроме того, существует возможность прямо из приложения быстро и удобно заказать поминовение о здравии или об упокоении родных и близких.

Открытие выставки 17-го декабря 2019 года станет презентацией приложения. С этого момента оно будет доступно всем желающим.

Валаам в 3D

Фотография, будучи двумерным отражением реальности на плоскости, с самого раннего периода своего развития, стремилась воссоздать трехмерный мир, создать эффект присутствия, погружения. Так появилась стереофотография. В партнёрстве с Лабораторией иммерсивных технологий Балтийского Федерального Университета им. Канта и компанией «Эврика» мы реализовали 3D-реконструкцию Валаамских мастерских на основе фотографий конца XIX – начала XX веков. В стерео-формате также представлены избранные виды Валаама этого периода.

В экспозиции, виды Валаама начала ХХ-го века будут соединены с современными 360-градусными панорамами из мобильного приложения «Валаам». VR-технологии перенесут зрителя в этот пейзаж, каким он предстает сейчас в XXI веке.

Уникальные фотографии из архивов и частных коллекций

Сотрудничество с московским Клубом Коллекционеров Фотографии позволило представить на выставке большое количество подлинных отпечатков конца XIX – первой половины ХХ века. Среди фотографий из коллекций Виктора Штульмана, фотографа Сергей Максимишина, Виктора Молчанова, Константина Бенедиктова, есть подлинные жемчужины.

Особое место на выставке будет уделено «Валаамской почте» – открытым письмам на фотографических бланках, отправленных с Валаама и на Валаам. Среди них уникальное письмо первых дней начала Первой мировой войны, письма паломников, автографы Игумена и насельников монастыря.

Реконструкция Валаамской фотомастерской, множество подлинных артефактов, позволит зрителю переместиться во времени и войти в пространство Валаама, находясь в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом месте, которое посетит экспозиция.

Создание экспозиции стало возможно благодаря благословению и поддержке Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и братии обители, плодотворному сотрудничеству множества участников и их помощи.

Сюжет программы «ВестиМосква».

Сюжет телеканала «Спас» (смотреть с 31.55 до 34.10).

Репортаж телеканала «Союз»

Прямое включение телеканала «Союз»

Интервью с организаторами выставки на радио «Вера»

Часть 1

Часть 2

Партнеры проекта

• Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь;
• Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси;
• Галерея Классической Фотографии (г. Москва);
• Российская национальная библиотека;
• Галеря ART of FOTO (г. Санкт-Петербург);
• Компания Фарма-Софт;
• ООО «ФМ Лаб» (Разработка новых электрохимических источников тока и материалов для них);
• Клуб Коллекционеров Фотографии;
• Лаборатория иммерсивных технологий БФУ им. Канта;
• Компания ЭВРИКА.

Информационные партнеры

• ТВ: «Спас»;
• «Радио Вера», «Радонеж»;
• Журналы: «Фома», «Татьянин День», «Журнал Московской Патриархии»;
• Патриархия.ру;
• Православие.ру;
• Журнал «Российское Фото»;
• Профессиональный сайт о мировой фотографии Photographer.ru;
• Афиша событий современного искусства ArtTube,
• Афиша Москвы KudaMoscow.ru;
• GEO.

Благодарности

• Епископу Троицкому Панкратию, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, Игумену Спасо-Преображенского Валаамского монастыря;
• Архимандриту Мефодию, директору Православного Культурно-Просветительского Центра «Свет Валаама»;
• Денису Владимировичу Шабратову – генеральному директору Лаборатории функциональных материалов «ФМ Лаб»;
• Самату Гильметдинову – основателю Галереи Классической Фотографии;
• Романовой Ирине Сергеевне – руководителю компании Фарма-Софт;
• Максимишину Сергею Яковлевичу – фотографу и коллекционеру;
• Штульману Виктору Оттовичу – коллекционеру фотографии;
• Молчанову Виктору – коллекционеру фотографии.

Кураторы выставки

Константин Бенедиктов – основатель Клуба Коллекционеров Фотографии, арт-директор фестиваля РОДНЯ.

+7 985 301 49 47

Константин Дьячков – директор ООО «Творческое объединение «Парсуна».

+7 925 072 80 13

Проект посвящен величайшему творцу эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти, которого еще при жизни называли Il Divino («Божественный»). Одно из самых впечатляющих творений мастера — роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, изображающая весь путь, который согласно Библии должно пройти человечество — от Сотворения мира до Страшного суда. Роспись потолка капеллы занимает более 500 квадратных метров и содержит около 300 фигур. В ее центре находятся девять сцен из Ветхого Завета, разделенных на три группы: сотворение Богом Земли; сотворение рода человеческого и его грехопадение; сущность человечества в лице Ноя и его семьи. На сводах капеллы Микеланджело создает свою картину мира: его фрески — это гимн физической и духовной красоте, утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Самая известная из фресок капеллы — Сотворение Адама.Встречное движение двух рук — человека и Бога — изображение, ставшее символом эпохи Возрождения. Благодаря своей уникальности этот символ и по сей день присутствует в массовой культуре и даже рекламе.

Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают до десяти тысяч человек. Огромное количество посетителей и высота, на которой расположены фрески, не дают в полной мере оценить работу великого мастера. У посетителей выставки «Микеланджело. Сикстинская капелла» будет уникальная возможность увидеть фрески капеллы во всех подробностях, прочувствовав масштаб титанической работы Микеланджело. Разочарованными не останутся даже те, кто видел подлинники в Ватикане.

Ожившие на огромных экранах образы кисти Микеланджело в сопровождении гениальной музыки Баха, Генделя, Моцарта– это яркое эмоциональное шоу, которое погрузит вас в мир гения Микеланджело, а для хорошо знакомых с творчеством мастера откроет новые неожиданные трактовки его великих произведений.

Подробности и расписание на www.artplaymedia.ru

КУПИТЬ БИЛЕТ

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК-ЧЕТВЕРГ — С 11:00 ДО 21:00
ПЯТНИЦА, СУББОТА — С 11:00 ДО 22:00

Касса прекращает свою работу за 1 час до закрытия выставки.

АДРЕС: Нижняя Сыромятническая, 10, строение 2, вход 2А, центральный зал

Администратор выставки: +7 ( 906) 779-16-16

Пресс-служба: press@artplay.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *