Ярославль казанский женский монастырь

С 30 апреля 1609 г. поляки осадили город. В то тяжелое время в чудесном видении сама Матерь Божия явила свое заступничество в повелении построить горожанам храм в честь этой Ее чудотворной Казанской иконы и тогда Она будет им Ярославлю «твердыня и стена паче всякия ограды». Через некоторое время интервенты сняли осаду и отступили. Ярославцы в тот же год построили храм для чудотворной иконы, а рядом- келии для 72 монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря, что положило начало основания в Ярославле Казанской обители.

За период с 1610 по 1918 г. Казанским монастырем управляли 29 игумений. О первых настоятельницах известны только их имена- Таисия и Евдокия (Гразновская)

В 1649 г. на месте деревянной церкви возведена перва

я каменная постройка — пятиглавая Казанская церковь с шатровой двухъярусной колокольней над папертью и дополнительными престолами: свщмчч. Климента, Папы Римского и Петра Александрийского и прп. Параскевы Сербской. До 1701 г., кроме Казанской церкви, была построена надвратная двух- шатровая каменная церковь Иоанна Предтечи. Территория монастыря с 80 деревянными келиями- избами обнесена была деревянной оградой. Позже — невысокой каменной оградой с угловыми башнями.

В 1764 г. монастырь причислен к разряду третьеклассных. С 1802 г. в обители введен общежительный устав. Екатериной II в. 1770 г. пожалованы монастырю 500 руб. на построение сестринских келий. Новая каменная ограда устроена в 1810гг., в 1803—1808 гг.- общая трапезная с келиями игумении (позже — игуменский корпус). В 1815 г. построены двухэтажные келейные корпуса вдоль северной стены ограды. В 1820 — 28гг. построена зимняя с четырехъярусной колокольней церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви в 1835—1845 гг. «на сумму доброхотных дателей» по проекту А. И. Мельникова возведен Казанский собор в стиле позднего классицизма и расписан Т. Медведевым и его артелью.

В 1856 г. построены келейные корпуса у восточной и южной ограды. В 1878—1881 гг.- Сретенская домовая игуменская церковь на средства игумении Феофании из рода потомственных дворян Гулевичей (брат ее генерал-майор, герой Русско-турецкой войны, был дружен с Тургеневым).
В обители в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. Славился монастырь дивным клиросным пением, золотошвейным и иконописным мастерством, выпечкой просфор. В заволжской части г. Ярославля, на монастырской земле, в 1891—1894 гг. устроены богадельня для 15 стариц, Тихвинская церковь и сестринское кладбище.

8 июля 1892 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери Архиепископу Ионафану в Казанском соборе сослужил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, всеми почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский. Из царственнных особ обитель посещали при строительстве собора в 1840е гг.царь Николай I, Александр II(будучи еще цесаревичем).

С начала XIX века монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, церковным пением, а так же выпечкой просфор. В 1901 г. монастырь удостоился благодарности Великой княгини Елизаветы Федоровны за подаренную ей хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, выполненную в монастырской золотошвейной мастерской, получавшей высокие награды в Париже и Москве.

7—8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин), с 1917 г. по 1922 г.- Патриарх всея Руси, прославлен как святитель земли Русской.
21 октября 1916 г., всенощное бдение с литией и величанием Божией Матери и 22 октября Божественную литургию совершал Архиепископ Агафангел (Преображенский), с 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский.

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь до его закрытия. Некоторые из сестер были репрессированы. Чудотворная икона 11 октября 1925 г. похищена. С 1919 г. по 1922 г. на территории обители — концентрационный лагерь. Частично разрушеные колокольня и два келейных корпуса в 1918 г., в результате артобстрела во время мятежа, снесены в 1929—1930 гг. В соборе с 1920 по 1928 г.г. склад икон и иконостасов, а с 1927 г. здесь устроено железобетонное перекрытие на столбах на высоте 9 метров для деревянных в 5 ярусов стеллажей архивохранилища. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.
Все, и традиции и владения, с закрытием монастыря в 1918 г. после подавления в городе белогвардейского восстания были утрачены. К началу возрождения обители монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня снесена. Храмы хотя и не разрушены, но обезглавлены и приспособлены.
Все последующие годы с 1928 г. в Казанском соборе размещался архив Ярославской области. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.

1 августа 1998 г., спустя 80 лет с момента закрытия монастыря, началось возрождение древней Казанской обители. Тогда в Казанском соборе еще находился архив. Сестры ютились в подклете, рядом с небольшим храмом, устроенном в качестве приходского с 1997 г. И только в 2001 г., когда собор был полностью передан обители и подремонтирован, первую литургию на летнюю Казанскую, 21 июля возглавил архиепископ Михей (Хархаров).

К 400-летию обители с 2007 г. в Казанский собор преобразился- разобрано бетонное перекрытие, устроен гранитный пол, стены под роспись, заменены окна и в 2009 г.освящен престол.
В 2003 г. на территории монастыря установлен деревянный (в 2013 заменен на гранитный) крест в память о всех пострадавших в кровавых событиях подавления белогвар-дейского восстания 1918 г. Тогда в течении нескольких дней город был обстрелян из дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы. Здесь, после упразднения обители, в 20-е годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», были и допросы и расстрелы. У креста ежегодно служится панихида.

С 1999 до 2006 г. по частям полностью возвращен северный келейный корпус с угловой башней. В 2006 г. обители передан бывш. настоятельский корпус с домовой Сретенской церковью, где уже с 1 сентября разместилась Ярославская православная гимназия имени Игнатия Брянчанинова.

С 1 сентября 2007 г. в части бывшего келейного корпуса устроена 3х-годичная регентская школа Ярославской семинарии.

В 2011 г. монастырю возвращен второй северный келейный корпус по ул. Первомайской д. 21. В новом корпусе, полностью восстановленном с 2012 по 2016гг. кроме келий и трапезной для сестер, отдельно от них размещаются имеющие доступ с улицы Первомайской монастырский музей, кафе «Монастырский чай+», а также небольшая паломническая гостиница с трапезной, социальная, миссионерская и катихизическая службы обители, воскресная группа для детей и взрослых. После строительства нового планетария в 2011 г. возвращен обители Покровский зимний храм, который к своему 185-летию в 2013 г. восстановлен и действует.

В 2012 г. передана обители и бывшая монастырская богадельня за Волгой (точнее то что от нее осталось после пожара 2009 г.) Каждое лето здесь проводятся молебны и субботники. Очень нуждаемся в помощи, в средствах, в людях.

В настоящее время в обители подвизаются более 20 сестер. В отличие от мирской жизни, жизнь иноческая — иная. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.
В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келия на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать, если не на неотложном послушании, и правило общее совместное. Монашеское правило- Полунощница с помянником, Повечерие с тремя канонами,- совершается вместе всеми сестрами. Вечерние и утренние молитвы, а также келейное правило остается для каждого индивидуальными.

Много в монастыре разных послушаний. Сестры, как и раньше пекут просфоры для более чем 40 храмов не только Ярославля, но и за его пределами, занимаются рукоделием, а так же воссоздают традиции монашеского клиросного пения. Пожилым монахиням доверяется чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела, библиотечное дело, рукоделие. Послушание в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, несут сестры помоложе, но с житейским опытом. А вот в золотошвейной, в ризнице, в швейной, в реставрационной, в саду — только те, кому дано, у кого есть способности к швейному делу, к реставрации икон и киотов, к возделыванию сада. Так же чтение и пение на клиросе, не каждый может понести при всем желании — у кого-то нет слуха, кто-то имеет плохое зрение или не имеет голоса. Поэтому певчим сестрам здесь пригождается музыкальное образование, которое так любят родители давать своим детям, порой вопреки их желанию.

Богослужебный устав надо знать всем, как и основы Православия. Поэтому для сестер проводятся занятия по литургике, патрологии, катихизации, догматике.

Духовник обители митрофорный протоиерей Василий Лищенюк внимателен к духовным вопросам и проблемам сестер, помогает в них разобраться и их разрешить.

Игумения Екатерина (Гаева Наталья Николаевна.1963 г.р.) в монастыре с 1999 г., в постриге с 2003 г., настоятельница обители с 2006 г., имеет только светское образование (высшее архитектурно-реставрационное, а так же среденее музыкальное), которое, промыслительно, в общем немало ей помогает в нелегком послушании. Но самое главное для настоятельницы- возрождение и спасение душ сестер обители, ее духовных детей. Это невозможно без постоянного личного общения с каждой из них, которое возможно только при взаимном доверии. Ведь бывает, даже если и имеешь житейский опыт с мира, даже если имеешь образование, в монастыре проходишь «с нуля» школу взаимопонимания, терпения, перенесения трудностей, снисхождения друг к другу, где особенно трудно дается послушание, смирение и постоянное отсечение своей воли, что святыми отцами приравнивается к бескровному мученичеству.

В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже пр идти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы можно спешить и на работу. Когда мы были еще в миру, то о том и не мечтали. Теперь все для верующих посильно.
Часто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в подсказке. Для них при монастыре действуют катехизаторские курсы, священник может ответить на вопросы, сестры — терпеливо выслушать, утешить и подсказать.

О святынях монастыря:
Казанская икона Божией Матери

В конце августа 1998 г., сразу после открытия обители, архиепископ Михей передал чудом уцелевший поздний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами в монастырской иконописной мастерской в 1888 г. в дар монастырскому священнику, о. Иоанну Крылову, сохраненный его родственниками и завещанный только монастырю. Как бывало и прежде, на этом списке сохранилась та особая благодать утраченной святыни, ставшая источником многочисленных чудес и исцелений по молитвам к Царице Небесной.

Этот дивный образ в наше время прославился многочисленными чудесными исцелениями (даже неизлечимых болезней) и помощи всем страждущим, приходящим к иконе с верою, что Матерь Божия их не оставит. Один из первых — случай чудесного исцеления больного, который находился в коме. По мнению врачей, исцеление было маловероятно, карточка с историей болезни была закрыта, даже намечали освобождение больничной койки. Супруга больного, будучи маловоцерковленной, по простоте душевной купила масла от Ярославской Казанской чудотворной иконы, чтобы всего больного помазать, «освятить» его, (хуже не будет). На следующий день после помазания маслом больной встал. После выписки он сам пришел в храм и заказал благодарственный молебен Божией Матери.
С первых случаев чудесной помощи в благодарность Целительнице Казанскому Ее образу приносится множество золотых крестиков и украшений. Из них в 2010 году выполнен новый золотой, ювелирной работы, оклад (прежний за ветхостью сохранен как музейный экспонат) и в 2013 г. жемчужная с драгоценными камнями риза. Поток приношений в благодарность Матери Божией за чудесную помощь через Ее икону не оскудевает.

Ежедневно перед чудотворным образом сестры читают акафист за всех уповающих на помощь Пресвятой Богородицы.

За все это время с 1998 г. по усердным молитвам перед Ярославской Казанской иконой Божией Матери получают исцеления тяжко больные, в бездетных семьях рождаются долгожданные дети, мир и понимание воцаряются между ранее враждовавшими. О всех чудесах от святыни монастыря ведется запись.
Промыслительно и возобновление древнего крестного хода с новой чудотворной Ярославской Казанской иконой Божией Матери, впервые за долгие годы прошедшего со 2 по 14 июля 2002 г. до города Тутаева (Романова-Борисоглебска). В нем участвовало в общей сложности 48 священников и 5100 мирян, пройдено пешим ходом 104 км, автомобильным транспортом — 100 км, 31 населенный пункт, отслужено 13 литургий, 53 молебна. Зафиксировано несколько случаев исцеления и помощи, полученных от Матери Божией через Ее чудотворный образ. В 2012 г. крестный ход продлен до г. Рыбинска.

Мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.

2 ноября 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в. Казанский монастырь переданы мощи святого Агафангела (Преображенского). Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 г.р. в семье сельского священника, в 1885 г. после смерти жены и сына принял монашеский постриг с именем Агафангел, с 1886 г. возведен в сан игумена, в 1888 г. назначен ректором Иркутской Духовной семинарии. В 1889 г. состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа, викария Иркутского. В 1893 он назначен епископом Тобольским и Сибирским. В 1897 г. переведен на Рижскую кафедру. В 1910 архиепископ Агафангел возглавил Литовскую епархию, а в 1914 г.- Ярославскую, сменив архиепископа Тихона, будущего Патриарха, с которым давно был дружен. С 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел в 1922—1926 гг. будучи назначеным Патриаршим Местоблюститем, совершил исповеднический подвиг в годы гонений. Святитель Агафангел в 1922 г., не имя возможности выехать из Ярославля, обратился ко всем верующим страны с посланием о сохранении русской православной церкви, о непоколебимости ее устава и догматов с апостольских времен и о несостоятельности «обновленцев». За что незамедлительно был арестован и сослан в Нарымский край, д. Колпашево, где отбывал вместе с ссыльными уголовниками. В 1926 г. Митрополит Агафангел был освобожден по состоянию здоровья и вновь возглавил Ярославскую кафедру, ради мира церковного отказавшись от прав Местоблюстителя в пользу митрополита Сергия (Старогородцева) в то время законно управлявшего Церковью. Он хотел уберечь, сохранить на глазах разрушавшийся мир церковный. Даже не разделяя позиции, не принимая поли¬тики митрополита Сергия, митрополит Агафангел до конца жизни старался послу¬жить делу церковного единения. Но его здоровье было подорвано ссылкой. 14 октября святитель прикровенно предупредил о своей кончине «У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться… будет много священников и посторонних». 16 октября 1928 г. митрополит Агафангел мирно отошел ко Господу. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе у церковной стены на ярославском Леон¬тьевском кладбище. Лицо его было, как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
На могиле святителя Агафан¬гела в богоборческие годы тайно собирались его почитатели, слышавшие о нем, нуждавщиеся в помощи: студенты — перед экзаменами, больные — перед операцией, регулярно ставили свечи, расчищали от мусора надгробие в оставленном без присмотра склепе. 12 ноября 1998 г. мощи святителя были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Мощи Святителя Агафангела в настоящее время почивают в Казанском соборе, в беломраморной раке, устроенной внучатым племянником родственницы святителя, источают тонкое благоухание, являются одной из главных монастырских святынь, признаны чудотворными- ведется запись чудесных исцелений болезней позвоночника, суставов, кожных и онкологических заболеваний. Часто получают помощь по молитвам Святителю в решении семейных проблем, в трудном деле, в устройстве на работу, но особенно, в учебе- неоднократны свидетельства явной помощи святого во время экзаменов. Перед мощами ежедневно читается акафист, совершаются молебны, на мощах освящаются святыни, собирается из лампад масло.
Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В дни памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор Ростово-Ярославских новомученников, в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.
В 2016 г. празднование 1025-летия Ярославской епархии проходило в День обретения мощей святителя Агафангела — 12 ноября 2016 г.
Множество паломников молитвенно припадают к раке предстателя и ходатая о нас пред Богом и почитают память верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годы.

«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *