Содержание
- Немного истории
- Архитектура и интерьер
- «Бунташная» архитектура древнего города
- Почему протопопу Аввакуму не понравились реалистичные святые
- Деревянные дома – сносить, каменные – не трогать
- В центре города: как кусочек ризы Господней попал к купцам Скрипиным
- На правом берегу Которосли: для храма Иоанна Предтечи использовали 44 вида кирпича
- Красный перекоп: затрапезное – не значит плохое
- Строгая классика: в городе появляются первые дома по «образцовым» проектам
- Часовня Александра Невского: конкурс выиграл главный архитектор Ярославля
- Новый Ярославль: модерн и сталинский ампир
- 16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
- 16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
- 16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
- 16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
- 16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
- 16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Адрес: Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., 69
Дата строительства: 1671-1687 гг.По преданию, в начале XVII в. в Толчковской слободе находился Вознесенский женский монастырь. В 1609 г. он был разрушен поляками. К 1658 г. в слободе кожевников стоял лишь один деревянный холодный храм Иоанна Предтечи. Царь Алексей Михайлович 31 мая того же года выдал грамоту о построении каменной теплой церкви Вознесения. В 1659 г., в первый день Пасхи, холодный деревянный храм Иоанна Предтечи сгорел. После пожара на этом месте вновь построили одноименный деревянный храм, а в 1665 году, рядом с ним, — каменную церковь Вознесения с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери.
Царской грамотой от 29 июня 1671 года разрешалось возведение нового, каменного храма Иоанна Предтечи.
Построен в 1671 — 1687 гг. на средства жителей Толчковой слободы, которая считалась одной из самых богатых в Ярославле. Каменный, пятнадцатиглавый, с отдельно стоящей ярусной колокольней, возведенной в 1690-х годах, толчковский храм повторяет композицию храма Иоанна Златоуста в Коровниках. Это четырёхстолпный четверик с двумя симметричными приделами, окружённый одноярусной галереей и увенчанный пятиглавием. Но шатровое завершение приделов здесь заменено на миниатюрное пятиглавие – единичный случай в истории архитектуры – а все плоскости фасадов изначально сплошь покрыты измельчённым кирпичным и изразцовым декором. Единственно свободные полукружия апсид раскрашены под «бриллиантовый руст». По своим габаритам храм превосходит остальные ярославские памятники (его высота составляет 44 метра), а его законченность и цельность замысла позволяют считать толчковский храм вершиной местного зодчества. Однако по тем же причинам здесь можно говорить и об общем упадке стиля. Расположенный на большой высоте мелкий декор невозможно рассмотреть, даже приблизившись вплотную к памятнику. Издали сплошной ковёр орнамента не читается вовсе, зато здесь можно любоваться великолепным пятнадцатиглавым силуэтом храма.
В 1694—1695, 1700 гг. интерьер расписан артелью из 16 мастеров во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. В 1698—1701 гг. поставлен шестиярусный иконостас. Престолов три: во имя Пророка. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; во имя святителей Гурия и Варсанофия, архиепископов Казанских, чудотворцев. Особенно почиталась икона Иоанна Предтечи.
Закрыт в 1930-е годы. С 1936 до 1951 года храм находился на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». В 1941 — 1947 гг. в храме размещался склад. В 1950-е годы была проведена уникальная работа по ликвидации крена колокольни. В 1960-е годы передан в распоряжение Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. С мая по октябрь открыт для туристов.
Иван Смолин
Возврат к списку
Адрес: Россия, Ярославль, Закоторосльная набережная, 69.
Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00.
Вход свободный.
Церковь Иоанна Предтечи – яркий образец ярославской архитектурной школы XVII столетия, внесенный в российский и мировой список культурного наследия. Рисунки и фото церкви входят во все учебники по русскому зодчеству. Образ церкви увековечен на полотне художника Верещагина, а Банк России поместил ее изображение на тысячерублевую банкноту.
Немного истории
Согласно историческим сведениям, церковь была построена на деньги кожевников Толчковской слободы на месте разрушенного польскими и литовскими интервентами в начале XVII века Вознесенского женского монастыря. Дата строительства церкви – 1671-1687 гг. Спустя пять лет после открытия церкви для прихожан была полностью завершена внутренняя роспись. Храму были переданы в дар Царские врата из Казани и несколько почитаемых старинных икон.
Практически сразу при церкви устроили приют для сирот, инвалидов и стариков. В 70-е годы XIX столетия здесь было создано попечительство для оказания денежной помощи самым бедным слоям городского населения. Позже открыли приходскую школу для обучения крестьянских детей основам грамоты и счета. В конце XIX века здесь сформировали церковно-приходскую школу с двухлетним образованием, приют для девочек, прачечную и швейную мастерскую. Позднее был основан класс для безграмотных рабочих местной мануфактуры. В 90-е годы XIX века при церкви существовало общество трезвости. В конце 40-х годов XX века был образован Предтеченский приход, а спустя еще девять лет была построена церковь в стилистике храмов XVII века.
Церковь сегодня. Фото:agentika.com
В 1929-1950 годы небольшой зимний храм стали использовали в качестве столовой для рабочих лакокрасочного завода. В 1933 году Предтеченская церковь была передана Ярославскому музею, однако спустя три года в ней разместили зернохранилище и склад для химической продукции. Церковь приходила в упадок, колокольни стали крениться. В 1958 даже пришлось проводить большую реставрацию по их выпрямлению, дабы не допустить полное разрушение строения.
Архитектура и интерьер
Архитектурная концепция церкви типична для ярославской школы зодчества. Храм представляет собой четырехстолпное сооружение, окруженное с трех сторон одноэтажными закрытыми галереями. Два предела церкви имеют ту же высоту, что и основной объем строения. Храм венчает пять больших глав. Каждый из пределов также украшают по пять малых глав.
Фрески. Фото: kelohouse.ru
Над созданием внутреннего оформления церкви трудились 16 мастеров иконописи. Всего в церкви насчитывается 500 живописных работ, по этому показателю она превосходит все прочие храмы России и мира. Картины повествую классические библейские сюжеты, правда, есть одна интересная деталь – орудия труда и одежда изображенных людей соответствуют ярославской традиции и тенденциям XVII века.
Ярославль – очень русский город. Именно за этим многие сюда и едут. Здесь легко считываются наши национальные коды. Многое в нашей истории видится и понимается по-другому. Не зря Ярославль, наряду с Суздалем, считается одной из жемчужин Золотого кольца. Главное украшение города – это, безусловно, его храмы. Но много и примечательной гражданской застройки. Стоит сказать, что Ярославль стал одним из первых городов, где были внедрены принципы городского планирования. Итак, в Ярославль!
«Нулевой километр» Золотого кольца России — в Ярославле
«Бунташная» архитектура древнего города
Пожалуй, одним из самых интересных в архитектуре Ярославля был «бунташный» XVII век. Это время бурного торгово-экономического роста древнего Ярославля. Расположенный на пути, соединяющем северные моря и Западную Европу с южными странами, город быстро богател – ярославские купцы успешно торговал с Англией, Персией, Индией. Во второй половине XVII столетия это был уже второй город России — и по населению, и по экономической значимости. Крупному городу полагались и соответствующие его новому статусу храмы. И они не замедлили появиться.
Век русского узорочья привел к появлению самостоятельного, самобытного, чисто ярославского зодчества, быстро перешагнувшего границы края. Основной заказчик — купечество — не требовало слепого следования устоявшимся традициям. Для него важнее была внушительность размеров, подчеркивающих не только набожность, но и состоятельность благодетеля. Городу с растущим населением требовались просторные, для большого числа прихожан, видные, достойно украшенные храмы.
Отвечая на эти ожидания, местные зодчие меняют композицию храмов, делая ее более протяженной с запада на восток. Церкви сооружаются зачастую на подклетах, со складскими помещениями внутри. Стены опираются на своды алтаря, поднимаясь все выше. Высокие и тонкие барабаны — отличительная черта ярославских храмов — теперь ставятся на небольшие арки и значительно дальше отстоят друг от друга. Чтобы сгладить появившееся свободное пространство, главам придают увеличенно-выпуклую, грушевидную форму — «пучину».
Храм Рождества Христова
Наблюдается повсеместный переход от сложной «позакомарной» кровли к простой четырехскатной. Свесы крыш, а иногда и главы, украшают прорезными золочеными подзорами, а сами закомары превращаются в элемент декора, причем число таких закомаров может не ограничиваться традиционными тремя – встречается и больше. Любопытная деталь: путешествуя на Восток и в Индию, купцы привносят в оформление храмов новые мотивы — это и надвратные и многолопастные завершения окон, и угловые колонны четверика с характерными капителями (церковь Рождества, 1644).
Колокольня Рождественского храма
Муравленые изразцы храма Рождества Христова
Асимметрия объемов подчеркивает живое начало в храмовом зодчестве, усиленное разнообразным кирпичным орнаментом и применением многоцветных изразцов.
Высота изразцового наличника храма Иоанна Златоуста в Коровниках достигает 8 метров
Почему протопопу Аввакуму не понравились реалистичные святые
Но не только цветные изразцы и новые элементы каменного декора пришли на Русь в XVII в. В 1650 г. в Европе напечатана «Библия Пискатора», иллюстрированная гравюрами голландских мастеров. Достаточно быстро издание появляется в России и вызывает живой интерес у наших живописцев, активно приобщавшихся к зарубежному опыту. Нашими мастерами перенимаются новые сюжеты, приемы, манеры храмового письма — изображения святых становятся более реалистичными, попирая прежние каноны.
Такой «поворот» принимают далеко не все. Разгораются споры вокруг «омирщения» храмового искусства. В дискуссию включаются видные религиозные деятели того времени. Против нового стиля яростно возражает один из лидеров русского духовного раскола протопоп Аввакум — «…нельзя будто живые писать»! Другие, напротив, твердят: раз красота человека Богом дарована, то и подобное живописание следует считать «благообразным».
К счастью для развития отечественной живописи, обошлось без анафем и запретов. И сцены из Святого писания стали изображать в соответствии с реалиями того времени, включая в изображение утварь, одежду и окружающую природу.
Сохранившиеся фрески церкви Вознесения
Деревянные дома – сносить, каменные – не трогать
…Проплывая по Волге на галере «Тверь», Екатерина II озаботилась упорядочением застройки старинных русских городов. Ярославль, чьи посады перешагнули через Волгу и Которосль, уже сам переходил от веерной структуры городской застройки к радиально-кольцевой. Требовалось, тем не менее, многое подправить, расчистить, выпрямить. Стоявшую в Земляном городе церковь Ильи Пророка императрица повелела считать центром новой планировки Ярославля. Обветшавшие деревянные дома сносили, каменные — как правило, не трогали. Преобладание каменных домов, прямоугольных в плане, как раз отвечало требованиям регулярной городской застройки. От площади перед храмом лучами потянулись улицы (теперь они носят имена Кирова, Свердлова, Советская, Большая Октябрьская, Свободы, проспект Октября – прим. авт).
Храм Ильи Пророка
Постепенно менялся и сам облик гражданской архитектуры. Еще в конце XVII века царскими указами было запрещено сооружать деревянный второй этаж над каменными палатами, как это было принято ранее. Основным украшением зданий стали оконные и дверные проемы в прямоугольных или арочных нишах, дополненные валиками, полочками для отвода воды. Порой им придавали килевидную форму. Килевидный верх зачастую затейливо изгибали вниз слева и справа, а затем стремительно поднимали вверх. Колонки по бока окон выполняли с перехватом в виде «дыньки», делали витыми или наборными.
Дом Иванова. 1625-1627 гг.
Над окнами палат зажиточных горожан стали появляться так называемые разорванные фронтоны. Кровли стали проще, без шатров и «бочек», соответствуя бесхитростной геометрии новых фасадов. Над ними торжественно возвышались печные трубы-дымники, напоминающие многоярусные теремки.
В центре города: как кусочек ризы Господней попал к купцам Скрипиным
Вернемся на Ильинскую площадь. Церковь Ильи Пророка (1647-1650) — интереснейший памятник русского зодчества. Сейчас это — храмовый комплекс, включающий пятиглавие на четверике, шатровый придел и расположенную с противоположной стороны колокольню. История появления этого каменного шедевра такова. Выходцы из Новгорода, ярославские купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, разбогатев на торговле пушниной и индийским жемчугом, не раз приходили на помощь своими капиталами государю Михаилу Федоровичу. В благодарность царь, узнав о замысле братьев возвести новую церковь, подарил им редкостную реликвию — кусочек ризы Господней. По преданию, она досталась распявшим Христа воинам, затем попала в Грузию, оттуда — в Персию, а шах отослал ризу русскому самодержцу в дар. Появление святыни в Москве и торжественное помещение ее в Успенский собор стало настоящим событием. Церковь установила праздник Ризоположения, в честь которого освящались многие новые храмы.
Храм Ильи Пророка. Северный фасад
Потрясенные до глубины души царской милостью и ощутив свою личную причастность к святыне, Скрипины выстроили на своем дворе (площади тогда еще не было) настоящий храмовый ансамбль, дополнив его особым приделом Ризоположения — для хранения бесценного дара.
Внутреннее пространство храма было поручено оформить костромским мастерам Гурию Никитину и Силе Савину. В иконостасе придела сохранилась икона «Положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе», написанная Петром Костромитиным, на которой изображены царь Михаил и тогдашний патриарх Филарет.
Комплекс практически без изменений просуществовал четыре столетия. В советское время он был передан Ярославскому краеведческому музею, работники которого, в 1930-м году, чудом спасли его от сноса. С 1989 года здесь возобновились богослужения.
Архитектурные особенности церкви Ильи Пророка: в центре храмового ансамбля поднимается основной пятиглавый храм с четырехскатной кровлей, соединенный двухэтажной галереей с шатровым Ризоположенским приделом. Напротив — в северо-западном углу комплекса — возвышается шатровая колокольня с арочными проемами под звоны и двумя рядами окошек-слухов над ними. Г-образная галерея тянется от шатрового придела до колокольни, ближе к которой устроено нарядное крыльцо. Композиция асимметрична; с северной и южной стороны устроены два маленьких придела под главками над рядами килевидных кокошников. Фасады некогда украшала роспись растительной тематики (утрачена), а главы покрывала зеленая черепица (восстановлена). Наружный декор словно умышленно беспорядочен, хаотичен: лопатки, членящие стены, не доведены в средней части до конца, окна разнятся размерами, ритм закомар «сбивается».
Богоявленская церковь
Украшением Богоявленской слободы, некогда принадлежавшей Спасо-Преображенскому монастырю, стала церковь Богоявления (1684-1693), построенная купцом гостиной сотни Алексеем Зубчаниновым. Храм поднялся над дорогой, ведущей в Москву, и неудивительно, что в его архитектуре переплелись традиции ярославского и московского зодчества.
На правом берегу Которосли: для храма Иоанна Предтечи использовали 44 вида кирпича
Самый выдающийся, пожалуй, пример искусства ярославских зодчих известен всем россиянам — хотя бы потому, что он изображен на обороте 1000-рублевой банкноты. Это — удивительный по красоте и величию четырехстолпный храм Иоанна Предтечи (Усекновения Главы Иоанна Предтечи) в Толчкове, воздвигнутый в 1671-1687 гг. на средства предпринимателей-кожевников Ереминых и при посильном участии всех жителей слободы.
Храм Иоанна Предтечи и колокольня
Что только не напридумывали про Иоанно-Предтеченскую церковь! Кто-то говорил, что построили ее голландцы, кто-то возражал, что для возведения храма выписывали умельцев из далекой Бухары… Правда, если выросшая за три года многоярусная, с башенками-пинаклями, 45-метровая колокольня в стиле московского барокко еще могла бы вызывать сомнения в авторстве местных зодчих, то композиция самого храма не оставляла никаких разночтений – здесь продемонстрированы типичные для ярославцев приемы, отличающиеся свободой творческой мысли, не скованной никакими шаблонами.
Уникален кирпичный декор храма, ярусами покрывающий стены. Любопытно, что для строительства храма было сооружено два кирпичных завода, где изготавливали не только обычный, но также фигурный, или лекальный, кирпич 44-х видов! Наборные «колонки», обрамляющие оконные проемы, «ширинки», «городки», «поребрик», килевидные арочки различного рисунка и прочие затейливые кирпичные узоры напоминают искусную резьбу по дереву.
Элементы декора храма Иоанна Предтечи
Храм пять месяцев расписывали 16 лучших мастеров-стенописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Он не имеет равных по количеству изображенных фигур и сцен из Святого писания, главным сюжетом которых стало житие Иоанна Предтечи.
Архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи:
Храм венчают целых пятнадцать зеленых чешуйчатых глав на изящных ярославских барабанах. Главы скомпонованы в три пятиглавия: центральное, над основным храмом, значительно больше. Пятиглавия двух восточных приделов, смело поднятых до уровня главного объема и подведенные под одну крышу, меньше и сильно сжаты к своим центральным барабанам.
Храм Иоанна Предтечи
В основном пятиглавии выделяется крупная центральная глава, форму которой изменили в начале XVIII в. после пожара на типично барочную. Отсеченные лентами каменных узоров аркатурно-колончатые пояса с килевидными завершениями подчеркивают устремленность вверх большей частью глухих барабанов.
С востока композиция представляется абсолютно цельной — и пять апсид с большими окнами словно подтверждают это. На внешней поверхности стены выделяются четыре декоративные закомары, в то время, как внутри мы видим трехчастное деление.
К храму, поднявшемуся на высоком подклете, примыкают два придела — в честь Казанских чудотворцев и посвященный Трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Благовещенская церковь
Схожие формой с центральной главой Иоанно-Предтеченского храма барочные завершения можно увидеть над бесстолпной Благовещенской церковью на Волжской набережной — этот храм отличается еще почти прямоугольной формой апсид, что встречается редко.
Храм Николы Мокрого
Расположена церковь Иоанна Предтечи в стороне от исторического центра города, но пройти к ней можно по мосту, заодно полюбовавшись по пути храмом Николы Мокрого (1672) на левом берегу Которосли — место было заболоченное, отсюда и название. Рядом с кирпичной пятиглавой Никольской церковью, предназначенной для летних богослужений, расположен небольшой, одноглавый, «теплый» храм Тихвинской иконы Богоматери.
Изразцовые наличники храма Николы Мокрого
Тихвинская церковь
Изразцовое убранство Тихвинского храма
Храмовый комплекс в бывшей слободе Коровники — типичный пример реализации замыслов зодчих ярославской школы. В их произведениях размер завершений (барабанов с главами и крестами) часто не уступал по высоте, а то и превосходил параметры основного куба.
Храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Ансамбль из двух пятиглавых храмов, колокольни и ограды с восточной стороны со Святыми воротами создавался поэтапно. В 1649-1654 гг. средствами Ивана и Федора Неждановских возводится четырехстолпный трехапсидный храм св. Иоанна Златоуста — обнесенный открытой арочной галереей четверик, к которому примыкают шатровые северный и южный приделы. В центральной апсиде храма прорезано окно, украшенное изразцовым панно размерами приблизительно 5 х 8 м. В 1669 г. здесь, на одной оси с первым, летним храмом, появляется теплая церковь во имя Владимирской иконы Богоматери, более простая по конструкции, но выдержанная в том же стиле. В 1680-х храм Иоанна Златоуста перестроили: галерея стала закрытой, к ней примкнули высокие крыльца, а кровлю из позакомарной переделали в четырехскатную. Благодаря большим окнам в Златоустовской церкви очень светло. В те же годы семья Неждановских строит шатровую 37-метровую колокольню, прозванную в народе «Ярославской свечой» — и так стали именовать все схожие с ней колокольни.
Красный перекоп: затрапезное – не значит плохое
Один из районов исторической застройки на правом берегу Которосли, поблизости от Толчковой слободы, называется Красным Перекопом. Здесь располагалась Ярославская Большая мануфактура, построенная еще при Петре, «от имени и по поручению его» русским купцом Максимом Затрапезновым и обрусевшим голландцем Иваном Тамесом.
Петропавловский парк
В слободе устроили пруды, поставили ветряные мельницы и набрали работников из крестьян близлежащих сел. Производимую ими серую с синими полосками ткань, шедшую на изготовление домашней одежды, матрацев и тюфяков, прозвали «затрапезой» — отсюда родилось выражение «затрапезный вид». Впрочем, предприятие выпускало и высококачественные изделия, поставляемые в столицы и даже за рубеж. Вокруг полотняной мануфактуры начал складываться промышленный район, появлялись новые предприятия. К концу века в Ярославле действовало около двухсот промышленных предприятий, большей частью — текстильных. А через столетие о ярославских предпринимателях писали, что те не знают себе равных в России.
В 1870-х в Ярославль пришла железная дорога, укрепив его положение среди других промышленных центров, и с той поры каждое десятилетие объем промышленного производства в городе увеличивался вдвое. Кстати, на Большой мануфактуре, ставшей «Красным Перекопом» — так в первые годы Советской власти в городе ознаменовали победу над Врангелем — начинала свою рабочую биографию Валентина Терешкова, первая на планете женщина-космонавт.
Храм св. апостолов Петра и Павла
…А наследник Затрапезнова Иван Максимович в благодарность Петру Великому выстроил в слободе двухэтажный храм св. апостолов Петра и Павла — с башней и шпилем, напоминающим Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, а чуть позже разбил первый в городе регулярный парк с аллеями, скульптурами и фонтанами. На первом этаже здания устроили теплую церковь с престолом, посвященным небесным покровителям купеческой семьи — Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Через два года завершили строительство летней Петропавловской церкви на втором этаже, с двумя рядами окон. Общая высота здания составила 57 м, а шпиль его виден издалека.
Строгая классика: в городе появляются первые дома по «образцовым» проектам
В XVIII веке на смену национальной традиции и русскому барокко приходит строгий классицизм. В Ярославле, ставшем губернским центром, появляются все новые приметы этого стиля.
Здания присутственных мест
На Ильинской площади в 1780-е возникает комплекс зданий присутственных мест, а затем строятся особняки, среди которых выделяется дом купчихи Сорокиной с изящным балконом, а рядом с ним — городская усадьба Матвеевских, выстроенная по типичному для XIX в. образцу: главный дом с мезонином и примыкающие к нему с боков два флигеля. Кстати, об образцах — проекты присылались из Петербурга, и новые здания, по ним построенные, так и называли «образцовыми».
Дом Сорокиной
Усадьба Матвеевских. Главный дом
Любопытна судьба обитателей усадьбы Матвеевских: два представителя этого дворянского рода занимали выборный пост городского головы, а в самом доме в грозную пору 1812 г. нашла приют семья московского генерал-губернатора Ростопчина. Несколько детских лет провела в этой усадьбе Любовь Орлова — ее отец, инженер Петр Орлов, строил через Волгу первый в Ярославле железнодорожный мост (1913).
Усадьба Матвеевских
Ильинская площадь плавно переходит в Плацпарадную (ныне — Челюскинцев), ведущую к Стрелке. Здесь выделяется красный, с балконом, трехэтажный дом Вахрамеева. В 1870-х купец и меценат И. А. Вахромеев, приобретя здание, достроил его по старым чертежам. В доме насчитывалась 41 комната с расписными потолками и паркетными полами, имелся большой сводчатый подвал. Помещение обогревали изразцовые печи и два камина. Сейчас здесь располагается Духовная семинария.
Дом Вахрамеева
…Ивана Александровича Вахрамеева в городе помнят. Представитель известной купеческой семьи, он был всесторонне образованным человеком, коллекционировал, занимался благотворительностью. У вахрамеевской мельницы всем нуждающимся ежедневно раздавали хлеб. Также безвозмездно хлеб и булки отгружались в ярославские больницы и приюты. Став городским головой, Иван Александрович за свой счет отремонтировал Ильинскую церковь, добился устройства в городе электрического освещения. При нем замостили мостовые и пустили первый трамвай. Вероятно, тогда же с Ильинской площади исчезла, наконец, легендарная лужа, по которой мальчишки плавали на плотах. Впрочем, может, это случилось и раньше…
Часовня Александра Невского: конкурс выиграл главный архитектор Ярославля
… В октябре 1888 г. под Харьковым в железнодорожной катастрофе чуть не погибла вся семья Александра III. Царь, обладающий недюжинной физической силой, спас близких, удержав на плечах потолочную балку. Во многих городах страны стали строиться часовни в ознаменование чудесного спасения венценосного семейства. В Ярославле был объявлен конкурс на лучший проект сооружения, посвященного небесному покровителю императора — Александру Невскому. Победителем стал Николай Иванович Поздеев.
Часовня Александра Невского
Николай Поздеев в 1883 году был назначен городским архитектором Ярославля. Именно его часовня — одноапсидное шатровое сооружение, к которому с запада примыкает шатровое же крыльцо на массивных опорах – и победила в объявленном архитектурном состязании. В декоре часовни использовано множество элементов узорочья — «ширинки», «кокошники», «язычки», «сухарики», витые полуколонки, белокаменные детали на красном фоне стен и, конечно, поливные многоцветные изразцы. Архитектор спроектировал и резной иконостас, иконы для которого написал палехский мастер Федор Галанов.
Часовня так полюбилась жителям, что рабочие Большой мануфактуры скопировали ее на дворе своего предприятия — правда, эта копия, в отличие от оригинала, до наших дней не сохранилась.
Часовня была построена в 1892 г. Одновременно с ней, поблизости, по проекту Поздеева перестроили летнюю каменную Сретенскую церковь (1891-1895), объединяя с ней теплый храм Знаменской иконы Богоматери. В результате ярославцы получили красивый ансамбль с величественной шатровой колокольней, приделами св. Пантелеймона и иконы «Знамение». Новый храм отличался богатством узорчатого декора и, главное, великолепной акустикой — священник и композитор Василий Зиновьев организовал здесь певческую капеллу, прославившуюся на всю Россию.
Сретенская церковь
Элементы декора Сретенской церкви
К сожалению, Николай Поздеев прожил недолго, он скончался в 1893 году от туберкулеза, не дожив и до 38 лет. В Ярославле хранят память о нем, а ученики 66-й школы серьезно занимаются исследованием биографии и творчества архитектора.
Новый Ярославль: модерн и сталинский ампир
На рубеже веков в архитектуре Ярославля заявляет о себе модерн. Дом на ул. Собинова,43, тоже принадлежавший Вахрамееву, выстроен именно в этом стиле, который неспроста называют живым, движущимся. Овальные окна под четырехгранным куполом башни в «парадном углу», майолика, умеренная лепнина, «болотная трава» орнамента, волнообразная кованая решетка парапета, асимметрия и перепады высот объемов усиливают восприятие движения в замысле архитектора.
Доходный дом. Ярославский модерн
Особняк Вахрамеева на ул. Собинова
Другое здание — дом представителя богатого купеческого рода Лопатиных — щедро украшен лепниной в стиле «рококо», а «парадность» угловой части дома подчеркивают ажурная решетка балкона, его охватывающего, и затейливый фронтон. Хозяин дома прославился не только тем, что женился на актрисе, при этом подделав документы, за что весь «медовый» месяц провел в тюрьме.
Дом Лопатиных-Донцовых
Владимир Лопатин оставил городу несколько альбомов фотографий дореволюционного Ярославля —по ним мы можем судить, каким был город, а некоторые постройки — например Власьевский приход и Демидовский лицей – сохранились только на этих снимках.
Здание гостиницы «Бристоль»
Модерн в Ярославле — это не только особняки. Это многочисленные доходные дома и, конечно, гостиница «Бристоль», перестроенная из ампирного здания губернским архитектором Григорием Саренко. Хозяин «Бристоля» был настолько доволен новым обликом своего заведения, что предоставил автору проекта право бесплатного и бессрочного обслуживания в ресторане отеля.
Башня, подобная Кремлевской, венчает угол Вознесенских казарм
В советское время модерн сменяется «сталинским» ампиром, оставившим значительный след в истории городской застройки. Это, например, жилой дом 6/10 на Советской улице, возведенный по проекту архитектора С. В. Капачинского. Парадная часть этого здания украшена фигурой «девушки с ядром»: по этой примете легко найти ведущую к набережной улицу Кедрова, где можно полюбоваться величественным ансамблем храма Рождества Христова.
Да, старое и новое здесь всегда идут рука об руку.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств. Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией.
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение.
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым. Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|).
Пример 1. Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2. Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея|, мороз нарисовал узоры. От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего ? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными, если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными, если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО).
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО, И ПО+ГС. Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого|, лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7.|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом, если определение имеет значение причины или уступки.
Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором|, он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный, он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие|, |построенный каким-то итальянским архитектором|.
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке, Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы, сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения.
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО, то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус. В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели, сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Церковь была построена в 1710 году и на сегодняшний день является действующей, причем располагается в Детском парке напротив Драмтеатра.
Изначально на этом месте церковь была деревянной и носила название Алексеевская. Впервые упоминания о ней можно датируются 1618 годом. Деревянный храм сгорел в 1698 году.
Строительство каменной церкви началось только 12 лет спустя. Свое нынешнее название она получила в 1728 году.
Стоит отметить, что при советской власти в годы массового закрытия и разрушения церквей на территории вологодского храма Иоанна Предтечи был создан антирелигиозный музей. Позднее на его месте начал работать детский театр.
Часть сохранившихся на стенах фресок была создана в 1717 году, имя мастера установить сейчас невозможно. Основываясь на стилистике оформления внутреннего убранства и внешнего экстерьера, специалисты полагают, что работали над храмом мастера из Ярославля. Не исключено, что работал над проектом и Федор Игнатьев.
Считается, что роспись в церкви Иоанна Предтечи отражает в себе не только традиционные для русской православной церкви XVII века решения, но и учитывает последние европейские веяния того времени — узнаются черты барокко.
Свод храма имеет восемь граней, несущих изображение «Символов веры». На самом верху запечатлены сцены из земной жизни Христа. Под ними идут деяния апостолов, в частности их муки за веру Христову. На стенах четверика изображены сцены бытия Иоанна Предтечи.
Вологодский храм Иоанна Предтечи на панорамах Google Maps