Ярославль церковь Иоанна Предтечи

Содержание

Адрес: Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., 69
Дата строительства: 1671-1687 гг.
По преданию, в начале XVII в. в Толчковской слободе находился Вознесенский женский монастырь. В 1609 г. он был разрушен поляками. К 1658 г. в слободе кожевников стоял лишь один деревянный холодный храм Иоанна Предтечи. Царь Алексей Михайлович 31 мая того же года выдал грамоту о построении каменной теплой церкви Вознесения. В 1659 г., в первый день Пасхи, холодный деревянный храм Иоанна Предтечи сгорел. После пожара на этом месте вновь построили одноименный деревянный храм, а в 1665 году, рядом с ним, — каменную церковь Вознесения с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери.
Царской грамотой от 29 июня 1671 года разрешалось возведение нового, каменного храма Иоанна Предтечи.
Построен в 1671 — 1687 гг. на средства жителей Толчковой слободы, которая считалась одной из самых богатых в Ярославле. Каменный, пятнадцатиглавый, с отдельно стоящей ярусной колокольней, возведенной в 1690-х годах, толчковский храм повторяет композицию храма Иоанна Златоуста в Коровниках. Это четырёхстолпный четверик с двумя симметричными приделами, окружённый одноярусной галереей и увенчанный пятиглавием. Но шатровое завершение приделов здесь заменено на миниатюрное пятиглавие – единичный случай в истории архитектуры – а все плоскости фасадов изначально сплошь покрыты измельчённым кирпичным и изразцовым декором. Единственно свободные полукружия апсид раскрашены под «бриллиантовый руст». По своим габаритам храм превосходит остальные ярославские памятники (его высота составляет 44 метра), а его законченность и цельность замысла позволяют считать толчковский храм вершиной местного зодчества. Однако по тем же причинам здесь можно говорить и об общем упадке стиля. Расположенный на большой высоте мелкий декор невозможно рассмотреть, даже приблизившись вплотную к памятнику. Издали сплошной ковёр орнамента не читается вовсе, зато здесь можно любоваться великолепным пятнадцатиглавым силуэтом храма.
В 1694—1695, 1700 гг. интерьер расписан артелью из 16 мастеров во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. В 1698—1701 гг. поставлен шестиярусный иконостас. Престолов три: во имя Пророка. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; во имя святителей Гурия и Варсанофия, архиепископов Казанских, чудотворцев. Особенно почиталась икона Иоанна Предтечи.
Закрыт в 1930-е годы. С 1936 до 1951 года храм находился на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». В 1941 — 1947 гг. в храме размещался склад. В 1950-е годы была проведена уникальная работа по ликвидации крена колокольни. В 1960-е годы передан в распоряжение Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. С мая по октябрь открыт для туристов.
Иван Смолин

Возврат к списку

Адрес: Россия, Ярославль, Закоторосльная набережная, 69.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00.

Вход свободный.

Церковь Иоанна Предтечи – яркий образец ярославской архитектурной школы XVII столетия, внесенный в российский и мировой список культурного наследия. Рисунки и фото церкви входят во все учебники по русскому зодчеству. Образ церкви увековечен на полотне художника Верещагина, а Банк России поместил ее изображение на тысячерублевую банкноту.

Немного истории

Согласно историческим сведениям, церковь была построена на деньги кожевников Толчковской слободы на месте разрушенного польскими и литовскими интервентами в начале XVII века Вознесенского женского монастыря. Дата строительства церкви – 1671-1687 гг. Спустя пять лет после открытия церкви для прихожан была полностью завершена внутренняя роспись. Храму были переданы в дар Царские врата из Казани и несколько почитаемых старинных икон.

Практически сразу при церкви устроили приют для сирот, инвалидов и стариков. В 70-е годы XIX столетия здесь было создано попечительство для оказания денежной помощи самым бедным слоям городского населения. Позже открыли приходскую школу для обучения крестьянских детей основам грамоты и счета. В конце XIX века здесь сформировали церковно-приходскую школу с двухлетним образованием, приют для девочек, прачечную и швейную мастерскую. Позднее был основан класс для безграмотных рабочих местной мануфактуры. В 90-е годы XIX века при церкви существовало общество трезвости. В конце 40-х годов XX века был образован Предтеченский приход, а спустя еще девять лет была построена церковь в стилистике храмов XVII века.

Церковь сегодня. Фото:agentika.com

В 1929-1950 годы небольшой зимний храм стали использовали в качестве столовой для рабочих лакокрасочного завода. В 1933 году Предтеченская церковь была передана Ярославскому музею, однако спустя три года в ней разместили зернохранилище и склад для химической продукции. Церковь приходила в упадок, колокольни стали крениться. В 1958 даже пришлось проводить большую реставрацию по их выпрямлению, дабы не допустить полное разрушение строения.

Архитектура и интерьер

Архитектурная концепция церкви типична для ярославской школы зодчества. Храм представляет собой четырехстолпное сооружение, окруженное с трех сторон одноэтажными закрытыми галереями. Два предела церкви имеют ту же высоту, что и основной объем строения. Храм венчает пять больших глав. Каждый из пределов также украшают по пять малых глав.

Фрески. Фото: kelohouse.ru

Над созданием внутреннего оформления церкви трудились 16 мастеров иконописи. Всего в церкви насчитывается 500 живописных работ, по этому показателю она превосходит все прочие храмы России и мира. Картины повествую классические библейские сюжеты, правда, есть одна интересная деталь – орудия труда и одежда изображенных людей соответствуют ярославской традиции и тенденциям XVII века.

Ярославль – очень русский город. Именно за этим многие сюда и едут. Здесь легко считываются наши национальные коды. Многое в нашей истории видится и понимается по-другому. Не зря Ярославль, наряду с Суздалем, считается одной из жемчужин Золотого кольца. Главное украшение города – это, безусловно, его храмы. Но много и примечательной гражданской застройки. Стоит сказать, что Ярославль стал одним из первых городов, где были внедрены принципы городского планирования. Итак, в Ярославль!

«Нулевой километр» Золотого кольца России — в Ярославле

«Бунташная» архитектура древнего города

Пожалуй, одним из самых интересных в архитектуре Ярославля был «бунташный» XVII век. Это время бурного торгово-экономического роста древнего Ярославля. Расположенный на пути, соединяющем северные моря и Западную Европу с южными странами, город быстро богател – ярославские купцы успешно торговал с Англией, Персией, Индией. Во второй половине XVII столетия это был уже второй город России — и по населению, и по экономической значимости. Крупному городу полагались и соответствующие его новому статусу храмы. И они не замедлили появиться.

Век русского узорочья привел к появлению самостоятельного, самобытного, чисто ярославского зодчества, быстро перешагнувшего границы края. Основной заказчик — купечество — не требовало слепого следования устоявшимся традициям. Для него важнее была внушительность размеров, подчеркивающих не только набожность, но и состоятельность благодетеля. Городу с растущим населением требовались просторные, для большого числа прихожан, видные, достойно украшенные храмы.

Отвечая на эти ожидания, местные зодчие меняют композицию храмов, делая ее более протяженной с запада на восток. Церкви сооружаются зачастую на подклетах, со складскими помещениями внутри. Стены опираются на своды алтаря, поднимаясь все выше. Высокие и тонкие барабаны — отличительная черта ярославских храмов — теперь ставятся на небольшие арки и значительно дальше отстоят друг от друга. Чтобы сгладить появившееся свободное пространство, главам придают увеличенно-выпуклую, грушевидную форму — «пучину».

Храм Рождества Христова

Наблюдается повсеместный переход от сложной «позакомарной» кровли к простой четырехскатной. Свесы крыш, а иногда и главы, украшают прорезными золочеными подзорами, а сами закомары превращаются в элемент декора, причем число таких закомаров может не ограничиваться традиционными тремя – встречается и больше. Любопытная деталь: путешествуя на Восток и в Индию, купцы привносят в оформление храмов новые мотивы — это и надвратные и многолопастные завершения окон, и угловые колонны четверика с характерными капителями (церковь Рождества, 1644).

Колокольня Рождественского храма

Муравленые изразцы храма Рождества Христова

Асимметрия объемов подчеркивает живое начало в храмовом зодчестве, усиленное разнообразным кирпичным орнаментом и применением многоцветных изразцов.

Высота изразцового наличника храма Иоанна Златоуста в Коровниках достигает 8 метров

Почему протопопу Аввакуму не понравились реалистичные святые

Но не только цветные изразцы и новые элементы каменного декора пришли на Русь в XVII в. В 1650 г. в Европе напечатана «Библия Пискатора», иллюстрированная гравюрами голландских мастеров. Достаточно быстро издание появляется в России и вызывает живой интерес у наших живописцев, активно приобщавшихся к зарубежному опыту. Нашими мастерами перенимаются новые сюжеты, приемы, манеры храмового письма — изображения святых становятся более реалистичными, попирая прежние каноны.

Такой «поворот» принимают далеко не все. Разгораются споры вокруг «омирщения» храмового искусства. В дискуссию включаются видные религиозные деятели того времени. Против нового стиля яростно возражает один из лидеров русского духовного раскола протопоп Аввакум — «…нельзя будто живые писать»! Другие, напротив, твердят: раз красота человека Богом дарована, то и подобное живописание следует считать «благообразным».

Фрагмент ярославских фресок

К счастью для развития отечественной живописи, обошлось без анафем и запретов. И сцены из Святого писания стали изображать в соответствии с реалиями того времени, включая в изображение утварь, одежду и окружающую природу.


Сохранившиеся фрески церкви Вознесения

Деревянные дома – сносить, каменные – не трогать

…Проплывая по Волге на галере «Тверь», Екатерина II озаботилась упорядочением застройки старинных русских городов. Ярославль, чьи посады перешагнули через Волгу и Которосль, уже сам переходил от веерной структуры городской застройки к радиально-кольцевой. Требовалось, тем не менее, многое подправить, расчистить, выпрямить. Стоявшую в Земляном городе церковь Ильи Пророка императрица повелела считать центром новой планировки Ярославля. Обветшавшие деревянные дома сносили, каменные — как правило, не трогали. Преобладание каменных домов, прямоугольных в плане, как раз отвечало требованиям регулярной городской застройки. От площади перед храмом лучами потянулись улицы (теперь они носят имена Кирова, Свердлова, Советская, Большая Октябрьская, Свободы, проспект Октября – прим. авт).

Храм Ильи Пророка

Постепенно менялся и сам облик гражданской архитектуры. Еще в конце XVII века царскими указами было запрещено сооружать деревянный второй этаж над каменными палатами, как это было принято ранее. Основным украшением зданий стали оконные и дверные проемы в прямоугольных или арочных нишах, дополненные валиками, полочками для отвода воды. Порой им придавали килевидную форму. Килевидный верх зачастую затейливо изгибали вниз слева и справа, а затем стремительно поднимали вверх. Колонки по бока окон выполняли с перехватом в виде «дыньки», делали витыми или наборными.

Дом Иванова. 1625-1627 гг.

Над окнами палат зажиточных горожан стали появляться так называемые разорванные фронтоны. Кровли стали проще, без шатров и «бочек», соответствуя бесхитростной геометрии новых фасадов. Над ними торжественно возвышались печные трубы-дымники, напоминающие многоярусные теремки.

В центре города: как кусочек ризы Господней попал к купцам Скрипиным

Вернемся на Ильинскую площадь. Церковь Ильи Пророка (1647-1650) — интереснейший памятник русского зодчества. Сейчас это — храмовый комплекс, включающий пятиглавие на четверике, шатровый придел и расположенную с противоположной стороны колокольню. История появления этого каменного шедевра такова. Выходцы из Новгорода, ярославские купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, разбогатев на торговле пушниной и индийским жемчугом, не раз приходили на помощь своими капиталами государю Михаилу Федоровичу. В благодарность царь, узнав о замысле братьев возвести новую церковь, подарил им редкостную реликвию — кусочек ризы Господней. По преданию, она досталась распявшим Христа воинам, затем попала в Грузию, оттуда — в Персию, а шах отослал ризу русскому самодержцу в дар. Появление святыни в Москве и торжественное помещение ее в Успенский собор стало настоящим событием. Церковь установила праздник Ризоположения, в честь которого освящались многие новые храмы.

Храм Ильи Пророка. Северный фасад

Потрясенные до глубины души царской милостью и ощутив свою личную причастность к святыне, Скрипины выстроили на своем дворе (площади тогда еще не было) настоящий храмовый ансамбль, дополнив его особым приделом Ризоположения — для хранения бесценного дара.

Внутреннее пространство храма было поручено оформить костромским мастерам Гурию Никитину и Силе Савину. В иконостасе придела сохранилась икона «Положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе», написанная Петром Костромитиным, на которой изображены царь Михаил и тогдашний патриарх Филарет.

Комплекс практически без изменений просуществовал четыре столетия. В советское время он был передан Ярославскому краеведческому музею, работники которого, в 1930-м году, чудом спасли его от сноса. С 1989 года здесь возобновились богослужения.

Архитектурные особенности церкви Ильи Пророка: в центре храмового ансамбля поднимается основной пятиглавый храм с четырехскатной кровлей, соединенный двухэтажной галереей с шатровым Ризоположенским приделом. Напротив — в северо-западном углу комплекса — возвышается шатровая колокольня с арочными проемами под звоны и двумя рядами окошек-слухов над ними. Г-образная галерея тянется от шатрового придела до колокольни, ближе к которой устроено нарядное крыльцо. Композиция асимметрична; с северной и южной стороны устроены два маленьких придела под главками над рядами килевидных кокошников. Фасады некогда украшала роспись растительной тематики (утрачена), а главы покрывала зеленая черепица (восстановлена). Наружный декор словно умышленно беспорядочен, хаотичен: лопатки, членящие стены, не доведены в средней части до конца, окна разнятся размерами, ритм закомар «сбивается».

Богоявленская церковь

Украшением Богоявленской слободы, некогда принадлежавшей Спасо-Преображенскому монастырю, стала церковь Богоявления (1684-1693), построенная купцом гостиной сотни Алексеем Зубчаниновым. Храм поднялся над дорогой, ведущей в Москву, и неудивительно, что в его архитектуре переплелись традиции ярославского и московского зодчества.

На правом берегу Которосли: для храма Иоанна Предтечи использовали 44 вида кирпича

Самый выдающийся, пожалуй, пример искусства ярославских зодчих известен всем россиянам — хотя бы потому, что он изображен на обороте 1000-рублевой банкноты. Это — удивительный по красоте и величию четырехстолпный храм Иоанна Предтечи (Усекновения Главы Иоанна Предтечи) в Толчкове, воздвигнутый в 1671-1687 гг. на средства предпринимателей-кожевников Ереминых и при посильном участии всех жителей слободы.

Храм Иоанна Предтечи и колокольня

Что только не напридумывали про Иоанно-Предтеченскую церковь! Кто-то говорил, что построили ее голландцы, кто-то возражал, что для возведения храма выписывали умельцев из далекой Бухары… Правда, если выросшая за три года многоярусная, с башенками-пинаклями, 45-метровая колокольня в стиле московского барокко еще могла бы вызывать сомнения в авторстве местных зодчих, то композиция самого храма не оставляла никаких разночтений – здесь продемонстрированы типичные для ярославцев приемы, отличающиеся свободой творческой мысли, не скованной никакими шаблонами.

Уникален кирпичный декор храма, ярусами покрывающий стены. Любопытно, что для строительства храма было сооружено два кирпичных завода, где изготавливали не только обычный, но также фигурный, или лекальный, кирпич 44-х видов! Наборные «колонки», обрамляющие оконные проемы, «ширинки», «городки», «поребрик», килевидные арочки различного рисунка и прочие затейливые кирпичные узоры напоминают искусную резьбу по дереву.

Элементы декора храма Иоанна Предтечи

Храм пять месяцев расписывали 16 лучших мастеров-стенописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Он не имеет равных по количеству изображенных фигур и сцен из Святого писания, главным сюжетом которых стало житие Иоанна Предтечи.

Архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи:

Храм венчают целых пятнадцать зеленых чешуйчатых глав на изящных ярославских барабанах. Главы скомпонованы в три пятиглавия: центральное, над основным храмом, значительно больше. Пятиглавия двух восточных приделов, смело поднятых до уровня главного объема и подведенные под одну крышу, меньше и сильно сжаты к своим центральным барабанам.

Храм Иоанна Предтечи

В основном пятиглавии выделяется крупная центральная глава, форму которой изменили в начале XVIII в. после пожара на типично барочную. Отсеченные лентами каменных узоров аркатурно-колончатые пояса с килевидными завершениями подчеркивают устремленность вверх большей частью глухих барабанов.

С востока композиция представляется абсолютно цельной — и пять апсид с большими окнами словно подтверждают это. На внешней поверхности стены выделяются четыре декоративные закомары, в то время, как внутри мы видим трехчастное деление.

К храму, поднявшемуся на высоком подклете, примыкают два придела — в честь Казанских чудотворцев и посвященный Трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

Благовещенская церковь

Схожие формой с центральной главой Иоанно-Предтеченского храма барочные завершения можно увидеть над бесстолпной Благовещенской церковью на Волжской набережной — этот храм отличается еще почти прямоугольной формой апсид, что встречается редко.

Храм Николы Мокрого

Расположена церковь Иоанна Предтечи в стороне от исторического центра города, но пройти к ней можно по мосту, заодно полюбовавшись по пути храмом Николы Мокрого (1672) на левом берегу Которосли — место было заболоченное, отсюда и название. Рядом с кирпичной пятиглавой Никольской церковью, предназначенной для летних богослужений, расположен небольшой, одноглавый, «теплый» храм Тихвинской иконы Богоматери.

Изразцовые наличники храма Николы Мокрого

Тихвинская церковь

Изразцовое убранство Тихвинского храма

Храмовый комплекс в бывшей слободе Коровники — типичный пример реализации замыслов зодчих ярославской школы. В их произведениях размер завершений (барабанов с главами и крестами) часто не уступал по высоте, а то и превосходил параметры основного куба.

Храм Иоанна Златоуста в Коровниках

Ансамбль из двух пятиглавых храмов, колокольни и ограды с восточной стороны со Святыми воротами создавался поэтапно. В 1649-1654 гг. средствами Ивана и Федора Неждановских возводится четырехстолпный трехапсидный храм св. Иоанна Златоуста — обнесенный открытой арочной галереей четверик, к которому примыкают шатровые северный и южный приделы. В центральной апсиде храма прорезано окно, украшенное изразцовым панно размерами приблизительно 5 х 8 м. В 1669 г. здесь, на одной оси с первым, летним храмом, появляется теплая церковь во имя Владимирской иконы Богоматери, более простая по конструкции, но выдержанная в том же стиле. В 1680-х храм Иоанна Златоуста перестроили: галерея стала закрытой, к ней примкнули высокие крыльца, а кровлю из позакомарной переделали в четырехскатную. Благодаря большим окнам в Златоустовской церкви очень светло. В те же годы семья Неждановских строит шатровую 37-метровую колокольню, прозванную в народе «Ярославской свечой» — и так стали именовать все схожие с ней колокольни.

Красный перекоп: затрапезное – не значит плохое

Один из районов исторической застройки на правом берегу Которосли, поблизости от Толчковой слободы, называется Красным Перекопом. Здесь располагалась Ярославская Большая мануфактура, построенная еще при Петре, «от имени и по поручению его» русским купцом Максимом Затрапезновым и обрусевшим голландцем Иваном Тамесом.

Петропавловский парк

В слободе устроили пруды, поставили ветряные мельницы и набрали работников из крестьян близлежащих сел. Производимую ими серую с синими полосками ткань, шедшую на изготовление домашней одежды, матрацев и тюфяков, прозвали «затрапезой» — отсюда родилось выражение «затрапезный вид». Впрочем, предприятие выпускало и высококачественные изделия, поставляемые в столицы и даже за рубеж. Вокруг полотняной мануфактуры начал складываться промышленный район, появлялись новые предприятия. К концу века в Ярославле действовало около двухсот промышленных предприятий, большей частью — текстильных. А через столетие о ярославских предпринимателях писали, что те не знают себе равных в России.

В 1870-х в Ярославль пришла железная дорога, укрепив его положение среди других промышленных центров, и с той поры каждое десятилетие объем промышленного производства в городе увеличивался вдвое. Кстати, на Большой мануфактуре, ставшей «Красным Перекопом» — так в первые годы Советской власти в городе ознаменовали победу над Врангелем — начинала свою рабочую биографию Валентина Терешкова, первая на планете женщина-космонавт.

Храм св. апостолов Петра и Павла

…А наследник Затрапезнова Иван Максимович в благодарность Петру Великому выстроил в слободе двухэтажный храм св. апостолов Петра и Павла — с башней и шпилем, напоминающим Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, а чуть позже разбил первый в городе регулярный парк с аллеями, скульптурами и фонтанами. На первом этаже здания устроили теплую церковь с престолом, посвященным небесным покровителям купеческой семьи — Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Через два года завершили строительство летней Петропавловской церкви на втором этаже, с двумя рядами окон. Общая высота здания составила 57 м, а шпиль его виден издалека.

Строгая классика: в городе появляются первые дома по «образцовым» проектам

В XVIII веке на смену национальной традиции и русскому барокко приходит строгий классицизм. В Ярославле, ставшем губернским центром, появляются все новые приметы этого стиля.

Здания присутственных мест

На Ильинской площади в 1780-е возникает комплекс зданий присутственных мест, а затем строятся особняки, среди которых выделяется дом купчихи Сорокиной с изящным балконом, а рядом с ним — городская усадьба Матвеевских, выстроенная по типичному для XIX в. образцу: главный дом с мезонином и примыкающие к нему с боков два флигеля. Кстати, об образцах — проекты присылались из Петербурга, и новые здания, по ним построенные, так и называли «образцовыми».

Дом Сорокиной

Усадьба Матвеевских. Главный дом

Любопытна судьба обитателей усадьбы Матвеевских: два представителя этого дворянского рода занимали выборный пост городского головы, а в самом доме в грозную пору 1812 г. нашла приют семья московского генерал-губернатора Ростопчина. Несколько детских лет провела в этой усадьбе Любовь Орлова — ее отец, инженер Петр Орлов, строил через Волгу первый в Ярославле железнодорожный мост (1913).

Усадьба Матвеевских

Ильинская площадь плавно переходит в Плацпарадную (ныне — Челюскинцев), ведущую к Стрелке. Здесь выделяется красный, с балконом, трехэтажный дом Вахрамеева. В 1870-х купец и меценат И. А. Вахромеев, приобретя здание, достроил его по старым чертежам. В доме насчитывалась 41 комната с расписными потолками и паркетными полами, имелся большой сводчатый подвал. Помещение обогревали изразцовые печи и два камина. Сейчас здесь располагается Духовная семинария.

Дом Вахрамеева

…Ивана Александровича Вахрамеева в городе помнят. Представитель известной купеческой семьи, он был всесторонне образованным человеком, коллекционировал, занимался благотворительностью. У вахрамеевской мельницы всем нуждающимся ежедневно раздавали хлеб. Также безвозмездно хлеб и булки отгружались в ярославские больницы и приюты. Став городским головой, Иван Александрович за свой счет отремонтировал Ильинскую церковь, добился устройства в городе электрического освещения. При нем замостили мостовые и пустили первый трамвай. Вероятно, тогда же с Ильинской площади исчезла, наконец, легендарная лужа, по которой мальчишки плавали на плотах. Впрочем, может, это случилось и раньше…

Часовня Александра Невского: конкурс выиграл главный архитектор Ярославля

… В октябре 1888 г. под Харьковым в железнодорожной катастрофе чуть не погибла вся семья Александра III. Царь, обладающий недюжинной физической силой, спас близких, удержав на плечах потолочную балку. Во многих городах страны стали строиться часовни в ознаменование чудесного спасения венценосного семейства. В Ярославле был объявлен конкурс на лучший проект сооружения, посвященного небесному покровителю императора — Александру Невскому. Победителем стал Николай Иванович Поздеев.

Часовня Александра Невского

Николай Поздеев в 1883 году был назначен городским архитектором Ярославля. Именно его часовня — одноапсидное шатровое сооружение, к которому с запада примыкает шатровое же крыльцо на массивных опорах – и победила в объявленном архитектурном состязании. В декоре часовни использовано множество элементов узорочья — «ширинки», «кокошники», «язычки», «сухарики», витые полуколонки, белокаменные детали на красном фоне стен и, конечно, поливные многоцветные изразцы. Архитектор спроектировал и резной иконостас, иконы для которого написал палехский мастер Федор Галанов.

Часовня так полюбилась жителям, что рабочие Большой мануфактуры скопировали ее на дворе своего предприятия — правда, эта копия, в отличие от оригинала, до наших дней не сохранилась.

Часовня была построена в 1892 г. Одновременно с ней, поблизости, по проекту Поздеева перестроили летнюю каменную Сретенскую церковь (1891-1895), объединяя с ней теплый храм Знаменской иконы Богоматери. В результате ярославцы получили красивый ансамбль с величественной шатровой колокольней, приделами св. Пантелеймона и иконы «Знамение». Новый храм отличался богатством узорчатого декора и, главное, великолепной акустикой — священник и композитор Василий Зиновьев организовал здесь певческую капеллу, прославившуюся на всю Россию.

Сретенская церковь

Элементы декора Сретенской церкви

К сожалению, Николай Поздеев прожил недолго, он скончался в 1893 году от туберкулеза, не дожив и до 38 лет. В Ярославле хранят память о нем, а ученики 66-й школы серьезно занимаются исследованием биографии и творчества архитектора.

Новый Ярославль: модерн и сталинский ампир

На рубеже веков в архитектуре Ярославля заявляет о себе модерн. Дом на ул. Собинова,43, тоже принадлежавший Вахрамееву, выстроен именно в этом стиле, который неспроста называют живым, движущимся. Овальные окна под четырехгранным куполом башни в «парадном углу», майолика, умеренная лепнина, «болотная трава» орнамента, волнообразная кованая решетка парапета, асимметрия и перепады высот объемов усиливают восприятие движения в замысле архитектора.

Доходный дом. Ярославский модерн

Особняк Вахрамеева на ул. Собинова

Другое здание — дом представителя богатого купеческого рода Лопатиных — щедро украшен лепниной в стиле «рококо», а «парадность» угловой части дома подчеркивают ажурная решетка балкона, его охватывающего, и затейливый фронтон. Хозяин дома прославился не только тем, что женился на актрисе, при этом подделав документы, за что весь «медовый» месяц провел в тюрьме.

Дом Лопатиных-Донцовых

Владимир Лопатин оставил городу несколько альбомов фотографий дореволюционного Ярославля —по ним мы можем судить, каким был город, а некоторые постройки — например Власьевский приход и Демидовский лицей – сохранились только на этих снимках.

Здание гостиницы «Бристоль»

Модерн в Ярославле — это не только особняки. Это многочисленные доходные дома и, конечно, гостиница «Бристоль», перестроенная из ампирного здания губернским архитектором Григорием Саренко. Хозяин «Бристоля» был настолько доволен новым обликом своего заведения, что предоставил автору проекта право бесплатного и бессрочного обслуживания в ресторане отеля.

Башня, подобная Кремлевской, венчает угол Вознесенских казарм

В советское время модерн сменяется «сталинским» ампиром, оставившим значительный след в истории городской застройки. Это, например, жилой дом 6/10 на Советской улице, возведенный по проекту архитектора С. В. Капачинского. Парадная часть этого здания украшена фигурой «девушки с ядром»: по этой примете легко найти ведущую к набережной улицу Кедрова, где можно полюбоваться величественным ансамблем храма Рождества Христова.

Да, старое и новое здесь всегда идут рука об руку.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств. Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией.

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение.

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым. Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|).

Пример 1. Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея|, мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными, если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными, если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО).

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО, И ПО+ГС. Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7.|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки.

Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором|, он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие|, |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром|.

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты. Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку, завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО, то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки, а правой тихо дер­гая свой бурый ус. В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели, сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял, прислонясь к груде ци­би­ков чая, и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя, барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Церковь была построена в 1710 году и на сегодняшний день является действующей, причем располагается в Детском парке напротив Драмтеатра.

Изначально на этом месте церковь была деревянной и носила название Алексеевская. Впервые упоминания о ней можно датируются 1618 годом. Деревянный храм сгорел в 1698 году.

Строительство каменной церкви началось только 12 лет спустя. Свое нынешнее название она получила в 1728 году.

Стоит отметить, что при советской власти в годы массового закрытия и разрушения церквей на территории вологодского храма Иоанна Предтечи был создан антирелигиозный музей. Позднее на его месте начал работать детский театр.

Часть сохранившихся на стенах фресок была создана в 1717 году, имя мастера установить сейчас невозможно. Основываясь на стилистике оформления внутреннего убранства и внешнего экстерьера, специалисты полагают, что работали над храмом мастера из Ярославля. Не исключено, что работал над проектом и Федор Игнатьев.

Считается, что роспись в церкви Иоанна Предтечи отражает в себе не только традиционные для русской православной церкви XVII века решения, но и учитывает последние европейские веяния того времени — узнаются черты барокко.

Свод храма имеет восемь граней, несущих изображение «Символов веры». На самом верху запечатлены сцены из земной жизни Христа. Под ними идут деяния апостолов, в частности их муки за веру Христову. На стенах четверика изображены сцены бытия Иоанна Предтечи.

Вологодский храм Иоанна Предтечи на панорамах Google Maps

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *