Забирают лучших

Лия спрашивает:
Отец Николай, здравствуйте!
Не могли бы Вы объяснить, что рассказывается в 14 главе в 1 послании к коринфянам «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» и т.д. Я для себя не могу понять, почему вся глава посвящена пророчеству. Ведь люди не должны стремиться заглянуть в будущее. Или же я поняла буквально?
Спаси Господи!

Иерей Николай отвечает:
«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.»(1 Кор. 14 глава)
На этот вопрос хорошо отвечает священник Даниил Сысоев.
«Пророчество ? духовный дар, о котором Апостол Павел советует ревновать, и это означает, что христианин должен ревностно добиваться его, страстно стремиться получить, усердствовать для достижения этой цели. На мой взгляд, многие христиане неправильно поняли Павла, и отсюда не только разногласия в среде верующих, но и заблуждения, уводящие в сторону от той благодати, к которой призывает нас Апостол. Одни считают, что пророчество, является особым даром для особых людей, а посему нам, обыкновенным смертным, просто бесполезно, если не сказать больше ? кощунственно просить его. Поэтому они не рассматривают слова Апостола как призыв, обращенный непосредственно к ним, и не ревнуют об этом даре. Другая категория людей, опираясь на слова: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать…» (Иоил.2:28, Деян.2.17), считают, что дар пророчества доступен обычному христианину, и поэтому страстно желают получить его. Но, к сожалению, мы не всегда правильно трактуем термины Священного Писания. И не правильно поняв, что такое пророчество, мы, естественно, стремимся получить не то, к чему призывал нас Павел. Итак, необходимо понять, что есть пророчество, чтобы ревновать об этом даре, и просить у Бога того, что угодно Его воле, но не нашей (1Ин. 5:14).
Кто есть пророк? Гадатель, прорицатель, предсказатель будущего? В словаре Архимандрита Никифора читаем: «Под словом пророк вообще разумеется, во-первых, люди, предсказывающие будущее, вовторых, лица, люди, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Св. Духа (1 Кор.14.3)» (Библейская энциклопедия. Москва. 1891г.). Часто пророки, действительно, предсказывали будущее, ближайшее или отдаленное, и это побуждает понимать под словом «пророк» человека, способного к предсказанию. Однако это не всегда так. Пророк в библейском, а не обыденном понимании этого слова скорее глашатай, глашатай воли Божьей, если это Божий пророк, или глашатай своей воли ? лжепророк. К лжепророкам можно отнести и тех, кто являлся глашатаем ложных богов (например, пророки Ваала, 3 Цар.18.19).
Кто был пророком Моисея? Аарон (Исх.7.1): «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Почему Аарон назван Моисеевым пророком? Моисей был косноязычен (Исх.4.10). Когда он сослался на это, Господь сказал: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» Но Моисей снова просил Бога послать другого человека, и тогда «возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить… ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4.10-16). Ясно, что Аарон был пророком скорее не потому, что возвещал будущее, а потому, что возвещал Египетскому фараону, а затем народу Божьему слова Господни. Бог, конечно, мог гово-рить и чрез Моисея, несмотря на то, что тот был косноязычен, но по просьбе Моисея Он дает ему другого человека, который должен говорить то, что говорил ему Моисей, а Моисею говорил Бог. Поэтому точнее – Аарон был не Моисеевым пророком, он был пророком Господним, и был дан Моисею как сподвижник, способный восполнить его природный недостаток («быть его устами», его пророком). Итак, Аарон был пророком потому, что «прорекал» слова, которые Господь влагал в его уста. Назван же он Моисеевым пророком потому что говорил за Моисея. Он был пророком скорее от слова «прорекать», чем «предрекать».
Я не утверждаю, что слово «пророк» имеет смысл только «глашатай». Нет, слово это имеет множество оттенков, оно применяется также и в значении «предсказатель». Но, как я понимаю, в Библии это слово употреблено часто именно в значении «глашатая», а поскольку Господь через пророков много говорил народу Своему о грядущем, эти два смысла слова как бы сливаются. Поэтому я вполне могу согласиться с Архимандритом Ники-фором (см. начало статьи), разве только, я поменял бы местами «во-первых» и «во-вторых», ко-гда речь идет не о пророках во-обще, а о пророках Господних.
Апостол Павел начинает По-слание к Евреям словами: «Бог, многократно и многообразно го-воривший издревле отцам в про-роках, в последние дни сии гово-рил нам в Сыне» (Евр.1.1-2). В пророках, а впоследствии в Сыне Бог возвещал Свою волю. Все пророки Ветхого Завета, так или иначе, прямо или с помощью аллегорий, предсказывали прише-ствие Мессии. Вот почему «все пророки и закон прорекли до Ио-анна» (Мф.11.13), то есть, до яв-ления Христа ? Мессии. А тогда, как же Апостол Павел призывает ревновать о даре пророчества, если все уже проречено? Мне кажется, ответ на этот вопрос надо искать в предыдущей приве-денной цитате – Евр.1.1-2. В последние дни Бог говорил в Сыне. «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и исти-ны», ? пишет Евангелист Иоанн, и это явление есть нечто боль-шее, чем то, когда Бог влагал Свои слова в уста пророков. С явлением Мессии то, о чем предсказывали пророки, исполнилось в Иисусе Христе, и наступило время, когда Бог начал говорить в Сыне.
Возникает вопрос: если Апо-стол Павел призывает ревновать о даре пророчества, значит ли это, что Бог, «говоривший издревле отцам в пророках» и «в последние дни сии говоривший нам в Сыне», снова возвращается к тому, чтобы говорить в пророках? Не думаю, хотя бы потому, что здесь стоят слова «в последние дни». Можно, конечно, рассматривать эти слова как указание на время жизни Павла и его современников, но, скорее всего, здесь речь идет все же о последнем времени процесса спасения и искупления человечества, о последнем времени в войне греха и праведности, рабства и освобождения. В последнее время Бог говорит в Сыне и это «последнее время» продолжается доныне.
Как говорит? Когда Иисус Христос учил Своих учеников и окружающий народ, все могли слышать Его голос, спрашивать, если что было непонятно. А как сейчас? «В последний же вели-кий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7.37-39). Водой живой Иисус Христос называл Слово Божие, а его источником ? Дух Святой, которого имели принять верующие в Него (Христа). Так было и издревле, «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1.21).
Но обратим внимание на существенную деталь. Господь сказал: «Кто верует в Меня» и «Которого имели принять верующие в Него». Дар Святого Духа и вера ? рядом, и это не случайно. «Верою вселиться Христу в сердца ваши», ? пишет Апостол Павел (Еф.3.17), а стихом выше: «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Это исполнение обетования: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14.26). Сопоставляя эти стихи, видим, что оказывается, не прекратилось время, когда Бог говорит в Сыне, но наступило время, когда верою Христос вселяется в сердца Духом Святым, и говорит чрез уста верующих. Верующие таким образом выполняют роль пророков, прорекают Слово Божие, доносят свидетельство Иисуса до окружающих людей.
Часто люди под крещением Духом Святым понимают получение даров Святого Духа (пророчество, говорение на иных языках и т.п.). Это не совсем так. Крещение Духом Святым это погружение в Тело Христово (1Кор.12.13), которое есть Церковь Его (Кол.1.24). Многие думают так: покаялся человек – он дитя Божие, он получил спасение, но еще не крещен Духом Святым. Крещен же будет лишь тогда, когда получит свидетельство (говорение на иных языках, и т.п.). Но это не так. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8.9). Само спасение возможно только через погружение (крещение Духом) посредством веры во имя Господа, в Тело Его. Здесь и покаяние, и обращение, и запечатление обетованным Святым Духом. Будучи членом Тела Христова (Церкви), христианин получает дары Духа, выполняя ту или иную роль (по подобию обычных, физических членов тел наших: глаз, ушей, рук и т.д., см. 1Кор.12 гл.). Вот почему ефесяне под впечатлением красноречиво-го мужа Аполлоса, учившего о Господе правильно, но знавшего только крещение Иоанново (покаяния) (Деян.18.24), крестились этим крещением, а Святого Духа не получили (Деян.19.2). Покаявшись, они не погрузились во имя Христа, не назвали Иисуса своим Господом (1Кор.12.3). И лишь когда они крестились (Духом) во имя Господа (Деян.15.5). Дух Святой сошел на них, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
А как, вы думаете, они пророчествовали? Наверное, когда мы имеем в виду пророков, представляем себе какого-то особого человека, обязательно внешне отличающегося от обычных людей. Под воздействием внутреннего вдохновения этот человек начинает речь: «Так говорит Гос-подь…», а дальше возвещает что-то, от чего мурашки по коже. Непременно так, а если иначе, то это не пророк, а обыкновенный проповедник, а если в личной беседе нам Бог что-то сказал чрез уста собеседника, это и вовсе, даже не проповедник. Я так не считаю. Нет, не форма важна. Бог вселяется в сердца верующих и чрез верующих доносит Слово Свое до наших сердец разными путями. Прочитал ли человек из Библии, объяснил ли текст Библии, или в другой форме донес до нас Слово Божие, все это пророчество, «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк.19.10). Свидетельство – основная функция христианина, облеченного во Христе силою свыше: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Де-ян.1.8).
В том, как ревнуют о дарах духовных, включая пророчество, на мой взгляд, ошибочен еще и мотив ревности. Прочитал человек, что надо ревновать о даре пророчества, решил, что надо ревновать и молится до исступления, пока не получает то, что принимает за пророчество. Считается, что дары Духа нужны для достижения «почести вышнего звания» (Фил.3.14). Представляю, как читатель может возмутиться: «а как же слова Христа: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, по-даст ему змею вместо рыбы?» (Лук.11.11)? Но, давайте повнимательней прочитаем Лук.11.5-13:
5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лук.).
Обратим внимание на то, почему этот человек так неотступно просил три хлеба в полночь, когда надо спать, а не беспокоить соседей? Это что, была блажь его? Каприз? Проснулся в полночь и побежал к соседу, потому что ему вдруг захотелось иметь три хлеба? Нет! К нему зашел друг, зашел с дороги, наверное, голодный. Надо было накормить, а у него ничего нет. Вот почему такой визит в полночь, вот почему такая неотступность. Это не блажь, не каприз, а необходимость, связанная с гостеприимством, любовью и состраданием к страннику. А теперь обратимся к нашей ситуации. Нет ли вокруг нас таких же «голодных странников», которых надо накормить? Но нечем! Мы «косноязычны», подобно Моисею мы просим у Бога, чтобы он когото другого послал. «Господи, – молим мы – пошли какого-нибудь проповедника, чтобы он обратил к Господу нашего сына, внука, дочку, внучку…». Но, Господь, преподав эту притчу, делает заключение: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят, – а чтобы больше было уверенности, добавляет, – …тем более Отец Не-бесный даст Духа Святаго про-сящим у Него». Без этой силы свыше наши слова – пустой звук. Только Слово Божие из источника воды живой может оживить, обратить, спасти!
Вот почему Апостол Павел призывает ревновать о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать. Не потому, чтобы этим возвысить нас, а потому что это наиболее важное, нужное, необходимое. Не ищите славы ни у внешних, ни в церкви. Пророки всегда были в уничиже-нии, ибо сила Божия совершается в немощи (2Кор.12.9). Павел призывает ревновать о даре пророчества, когда Слово Божие обитает с нами и в нас, чтобы нам из доброго сокровища вынести доброе (Лук.6.45) – три хлеба, чтобы накормить всякого странника.»
Божией помощи Вам!

в среду, открывая Всероссийскую конференцию «Здоровые города» с международным участием, губернатор Сергей Морозов попросил начать с минуты молчания в память о погибших в Кемерово. Глава региона начал своё выступление со стихов Николая Ященко:
Когда умирают дети,
То вдруг замолкают птицы,
И солнце в глазах не светит,
Не задрожат уж ресницы.

Когда умирают дети,
От горя Планета плачет,
Ручки упали, как плети,
Уже не играть им в мячик.

Матери долго не спится,
Мечется, стонет в постели,
Малыш наяву ей снится,
Радость ее в колыбели.

А Ночи полет тяжелый
Заставит во сне забыться,
И снова Малыш веселый,
А солнце в глазах искрится.

А ручки играют в мячик,
А ножки бегут навстречу,
Но утром рассвет незрячий,
Горем опущены плечи.

Горе по сердцу, как плетью,
Такой истязает болью!..
Я не согласен со смертью,
Смертью детей — тем более.

Когда умирают дети,
За это мы все в ответе!

Далее на конференции «Здоровые города» девять муниципальных образований вступили во Всероссийскую Ассоциацию «Здоровые города, районы и поселки»: город Новоульяновск, Радищевский, Новоспасский, Сенгилеевский, Барышский, Старомайнский, Новомалыклинский, Тереньгульский и Мелекесский районы.

Facebook — Павел Дегтярь, Рашид Абдуллов

Хабаровск православный → Вопросы → Почему умирают дети?

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Хабаровска.

Руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии.

Преподаватель Хабароовской духовной семинарии.

Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?

Ирина.

Действительно, Бог и добр, и всемогущ. Все зло в мире творит вовсе не Он, а именно мы. Всемогущий Бог мог бы нас заставить ходить по струнке, но тогда это были бы не люди, а биороботы. Мы ведь не делаем из своих детей безмозглых исполнителей своей воли, а наоборот, стараемся их развить для самостоятельной жизни. Хотя при этом есть риск, что они станут плохими людьми, но пусть так, это лучше насилия над личностью. Ведь, если бы мы услышали
по телевизору о том, что где-то много лет запирали человека с самого детства, чтобы он не наделал зла (причем без предпосылок к этому), мы бы сказали, что это — извращение. Потому что это против свободной человеческой природы.

В принципе, Бог КАК БЫ не всемогущ. Я не зря выделил КАК БЫ. Святому Иоанну Златоусту задали однажды лукавый вопрос: может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять? В обоих случаях получается, что Бог не всемогущ. Но святой ответил, что не только может, но и создал. И этот камень — человек. Человек подобен Богу, он так же, как и Бог, свободен. Поэтому единственное, что в этом мире НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ — сердце человека. Насильно мил не будешь. И в этом творении Богом РАВНОГО СЕБЕ — явление величайшего Таинства любви Божией. Всемогущий, Он Сам, добровольно, ограничивает Свое всемогущество, останавливаясь перед свободой человеческой личности в уважении к ней.
Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?
Ответа на эти вопросы нет. Точнее, нет ответа на эти вопросы вместе, и даже на каждый в отдельности, когда говорится не о Никаноре Серапионовиче, а об Иванываныче. Я — священник молодой. Но слышал уже не одну тысячу исповедей. И порой слышишь такое, что потом смотришь в зеркало: а не поседел ли я? И всякий раз, когда ко мне приходит человек и спрашивает: «А вот за что мне то-то и то-то?», — я отвечаю: «Я не знаю, потому что я — не Бог. Да, я священник, но для того и нужны священники, чтобы они, будучи равны всем остальным людям, как бы вели их к Богу и говорили к ним от имени Бога. Служение священника — это служение посредника. А вставать на место Бога и решать за Него, и объяснять, почему Бог сделал то-то или то-то — простите, но я-то кто такой? У меня есть большая, но вполне ограниченная власть — я знаю заповеди Божии, и мне дана власть прощать кающемуся человеку от имени
Бога грехи против этих заповедей. Я могу засвидетельствовать на исповеди и в Крещении союз между Богом и человеком, где человек обещает приложить все силы, чтобы стать лучше, а Бог его принимает, прощает грехи и помогает исправляться. Имея определенный опыт, я могу подсказать, как в той или иной ситуации поступить. Но я не знаю, как Бог промышляет о каждом человеке в отдельности — ну не отчитывается Он передо мной, к сожалению!». Часто я призываю человека подумать над своей жизнью и поисповедоваться, после чего уже есть о чем говорить.
Например, приходит ко мне женщина, рассказывает о своих неприятностях и спрашивает, за что. Предлагаю поисповедоваться, выясняется — несколько абортов. Я говорю: «И Вы спрашиваете, за что?». Но указываю, что это — не более, чем мое предположение, причем скорее всего, ошибочное. Просто потому, что я — НЕ БОГ. Только Он знает о каждом человеке, что, почему и как. Причем вопрос «за что» неверен. Спрашивать нужно: «для чего» — чтобы ты одумался, покаялся и пришел к Богу. Вот этот ответ точный.
Рассмотреть эти вопросы нужно с точки зрения, что Бог свободен и существует Сам по Себе, Ему не нужны дополнительные условия. Нам — нужны, причем как для жизни, так и для реализации своей свободы. И Бог их нам дает в виде того мира, в котором мы живем, с его законами и условиями. В том числе — с законами причинно-следственных связей. Если мама пьет всю беременность, это — проявление ее свободы, и почему Бог ее не ограничивает — уже сказано выше — что это за свобода, которой я не могу воспользоваться так, как захочу? При этом мама запускает физиологические механизмы, вредящие ее ребенку. Но если Бог ограничит их действие, то это — снова ограничение свободы матери. То есть, она сможет пить, понимая, что вредит ребенку, а последствий вдруг раз — и нет! Господь Своей властью все эти последствия УНИЧТОЖАЕТ. Тогда теряет смысл вообще вся эта диалектика со свободой, и надо бы нас уничтожить — и дело с концом! Поэтому Господь, ради того, чтобы мы были людьми, свободными и равными в этом Ему, ограничивает Свое всемогущество и терпит нас, вредящих самим себе и друг другу. От нас же страдают и дети. Почему дает детей людям, которые не смогут их воспитать — значит, смогут. Только они решают, что им это не нужно. И это — тоже ради свободы. Почему забирает родителей? Почему не дает детей тем, кто хочет? Это всегда история конкретного человека, с его особенностями, грехами и недостатками, которые знает только Бог. Единственное, что могу сказать — ВСЕ Господь делает для того, чтобы мы исправились и пришли к Нему.
Поэтому пытаться отвечать на эти вопросы вообще — значит, соглашаться с таким положением дел. Якобы, так и должно быть. А это не так. Так не должно быть! Это неправильно! И осознать нам это дает наша совесть, наше чувство любви и сострадания, заложенные в нас Богом. ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! И Господь, будучи вынужден допускать это ради нашей свободы, через нашу совесть обращается к нам и говорит: «Смотрите, что вы делаете, когда грешите! Видите, насколько это неправильно и чудовищно! Покайтесь и исправьтесь!» И конечно, это не может существовать в вечности. Господь для того и принял Распятие и смерть, чтобы Воскресением ее победить и дать нам силы побеждать грех. И потому будет Страшный Суд, а потом — новое бытие, в котором люди будут святыми, а природа — идеальной, не поврежденной человеческим грехом. И всего этого уже не будет. Те же люди, которые не захотят принять Бога,
получат возможность жить без Него. И это бытие называется адом.

28.06.2012

Дети



Код для вставки в блоги
Аноним пишет 13.08.2014 Зачем религии и вера если они не помогают нам ? Люди молятся за здоровье своих детей, но богу похоже плевать на их молитвы. И я задумался о его существование, почему он создал людей почему дал изобрести оружие для убийства ? Это я вот к чему если бог существует то он не чем не лучше дьявола ! Ответить
Николай пишет 15.10.2014 Странно, что люди, задающиеся подобными вопросами, считают именно жизнь, здоровье и достаток благом. Вопрос изначально ставится в формате: «Почему Бог, обещающий вечную и счастливую жизнь после смерти, может так рано и беспричинно обрывать жизнь земную»? В этой форме вопрос звучит одновременно с верой и безверием. Т.е. задающий его не оспаривает тот факт, что Бог существует, и что всё в его власти. Но он и не верит в то, что Бог гарантирует воскрешение человека (души человека) после смерти. Исключение этой гарантии позволяет человеку отрицать и первый факт, который он первоначально принял — само существование Бога. Религия, по его мнению, не спасает. А что значит спасение? Счёт в банке? Икра на хлебе? Внедорожник на дизельном топливе? Вилла на море? Да, так бы спастись многие хотели. Вспомним историю Иова — он лишается детей, он лишается имущества, он лишается здоровья и он лишается друзей. Причём, лишается просто так. Просто дьявол (думает что) искушает Бога и получает дозволение пытать Иова и его семью. Ситуация решается, смотрим кто что получает в итоге: погибшие дети и слуги Иова — с Богом (в их благочестии и терпении сомнений возникнуть не должно). Иов получает ещё больше имущества и точно такое же кол-во детей (которые опять же идут по пути благочестивого отца и приходят после смерти к Богу). Те, кто хулил Бога — посрамлены. Те, кто до самого конца верил в заступничество Бога, вознесены. Когда я слышу где-либо вопросы относительно того «почему Бог попустил это», либо сам задаю их, то вспоминаю историю Иова. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» /Екклесиаст 7:14/ Закончить свой комментарий я бы хотел словами старца Паисия Святогорца: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.» Ответить
Алина пишет 17.04.2015 Очень бы хотелось, чтобы дети не страдали. Не верю, что они расплачиваются за грехи родителей. Это несправедливо. Бог не мог бы такую несправедливость позволить. Очень жаль что много плохого случается с детьми в нашем жестоком Мире. Почему так????? Ответить
Евгений пишет 04.06.2015 Сколько нужно потрудиться чтобы заработать например на новую иномарку, если честно, никого не обманывая? А теперь можно представить что если работать все это время не на иномарку а на Бога, ради Его Славы? Не думаю что Он оставит это без внимания) Ответить
Пешеход пишет 04.06.2015 Тема: Почему дети умирают? потому что политики христианской религии подталкивают социум на это. Ответить
Роман пишет 05.03.2016 позвольте высказать свое мнение,по поводу смерти детей в новорожденном возрасте. Я думаю, раз Господь, дал нам свободу выбора, но тем самым и оставил нашу книгу открытой, чтобы в неё записывались все наши деяния, злые и добрые, так и копится карма (кара), дело в том, что мы живём не одну жизнь и после смерти перерождаемсялибо в этом мире, либо в другом, но после смерти наши деяния так же и остаются в той самой книге, книге нашей души, а не нашего тела, поэтому отвечая на вопрос о смерти новорожденных, можно предположить, что новорожденный будучи в прошлом поколении совершил аборт или другое убийство своего младенца, поэтому чтобы искупить свою вину Бог даёт ему жизнь и сразу же забирает её. Земля круглая не спроста, она нам как бы говорит о том, что всё движется по кругу и возвращается. Ответить
Юрий пишет 30.11.2012 Тема: Почему умирают дети? Мой дед был пресвитером христиан-баптистов (умнейший и образованный для того времени человек) у него было шестеро детей, отец был не верующим, перед смертью принял данную веру, я христианин все мои братья баптисты, дети мои христиане, мы часто дискутируем на темы веры и иногда я не могу найти ответы на самые простое вопросы связанные с верой, а именно:
— почему умираю дети, часто вообще не успевшие в связи со своим возрастом совершить даже в помыслах своих что то не богоугодное?
— если даже так происходит почему он их не забирает сразу, зачем заставляет испытывать боль и страдания?
Если за грехи родителей, я вообще не понимаю, если меня не любит или не понимает сосед, я что должен мучительно убить его любимого сына?
Не хотелось бы услышать ответ, НЕ ЗНАЮ, потому что я сам не знаю как это можно осознать пояснить предположить!!!
Ответить

«Полезен плач, растворенный упованием на Бога:
утешает душу, смягчает сердце,
отверзает его ко всем святым,
духовным впечатлениям»
свт. Игнатий (Брянчанинов).

«Поплачь»

Перед священником лежала девушка. Очень симпатичная девушка, вернее сказать, даже девочка лет четырнадцати. Она лежала в гробу в церкви, и священник готовился ее отпевать. Рядом стояли ее родители и рассказывали. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, и она чуть отстала. Ее наушники почему-то в это время были у нее в ушах, а машинист не успел вовремя затормозить… Священник слушал слова матери, и ее боль передавалась ему. Как будто ком стал в его горле, а ему ведь еще надо было сказать слово утешения родителям и всем присутствующим и самому спеть отпевание за неимением хора. Священник выдержал паузу и начал говорить…

Нам надо произнести: «Поплачь», обнять человека и поплакать вместе с ним

Нет глубже раны и сильнее боли, чем рана и боль потерявшего своего ребенка. Еще вчера он, полный жизни и энергии, стоял перед тобой. Он был во многом отражением тебя самого, а его жизнь вплетена в твою, как ленты вплетают в косы. Поэтому его радости и скорби были твоими радостями и скорбями. И вот теперь он лежит перед тобой, безжизненный и холодный, унося за собой в могилу, кажется, и твою жизнь. Перед человеком, которого настигла такая беда, встает непростая задача ‒ все это пережить, не потеряв смысл жизни, не потеряв душевное и физическое здоровье, не отчаявшись. А перед людьми окружающими стоит очень важная христианская задача ‒ утешить и поддержать раздавленного горем человека. Ой, какая это непростая задача! Поначалу вообще «удобее молчание»: слова необдуманные, поверхностные рискуют не только быть брошенными на ветер, они рискуют даже ранить человека. Припоминается случай, рассказанный митрополитом Антонием Сурожским, о том, как молодой священник отпевал отрока. Перед отпеванием, обращаясь к матери мальчика, он совершил, наверное, оплошность, сказав: «Как я вас понимаю!» На что мать ребенка резко ответила: «Не лгите! Вы не можете понять мать, опускающую в могилу своего ребенка! Вы никогда не переживали ничего подобного, и желаю вам, чтобы никогда и не пережили». Как верно подмечено! Действительно, человек, не имеющий подобного опыта, просто не может погрузиться в глубину горя, потрясшего родителей, и из этой глубины сказать слово назидания, которое могло бы тронуть. Мы, подобно Христу, не можем сказать матери: «Не плачь», ибо Слово Божие тотчас по произнесении этих слов иссушило источник беды, воскресив ее сына. Слова «не плачь», обращенные Христом к наинской вдове, означали: «Не плачь, ибо причину твоей скорби я сейчас упраздню». Нам же, грешным и не обладающим никакими духовными дарами, напротив, надо бы произнести: «Поплачь», ибо плач способен немного и ненадолго, но все же успокоить боль; надо бы обнять человека, посидеть и поплакать вместе с ним. Вот что надо поначалу. А вот потом, уже чуть позже, когда рана хотя бы перестанет кровоточить и глаза пообсохнут, можно вместе попытаться осмыслить эту смерть, осмыслить по-христиански, ибо в христианстве есть попытки такого осмысления.

Почему?

Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни

Когда по долгу службы мне приходится посещать кладбище, а это происходит, разумеется, регулярно, меня всякий раз посещает ощущение того, что в последние пару десятилетий изменилось отношение смерти к молодости. Смерть с каким-то азартом полюбила молодую жизнь и вовсе уже не считается с годами. Или считается, но по-своему: ей как будто неинтересны те, кто приходит к ней по естеству, но зато она с упоением стремится к тем, кто едва-едва начал жить. На современном кладбище молодых и маленьких землян едва ли не больше, чем возрастных, не так ли? И для этого, безусловно, есть объективные и субъективные причины. Помолодели болезни: экология окружающего нас мира подарила болезням эту молодость. Деградирует отношение к жизни и здоровью, особенно среди молодежи: это безумное поветрие – безответственность по отношению к своей и чужой жизни – плодит в нашем обществе всех этих рисковых селфистов, руферов, зацеперов и прочих экстремалов, которым жизнь как будто и не нужна. Вообще, в силу подобной безответственности чрезвычайно усиливается фактор внезапности смерти: гибнут под колесами, гибнут от «колес», гибнут, попавшись на крючок «социальных» сетей. Да, еще патологическая жестокость современного человека вносит свой «вклад» в депопуляцию нации: убить могут просто за сделанное замечание, за неудачную стрижку, за телефон, которые лежит у тебя в кармане. Однако все эти причины ранней смертности носят все-таки внешний характер, и помимо них есть еще причины глубоко духовные, относящиеся к участию Промысла Божия, соблюдающего всякого человека. Бог, определяя момент смерти человека, заботится прежде всего о том, чтобы человек достиг вечной блаженной жизни. Помочь человеку пережить смерть ребенка, смириться с ней может лишь осмысление возможных причин смерти в контексте вечной жизни. «Мой ребенок не умер, он жив! ‒ вот первая радостная мысль, которую доносит до родителя христианская вера. ‒ Оказывается, я не потерял его, но временно с ним расстался. Это, конечно, горькая разлука, но тем радостнее будет потом встреча. И она обязательно состоится!» Вот та предпосылка, от которой могут отталкиваться наши дальнейшие размышления о ранней смерти. Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни, и встречается, как нам кажется, слишком часто? Почему Бог забирает еще только расцветшую, а иногда и вовсе еще не успевшую расцвести жизнь? Не срывают же с цветка бутон, не успевший толком расцвести и порадовать всех своим благоуханием?

Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент

Ответы на подобные «почему» мы, христиане, можем найти лишь тогда, когда признаем, что далеко не все доступно нашему рассудку, и обратимся к разуму Церкви. А Церковь в таких случаях указывает нам, как на свет в конце тоннеля, на Божественное Всеведение. Указывает на Бога, Который знает, когда лучше забрать человека, с точки зрения его вечной жизни. В рассуждениях отцов и учителей Церкви общим местом является утверждение о том, что каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент. Вот как на вопрос «почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?» отвечает преподобный Паисий Святогорец: «Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу». Здесь сделаем оговорку. Конечно, преподобный Паисий таким образом не говорит о спасении всех людей, он говорит о том, что Бог саму смерть использует во благо человеку, для которого спасение еще возможно. Происходит это многоразличным образом: «Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти. А других – тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так потому, что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. Т.е. Бог все равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще – очень хорошего Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны».

В вопросе смерти младенцев, детей и вообще нравственно чистых еще юношей или девушек мнение отцов также сводится к мысли о том, что Бог забирает их, зная, что в будущем они могут вести греховный образ жизни, потерять чистоту и лишиться вечной жизни. Вот как утешает святитель Феофан Затворник мать, скорбящую из-за смерти своей добронравной дочери: «Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».

Бывает, что Бог посылает ребенку смерть, желая избавить его самого и его близких от более тяжкого креста. Многим известен хрестоматийный пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный когда-то прп. Варсонофием Оптинским. Пример этот замечателен своего рода откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала прп. Варсонофию о том, что ее сын тяжело заболел в возрасте трех лет. Все говорило о его скорой кончине, и она, не желая с этим мириться, упала на колени перед ликами Спасителя и Божией Матери и жарко, горячо, со слезами молилась. В ответ она услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Что, если нужна теперь его смерть? Из благости и милосердия Своего Я покажу тебе его будущее – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?» И ей был показан весь его жизненный путь. Проведенная видением по разным комнатам, которыми обозначались жизненные этапы его сына, она, остановившись перед последней комнатой, услышала грозный оклик: «Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему зла». Но она лишь прокричала в ответ: «Нет, нет, я хочу, чтобы он жил». Задыхаясь, она поспешила за занавес. Он медленно стал открываться, и она увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным ее сыну. После видения ребенок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей в видении…

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы. И нашу смерть Владыка жизни и смерти также использует нам во благо. Направление воли человека, его душевное состояние – область, достаточно закрытая не только для близких человеку людей. Она недостаточно ясна и самому человеку. Лишь Бог вполне зрит и оценивает наше состояние и делает верные выводы. Щадя человека, Бог может забрать его в период расцвета сил, дабы непреодолимый груз грехов будущего не отнял у него и последнюю надежду войти в жизнь вечную. Об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет».

Понять и открыть причину ранней смерти каждого отдельного человека невозможно. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего рассудка, по крайней мере в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки, оставаясь бесплодными, могут довести человека, потерявшего своего близкого, до сильнейшей печали и даже до отчаяния. Лучше в свете веры в Бога постараться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весточку: «Не плачь, твой любимый со Мною».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *