Зачем поминать усопших?

В нашем обществе неистребимо бытует огромное множество суеверий и заблуждений, связанных с поминовением усопших. Они живут из поколения в поколение, но не приносят никакой пользы, и даже вредят душе усопшего. Отчасти эти обычаи нам достались по наследству от советского прошлого, отчасти — сложились из-за элементарного незнания и оторванности от храма.

Рассмотрим самые распространенные ошибки при поминовении усопших, чтобы в будущем их избегать…

«Сорокоуст? Впервые слышу…»

Первые 40 дней с момента, как человек умирает — самые важные. Усопший проходит мытарства — посмертные испытания, по окончании которых решается его загробная участь. В эти дни мы усиленно молимся за душу родного человека. Теперь, когда его уже рядом с нами нет, только молитвой мы можем ему помочь.

Хорошо, когда родственники ежедневно до 40-го дня читают Псалтирь — по одной кафизме в день, или Акафист за единоумершего. Предстательствует за православного человека и святая Церковь. Поэтому очень важно в первые дни по кончине близкого заказать церковное поминовение — например, сорокоуст. Это сорокодневная молитва в храме. Третий, девятый и сороковой — дни особого поминовения. Если на третий день обычно отпевают, то на девятый и сороковой день нужно дополнительно заказать панихиду.

«У нас поминки, а потом — на кладбище…»

Именно такую фразу чаще всего слышат церковные работники, призывающие родственников прийти на панихиду. «Мы не можем», — говорят родные. А ведь побывать на панихиде и помолиться вместе со всей Церковью, за душу усопшего — намного важнее, чем состряпать очередное блюдо для стола. Нужно понимать приоритеты и стараться совмещать по времени: панихиду, поминки и поход на кладбище.

Поминки по старинке

К сожалению, в нашей стране сложилась порочная практика поминать усопших алкоголем. Многие считают спиртное неотъемлемым атрибутом поминального стола. Однако это в корне неверно: прием горячительных напитков на поминках противоречит христианским традициям, является грехом и оскверняет память близкого человека.

Необходимо помнить, что главной целью организации поминального обеда является не еда и питье, а совместная молитва за усопшего. Спиртное же только вредит душе родного человека. Бывает так, что усопший при жизни и сам увлекался «горячительным», так его еще и поминают спиртным, добавляя к его участи новую тяжесть.

На поминках можно прочитать литию, совершаемую мирянином, 17 кафизму из Псалтири и другие молитвы об упокоении. Не надо православного человека поминать словами: «Пусть земля ему будет пухом…», лучше прочитать короткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Вещи усопшего

Много суеверий связано с вещами умершего человека. Некоторые люди боятся оставлять их у себя. Однако верование в то, что вещи усопшего несут якобы какую-то негативную «энергетику» или грехи прежнего хозяина, неверно и несовместимо с православным мировоззрением. Ничего плохого они в себе не несут, напротив, служат напоминанием о близком человеке, и значит, поводом для краткой молитвы о его упокоении. Они продлевают память о родственнике. Поэтому добротные вещи вполне можно оставить у себя дома, а то, что не пригодится вам, но в хорошем состоянии, можно раздать нуждающимся. Неверно думать, что одежду новопреставленного усопшего нельзя трогать или раздавать до 40-го дня. Наоборот, это стоит делать до 40-го дня — в числе остальных дел милосердия, совершаемых особенно усердно в память об умершем.

На могилу — венки и еда

Несмотря на повсеместность этой традиции, искусственные цветы — не лучшее украшение могилы для православного христианина. С годами состарившиеся пластмассовые букеты и венки образуют горы мусора, который потом утилизируют, нанося вред окружающей среде. Искусственные цветы на самом деле — не лучшее доказательство нашей памяти и заботы об усопшем.

У Бога все живы, и в нашей памяти все усопшие родные, близкие сердцу люди — тоже живы. Но искусственные ромашки и хризантемы никак не подчеркивают это утверждение. Будет намного лучше принести на кладбище букет из живых цветов. А можно посадить саженцы нарциссов или календулы, или любых других — непосредственно у могилки.

Не стоит приносить и оставлять еду на кладбище. Эта суеверная традиция не имеет никакого отношения христианскому поминовению. Умершие родственники уже не нуждаются ни в еде, ни в питье. А оставленная на могилках пища, привлекает птиц и бродячих животных, которые начинают бродить по кладбищу, наводя беспорядок. Нарушается благоговейное отношение к памяти умерших.

Самим стать ближе к Богу

О душах усопших родственников мы можем молиться сами дома, а также заказывать церковные молитвы. Как же еще мы можем помочь нашим родным и близким, отошедшим ко Господу? Важны дела милосердия: накормить голодающих, подать нуждающимся, можно пожертвовать какую-то сумму на храм. И, конечно, немаловажно наше собственное усилие по исправлению себя и укреплению в духовной жизни. Вообще, регулярная исповедь и причастие — это норма жизни для любого православного христианина. В дни поминовения усопших также очень хорошо будет причаститься Тела и Крови Христовых.

Например, в сорокодневный период со дня смерти родного человека или в родительскую субботу, поминая всех умерших близких. Соединение со Христом в таинстве — самая большая радость как для самого человека, так и для всех его родных, включая отошедших ко Господу.

Не забывать о главном

Иногда при поминовении мы механически следуем сложившимся традициям, совершенно забыв о причинах их возникновения. К примеру, многие знают, что со дня смерти 40 дней дома должна гореть лампада. А для чего она зажигается? Нужно понимать, что лампада важна не сама по себе, а в качестве призыва к молитве о недавно почившем родственнике. И гореть она должна не перед фотографией умершего, а перед иконой Спасителя, Которого мы молим о милости и прощении грехов преставившегося человека. Такая же ситуация с поминками, давно превратившимися для многих в обычное застолье. А ведь целью поминального стола всегда была молитва за умершего, также вспоминали добрую жизнь усопшего. А еще была традиция приглашать к трапезе людей малоимущих и нуждающихся, чтобы их накормить и попросить помянуть в молитвах умершего.

Несмотря на обилие пустых суеверий и укоренившихся в нашем сознании ложных традиций, нам нужно учиться с христианской любовью относиться к умершим родным. Не забывать их поминать и делать это правильно, без лени, а с живой заботой и теплотой.

Дни особого поминовения усопших:

Мясопустная родительская суббота — перед воскресением о Страшном Суде, за неделю до Великого поста (2020 год — 22 февраля);

Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста (2020 год —14, 21 и 28 марта);

Радоница — на 9-й день после Пасхи (2020 год — 28 апреля)

Троицкая родительская суббота — перед праздником Пятидесятницы, Троицы (2020 год — 6 июня);

Покровская родительская суббота — перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (2020 год — 10 октября)

Димитриевская родительская суббота — перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (2020 год —7 ноября).

Теги: родительская суббота поминовение усопших

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

По теме:

В Свердловской области выросло число пациентов с коронавирусом: за сутки — 164 человекаВ Екатеринбурге из-за контроля за масочным режимом в метро образовались очередиДва члена свердловского правительства поставили прививку от коронавирусаИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 157 человек, четверо умерлиВ аэропорту Кольцово пассажиров на треть меньше, чем было год назадБольница Екатеринбурга потратила более ₽19 млн на препарат от коронавирусаИсточник: в Свердловской области за сутки коронавирус нашли у 149 человек, четверо умерлиУральский банк Сбербанка может перевести на дистант половину сотрудниковВ Свердловской области на фоне пандемии число безработных выросло почти в 5,5 разаБелоярская АЭС подготовилась ко второй волне коронавирусаВ Свердловской области развернули 400 новых коек для пациентов с коронавирусомСтало известно, будут ли в Свердловской области закрывать школы на карантин по COVIDПо итогам коронавирусного года бюджет Екатеринбурга потеряет до ₽4 млрдИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 143 человека, пятеро умерлиВ Свердловской области половина зараженных коронавирусом — детиКуйвашев до 5 октября продлил режим повышенной готовности в Свердловской областиУральские клиники ждут французскую вакцину от гриппа не раньше середины октябряВ Екатеринбурге детский сад закрыли на карантин из-за COVID-19В Кольцово из-за очередей увеличат штат медработников в пункте тестирования на COVID-19Источник: в Свердловской области — 146 новых случаев коронавируса. Растет число тяжелыхВ Свердловской области растет заболеваемость коронавирусом: 141 новый случай за суткиИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 139 человек, трое умерлиВ Екатеринбурге умер бывший главврач городской больницы. У него был коронавирусВ Свердловской области первые две прививки от коронавируса поставили врачамВ Свердловской области растет число заболевших коронавирусом: за сутки — 137 человекРосавиация отозвала разрешения на перелеты из Екатеринбурга в Индию, Китай, АзербайджанВ Курганской области — новый рекорд по заболевшим коронавирусом в суткиИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболел еще 131 человек, семеро умерлиВ УрФУ — еще один случай коронавируса. Жильцы общежития изолированыВ Екатеринбурге коронавирусом переболели 260 сотрудников скорой помощиСлужба скорой помощи Екатеринбурга готовится ко второй волне коронавирусаСвердловский минздрав сократил в Екатеринбурге число коронавирусных госпиталейИсточник: в Свердловской области — месячный рекорд по тяжелым пациентам с коронавирусом»Дочка» «Ростеха» купила у завода на Урале аппараты ИВЛ на ₽1,7 млрд. Где они — неизвестноВласти Свердловской области рассказали, кого первым привьют от COVID-19Депутат Заксобрания просит свердловского губернатора разрешить митингиЗаболеваемость пневмонией в Свердловской области в два раза превысила многолетний уровеньИсточник: в Свердловской области коронавирус нашли еще у 121 человека, четверо умерлиВ Свердловской области 207 классов из-за COVID-19 перешли на дистантКуйвашев разрешил работу цирка, аквапарка и букмекерских контор, закрытых из-за ковидаОперштаб объяснил, почему в Свердловской области выросло число тяжелых пациентов с COVIDВ УрФУ из-за ограничений, связанных с COVID-19, отказались от проведения новогодних елокИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 123 человека, трое умерлиИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 125 человек, восемь умерлиВ УрФУ — пять случаев заражения COVID-19. Часть студентов перевели на дистантВ Свердловской области коронавирус нашли еще у 129 человек, 10 умерлиУральский препарат, который принимали больные COVID-19, испытают на 380 африканцахУчастников похорон умершего от COVID-19 проверяют на участие в несанкционированном митингеВ мэрии Краснотурьинска два отдела перешли на самоизоляцию из-за заболевших COVID-19В Свердловской области подтвердились 126 случаев коронавируса, 12 человек умерлиВ Екатеринбурге появились мошенники, которые прикрываются штабом по борьбе с COVID-19Сотрудникам НИИ ОММ обещали погасить долг по коронавирусным доплатамВ Свердловской области из-за коронавируса и ОВРИ на дистант перешли уже 368 классовДепутат Екатеринбурга из-за «вечеринок» попросил власти ужесточить антикоронавирусные мерыИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 124 человека, 10 умерлиВ Екатеринбурге из-за ОРВИ и коронавируса закрыты уже 96 классовЖители уральского села, где от COVID-19 умер местный человек-легенда, вышли на митингКуйвашев разрешил проводить выставки и диспансеризацию в Свердловской областиВ Свердловской области заболеваемость пневмонией на 61% выше прошлого годаГендиректор УЭХК заявил о неэффективности термометрии на въездах в городИсточник: в Свердловской области за сутки коронавирус нашли у 129 человек, двое умерлиИсточник: в Свердловской области нашли еще 131 случай коронавируса, 10 человек умерлиИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 128 человек, 10 умерлиНа грани выживания: в Екатеринбурге посещаемость фитнес-центров упала на 65–74%В Свердловской области уже в 40 школах классы перешли на дистант из-за коронавирусаИсточник: в Свердловской области за сутки коронавирус нашли у 133 человек, трое умерлиВ Свердловской области в 1,6 раз выросла естественная убыль населенияВ Екатеринбурге могут начать лечить от коронавируса кислородно-гелиевыми смесямиУральские ученые нашли сходство между атомными реакциями и распространением COVID-19″Идет непредсказуемое распространение инфекции». УрО РАН — о второй волне COVID-19Ученые озвучили итоги испытаний уральского препарата, которым лечили от COVID в КитаеИсточник: в Свердловской области за сутки коронавирусом заболели 126 человек, 14 умерлиНа предприятии Росатома в Лесном снова выросла заболеваемость COVID-19В Екатеринбурге из-за пандемии коронавируса число турагентств сократилось на 7,6%Источник: в Свердловской области подтвердились 115 случаев коронавируса, 11 человек умерлиВ Свердловской области на карантин по COVID-19 закрыты три школы и 20 классовВ Курганской области — новый смертельный случай среди пациентов с коронавирусомВ Свердловской области коронавирусом заболели еще 123 человека, четверо умерлиВ Роспотребнадзоре рассказали, сколько уральцев вернулись из-за границы с COVID-19Из-за пандемии рестораны Екатеринбурга остались без тайских и вьетнамских фруктовРестораторы Екатеринбурга опасаются долгого периода спада из-за снижения доходов населенияВ Свердловской области Куйвашев продлил ограничения по коронавирусу до 14 сентябряНесмотря на школьные ярмарки, в ТРЦ Екатеринбурга не произошло всплеска посетителейКуйвашев объяснил, какие школы Свердловской области будут переводить на дистантИсточник: в Свердловской области подтвердились еще 125 случаев коронавируса, трое умерлиИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 128 человек, двое умерлиВ Свердловской области коронавирус нашли еще у 119 человек, пятеро умерлиВ аэропорту Кольцово открылся пункт тестирования на COVID-19В свердловские школы без теста на COVID-19 не пустят детей тех, кто вернулся из-за границыВ общежитии УрФУ у студента выявили COVID-19Источник: в Свердловской области коронавирусом заболели еще 123 человека, четверо умерлиРоспотребнадзор: у 12% жителей Свердловской области есть антитела к коронавирусуВ поликлиниках Екатеринбурга возобновился плановый прием пациентовИсточник: в Свердловской области коронавирусом заболел еще 121 человек, шестеро умерлиВ Екатеринбурге в трех школах ввели дистант из-за COVID-19В Екатеринбурге школу № 148 на второй день работы перевели на дистант из-за коронавирусаВ Нижнем Тагиле 130 школьников отправили на карантин по COVID-19В Екатеринбурге из-за COVID-19 с рынка ушли почти 40% хостелов и два отеляСуд оштрафует 18 свердловчан, не сдавших анализ на COVID после возвращения из-за границы

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва – это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Фото **Mary**

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

Гроб, свечи, ритуальные венки — это нужно не умершим. Важно это пришедшим поминать усопших. Достойно похоронить близкого важно. Но христианство учит, что нужно усопшему только наше моление. Близкие и друзья собираются на похоронах для помощи душе покойного. Что нужно усопшему, чтобы попасть в рай? Праведное поведение при жизни и непрестанные молитвы близких.

Зачем нужно поминать усопших

В христианстве считается, что в момент смерти заканчивается только земная жизнь и начинается загробная. Окончательно участь души умершего будет решена только после Страшного суда. До этого момента она пребывает в ожидании ада или рая. Душа мучается от нераскаянных грехов, не находит покоя из-за угрызений совести. Сам человек больше не влияет на свою судьбу, а вот близкие при обращении к Богу облегчают тому путь в загробном мире.

Нужно ли поминать усопших? Поминки — это воспоминания о заслугах покойного, положительных качествах и поступках. В православии поминовение происходит исключительно молитвой. По народной традиции устраивают поминальные обеды.

Поминки проходят на третий день после смерти (в день похорон), девятый, сороковой дни. В церкви или на кладбище служат панихиду об усопшем и поминают его. Следующие даты поминок — полгода, год, день рождения и именины.

Для друзей и родных на 3, 40 день и годовщину смерти устраиваются ритуальные трапезы, во время которых читаются молитвы по усопшему. Чтобы застолье из поминального не превратилось в праздничное, на столах исключают спиртное. Рюмка водки на могиле — языческий обряд, который оскорбляет православного покойного.

Что нужно читать по усопшим

Об усопших молятся на Литургии, читается псалтирь. В родительские субботы по всем умершим христианам совершаются вселенские панихиды. В церкви заказывают панихиду (совместную молитву об усопших) или более краткую литию. Прихожане подают специальные записки «Об упокоении” с церковными именами. Чтобы они с большей вероятностью были озвучены (помянуты) священником, лучше писать короткий список. Нельзя писать в записках и отпевать безбожников (атеистов) и вероотступников (сектантов), самоубийц и некрещеных. Таких людей поминают домашней молитвой. Несколько лет назад русской православной церковью был одобрен «Чин молитвенного утешения” для родственников самоубийц, помогающий справиться со своим горем. Те же, кто добровольно ушел из жизни — самые большие грешники, потому что единственные не раскаются.

Молитвы нужно читать по усопшему каждый день, а не «по праздникам”. Часто люди слишком много уделяют внимание внешнему, например, заботятся о дорогом гробе или памятнике. Это важно для мирян. Умилостивить же Господа могут только молитвы, потому что сам человек больше не совершает добрых дел.

Молитвы нужно читать по усопшим и дома, и в церкви. Особенно важна духовная поддержка тем, кто умер нераскаянным, не принял перед смертью святое Причастие и благодать Соборования. Усердно молятся за новопреставленного первые сорок дней. Родственники каждый день читают минимум по одной кафизме Псалтири. Дополнительно читают канон общий за умерших или канон за единоумершего, помогающий скорбящим утешиться. Молитва — это просьба к Господу пощадить своего раба, простить вольные и невольные прегрешения.

Повлиять на загробную участь близких можно не только чтением молитв. Проявлением любви станут и раздача милостыни, пожертвования в храм, благотворительность. Все, что делается в память об умершем человеке, принесет пользу душе. Если человек посмертно находится в аду, то каждая молитва облегчает его страдания, приближает к искуплению грехов. Если же праведник уже в раю, то счастье возрастает, и душа его молится о вас.

В день похорон проводится последование мертвенное, называемое отпеванием. Это церковные проводы в вечную жизнь с мольбой о прощении грехов. Если вам нужно отпевание усопшего, звоните специалистам компании «МосГупРитуал” по телефону 8 (499) 410-00-00 . Работаем круглосуточно и ежедневно, чтобы люди вовремя получали нашу помощь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *