Юлианский календарь это какой стиль

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь.
Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот.
Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

Юлианский и григорианский календари

Дата Век Рассчитать Юлианский календарь Григорианский календарь save Сохранить extension Виджет

ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь с 13 на 14 января 2019 года отмечается старый Новый год (или Новый год по юлианскому календарю) — праздник, который появился в России в результате календарной реформы 1918 года. До введения григорианского календаря (так называемый новый стиль) на эти дни приходились даты 31 декабря и 1 января. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку про историю и традиции праздника.

История возникновения праздника

В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось в разные периоды на дни зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), весеннего равноденствия (22 марта) или первого весеннего полнолуния. После крещения 988 года была принята византийская система летоисчисления «от сотворения мира», или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века.

В 1492 году (или в 7000 году от сотворения мира) указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь.

В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годами. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.

29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений — 1 сентября.

К ХХ веку календарь России на 13 суток отстал от европейского. Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в стране григорианского календаря. Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 года. Летоисчисление по новому календарю стали называть «новым стилем», а по юлианскому — «старым». Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, таким образом разница между «старым» и «новым» стилями составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю.

С тех пор в России, как и в большинстве других стран, Новый год встречают 1 января по григорианскому стилю. Прежняя дата (1 января по юлианскому календарю) сдвинулась на 14 января. Так возник новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и в начале 2100-х годов достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января.

Традиции праздника

Новый год по новому стилю (1 января) приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому некоторые верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января.

14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.). По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

Где еще встречают праздник

Традиция встречать старый Новый год сохранилась в бывших советских республиках, а также в Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Румынии. В Сербии праздник носит название «Сербский Новый год» или «Малое Рождество», в Черногории — «Правильный Новый Год», в Греции отмечается день святого Василия.

Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года (например, в Аппенцелле празднуют день святого Сильвестра), а также в некоторых валлийских общинах Великобритании.

Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю (незначительно отличается от юлианского). Праздник у берберов носит название Еннаер (Yennayer), известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Средневековый астрономический манускрипт Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

24 сентября (11 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 16-й седмицы по Пятидесятнице (то есть шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поимённо угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Преподобная Феодора Александрийская. Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской, совершённому несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжёлые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет её приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по её молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после её блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда её бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя её настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

* * *

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Эти русские святые XIV века были основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который наряду с Соловецкой обителью стал духовным центром Русского Севера, местом, где особенно ярко отразилась русская святость. Подробнее об этих великих христианских подвижниках и основанном ими монастыре вы можете узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

* * *

Преподобный Силуан Афонский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Силуан Афонский. В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году.

В юности будущий старец был простым крестьянином Семёном Антоновым. Он был наделён недюжинной силой и часто не знал, куда её деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». И понял Семён, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привёл его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни: 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нёс своё первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души ещё молодого инока. В церкви пророка Ильи, направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда всё существо его наполнилось огнём благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».

* * *

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их. Святой Димитрий был знатного рода и в I веке являлся правителем города Скепсии в местности Геллеспонт. Однажды святой Корнилий Сотник, бывший язычник, обращённый ко Христу самим первоверховным апостолом Петром, пришёл в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам. Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъярённые язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия. Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе девяти тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визаде местный главный волхв пытался заставить её отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 года от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский. Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свои кротость и послушание. Сам Господь ещё при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушёл из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Преподобный Евфросин Палестинский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские). Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942). Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновке Харьковской епархии. Именно у него молился царь Пётр I накануне Полтавской битвы 1709 года, которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

* * *

Поздравляем всех православных христиан с днём этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату;
для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Конвертер дат
Григорианские даты
Юлианский календарь
Римский календарь
Месяцы календаря
Числа месяца
Дни недели
Зачем новый стиль?
Процесс перехода
Разница дат
Религии и календарь
Правила пересчета дат
Ошибки пересчета дат
Правила перевода
Также по этой теме:
Узнать дату пасхи

Григорианский календарь («новый стиль»)

Введен в 1582 г. н.э. папой Григорием XIII для того, чтобы день весеннего равноденствия не «сползал» к лету, а соответствовал определенному дню (21 марта). По этому дню определяется дата пасхи, правильность определения которой очень важна для церкви .

Для более точного приближения к реальной длине года — годы, номер которых кратен 100 приняты невисокосными (кроме кратных 400); К примеру 2000 год был високосный, а 1900 был невисокосный.

Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов.

Внимание!
В нашем конвертере возможно преобразование вплоть до 2400 г.

Юлианский календарь («старый стиль»)

Введен в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным изначально являлся каждый третий год. Неверное число високосных годов снова привело к накоплению ошибок, поэтому это правило было исправлено императором Августом: с 8 г. до н.э. и до 8 г. н.э. дополнительные дни високосных годов пропускались, а после этого високосными годами стали каждый четвертый год.

Внимание!
В нашем конвертере более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.

Римская версия юлианского календаря

Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.

Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — 753/754 г. до н.э.

Внимание!
В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.

Названия месяцев

Бог времени — Янус двуликий и Майя — богиня плодородной земли

Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта. Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:

Числа месяца

Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.

Дни недели

Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon (Луна)
2 Tuesday dies Martis Mars (Марс)
3 Wednesday dies Mercurii Mercury (Меркурий)
4 Thursday dies Iovis Jupiter (Юпитер)
5 Friday dies Veneris Venus (Венера)
6 Saturday dies Saturni Saturn (Сатурн)
7 Sunday dies Solis The Sun (Солнце)

Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).

Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби.
(с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm

Зачем ввели новый стиль?

Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к реальной длительности года. С течением веков постепенно смещались астрономические дни к которым привязывались сельскохозяйственные работы и религиозные праздники: весеннее и осеннее равноденствие и т.п.

Римский папа Григорий XIII

Главным поводом к вмешательству папы римского и принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория XIII уточнение календаря уже пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

  • новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки;
  • в новом календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
    1. номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
    2. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
    3. модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
  • С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более, на трое суток каждые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь в 1584 году, местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.

В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летосчисление в результате их присоединения к другим государствам.

В Британии, перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года пришлось сдвигать дату вперёд уже не на 10, а на 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день. После 2-го сразу наступило 14 сентября. Подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше. В стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!», который присутствует в частности на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом. Временами вспыхивали бунты, иногда приводившие к жертвам, например, в Бристоле.

Гравюра Уильяма Хогарта с лозунгом «Верните нам наши одиннадцать дней!», 1755.

Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате «новый финансовый год» в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.

В Швеции решили переходить на новый календарь постепенно, отменяя високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным и решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта.

Разница дат юлианского и григорианского календарей

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

Некоторые страны переходили на новый стиль частями, например различные кантоны Швейцарии принимали реформу календаря на протяжении почти 120 лет!

Революционная Франция вводила свой календарь, «республиканский» с летоисчислением от революции 1792 года. Он также был на основе григорианского, но со своими особенностями. В этом календаре недели стали декадами, по 10 дней в декаде. Месяц состоял из трех декад. Год состоял из 12 месяцев и 5 внемесячных праздничных дней (6 в високосный год).

Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске после её продажи Россией, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.

В 1872 году решение о переходе с традиционного (лунно-солнечного) календаря на григорианский приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года Мэйдзи» стало 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, в официальных документах одновременно продолжает использоваться система нэнго. Например, год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 — Тайсё 1, 1926 — Сёва 1, 1989 — Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летосчисление от Рождества Христова по «западному календарю» (seireki), ставший в течение XX века в Японии основным.

Корея приняла григорианский календарь 1 января 1896 года. Хотя согласно принятому календарю установилась верная нумерация месяцев и дней, но ещё в продолжении 1895—1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон. Затем применялись отсчеты лет от различных исторических событий, пока с 1962 года не установился отсчет лет идентичный григорианскому календарю. В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», в основе которого лежат правила григорианского календаря, но началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.

Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым как в дружественном Китаю СССР, так и на Западе.

В России (на территории, находившейся под контролем Советов) григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января последует 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года.

Позднее в СССР установилась практика вести летоисчисление от революции 1917 года (к примеру 1987 год был «70-й год ВОСР»), но основным календарем оставался григорианский, словосочетание «от рождества Христова» было заменено на «нашей эры» или «до нашей эры».

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году. До сих пор не перешли на григорианский календарь лишь Эфиопия и Таиланд.

Религии

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской, приняло похожий на григорианский «новоюлианский» календарь, более точный и совпадающий с григорианским до 2800 года.

Также григорианский календарь был введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.

Патриарх Тихон

Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми приходами, вызвало смятение у многих иерархов церкви, что было излишне в это сложное время, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.

Какие бывают ошибки пересчета дат?

  1. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
  2. Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков.
    Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
    Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
    • Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
    • День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);
    Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
    • День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
    • День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);
  3. Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).

Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:

  • Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
  • Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
  • Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
  • В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *