Зачем бог дает испытания

Об испытаниях в нашей жизни


Паисий Святогорец

«Для того чтобы пойти в Сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки загранпаспорт пройденных испытаний»

Кресты испытаний

– Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

– Знаешь, кресты каждого из нас — это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам — людям — не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест — это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в небесную сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и духовную «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Испытания помогают людям прийти в себя

– Геронда, я получила известие о том, что страдания моих родных никак не кончаются. Будет ли когда-нибудь конец их скорбям?

– Терпи, сестра, и не теряй упования на Бога. Глядя на все те испытания, которые постигли твоих родных, становится понятно, что Бог любит вас и попускает испытания для того, чтобы вся ваша семья духовно очистилась. Если посмотреть на испытания, постигшие твою семью мирским взглядом, то вы покажетесь несчастными. Однако посмотрев на них взглядом духовным, мы поймем, что вы счастливы, и в жизни иной вам будут завидовать те, которые считаются счастливыми в жизни этой. Терпя все эти испытания, твои родители все равно, что подвизаются. Но, что ни говори, в испытаниях, постигших твою семью и некоторые другие семьи, скрыта какая-то тайна. Ведь за твоих родных совершается столько молитв! Кто весть суды Божий? Да прострет Бог Свою руку и положит конец испытаниям.

– Геронда, а разве нельзя, чтобы люди приходили в себя не посредством скорбей и испытаний, а как-то по-другому?

– Всякий раз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался привести человека в чувство по-доброму. Однако Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите: ведь если непослушный ребёнок не слушается отца, то вначале отец пытается исправить его по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребёнок не меняется, то отец переменяет доброту на строгость — для того чтобы исправить своё чадо. Так и Бог — иногда, если человек не понимает по-доброму, даёт ему испытания, чтобы тот пришёл в себя. Если бы люди не испытывали немного боли, болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближались к Богу.

Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведь и врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больные исцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечет за собой и здравие тела, и спасение души.

Когда нам больно, нас посещает Христос

Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание, но стремится жить припеваючи, находится вне реальности.

Посмотри, ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и Святые нашей Церкви тоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуем по тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизни небольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета своих грехов и достигаем спасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился, пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещает Христос, именно из этого — из боли.

Когда человека посещает боль — тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби — это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачивается за грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто сам не хочет пострадать ради любви ко Христу. «Я здоров, — говорит такой человек, — у меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючи и тихо». И такой человек при этом не говорит «Слава Тебе, Боже!» Если бы он, по крайней мере, с благодарностью признавал все те благословения, которые подает ему Бог, это бы еще куда ни шло. «Я был этого недостоин, — следовало бы сказать такому человеку. — Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисходительно». В житии Святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз Святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. «Нет, никогда, — ответил богач. — Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь». Тогда Святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: «Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог!» И как только Святой и его спутники вышли на улицу, дом богача рухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек, была на самом деле оставлением Божиим.

«Его же бо любит Господь, наказует…»

– Геронда, отчего люди испытывают сегодня столько страданий?

– От любви Божией. Ты, будучи монахиней, поднимаешься рано утром, исполняешь своё монашеское правило, молишься по чёткам, творишь поклоны и тому подобное. Для людей мирских те трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощью этих трудностей и страданий люди очищаются. Эти страдания оказывают им большую пользу, чем мирская беззаботная жизнь, которая не помогает им ни приблизиться к Богу, ни отложить на небесный счёт духовные сбережения. Поэтому люди должны принимать скорби и искушения как подарки от Бога.

Благий Бог, желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощью испытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания, желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания. Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзамены на терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: «За что же Ты даёшь ему воздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился». Жизнь земная Бога не интересует, Его интересует жизнь будущая. Прежде всего Он заботится о нашей будущей жизни и только потом — о жизни земной.

– Геронда, однако почему Бог одним людям посылает многие испытания, а другим не посылает совсем?

– Что говорит Священное Писание? «Его же любит бо Господь, наказует…» Притч. 3, 12

К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он может надрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, и тех, кто имеет доброе расположение, если они допускают погрешность, Он наказывает «подзатыльником», и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше «подзатыльников», — скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись. Поэтому мы видим, как мирские люди совершают серьёзные грехи и, несмотря на это, в изобилии имеют материальные блага, и живут долгие годы, не испытывая скорбей. Это происходит по Промыслу Божию — для того чтобы эти люди покаялись. Если они не покаются, то в жизни иной им будет нечем оправдаться.

Богу больно за те скорби, которые испытывают люди

Какие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: «Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: «Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова». Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание — это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный «балл», для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог — это не Ваал, но Бог любви. Он — Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

– Геронда, некоторые спрашивают: «Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богу не больно?»

– Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу «силы терпеть» эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений! Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не давали воинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желая угодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большие муки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько же больше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприять на Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составить ангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением

Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь, не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребывает в полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётся беспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навеки осуждает свою душу.

Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними Испытания они преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужих скорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою «Не ввери мя человеческому предстателъству, Всесвятая Владычице», то иногда останавливаюсь на словах «…но приими моления раба Твоего…» Если у меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: «…скорбь бо обдержит мя, терпети не могу?…» Как я смогу сказать ложь? В духовном отношении к испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно, духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до Сладкого Иисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.

Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё происходящее с ним такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постоянно просит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всё идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.

Сыт или голоден человек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоваться и ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения — до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословения не будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам. И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будет видеть любовь Божию и таять от этой любви.

Искушения и скорби по попущению Божию

Иногда происходящие с нами испытания — это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога «по затылку», и его сердце умягчается. Конечно, Бог и не испытывая нас знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания — для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль страстей так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа — Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.

Иногда мы говорим Богу: «Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека». И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому, как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.

– Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией?

– Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: «Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду». Всё равно, что говорил: «Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему».

Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие — те, кто виноват и подвергается наказанию.

Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то, что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику: «Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?» Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: «Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!»

Бывают и случаи — правда очень-очень редко — когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди — подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной.

А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то, что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину — согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

Неблагодарность за любовь Божию

– Геронда, испытания всегда идут людям на пользу?

– Зависит от того, как человек относится к испытаниям. Те, кто не имеет доброго расположения, в находящих на них испытаниях начинают хулить Бога». Почему со мной это произошло? — ропщут такие люди — Погляди, ведь у такого-то всё так хорошо! Ну что это за Бог, Который попускает всё это?» Такие люди не говорят «согреших», но мучаются. А вот люди благочестные благодарят Бога так: «Слава Богу! Это испытание привело меня к Нему. Бог попустил это для моего блага». Раньше такие люди могли совсем не ходить в церковь, но после испытаний они начинают ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А, кроме того, часто людей очень жестких Бог в какой-то момент испытаниями приводит в состояние такого любочестия, что сами они поворачиваются на сто восемьдесят градусов и рассыпаются в прах от боли, которую испытывают за всё то, что они сделали.

– Геронда, когда у нас всё идет хорошо, то мы должны говорить «Слава Тебе, Боже»?

– Да уж если мы не говорим «Слава Тебе, Боже» в радостях, то, как мы скажем это в скорбях? Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях? Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома. Неблагодарность — это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничем не удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет. Всё и все перед ним виноваты. У меня на родине, в Фарасах, в качестве сладости очень любили виноградное сусло. И вот как-то ночью одна девица начала плакать, потому что ей захотелось виноградного сусла. Что тут поделать? Пришлось её матери идти к соседям и просить. Съев немного сусла, девица снова принялась плакать, стучать ногами по полу и кричать: «Мама, я хочу и сметаны!» — «Доченька, где же я тебе найду сметаны в такой час?» — спросила мать. Нет, «хочу сметаны» и всё тут. Что делать? Поплелась бедняжка мать к соседке и попросила в долг и сметаны. Попробовав сметаны, дочка опять заревела. «Ну, а что ты сейчас плачешь?» — спрашивает мать. «Мама, я хочу, чтобы ты мне их смешала!» Ну что ж, берёт мама сусло и сметану и смешивает. Но дочка всё своё: реветь не перестаёт. «Мама, я не могу их есть вместе! Хочу, чтобы ты мне их разделила!» Ну, тут уж маме ничего не оставалось, как от души отдуть дочку по щекам! Так вот и отделилось сусло от сметаны.

Я хочу сказать, что подобно этой девице ведут себя некоторые люди, и тогда к ним приходит наказание Божие. Нам надо, по крайней мере — признав свою неблагодарность — день и ночь благодарить Бога за те благословения, которые Он нам подаёт. Поступая так, мы будем наступать на пятки трусливому диаволу, который, собрав всех своих тангалашек, улетучится, подобно чёрному дыму, потому что признавая свою неблагодарность и благодаря Бога за его благословения, мы будем бить диавола в больную точку.

Наши малые испытания и большие испытания наших ближних

В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство — это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. «Слава Тебе, Боже, — скажу я, — что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: «Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками».

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: «Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучился этими кровотечениями даже и семи лет!» Думая о другом, о том, кто испытывает такие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждые полчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником, и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, я оправдываю себя, даже если ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса?

– Восемь месяцев, Геронда.

– Видишь? Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому — десять месяцев, третьему — пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этой болезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-два месяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человек мучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то он сразу же получает утешение. «Погляди-ка, — говорит больной. — Я заболел два месяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год — и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда, как он живёт духовно». Таким образом этого человека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!

Скорби, которые причиняют нам люди

– Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей?

– Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый «канон». И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности?

С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие «сиропы», которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: «Блажени есте егда похвалят вы», но «Блажени есте, егда поносят вам…» и вдобавок «на вы лжуще». Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.

Конечно, клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветер ломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот тем деревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корни ещё глубже.

Мы должны молиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь обид и неприязней и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станет явной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой».

Все мы рано или поздно сталкиваемся в этой жизни с трудностями. Иногда мы встречаем проблемы настолько серьёзные, что их можно назвать – настоящими испытаниями. И здесь многих из нас возникает вполне закономерный вопрос: «Почему Бог посылает мне такие испытания?». Я не делаю, и не желаю никому ничего плохого. Стараюсь жить правильно. Хожу (возможно) в храм, молюсь. Ведь Бог мог бы легко избавить меня от трудных испытаний! Другие воруют, например, а у них нет таких проблем как у меня, почему?

Для того чтобы однозначно ответить на все эти вопросы, необходимо восстановить и правильно понять определённые знания об этом мироздании.

Согласно всем основным религиозным направлениям, живое существо – это нематериальная субстанция, которая обладает сознанием (собственным «Я»), а физическое тело находится в его распоряжении.

Согласно основным религиям, существует материальный мир, имеющий молекулярную (атомарную) структуру. Также, существует мир – трансцендентный (духовный), который имеет более сложную (тонкую) структуру. Живущие в духовном мире существа имеют тело трансцендентной (духовной) природы, имеет более сложную структуру, и гораздо больше возможностей, нежели тело молекулярной структуры. Кроме этого, принципиальное различие этих двух миров заключается в том, что живые существа, живущие в трансцендентных (духовных) вселенных, живут по определённым законам. Впрочем, основные из них, нам хорошо известны: это «не убий», «не укради» и т. д.

Человек, который достигает с помощью духовных практик определённого состояния своего сознания, после смерти своего физического тела, трансмигрирует в одну из духовных вселенных. Там он перерождается в новом трансцендентном (духовном) теле. Если же человек живёт обычной жизнью, и не уделяет должного внимания духовной практике, то он перерождается в новом физическом теле. Подтверждённые случаи воспоминаний своих прошлых жизней (с ВИДЕО), представлены в статье «ЖИЗНЬ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ» (ссылка открывается в новом окне).

На территориях современной Индии, России и некоторых стран бывшего СССР, в древние времена процветала высокоразвитая ведическая цивилизация (об этом подробнее “ЗДЕСЬ”).

Согласно древнейшему ведическому знанию, существует процесс реинкарнации.
Почему было сокрыто полное знание о реинкарнации души??

Дело в том, что знание о том, что со смертью физического тела, жизнь самого живого существа продолжается, делает человека до определённой степени – БЕССТРАШНЫМ! Он хорошо осознаёт тот факт, что он является нематериальной и вечной единицей сознания! Он лишь меняет материальные (молекулярные) тела, в соответствии с определённым законом.

Но бесстрашные люди не нужны правителям и власть имущим. Под страхом смерти (якобы единственной), человека можно запугать, и заставить подчиняться, управлять им – как животным, с его «животным» неразумным страхом – неведения!

Очень часто, когда мы получаем новое испытание, мы думаем что – не заслуживаем этого. Но, последние исследования особенностей головного мозга дают чёткое определение того факта, что состояние нашего сознание вместе с ощущениями, зависят от того какие поступки мы совершаем! То есть, во многих случаях, мы сами наказываем себя, не понимая эту зависимость. Более подробно об этом написано в статье “ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЧЕЛОВЕКА” (ссылка открывается в новом окне).

По какому принципу душа переселяется в новое тело?

Согласно Ведам, душа переселяется в следующее материальное или духовное тело, согласно образу (картинке) человеческого сознания – в момент отделения души от физического тела (то есть в момент смерти).

Благодаря определённым духовным практикам, человек может сосредоточить своё сознание на определённых духовных формах даже в момент смерти физического тела. Это даст ему возможность переродиться в духовном теле в одной из трансцендентных вселенных. Все основные виды духовных практик в общем виде описаны в «БХАГАВАД – ГИТЕ как она есть». (ссылка открывается в новом окне).

В Бхагавад – гите как она есть» (с комментариями), – описана вся суть духовной мудрости, и принцип продвижения по пути духовного развития, не зависимо (что важно!) от вида религиозного направления.

Таким образом, если мы в течение жизни мало (или совсем не) интересуемся духовными знаниями, то в предсмертное мгновение, в нашем сознании будут присутствовать исключительно материальные объекты, люди и т. д. Соответственно, живое существо (душа) снова будет вынуждена переродится в материальном мире в оплодотворённой яйцеклетке. Подробнее, с научными исследованиями об этом в статье: «ТЕЛО И ДУША ЧЕЛОВЕКА» ссылка открывается в новом окне).

Почему мы сейчас находимся в материальном мире (в одной из материальных вселенных).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано — где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта: «КАК ВЫГЛЯДЯТ И ГДЕ НАХОДЯТСЯ РАЙ И АД» — страничка открывается в новом — дополнительном «ОКНЕ»).

В основных религиях мира, даётся следующее важное определение качества души: – природа (структура, строение) человеческой души, точно такая же, как и природа Верховной божественной Личности. Обычно это выражается фразой: «Искра божья». Только человеческая душа – неизмеримо меньше, чем Верховная божественная Личность. Но качество (природа) – те же самые.

Душа, воплощённая в человеческом теле имеет определённую степень свободы выбора (действий). Иначе, человек не был бы человеком, а был бы растением. В

В определённый момент, душа (то есть живое существо) захотела управлять и владеть материальными объектами и формами. Имея на это право, для контакта с материальными объектами, душа воплощается в материальном теле. Но, законы мироздания таковы, что после того, как материальное (молекулярное) тело по каким-то причинам пришло в негодность (умерло естественной смертью или было убито), душа, воплощаясь в новом материальном теле, теряет информацию о своих прошлых жизнях, в том числе и о жизни в духовном мире! Исключительные случаи, когда человек вспоминает свои прошлые жизни, представлены в статье «ЖИЗНЬ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ».

И, если в новом материальном теле, душа родилась в обществе, где духовное знание практически отсутствует, то она имеет мало шансов после смерти этого материального тела, освободиться от материальной обусловленности.

Известную аналогию мы можем наблюдать у людей, которые зависимы от компьютерной игры. Человек принимает некую виртуальную форму (обуславливается). Дальше он ведёт «свою» игру по установленным правилам компьютерной игры. Делает он это – по собственному желанию. И вернуть его в реальный (материальный) мир – бывает очень сложно! Большинство же живущих людей в материальном мире, вообще считают, что только этот (материальный) мир – настоящий. Для игроманов – тоже самое. Их другой мир (кроме виртуального мира компьютерной игры) уже не интересует.

Жизнь в материальных вселенных в материальном теле – более увлекательна, чем такое «творение» людей – как компьютерные игры. Поэтому и материальная обусловленность (зависимость) живого существа от интересов этого мира –очень сильная. Живое существо (душа) склонна к исследованию и новым ощущениям. Тем самым, живое существо попадает в новую зависимость от объектов материального мира.

Наша сегодняшняя жизнь – это результат нашего же выбора в далёком прошлом. Причиной этого, был момент, когда живое существо решило «принять участие» в игре материального мира. Но, в результате, эта очень увлекательная игра, заставила нас забыть об истинном положении вещей в мироздании. Для освобождения от обусловленного состояния материи, помимо самого желания, нам необходимы определённые знания и действия, выражающиеся в духовной практике. Общий обзор различных духовных практик, описан в древнем священном писании «БХАГАВАД – ГИТА как она есть».

Теперь, когда мы восстановили (напомнили) истинный порядок вещей, можно объективно постараться дать ответ на вопрос: «Почему Бог даёт или посылает человеку испытания?».

Любая проблема или испытание на нашем жизненном пути, заставляет нас задумываться над следующим вопросом: – «Что нужно сделать, чтобы в будущем не подвергать себя новым испытаниям?».

Чем труднее эти испытания, тем настойчивей и решительней разумный человек начинает искать действенное, радикальное решение, для того чтобы в будущем чтобы не подвергать себя новым испытаниям.

Разумный человек начинает понимать, что жизненные испытания в виде болезней, старости, смерти близких людей, и др. – это лишь вопрос времени. Поэтому, он начинает поиск решения всех проблем, получая максимум информации о жизни – в целом.

Рассматривая нашу жизнь в более широком смысле, можно понять, что любое тяжёлое испытание (возможно, которое нам посылает или даёт Бог), – стимулирует любого разумного человека к получению новых знаний, которые помогут ему избавиться в будущем от встречи с новыми испытаниями. И чем тяжелее испытания – тем больше стимул к духовному самопознанию.

В материальном мире, обусловленные материей духовные частицы, главным образом склонны к приобретению и владению материальными объектами. По закону сохранения энергии (материального мира): – «если в одном месте – прибыло, значит в другом месте – убыло». В современном мире, с развитием оружия и денег (эквивалентом материальных ценностей), человек научился перераспределять материальные ценности – более изощрённо, безнравственно, и в гораздо больших масштабах. Помимо недостатка материальных ценностей в других местах, это приводит к другим последующим проблемам и испытаниям. Пиком такого рода испытаний, являются войны с многочисленными жертвами.

В ненасытном порыве к приобретению материальных ценностей, одни люди производят продукты питания (с удешевляющими эти продукты добавками), которые приносят им большую прибыль. А те – кто эти продукты употребляет, начинают со временем тяжело болеть.

Другие люди, в целях обогащения себя и своих близких, организуют «лечение» больных людей лекарствами, которые убирают симптомы болезни, но не устраняют причину самой болезни. Тем самым, больной человек работает на монополизированную фарм – индустрию до конца своей жизни. Таковы результаты существования в материальном мире.

Цель материального существования – приобретение материальных объектов.

Результатом материального существования – являются тяжёлые испытания в виде войн, болезней и страданий человека.

Это – причинно следственная связь, является – принципом существования материального мира.

Если Бог посылает и даёт людям испытания, то только с единственной целью: для того чтобы человек, насколько это возможно, оставил материальную деятельность, и с помощью приобретённых знаний и соответствующей духовной практики, смог после смерти физического тела, получить новое – духовное (трансцендентное) тело в одной из духовных вселенных.

В духовных мирах отсутствуют болезни и войны, так как нет причин, которые их порождают. Там отсутствует смерть. Эти миры (вселенные) не разрушаются со временем. Более полное описание трансцендентных миров представлено в «БХАГАВАД – ГИТЕ как она есть» и «Шримад = Бхагаватам».

Если же человек старается вести правильный образ жизни, не унижать других, не оскорблять, не осуждать, и т. п., но, тем не менее, не достигает совершенства в практике духовной самореализации, то после смерти своего физического тела, он перерождается на планетах материального мира с высокоразвитой цивилизацией. Либо, на этой же планете, но в гораздо лучших условиях (в семьях духовно развитых людей, либо в семьях с высоким материальным достатком).

Испытания выпадают также и плохим людям. За каждый свой безнравственный или преступный поступок, человек начинает испытывать результаты уже при жизни. Это выражается в изменении его сознания, негативном изменении работы мозга с последующими проблемами с физическим здоровьем. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с научными исследованиями учёных из России и Великобритании в статье: «ПОЧЕМУ БОГ НЕ НАКАЗЫВАЕТ ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ».

Мира всем! С. Амаланов

— СТАТЬИ И КНИГИ Сергея Амаланова —

……………………………………………………..

…………………………………………………….

>Святые: Святыми не рождаются

Святые, или «Святыми не рождаются, ими становятся»

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых.

Словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года, которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых.

Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю.

И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители.

День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а в обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.

Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.

При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью, святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать, что святые безгрешны.

Фото orthphoto.net

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно: человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему, и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «Будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги», и сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу, — «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» — оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская – еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе, соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления Церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого. Так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня).

Далее последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть, и обожение, теозис, — главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно вспоминает всех святых в земле Русской просиявших. Чтобы вникнуть в их призвание, в их жизненный подвиг очень полезно для каждого верующего человека вспомнить о том, что такое святость, как человек становится святым и почему он им становится. И чтобы это понять, необходимо, в первую очередь, отринуть от себя ложные понимания святости, которые бывают распространены даже среди церковных людей.

Во-первых, святость это не есть некая привилегия или некая отличительная особенность человека, которая делает его чем-то выше, чем все остальные люди. Достаточно посмотреть на жизнь любого святого и увидеть, что не было среди людей, сподобившихся святости, тех, у которых было бы высокопоставленное положение, кто был бы свободен от несчастий, болезней, скорбей, предательств – словом, от тех горестей и страданий, которые случаются в жизни каждого обычного человека. А если заглянуть в житие святых, то можем увидеть, что у них страданий и горя было, может, даже больше. Только святые, чтобы приблизиться к Богу, добровольно шли на эти лишения и скорби.

Святость не дает никакой выгоды в этой жизни, напротив, она призывает человека к большей ответственности. О святом человеке в Священном Писании встречается выражение, что этот человек «ходит пред Богом». Это меткое выражение полнее всего характеризует человека, стремящегося к Богу. Ходить пред Богом значит каждое мгновение своей жизни ощущать, будто находишься пред глазами Божиими. Ничто в жизни такого человека не скрыто от Бога, а, следовательно, каждую секунду его совесть очень обостренно воспринимает его поступки и слова. Она зовёт стать, как можно чище пред Богом, как можно больше отринуть от себя всё то, что загрязняет душу, потому что оно мешает общаться с Богом. Поэтому святость — это большая ответственность.

Но мнение, что ответственность эта доступна только для особо избранных, для тех людей, которые избраны для этого самим Богом, «а нам уж как-нибудь бы прожить, нам не до святости», .ложно. Господь это убеждение напрямую опровергает в Своём Писании. Каждому, кто крестился во имя Его, каждому, кто стал христианином, Господь говорит: «Будьте святы, как Я свят». Святость это не есть некий талант, некое дарование, которое Господь даёт только избранным. Святость — это призвание прикоснуться к истинной Святости, которой обладает только Господь. Каждый человек свят только в той мере, в которой к этой святости Божией прикасается. Именно поэтому Церковь перед тем, как все стоящие в храме будут причащаться Святых Христовых Таин, возглашает устами священника: «Святая — святым». Дары, освящённые на престоле, назначены людям, которые прикоснутся к Святости и от этого станут святыми. Таким образом, мы святы не от того, что чем-то одарены, чем-то богаты, нет, мы все бедны, скудны, и ничего в нас доброго и хорошего нет, одна разруха. Мы святы лишь в той мере, в которой можем прикоснуться к святости Божией.

Это утверждение Церкви известно очень многим. Но лукавая совесть человеческая часто затемняет другую сторону этого утверждения: о том, что не только я призван к святости, но и каждый христианин. А это значит, что к каждому живущему человеку нужно относиться с таким же благоговением, с таким же почтением, с таким же добрым и кротким чувством, как и к Богу. Именно эта мысль руководствовала святыми, когда они относились к любому человеку с трепетом. Даже к грешнику, даже к убийце, даже к тому, кто нарушает, попирает и плюёт на Божии заповеди — даже к ним святые люди относились с кротостью, с жалением и с любовью. Преподобный Серафим Саровский к разбойникам, которые избили его почти до смерти, относился с такой любовью, с таким прощением, что эти отморозки превратились в настоящих людей. Любовь и прощение святого Серафима вернули их к жизни, подарили им веру в то, что есть смысл в этой жизни, и этот смысл — любовь.

Это качество святого человека зовётся кротостью. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», — звучит одна из заповедей блаженства. Наследуют землю значит пользуется самым большим достоинством, авторитетом. Вопреки современным распространяемым представлениям о том, кто в жизни правит, самой подлинной властью – душами, умами и сердцами людей, обладают люди кроткие.

Самый близкий пример среди наших русских святых, которым я хотел бы поделиться, это пример последних царей династии Романовых. По милости Божией я недавно вернулся из города Екатеринбурга, где был в монастыре Ганиной Яме и где буквально сердцем пережил то, что испытала семья нашего последнего российского царя в своей страстотерпческой кончине. Как рассказывала экскурсовод, те люди, которые были приближены к царской семье, с удивлением отзывались о том, что не встречали в своей жизни больше такой семьи, где никогда не было ссор, где дети никогда не прекословили родителям. Об этом удивительном и уникальном случае свидетельствовали все люди, которые знали царскую семью. Удивительна любовь царицы Александры Федоровны к мужу, которая выражена в её дневниках, удивительно целомудренное, чистое отношение к детям, удивительны внутрисемейные отношения, которые покоились и основывались на вере, чистоте и очень большом благородстве этих людей.

Для того, чтобы сторожить царскую семью в доме Ипатьевых в Екатеринбурге специально подбирались бывшие уголовники, не имеющие ни стыда, ни совести. Эти бывшие люди издевательски относились к царю, царице и великим княжнам: Ольге, Марии, Татьяне, Анастасии. Этих чистых девушек они порочили своим словами и издевательствами, провожали их даже до уборной комнаты, высматривали их.

Что пришлось перенести царю Николаю и его жене, когда при их общей трапезе эти выродки стояли рядом и каждый кусок хлеба сопровождали издевательским словом? Что пришлось ему перенести, когда ещё недавно он имел власть просто уничтожить этих людей, а сейчас они захватили власть и при нём унижали самых дорогих людей: его жену, его детей? Представьте, что происходило в душе царя Николая! И он не сказал ни слова. Кротостью своей, своей молитвой об этих людях, он, его жена и его дети совершили чудо – в этих выродках что-то проснулось. Начальники выбрали сторожить царскую семью самых беспринципных, самых безнравственных людей, и вдруг эти выродки стали хорошо относиться к царской семье! Раньше они не позволяли им даже гулять, а теперь, на протяжении года, они стали позволять монахиням Ипатьевского монастыря приносить им пищу.

Вот, что произвела кротость царской семьи. Начальники же по этой причине были вынуждены перед самым расстрелом царской семьи полностью поменять их охрану и нанять других, не знавших их и готовых хладнокровно и без зазрения совести расстрелять даже детей.

Вот что делает кротость. Даже тогда, когда ты чувствуешь несправедливость, даже когда тебе в лицо, буквальным образом, плюют, человек, считающий себя христианином, не должен воздавать злом за зло, не должен следовать закону «око за око, зуб за зуб». Потому что кротость составляет такую силу, которая способна не только душу человеческую перевернуть, но и весь мир. Царские страстотерпцы стали самыми первыми русскими святыми, ходатаями о нас пред Богом, которые, как мы надеемся, молятся о прощении и наших грехов, и о том, чтобы и мы научились их кротости, благородству и их любви ко Христу.

Предстоятель: Чтобы быть ближе к Богу, надо меньше говорить лишнего, больше молиться

Человека, который смиряется, Бог наполняет благодатью и защищает от всякого зла и несправедливости.

Божия Матерь – образец того, каким может стать обычный человек, главное – отворачиваться от гордыни и стараться быть смиренным. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в проповеди во время Литургии перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры 28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Предстоятель рассказал, как произошло дивное Успение Богородицы и подчеркнул, что «Божья Матерь, Которая является наибольшим примером смирения и святости, – образец того, каким может стать и быть обычный человек».

«Люди часто думают, что если человек будет смиренным, то другие его затопчут, будут обижать. Ничего подобного! Того человека, который смиряется, Бог наполняет благодатью, того человека Бог защищает – от всякого зла и несправедливости. Писание говорит, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5)», – пояснил Предстоятель.

Поэтому, продолжил Архипастырь, очень важно приучать себя к смирению и молитве.

«Надо приучать себя не говорить лишних слов, а говорить те слова, которые имеют значение, надо молиться и читать Священное Писание, как Матерь Божия любила это делать. Потому что и молитва, и Слово Божие помогают человеку понять, что такое свет и что такое тьма, что есть добро, а что есть зло», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Напоследок Предстоятель пожелал, чтобы Матерь Божия Своим омофором «покрывала нас от всякого зла, которое может встретиться на нашем земном пути».

За праздничной Литургией в Лавре Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Нежинский и Прилукский Климент, архиепископ Бучанский Пантелеимон, епископ Вознесенский и Первомайский Алексей, епископ Дионисий (Константинов), епископ Васильковский Николай, епископ Шепетовский и Славутский Евсевий, епископ Барышевский Виктор и духовенство монастыря.

На малом входе Первосвятитель удостоил братию Киево-Печерской Лавры богослужебных наград.

За Литургией возносились сугубые молитвы о мире в Украине и единстве Православной Церкви.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил диаконскую хиротонию над Сергеем Мытей, клириком Михайловского храма г. Боярка Киевской области.

По окончании Литургии архипастыри, духовенство, прихожане и многочисленные паломники во главе с Предстоятелем прошли крестным ходом вокруг Лавры от Успенского собора в Ближние пещеры. Здесь был совершен молебен, после которого все молящиеся были окроплены освященной водой.

Человек подчиняется Богу, Который рядом с нами, но подчиняется не рабским подчинением, потому что так отнимается у нас свобода, – Бог же, напротив, делает нас свободными от страстей и греха. Бог относится к нам как Врач, Который лечит нас; Он не ограничивает нашу свободу, а исцеляет нас от страстей и греха. И как врач действует не насилием, но дает нам предписания, так и Бог дает нам заповеди, которые помогают нам стать совершенными.
В своем Послании святой апостол Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». Бог начинает действовать, как только человек скажет себе: «Хочу быть ближе к Богу!» И тотчас Бог обнаруживает Свою отеческую любовь.

Отцы говорят, что даже само намерение, возникающее у нас, о котором мы думаем, что оно наше, даже тот факт, что мы хотим, мы имеем желание, даже само это хотение наше – тоже от Бога. В конечном счете, все от Бога. А что же остается нам? Наша расположенность приблизиться к Нему.

Часто люди, придя на исповедь, говорят: «Я погряз в страстях; я порабощен ими и не имею силы освободиться от них; я не вижу выхода. Я живу в вечных терзаниях: страсти все время побеждают меня, позорят, уязвляют».

Да, это так. Такова реальность. Страсти вообще не дают человеку поднять головы, и он льет горькие слезы о себе.

Ты говоришь такому человеку:

– Но ведь ты хочешь спастись?

– Конечно!

– Тогда перестань бояться! Бог найдет способ спасти тебя.

В «Патерике» говорится: «Отдай Богу намерение свое, и получишь силу!» Так отдай Богу свое намерение, свою волю, свое желание быть ближе к Нему – и Бог даст тебе силу для этого. Мы не знаем способа нашего спасения. Благий Бог явит его нам, если мы дадим Ему, так сказать, право вмешаться в нашу жизнь, если мы дадим Ему возможность и свободу вмешаться в нашу жизнь. Если мы действительно желаем спасения, Бог найдет способ спасти нас. Быть не может, чтобы Он сказал: «Вот, Я для этого человека ничего не могу сделать!»

Это врач может сказать: «Я сделал все возможное, но, к сожалению, больной умрет. Увы, он не выживет». Врач может оказаться в безвыходном положении, но для Бога не существует ни безвыходных положений, ни невозможных вещей. Бог не совершает ошибок.

Зачем я говорю это? Чтобы подчеркнуть, что мы приглашены в Царство Божие. Бог зовет нас к Себе, и даже одно только наше расположение что-то увидеть, услышать о Боге – уже значимо. Следовательно, если Бог призывает нас, это значит, что как-то так мы открыли свое сердце для Него. Бог не приблизился бы к нам, если бы мы не подлежали спасению, если бы мы отвергали Божий план нашего спасения.

Бог никогда не пренебрежет нами. Когда у нас есть право быть просвещенными Богом – потому что таково наше намерение, воля или что бы там ни было, – Бог даст нам то, что нам надлежит. Бог не лишит нас того, в чем мы нуждаемся, если мы действительно ищем этого.

Так происходит, когда мы идем к Богу. Ведь когда человек поворачивается к Богу, это значит, что до этого Он Сам повернулся к нам, потому что как же мы повернемся к Богу, если Он не просветит нас? Как же мы можем начать искать Бога, если Он до этого не побудит наше сердце искать Его? Так в детстве взрослые водят нашей рукой, когда мы пишем первые буквы, или держат за руку, когда мы делаем первые шаги, а мы думаем, что вот, сами идем; и думаем, подпрыгнув, что вот, сами прыгнули, а на самом деле это мать или отец приподняли нас, точно так и Бог поступает с нами. Если бы родители не поддерживали малыша, он не смог бы ничего сделать. Так же бывает и с нами. Мы думаем, что мы желаем и ищем Бога, а на самом деле за нашими действиями стоит Сам Бог. У нас просто есть намерение, расположение услышать Бога. Мы только это и можем сделать, а остальное совершается вместе с Богом, в соработничестве с Богом.

Где-то в Писании Бог говорит человеку: «Еще до того, как Ты позовешь Меня, Я уже буду там», – то есть еще до того, как ты откроешь рот, чтобы позвать Бога, Он уже будет рядом. Ты еще будешь договаривать, а Он уже ответит тебе, что Он тут, – чтобы мы видели непосредственное присутствие Бога при каждом нашем молении, при каждом призывании Бога.

Разумеется, если этого не происходит, то неуспех не может быть приписан Богу, а только человеку. За свой неуспех мы ответственны, Бог никогда не бывает повинен в нем, потому что, когда Бог вершит Свои дела, в них не бывает изъяна.

Ты, например, говоришь: «Вот Бог дал мне нечто. Ах, если бы Он дал мне этого немного больше! Вот если бы этого было больше, если бы оно было совершеннее, тогда, думаю, было бы лучше!»

Нет. Дела Бога совершенны и не имеют недостатков, которые есть у наших дел, когда мы делаем все что можем и говорим: «Да, получилось хорошо – по человеческим меркам. Но могло быть и лучше!»

У Него так не бывает. Все дела Божии совершенны. Мы же должны трудиться, имея этот дар – присутствие Бога в нашей жизни, и продолжать возрастать, каждый – там, где он поставлен, своим способом, в своих обстоятельствах, но всегда ища связи с Богом, которая, конечно же, установится, когда человек постигнет великую тайну, как привлечь Бога к себе – или, правильнее сказать, самому прийти к Богу. А это та самая тайна, о которой говорилось во вчерашнем евангельском тексте, – стяжать в сердцах наших смирение мытаря, его скорбь.

***

Сказано: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4: 8).

Разумеется, здесь имеются в виду не наши руки – в чем они повинны, бедные? Они всего лишь члены нашего тела. В чем повинна рука, если она крадет, если бьет? Это дело человеческого ума, расположения. Рука не идет сама по себе, чтобы украсть или ударить другого человека. Апостол говорит, чтобы мы очистили нашу жизнь и дела.

Помните трагедию Шекспира «Макбет»? Я прочитал ее, когда еще был маленьким. Там некая королева совершила убийство, а потом, несчастная, каждую ночь вставала и без конца отмывала руки, говоря: «Они еще не чистые, еще не чистые!» Она была как сомнамбула.

Это произвело на меня сильное впечатление, сцена эта просто врезалась в мою память. Женщина совершила убийство, и ей, несчастной, нужно было бы очистить душу – вот так была выражена глубокая потребность совести в очищении от тяжести греха.

Мы часто говорим: у нас грязные руки. А у кого руки чистые? Кто чист от скверны? Никто. Как же мы очистим свои руки? Добрыми делами, этим противоядием греху. Но иметь чистые руки недостаточно. В «Патерике» рассказывается об одном человеке, который был добр, руки его были чисты, он ни у кого ничего ни разу не отнял, никогда не воровал, не совершал плохих дел. А когда умер, был отлучен от Бога – проще говоря, осужден на мучение в аду. И тогда он спросил:

– Бог мой, за что же? Ведь руки мои чисты, ведь я ничего не сделал!

И Бог ответил ему:

– Да, действительно: твои руки чисты. Ты ничего не сделал. Твои руки чисты, но они пусты.

Недостаточно того, чтобы они были чисты, если они пусты, если в них нет ничего.

Как же, действительно, человеку очиститься? С помощью противоядия. Многие люди говорят:

– Но я же добрый, я никого не трогаю, никому не мешаю…

Все правильно. Но… нет добрых дел. Нужны добрые дела, и такие, какие бы делались ради души нашей с усилием, а не с легкостью. Не те крошки, что сметаются с нашего стола. Если есть бедные, которые едят наши крошки, то это не милостыня; нужен труд – чтобы твоя жертва запечатывала доброе дело. Вот это имеет ценность пред Богом. Лишить себя чего-то, превозмочь себя, выйти из себя, сделать что-нибудь, лишая себя чего-то, – вот это имеет истинную ценность, это очищает нас от грехов.

Поэтому многие отцы Церкви для живущих в миру на первое место ставят не пост, молитву, аскезу и прочее – об этом есть и в аскетических сочинениях, и даже в самом Евангелии. Вы ведь знаете, что Господь на суде не спросит у людей, постились ли они, молились ли, ходили ли на бдения, на беседы, читали ли они душеполезные книги или нет. Он не спросит ни о чем таком. О чем же будет речь?

– Беден Я был, и вы помогли Мне. Странствовал, и вы приютили Меня. Наг был, и вы одели Меня. Голоден был, и вы дали Мне есть. В темнице был, и вы посетили Меня. Болен был, и вы позаботились обо Мне.

Иными словами, Божий суд будет судом о любви. Любовь – это не что-то абстрактное и неопределенное. Мы живем в миру, и у нас, конечно, практически нет сил (как тут лучше выразиться – возможностей? удобных случаев? времени?) на то, чтобы совершать те аскетические подвиги и дела, какие совершали святые и какие, естественно, имеют возможность совершать монахи. Мы во все дни находимся в миру. Как же мы можем приблизиться к Богу? Через любовь. Вот что такое аскеза для нас – это дела любви, добрые дела, преодоление себя, преодоление нашего себялюбия, нашей самости. Любовь должна проявляться в нашем поведении и во всех наших делах, которые, естественно, человек не может совершать с легкостью. Отцы придавали огромное значение этим делам.

Следовательно, для человека в очищении от греха «своего сердца, рук своих», то есть дел своих, – противодействие греху. Иными словами, совершать дела, противоположные тем, что терзают тебя, противоположные грехам и страстям, через милостыню, через добрые дела привлекая благодать Божию в свою душу.

В «Патерике» рассказывается об одном монахе, сестра которого была блудницей. Он просил отцов:

– Молитесь о моей сестре, чтобы она покончила с грехом!

А она была блудница, но при этом делала вот что: отдавала деньги, полученные таким образом, на милостыню, а себе оставляла самую малость. Отцы ему сказали:

— Не бойся! Если она подает милостыню, Бог ее помилует!

Прошли годы. Ничего не изменилось, она так же жила в грехе, но и милостыню так же подавала. Отцы продолжали утешать брата:

– Не бойся, она недалеко от Царства Божия! Если она подает милостыню, Бог ее помилует!

И действительно так все и произошло. Бог посетил ее в некий час, и она все осознала, изменила свой образ жизни и через покаяние вернулась к Богу. Почему? Потому что хотя она и не совершала аскетических подвигов, а, напротив, вся погрязла в грехе, но ее милостыня имела такую силу, что привлекла благодать Божию в ее душу.

Помните Корнилия сотника, который был язычником и о котором Бог говорит, что его молитвы и милостыни привлекли Его?

В тропаре святому Пантелеимону поется весьма красиво: «Пантелеимоне (то есть Всемилостиве), ты, имеющий имя милостивого Бога…» – то есть он милостив, как милостив Бог. Бог милует именно милостивых, потому что, как говорит Христос в Евангелии, как вы поступаете с людьми, так и Бог поступит с вами.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Источник: Православие.Ру

Просмотров (50)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *