Явление Иисуса Христа

В Тебе, Боже, упраздняется всякая безысходность, ибо Ты хранишь в Себе пути для всякого путника. Ты и есть Надежда для всякого безнадежного. Но как обратится к Тебе тот, кто еще не знает Тебя?

Вот какая история случилась в наши дни.

Аня, еще совсем юная девочка, жила с мамой вдвоем в Петербурге. То было время, когда верили больше в какие-то летающие тарелки, а храмы просто не замечали. Да, собственно, рядом, в том районе, никаких храмов и не было. Кроме того, мама, по национальности еврейка, была настроена против какой-либо религии. Особенно же не любила христианство, видя в нем причину бед еврейского народа. Имя Иисуса Христа если и упоминалось, то только негативно: «Это Он виноват в злоключениях нашего народа».

Время было сложное, ломалась эпоха, и в 1990-м году Анина мама решила выехать вместе с дочкой в Израиль, попытать там счастья, на что, казалось, имела полное право в связи с происхождением. Чуть позже она поняла, что счастье зависит не от места, тем более – не от происхождения. Подлинное счастье подается лишь Подателем счастья, и созидается оно в сердце чистом, или по крайней мере очищающемся.

В Израиле – это казалось чудом – удалось поселиться, получить гражданство и устроиться на какую-то простую работу. Секрет на самом деле прост: напиши в графе религиозной принадлежности, что ты по вероисповеданию иудей, в крайнем случае атеист – и двери «Земли Обетованной» отворяются, словно по мановению волшебной палочки.

Аня, по собственному признанию, еврейкой себя не чувствовала никогда. Но дело вовсе не в этом. Пред Богом нет лучших и худших наций. И всякий рожденный на земле уже призван к бессмертной жизни. Вся суть в одном: обратится ли рожденный на земле к «Единому имеющему бессмертие» (1 Тим. 6, 16).

В душе оставалось пусто, на синагогу сердце так и не откликнулось. Бога там Аня не обрела

Душа человеческая всегда ищет чего-то высшего. В Израиле глазам новоприбывших открылись, прежде всего, синагоги. Аня решила пойти, попоститься положенный день в связи с каким-то религиозным событием. Но в душе оставалось пусто, на синагогу сердце так и не откликнулось. Бога там Аня не обрела.

Так прошло три года. За это время нашим репатриантам открылись новые реалии. Оказалось, что и своими они здесь так и не стали, и жизненной стабильности не обрели. Они уезжали из России, думая уйти от материально-экономического кризиса, но в Израиле пришли к кризису не только экономическому, но и душевному. Средств к проживанию практически не было, поддержки от кого-либо в этой стране не чувствовалось. Для всех они оставались чужими, в душе царили покинутость и одиночество.

Когда мамина душа истощила последние силы терпеть, с мамой случился нервный срыв. Ситуация казалась критической. Наболевшие эмоции выплескивались наружу фонтаном отчаяния и боли. А дочь в немом ужасе наблюдала за надрывом самого близкого ей человека. Отчаяние и беспомощность холодили душу, подводя к какому-то обрыву, за которым – бездна и пустота.

Не зная, что делать, чувствуя себя потерянной, Аня выбежала на улицу. Она думала, что не доживет до утра. Это был самый трудный момент в ее жизни, словно сердце проваливалось в пропасть, настолько отчаяние захлестнуло его.

Когда нам до нестерпимости плохо, а помощи ждать просто неоткуда, то даже неверующая душа невольно обращает взор к Небу. Душа вопиет к Тому, Кто над всем нашим погрязшим в безобразии миром. И в этом гласе отчаявшегося сердца выражается поиск Бога неведомого. Того Самого, без Которого сердце тоскует, но Которого еще не знает.

На пике страданий душа обращается к Нему, Который только и может исцелить наши раны

На пике страданий окровавленная душа обращается именно к Нему, Который только и может исцелить наши раны. Она вопиет, и чаще это плач при безмолвии уст, а иногда глас сердца прорывается сквозь наши уста. А еще изливается сквозь источники слез.

И в эти моменты Ты, Боже, Сам приходишь на помощь.

То, что произошло с Аней в этот момент, трудно передать словами. Нам хочется слышать про сверхъестественные явления, чтобы они были чувственными, понятными грубому веществу. Но Бог открывает Себя прежде всего нашему сердцу, душе. Это всегда сокровенно-личное откровение, как встреча Любящего с любимым, как таинственное воскрешение души, и потому оно неописуемо. Но невозможно спутать, воссияло Солнце или какой-то уличный фонарь дает тебе искусственный свет. Так и Божие прикосновение возвышается над нашим воображением, мыслями, чувствами.

Душа Ани в тот момент пробудилась, ей дано было ясно прозреть, что есть над нами Бог, и Он очень близко, что наш Бог – Господь Иисус Христос. Это кажется поразительным, но само имя Христово ей было явлено как имя Божие. Имя Христово словно было начертано в небесах, а еще в небе справа она увидела удивительную, сияющую звезду, дерзнем сказать, по подобию той, что древних волхвов привела ко Христу. В этот момент Аня уже ясно знала, что Господь Иисус Христос – наш Спаситель, Он – опора для всех безнадежных и страждущих. В душе воцарился покой: Бог, Господь Иисус Христос, Он с нами, значит, в жизни есть смысл, а все эти страдания и надрывы – лишь временное испытание, как пена морской волны, которая пришла и ушла. С нами Тот, Кому и море жизни, и ветры наших проблем повинуются. Посредством страданий, одиночества, кажущейся безысходности Господь воспитывает нашу душу, помогает ей возрастать.

В Израиле тени в прямом смысле исчезают в полдень, а в нашей жизни дух неверия уходит в момент личной зрелости. Тени неверия рассеиваются от света зрелости. Зрелость не всегда сообразна прожитым годам. Иногда она им обратно пропорциональна, и на рубеже вечности душа состарившегося атеиста демонстрирует верх безумия, говоря: «Бога нет, а мне незачем, да и не в чем каяться». Так бывает иногда. Но иногда мудрость «не числом лет измеряется» (Прем. 4, 8). Эта мудрость пробуждается в поисках сердца, алчущего правды, жаждущего смысла. Счастлив юный человек, имеющий сердце ищущее. Страдания дают поиску глубину. Но откликом на поиск всегда является милосердие Божие.

Кризис с мамой миновал. Всё постепенно выравнивалось. Теперь Аня знала, что наш Бог – Иисус Христос, Бог, к нам, грешным людям, пришедший, сострадающий, любящий нас. Но что делать дальше?

Волхвы шли вслед за звездой, наглядно созерцаемой в небе, и пришли к Самому Богомладенцу Христу. А куда идти современному человеку с рожденной в сердце верой? К какой церкви податься? Где, в каком ответвлении христианства почивает подлинный дух Христов?

Где, в каком ответвлении христианства почивает подлинный дух Христов?

Как много неофитов успокоилось тем, что нашло сразу у себя под рукой первую попавшуюся общину. Прийти к вере – еще не значит обрести Церковь, но Христос на земле основал именно Церковь, и Его благодатные дары обретаются только в Церкви.

Аня тем временем навестила отца, он жил в Германии. Всё это время ее не покидала мысль: где же истинная Церковь? Страна, где некогда западно-христианский мир разделился на католиков и протестантов, предлагала на выбор свои вариации религиозных конфессий. Сначала Аня пошла к католикам. Католицизм казался чем-то фундаментальным, исторически устойчивым. Но посреди величественных сводов костёла, при всем добродушии служителей и чинном богослужении, сердце чувствовало холод и пустоту.

Тогда она пошла к протестантам. Ей встретились баптисты, любвеобильные, общительные христиане, и поначалу Ане там понравилось, благодаря им она выучила «Отче наш». Плохого не могла она сказать об этих христианах, но душе всё равно чего-то не хватало, как будто христианство этой формы доходит до определенного предела, и всё, дальше путь закончен, стоит стена. Душа искала чего-то более глубокого.

Тем временем и мама задумалась о принятии веры. До этого все религии ей казались одинаковыми. Хоть и была она еврейской крови, но особого расположения к иудаизму уже не испытывала. Кто-то предлагал ей принять ислам. Но, приехав в Петербург на небольшое время, мама по необъяснимым причинам, а точнее, по причинам вполне понятным – зов сердца, – крестилась в православном храме. Мама ходила и к протестантам, и к иеговистам, но покой души обрела в Православии.

Раньше же всех крестилась бабушка. Она жила в Петербурге, болела раком. Веру во Христа приняла сразу, всем сердцем, и после Крещения чудесным образом исцелилась. Так каждого Господь призывает в свой подходящий час, каждому подает свое утешение.

Из Германии Аня приехала тоже в Россию, тоже во град Петра, как оказалось, наполненный своими почитаемыми святыми и святынями. Теперь она замечала храмы, которых раньше как будто и не было. Встретились с мамой (предстояло вместе возвращаться в Израиль) и поехали в Царское Село. Здесь впервые Аня зашла в храм Знамения Божией Матери, и без чьих-то слов и проповедей сердце откликнулось, словно кто-то внутри сказал, что вот здесь-то и пребывает Бог. Как сама она говорит, душа почувствовала: «Вот она, Истина. Здесь присутствие Божие». В тот же день она и крестилась.

Душа почувствовала: «Вот она, Истина. Здесь присутствие Божие». В тот же день она и крестилась

Крещение в каком-то смысле тоже только начало пути. Это как вовремя вскочить на палубу корабля у причала. Дальше кораблю предстоит плыть, проходить сквозь штормы и бури, чтобы в будущем достигнуть спасительной пристани. На этом корабле никто не должен бездействовать. Собственно воцерковление у Ани началось на витке новых скорбей, в 2006-м году, когда вновь рушились, обращались в прах все земные построения. И становится тогда душе как-то само собой ясно: надо идти только к Богу, только у Него избавление, в Нем весь смысл жизни, от Него и благополучие наше. Может, для того нам и попускаются земные крушения, чтобы мы поняли самое главное?

В храм Апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы в Тель-Авиве Аня приехала утром. Тихо мерцали лампады, тихо возносились молитвы. А в сердце переживание, как будто Небо на земле, в храме ты дышишь благодатью Божией. С этого времени храм и стал сердцем жизни.

Господь подал Ане хорошего мужа. И вот у Ани уже родился пятый ребенок. С мужем Александром они продолжают жить в Израиле и хранить верность Православию. Они и есть те, кому Обетованная земля принадлежит по праву благодатного призвания. Ибо не те суть наследники обетования, кто по крови происходит от Авраама, но кто по духу верны обетованию, кто искренним сердцем принял Христа.

В израильской школе их детям непросто. Крестик на шее старшего сына был как красная тряпка, к ребенку приставали, обижали. Родителей вызывали в школу под тем предлогом, что дети не знают иврит. Веру во Христа родители засвидетельствовали открыто, а также предупредили, что на организуемые школой иудейские праздники не будут ходить. Когда в школе ввели занятия йогой, то приняли решение воздержаться и от этих занятий. Одноклассники сына по этому поводу говорили: «У нас только гой не делает йогу». Христиане для них уже не евреи, даже если по крови родные. Но постепенно как-то все поняли, что православные твердо стоят на своем, и приставать к ребенку перестали.

Преподаваемую в школе Тору, Закон Моисеев, Аня объясняет детям только в связи с Новым Заветом, ибо учение Моисея – только приготовление к принятию учения Христа.

Что же мы извлечем из этой истории?

Ане открылся Господь Иисус Христос как истинный Бог. Открылся через непосредственное откровение, ради искренности ее сердечного поиска. Она сроду не думала о том, чтобы встретить что-либо сверхъестественное. Господь дал ей то, чего она и ожидать не могла.

Главный же вывод, наверное, следующий. Когда тебе плохо до самых глубин души, когда подступает отчаяние, а сердце ищет истину, жаждет Бога, то Господь тебе непременно явит Себя. Потому что Он всегда рядом. Намного ближе, чем мы думаем. Только имей сердце открытое, чистое, жаждущее. Всем сердцем и обращайся к Нему.

БОГОЗДАННАЯ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕКА

Сейчас, ввиду большого количества фактов, накопившихся в медицинской науке (не фантазий сродни народному фольклору, а вполне достоверных фактов), — можно, повторяюсь, с полной ответственностью утверждать: существование души является бесспорной научной истиной. Человек, вопреки насильственно внедренному в сознание целых поколений грубому материалистическому представлению о том, что он — лишь тело, только животное с компьютером в голове, в действительности является самосознающей и неуничтожимой личностью, носительницей которой прежде всего является некая бессмертная субстанция — душа, имеющая две формы существования. Первая, привычная для нас, — в теле: душа с телом (в отличие от духа) и есть плоть человека. Другая таинственная форма существования души — по смерти тела. Христианство приоткрывает завесу тайны этого ее инобытия.

Для более цельного понимания этой тайны необходимо сначала сказать о теле как о доме души. Святоотеческое учение вполне определенно говорит, что человек до грехопадения, до нынешнего его состояния обладал телом духовным, но материальным, или, если хотите, материальным, но духовным! Как это понять? Разве духовное и материальное не исключают друг друга? По христианскому учению — нет. Напротив, только тогда материальное тело и приобретает нормальный образ своего существования, когда становится духовным. Увидеть это парадоксальное явление можно на примере Христа Воскресшего.

Помните, как Христос проходил закрытыми дверями, неожиданно появлялся перед учениками, преломлял с ними хлеб и… вдруг исчезал. В то же время Он говорил ученикам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24; 39). И это говорил — Он, неожиданно появившийся в комнате, двери которой были накрепко закрыты «страха ради иудейска» (Ин. 20; 19)! Ведь никто дверей Ему не открывал. А что пережил не веривший в Воскресение апостол Фома, увидев в комнате с закрытыми дверями неожиданно появившегося Христа и услышав от Него: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Ответ Фомы поразительный: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20; 27-28), то есть, это — Ты Сам! В Риме и сейчас показывают палец апостола Фомы, которым он коснулся нетленного ребра Христова. Правда, я в это не очень верю — уж извините меня. Но дело не в том, прикоснулся ли Фома к ребру Христову, и этим ли пальцем — важно другое: Фома прикоснулся к реальности, выходящей за границы нашего привычного человеческого опыта, и удостоверился в ней вопреки протесту своего так называемого здравого смысла. Да и как было не протестовать: разве возможно такое, чтобы реальные плоть, кровь и кости могли свободно, беспрепятственно проходить через такие же реальные материальные объекты?!

Можно строить разные гипотезы для объяснения этого явления. Однако все они будут в конечном счете гаданиями на кофейной гуще, ибо «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13; 12). Но если хотите, вот одно из таких гаданий. В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что тело, остающееся материальным, но ставшее духовным, пребывает вне нашего трехмерного пространства, в иных «пространствах», находящихся «внутри» нашего. В них тело не нуждается ни в каких материальных посредствах для своей жизни. И через эти «пространства» духовное тело может беспрепятственно входить в любую точку нашего земного пространства-времени, приобретая все обычные для него свойства. Но, повторяю, это не более чем гадания сквозь тусклое стекло. А вот точно знаю, что все мы скорее, чем думаем, окажемся там, и все это познаем «тогда… лицем к лицу» (1 Кор. 13; 12). Поэтому не будем торопиться и подождем немного.

Относительно же того, что тело действительно может быть духовным, прямо пишет апостол Павел: » Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15; 42, 44, 53). Апостол пишет о будущем состоянии тела, однако таковым оно было и до грехопадения.

Также и Святые Отцы учат, что по всеобщем воскресении все люди будут иметь такое же духовное тело, какое имел первозданный человек (даже более совершенное), которое обладало необычными, чудесными для настоящего нашего состояния свойствами: не знало ни болезней, ни боли, ни страданий, ни смерти; не нуждалось в одежде, защите от каких-либо внешних воздействий; не испытывало голода, жажды, плотских вожделений и, как видим на Воскресшем Спасителе, не зависело от нашего времени и пространства. И как нельзя причинить боль воздуху, ударив по нему палкой, такими же неуязвимыми, бесстрастными, неподверженными каким-либо страданиям были и будут и тело, и душа человеческие. Святой Ефрем Сирин (IV в.), например, писал: «Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в раю; один навевает им пищу, другой изливает питие… Духовно питают там ветры живущих духовно… Для духовных существ и пища духовна» . «Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием… Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты, одинаковой с самою душою… Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится на степень духа…» и пребывает в состоянии постоянной радости.

Святитель Афанасий Великий (IV в.) такими словами охарактеризовал душевно-телесные свойства первозданного человека: «Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни голода, ни смерти» . Преподобный Антоний Великий, говоря о тех изменениях, которые происходят уже здесь, на земле, с телом святого человека, писал: «Таким образом тело все навыкает всякому добру и, подчиняясь власти Святого Духа, так изменяется, что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных» . То же самое говорит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Восстанет это тело… но не останется таким же, а пребудет вечным. Не будет оно иметь нужды ни в подобных снедях для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения, потому что соделается духовным, чем-то чудным, таким, что и выразить сего, как должно, мы не в состоянии…»

Нуждалось ли в пище и прочем (см.: Быт. 1; 29) богозданное тело, ведь и Воскресший Христос «ел пред ними» (Лк. 24, 43)? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос: «Итак, по Воскресении Христос ел и пил не в силу необходимости, — тогда Тело Его уже не нуждалось в этом, — а для удостоверения в Воскресении» .

То же самое о духовном состоянии плоти говорит и преподобный Макарий Египетский:

«ВОПРОС. <Нагими> ли предстают перед Божеством воскресающие тела Адама или имеют на себе одежду, и иной ли <питаются> пищей? Как тогда покрывается одеждой тело и чем насыщается (ведь живущим в веке сем мужчинам и женщинам нужно прикрывать срам и питаться тленной пищей )? Понадобится ли еще такое воскресшим после земного разрешения и вернувшимся к прежнему составу или нет ?

ОТВЕТ. Вопрос кажется мне неуместным и необдуманным; ведь мы знаем, что все тварное благолепие и состав упраздняется при разрешении (конце мира. — А. О.), и земля более уже не производит плодов для пропитания тела, но и небо преходит со всей его красотой. Откуда люди будут добывать себе пропитание <и готовить одежду>, если, по слову Господа, разрешится все видимое? Не ясно ли, что есть нечто иное помимо зримого, что и будет даровано? …Бог, уже теперь одевающий душу славой и наполняющий ее Своим огнем, в ту долгожданную пору и тело тоже оденет и сообразным славному <Телу> Своему представит (ср.: Флп. 3; 21), дав тогда, наконец, упокоение пищей и одеяниями небесными и делание нетленное ангельское» .

Вот какими удивительными свойствами обладала и будет обладать плоть (тело и душа человека) в жизни будущего века.

Явление Марии Магдалине

(см.: Ин 20, 11–18; Мк 16, 9–11)

Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей.

Явление женам-мироносицам

(см.: Мф 28, 9–10)

Воскресший Господь явил Себя всем мироносицам, проявившим к Нему такую любовь и верность. Когда они после встречи с Ангелами спешили от гроба, Сам Иисус Христос встретил их и сказал: Радуйтесь! Они в великой радости обступили Его и, упав на колени, ухватились за Его ноги. Тогда Господь сказал им: Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Явление двум ученикам по дороге в Эммаус

(см.: Лк 24, 13–35; Мк 16, 12–13)

Тем временем два ученика Господа — Клеопа и Лука — шли из Иерусалима в Эммаус, селение на расстоянии в шестьдесят стадий (около двенадцати километров) от Иерусалима. Они разговаривали между собою обо всем, что произошло в последние дни. И в это время Сам Господь, приблизившись, пошел с ними. Они были не готовы еще поверить в чудо воскресения и не узнали Его. Евангелисты объясняют, что глаза их были удержаны или Сам Господь явился им в ином образе. Господь спросил их: «О чем это вы рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Клеопа сказал в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что произошло здесь в эти дни? О том, что случилось с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. О том, как предали Его первосвященники и начальники наши на распятие. А мы надеялись было, что Он Тот, Который должен спасти Израиль, но сегодня уже третий день, как это произошло. Правда, некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Некоторые из наших пошли ко гробу и нашли так, как и говорили женщины, но Его Самого не видели».

Тогда Он сказал им: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? Он начал изъяснять пророчества и свидетельства о Нем во всем Священном Писании. Когда они дошли до того селения, Господь сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». И Он остался с ними и разделил с ними трапезу. Во время трапезы Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим для них. Они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Тут же ученики поспешили обратно в Иерусалим поведать об этой радости апостолам. Апостолы были собраны вместе из страха перед преследованиями от иудеев. Они готовы были уже поверить им, тем более что о том, что Христос воскрес, свидетельствовал и апостол Петр, которому также явился Господь.

Явление апостолам в тот же день вечером

(см.: Мк 16, 14; Лк 24, 36-49; Ин 20, 19–24)

Когда Клеопа и Лука рассказывали о происшедшем на пути и о том, как Христос открыл им Себя в преломлении хлеба, Сам Господь стал посреди апостолов и сказал им: Мир вам! Двери были заперты из опасения прихода иудеев, и апостолы смутились, подумав, что видят призрак. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему печеной рыбы и сотового меда, и Он, взяв, ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Тогда Господь раскрыл их разум к пониманию Священного Писания.

После этого Он пообещал ученикам, что они примут от Бога силу Святого Духа и станут свидетелями и благовестниками покаяния и прощения грехов для всех народов начиная с Иерусалима. Дунув на апостолов, Господь сказал: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Явление апостолам на восьмой день с Фомой

(см.: Ин 20, 25–29)

Фома, один из двенадцати апостолов, не был в тот вечер со всеми, когда приходил Иисус. Другие ученики рассказали ему, что видели воскресшего Спасителя, но он сказал им: «Если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в Его раны, не поверю». Прошло восемь дней, и вновь ученики собрались вместе в доме, и Фома был с ними. И вновь, как в тот раз, когда двери были заперты, Господь предстал перед ними и сказал: Мир вам! Потом Он обратился к Фоме: «Подай перст твой и посмотри руки Мои. Вложи свою руку в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим». В восторге Фома исповедовал Его Богом, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Господь же сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Господь являл Себя видимым и осязаемым образом тем, кто знал Его во время Его земного служения. Апостолы были свидетелями Его крестной смерти и твердо знали, что их Учитель умер и погребен. Поэтому Он и являлся им после воскресения. Им Он дал осязать Себя и вкушал перед ними пищу, чтобы они, убедившись в том, что Господь воистину воскрес в Своей плоти, смогли засвидетельствовать это всему миру. Однако самое главное для апостолов было — ощущать постоянное незримое присутствие Своего Господа и Учителя, которое Он обещал им на все времена: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Это незримое постоянное пребывание со Христом выразил апостол Павел, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Это блаженство — верить во Христа не видя Его — Он и имел в виду.

Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства

(см.: Ин 21, 1–23)

Господь повелел Своим апостолам идти в Галилею. Там на Тивериадском море (еще одно название Галилейского озера) Господь опять явился Своим ученикам. Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн Зеведеевы и двое других учеников отправились в лодке ловить рыбу. Всю ночь ловили они, но не поймали ничего. А когда уже настало утро, Господь встал на берегу, но ученики не узнали Его. Господь обратился к ним: Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Ученики поступили так, как им велел Господь, и не смогли вытащить сети от множества рыбы. Тогда апостол Иоанн сказал Петру: Это Господь. Услышав это, Симон Петр бросился в море и поплыл к берегу (до берега было около ста метров), а другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на берег, они увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и хлеб. Господь велел им принести пойманную рыбу. Симон Петр вытащил на землю сеть. Крупных рыб там было сто пятьдесят три, и при таком множестве сеть не прорвалась. Иисус позвал учеников: Придите, обедайте. Никто из учеников не осмеливался спросить Его: «Ты кто?» Они знали, что это Господь.

Когда же они обедали, Иисус обратился к Симону Петру: «Симон, сын Ионы! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: Паси агнцев Моих — и спросил Петра еще раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь сказал ему: «Паси овец Моих». И в третий раз обратился к Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что Господь спросил его в третий раз, и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Так Петр, некогда трижды отрекшись от Христа, трижды засвидетельствовал, что любит Его. Получив от Господа повеление пасти верующих, он сам потом учил других пастырей: «Пастырей умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет 5, 1–4).

Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь

Примеры употребления слова лазарь в литературе.

Один из лучших наших авиамехаников Семен Лазаревич Бальтер после войны закончил институт.

Наутро новость стремительно облетела всю Вифанию, огласившуюся дружными славословиями и хвалами Господу, и даже скромникам, поначалу сомневавшимся в истинности происшествия, оттого что, по крайнему их разумению, слишком мал был городок для столь великих чудес, ничего не оставалось, как сдаться, поскольку предстал им въяве и вживе исцеленный Лазарь, вот уж к которому никак не применима была поговорка, что ему впору продавать здоровье по одной той причине, что, будь оно у него, раздавал бы он его даром, ибо сердце его было хоть и надорвано, но щедро и любвеобильно.

Когда в следующий раз я пришел к Юде Нохемовичу, он вдруг попросил: — А ну-ка, Иона Лазаревич, высвистите снова финал скрипичного концерта Брамса.

Иванов, Владимир Илюшенко, Нина Катерли, Кирилл Ковальджи, Владимир Корнилов, Лазарь Лазарев, Евгений Попов, Д.

И вот в аду увидал богач вдалеке Авраама и смотрит — Лазарь коростовый с ним сидит.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *