Я свободный человек

Для выживания и стабильного существования в нелёгкий период экономических и социальных изменений общество нуждается в полноценно функционирующем здоровом человеке. Сначала именно в здоровом человеке, а затем умном, образованном, свободном и т.д. «Без здоровья меркнут и гибнут мудрость, знания и добродетели», — как когда-то заметил Монтень.

Наметившиеся изменения в ценностной ориентации современного общества указывают на то, что постепенно в общественном сознании здоровье из категории медицинской переходит в категорию педагогическую, социальную, психологическую, экономическую. Здоровью принадлежит статус важной жизненной ценности, некоей опоры, помогающей человеку не только устоять перед губительными соблазнами и привычками, но и открывающей преимущества физической нестеснённости, полноценной жизнедеятельности индивида. В этом смысле здоровье выступает условием объективного состояния человека, активность которого не сдерживается различными отклонениями в функционировании организма.

Здоровье можно рассматривать и как условие субъективного состояния человека, дающее ему свободу в выборе различных форм активности, свободу в выборе способов реализации себя, проявления своих способностей. В педагогическом смысле мы говорим об относительной свободе, о позитивных её гранях, о свободе как некоторой степени уменьшения несвободы воспитанников. Свободу можно понимать как особое состояние человека (гражданское, физическое, психическое, духовное и т.д.), обеспечивающее ему реализацию жизненных устремлений.

Факторы свободы можно разделить на внутренние – это способности человека, его интеллектуальный, физический, духовный потенциал, и внешние – это среда, её возможности. Человек может быть свободной личностью при наличии у него способностей и возможностей, предоставляемых средой.

Личность – ценностная характеристика человека. Личность как образ «Я» влияет на человека, обусловливает его поступки. Человек становится в глазах окружающих свободной личностью в том случае, если он имеет способности, позволяющие ему реализовать жизненные устремления. В способностях заключается потенциал, сила человека. Чем больше у человека способностей, тем выше степень его свободы. Для педагогики данное положение представляется особенно важным.

Процесс формирования свободной личности, как процесс ограничения свобод, показывает меру допустимой свободы. Формировать – значит нивелировать либо блокировать проявление тех или иных способностей, корректировать их направленность. Это значит предоставлять возможности для проявления желательных способностей и делать невозможным развитие «негативных» способностей. Результат формирования – человек, обладающий способностями, благодаря которым он может реализовать себя в границах социальной нормы. Причём, имеется в виду не столько количество способностей, сколько их качество.

Среда обитания и образ жизни либо помогают, либо препятствуют росту способностей. Процесс воспитания благоприятен, если созданы педагогические условия для развития и формирования способностей. В логике средового подхода, разработанного д.п.н. Ю.С.Мануйловым, среду, ориентирующую на определённый образ жизни, можно рассматривать как средство и как условие формирования способностей учащихся.

Важным условием является образ жизни воспитанников – связующее звено между личностью и средой. Эта категория фиксирует стабильное, повседневное, устойчивое существование человека в среде. Какой образ жизни ведёт человек, такие способности у него и формируются. Здоровый образ жизни ведёт к сохранению и совершенствованию физических способностей, наличие которых влияет на субъективное ощущение свободы. В основе образа жизни лежат способы бытия, которые вслед за Ю.С. Мануйловым мы обозначили словами с префиксом со-. При формировании здорового образа жизни приоритет отдаётся таким способам бытия, как соблюдение режима дня, сохранение хорошей физической формы, сопротивление кинорекламным соблазнам, создание собственного физического «Я», соисполнение санитарно-гигиенических правил, соотнесение своих действий, влияющих на здоровье и их отдалённых последствий, совершенствование физических способностей, и т.д.

Необходимым условием формирования свободной личности является специально организованная среда. Влияние через среду двойственно. В нишах заключены возможности для развития и формирования индивидуума. Стихии посредствуют определённому образу жизни, увеличивают вероятность реализации потенциальных возможностей среды.

Представим среду как некое пространство свободы, имеющее трёхмерное измерение – трёхвекторную модель среды. Пространство свободы – это разнонаправленные возможности (проходы в пространстве сознания), спроектированные с учётом того, как они могут влиять на формирование способностей.

1. Вектор «свободы в» чём-либо – это вертикаль будущего как проекция личностного роста. Ученика нацеливают на сохранение и укрепление здоровья, являющегося гарантом достижения профессионального успеха, социального благополучия. Хороший физический потенциал организма может гарантировать высокую работоспособность, психологический комфорт от ощущения своей силы и т.п. Вертикаль «свободы в» даёт возможность воспитаннику взглянуть на себя из некоторой предполагаемой точки будущего, увидеть преимущества здорового человека, который может реализовать устремления в различных сферах жизни, пользуясь силой здоровой личности.

Возможности вектора «свободы в» ориентирует учащихся на проявление таких форм активности, которые работают на завтрашний день, способствуют продвижению к намеченной цели. «Свобода в» чём-либо возможна, если предоставлена «свобода для» и «свобода от».

2. Действие вектора «свободы для» направлено на предоставление возможностей в среде для формирования у учащихся навыков рационального использования внутренних ресурсов своего организма, поддержания и совершенствования физической и психической формы. Управленческие действия педагога должны быть направлены на привнесение целесообразных стихий, актуализирующих благоприятные возможности и потенцирующих здоровую трофику ниш. Позитивными с точки зрения педагогической цели являются следующие стихии: спортивных игр и соревнований, заинтересованности в сохранении здоровья, свободы владения телом, закаливания, демонстрирования собственных достижений, преодоления трудностей и др. Педагогические действия включают обучение навыкам здоровьесбережения, оснащение приёмами релаксации, ознакомление со средствами профилактики заболеваний, осуществление контроля за соблюдением санитарных норм, художественно-эстетическое оформление среды обитания и др.

3. Действие вектора «свободы от» ведёт индивида к независимости от мешающих его личностному росту нежелательных обстоятельств. Среда, благодаря действию определённых стихий, препятствует неприемлемым проявлениям активности, ограничивает от негативных состояний, ограждает от соблазнов и вседозволенности, отвергает действия, наносящие вред растущему организму, отвращает от привычек, разрушающих здоровье. Человек может фактически стать свободным от тех факторов, которые мешают здоровью.

Векторы пространства свободы равнозначны и связаны между собой по принципу динамического равновесия. Все три вектора работают не изолированно, а в комплексе, представляют собой единый механизм. Эффект достигается за счёт взаимного проникновения, коррекции и взаимного ограничения степеней свободы каждого вектора.

Спроектированные возможности среды как трёхвекторного пространства свободы воссоздаются в средообразовательной практике. Действия субъекта управления направлены на продуцирование среды, формирующей образ жизни воспитанников. В данной статье представлен один из аспектов формирования свободной личности, её способности сохранять и использовать свой физический потенциал для реализации жизненно важных целей.

Свободен ли человек в своих действиях?

Свобода-многозначное слово. Ее можно определить как отсутствие запретов и неограниченность действия своих поступков, либо как уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельного выбора. Иногда, свободу определяют как источник преступлений, ущемления интересов других, порой ставят ее на одну ступень с хаосом. Так что же такое свобода и обладает ли человек полной свободой? На эти вопросы я постараюсь ответить в своем эссе.

Говоря о свободе, нельзя не упоминать такую способность индивида как ответственность. Ответственность позволяет самостоятельно ограничивать свою свободу с учетом интересов других людей и отвечать за последствия своего выбора. Это качество присущее сильным людям, потому что ответственность это большой труд, за частую люди пытаются избежать ее, что ведет к пассивности и подавлению инициативности, такое состояние сродни рабству.

Проблема оптимального соотношения свободы и ответственности всегда была актуальной в обществе, поэтому мы видим ее выражение в фольклоре, религии, праве, политике, философии. У каждого человека представление об этой мере индивидуально. Это обусловлено разным мировоззрением, воспитанием, социальным опытом, а именно традициями и культурой.

Прежде всего, я хотела бы уделить внимание свободе в истории. Каждое поколение боролось за свободу, и понимало этот термин по-своему. Бенжамен Констан(французский философ) в своей знаменитой лекции «о свободе у древних в ее сравнение со свободой у современников» сравнивает свободу в античности и новом времени. Так в античности, свобода осуществлялась коллективно, а ее мера устанавливалась законами гражданской общины: полиса. Индивид был под властью и не имел прав против вмешательства в свою частную жизнь. Он был обязан подчинять все свои действия законам общества, которые воспринимались им, как часть законов природы. В средневековье отдельный индивид не играл особой роли, каждый член феодального общества всегда от кого-то зависел, хотя бы лишь номинально. Между тем, значительные слои этого общества считались юридически свободными. Однако, новое время определяется секуляризацией, когда была признана индивидуальность и уникальность индивида, его способность мыслить и рассуждать, что представило свободу, как отсутствие внешних ограничений на реализацию сознательных действий. Конец XIX- начало XX веков славится кризисом западной цивилизации, в которой индивид оказался бессилен перед законами рынка, стереотипами общества, произволом политической элиты. Из-за этого в это время развивалась идея о неспособности человека влиять на жизнь общества, о необходимости

покориться судьбе и следовать формальному порядку. В наше время условием для обеспечения свободы признаются социальные и политические права человека: право на неприкосновенность собственности, свободу совести и слова, право на труд. Из этого мы можем сделать вывод, что свобода не имеет единую норму для всех людей.

Рассмотрим мнения некоторых знаменитых философ и мыслителей по данному аспекту. Так например, Кант разделял все поступки людей на две группы: моральные и легальные. Их отличие было в том, что когда ты совершал какую-ту добродетель, преследуя собственную выгоду, то данный поступок считался легальным, когда же ты делал это только потому что по- другому не мог, этот поступок считался моральным. Из этих рассуждений Кант выводил категорию долга. Он считал, что только выполняя долг, человек становится свободным. При этом реализация долга происходит именно тогда, когда ты делаешь моральные поступки. Моральные поступки могут влечь за собой ущерб непосредственно своему собственному Я, но именно это, по мнению Канта, и различает нас от животных, которые руководствуются только законами природы. Кант писал : «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом — звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Причем второму он отдавал больше значимости, так как выполняя нравственные законы, человек становится сильнее законов Вселенной. Иное мнение имел Достоевский Федор Михайлович. Он считал, что одним из главных условий для существования зла на земле является свобода воли человека. Следовательно, чтобы избавить общетсво от зла, мы должны лишать людей свободы. Зло он опредялял как внутреннею глубину, которая присуща только высокоразвитым людям. И мы видим, что многие герои Достоевского (Раскольников, Иван Карамазов и другие) шли на тяжелые преступления, чтобы доказать себе и другим, что они свободны.

Я же считаю, что каждый человек свободен в своих действиях, но как я уже сказала определение свободы у каждого свое. Ограничения нормами закона и морали очень условны, если человек захочет сделать тот или иной поступок, он его сделает несмотря ни на что. Идея о бескорыстной помощи рождается в нашей голове без какого-то гнета и влияния, то есть она рождается там по средством уже сложившихся жизненных принципов и устоев. Так же и негативные идеи, как например, о краже, убийстве и прочих аморальных вещах.

Рассмотрим ситуацию, когда человек соблюдает все нормы морали и права. Обществом он воспринимается как высоконравственный человек, однако в душе он больше склонен к девиации. Данный индивид будет чувствовать себя несвободным, так как его реальные намерения и желания не могут быть осуществлены в данном обществе. Можно сделать вывод, что многие законы, которые перекликаются с моралью, изданы для людей с низким уровнем сознания. Тут же мы можем заметить, что, например, подлость является

Это должно было быть интервью для рубрики «Формула семьи», но матушка отца Михаила Беляева беседовать категорически отказалась. Семью недавно посетила скорбь: умерла двухмесячная внучка. Поэтому отец Михаил сам рассказал об опыте своей семьи, о жизни и о смерти.

Беляевы

Протоиерей Михаил Беляев, настоятель храма праведного Лазаря г. Твери; 49 лет, отец 12 детей.

– Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, о ваших детях.

– Нашему первому сыну уже 27 лет. Он женат, есть ребенок. Они недавно похоронили второго ребенка – двухмесячную дочку Сашеньку. У нее был инсульт. Это первая в их жизни тяжелая скорбь.

Второму сыну 26 лет, он тоже женат, двое детей. Оба сына отслужили в армии, окончили университеты. Слава Богу, они участвуют в Таинствах Церкви; о чем я всегда мечтал – чтобы дети мои были верующими людьми.

Мама на присяге у сына Кирилла

Дальше две дочери, обе замужем. У одной трое детей, у второй двое. Все дети еще маленькие.

Пятый ребенок, Серафим, учится в семинарии на четвертом курсе. Шестая дочка окончила художественное училище в Твери, поступила в Свято-Тихоновский университет на живописное отделение. Седьмой сын в этом году поступил в семинарию. Восьмая дочка учится в Свято-Дмитриевском медицинском колледже при 1-й градской больнице в Москве. Остальные школьники: София в девятом классе, Варвара в шестом, Люба в пятом, Верочка во втором.

Отец Михаил с внучками Елзаветой и Валерией

– Вы говорили в личной беседе, что основная проблема семейных отношений – это конфликты между родителями и детьми. В чем, на ваш взгляд, суть этих конфликтов?

– Основной конфликт между родителями и детьми – это непослушание. Когда ребенок не хочет выполнять требования родителей, встает в позу, упрямится. На это можно реагировать по-разному: можно возмущаться и кричать, можно вообще не реагировать; но это серьезный конфликт. Важно понимать его природу. Мне нравятся слова премудрого Сираха. Для ребенка семья – это модель поведения отца и матери, и премудрый Сирах говорит: «У непослушной жены – непослушные дети». Это не значит, что жена должна в рот мужу смотреть. Она должна быть единомышленницей мужа, его соратницей по жизни. Должна поддерживать отца всегда: «Папу надо слушаться, папа у нас глава». То же самое и отец. Я своим детям всегда говорил: «Вы мать слушайте. Если вы слушать ее не будете, будете иметь проблемы со мной!» Настоящее родительство – это тандем.

Меня как-то поразили слова из дневника отца Иоанна Кронштадтского: «Родители! Каприз – начало порчи у детей». Нельзя потакать капризам. Расскажу ситуацию из нашей жизни. Когда второму сыну было около двух лет, мы однажды с супругой хозяйничали на кухне, а ребенок закапризничал. И знаете, что он сделал? Упал на пол. Это частое явление. Мы с женой переглянулись, друг друга поняли без слов и продолжили заниматься своими делами. На него вообще внимания не обратили. Он полежал на полу, посмотрел на нее, на меня, встал и больше никогда не падал. Я благодарю Господа, что это случилось дома, а не на улице, не в магазине, где пришлось бы реагировать. Если родители умеют понимать друг друга без слов – это счастье. У таких родителей всё получится.

– Проблема отцов и детей, на ваш взгляд, одинакова для всех поколений или меняется в зависимости от времени?

– Меняется суть искушений. Современный бич – это интернет и мобильные телефоны. В коммуникативной сфере возможности почти не ограничены.

– Вы воспитали и продолжаете воспитывать двенадцать детей. Можете сказать на основании личного опыта, какие методы воспитания работают лучше всего?

– В воспитании детей я пробовал все методы. Сейчас уже с позиции прожитых лет понимаю, что физически наказывать детей – неправильно. Это крайняя мера, которая свидетельствует о бессилии родителей. И это попытка сломать ребенка – сломать его волю, подчинить себе. Это плохо, потому что ребенку Богом дарована душа, у которой своя ментальность, свои нравы, свои вкусы. Их нужно направить в русло заповедей Божиих, а не ломать.

Вера идет в первый класс

Самое действенное – спокойно беседовать с ребенком. Объяснить ему суть дела, дать понять, в чем он прав, в чем неправ. Рассказать варианты, что с ним может случиться, если он поступит так или иначе. Как правило, после такого разговора дети принимают правильные решения.

Самое действенное – спокойно беседовать с ребенком. Объяснить ему суть дела, в чем он прав и в чем неправ

У нас однажды был серьезный конфликт со вторым сыном. У старшего сына были водительские права, и они вдвоем поехали на дачу на машине. Потом я узнал, что младший взял машину и поехал по деревне кататься. Меня это возмутило, я наорал на него – в семье, при детях. Он очень на меня обиделся. Он тогда уже учился в университете, уехал обиженный. И мне было на душе нехорошо. Когда он вернулся с лекций, я собрал детей и сказал ему: «Сынок, я хочу попросить у тебя прощения за способ выражения своего родительского протеста. По форме выражения я был неправ. Но по существу вопроса виноват был ты». Эффект был просто великолепным. Мы с ним возобновили мирные отношения, и его любовь ко мне не иссякла, а даже окрепла. Он увидел, что отец тоже может критически к себе относиться. Я не всегда прав.

Серафим и Филипп Кириллович

Мой отец тоже просил у меня прощения, когда он был неправ. Он сам вырос без отца – родился в 1940 году, отец погиб во время войны. Научился рано курить, потом стал выпивать, когда семейная жизнь сложилась не так, как он хотел. Мне он всегда говорил: «Сынок, то, что я курю – это плохо. Не делай так». Когда выпьет, говорил: «Вот я выпил – ты так не делай. Вино – плохой товарищ». То есть он давал оценку своим поступкам, и у меня не было к нему неуважения – наоборот, я его любил. Я к нему всегда относился бережно.

– Как вести себя родителям, чтобы сохранить авторитет у детей, когда они подрастут?

– Есть вещи, которые нам дарованы Богом. Если Бог сказал мужу: «Ты старший», муж не должен добиваться своего старшинства. Оно уже даровано ему Богом. Не надо доказывать, что ты старший в семье, – это очевидно.

Не надо доказывать, что ты старший в семье, – это очевидно. Старшинство уже даровано тебе Богом

Когда люди доказывают то, что доказывать не надо, они тратят напрасно силы. То же самое и с детьми. Родители не должны пытаться быть авторитетом для своих детей – они должны быть просто родителями: любить своих детей, заботиться об их духовной и душевной безопасности, поставить их на ноги и помочь определиться в жизни. А дальше Господь Сам всё устроит. Дети таких родителей не то что не забудут – святыми назовут.

– Вы сказали, что быть родителями – значит, любить своих детей. Какой должна быть действенная родительская любовь?

– Любовь – это дар Божий. Каждый любит в меру своей вместимости. У одного любовь заканчивается на том, чтобы накормить-напоить. У другого простирается на то, чтобы чему-то научить и от чего-то уберечь. Нужно прожить жизнь и встать на пороге смерти, чтобы понять, любил ли ты по-настоящему.

Дедушка и бабушка в гостях у внука Филиппа

Силы нашей души должны быть направлены на то, чтобы дети пошли по правильному пути. Я лет тридцать назад спросил одного священника, отца пятерых взрослых детей: «Батюшка, как вам удалось вырастить детей такими хорошими людьми? Сыновья – священники, дочка замужем за священником». Он сказал: «Сам старайся быть лучше, и дети вырастут хорошими людьми».

Надо детей приучать к труду. С детства всевать в них благородные семена страха Божия.

Мы детей водили на все кружки, которые были нам доступны, и смотрели, что у них получается. То, что хорошо шло, то и старались развивать. Музыка, спорт, история, английский язык… Наша дочь Татьяна занималась языком сама, а потом перешла в английский лицей. И там при тестировании оказалось, что она самая сильная ученица. Так что в университет на бюджет она поступила без особых усилий.

Орден Родительской славы супругам Беляевым

– Как часто вам удается общаться с вашими взрослыми детьми?

– Часто! Когда все дети приезжают в гости, я говорю, что живу на вокзале. Шутка ли – 12 детей, 9 внуков. Живых восемь, а одна внучка уже в Царствии Небесном. Смерть ребенка – это тяжело, очень тяжело, и без веры постичь это невозможно. Моя невестка, Машенька, очень плакала, когда дочка болела. А потом начала размышлять: «Если она умрет, ей ведь будет хорошо? Ведь она маленькая, еще невинная. Получается, мы себя жалеем?» И она, как мать своего дитя, рассуждала так: если моему ребенку будет лучше, мне от этого должно быть еще лучше. И вот так успокоилась. Конечно, скорбь всё равно есть; такая утрата – шок для молодой семьи. Но я говорил им: вас посетил Господь. Вашей вины в этом нет, вы ни в чем не виноваты. Господь уравновешивает наше земное счастье такими скорбями, чтобы мы не слишком привязывались к земле. Чтобы потом умирать было легче. Почему святые отцы говорят, что душе важно научиться отдавать, отрывать от себя? Чтобы однажды отдать всё. Такое устроение души позволяет человеку быть свободным от земли.

В статье излагается интеракционистская концепция пространственно-деятельной социальной идентичности индивида, опирающаяся на социологическое понимание не/свободы. В основу концепции положена трактовка социальной идентичности индивида Г. Тэджфелом (как регулятивного когнитивного образования), как «знания о своей принадлежности к определенным социальным группам, которое включает эмоциональную и ценностную значимость этой принадлежности». Адаптируясь к социальной среде, структурируя «бесконечное многообразие стимулов окружающей среды», всякий актор из своей индивидуальной перспективы категоризирует социальное пространство и себя самого. Результатом определения индивидом своего места в социальном пространстве и является его социальная идентичность.

Но идентичность — всегда временный, неокончательный и изменчивый результат деятельного самоотождествления индивида с некоторыми социальными ролями в определенном сегменте социального пространства. Взятая в когнитивном аспекте, идентичность — это моментальный снимок процесса идентификации — постоянного (вос)производства индивидом самоопределения в ходе социальных взаимодействий со значимыми другими. Взятая в наблюдаемом поведенческом аспекте, (позитивная) социальная идентичность есть представление о территории позитивной свободы («свободы-для», в терминах И. Берлина) — таких сегментов социального пространства, где актор готов к добровольному выполнению социальных ролей с высокой вовлеченностью. Пространства, в которых актор себя в качестве актора не видит, представляются негативно и служат стимулом для негативных самоопределений.

Концепция состоит из 9 тезисов, в которых раскрываются необходимые условия (пресуппозицию) для того, чтобы индивид полагал определенные социальные пространства территорией позитивной свободы действовать. В качестве теоретического синтеза 9 тезисов предложено определение идентификации индивида — повседневное, взаимно ориентированное принятие принадлежности к группе, ее границ, правил и иерархий, проявляющееся в деятельностной позитивной свободе и обусловливающее ее.

Концепция разработана для придания широкому понятию идентичности терминологической строгости, а также в качестве теоретической рамки для включения в анализ (и количественных, и качественных) данных не только о когнитивных и эмоциональных, но и о поведенческих аспектах социальной идентичности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *