За что Каин авеля?

Милосердный Бог дал Адаму и Еве детей. Самым старшим сыном был Каин, а другой, Авель, был помоложе его. Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Об этих двух братьях я должен рассказать очень печальную историю.

Однажды Каин и Авель приносили жертвы Богу, каждый от себя. Каин развел огонь и положил на него сноп спелых колосьев. Авель развел огонь, заколол и положил на него самого лучшего ягненка, какой только был у него в стаде. Авель был добрый, благочестивый; он любил Бога и, принося свою усердную жертву, веровал в обещанного Спасителя. Каин приносил жертву только для вида, чтобы не сказали про него, что он не верит обещанию Бога и не любит Его. Он приносил жертву так же, как и мы часто молимся Богу, потому что нас заставляют, или ходим в церковь потому только, что нас туда посылают или водят. Как часто мы читаем молитву или стоим в церкви, а сами думаем о постороннем, торопимся поскорее прочитать молитвы и ждем не дождемся, скоро ли отойдет служба в церкви, чтобы убежать и поиграть с товарищами.

Дети! Бог видит, что думает человек. Он видел усердие и веру Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. Дым от жертвы Авеля поднялся к небу, а дым от жертвы Каина стлался по земле. Да! Бог не принял жертву от Каина и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство. Что же, дети, вы думаете, Каин исправился? Нет! Ему стало досадно, что его жертва не угодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.

Когда Каин все больше и больше сердился, Милосердный Бог сказал ему: «Что ты сердишься, Каин? И почему у тебя такое печальное лицо? Перестань сердиться, это – грех».

Но Каин не послушался Бога и все больше и больше сердился на Авеля. И знаете ли, дети, что он сделал из-за своей злобы? Он позвал Авеля в поле, завел его подальше от жилища родителей и там убил своего брата. Ему не жалко было убивать его; он не хотел и слышать, когда бедный Авель со слезами на глазах просил у него пощады, он не захотел подумать о том, что по убитому Авелю будут горевать и плакать отец и мать. Вот до чего довели Каина зависть и гнев. Убил человека, своего родного брата, загубил невинную душу…

Идет Каин домой и думает, что никто не видел, как он убил своего брата. Не видели люди, но видел Бог, Который все и везде видит, от Которого мы не можем ничего скрыть, Который видит не только то, что мы сделали, но и то, что еще хотим сделать. И вот является Каину Сам Бог и для того, чтобы побудить его к раскаянию, спрашивает: «Каин, где твой брат Авель?» Скрытный и грубый Каин отвечает: «Я не знаю, где он. Разве я сторож брату моему?»

Тогда Милосердный Бог сказал: «Каин! Каин! Что ты сделал?! Там лежит твой мертвый брат, весь в крови, которая взывает ко Мне. И за то, что ты убил брата своего, будь ты проклят. Не смей оставаться в этой стороне, удались от своих родителей и беги дальше отсюда. Но куда ни придешь ты, нигде не будешь иметь покоя. Всегда будет мучить тебя совесть за то, что ты убил без всякой вины своего брата». Тогда Каин сказал: «Да, Господи, теперь я вижу, что грех мой велик и Ты не простишь его мне». И представьте, дети, Каин, который без всякой жалости убил своего бедного брата, стал бояться, как бы его самого не убили. Он говорит: «Каждый, кто встретится со мной, убьет меня!» Но Господь отметил Каина особым знаком, чтобы никто из встречавшихся с ним не мог убить его.

И вот пошел несчастный Каин подальше от родных мест, в чужую землю. Но его сердце всегда замирало от страха, и постоянно мучила его совесть. Падал с дерева листок, и он от страха бросался в сторону. Куда бы ни садился он отдохнуть, везде чудилось ему, что лежит перед ним в крови Авель. Ему казалось, что за каждым кустом сидит убийца, который сейчас убьет его. Но люди, глядя на этого стонущего от угрызений совести, трясущегося и дико озирающегося по сторонам человека, старались не встречаться с ним и убегали, увидев Каина.

Кто говорит: «Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Святой апостол Иоанн Богослов

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле.
Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.
Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Быт. 4 — 11

Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.
Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле».
Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.
Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.
Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…
Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.
…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит «основание” — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так как Каин, который был от лукаваго и убил брата своего.
1 Ин. 3 – 11.

Эта статья о первом и втором сыновьях Адама и Евы. И другие значения, см. Каин и Авель (значения) . «Хранитель моего брата» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о других значениях, см . Хранитель моего брата (значения) . Каин убивает Авеля , Питер Пауль Рубенс , ок. 1600

В библейской Книге Бытия , Каин и Авель первые два сына Адама и Евы . Каин , первенец, был земледельцем , а его брат Авель был пастухом . Братья сделали жертву к Господу , каждый из своей собственной продукции, но Яхве выступает Абель жертву вместо Каина. Затем Каин убил Авеля, после чего Яхве наказал Каина, обрекая его на жизнь странствий. Затем Каин поселился в земле Нод ( נוֹד , «странствующий»), где он построил город и породил линию потомков, начиная с Еноха .

Повествование Бытия

Каин ведет Авеля к смерти , Джеймс Тиссо , ок. 1900 г.

История убийства Каином Авеля и его последствий рассказывается в Бытие 4: 1–18 :

И человек знал Еву, свою женщину, и она зачала и родила Каина, и она сказала: «Я приобрела себе мужчину с Господом». И она родила также его брата Авеля, и Авель стал пастухом овец, а Каин возделывал землю. И со временем случилось так, что Каин принес из плодов земли жертву Господу. И Авель тоже привел от избранных первенцев своего стада, и Господь посмотрел на Авеля и его приношение, но не обратил внимания на Каина и его приношение. И Каин очень рассердился, и лицо его упало. И сказал Господь Каину:

Почему вы разгневаны
и почему у вас упало лицо?
Ибо, приносите ли вы добро
или нет,
грех пригибается
к откидной створке шатра, и к вам его тоска,
но вы будете господствовать над ним.

И Каин сказал своему брату Авелю: «Пойдем в поле», и когда они были в поле, Каин восстал против своего брата Авеля и убил его. И Господь сказал Каину: «Где Авель, брат твой? И он сказал:» Я не знаю; разве я сторож брату моему? «И Он сказал:» Что ты сделал? Послушай! Кровь твоего брата взывает ко мне из земли. Итак, проклят ты будешь землей, которая разинула рот, чтобы взять кровь твоего брата из твоих рук. Если вы возделываете почву, она перестанет давать вам силы. Неугомонным скитальцем будешь ты на земле «. И сказал Каин Господу:» Мое наказание слишком велико, чтобы его вынести. Теперь, когда Ты изгнал меня сегодня из земли, я должен спрятаться от Твоего присутствия, я буду беспокойным странником по земле, и всякий, кто найдет меня, убьет меня «. И Господь сказал ему:» Поэтому всякий, кто убьет Каина, будет страдать. семикратная месть «. И Господь поставил знак на Каина, чтобы тот, кто нашел его, не убил его.

И Каин вышел от Господа и поселился в земле Нод к востоку от Эдема. И Каин знал свою жену, и она зачала и родила Еноха. Затем он стал строителем города и назвал город именем своего сына Енох.

Примечания к переводу

Происхождение

Этимология

Каин и Авель являются традиционными английскими визуализациями этих еврейских имен. Было высказано предположение, что этимология их имен может быть прямым каламбуром роли, которую они играют в повествовании Книги Бытия. Считается, что слово » Абель» ( hbl ) происходит от реконструированного слова, означающего «пастух», а современное арабское родственное слово ibil теперь конкретно относится только к «верблюдам». Считается, что Каин ( qyn ) связан с южноаравийским словом qyn середины 1-го тысячелетия до н.э. , означающим » кузнец по металлу «. Согласно этой теории, имена будут описывать их роли, где Авель работает со скотом , а Каин — с сельским хозяйством, и будут параллельны именам Адам ( אדם , ‘dm ,’ man ‘) и Eve ( חוה , ḥwh ,’ жизнь- дающий ‘).

Оригинальный внешний вид

Самая старая известная копия библейского повествования взята из Свитков Мертвого моря и датируется первым веком до нашей эры. Каин и Авель также появляются в ряде других текстов, и эта история является предметом различных интерпретаций. Авель, первая жертва убийства, иногда рассматривается как первый мученик ; в то время как Каин, первый убийца, иногда рассматривается как предок зла . Некоторые ученые предполагают, что перикопа могла быть основана на шумерской истории, представляющей конфликт между кочевыми пастухами и оседлыми фермерами. Современные ученые обычно рассматривают истории Адама и Евы, Каина и Авеля как о развитии цивилизации в эпоху сельского хозяйства; не истоки человека, а когда люди впервые научились земледелию , заменив пути охотников-собирателей .

Каин и Авель часто считаются символическими, а не реальными. Как почти все люди, места и истории в Первобытной истории (первые одиннадцать глав Книги Бытия), они больше нигде не упоминаются в еврейской Библии , что предполагает, что История является поздним сочинением, прикрепленным к Книге Бытия, чтобы служить в качестве введение. Спорный вопрос о том, насколько поздно: история может относиться к эллинистическому периоду (первые десятилетия IV века до н. Э.), Но высокий уровень вавилонского мифа, лежащий в основе его историй, заставил других датировать его вавилонским изгнанием ( 6 век до н.э.). Известная месопотамская параллель с Каином и Авелем — это шумерский миф об ухаживании Инанны и Думузида , в котором пастырь Думузид и фермер Энкимду соревнуются за любовь богини Инанны , а Думузид (пастух) побеждает. Другая параллель — Энлиль выбирает бога-фермера , в котором бог-пастух Эмеш и бог -земледелец Энтен доводят свой спор о том, кто из них лучше, до главного бога Энлиля , который правит в пользу Энтена (земледельца).

Еврейские и христианские интерпретации

Основные статьи: Каин и Авель

Исламская интерпретация

Изображение Каина, хоронящего Авеля, из иллюминированной рукописной версии Историй Пророков. Основные статьи: Каин и Авель в исламе и Аль-Майде

История появляется в Коране , в суре 5 , стихах 27-31:

, расскажи им правду об истории двух сыновей Адама: каждый из них принес жертву, и она была принята от одного, а не от другого. Один сказал: «Я убью тебя», а другой сказал: «Бог принимает жертву только тех, кто помнит о Нем. Если вы поднимете руку, чтобы убить меня, я не подниму руку, чтобы убить вас. Я боюсь Бога, Господа всех миров, и я бы предпочел, чтобы ты был обременен не только своими грехами, но и стал жителем Огня: такова награда злодеев «. Но его душа побудила его убить своего брата: он убил его и стал одним из проигравших. Бог послал ворона выцарапать землю и показать ему, как покрыть труп своего брата, и он сказал: «Горе мне! Разве я не мог, как этот ворон, прикрыть тело брата? Он раскаялся.

-  Коран в переводе Мухаммада Абдель-Халима

История Каина и Авеля всегда использовалась как средство предотвращения убийства в исламской традиции. Абдуллах ибн Масуд сообщил, что Мухаммад сказал в хадисе :

Ни одна душа не погибает по закону, за исключением того, что часть бремени ложится на сына Адама, поскольку он был первым, кто установил практику убийства.

Мусульманские ученые разделились во мнениях о мотивах убийства Каином Авеля и о том, почему два брата были вынуждены принести жертвы Богу. Некоторые ученые полагали, что мотивами Каина были просто зависть и похоть. И Каин и Авель желании жениться на очаровательной дочери Адама, ACLIMA (араб Aqlimia ‘ ). Стремясь положить конец спору между ними, Адам предложил каждому принести жертву перед Богом. Тот, чье приношение Бог принял, женится на Аклиме. Авель, щедрый пастырь, принес в жертву Богу самую толстую из своих овец. Но Каин, скупой фермер, предложил ему только пучок травы и несколько бесполезных семян. Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина — указание на то, что Авель был праведнее Каина и, следовательно, достойнее Аклимы. В результате было решено, что Авель женится на Аклиме. Каин же женится на ее менее красивой сестре. Ослепленный гневом и жаждой Аклимы, Каин стремился отомстить Авелю и сбежать с Аклимой.

Согласно другой традиции, дьявол явился Каину и научил его, как отомстить Авелю. «Ударьте Авеля по голове камнем и убейте его», — прошептал дьявол Каину. После убийства дьявол поспешил к Еве с криком: «Ева! Каин убил Авеля!». Ева не знала, что такое убийство и что такое смерть. Она спросила, растерянная и испуганная: «Горе тебе! Что такое убийство?». «Он не ест. Он не пьет. Он не двигается «, — ответил дьявол. Ева разрыдалась и начала безумно плакать. Она подбежала к Адаму и попыталась рассказать ему, что случилось. Однако она не могла говорить, потому что не могла перестать плакать. С тех пор женщины отчаянно плачут, когда умирает любимый человек. Другая традиция повествует, что, когда Каин ссорился с Авелем, дьявол убил животное камнем на глазах у Каина, чтобы показать ему, как убить Авеля.

Похоронив Авеля и сбежав от его семьи, Каин женился и завел детей. Они погибли во время Ноева потопа среди других тиранов и неверующих.

Некоторые мусульманские ученые недоумевали по поводу упоминания подношений в повествовании о Каине и Авеле. Предложения и жертвы были посвящены только после того, как откровения Tawrat к Мусе . Это привело некоторых ученых, таких как Саид ибн аль-Мусайиб , к мысли, что сыновья Адама, упомянутые в Коране, на самом деле являются двумя израильтянами, а не Каином и Авелем.

Наследие и символика

Каин и Авель, немецкое изображение 15-го века из Speculum Humanae Salvationis Каин и Авель , картина Тициана XVI века

Намеки на Каин и Авель в качестве архетипа из братоубийства появляются в многочисленных ссылках и пересказах, через средневековое искусство и шекспировский работают до наших дней фантастики.

Тысячелетняя давность объяснения способности Каина к убийству состоит в том, что он, возможно, был потомком падшего ангела или самого сатаны , а не от Адама.

Трактат о христианском герметизме , Медитации на Таро: Путешествие в христианский герметизм , описывает библейский Каин и Авель , как миф, в том , что она выражает, в форме рассказанной для конкретного случая, «вечных» идей. Это показывает нам, как братья могут стать смертельными врагами самим фактом, что они одинаково поклоняются одному и тому же Богу. По словам автора, раскрыт источник религиозных войн. Причина заключается не в различии догм или ритуалов, а в «претензиях на равенство» или «отрицании иерархии».

Существовали и другие, второстепенные традиции, касающиеся Каина и Авеля, как древних, так и новых времен. Апокрифическая Жизнь Адама и Евы повествует о том, что Еве приснился сон, в котором Каин пил кровь своего брата. В попытке предотвратить пророчество, двое молодых людей разделены и получают разные работы.

Культурные ссылки

Как и другие выдающиеся библейские фигуры, Каин и Авель появляются во многих произведениях искусства, включая работы Тициана , Питера Пауля Рубенса и Уильяма Блейка .

  • В » Гамлете» Уильяма Шекспира персонажи король Клавдий и король Гамлет являются параллелями Каина и Авеля.
  • Лорд Байрон переписал и инсценировал историю в пьесе » Каин» (1821), рассматривая Каина как символ сангвинического темперамента , спровоцированного лицемерием и ханжеством Авеля.
  • Роман Джона Стейнбека 1952 года «К востоку от Эдема» (также фильм 1955 года ) в названии ссылается на изгнание Каина и содержит обсуждения истории Каина и Авеля, которые затем разыгрываются в сюжете.
  • Рассказ Джеймса Болдуина 1957 года » Блюз Сонни » был расценен как отсылка к истории Каина и Авеля.
  • Каин и Авель появлялись в качестве персонажей комиксов DC с 1950-х годов. В 1989 году Нил Гейман сделал двух повторяющихся персонажей в своем комиксе «Песочный человек» .
  • Бобби и Дж. Р. Юинг в сериале » Даллас» (1978) были описаны как вариации Каина и Авеля.
  • Каин и Авель появляются в мюзикле Стивена Шварца » Дети Эдема» (1991).
  • Автор Дэниел Куинн , сначала в своей книге Ishmael (1992), а затем в The Story of B (1996), предлагает, чтобы история Каина и Авеля была рассказом о ранних семитских пастухах, наблюдающих за истоками того, что он называет тоталитарным сельским хозяйством, с Каином представляющий первых «современных» земледельцев и скотоводов Авеля .
  • Хэви-метал группа Avenged Sevenfold взяла свое название из библейской истории, и их песня «Chapter Four» из альбома Waking the Fallen (2003) основана на ней.
  • В датской постановке » Библен» (2008) обсуждаются и воспроизводятся различные библейские истории , включая убийство Авеля Каином.
  • В Даррена Аронофски «S аллегорический фильм Матери! (2017) персонажи «старший сын» и «младший брат» представляют Каина и Авеля.
  • Каин и Авель появляются в сериале Люцифер (3 сезон, 2017).

Заметки

Библиография

дальнейшее чтение

внешняя ссылка

  • СМИ, связанные с Каином и Авелем на Викискладе?
  • Тексты в Викисчете:
    • Библия (Король Иаков) / Бытие 4
    • Книга Моисея , глава 5 в Дорогой жемчужине
    • Каин
    • Авель
  • Бытие 4 (KJV) на BibleGateway.com
  • История Каина и Авеля в суре The Table (Al Ma’ida)
  • Иврит и английский с параллельными гласными (JPS 1917)
  • Раши к книге Бытия, глава 4 , написанная Раши
  • Санхедрин 37б , Сефария

Все сотворенное Господом во времени имеет свою начальную точку отсчета: материальный мир, законы его существования и даже, появившееся вследствие неправильного выбора свободного человека, зло. И только уже потом не будет «ничего нового под солнцем» (Екл.1:9). Так было и с грехом, когда впервые в лице всечеловека Адама люди вкусили его горьких плодов, что повлекло за собой, словно маленький камушек, брошенный с высокой горы, появление целой лавины страстей, сметающих все на своем пути. Проникший в человеческую природу вирус греха подтолкнул первого потомка праотца пролить кровь своего единоутробного брата. Это страшное злодеяние изменило убийцу настолько, что его мрачный образ до сих пор будоражит сознание людей. Для христиан братоубийца Каин — ярчайший пример саморазрушительного богоборчества, а для безумных сектантов-офитов – он, как и змей-искуситель, стал орудием эона Софии, сообщившим человечеству гнозис . И лишь только живое церковное предание, содержащееся в творениях Святых отцов, может пролить свет на эту таинственную личность.

Историческая фактичность. Повествование о кровавом братоубийце берет начало в 4 главе книги Бытия (Быт.4:1-17).Первая женщина, став матерью, надеется в лице Каина найти утешение – радость чадородия помогает ненадолго забыть о потерянном рае. Об этом красноречиво говорит само имя перворожденного – Каин (Кайин) – «приобретение» (от евр. глагола «кана») — это тот, кто, по мнению Евы, должен стать Мессией.

Быт.4:1: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

Это имя, как и большинство библейских имен, указывает на будущую судьбу ребенка и одновременно содержит в себе его психологическую характеристику. В противоположность Авелю, Каин – человек, накрепко связанный с материей, воздающий благодарность не столь Богу, сколько земле. Он считает, что в основе его благополучия лежат законы природы; при этом он тут же стремится их нарушить, стать независимым от нее, приобретая как можно больше земных богатств. В этом проявляется детская наивность Каина – ведь люди еще не узнали на практике, что такое физическая смерть, которой все равно богат человек или беден, силен или слаб. Она всех сделает равными и свободными… от тленного богатства.

Кроме того, существительное «Кайин» обозначает медное или железное копье. Это значит, что имя первородного отражает образ человека, с оружием в руках охраняющего свою собственность . Вполне естественно, что плотского, приземленного человека раздражает Авель – человек духовный. Таким образом, причина конфликта между братьями состоит в непринятии и непонимании иной, отличной от своей, системы ценностей.

Быт.4:3-5: Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

В отличие от жертвоприношения Авеля, в этих стихах не сказано, что конкретно принес Каин от плодов земли – лучшее или худшее; вероятнее – то, что наименее нужно было ему самому. Когда же Каин увидел, что дар его не угоден Богу, им овладело злое чувство: «Поникло лицо его…» Первый, очевидный смысл этих слов говорит о тяжелом внутреннем состоянии, которое всегда отражается на лице человека. В тоже время сказано, что Каин сильно огорчился. «Всего точнее мысль подлинника передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит глагол iratus – «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а брату». «Кроме того, «поникшее лицо» символически обозначает обращение к низшим силам: в мифологии всех народов существует представление о том , что высшие, благие силы духовного мира находятся наверху в небесах, а низшие, препятствующие всему доброму, — внизу, в преисподней; по-этому обратив лицо вниз ,Каин как бы прибегает к силам преисподней и разрешает им овладеть собой» .

Быт.4:6-7: И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Обращение Господа через совесть своей целью имело побудить Каина к самоисследованию. Как только человек перестает обращаться к Богу и оставляет добродетель, он тотчас начинает чувствовать, что «у дверей грех лежит». «Здесь употребляется древнееврейский глагол «равац» «лежать», который применяется по отношению к животному, но не к человеку». Таким образом Сам Господь дает людям первые навыки аскетической борьбы с «лежащим животным», т.е. низшим греховным началом, которое пребывает в подсознании и стремится поработить человека.

Некоторые экзегеты (в частности Щедровицкий) утверждают, что братоубийству предшествовал длительный период, когда Каин всматривался в последствия благословения Божия, данного Авелю (он получил огромный приплод скота, а Каин не собрал в том году урожая вообще; и это его особенно обидело и разгневало). Профессор Лопухин А.П., цитируя Иерусалимский таргум, добавляет: «Ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал спор с Авелем о вечной жизни, Божественном Провидении, об обетованном Потомке» .

Быт.4:8: И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

По преданию, первое в истории человечества убийство произошло на горе Касьюн, у подножия которой сейчас расстилается пятимиллионный город – столица Сирии Дамаск.

Быт.4:9: И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Трудно не заметить созвучности слов сказанных Господом Каину и Адаму после их падений:

Быт.3:9: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Отсюда видно, что Бог не карает грешника немедленно. Он дает время опомниться и вернуться на правый путь по свободному волеизъявлению человека, т.к. праведность порожденная страхом наказания в нравственном отношении не имеет ценности. Но братоубийца не принимает распростертых объятий Любящего Отца-Бога и горделиво отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Этим Каин нагло отрицает свою вину и пытается обмануть Всеведущего Творца.

Быт.4:10: И сказал (Господь): что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Господь впервые проклинает человека , уподобившегося первому убийце – змию. «Сама земля обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров».

По учению Священного Писания, кровь является материей оживляющей землю. Господь создаёт целостного человека – «нефеш», вдыхая в Него дыхание жизни, которое есть движение физической и духовной крови. Внешне это представление о крови отражено в самой этимологии еврейского слова «дам» – от «адама» – красный – человек, с которым заключается завет в его собственной жизни (крови). С появлением греха – происходит внутреннее рассечение неделимого человека: сначала прикровенно – духовной смертью, а затем и наглядно – физической, когда с истечением крови из организма выходит жизнь, что приводит к болезненному разлучению души от тела. Впервые вкусил физическую смерть Авель и его кровь безудержно «вопияла от земли» (Быт.4:10–12) из-за неестественности этого состояния.

Быт.4:13: И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

«В переводе семидесяти стих 13-ый переведен так: «Грех мой слишком велик, чтобы он мог быть прощен». Греческий глагол «быть прощенным» (отпущенным) , который был употреблен Каином, встречается в Пс.31:1, в том же смысле: «Кому отпущены беззакония». Ощущение богооставленности и уныния, овладевшее братоубийцей, – это типичный дьявольский прием: до совершения сатана представляет греховный поступок незначительным и естественным, но после падения это же действие выглядит непростительным. Демон умело играет чувствами, заставляя подчиняться своей воле, что в итоге приводит к духовной и физической гибели человека.

Быт.4: 14: вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Лукавый дух, поселившись в сердце Каина, пытается выставить виноватым Бога, а не самого грешника, потакая людской гордыне и самолюбию. В действительности не Господь гонит Каина, а он сам бежит, мучимый животным страхом перед смертью, поскольку совершивший зло боится точно такого же воздаяния. Впоследствии Сам Господь объясняет причину этого ужаса:

Быт.9:6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Возникает вопрос: «Кого же боялся Каин?» «Самым разумным и правдоподобным будет предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже ко времени братоубийства Каина, относимого к 130г. (а по LXX – 230г.) жизни прародителей, семья их не исчерпывалась этими , названными в Библии сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей ( Быт.5:4)».

Быт.4:15: И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

«Всемеро» — евр.»шив’атайим». Это выражение можно понять и как «в седьмом поколении». Щедровицкий считает, что именно в седьмом поколении от Адама был убит Каин своим же потомком Ламехом, и приводит толкование на » песнь Ламеха». «По преданию,- говорит он – Ламех был слеп и ему прислуживал отрок, который водил его, направляя его лук на охоте. Каин был тогда еще жив. Но чем больше проходило времени, тем больше боялся и страшился он, одержимый манией преследования: он бежал из основанного им города Еноха, скрывался в лесах, прятался в камышах, одевался в звериную шкуру, чтобы быть незаметным в зарослях. Чем дальше, тем грознее проявлялось в его жизни проклятие Божие, и он боялся, что сбудутся его собственные слова: «всякий, кто встретится со мной, убьет меня» (Быт.4:14). И вот однажды, когда Ламех со своим отроком охотился, что-то зашуршало в камышах, и мелькнула звериная шкура. Отрок направил лук Ламеха в ту сторону, и Ламех поразил стрелой скрывавшегося там Каина. Подбежав, отрок увидел, что произошло, и сказал об этом Ламеху. в гневе Ламех сильным ударом убил отрока, по вине которого он выстрелил в своего предка, Поэтому смерть «мужа», т.е. Каина для совести Ламеха «язва», а убийство отрока – «рана». О врагах бы так сказано не было».

Если говорить о «знамении», которое сделал Господь Каину, то существует огромное количество мнений на этот счет:

1. Он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом;

2. На лбу у Каина вырос рог;

3. На его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его);

4. Ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище (следовательно, обычай вводить в свои дома собак восходит к Каину и может быть назван каинитским).

Быт.4:16-17: И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Уйдя от лица Божия, Каин построил город и сделался родоначальником людей, посвятивших себя искусству и науке. Каиниты все силы отдавали для создания «рая на земле»; их цивилизация, достижения в науке, культура – это попытка бегства от мысли, что придется встретиться с нематериальным, неподдающимся рациональному анализу. В истории мы видим множество примеров тому, как цивилизации, забывшие о Боге, просто исчезли, что случилось и с каинитами – потоп стер их с лица земли (Быт.7:21-23).

Новозаветное понимание личности братоубийцы.

Образ Каина у апостола Иоанна Богослова ассоциируется с миром, в котором царствует грех и ненависть. Лежащему во зле миру противопоставляются сыны Божии, живущие в истине и любви . История мира сего – это история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля (Ин. 3,19; 8,37), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих — свидетельство того, что они «перешли из смерти в жизнь» (ст. 14). Погруженные в суету и забывшие о Своем Творце, материалисты видят в христианах свое осуждение; они видят, кем они не стали и кем, должны были бы стать; а поскольку они не имеют желания меняться, то появляется завистливое стремление уничтожить тех, кто напоминает им об их утерянной добродетели.

Иуд.1:11: Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

«Путь Каинов» — это восстание против Бога, порождающее братоубийство . Согласно иудейскому преданию, на которое ссылается, по-видимому, апостол Иуда, Каин был прообразом всех грешников . В иудейской традиции Каин символизировал следующее:

  • а) Он был первым в человеческой истории убийцей и, как сказано в Книге Премудрости Соломона «неправедный погиб от братоубийственной ярости» (Прем. 10,3). Вполне возможно, что апостол Иуда подразумевает, что те, кто вводит в заблуждение других, являются убийцами душ человеческих и, тем самым, духовными наследниками Каина.
  • б) Помимо этого определения, в иудейской литературе Каин стал символизировать нечто большее. У Филона Александрийского он олицетворяет эгоизм. А в раввинистическом предании он выступал как циник. В Иерусалимском Таргуме в его уста были вложены слова: «Нет ни суда, ни судьи; нет иного мира; добродетельным не будет великой награды, а нечестивцам не будет мести. Жалости и сострадания нет ни в творении, ни в управлении миром». Для иудейских мыслителей Каин был циничным и материалистически мыслящим скептиком и безбожником, не верившим ни в Бога, ни в нравственный порядок на земле, и позволявшим, потому, все, что ему хотелось. Таким образом, Иуда обвиняет своих противников в том, что они оказывают открытое неповиновение Богу и отрицают нравственный порядок мира. И сегодня остается истиной, что человек, вставший на путь греха, должен считаться с Богом и убедиться в том, что никто не может безнаказанно игнорировать господствующий в мире моральный порядок.

Евр.11:4: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

Издревле Авель воспринимается как первый, кто прообразовал искупительную жертву Христа, пострадав за праведность и веру. Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что Каин, пролив кровь своего брата (которая и ныне вопиет из земли), прообразовал безумных распинателей Господа. Уподобясь первому убийце, они (сами того не понимая) принесли Великую Голгофскую Жертву (апостол Павел так говорит по этому поводу: Евр.9:22: без пролития крови не бывает прощения).

Толкование образа Каина в святоотеческом понимании

Святитель Кирилл Александрийский, разбирая грехи совершенные братоубийцей, говорит: «Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и разражен был прославлением ближнего, тога как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый — то самое: пойдем на поле -доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом. В седьмой же – мысль, что он может, вопреки изволению Божию, избежать наказания, будучи лишен телесной жизни недобровольно. Но положи Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его. Изыде же Каин от лица Божия. И тотчас он подвергся проклятию, и последовал способ отвращения: ибо каким образом всечистое и святейшее естество может взирать на человека, дошедшего до крайнего предела всякого зла?». Таким образом, святитель Кирилл повторяет иудейское предание о Каине, как прообразе всех грешников (см. выше).

Святитель Амвросий Медиоланский учит, что «Каин представляет народ Иудейский, Авель -Христа… Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его:подобным образом и Иудеи, видя знамения, творимыя Христом, убили Того, Который был братом их по плоти». Учение святителя Амвросия согласуется с пониманием личности Каина апостолом Павлом (параллель с Евр.11:4, см. выше).

Блаженный Иероним Стридонский подчеркивает, что в Священной Истории очень многие старшие дети отвергались Господом из-за их нравственных недостатков: «Старший Каин отвергается, а младший Авель избирается».

Преподобный Ефрем Сирин делает особый акцент на лживости Каина: «Умертвив брата своего, он ложно уверял родителей своих, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил: вот о введении его в рай свидетельствует благоугодность его жертвы. Ибо соблюдение заповеди вводит в рай, как преступление оной изгнало вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля; тогда является Каину Бог».

Святитель Тихон Задонский считает, что главной причиной братоубийства была зависть: «Цель в том, чтобы того, кому завидуют, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убить его».

Святитель Феофан (Затворник) говорит о духовном огрубении Каина (своего рода «окаменение сердца», характерное для закоренелых грешников): «То дивно, что после убийства он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейские отвержения держал; Печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутренне, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков».

Святитель Филарет (Дроздов) изъясняя историю двух братьев, делает попытку исследовать загадочное «знамение»: «Немногое потребно было, чтобы соделать Каина неприкосновенным для встречающихся ним. Начаток страшного знамения на нем положен уже тогда, когда поникло лице его. Тогда внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внутренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих».

Из хроники некого монаха Георгия (XI в.): «Первая кара – «проклят ты от земли». Вторая кара — «будешь возделывать землю».Третья – «она не станет более давать силы своей для тебя». Четвертое наказание связано с пятым: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Шестое открыл сам Каин, сказав:»От лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле». Это наказание – отлучение от Царствия Бога – самое тяжелое для целомудренных. Седьмая кара в том, что проклятие было не скрыто, а возвещалось каждому». Это учение напрямую перекликается с учением святителя Кирилла Александрийского о семи грехах Каина (см. выше) и является его логическим продолжением.

Из богосужебных текстов. Наиболее красочно описывается состояние первого убийцы в Великом Каноне преподобного Андрея Критского, который читается во дни Святой Четыредесятницы (собственно сама паремия Быт.4: 8-15 положена на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста) . Текст Канона призывает молящегося сокрушенно восклицать : «уподобившись Каину, я сознательно сделался убийцей своей души!» (Вторник,1 песнь). «Мы, злосчастная душа, как Каин принесли порочную жертву – нечестивые дела и непотребную жизнь; потому то мы и осуждены» (там же) . Из приведенных тропарей видно, что автор Великого Канона придерживается общепринятого толкования образа братоубийцы, как прообраза всех грешников.

Заключение. Если подвести итог вышеизложенному, то можно обозначить следующие мысли: Предание Церкви воссоздаёт удивительно точный и яркий психологический портрет Каина. Из его истории мы можем вывести для себя две важные истины: во-первых, в ней говорится о зависти. Мы постоянно подражаем первому убийце в повседневной жизни, идя богоборческим «путем Каина» (Иуд.1:11), т.к. зависть отравляет все существование человека и убивает в нем все добрые чувства. Во-вторых, эта история передает жуткое ощущение, что в мир пришла физическая смерть. Она явилась одновременно проклятием и благословением. Проклятием – для материалистов, подобных Каину, страшащихся взглянуть ей в глаза, ибо души их давно умерли, и они цепляются только за сиюминутное земное счастье. И благословением для праведников, ожидающих радостной встречи лицом к лицу со Христом – смерть помогает вернуть «потерянный рай», «идеже несть болезнь, ни печаль, но жизнь бесконечная».

Библиография

1. Библия пересказанная для новоначальных. М.,2006.

2. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания под редакцией А.П.Лопухина. М.,2000.

3. Виссарион (Нечаев),еп. Толкование на паремии из книги Бытия.

4. Св. Ефрем Сирин. Творения. Том 6. М.,1995

5. Канон Великий. Творение св. Андрея Критского. М.,1997.

6. Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2. М.,2001.

7. К.Х.М. Заметки на книгу Бытия. Перевод с английского.

8. Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Мин.,2004.

9. Свт. Филарет ( Дроздов). Толкование на книгу Бытия. М.,2004

10. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М.,2003.

11. Толкования св. отцов на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М.,2000.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *