Зачем поститься?

Из книги «Во что мы веруем? Вопросы и ответы».

В чем необходимость поста? Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому в нашей жизни бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого мы воздерживаемся от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в наших греховных страстях, стало быть, важно побеждать свои страсти, чему как раз и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.

А если вкратце сказать об упомянутых в вопросе отличиях, то можно ответить так: диета – методика оздоровительного питания, вегетарианство – идеологический отказ от животной пищи, а пост – духовное делание, которому мы стараемся подчинить не только душу, но и плоть. Здесь явное различие в целях и исходных побуждениях.

Диета действует в области физиологии. Диета вызвана исключительно телесными потребностями, в частности расстроенным телесным здоровьем. Предписанная врачами и необходимая для поправления здоровья, диета не осуждается Церковью, более того, уже при диете человек учится ограничивать пожелания своего телесного естества. Но диета еще не есть пост, потому что пост – это не только телесное воздержание, а целокупное действие духа, души и тела. Иногда к священникам подходят невоцерковленные люди, и на вопрос, постятся ли они, отвечают, что мяса они вообще не едят. Само по себе невкушение мяса еще не есть пост, но пост – это, при невкушении скоромной пищи и воздержании от супружеских отношений, еще и особый, более трезвенный, покаянный настрой души, это и воздержание от участия в мирских увеселениях, и приготовление к исповеди, и увеличение своего молитвенного правила.

В отличие от диеты, вегетарианство исходит не из физиологической необходимости, а из идеологии. В частности, некоторые люди отказываются от вкушения мясной пищи ввиду жалости к животным и ввиду мировоззренческого неприятия умерщвления животных. То есть это выбор пищи в зависимости от своих душевных побуждений, но который всецело простирается в плоскости земной, не имея духовного вектора, ибо вопрос о вкушении мясной пищи ясно разрешается Божественным Откровением (см. Быт. 9:2–3).

В отличие от диеты и от вегетарианства, пост – это духовное делание, целью которого ставится подчинение телесных и душевных чувств духовным начинаниям. В христианской письменности тело иногда сравнивается с музыкальным инструментом, а душа с музыкантом, который должен извлечь из этого инструмента гармоничную мелодию. Если инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет добиться возвышенных звуков. Но если и музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

ТАШКЕНТ, 15 мая — Sputnik. У всех мусульман мира начинается обязательный пост — священный месяц Рамадан.

Это не просто период воздержания от еды и питья, но и внутренняя аскеза, воспитание души и духа. А еще лучшее время вспомнить о самых важных принципах исламского учения, один из которых призывает избегать лицемерия, так как лицемер никогда не пройдет через врата рая.

© Sputnik / Александр Паниотов А потому для мусульманина особенно важно, что формальная сторона Рамадана не заслоняла в душе верующего глубокого смысла поста.

«Рамадан — это в первую очередь очищение души, очищение себя от всего греховного. От ошибок, которые накопились в течение года. И в этом отношении пост способен поменять нас в лучшую сторону, если мы изначально будем стремиться к этому сами через покаяние и молитвы. Как гласит священный Коран, Всевышний не меняет нашего положения, пока мы сами не начнем меняться», — отмечает заместитель председателя Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов.

Он напоминает, что именно на дни поста приходится Ночь могущества — особое время, приходящееся на 26 и 27 числа месяца Рамадана, напоминание о даровании пророку Муххамаду первой суры Корана.

© Sputnik / Владимир Трефилов Именно в эту ночь согласно вере Всевышний может помочь верующему стать духовно выше, если верующийискренне покается в своих грехах и будет вдумчиво читать Коран.

Но такое очищение свыше не происходит внезапно. Ему предшествует длительная и трудная работа над собой, чему в месяц Рамадан стоит уделять особое внимание.

«Важно избегать негативных мыслей, слов и поступков, пустого времяпрепровождения, вредных привычек. Вместо этого следует придерживаться здорового образа жизни, больше сосредоточиться на чтении полезных книг, молитвах, находить в сердце место для благодарности Всевышнему», — подчеркивает муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.

По его словам, такая ежегодная духовная и физическая «перезагрузка» чрезвычайно полезна для верующего, ведь Господь желает людям только благого и дает шанс и оздоровить организм, и достичь внутреннего преображения.

Но, пожалуй, самой важной составляющей месяца Рамадана, без которой духовное очищение невозможно, даже если мусульманин будет ревностно поститься и усердно молиться, является доброта и сострадание к ближнему.

По мнению исламских богословов, священный пост — лучшая возможность явить миру в полную силу самые красивые человеческие качества, будь то милосердие, доброта, щедрость, и вдохновить своим примером окружающих.

Как считает Аляутдинов, подобный образ жизни, складывающийся на протяжении месяца поста, постепенно становится стилем жизни верующего и ведет его к успеху в этом мире и в вечности.

С этим полностью согласен и Рушан Аббясов.

«Конечно же, пост дает нам возможность еще больше понять положение нуждающихся. Поэтому мы раздаем специальную милостыню — Закят аль-фитр, людям, чье положение гораздо хуже нашего. Это шанс сделать как можно больше праведных дел и поблагодарить Всевышнего, что мы можем провести месяц Рамадан в здравии», — пояснил богослов Sputnik Таджикистан.

Рамадан является одним из пяти столпов ислама, обязательных для всех правоверных мусульман. В течение всего месяца с восхода и до заката верующий должен отказаться от приема пищи, питья, курения, интимной близости.

Рамадан — время молитвы и обращения к Богу. Каждый свой день мусульманин должен начинать с нията (намерения), подтверждающего готовность соблюдать пост.

© Sputnik / Алексей Куденко Для больных, пожилых людей, детей и всех тех, для кого суровые условия поста могут представлять угрозу для здоровья или даже жизни, предусматриваются послабления.

Окончание месяца Рамадана знаменует общая молитва, а за ней великий праздник Ид аль-Фитр, или Ураза-байрам, длящийся три дня. Люди благодарят Господа, угощают близких и друзей. Щедрость, а точнее раздача милостыни — садака, — является непременным условием праздника.

Что дает пост человеку, зачем нужно поститься

Вопрос простой и сложный одновременно. Во многих СМИ сейчас повторяются публикации на эту тему. Большинство из них стараются подчеркнуть, что пост — это не диета и его главная составляющая духовная. Нисколько не спорю с этим 🙂 Но есть одно но и об этом будет сказано дальше.

Что дает пост человеку:

Во-первых, пост — это помощь.

Казалось бы, пост состоит из ограничений и вместо помощи должен создавать сложности. Но даже ограничение в еде помогает человеку становиться лучше, возрастать духовно. Это происходит следующим образом:

  1. Мы не делаем чего-то, в принципе, не очень важного, но того, чего очень хочется — не едим некоторые вкусные продукты, дисциплинируя себя и тренируясь управлять желаниями.
  2. Мы меньше думаем о развлечениях и вещах пустых, и больше о главном — выравниваем приоритеты, ставим главное на место, а второстепенное отодвигаем на задний план.
  3. Отсутствие в организме продуктов животного происхождения помогает облегчить эмоциональную нагрузку — легкое пищеварение приближает нас к легкости мышления и делает спокойнее.

Во-вторых, пост дает новые возможности:

Не употребляя некоторые продукты долгое время, мы потом лучше и ярче воспринимаем их вкус, нас радуют простые блюда и проходит бесконечное желание пробовать что-то новенькое, тяга к деликатесам и каким-то «супервкусным» блюдам — мы можем радоваться еде, не вкладывая много денег и времени.

Когда человек постится, он полноценно готовится к празднику, который следует за постом — Праздник приобретает особое значение, словно переход из одного состояния в другое. И радость праздника становится особенной, возвышенной и очень глубокой.

В поисках постных рецептов мы расширяем свой рацион — добавляем такие продукты, на которые до поста не обращали большого внимания. Часто это очень полезные продукты — овощи, бобовые, орехи, злаки, растительные масла разных видов.

Соблюдая пост, мы подаем хороший пример своим детям — личным примером учим их управлять своим «хочу» и уметь радоваться простым вещам, правильно расставлять жизненные приоритеты.

Те, кто постятся, чувствуют единство с другими постящимися, очень приятное чувство невидимой связи между людьми.

Выше описано, что дает человеку пост хорошего. А теперь перейдем к минусам и сложностям, которые иногда возникают, если мы начинаем поститься:
  1. Нас не всегда понимают окружающие. Некоторые люди настолько убеждены, что без мяса невозможно питаться, что считают пост ужасным ограничением для организма 🙂
  2. Некоторые люди из поиска попадают на постные рецепты из очень дорогих продуктов и решают, что поститься слишком накладно, а потому не для них.
  3. Некоторые люди выставляют свой пост напоказ и тем самым перечеркивают его пользу для души
  4. Некоторые люди слишком категоричны в соблюдении поста, чем обижают непостящихся
  5. Новички иногда совершают такие ошибки:
  • Выбирают степень поста неправильно, не по силам и потом плохо себя чувствуют
  • Совершенно не знают что готовить, так как нет навыка и знаний, и бросают свою затею, решив, что поститься могут только очень «сильные люди».
  • Забывают о духовной составляющей поста и вообще его главном назначении
  • Выбрав меру поста себе не по силам и постоянно чувствуя себя полуголодными, делаются нервными и раздражительными.

О последнем пункте как раз и будет наше «но», о котором я упоминала в начале статьи.

Итак, множество публикаций, отвечая на вопрос, что дает человеку пост, пишут примерно следующее:

«Очень важно помнить, что главное в посте не воздержание в еде, а очищение души». Все верно! Я бы даже сказала, верно абсолютно. Но…

Наблюдая за реакцией разных людей я заметила вот что:

Это утверждение очень нравится непостящимся 🙂 Как Вы думаете, почему?

В этом утверждении некоторые забывают, что фраза «главное в посте не воздержание в еде» вовсе не означает, что в еде поститься не нужно.

Тот факт, что ограничение в еде как раз и помогает очищать душу, упускается из виду.

Поститься или нет, личное дело каждого. Процитирую удивительно позитивные строки из Огласительного слова на Пасху Святителя Иоанна Златоуста:

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!

Чего всем и желаю, мои дорогие читатели сайта! 🙂

Солинка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *