Явление Христа Марии магдалине

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Александр Иванов

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835

Холст, масло. 242 × 321 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

(инв. Ж-5263)

Медиафайлы на Викискладе

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» — картина русского художника Александра Иванова (1806—1858), оконченная в 1835 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5263). Размер картины — 242 × 321 см.

Когда картина была закончена, она с успехом экспонировалась сначала в Риме, а затем, в середине 1836 года, в Петербурге. За неё Императорская Академия художеств присвоила Иванову звание академика. Успех этой картины позволил художнику продлить срок его пребывания в Италии, и она послужила важным подготовительным этапом на пути к созданию главного произведения его жизни — полотна «Явление Христа народу», над которым Иванов работал в 1837—1857 годах.

Сюжет и описание

«Не прикасайся ко Мне», Новый Завет:

  • Евангелие от Иоанна — Ин. 20:11-17

Картина представляет собой двухфигурную композицию, написанную в натуральную величину: слева — Мария Магдалина, а справа — Иисус Христос. Согласно евангельскому сюжету, изображён момент, когда Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом правой руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

Фоном для картины Александр Иванов выбрал парк виллы д’Эсте в Тиволи — это место находилось недалеко от Рима. В письме к своему отцу, художнику Андрею Иванову, он писал: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д’Эсте для картины моей „Иисус и Магдалина“; таким образом, околичность у меня теперь кончена, и я принимаюсь за окончание фигур».

Бертель Торвальдсен. Христос (Копенгаген)

При подготовке к созданию образа Христа на Иванова оказали существенное влияние два скульптурных произведения. Одно из них — изображение Христа, созданное датским скульптором и художником Бертелем Торвальдсеном, который в то время жил и работал в Риме. Другое произведение — известная статуя Аполлона Бельведерского. Кроме этого, Иванов делал зарисовки с других античных скульптур, а также с работ таких мастеров как Джотто ди Бондоне, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео и Рафаэль.

В альбомах Иванова, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, есть несколько рисунков головы Христа, сделанных им с различных точек зрения на основе скульптуры Торвальдсена, над которой тот работал в 1820—1830-х годах. Полагают, что это послужило первоначальной схемой, избранной художником для изображения головы Христа на будущей картине.

Александр Иванов. Портрет Виттории Кальдони (1834, ГРМ)

Композицию полотна Александр Иванов подробно обсуждал в переписке со своим отцом, которому он летом 1834 года послал «чертежи» будущей картины. Андрей Иванов писал ему, что «…мне кажется, что фигура Христа представляет слишком его спешащего…» и приводил мнение дочерей (сестёр Александра), одна из которых «нашла в фигуре Христовой, что он бежит от М. Магдалины». Александр Иванов принял во внимание эти отзывы, и в последующих вариантах картины изображал движение Христа более замедленным.

Много труда затратил Иванов, чтобы понять, как лучше написать белую одежду Христа. Сам художник отмечал: «Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину, каков мой Христос, — право, не легко. Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашёл себе примера».

Для создания образа Марии Магдалины Иванову позировали две натурщицы. Одна из них — известная в то время «модель» Виттория Кальдони, которая впоследствии стала женой художника Григория Лапченко. Имя другой натурщицы, с которой Иванов писал голову и руки Марии Магдалины, осталось неизвестным.

Согласно традициям, господствовавшим в то время в Академии художеств, композиция картины была сделана похожей на скульптурную группу. Тем не менее, художнику удалось придать персонажам выразительность и показать их эмоции. На лице Марии Магдалины виден переход от печали к радости, через удивление и испуг. Чтобы довести натурщицу до такого состояния, Иванов заставлял её вспомнить что-нибудь печальное, а затем смешил её, вызывая слёзы с помощью луковицы. Сам художник так описывал это в письме к своей сестре:

Ваши похвалы «Магдалине» моей выкликают меня помочь моей натурщице, с которой я работал голову и руки. Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса. Я, однако же, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слёзы. Я думаю, и моя физиономия была необыкновенная.

История

В качестве пенсионера Общества поощрения художников (ОПХ) Александр Иванов в 1830 году уехал в Италию, с 1831 года жил и работал в Риме. Известно, что в 1833 году у него уже появилась идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» — об этой идее он сообщал в своём письме в Общество поощрения художников. Тем не менее, сперва художник решил попробовать написать более простую, двухфигурную композицию, и в начале 1834 года он приступил к работе над картиной «Явление Христа Марии Магдалине», которая тем самым послужила важным подготовительным этапом на пути к созданию будущего полотна «Явление Христа народу». К тому же эта картина должна была стать отчётной работой для Общества поощрения художников, на средства которого Иванов был послан в Италию.

Картина «Явление Христа Марии Магдалине» была закончена в декабре 1835 года и выставлена в мастерской художника. Одним из посетителей был А. В. Тимофеев, который так отозвался о картине: «„Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна».

В мастерской Иванова побывали и другие художники. В частности, Бертель Торвальдсен чрезвычайно высоко отозвался о картине и мастерстве её автора. В письме к своему отцу, художнику Андрею Иванову, Александр Иванов рассказывал: «На мою картину смотрели более художники. Торвальдсен в особенности объявил всем своё о ней довольство. Это лестно! Заслужить похвалу Торвальдсена нелегко. Купить её нельзя ни деньгами, ни подлостью». Похвалил картину и итальянский художник Винченцо Камуччини, который в целом не вполне доброжелательно относился к творчеству Иванова.

В начале 1836 года картина демонстрировалась на выставке в Капитолийских музеях, где, кроме неё, также экспонировались работы русских живописцев Ореста Кипренского и Михаила Лебедева, а также немецких художников Августа Риделя и Франца Людвига Кателя. Как писал сам Иванов, «я подверг её вниманию публики, и тут, сколько можно было заметить, картина моя не терялась, стоя в ряду ярких пёстрых картинок tableaux de genre».

Картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» в ГРМ

В мае того же 1836 года полотно было отправлено в Петербург. Несмотря на хорошие отзывы, которые картина получила в Риме, Александр Иванов серьёзно беспокоился о том, как она будет принята в Петербурге. В частности, Иванов просил выставить её в «полутонной» зале, которая освещалась бы с высоты, чтобы этот свет «помогал сюжету, то есть чтобы похож был на утреннюю глуботу или казался бы самым ранним утренним, в каковой час Спаситель явился Магдалине у гроба». Своему отцу Андрею Иванову он советовал, что картину нужно вставить в золотую раму и «затянуть грубым зелёным полотном со всех сторон от рамы на аршин так, чтобы не беспокоили её никакие картинки».

Опасения художника были напрасными — в Петербурге картина была оценена очень высоко. Отец писал ему, что он напрасно беспокоился о раме и прочих вещах — такая картина «берёт собственною своею силою всё, производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображённым». А художник Алексей Егоров, у которого Александр Иванов учился в Академии, похвалил её коротко, но ёмко: «Какой стиль!».

За эту картину 24 сентября (6 октября) 1836 года Императорская Академия художеств присвоила Иванову звание академика. Сам художник, не стремившийся к подобным званиям, так прокомментировал это в письме к отцу: «Как жаль, что меня сделали академиком, моё намерение было никогда никакого не иметь чина. Но что делать, отказаться от удостоения значит обидеть удостоивших».

Общество поощрения художников преподнесло картину императору Николаю I, и она была помещена в Русскую галерею Эрмитажа. В 1897 году картина была передана из Эрмитажа в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

Эскизы и этюды

В Государственном Русском музее также находится одноимённый эскиз этой картины (холст, масло, 29 × 37 см, между 1833 и 1835, инв. Ж-3857), поступивший туда в 1917 году из собрания Михаила Боткина.

Ещё один одноимённый эскиз этой картины, приобретённый Павлом Третьяковым в 1877 году, находится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 43,5 × 60,4 см, 1834, инв. 2510). Там же находятся два этюда для этой картины — «Голова Христа» (холст, масло, 55,4 × 44,8 см, 1834, инв. 7989) и «Голова Марии Магдалины» (холст, масло, 65 × 56 см, 1834, инв. 7975), поступившие из коллекции Козьмы Солдатёнкова в 1901 году по его завещанию.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения (эскиз, 1834, ГТГ) Голова Марии Магдалины (1834, ГТГ) Голова Христа (1834, ГТГ)

Отзывы и критика

Отдавая дань высокому мастерству художника в изображении одежды и других деталей, критики, тем не менее, отмечали излишнюю статуарность персонажей, в особенности Христа, фигуру которого сравнивали с творениями скульптора Бертеля Торвальдсена. В частности, художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал:

Картина эта — «Явление Христа Магдалине» — действительно показала всё его умение в наготе и драпировках, от неё веет ледяным холодом. Торвальдсеновский Христос, шагающий в застывшей театральной позе, засушенный, точно награвированный пейзаж, робкая живопись, огромный труд, потраченный на второстепенные вещи, вроде выписки складок, — вот что, во-первых, бросается в глаза, и лишь всматриваясь, видишь в голове Магдалины нечто такое, что показывает, до какого понимания трагического дошёл уже в то время Иванов, каким он стал сердцеведом, как глубоко мог перечувствовать до слёз умилительный рассказ Евангелия.

Искусствовед Нина Дмитриева в своей работе «Библейские эскизы Александра Иванова» также отмечала, что «в выражении лица Магдалины, увидевшей живым того, кого она считала мёртвым, в её улыбке сквозь слёзы проступала тема радостного потрясения, блеснувшей надежды, доминирующая в психологическом решении задуманной большой картины». При этом, продолжала она, «фигура Христа, поставленная в позу Аполлона Бельведерского, трактована слишком академически, да и лицо незначительно». Несмотря на это, «„Явление Христа Магдалине“ всем очень понравилось и произвело фурор в Петербурге».

> См. также

  • «Явление Христа народу»

Примечания

  1. 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 119.
  2. 1 2 Иванов А.А. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения 27 декабря 2014.
  3. Иванов Александр Андреевич — Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, 1835 (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения 22 декабря 2014.
  4. 1 2 3 4 Л. А. Маркина, 2006, с. 9—18.
  5. Д. Перова, 2010, с. 8—12.
  6. А. И. Ульянинская, 1956, с. 105.
  7. 1 2 3 4 Светлана Степанова. Встреча двух миров (HTML). Независимая газета — www.ng.ru. Дата обращения 10 января 2015.
  8. А. И. Ульянинская, 1956, с. 105—106.
  9. А. И. Ульянинская, 1956, с. 103.
  10. И. И. Виноградов, 2001, с. 158.
  11. Рита Джулиани. Гоголь и «девушка из Альбано» (PDF). Дом Гоголя — domgogolya.ru. Дата обращения 10 января 2015.
  12. 1 2 3 А. И. Цомакион, 2014, с. 16—18.
  13. Людмила Маркина. Александр Иванов — К 200-летию со дня рождения (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2006, № 6, с.4—19. Дата обращения 30 декабря 2014.
  14. А. И. Ульянинская, 1956, с. 97.
  15. А. И. Ульянинская, 1956, с. 109.
  16. 1 2 3 Хроника жизни и творчества, 2006, с. 225—247.
  17. 1 2 Каталог ГТГ, т. 3, 2005, с. 125.
  18. Иванов Александр Андреевич — Явление Христа Марии Магдалине после воскресения (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 27 декабря 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  19. Иванов Александр Андреевич — Голова Христа (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 27 декабря 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  20. Иванов Александр Андреевич — Голова Марии Магдалины (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 27 декабря 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  21. А. Н. Бенуа, 1995, с. 160.
  22. Н. А. Дмитриева, 2009, с. 124.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — Москва: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Виноградов И. И. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. — Москва: XXI век — Согласие, 2001. — 792 с. — ISBN 5-293-00034-9.
  • Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. — Москва: Прогресс-Традиция, 2009. — 584 с. — ISBN 5-89826-290-3.
  • Маркина Л. А. Александр Иванов. Очерк творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — Москва: СканРус, 2006. — С. 9—18. — ISBN 5-93221-108-3.
  • Перова Д. Александр Андреевич Иванов (Великие художники, том 39). — Москва: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — ISBN 978-5-7475-0016-7.
  • Ульянинская А. И. История создания картины А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине». // В книге «Материалы и исследования», т. 1 (издание Государственной Третьяковской галереи, 268 с.). — Москва, 1956. — С. 97—110.
  • Цомакион А. И. Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность. — Москва: Проспект, 2014. — 108 с. — ISBN 978-5-3921-6930-6.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с. — ISBN 5-93221-081-8.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Хроника жизни и творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — Москва: СканРус, 2006. — С. 225—247. — ISBN 5-93221-108-3.

Ссылки

  • Иванов А. А. — Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения 22 сентября 2017.
  • Интерактивный вид зала Государственного Русского музея, в котором находится картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения 22 сентября 2017.
  • Christ’s Appearance to Mary Magdalene after the Resurrection, 1835, Alexander Ivanov, Google Cultural Institute

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине — Александр Андреевич Иванов. Холст, масло, 242 x 321 см
&nbsp Эту картину А. Иванов написал во время своей жизни в Италии. Сначала она с успехом выставлялась в Риме, а потом была отправлена в Петербург в качестве отчетной работы художника. В столице она была восторженно принята и получила высокую оценку. За нее Иванов получил звание академика. Общество поощрения художников преподнесло полотно в дар императору Николаю I. Поначалу оно выставлялось в Эрмитаже, но в 1897 году картину принял Русский музей. Там она хранится и сейчас.
&nbsp За основу живописного произведения художник взял распространенный евангельский сюжет явления Иисуса Марии Магдалине. Благодаря темному фону и фронтальному расположению фигур, Иванову удалось добиться эффекта присутствия зрителя, будто наблюдающего за этим чудесным событием. Художник не стал изображать ничего лишнего, чтобы не отвлекать смотрящего от двух важных персонажей — Христа и Магдалины.
&nbsp Мощный визуальный эффект дает контраст между героями картины. От Иисуса Христа словно исходит сияние, что подчеркивается белыми драпировками савана. Его образ исполнен величия и кажется неземным. Останавливающий жест руки строг и полон любви. «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не взошел к Отцу моему», — говорит он склонившейся Марии Магдалине. Женщина протягивает к Спасителю руки, опустившись перед ним на одно колено. Художник смог изобразить радость сквозь слезы на ее изумленном лице. Только что она плакала, не обнаружив тело Учителя в гробнице, и вот, Он сам стоит перед ней. Чтобы добиться такого эффекта, художник попросил натурщицу держать в руках нарезанный лук, а сам в это время смешил ее.
&nbsp Красные и терракотовые цвета одежды Магдалины подчеркивают ее приземленность. Она — живой человек и остается в этом мире, чтобы донести всем о чуде Воскресения Сына Божьего.
&nbsp Несмотря на некоторую статичность тщательно выписанных по всем канонам академизма фигур, художнику удалось передать глубокие эмоции героев картины. Несомненно, она является одной из самых значительных работ мастера да и во всей русской живописи.

В 1835 году русский художник А.А. Иванов находился в Италии, куда был отправлен за средства художественного общества. Организация эта ждала обещанного от Иванова грандиозного полотна. Но художник к тому времени еще не созрел для его написания. Поэтому близко ознакомившись с творчеством знаменитых итальянских живописцев, Иванов приступил к работе над «репетиционным» полотном перед созданием «Явления Христа народу». Он изобразил на холсте две фигуры: Иисуса и Марии Магдалины.

Сюжет выбрал распространенный в ту пору среди европейских мастеров. О нем повествуется в Евангелии от Иоанна. Первой увидела воскресшего Учителя Магдалина и ринулась к нему. Но Христос останавливает ее словами и жестом: «не прикасайся — я еще не восшел к Отцу…». Именно этот момент 20-й главы писания иллюстрирует Иванов.

Композиция картины отличается одухотворенной простотой, фигуры персонажей скульптурные, канонически красивые, пластичные. Изображены Христос и Магдалина повернутыми фронтально, для удобства созерцания выражений лиц и передачи их душевных переживаний.

Фигура Христа написана в идеальных пропорциях, изящно проработаны складки белого одеяния. На Марии Магдалине пламенно красное платье. Таким противопоставлением художник выразил разность сфер, в которых пребывают человеческое существо и божественное. Белая ткань на теле Иисуса светится, переливается как жемчуг и перламутр, голубовато-золотистая, она напоминает о небесных заоблачных сферах.

Магдалина показана приземленной, одной ногой стоящей на коленке, протягивает руку к любимому Спасителю. Христос спокойным, но строгим жестом сдерживает сильный душевный порыв ученицы. Иванову удалось передать любовь Иисуса и смесь душевных переживаний Марии при встрече с ним: боль от его смерти, восторг от возвращения и надежда на скорое счастье.

За полотно живописцу подарили звание академика.

До начала работы над большой картиной «Явление Мессии» («Явление Христа народу») художник Александр Иванов приступает к написанию двухфигурной композиции, «чтобы изведать свои силы в Италии». Дело в том, что Общество поощрения художников, на чьи средства Иванов был отправлен в Италию в 1830 году, не удовлетворялось его проектами и обещаниями исполнить грандиозную картину на оригинальный сюжет. Оно ждало от него решения более скромных задач – написания полотна, которое могло бы подтвердить результаты заграничного пенсионерства и послужить гарантией дальнейших успехов. Поэтому Иванов избирает один из традиционных сюжетов европейской живописи – явление Христа Марии Магдалине.

Для Иванова, ищущего поворотных моментов в истории человечества, явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине было точкой, в которой сходились концы и начала христианской истории. Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20: 17). Подобная композиционная завязка нередко встречается в работах старых итальянских мастеров. Иванов сосредотачивает внимание на эмоциональной стороне происходящего, стремясь передать внутренний драматизм евангельского события.

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1834. холст, масло

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:11-17)

Христос пребывает на тонкой грани двух миров. Пластическим выражением встречи несовместимых сфер (живого плотского и неосязаемого метафизического) стал контраст пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их прозрачными переливами холодных и теплых тонов. Но, стремясь передать двойственную природу воскресшего Христа, Иванов испытывал творческие трудности, не находя пластического подобия этому образу ни в произведениях великих мастеров, ни в реальных впечатлениях.

Отправной точкой в поисках образа стали скульптура Христа, над которой работал датский скульптор Бертель Торвальдсен, и статуя Аполлона Бельведерского. Однако среди подготовительных рисунков Иванова мы встречаем не только зарисовки с работы Торвальдсена, но и фрагменты композиций Джотто, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Рафаэля, наброски с античной скульптуры.

Жарким летом 1834 года Иванов уезжает в окрестности Рима, в горы. В Тиволи пишет для картины этюды столетних кипарисов в парке виллы д’Эсте. «Таким образом околичность у меня теперь кончена, и я принимаюсь за окончание фигур. Какая разница – писать большую картину или маленькую? Я в отчаянии от фигуры Христа. Думаю, думаю, углубляюсь и в наблюдение великих мастеров, и в природу и никакого не нахожу пособия…» – вспоминал он.

Чтобы понять колористическое мастерство великих итальянских художников, он совершает в том же году путешествие на север Италии. «Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину… право, нелегко, – признавался художник. – Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашел себе примера. Отец истинного колорита Тициан старался белое платье показывать каким-нибудь куском, смешавшимся с платьями других цветов или закрывающим только стыдливые места наготы. Фрески не могут быть примером, ибо там белое платье суть только оттененные рисунки».

Представление об античной пластике нашло отражение в образе Христа, своим физическим совершенством напоминающего греческого бога, в утонченной красоте персонажей и выразительных ритмах движений, жестов и драпировок. В письме отцу осенью 1834 года художник уточняет свою мысль: «…Платье… имеет цвет мистический, то есть голубоватый с золотыми звездами, как то представил его в своей превосходной композиции Рафаэль, если вы помните эстамп «Иисус поручает Петру пасти овцы Его». А также преподобный Анжелико да Фиэзоле, родитель церковного стиля, представлял в такой одежде Иисуса или Матерь по отшествии Их от земли».

Явление Христа Марии Магдалине 1818 г. Работа А. Е. Егорова — преподавателя класса Петербургской Академии Художеств, в котором учился А. А. Иванов

В работе над образом Марии Магдалины особенно наглядно проявились творческий метод художника, его стремление достигнуть предельной наглядности, пластической достоверности поведения героев. Первой моделью для Марии Магдалины послужила знаменитая красавица из Альбано – Виттория Кальдони. Второй – неизвестная натурщица, с которой художник писал голову и руки. Чтобы добиться убедительности женских эмоций, Иванов заставлял натурщицу резать лук и одновременно смешил ее, желая вызвать на ее лице улыбку сквозь слезы. «Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим самый крепкий лук, плакала, и в ту же минуту я ее тешил и смешил так, что полные слез глаза ее с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса. Я, однако ж, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слезы».

Зимой 1835–1836 годов картина «Явление Христа Марии Магдалине» с успехом показывается зрителям сначала в мастерской художника, а затем в Капитолии. Отправив полотно в Петербург, Иванов крайне обеспокоен его приемом и экспонированием. Он пишет отцу, что необходимо сделать золотую раму и «затянуть грубым зеленым полотном со всех сторон от рамы на аршин так, чтобы не беспокоили ее никакие картинки». Просит слависта Виктора Григоровича, в доме которого экспонировалась картина, выбрать «полутонную» залу с высоким светом, чтобы он «помогал сюжету, то есть чтобы похож был на утреннюю глуботу или казался бы самым ранним утренним, в каковой час Спаситель явился Магдалине у гроба».

В ответ отец с радостью сообщает сыну о прибытии картины и первом впечатлении от ее просмотра: «Ты, любезный Александр, напрасно заботился о золотой раме, о помещении картины твоей на выгодном для ея месте и прочем, для такой картины, как твоя, ничего подобного не нужно, она берет собственною своею силою все, производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным». Учитель Александра Иванова Алексей Егоров отозвался о картине скупо, но точно: «Какой стиль!» Признание со стороны известного академического профессора было тем более значимо, что именно он в студенческие годы Александра Иванова сомневался в самостоятельности его первых работ, бросив однажды сакраментальное: «Не сам».

Картина принесла ее автору успех и звание академика, Общество поощрения художников преподнесло ее в дар императору Николаю I в день тезоименитства. Это обстоятельство обрадовало и испугало Иванова, больше всего не желавшего скорого возвращения в Петербург. Ведь сам художник видел в своем произведении лишь «начаток понятия о чем-то порядочном», охваченный идеями нового замысла, должного превзойти все, им до сих пор сделанное, – картины «Явление Мессии»

Галерея «Танаис» (www.tanais.info)

Когда человек озадачивает себя вопросом относительно текста, то он — именно благодаря тексту — как бы позволяет поставить вопрос о самом себе и дает вырваться на волю своим притязаниям. Человек вновь и вновь призван принимать решение, причем решение о самом смысле, заключенном в зове любви. А зов любви — главное в послании Нового завета, то, что уже не зависит от картины мира, которая обусловлена каким-либо историческим временем. Этот зов человек слышал в давние времена, он слышит его и сегодня, хотя современный человек и не может принять мистическую картину библейского мира…
«Распятие с Марией Магдалиной», Лука Синьорелли
Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним.
По сей день Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой. Предположение о ее роли в развитии раннего Христианства не ново. На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Такое предположение — результат глухого молчания Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения: Мария Магдалина, была главным свидетелем воскресения Христа.
Пьетро да Кортона (Пьетро Берреттини) «Явление Христа Марии Магдалине»
.

«Но Христос любил ее больше,чем всех учеников и часто целовал. Остальные ученики были обижены этим и выразили свое неодобрение. Они сказали ему: «Почему ты любишь ее больше,чем всех нас?» Спаситель ответил и сказал им:»Почему я не люблю вас,как люблю ее?» Из Евангелия от Филиппа, «Гностические Евангелия»
Св.Мария Магдалина Перуджино
Магдалина лишь несколько раз упоминается в текстах Нового Завета:
М. Магдалина, происходившая, согл. своему прозвищу, из города -> Магдалы. Иисус изгнал из нее семь бесов (Лк 8.2; Мк 16.9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Лк 8.3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Мф 27.55,56), участвовали в погребении Иисуса (Мф 27.61; Мк 15.47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Мк 16.1-5; Ин 20.1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Ин 20.2,11-18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (Лк 7.36-50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется «грешницей»;
Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза

«Мария Магдалина», Рогир ван дер Вейден
История о женщине, которую хотели побить камнями, к Марие Магдалине НЕ имеет никакого отношения:
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
12 Опять говорил Иисус и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
http://www.bible.com.ua/answers/r/36/303696
МАРИЯ, СЕСТРА ЛАЗАРЯ И МАРФЫ, так же к Магдалине никакого отношения не имеет:
МАРИЯ, СЕСТРА ЛАЗАРЯ которого воскресил Господь уже на четвертый день после его смерти (Ин 11). Она жила со своей сестрою (Марфою) и братом в Вифании. В Евангелии говорится о ней, что при одном случае она сидела у ног Иисуса и слушала слово, тогда как Марфа заботилась о большом угощении (Лк 10.39-42). Затем евангелист Иоанн упоминает о ней, что услышав о шествии Господа по случаю смерти ее брата Лазаря, она оставалась дома (Ин 11.20). Когда же Божественный Учитель позвал ее, она поспешно встала и пошла к Нему на встречу и со слезами, припавши к ногам Его, повторила те же самые слова, какие прежде сего сказала сестра ее, Марфа: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (ст. 32). Иисус же, замечает Евангелист, когда увидал ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих. Сам восскорбел духом и возмутился (ст. 33). Далее у Мк 14.3 и у Ин 12.3 говорится о том, что когда за шесть дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечери с Вифанским семейством в доме Симона прокаженного, Мария, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак своей высокой любви и благоговения к Нему. Дом наполнился благоуханием от мира. Иуда Искариотский, бывший при этом, возмутился, будто бы движимый любовью к бедным: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»? (Ин 12.5) Господь Иисус отечески, милостиво ответил на это: «оставьте ее, они сберегла это на день погребения Моего» (ст. 1) и затем прибавил; «истинно говорю вам: где ни будет проповедать Евангелие сие, в целом мире сказано будет, в память ее о том, что она сделала (Мк 14.9). Более о Марии, сестре Лазаря, в Евангелии не упоминается.
«Марфа и Мария», Караваджо
«Иисус в доме Марфы и Марии», Яном Вермеер
«Положение во гроб»,фра Бартоломео
Святая равноапостольная Мария Магдалина долго продолжала проповедовать благовестие Христа Воскресшего в Италии и в городе Риме, и при первом посещении Рима апостолом Павлом, и после отбытия его чрез два года оттуда. Кроме предания, свидетельство об этом можно видеть в характерном привете святой Марии Апостолом Павлом в послании его из торгового греческого города Коринфа к христианам, находившимся тогда в Риме (Рим. 28, 6).
Баккьякка (Франческо Убертини) (1494-1527)


Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг. по Р.Х.) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос воскрес!». Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Ефес, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. В Ефесе, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах, оставаясь там до мирной своей кончины, и в Ефесе же она была похоронена.
Тот факт , что Магдалина помогала святому апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, НЕ свидетельствует о соавторстве, а тем более об авторстве четвертого канонического евангелия.
Мария Магдалина написала свое евангелие, дошедшее до нас не полностью:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ
Новозаветный апокриф
…(Страницы 1 — 6 отсутствуют)

7. …материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: «Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!» Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?» Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют „грех“. Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню». Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо
8. вы то, что обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: «Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:
«Мир (…) вам! Мой мир (…), приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: „Вот, сюда!“ или „Вот, туда!“ Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не
9. ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им».
Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: «Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?» Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».
Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
10. Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали». Мария ответила и сказала: «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это». И она начала говорить им такие слова: «Я, — сказала она, — я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении». Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище». Я сказала ему: «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, — он созерцает душой духом?» Спаситель ответил мне и сказал: «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, — и я была разрешена
17. от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании». Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли».
Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?»
18. Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: «Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»
Левий ответил и сказал Петру: «Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель».
19. Когда и они начали уходить, возглашать и проповедовать Евангелие от Марии.
_________________________________________________________________________________________________________________
Евангелие от Марии http://www.krotov.info/acts/01/joseph/apok_32.html
http://www.avatargroup.ru/booksreader.aspx?dbid=226
Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb163.htm
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧНОСТИ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА http://www.golubinski.ru/katehizis/brown_istor.htm

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *