Язык это дух народа

ГУМБОЛЬДТИАНСТВО, система лингвофилософских воззрений, сформировавшаяся под непосредственным влиянием идей Вильгельма фон Гумбольдта. Языковая философия и лингвистическая теория Гумбольдта – несомненно, одна из самых влиятельных лингвофилософских концепций 19 в. С известными оговорками гумбольдтианство может быть охарактеризовано как приложение некоторых идей И.Канта к проблемам языка.

Одна из наиболее ярких черт языковой философии Гумбольдта – идея связи между языком и национальным характером. Эта идея, воспринимающаяся сегодня как достаточно смелая и нуждающаяся в серьезном эмпирическом обосновании, была в эпоху романтизма скорее общим местом (ср., например, труды И.Г.Гердера). В этой части своей концепции Гумбольдт (вопреки тому, что часто утверждается сегодня) был вряд ли по-настоящему оригинален. Оригинальность гумбольдтианства видится прежде всего в следующих положениях.

Язык представляет собой не столько готовый продукт (Ergon), сколько деятельность (Energeia). Иными словами, язык не хранится где-то в готовом виде как инструмент общения независимо от говорящих на нем людей. Язык постоянно порождается в процессе его использования. Это положение не отменяет возможности описывать язык как систему знаков; необходимо, однако, помнить, что такое описание будет заведомо неполным, оно не в состоянии объяснить ряд значимых свойств естественного языка, например языковые изменения. Гумбольдт характеризовал язык как «постоянную работу духа», понимая под духом (Geist), в соответствии с философской терминологией своего времени, не некую мистическую сущность (что неоднократно утверждалось его интерпретаторами), а скорее то, что сегодня могло бы быть названо когнитивной способностью. Постулат о деятельностном характере языка оказал существенное влияние на лингвопсихологические концепции Г.Штейнталя и В.Вундта.

1. С первым положением связана идея единства языка и мышления. Подчеркивая деятельностный характер языка, Гумбольдт предостерегал против наивного подхода к соотношению мысли и ее языкового выражения. Язык – это не средство «упаковки» готовых мыслей, возникающих в сознании говорящего «вне и до языка», для передачи их слушающему. В свою очередь, деятельность слушающего, пытающегося понять смысл сообщения, не сводится к его «распаковке». Модель коммуникации, предполагающая обмен «упакованными» мыслями, перебрасываемыми от говорящего к слушающему наподобие теннисных мячей, может оказаться полезной для решения определенных прикладных задач, но имеет мало общего с реальными процессами языкового общения. На самом деле работа мысли изначально «отягощена» языком. Говорящий строит свое высказывание, не столько облекая готовую мысль в языковую форму, сколько выстраивая мысль с помощью языка. Воспринимая это сообщение, слушающий не «распаковывает» чужие мысли, а, говоря современным языком, активизирует соответствующие концептуальные структуры в своем сознании. Причем эти концептуальные структуры никогда не могут быть тождественны концептуальным структурам отправителя информации.

2. Из положения о единстве языка и мышления естественным образом вытекает положение об активной роли конкретных языков в формировании модели мира, или «языкового мировидения» (sprachliche Weltansicht), как называл его Гумбольдт. Если язык изначально принимает участие в зарождении мысли, мысль не может быть свободна от соответствующего языкового выражения. Поскольку каждый язык концептуализирует мир своим неповторимым образом (ср. ниже о внутренней форме), мысли, сформулированные на разных языках, не могут быть полностью тождественными. Следует подчеркнуть, что из этого положения не следует невозможность принципиального понимания между людьми, говорящими и думающими на разных языках, или непереводимость высказываний с одного языка на другой. Гумбольдт подчеркивал, что подобно тому, как индивидуальные, субъективные языковые особенности «снимаются» в национальном языке, принципиально едином для всех говорящих на нем людей, так и особенности национальных языков «снимаются субъективностью человечества». Различные модели мира, зафиксированные в конкретных языках, – это не столько разные сущности, сколько различные способы и пути, на которых осуществляется «превращение мира в мысли». Представляется, что именно в этом смысле следует интерпретировать знаменитое высказывание Гумбольдта: «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное».

3. Положения о единстве языка и мышления и об активной роли языка в процессе «превращения мира в мысли» непосредственно связаны с понятием внутренней формы языка (innere Sprachform). Учение о внутренней форме представляется наиболее оригинальным компонентом лингвофилософской концепции Гумбольдта. Как это нередко бывает с фундаментальными положениями гуманитарных концепций, понятие внутренней формы не получило явного определения ни в одной из работ Гумбольдта, что явилось причиной неясности статуса этого понятия в лингвистической теории. Г.Штейнталь интерпретирует внутреннюю форму как психологический феномен – как «взаимосвязь между звуком и созерцанием посредством звучания». На ранних исторических этапах развития языка эта взаимосвязь, по Штейнталю, мотивирует языковые формы, позднее она может утрачиваться. Тогда внешняя форма лишается мотивационной поддержки. Большинство исследователей, которых можно с той или иной степенью условности отнести к «гумбольдтианцам», практически отождествляют понятия внутренней формы и модели мира (ср. работы Г. фон дер Габеленца, 1840–1893, Ф.Н.Финка, 1867–1910, К.Фосслера). В русской лингвистической традиции утвердилось понимание внутренней формы, восходящее к работам представителей Харьковской школы, прежде всего А.А.Потебни, который (под влиянием идей Г.Штейнталя) определяет внутреннюю формы как «отношение содержания мысли к сознанию». Внутренняя форма «показывает, как представляется человеку его собственная мысль». Такая интерпретация внутренней формы, основанная на этимологии отдельных слов (характерно, что Потебня, в отличие от Гумбольдта, говорит о внутренней форме слова – его ближайшем этимологическом значении, – а не о внутренней форме языка), оказалась весьма полезной категорией для исследования семантики образных единиц языка, но вряд ли соответствует содержанию гумбольдтовской категории. Заметим, что и Г.Г.Шпет, представляющий совершенно иную научную парадигму, в своей известной работе 1927 сводит понятие внутренней формы языка к внутренней форме слова. Судя по имеющимся указаниям Гумбольдта, прочитанным в соответствующем теоретическом контексте, внутренняя форма языка понималась им как противопоставляемая внешней, звуковой форме концептуально-структурная модель, лежащая в основе грамматики данного языка и организации его лексико-семантической системы. Именно внутренняя форма делает каждый язык уникальным в том смысле, что значимыми являются не столько различия в акустическо-графическом облике языковых выражений, сколько различия в их глубинном устройстве, т.е. в грамматическом строе каждого языка и зафиксированной в нем модели мира.

4. Еще одно важное положение теории Гумбольдта состоит в том, что язык возник сразу во всей своей сложности и системности, а не развивался постепенно из неких примитивных изолированных знаков, как это, в частности, утверждал Гердер. В своей работе 1820 О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития Гумбольдт утверждает: «Для того, чтобы человек мог постичь хотя бы одно-единственное слово <…>, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем». Это положение по понятным причинам провоцирует весьма серьезные дискуссии. Для его правильного понимания важно иметь в виду, что Гумбольдта интересовал не столько филогенез в его историческом аспекте, сколько антропологическая природа языка как «инстинкта разума». Язык интересует Гумбольдта не как продукт интеллектуальной и коммуникативной деятельности (ср. его противопоставление деятельности-энергейи и эргона – «мертвого» продукта деятельности), а как «орган, образующий мысль». Эта идея повлияла на многие лингвистические концепции 20 в., в частности на все версии структурализма, исходившего из положения о системности языка, обусловленности одного элемента другим в уникальных для каждого конкретного языка конфигурациях.

Гумбольдтинство представляет собой одну из немногих лингвофилософских теорий прошлого, которая продолжает оказывать влияние на современные подходы к исследованию языка. С одной стороны, гумбольдтианские традиции были продолжены в 20 в. в рамках неогумбольдтианских подходов (см. НЕОГУМБОЛЬДТИАНСТВО) с другой – в виде развития отдельных положений и идей, высказанных Гумбольдтом и нашедших применение в самых различных областях лингвистики – от генеративной грамматики Н.Хомского до когнитивной теории метафоры Дж.Лакоффа и М.Джонсона.

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Язык — это путь цивилизации и культуры

Разнообразие языков человечества удивляет и восхищает. Любой народ, идущий сквозь тысячелетия, говорит на языке своих предков. Он не является неизменной единицей: трансформируется, подчиняясь требованиям времени, теряет устаревшие слова, обретает новые. И этот процесс непрерывен.

Через язык мы общаемся, получаем всю информацию по интересующим вопросам, узнаем прошлое народа и его чаяния в настоящем. По мере развития цивилизации он развивается и обновляется. Язык человеческий- это посланник из прошлого в будущее. Ведь благодаря языку мы узнаем о традициях и культуре народа, о главных человеческих ценностях, которые являются основой для выживания и развития духовности общества в целом.

Значение языка в жизни человека переоценить невозможно. Это духовная плоть любой нации, предмет гордости и радости. Любой язык диктует свои правила жизни, так как является очень сложной и гармоничной субстанцией, вполне одушевленной и гибкой. Каждый из нас говорит на родном языке и даже не задумывается, насколько уникальна и многогранна возможность общения, так как на заре человечества первые люди не могли общаться, и разговорная речь сводилась к изданию определённых звуков.

Язык бережно несет культуру из поколения в поколение, оберегает от ошибок свой народ, хранит и чтит свою историю, являясь голосом тех, кто жил задолго до нас. Заставьте человека забыть свой язык, и он затеряется в разноголосом мире, полном чуждых ему по культуре людей. Заставьте народ забыть свой язык, и исчезнет огромная самобытная цивилизация, которая жила в веках, радуясь и горюя, оставляя свои песни, передавая заветы старших.

Язык –это лицо народа, обращенное в светлое будущее, лицо, дружелюбно обращенное и к другим народам. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту и уникальность нашего языка, мы стремимся сохранить свое лицо. Невозможно идти путем цивилизации и культуры без заботы о собственном языке. Он дан нам по праву рождения. Мы не выбираем кем родиться — это определено свыше. Но мы можем выбрать свой жизненный путь, который невозможен без осознания уникальности обладания таким средством общения и сплочения, как язык.

Важность изучения родного языка

Куприн как-то сказал: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Вникая в смысл этих слов, понимаешь, что отказываясь от изучения родного языка или заменяя его на неродной, ты в чем-то предаёшь свою историю и отрекаешься от своих корней. Ведь родной язык, который есть у каждого народа, несёт в себе код нации, культуры, идентичности.

И чиновники должны отчётливо понимать, что вводя ограничения на изучение родного языка в том или ином регионе, она становится ответственной за его будущее. Умрет язык — умрет и культура, а за ней и вся нация в целом.

  • Свободная тема
  • Произведение: Сочинение на тему «Язык – это путь цивилизации и культуры»
  • Это сочинение списано 19 899 раз

Язык является отличительной чертой каждого народа. Русский язык необходимо изучать и беречь, так как он является важной частью развития цивилизации. Культура русского общества невозможна без знания и понимания родного языка.

Русский – самый богатый и живой язык. Его изучение иногда ставит людей из других стран в тупик. Огромное количество слов, оборотов и понятий требуют не только сухого выучивания слов и правил, но и частой практики. Одно и то же слово может означать совершенно разные вещи (плохое или хорошее, оскорбление или похвалу и т.д.).

Чтобы русский язык не потерял своей значимости, людям необходимо постоянно повышать свой уровень грамотности. Этим вопросом заинтересовываются все больше людей, и это радует. Язык – это сила своего народа, его мощь и поддержка.

Изучение русского языка другими странами имеет важное значение для России. Таким образом наша страна повышает свой авторитет в глазах иностранцев. Культура русского языка вызывает интерес. Гости нашей страны не перестают удивляться разносторонности и богатству русской речи.

Александр Куприн много внимания уделял значению языка для народа. Этот писатель восхищался его богатством. Куприн создал немало цитат, которые интересно описывают русский язык, раскрывают его особенности. По Куприну русский язык является выразительным, гибким, ловким и вместительным. Он считал, что сохранение языка – это необходимость и задача каждого русского человека.

Сейчас особенно важно задаться вопросом сохранения родного языка, так как в нашу речь входит все больше иностранных слов. Конечно, от этого русский язык не становится беднее, даже наоборот. Однако необходимо уделять большое внимание культуре речи, чтобы никакие новые введения не смогли затмить собой величие русского языка.

Посмотрите эти сочинения

  • Сочинение на тему «О чем шептались осенние листья» Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот
  • Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50
  • Сочинение на тему «Моя родина — Беларусь» Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке.
  • Сочинение про рябину Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её
  • Почему я выбрала профессию повара? (сочинение) Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек — совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня — область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки — одно их
  • Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна — самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи — Россия все равно
  • Сочинение по пословице «Язык мой – друг мой» Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Ученье свет, а неученье – тьма» С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к
  • Сочинение про интернет на русском языке Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но
  • Сочинение на тему «Имя существительное» Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия
  • Сочинение на тему «Что такое мир?» Что такое мир? Жить в мире — это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и
  • Сочинение «Про бабушку» Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру — разносить
  • Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?» Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема,
  • Сочинение на тему «Зачем человеку нужен язык?» С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели –
  • Сочинение на тему «ВОВ 1941-1945» Был прекрасный день — 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть — началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни
  • Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области,
  • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?» Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие
  • Сочинение-рассуждение на тему «Мой дом – моя крепость» Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну
  • Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века — это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого «издательского бума» в области поэзии не было никогда ни до, ни после. «Визитные карточки» этого времени — Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь
  • Сочинение-рассуждение на тему «Чтение – вот лучшее учение!» Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение — вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных

Проблемы коренных языков народов России

  • Из 156 языков коренных народов 137 находятся под угрозой исчезновения
  • 49 – языки, находящиеся под угрозой исчезновения (дети не учатся языку дома)
  • 29 – языки в серьезной опасности (на языке говорит старшее поколение, при этом родители могут его понимать, но не общаются между собой или с детьми)
  • 22 – языки в критическом состоянии (самыми молодыми носителями являются бабушки и дедушки, при этом говорят на нем не регулярно и частично)
  • 20 из них – языки, чье положение вызывает опасение (дети говорят на языке, но в основном дома)
  • 15 – Исчезнувшие языки (носителей языка не осталось)

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Бунин

Сейчас уже совершенно очевидно каждому думающему и неравнодушному к своей стране человеку, что мы живем во время всеобщего культурного обнищания и бедности духа, во время, когда рынок не считается с культурой, если она не коммерческая и не приносит прямую финансовую прибыль.

Ситуация в начале прошлого века в России во многом была сходна с нынешней. И начало XX века, и начало XXI — суть явления одного порядка. На переломе любых эпох особенно ощущается надлом, повреждение некой культурной целостности стран. Вот так и в России: культурная перезрелость, которая проявилась в хаотичном плюрализме творческих процессов, породила на редкость примитивную культуру. И совершенно правы те современные ученые, которые считают, что слишком разнообразная и разноликая культура — верный путь к угасанию истинного культурного творчества, путь к исчезновению живой души из культуры и превращение ее в бесконечную игру духовно неприкаянных и болезненных форм.

На фоне этой ситуации уже ставшее часто употребляемым слово индифферентность (от лат. indifferentis — безразличный), равнодушие, безучастность, — отражает наиболее гибельное состояние современного духа. Духовно-нравственная индифферентность пострашнее терроризма, голода, стихийных бедствий. А поскольку разрушена ценностная иерархия в среде нашего народа, это самое безразличие современного читателя приводит к творческой вседозволенности автора, для которого мотив самовыражения, помноженный на коммерческую выгоду, является основным. Диагноз современной культуры — болезнь переизбытка текстов при отсутствии главных текстов.

Фото: omactiv.md

Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются дети — наше будущее, наша опора: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. А язык, как известно — это душа народа. Всех неравнодушных людей сегодня в той или иной степени волнуют проблемы экологии. Как правило, речь идет о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, полей и лесов. Академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии духовной культуры. И если во все времена существовала проблема экологии языка, то в наше время эта проблема, бесспорно, подошла к своей критической отметке. Немного этимологии для конкретизации определения. Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos и logos. Первая часть означает дом, родина, отсюда и более широкое современное значение: среда обитания. Вторая часть многозначна, обозначает: слово, понятие, мысль, определение, речь, учение. Экология может трактоваться как домостроительство, как родное слово, домашняя речь или словесная (языковая) среда обитания. Действительно, человек живет и работает, взаимодействуя с другими людьми в определенной языковой среде. Мы пользуемся, «дышим» результатами нашей речевой деятельности. Народ — среда обитания языка. А язык — незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, мощнейший фактор единения, консолидации нации.

Можно без преувеличения сказать, что личностные качества человека есть суммарный результат качеств той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает. Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды.

Фото: tildacdn.com

Педагогам, ученым, просто неравнодушным и совестливым людям необходимо осознать, что сейчас Россия ведет тяжелейшую борьбу за сохранение своей идентичности. Россия — не Запад и не Восток, а особая цивилизация. Но сейчас, увы, она дальше от этой цели, чем когда бы то ни было. Нас буквально растворяет чуждый нам образ жизни. И поистине страшно, что превращение великого народа в массу материально озабоченных индивидов произошло за каких-то 15 лет глобализации.

В одном из докладов заместитель главы Всемирного Русского народного Собора В. Ганичев сказал хорошую фразу: «У России во все времена была задача перед всем миром — задача сохранения на планете культурного слоя». И еще: «Если государство желает выжить, оно неизбежно вынуждено будет строить свою жизнь на культурном слое высокого образца, не потакая низменному рыночному, создавая издательства с государственной поддержкой лучших писателей, пропагандируя и поддерживая классическую музыку, школу национального пения, художественный реализм в искусстве». Но с помощью чего, каких орудий и инструментов наша нация может строить и охранять культуру от воинственного невежества?

Этот инструмент — родной великий русский язык, «священная духовная скрепа русской цивилизации» (В. Ганичев), без которой нас просто не было бы, этот «язык-мост», «сакральное удерживающее начало», язык собирания и взаимного культурного обогащения.

И все-таки кто-то может задать вопрос: но почему язык, да еще русский? И задать этот вопрос будет иметь полное право в современной ситуации, когда на рыночном и образовательном поле современной российской жизни над родным языком довлеют другие языки.

Доктор исторических наук Н. А. Нарочницкая рассказывала в одном интервью, что прожила и проработала в Америке восемь лет и именно так стала убежденным славянофилом, глядя на стерильное мышление американцев, удивительное упрощение ими общей картины мира. Такая заземленность и рациональность, которую организовало американское общество, считает историк, ведет к дебилизации людей. И как писал один американский философ: «Я вижу перед собой огромные толпы людей, суетящихся и тратящих время в мелких радостях, в мелких и пустых занятиях, а над всем этим возвышается всевидящая власть, которая заботится об удовлетворении каждой потребности, но идеологически удерживает сознание в младенческом состоянии». Н.А.Нарочницкая делает верный вывод, что таким образом «создаются порабощенные нации, не способные анализировать свое прошлое, настоящее и будущее, а значит, не способные осознать ни свои национальные интересы, ни ценность исторического бытия своего народа». Так почему русский язык? Потому что именно в России сейчас решается, каким будет будущее не только для русского народа, не только для Православия, но и для Европы как явления мировой культуры, об упадке которой говорят европейские интеллектуалы, немецкие философы. Потому что русский народ наиболее пассионарен во всей европейской цивилизации, и поэтому наша страна единственная, где идет еще спор по главным вопросам: «Для чего пришли в этот мир? Что нужно сделать, чтобы мой ближний перестал так страдать? Что оставим после себя?» А если такие вопросы задаются, значит дух народа еще жив. И пока это так — Господь будет продлевать наши дни и мир найдет силы преодолеть демографические, геополитические и духовные вызовы нашего времени. Действительно, научимся ли мы мерить собственную жизнь своим, а не чужим аршином, сможем ли преодолеть комплекс культурной неполноценности? Только вдумайтесь: Соедененные Штаты моложе нашего Большого театра, но сколько национальной гордости за свою державу у американцев, как любят они говорить о своей «истории» и великих достижениях! А мы забываем, что за нашими плечами пласты высочайшей духовности и святости предков, величайшие победы, которые и не снились американским завоевателям. Трудно себе представить, какой бы национальный подъем испытали западные соседи, будь не у нас, а у них национальным достоянием гении Пушкина, Достоевского, Гоголя, Лермонтова, Есенина… Недаром говорят, что русский язык — язык Пушкина, а если еще вдуматься, что у того же Пушкина в роду 12 святых по прямой линии и 20 — по боковым… Недаром писатель И. Шмелев советовал нам из далекой эмиграции читать Пушкина и Евангелие — не просто книги, но кладези чистейшего языка и Духа.

В одной своей проповеди 1945-го года святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время уже выдающийся врач и хирург, ученый, автор многих научных трудов по медицине, сказал: «Надо вам знать, что сила человеческого слова огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно…ибо в слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви, или, напротив, богопротивная энергия зла. Это знают все физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих не теряется. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех…Если царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и физическом отношении».

Интересное наблюдение сделал писатель Василий (Фазиль) Ирзабеков и изложил в своей книге «Тайна русского слова», человек, истинно болеющий за весь тот беспредел, который совершается с нашим родным языком. Он отметил, что мы редко задумываемся, что обозначает привычное для нас словосочетание Святая Русь. «Мы произносим его как нечто само собой разумеющееся — а почему, собственно? Приходилось ли вам слышать о святом Казахстане, святой Эстонии, Америке, Франции, Китае, Мадагаскаре, Австралии? Можно продолжать этот ряд бесконечно долго, не находя убедительного разъяснения загадочному феномену». И действительно: Россия среди всех стран страна особая. Только русский человек не мыслил себе без Бога подлинной жизни. И хотя во все времена во всех государствах люди отдавали жизнь свою за родную землю, Россия среди них все равно страна особая, ведь во все времена идущие на нее войной шли против Христа, образ которого пусть незримо, но все же пребывает в сердце каждого русского человека. Без таинственного сплетения двух начал: русского языка и православной веры русскому человеку состояться невозможно. И о том, что происходит с русским человеком, отлученным от этих двух начал, и про которого с болью воскликнул когда-то Достоевский: «Русский человек без Бога — дрянь», свидетельствует вся наша национальная история.

И именно поэтому нам сейчас очень важно проторить свою личную тропинку в православный храм, где национальная идея имеет место быть уже третье тысячелетие. Не случайно для истинно верующего человека так святы эти понятия: вера, Родина, семья. А о какой еще национальной идее может идти речь? Действительно, мы порой не замечаем, каким сокровищем обладаем. А вот иностранцы, изучающие наш язык, способны подмечать это. В частности, один епископ, европеец, сказал, что мы, русские, очень счастливые люди:

«Слова вашего языка творили святые. Слова эти свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие».

Но вот не в пример остальным народам мы мало бережем это свое сокровище. Мы, похоже, до конца не осознали, какими кладезями владеем, как сказочно богаты благодаря нашему языку! Не понимаем также, что эти кладези, увы, исчерпаемы, потому что по духовным законам отнимается то, что не ценится. И нам, живущим сейчас в доселе невиданной духовной оккупации, просто не простят наши потомки, если мы не попытаемся хотя бы сохранить, не говорю теперь преумножить, — наше сокровище: великий Русский Язык!

Общее направление к спасению нашего языка, а значит, и нашего народа, и, наверное, человечества в том, чтобы найти противодействие поверхностному восприятию слова. Найти путь к слову, сохранившему первородный смысл, к слову, вмещающему исторический опыт поколений, освящённому личностным, сердечным движением к Истине.

Успешное решение этих задач будет напрямую зависеть от того, как эти вопросы впишутся в духовно-нравственные параметры самобытной цивилизации, которую представляют из себя Россия и весь русский мир.

Самобытность русского национального характера, исходит из утверждения, что Россия — это живой единый организм: географический, стратегический, религиозный, языковой, культурный, правовой, государственный, хозяйственный и антропологический. И. А. Ильин определяет сущность русской идеи как свободную и предметную созерцающую любовь и определяющуюся этим жизнь и культуру. Задача русского народа — «следовать этой идее со всей своей творческой силой, беречь свою духовную природу, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами». При этом он утверждает, что другой народ, находясь в географическом и историческом положении русского народа, был бы вынужден идти тем же самым путем.

Что же сейчас происходит с русским языком? Засилье варваризмов, повальная замена родных слов иностранными, чем нам, по сути, методично вбивают в подсознание мысль о том, что наш-де национальный язык не поспевает за стремительно развивающейся цивилизацией. В российских фитнес-центрах вы не услышите русских мелодий, и многим даже в голову не придет вопрос: а, собственно, почему? Почему учителя и родители не говорят своим детям, что мат — это хула на собственную мать и на Богородицу, которая своим омофором в период неистовства тевтонцев и фашистов покрывала наш народ? Неужели никто не знает об этом? Я застала еще то время, примерно в середине 80-х, когда в электричке мужчина призвал извиниться группу развязных молодцев, выражавшихся на весь вагон. Он сказал: «Как же вам не стыдно перед женщинами и детьми!» И этим ребятам стало действительно стыдно. Как давно, кажется, это было и как было бы здорово, если бы все мы и в самом деле испытывали шок, услышав матерную ругань.

Данные примеры являются малой толикой в современном океане речевой вседозволенности, и как важно нам осознать сейчас весь ужас того, что делают с нашим языком, а мы идем на поводу или даже помогаем в этой разрушительной работе. Нам, терпящим одно за другим поражения в стремительно сужающемся геополитическом и духовном пространстве. Нам, стремительно уменьшающимся в своей численности, задыхающимся от табачного дыма и спиртового перегара. Нам надлежит, наконец, осознать, что русский язык — один из последних форпостов нашего народа и на русскую нацию по-прежнему возложена высокая миссия. Слова А. Ахматовой: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово… И внукам дадим, и от плена спасем…» обращены непосредственно к нашему поколению. Все отныне будет зависеть от личного мужества каждого из нас и желания сохранять наш бесценный дар — русское слово. Мы многим обязаны нашему языку. Не будем же иванами, не помнящими родства, ибо есть стойкое ощущение того, что именно русский язык сегодня — арена идеологической борьбы за будущее России, и недалек тот час, когда борьба за чистоту русской речи будет сродни исповеданию своей веры.

Теги: День славянской письменности и культуры русский язык словесность литература

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *