За жизнь

— Инстинкт или сознательный подход?

Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum». И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.

***

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .

– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning). Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.

Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks. Natural Family Planning. London, 1997.

Духовно подготовить рождение

Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение».

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”». Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.

Там же.

Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).

Методы МРП являются инструментом, используемым в практике естественного планирования семьи.

Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2006. Т. 1. С. 456.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. §6.

Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М.: Новая книга, МДА, 1995. С. 87.

Манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке. Рассматривало бытие как борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы, носителем которой является материя, а в человеке – его тело. Поэтому проповедовало строжайший аскетизм, отвергало брак.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Х.4.

Вот уже восьмой год каждое лето в Москве проходит Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ». Фестиваль собирает более 300 гостей и является крупнейшим консолидирующим пролайф-форумом в России и на всем постсоветском пространстве. Каждый год фестиваль посещают защитники жизни из более чем 150 регионов Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Сербии, Чехии, Польши, Венгрии, Финляндии, США и множества других государств ближнего и дальнего зарубежья — вплоть до африканских стран.

Генеральный спонсор фестиваля — гостиница «Салют».

Фестиваль «ЗА ЖИЗНЬ» проходит ежегодно в течение 3 дней на нескольких площадках в гостинице «Салют». Фестивальные мероприятия влкючают в себя крестный ход, пленарное заседание, секции, круглые столы, рабочие площадки, обучающие семинары и тренинги, мастер-классы, дискуссии, ярмарку, выставку и концерты.

Фасад 24-этажной московской гостиницы «Салют» на время фестиваля превращается в самую большую в России и на всем постсоветском пространстве наружную социальную рекламу против абортов. Эта реклама хорошо заметна для транспортных потоков, движущихся по Ленинскому проспекту.

В рамках фестиваля проводятся награждение и презентация проектов-победителей.

Русский пролайф — очень пестрое и неоднородное явление. Здесь и центры защиты материнства, и группы пикетчиков-акционистов, и разработчики социальной рекламы, и журналисты, и творческие личности, переживающие за демографическое будущее России. Иногда разные пролайф-организации не могут найти между собой общий язык и работают порознь. И это нормально. Как сказал святой апостол Павел: «Подобает и разномыслиям быть, дабы выявились искусные».

«Искусство» по-гречески звучит как «технэ». А метод искусства, соответственно, — технология. Есть свои технологии и у защиты жизни. Их собиранием, оценкой и дальнейшим тиражированием как раз и занимается Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ».

Фестиваль «ЗА ЖИЗНЬ» — фестиваль-объединитель. Он объективно оценивает проделанную работу вне зависимости от взглядов тех, кто ее проделал, предоставляет площадку для общения самых разных пролайф-групп. Позволяет сообща в непринужденном формате выработать единую стратегию. Иными словами, сверить часы.

Мы прошли колоссальный путь,площадка наша расширяется и усложняется, интегрируя в себя всё новые и новые элементы. А это значит, что нам всё более требуется моральная, финансовая и информационная поддержка. Поддержите Жизнь! Будьте с нами!

В СССР, как известно, с сексом всё было просто: его не было. А потом СССР развалился, и на волне огульной демократии и возрождающейся духовности, произошло то, что сейчас называют «сексуальной революцией».
Я давно хотел узнать: как оплот русской души, самая массовая и исторически укоренившаяся в России религия — православие относится к допустимости применении контрацепции вообще, и в семейной супружеской жизни в частности.
Во-первых, ветхозаветную притчу об Онане можно толковать весьма широко. Во-вторых, в большинстве посланий «святых отцов» красной нитью проходит мысль о всяческой борьбе со страстью, греховным началом, об усмирении плоти, и укреплении духа. Применение контрацептивов сводит половой акт исключительно к плотским удовольствиям, стремление к которым по мнению церкви суть грех.
• Вот, что пишет священник Максим Обухов в статье «Что надо знать православному христианину о планировании семьи»:
Значительная часть так называемых контрацептивов представляет собой настоящие абортивные средства — это ряд гормональных препаратов и спирали (ВМС). Отличие от обычного хирургического аборта только в способе убийства и возрасте убиваемого ребенка. Здесь мы опять встречаемся с ложью: данные средства распространяются как противозачаточные, но не являются таковыми, ибо зачатие все же происходит. Во втором правиле святителя Василия Великого говорится: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство» (под это осуждение подпадает всякий, кто производит, выписывает, продает и использует эти контрацептивы).
Другая часть контрацептивов — действительно противозачаточные средства. Их применение является косвенным убийством и извращением, поскольку извращает замысел Божий о человеке. Вот что говорит Церковь: «Еда ношаху былие во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати… убийца есть, и запрещается яко убийца. …Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и к тому дети не раждает, яко убийца запрещается» (Требник, чин исповедания). О том, что применение контрацепции — тяжелый грех, писали Климент Александрийский и блаженный Августин. О контрацепции упоминается в Библии, где это деяние осуждается: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 10).
• А вот поучения старца Паисия Афонского:
Старец подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию, а не устанавливать человеческую программу, ибо детей дает Бог. Он один знает, дать ли, когда дать, и сколько детей дать — и никто иной. Некоторые решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь от силы одного ребенка и с трудом его вырастить, поэтому они предохраняются, чтобы не иметь другого. Однако это великий грех, поскольку они показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.
Если семья бедная и едва хватает на содержание одного ребёнка, то родители боятся заиметь другого и всячески избегают этого, и таким образом противостоят воле Божией, что не является разумным решением, но надо верить, что если благой Бог хочет принести другого или других детей в мир, то Тот, Кто «знает, что мы имеем нужду, прежде прошения нашего к Нему”, позаботится и о экономическом укреплении семьи.
• Вершиной же обличительной мысли можно считать поистине душеспасительную книгу «Исповедаю грех, батюшка», автор которой — кандидат педагогических наук, священник Алексий Мороз, а издана она в 2006 году «по благословению Преосвященнейшего Епископа Тернопольского и Кременецкого Сергия»:
Принятие мер для избежания зачатия (предохранение). Одна из таких мер изобличается в библейской истории. Об Онане сказано: «…когда входил к жене…, изливал семя на землю (погублял семя пролитием на землю, не довершая плотского сообщения), чтобы не дать семени (чтобы не последовало оплодотворения)». И такое дело Онана «зло было пред очами Господа» (Быт. 38, 9-10). В настоящее время используются различные виды контрацепции. Но суть их одна. Грех здесь заключается в том, что в супружеских отношениях человек хочет получать только телесное наслаждение, только плотское удовольствие. Человек хочет жить только для себя, для своей плоти, не желая произведения потомства (хотя сказано: «чадородием спасается женщина»), потому что появление детей может прервать ход эгоистической жизни, целью которой, является погоня за наслаждениями.
Затрагивая вопросы о дозволенности или недозволенности контрацепции, необходимо отметить мнение некоторых, что «естественный метод использования для супружеских отношений периодов, когда зачатие женщиной ребенка невозможно, — можно считать допустимым, при мотивированном его использовании». Данное утверждение абсолютно неверно. Что таится за использованием для интимной жизни определенных дней? Желание получить удовольствие и не зачать ребенка. Тот же мотив лежит и при использовании презервативов и противозачаточных гормональных средств. Какая же здесь качественная разница? Да никакой! То и другое в равной степени является грехом. И пользующийся данными средствами не должен себя обманывать.
Пользующийся контрацептивами должен ясно себе сказать: «Да, я грешу. Я хочу плотских удовольствий, а ребенка (по тем или иным причинам, в большей или меньшей степени уважительным) не хочу. Я понимаю, что это грех, но мое сегодняшнее духовное состояние таково, что иначе я поступать не могу. Прости и помоги мне исправиться, Господи!». По крайней мере, это будет честно перед Богом и самим собой. Приведет к смирению и избавит от лицемерия.
Оценили фишку? Кандидат педагогических наук рекомендует нам… супружескую близость, сопровождающуюся осознанием собственной греховности! Это же просто неисчерпаемый источник психических заболеваний, лучше и не придумаешь! «Медленно и печально..» — как в том анекдоте.
• А теперь заходим на официальный сайт московского патриархата, и читаем принятый 13-16 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви — документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Главу XII «Проблемы биоэтики».
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Что фактически, официально разрешает применение неабортивной контрацепции в супружеской жизни, для реализации «ответственного отношения к рождению и воспитанию детей».
Внимание, вопросы:
• Знали ли отец Алексий Мороз и «преосвященнейший (!) Епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий», что издавая через пять лет после утверждения «Основ социальной концепции РПЦ» подобную книгу, они противоречат официальному документу собственной церкви?
• Верно ли утверждение, что православие как религия стремится «идти в ногу со временем», чтобы не потерять численность своих адептов — и потихоньку начинает позволять им некоторые, ранее запрещённые «радости жизни»? Вздыхая, и объясняя это «нынче народ совсем немощный пошёл..»
• Как определить ту тонкую грань, где заканчивается Вера в Бога — совершенно личное дело каждого человека, и начинается Религия с её ритуалами, преосвященнийшими служителями, самоистязанием (для умерщвления собственных грехов, разумеется) и всем вышеописанным неадекватом?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *