Юлианскому календарю

Весь западный мир давно перешел на грегорианский календарь. Православная Церковь придерживается юлианского. Оправданна ли такая позиция? По этому поводу идут острые споры. Проблему комментирует физик, математик, философ Виктор ТРОСТНИКОВ.

Часто можно услышать, что юлианский календарь — единственно правильный, что это какой-то исконный сакральный календарь. Конечно , все это — плоды астрономического невежества. Что такое календарь? Календарь — это система счисления времени. Человек живет не только в пространстве, но и во времени, он должен иметь какие-то временные координаты наперед и в прошлое. Это счисление должно учитывать — и это необходимое требование — два природных цикла: суточный — ночь-день и цикл годичный, или климатический, упрощенно говоря, лето-зима. Мы знаем четыре времени года, но упрощенно можно говорить о двух сезонах. Летний, который начинается с весеннего равноденствия и кончается осенним равноденствием, и зимний — с осеннего равноденствия до весеннего. Таким образом, весеннее равноденствие — это начало лета. Если мы хотим вписаться в природный климатический цикл, мы должны создать такой календарь, который не отпускает далеко дату начала лета от действительного начала лета. Согласовать это с природным движением, т. е. с движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена под углом 22 градуса к вертикали. То она более подставляет Солнцу Северное полушарие, и тогда там лето. То она другой стороной отклоняется от Солнца, и тогда более обогревается Южное полушарие, а в Северном наступает зима. Климатический год есть период между двумя последовательными равноденствиями, от одного весеннего, скажем равноденствия, до следующего. Он играет огромную роль в жизни всей природы, эта цикличность сказывается и на человеке, и на всем живом. Поэтому календарь должен это учитывать. Но ведь какая досада: за период между двумя равноденствиями проходит не целое число суток. То есть пока Земля оборачивается вокруг Солнца и попадает в ту же точку весеннего равноденствия, вокруг своей оси Земля совершает не целое число оборотов. А именно: пока Земля проходит вокруг Солнца — совершает климатический цикл, за это время вокруг своей оси она совершает 365 оборотов плюс еще примерно четверть оборота. Да и с чего бы природа должна была синхронизовать эти циклы, для этого никаких оснований нет, это не связанные между собой вещи. Если бы даже при сотворении Господь установил такую точную кратность, то она все равно бы «съехала», так как вращение Земли вокруг своей оси замедляется из-за влияния Луны, как это известно из физики и астрономии. Бог, который Сам и предпослал законы физики и материи, не может их отменить, да и не было у Него такой цели. Бог дал законы астрономии, тяготения и проч, и пусть человек к ним приспосабливается, а календарь — человеческое изобретение, совершенно условная вещь, он введен для удобства и не имеет какого-то абсолютного значения.

Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский.

Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.

Но православный мир этой прибавки не принял, потому что за долгое время пользования юлианским календарем нагрузил его сакральным содержанием — святцами, а главное — пасхалией. И менять все это считали кощунством. Кто же был прав? Арбитром тут может служить только пасхалия. Праздновать память святым по новому стилю легко привыкнуть, а изменить составленное на 7980 лет вперед расписание Пасхи гораздо болезненнее. В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора! То есть нам пришлось бы сказать, что юлианское счисление неправильное, если бы не одно поразительное обстоятельство. Святой огонь в храме Воскресения в Иерусалиме нисходит на православную «неправильную» Пасху, а не на «правильную» католическую.

Как видим, все дело в вере. Христос сказал, что вера может сдвинуть гору с места. Оказывается, что она может сдвинуть с места и весеннее равноденствие.

Какое нам дело до астрономического солнца — всего лишь раскаленного камня, — когда у нас есть Солнце правды — Иисус Христос!

Пасха — событие не астрономическое

Как определяется день празднования Пасхи? Принцип расчета, принятый на Никейском соборе в 325 году, объясняет священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик Николо-Кузнецкого храма (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.

— Почему на Никейском соборе был поставлен вопрос о пасхалии? Потому что до него в разных концах империи Пасху праздновали в разное время. В малоазиатских Церквах, например, тогда, когда мы отмечаем Чистый четверг, Тайную Вечерю, 14 нисана по еврейскому календарю. Но поскольку Церковь на тот момент в империи стала единой, решили праздновать Пасху все вместе — в ближайшее воскресенье после полнолуния, которое идет за весенним равноденствием по юлианскому календарю. (По дополнительному условию, если это воскресенье совпадет с иудейской Пасхой, христианскую передвигают на неделю дальше.) Почему привязали Пасху к юлианскому календарю? Он оказался очень удобным в отличие от других календарей — лунного, солнечного, звездного и т. д. Он как бы промежуточный между этими календарями, сочетает и лунный, и солнечный циклы и обладает хорошей периодичностью. Раз в 28 лет даты в нем совпадают с днями недели, а раз в 19 лет — с фазами луны. По нему легко рассчитать, когда случилось то или иное событие в прошлом. Скажем, в историческом источнике написано: когда при императоре Феодосии I произошла такая-то битва, было лунное затмение и был четверг. В каком году это случилось? Чтобы произвести подобный расчет, даже григорианцы сейчас переходят на юлианский календарь, с помощью которого это делается мгновенно.

Да, весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием, но точно оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Реально точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она плавает, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново.

Привязка к весеннему равноденствию возникла потому, что события Воскресения Христова происходили на еврейскую Пасху, а Пасха в древнем Израиле была связана с посевной кампанией. И календарная реформа папы Григория XIII была вызвана тем, что он хотел праздник удержать в пределах ветхозаветной традиции, которая соотносила его с днями урожая. Католики испугались, что через тысячи лет Пасха будет служиться осенью, и решили, изменив календарь, привязать Пасху к весне. Но и по юлианскому календарю мы из весны выйдем не скоро, а, может быть, и вообще не выйдем, если до этого случится Второе Пришествие. И главное, мы же во время Пасхи празднуем не биографическое событие, не день рождения — эти земные привязки для религиозной жизни не имеют большого значения. Что и подтверждает, в частности, схождение Благодатного огня.

Когда ввели Юлианский календарь

Этот календарь разработали александрийские астрономы по указу императора Юлия Цезаря, в честь которого и назвали. Календарь ввели в Римской империи 1 января 45 года до нашей эры, чтобы заменить старый римский календарь.

В России Юлианский календарь ввели только в 1700 году. В наши дни этот календарь называют старым стилем, потому что в 1918 году ему на смену пришел Григорианский календарь.

Суть Юлианского календаря

До Юлианского календаря существовал римский календарь, который состоял из 12 месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина «тропического»года, иногда после 23 февраля добавляли дополнительный месяц. Такое решение принимал понтифик, пишет wiki.

Когда Цезарь пришел к власти, календарные даты заметно отличались от ожидаемых времен года. Поэтому в 46 году до нашей эры Цезарь провел календарную реформу, чтобы восстановить «ход времени» и избежать подобных проблем в будущем.

После проведенных изменений год «вырос» до 365 дней, но раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день.

Почему Юлианский календарь сменили на Григорианский

В юлианском календаре 365 дней, каждые четыре года добавляется один дополнительный день. Поэтому средняя продолжительность юлианского года — 365,25 дней. Это больше продолжительности тропического (солнечного) года на 11 минут и 15 секунд.

Календарь. СС0

Это привело к тому, что каждые 128 лет накапливался лишний день. Из-за этого Рождество, которое первоначально совпадало с зимним солнцестоянием, постепенно сдвинулось в сторону весны. Из-за смещения дня весеннего равноденствия возникали проблемы с отсчетом Пасхи. .

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря, который получил название Григорианский. В нем уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта пропустили 10 дней, и в 1582 году после 4 октября наступило 15 октября.

К середине 20 века почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России его ввели после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, поправка составила 13 суток, пишет calend.ru.

Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)

Характеристика

В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.

Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.

Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.

История

Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э.. Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь. Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).

Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года. Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н. календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений. В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.

Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей

  • Константинопольская Православная Церковь:
    • отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой)
  • Александрийская Православная Церковь:
    • отказ в 1926 году
  • Антиохийская Православная Церковь:
    • отказ в 1948 году
  • Иерусалимская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
  • Русская Православная Церковь:
    • отказ 2 октября 1923 года
    • возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия «нового стиля» большинством верующих
  • Грузинская Православная Церковь:
    • отказ в 1928 году
    • возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
  • Сербская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
  • Румынская Православная Церковь:
    • отказ в 1924 году
  • Болгарская Православная Церковь:
    • отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), «в экуменических целях»
  • Кипрская Православная Церковь
  • Элладская Православная Церковь:
    • отказ в марте 1923 года
  • Албанская Православная Церковь
  • Польская Православная Церковь:
    • отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
    • возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) «в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих» . При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
  • Чехословацкая Православная Церковь
  • Православная Церковь в Америке:
    • отказ в 1970-х годах , при позволении отдельным епархиям и приходам сохранять юлианский календарь

В современном церковном использовании

Ныне юлианский календарь используется:

  • Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
  • Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
  • В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
  • В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
  • Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.

Использованные материалы

  • «2. Христианский календарь», Тондеринг Клаус, Часто задаваемые вопросы о календарях:

Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль»,

Еще раз о Юлианском календаре: наука и мифы

Прежде всего, следует четко определить место и роль календаря в жизни людей. Это далеко не только «система исчисления больших промежутков времени». Как свидетельствует история, с древнейших времен календарь является основой того сложного культурно-религиозного комплекса, который в наше время принято называть традицией. Все древние календари теснейшим образом были вплетены в культовые практики местных религий и носили тем самым сакральный характер. Любые изменения календарной системы тем или иным образом вытекали из радикальных изменения в традиции, обычно являвшихся следствием политических потрясений. И здесь мы видим еще одно важнейшее предназначение календаря: с самой глубокой древности он служит средством культурно-политической консолидации и интеграции.
Характерно, что унификация того или иного календаря и его распространение на всё более широкие регионы далеко не всегда были следствием прямого политического давления государств имперского типа. Аналогичные процессы протекали и в ходе так называемой культурной экспансии, когда региональные традиции становились жертвой набиравшей силу доминирующей культуры. Так было с вавилонским лунно-солнечным календарем, распространившимся в свое время по всему Ближнему Востоку (кроме – что характерно – Египта); так было с китайской календарной системой, до сих пор господствующей во всех странах Дальнего Востока. При этом «точность» господствующей календарной системы – то есть ее соответствие астрономическим реалиям – вовсе не была ее обязательным качеством.
Так, римский юлианский солнечный календарь, распространившийся в имперскую эпоху от Испании и Британии до Египта и Месопотамии, по многим параметрам уступал и вавилонско-иудейскому, и греко-македонским календарям. Достаточно напомнить, что римский календарь совершенно не учитывал движения Луны – одного из библейских «великих светил», чье влияние на биосферные процессы и занятия человека трудно переоценить. Христианская пасхалия, формировавшаяся в эпоху римского господства в Средиземноморье, должна была оптимальным образом совместить практическое удобство юлианского солнечного года с библейским лунно-солнечным календарем, по которому справлялась Пасха.
С математической точки зрения календарь представляет собой уравнение между тремя основными астрономическими периодами: а) вращения Земли вокруг своей оси (1 сутки); б) вращения Луны вокруг Земли (сидерический месяц, определяющий наблюдаемые фазы луны, равен 29,5306 сут.); в) вращения Земли вокруг Солнца (тропический год, определяющий сезонные явления, равен 365,2422 сут.). Эти три цикла не связаны между собой целочисленными соотношениями, что сводит построение календаря к поиску такой системы вставки добавочных дней и месяцев, в которой точность сочеталась бы с практичностью. Для удобства пользования календарь должен иметь относительно короткий период и строгую и понятную систему интеркаляции.
Основные типы лунно-солнечных календарных циклов были разработаны уже в античности. Это:
– 8-летний цикл:
8л = (8×12+3=) 99м = (96×29,5+3×30=) 2922д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5152д
– 19-летний цикл Метона:
19л = (19×12+7=) 235м = (228×29,5+7×30+4=) 6940д; средний год 365,2632д, средний месяц 29,5319д
– 76-летний цикл Калиппа:
76л = (4×235=) 940м = (4×6940-1=76×365¼=) 27759д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.
– 304-летний цикл Гиппарха:
304л = (16×235 =) 3760м = (4×27759-1 =) 111035д; средний год 365,2467д, средний месяц 29,5306д
При создании христианской пасхалии за основу вначале был взят 8-летний цикл, который затем был преобразован в 84-летний:
– 84л = (84×12+31=) 1039м = (84×(12×29½+¼)+31×30-6=) 30681д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5294д.
Но настоящим шедевром математической мысли стала пасхалия на основе 19-летнего цикла, наложенного на юлианский год и в результате достигшая точности Калиппова цикла:
– 19л = (19×12+7=) 235м = (19×12×(29,5+¼)+7×30-1 = 19×365¼ =) 6939¾д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.
Эту пасхалию изобрел, по всей видимости, александрийский ученый Анатолий, впоследствии епископ Лаодикийский, во 2-й половине III в. Впоследствии пасхалия Анатолия была преобразована в александрийскую пасхалию – ту самую, по которой тысячу лет (с VI по XVI в.) жил весь христианский мир и которой Православные Церкви пользуется до сих пор. Важно понимать, что с математической точки зрения александрийская пасхалия неотторжима от юлианского календаря.
Вопрос об унификация христианского календаря был поставлен сразу же после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Св. император Константин проявил острый интерес к календарной проблеме, т.к. считал недопустимым, чтобы христиане в разных частях государства справляли свой главный праздник в разное время. Таким образом, и здесь мы встречаемся прежде всего с политической функцией пасхалии как общехристианского календаря. Однако преодолеть традиции местных Церквей – особенно Римской, – оказалось далеко не просто даже после решений Вселенского Собора 325 г. Несмотря на несомненные преимущества александрийской пасхалии, папский престол перешел на нее не ранее VI в., а в Великобритании и других «захолустьях» Западной Европы старые пасхалии бытовали еще сотни лет. Тем не менее, с эпохи Юстиниана мечта Константина Великого о единообразии празднования христианской Пасхи обрела реальность не только на территории Империи, но и за ее пределами. Единственным исключением стала армянская «кривая Пасха», но и она выпадала всего 4 раза за 532 года.
При всем своем математическом изяществе христианская пасхалия далеко не идеальна. Каждые 128 лет юлианский год оказывается на сутки длиннее тропического, а каждые 312 лет указываемое в пасхалии полнолуние на сутки смещается от наблюдаемого. Мало-помалу эти погрешности стали заметны, что вызвало попытки устранить их. Однако выяснилось, что любая альтернатива александрийско-юлианской системе оказывается слишком громоздкой, и гораздо легче смириться с нарастанием погрешностей, не придавая ему большого значения. В XIV в. в Византии Никифор Григора и другие ученые предложили реформу пасхалии, по сути сводившейся к простому сдвигу 19-летнего цикла, структура которого оставалась в неприкосновенности. Их оппоненты (в частности, канонист Матфей Властарь) указывали, что тем самым источник ошибки не устраняется, и отрицали, что отклонения от равноденствий и полнолуний влияют на истинность совершавшихся христианских праздников. Но главным доводом против всяких календарных реформ была необходимость единовременного и повсеместного отказа от многовековой традиции, что в император Андроник II счел не только крайне трудным, но и политически опасным.
На Западе разговоры о необходимости коррекции календаря велись с XIII в. Но только во второй половине XVI в. в Риме решились на проведение календарной реформы. И здесь необходимо учитывать обстоятельства, в которых эта реформа проводилась. Было бы наивным полагать, что папой двигало одно лишь благородное стремление вернуть христианскую пасхалию к ее «истинным» параметрам, на которых она была создана 13 веков назад. Ведь все прекрасно понимали, что сделать это удастся лишь ценой разрушения традиционной пасхалии и введения крайне неудобного, по сути нецикличного метода определения пасхального полнолуния. Но папа Григорий XIII в 1581 г. санкционировал реформу, дабы решить две цели: доказать потрясаемой Реформацией Европе, что Римская Церковь, храня провозглашенную на Тридентском Соборе неукоснительную верность св. Преданию, самостоятельно определяет его содержание и ради «научной точности» способна пожертвовать некоторыми традициями; кроме того, календарная реформа, готовившаяся много лет как поистине всеевропейское мероприятие, была призвана продемонстрировать политический авторитет понтифика, по мановению которого император Рудольф II и прочие правители от Польши до Испании с ее заморскими колониями должны были 4 октября 1582 г. разом изменить ритм жизни миллионов своих подданных. План вполне удался, и даже самые непримиримые противники папства в Европе в конце концов были вынуждены смириться с папским нововведением. Дольше всех – почти 170 лет – «упрямились» протестантские Великобритания и Швеция, но и они в середине XVIII века перешли на григорианский календарь.
В XX в. триумфальное шествие григорианского календаря добралось до стран, чьи народы были традиционно привержены Православию. Примечательно, что процесс перехода на «новый стиль» начался в годы Первой мировой войны и последующего лихолетья: Болгария приняла его в 1916 г., Россия в 1918 г., Сербия и Румыния в 1919 г. Формально речь шла лишь о светском, но не о церковном календаре, однако было совершенно ясно, что возникшее в итоге «календарное расщепление» мирской и церковной жизни приведет к маргинализации Церкви, к ее вытеснению из общественной жизни. Любопытны те предлоги, которые выдвигались при проведении реформы. Вот, например, что гласил декрет советского правительства от 26 января 1918 г.: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь…». Подписан декрет Лениным и Чичериным, помощником народного комиссара по иностранным делам. Это еще раз доказывает, что календарь всегда был и остается тем элементом системы международных отношений, который наиболее ярким образом отражает так называемое культурное доминирование. И советская власть, которая обычно предстает антагонистом капиталистических стран Европы, в данном конкретном аспекте продемонстрировала заискивающую тягу к консолидации с «почти всеми культурными народами» – ядром которых некогда был папский Рим, а ныне стал «цивилизованный» Запад.
Разумеется, Православие вовсе не зависит от верности юлианскому календарю – изобретению языческих астрономов. Нельзя сводить вопрос и к чисто научным аспектам. Разумеется, григорианский календарь более точно соответствует астрономическим реалиям, но едва ли кто-то из нас сможет это оценить на практике. Что же касается одного из главных достоинств календарной системы – ее простоты, – в этом отношении григорианский календарь с его 400-летним периодом оставляет желать лучшего. Спросите любого профессионального астронома, каким календарем пользуется он в своих научных исследованиях, и он ответит: юлианским. Вопрос о календаре – это прежде всего вопрос о целостности традиции, вопрос о сохранении самодостаточного культурного бытия. Не удивительно, что сторонники и противники календарной реформы во все времена делились на «консерваторов» и «инноваторов». И не стоит выставлять «ревнителей старины» непроходимыми невежами: они прекрасно если не осознают, то чувствуют духовную суть проблемы.
Когда мы слышим, что «современность ставит вопросы», мы должны понимать, что речь идет об очередном этапе культурного натиска «цивилизованных стран» на все прочие формы человеческой культуры. Сдержать этот натиск непросто, и у «культурного» правительства нет никаких внятных аргументов для того, чтобы ему сопротивляться. Иное дело – Церковь. Только она, во всем величии своей укорененной в веках и устремленной в вечность традиции, способна бросить вызов могущественным, но преходящим «веяниям момента». Конечно, при желании это можно преподнести как косное упрямство и нежелание модернизации. Но всегда можно задать вопрос: а какова цель реформ?
Следует честно признать, что западный календарь в качестве светского календаря стал одной из вех на пути интеграции России в западную цивилизацию. Уступка эта была исторически обусловлена и, по всей видимости, неизбежна. Ее прискорбными результатами стало, с одной стороны, «раздвоение» церковного и светского календаря, а с другой – забвение традиционных дат христианских праздников (пресловутое «Рождество 7 января»). С последней тенденцией нетрудно бороться, вернув на подобающее место даты по старому стилю в церковных календарях (откуда они по какой-то причине стали исчезать в последние годы). Это предотвратит и возможность недоразумений в 2100 году, когда все даты неподвижных праздников переместятся на 1 день: проблемы не возникнет, если все верующие будут помнить, что речь идет о датах гражданского календаря, тогда как церковный календарь пребывает непреложно. Кроме того, не следует забывать, что сами по себе числа и месяцы – вещь условная, и уже в древности у одного и того же праздника мирно сосуществовали самые разные даты (по разным календарям). Так, в святоотеческую эпоху 25 декабря – это и 2 перития (в Асии), и 8 апеллея (в Тире), и 9 тевета (в Дамаске), и 29 хойака (в Египте). Более того, в некоторых календарях – например, в древнеармянском, – даты всех христианских праздников смещались каждые 4 года, что ничуть не мешало их соблюдать.
Что же касается унификации церковного и светского календарей, то она имела бы смысл только в том случае, если бы способствовала восстановлению некогда утраченного органичного единства мирской и религиозной жизни. Однако опыт тех православных стран, где именно под этим предлогом церковный календарь был реформирован вслед за государственным, показывает, что этого не произойдет. Напротив, результатом будет ослабление Церкви – как вследствие неизбежных консервативных расколов, так и из-за самого факта отказа от вековой традиции под давлением сугубо внешних, мирских сил и обстоятельств.
Что же касается проблемы «осенней Пасхи» и прочих аргументов такого рода, то они не только не выдерживают богословской аргументации, но и несостоятельны с точки зрения здравого смысла. Очевидно, что христианская Пасха – в отличие от иудейского Песаха – никак не привязана к временам года и таким сезонным явлениям, как созревание хлебов или рождение ягнят. Уже много веков Пасха празднуется в разных полушариях в разные времена года, и от этого не спасает григорианский календарь. Что же касается древнего установления справлять Пасху непременно после равноденствия, то оно имело единственную цель: избежать случаев, когда праздновались бы две Пасхи в один год и ни одной – в другой. Однако принимавшаяся при этом граница года – весеннее равноденствие – восходит не к христианской, а к вавилонской астрологической традиции, богословская ценность которой сомнительна, а естественнонаучная – ничтожна.
___________________________________________________________________
При всей сложности вопроса о сути решений Никейского Собора его авторитет в вопросе пасхалии не следует недооценивать. Во всяком случае, уже у писателей IV–VI вв. не возникало сомнений по поводу того, что именно никейские отцы освятили своим авторитетом пасхальный цикл 19-летнего типа.
Об этом имеются свидетельства:
1) Свт. Амвросий Медиоланский, Письмо к епископам Эмилии (386/387 г.):
«Делом не среднего ума является определение дня пасхального празднования, о чем наставляет нас и божественное Писание, и предание предков, которые, собравшись на Никейском Соборе, помимо столь достойных восхищения постановлений о правой вере, приняли и достопамятные по поводу празднования: собранию опытнейших в счете следует взять в расчет 19 лет и составить цикл, который даст пример и для остальных лет».
2) Дионисий Малый, Записка о пасхальном цикле (525 г.):
«Расчет пасхального праздника, которого давно и часто требует от нас настояние многих, мы, при споспешестве Ваших молитв, постарались изъяснить — следуя во всем, особенно же в этом деле, абсолютному и истинному решению досточтимых 318 понтификов, которые собрались в вифинском городе Никее против безумия Ария. Кои твердо и незыблемо закрепили четырнадцатые луны пасхального соблюдения в цикле, каждые 19 лет возвращающемся всегда на свое место, каковые движутся без изменений во все века тем же самым повторяющимся упорядоченным ходом. Правило же это упомянутого цикла приняли они не столько по мирской опытности, сколько по озарению Святого Духа, и определили придерживаться этого расчета лунных возрастов как крепкого и надежного якоря». .
Т.о., у нас есть все основания предполагать, что Собор рассмотрел и утвердил пасхалию на основе 19-летнего цикла александрийского типа — хотя и не сделал ее общеобязательной.
Так, современный иудейский лунно-солнечный календарь, основанный на лунном месяце Гиппарха в 29 д. 12 ч. 793 хелека (1 хелек = 3 ⅓ с), построен не в виде цикла, а в виде бесконечного линейного ряда новолуний. Почти идеальный для луны, он немногим превосходит точность юлианского календаря в отношении тропического года, давая погрешность в 1 сутки за 216 лет.
Алфавитная синтагма. Буква «П», глава 7 (Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων / Ἐκδοθὲν ὑπὸ Κ. Ῥάλλη καὶ Μ. Ποτλῆ. Ἀθῆναι, 1966. Τ. 6. Σ. 404–411).
Следует отдать должное политическому такту папы: календарная реформа, «как дело, общее для всех», прошла широкое обсуждение среди «основных христианских наций», как о том оповещает булла «Inter gravissimas».
Видимо, только по этой причине григорианский календарь не был введен в России уже при Петре I. Во время его знакомства с Европой голландцы, англичане и шведы еще держались юлианского календаря.
Павел Кузенков

Зачем нужен был переход на григорианский календарь?

Denis Karlovsky 503 4 года назад студент философии в Национальном университете «Киево-Могилянская академия», личинка прекариата

В юлианском календаре длительность года равнялась 365 дней, и делилась на 12 месяцев. Раз в 4 года, был високосный месяц (февраль), и год равнялся 366 дням. На деле же, астрономический год вращения Земли вокруг Солнца равняется 365,2425 дням (это норма в григорианском календаре). Таким образом, длительность года в юлианском календаре была больше действительного на 11 минут. Следовательно, исходя из элементарной арифметики, за 128 лет накапливался лишний день.

Юлианский календарь, разработанный группой астрономов во главе с александрийским знатоком звёзд Созигеном, был введён реформой Гая Юлия Цезаря ещё 1 января 45 г. до н. э., который заменял несовершенный прежний римский календарь, основанный на религиозных и мифических верованиях.

Все церковные праздники, и многие теологические вопросы, прямо или косвенно основывались на юлианском календаре. С 45 г. до н. э. и до 1582 года н. э. (год, когда был введён григорианский календарь) прибавилось больше, чем один день. Христианское празднование Пасхи, Воскресения Христового, главного христианского праздника зависело от календаря. Пасха празднуется христианами в первую неделю после полнолуния, по прошествии весеннего равноденствия. А если весеннее равноденствие двигалось в сторону лета, следовательно и день празднования Пасхи приближался к лету. Та же ситуация с Рождеством, реальный день празднования приближался к весне. И так со всеми христианскими праздниками. Но, это ещё полбеды. Начало сельскохозяйственных работ тоже зависело от календаря; действительный день рождения человека; многие архитектурные замыслы ориентировались на дни равноденствий или солнцестояний.

Поэтому, христианские теологи и европейские астрономы, под покровительством католической Церкви, в частности Папы Римского Григория XIII, уже давно вынашивали идеи перехода на «правильный», совершенный календарь.

Сократив длительность года в календаре до 365,2425 дней, и оставив раз в 4 года високосный год, новый календарь был введён 4 октября 1582 года (по юлианскому календарю), что в григорианском было 15 октября.

Не все страны сначала приняли новый календарь, а православные церкви до сих пор используют юлианский календарь.

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

История создания григорианского календаря

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Юлианский и григорианский календари – отличия

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Как принимали григорианский календарь в разных странах

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

Григорианский календарь и православная церковь

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем…

В 324г. римский император Константин (ок. 285 — 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Интересные факты про календарь

  • В IV тысячелетии до нашей эры впервые был введён в действие календарь. В общественной практике он был предназначен исчислять время. Уже тогда начала своё развитие такая наука как астрономия. Она была тесно связана с определением времени года, нуждами земледелия, хозяйственных работ. Нужно было точно знать, в какой период и что сажать, чтобы не попасть в периоды разлива Нила.
  • Что тогда, что сейчас – в наше время – год равен 365 дням. Правда, в древности о високосном годе понятия ещё не было. Начало года (Новый год) выпадало на 19 июля. В этот день, когда всходит на небо солнце, на востоке становится видна звезда Сириус.
  • В 1699 г. в Российской империи великий государь Пётр I изменил календарь и с того часа началось новое летоисчисление. До этого момента время исчислялось от «сотворения мира сего», то есть от 5 508 г. ещё до нашей эры.
  • Год – это основная единица солнечного календаря, продолжительность которого первоначально у различных народностей была неодинаковой. К примеру, римляне считали, что в году 355 дней, а египтяне – 365 дней. В 46 г. до нашей эры. Юлий Цезарь произвел реформу солнечного календаря, основываясь на мнение астронома Созигена.
  • В юлианском календаре каждый четвертый год имеет 366 дней. Он должен делиться на цифру «4» и от этого называется високосным годом. В остальных годах по 365 дней. Если исчислять точно, то в году будет дней 365, 25. Это длиннее тропического года на 0,0078 дня. В течение четырех веков календарь может опаздывать на 3 дня.
  • В 1852 году была произведена календарная реформа, которую инициировал римский папа Григорий ХII. Реформа состояла в следующем: в году сразу же были опущены 11 дней. Например, в октябре после 4-го числа сразу же начиналось 15-е.
  • Ранее високосный год бы тот, который мог делиться на цифру «100». Если же он не мог делиться на цифру «400», то это был обычный год, например, 1700 г. С течением времени образовалась разница между двумя календарями: юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль). К примеру, еще в 17-м веке она составляла 10 суток, в 18-м веке – 11 суток, а в 19-м – уже 12 суток.
  • В начале 20-го века разница между двумя календарями достигла 13 суток. С этого момента время стало исчисляться согласно с григорианским календарём.

Реформы календаря

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ

Григореанская Реформа. В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее было признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понтификом Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была поручена разработка проекта новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был одобрен проект нового календаря, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или — в латинизированной версии — Алоизий Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного — Антонио Лилио, который также принимал активное участие в его разработке.

24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специальная булла «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших»). В ней говорилось:

«Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались».

И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осуществлению календарной реформы, здесь вещалось: «А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед апрельским календами , мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами до кануна ид включительно, были и з ъ я т ы».

Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равноденствие было передвинуто и возвращено «на его прежнее место» — то есть на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопившаяся со времени Никейского Собора 325 года.

Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и правил сохранения равноденствия на издревле установленном соборными отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной даты весеннего «равноденственного солнцестояния» с датой фактической, необходимо было знать точную величину продолжительности тропического года.

К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономические расчёты, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511-1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Коперника.

Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропического года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше время.

Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отличалась от вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет в результате давала суммарную календарную погрешность в целые сутки, за 400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582 — 325) лет, прошедшие со времени Никейского Собора, — упомянутые десять суток, которые — согласно григорианской реформе — и «были изъяты» из календарного обихода.

Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре исходя их приведённых расчётов следовало регулярно — каждые 400 лет — изымать три избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсотлетие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97.

В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те вековые високосные юлианские годы, двузначное знаменательное число которых не делится на 4 (возможно применение этого правила и в иной формулировке:

В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, определены правила его регулярного исправления.

Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским календарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно «н. ст.» и «ст. ст.»)

Новоюлианская реформа 1923 г. Что касается этого последнего предложения, оно еще раз было озвучено, как ни странно, на константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 г. Наряду с введением новоюлианского календаря было решено совершать Пасху по формуле «первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия», где все компоненты должны были определяться не по данным александрийской пасхалии, а чисто астрономически на широте Иерусалима. Однако это решение не было до сих пор реализовано, поэтому новоюлианская реформа осталась половинчатой: большинство автокефальных Церквей совершает Пасху по александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники — по новоюлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии). В основании такой практики лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и мiряне обязаны следовать календарному стилю той Поместной Церкви. на территории которой они проживают. В результате такого «дуализма» неизбежны уставные несоответствия: так, в случае слишком поздней Пасхи полностью исчезает Петров пост, а также возникают трудности в отношении Марковых глав.

Реформы календаря Петра I. Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годового круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича.

Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — Том III (1689-1699 гг.). — СПб., 1830. — С. 680-681. — № 1735).

Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, «а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же».

Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова». реформа календарный григорианский петр

Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета — от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.

Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат — в то время — на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Размещено на Allbest.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *