Явление аврааму трех ангелов

Брюллов Карл Павлович в 1821 написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и немыслимого пейзажа.

Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.

Особое внимание уделяется жестам и движениям рук и мимике лица. Автор подробно изучал пластику тела, создавая всевозможные скульптуры. И все эти знания он смог правильно привлечь, создавая это полотно. Критики ругают творца за театральность происходящих действий. Но это только в первые минуты взгляд падает на яркое одеяние Авраама и складывается впечатление неестественности.

Как только взор переводится на трех ангелов становиться ясно, что сидят они не на сцене, а под кроной величественного дуба. На заднем плане красуются холмы и скалы. Хочется приглядеться и подробнее изучить каждую деталь и понять о чем думают эти небесные посланники.

Ближний ангел утомлен странствиями и даже держит в руках вспомогательный посох. Усталость указывает на, то, что ангелы не отличаются от людей. Они чувствуют боль и могут уставать. За их спинами белеют крылья, но они только добавляют веса и осложняют передвижение. Это живое полотно, которое достойно уважения и восхищения.

Явление у дуба Мамврийского

В Слове пятом автор повествует о ереси новгородских еретиков, «говорящих, будто не следует изображать на святых иконах Святую и Единосущную Троицу, ибо сказано в Писании, что Авраам видел Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что Авраам видел Святую Троицу и что должно изображать на всечестных иконах Святую и Животворящую Троицу». Прп. Иосиф продолжает тему антитринитарных взглядов еретиков, приводя в пример отношение жидовствующих к иконописной традиции изображения Св. Троицы. Таким образом, автор «Просветителя» сам вступает на скользкий путь, обращаясь к проблеме, вызывающей поныне неоднозначное толкование.

Существует мнение, что тринитарное толкование сюжета с явлением Аврааму — в Церкви вовсе не древнее и не повсеместное. Понимание трех мужей как Логоса и двух ангелов полностью соответствует Священному Писанию и Священному Преданию в период II–V веков. Эту точку зрения разделяли такие православные богословы, как Иларий Пиктавийский, Феодор Мопсуестский, Кирилл Александрийский, Феодорит Киррский. В частности, этой точки зрения придерживается и автор Толковой Библии — А. П. Лопухин. Понимание этого сюжета как явление Троицы появилось не ранее середины IV века. Тот факт, что многие отцы, не углубляясь в анализ, просто говорили о явлении Бога, еще не дает повода для тринитарной интерпретации 18-й главы Бытия. Очевидно и во времена прп. Иосифа толкование явления Аврааму у Мамврийского дуба и иконография этого сюжета (вспомним знаменитую «Троицу» Андрея Рублева) вызывали ожесточенные споры, в которых могли участвовать и еретики.

В этой связи стоит вспонить о получившем в средние века широкое распространение апокрифическом «Завещание Авраама». В нем Господь посылает архангела Михаила к Аврааму забрать душу праведника на небо. Авраам, встретив архангела, принимает его за обычного путника, и только проницательная Сарра узнает в нем одного из встреченных у дуба Мамврийского.

Сам прп. Иосиф сообщает о разночтениях в Св. Писании относительно изображения Св. Троицы и Ее ипостасей. Автор «Просветителя» пространно размышляет о многочисленных противоречиях в библейских текстах, которые, по его мнению, на самом деле есть результат ограниченности человеческого понимания. Затем волоцкий игумен вновь возвращается к теме изображения Св. Троицы. При этом в стремлении доказать, что Сам Бог многократно называл Себя в Писании и Ангелом, он прибегает к прямой подтасовке.

«В книге Судей сказано: “Явился Ангел Господень жене Маноя и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына…” Жена пришла и сказала мужу своему… Маной помолился Господу, чтобы вновь тот человек пришел к нему. И пришел к нему… Маной хотел, чтобы тот поел хлеба, пошел заколоть для него козленка, — ибо считал того простым человеком, — Ангел же сказал ему: “Я не буду есть хлеба твоего. Я есмь хлеб жизни”». Однако в примечаниях редактора издания 1993 года указывается, что в доступных славянских редакциях Библии предложение «Я есмь хлеб жизни», на которое ссылается прп. Иосиф, отсутствует.

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского. Художник К. П. Брюллов

Следующее Слово шестое, обращено «против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою». Иудеи были настроены непримиримо к христианскому культу поклонения рукотворным изображениям, строго следуя библейским заветам. Но можно ли отнести критику иконопочитания исключительно на счет иудейского влияния? Иконоборчество на протяжении длительного времени являлось составной частью государственной политики византийских самодержцев, начиная с 726 года, когда император Лев Исавр запретил воздавать поклонение иконам. Иконоборцы, как впоследствии новгородские еретики по версии прп. Иосифа и западноевропейские протестанты, указывали на библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира…».

Как отмечает Ф. И. Успенский, в самой христианской Церкви обнаружились сомнения и колебания относительно поклонения иконам. «Некоторые греческие епископы, сравнивая культ первых веков христианства с современным им, не могли заметить существенных отличий. Тогда язычники упрекали христиан, что их бедная плебейская вера не имеет ни храмов, ни алтарей, ни прекрасных статуй, на что христиане с полной искренностью и справедливостью могли отвечать: зачем мне изображение Бога, когда и сам человек есть образ Божий; на что мне строить храм Богу, когда и весь этот мир дело рук Его… Нельзя думать, что эдикт против иконопочитания не имел себе поддержки в современных воззрениях…».

Иконоборчество оказалось явлением заразительным и живучим, следы которого мы находим и на территории Московской Руси. В конце XIV века бороться с иконоборцами пришлось ростовскому епископу Иакову. Позднее иконоборчество стало характерной чертой гуситского движения, которое во времена не столь отдаленные от описываемых событий, а именно в первой половине XV века, распространило свое влияние на территории от Австрии до Молдавии и Польши. Гуситы врывались в храмы и уничтожали иконы и другие священные изображения.

Слово шестое «Просветителя» разительно отличается от всех прочих тем, что в нем семь раз упоминаются еретики. (Например, в последующем Слове седьмом слово «еретик» не упоминается ни разу.) Здесь же приводятся разнообразные критические доводы еретиков. Полагаем, что в Слове шестом получила отражение действительная полемика по данной проблеме с участием вольнодумцев, что находит подтверждение в других источниках.

Как установил Ю. К. Бегунов, в составленной братом Федора Курицына Иваном Волком «Кормчей книге» — сборнике правил церкви и государственных узаконений по церковным вопросам — из всех соборных правил только 82-е правило VI Вселенского собора приведено в измененной редакции. Оно читается следующим образом: «Не напишеши агница во образ Христа, ни того самого. Толкование: Агнец предан бысть в образ истиннаго Христа бога нашего и не подобает образа почитати, паче истинны, и агнца на честных иконах написати перстом Предтечевым показаема, ни самого Христа, бога нашего, и шаровныими писании по человеческому образу нарисовати». Текст правила, приведенный Иваном Волком Курицыным без указания собора, сокращен, и ему придан отрицательный смысл путем замены «но» на «ни».

В «Кормчей» Курицына в тексте Десятословия также приведена глава, которая использовалась еретиками, по свидетельству Иосифа Волоцкого, для отрицания поклонения иконам: «Ни створиша себе идола, ни всякого подобья, елико суть на небеси горе и елико суть на земли доле, и елико в водах, под землею, не поклонившися им, ниже послужи им». В «Кормчей» Иван Волк Курицын называет всю церковную обрядность (причащение, крещение, поклонение кресту и иконам, пост, пасху и т. д.) словами правила Василия Великого «человеческим преданием». «Если согласиться с тем, что Иван Волк Курицын, как и новгородские еретики, отрицал почитание икон, то тогда можно предполагать, что он придерживался мнения о необходимости реформировать культ», — заключает Ю. К. Бегунов.

А. И. Алексеев, помимо свидетельства Иосифа Волоцкого, обращает внимание на то, что в русских сборниках конца XV–XVI века начинает активно переписываться «Многосложный свиток», представляющий собой переведенный с греческого текст послания византийских архиереев к императору-иконоборцу Феофилу. Кроме того, в этот период в Москве прекращаются предприятия по росписи новопостроенных соборов, а артели выдающихся мастеров перемещаются на окраины страны, в частности, на Белоозеро.

Последний довод нуждается в кратком комментарии. Влияние борьбы идей в русском обществе эпохи Ивана III на искусство и иконопись в частности — тема, требующая отдельного обстоятельного разговора. Пока в этом вопросе царит впечатляющий разброс мнений. Особенно «повезло» знаменитому Дионисию, чьи биография и творческое наследие позволяют историкам и искусствоведам делать самые неожиданные выводы: иконописец предстает то ревностным сторонником Иосифа Волоцкого и жертвой интриг жидовствующих, то выразителем идей еретиков либо заволжских исихастов.

Известный знаток древнерусской живописи В. Н. Лазарев считает, что расправа над вольнодумцами, к которой призывал «великий вещелюбец Иосиф Волоцкий», привела к кризису иконописного искусства: «Это была благодарная почва для отказа от смелых новшеств, для усиления конформистских тенденций, для следования освященным преданиями седой старины “образцам”. Как бы высоко ни расценивать Дионисия и художников его времени, в их произведениях уже нет той глубины и той непосредственности чувства, которые отличали произведения Рублева и мастеров его круга». Мы же пока ограничимся тем, что согласимся с выводом А. И. Алексеева о том, что «при всей сложности и малоизученности темы указанные обстоятельства заставляют серьезно отнестись к сведениям “обличителей” о влиянии еретиков жидовствующих на Ивана III».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Явление Бога Аврааму в виде трех странников

Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?»

Он ответил: «Здесь, в шатре».

И сказал один из них: «через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?

Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын».

Сарра же испугалась и сказала: «я не смеялась».

Но он сказал ей: «нет, ты засмеялась».

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.

Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» (Быт.18:1–16).

Авраам. Явление Бога Аврааму в виде трех странников Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Евангелие от Матфея (5,8) Когда почти все люди на земле были язычниками, в Азии, в потомстве Сима жил праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Единому Богу. Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа, Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные». Бог выделил Авраама за его послушание и обещал громадное потомство, из которого родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он взял жену свою Сару, племянника Лота и все имение, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. Теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и посредине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Здесь совершилось одно из знаменательных событий в ветхозаветной истории — явление Бога Аврааму в виде трех странников. Это было первое откровение Бога — Троицы в ветхом завете. Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Сарой, подал масла, молока, лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сара, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сары, жены твоей, будет сын». Сара, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: “Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?” Но странник сказал: «Зачем Сара засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сары родится сын». Сара же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Саре 89. У кого велика вера, тому подается и благодать великая… Преподобный Симеон Новый Богослов

Храм в честь Живоначальной Троицы

Христинство раскрывает нам учение о Святой Троице — Триедином Боге. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Бог Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вне времени, бесконечно) рождается от Отца; Святой Дух – предвечно от Отца исходит.

Учение о Святой Троице является основой христианства. Это учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе). Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш — образ Бога Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа, — учит святитель Игнатий Брянчанинов. — Ум наш не перестает рождать мысль. При этом ум без мысли существовать не может, как и мысль — без ума. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякая книга имеет свой собственный дух. А в существовании мысли и духа перед нами раскрывается существование ума».

Бог сотворил весь мир и человека в нем, Он есть источник любой жизни, поэтому Троицу называют Живоначальной.

Явление Святой Троицы Аврааму

Откровение о том, что Бог есть Троица, во всей полноте принес людям Иисус Христос. Однако уже в Ветхом Завете даются указания на троичность Бога.

Праотец Авраам, которому Бог обещал, что его потомки станут великим народом, будучи в преклонном возрасте, все еще оставался бездетен. Однажды они с женой Сарой разбили шатер в дубраве Мамвре, и там их посетили Три Путника. Священное Писание однозначно говорит нам о том, что Авраам сразу узнал в Путниках Господа, так как обратился ко всем Троим: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Путники остановились у Авраама, и Один из Них сказал: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сары, жены твоей». И действительно, сказанное Господом исполнилось: у Авраама и Сары родился сын Исаак. Каждому из нас нужно всегда помнить, что Господь знает, что нам необходимо, и подает просимое, если это действительно нужно и полезно, насколько бы невероятным это всем ни казалось.

Икона Святой Троицы

Явление Святой Троицы Аврааму стало сюжетом для многих икон, изображавших Бога в виде трех Путников или трех Ангелов. Самая знаменитая из них, прославившая и художника, и его страну на весь мир, принадлежит кисти известного русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Образ был написан «В похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона во время строительства в Свято-Троицком монастыре каменного Троицкого собора.

Как сообщает предание, преподобный Андрей Рублев долго не мог решить, как изобразить Троицу. Традиционно Троицу писали в виде трех Ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба. Общепринятые сюжеты включали в себя множество сцен и действующих лиц: Авраама, его жену Сарру, слуг, угощение. Осознавая, что обилие деталей отвлекает молящегося от главного – от созерцания Бога, преподобный Андрей предпринял неслыханный для своего времени шаг. Он решил изобразить лишь самих трех Ангелов, безмолвно беседующих друг с другом.

Когда в монастыре узнали о такой неслыханной дерзости, то пригрозили художнику, что выгонят его из обители и не дадут закончить работу. Преподобный погрузился в тяжкие раздумья – с одной стороны, он был обязан следовать общепринятым нормам, чтобы не смущать насельников. Но с другой — был убежден, что Святая Троица является центром и смыслом православной веры и что нельзя на иконе главное – изображение Бога — смешивать с второстепенным. Погруженный в такие тяжелые думы преподобный Андрей молился всю ночь, чтобы ему открылась воля Божия. Внезапно художник ясно увидел, как стены его кельи исчезли, и он оказался охваченным неописуемым светом и несказанной благодатью. В вышине иконописец увидел Саму Троицу. Преподобный не смог долго созерцать это видение, так как исполнился чувством божественной любви и от избытка радости потерял сознание. Когда он очнулся, то принялся неустанно трудиться, воплощая в красках то, что явил ему благословивший его Господь.

Когда братия монастыря и сам игумен Никон увидели икону Святой Троицы, написанную преподобным, то не могли выразить словами своего восхищения. Все внимание на иконе было сосредоточено на трех Ангелах, изображавших Лица Пресвятой Троицы, и на их безмолвном общении. Преподобный Андрей изобразил Ангелов восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Левый и средний Ангелы на иконе как бы благословляют эту чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на крестную смерть во имя любви к людям, а Бог Дух Святой присутствует на иконе как Утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

Слава этого великого произведения древнерусской иконописи распространилась по всему миру, и на сегодняшний день икона Андрея Рублева считается одним из самых известных произведений мирового искусства и символом русской культуры. Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

Троица в Новом Завете

Явление Пресвятой Троицы свершилось при Крещении Иисуса Христа в Иордане. Когда вышел Спаситель из воды, раздался голос Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея). И Дух Святой сошел на Сына Божия в виде голубя.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Евангелие от Матфея).

Глава 5 Призвание Авраама. Явление Аврааму Святой Троицы в виде трех странников. Жертвоприношение Исаака

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собою свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в неё, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЁХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трёх странников. Он тотчас пошёл им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть

Обетование Аврааму о рождении сына. Ю. фон Карольфельд

под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жаренного телёнка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?

Явление Аврааму Троицы. Г. Доре

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошёл год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать Веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу (принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа). Авраам повиновался. На другой день,рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принёс его в жертву.

Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского (Быт. 18:1-11). 1821

    • предыдущая
    • следующая
    • Название Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского (Быт. 18:1-11)
    • Год создания 1821
    • Материал Холст, масло
    • Размер 113 х 144
    • Собрание Государственный Русский музей
  • Все работы автора Всего: 228

Описание

В 1821 году как «программу» на Малую золотую медаль Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… написал «Явление Аврааму трех ангелов у дуб а Мамврийского» (Русский музей). Уже в этой ранней работе сказалось очень важное композиционное свойство художника. Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… нашел гармоническое равновесие между человеческими фигурами и пейзажем. Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

Однако мы не должны заблуждаться насчет якобы волшебной легкости работы Брюллова. Например, по свидетельству современников, только что названную картину он переделывал до восьми раз. Так же многим портретам предшествует значительное количество композиционных набросков, рисунков деталей, эскизов и этюдов маслом. После окончания Академии, еще до отъезда в 1822 году за границу, Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… написал по заказу Общества поощрения художников «программу» «Эдип и Антигона» на тему одноименной трагедии Озерова. Сама картина не сохранилась, но художник сделал с нее автолитографию, дающую о ней ясное представление. С поразительной силой в «Эдипе» выражена идея самозабвенной любви. Эта идея плодотворно расцветает через десять лет во множестве отдельных эпизодов «Последнего дня ПомпеиПоследний день Помпеи. 1830—1833Холст, масло, 456,5 x 651Государственный Русский музей». Картина, вероятно, была навеяна театральной постановкой, но ни в типах лиц, ни в движениях фигур не ощущается никакого театрального преувеличения. Следует также отметить, что здесь, впервые в живописи Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при…, появилось изображение человеческих фигур, характер движения: которых обусловлен реальной обстановкой: слепота отца, внимательная осторожность Антигоны, связанная с трудностью ходьбы по гористой местности. Уже в ранние годы Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорадии и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Так, он делает восковые фигуры ангелов для модели Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858 и рисунки для медалей. Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически, занимаясь лепкой. Уже ранние его картины поражают своей пластичностью. Занятия скульптурой помогали ему не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *